Рабочая программа Н. И. Сонин 7 класс

Раздел Биология
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РАССМОТРЕНО

на заседании МО

протокол № __1______

«__28__»___августа__2015г.




СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

______________________

«__28__»__августа_____2015г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ

«Биология»

7 класс

2015 - 2016 год

Составитель программы: Кофанова Н.В.

Количество часов в году: 70

Количество часов в неделю: 2






г. Оренбург

2015 г



  1. Пояснительная записка

Рабочая программа учебного курса «Биология» для параллели 7-ых классов составлена на основе следующих нормативных документов:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014, с изм. от 02.05.2015) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 31.03.2015);

  • приказ Минобразования России от 5 марта 2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»(в ред. Приказов Минобрнауки России от 03.06.2008 №164, от 31.08.2009 №320, от 19.10.2009 №427, от 10.11.2011 №2643, от 24.01.2012 №39, от 31.01.2012 №69);

  • приказ Минобразования России от 9 марта 2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки РФ от 20.08.2008 № 241, от 30.08. 2010 №889, от 03.06.2011 № 1994, от 01.02.2012 № 74);

  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 N 189 (ред. от 25.12.2013) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (вместе с «СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы») (Зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011 № 19993);

  • приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

  • примерная программа основного общего образования по биологии

Примерная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

Примерная программа выполняет две основные функции:

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно- планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Примерная программа является ориентиром для составления авторских учебных программ и учебников. Примерная программа определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса, за пределами которого остается возможность авторского выбора вариативной составляющей содержания образования. При этом авторы учебных программ и учебников могут предложить собственный подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности изучения этого материала, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся. Тем самым примерная программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителей, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса. Созданные на ее основе авторские учебные программы и учебники должны соблюдать строгую преемственность с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования и федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений Российской Федерации.

Задачи обучения:

  • формирование целостной научной картины мира;

  • понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире;

  • овладение научным подходом к решению различных задач;

  • овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты.


  1. Общая характеристика учебного предмета.

Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить основные знания и умения, значимые для формирования общей культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, востребованные в повседневной жизни и практической деятельности. Основу структурирования содержания курса биологии составляют ведущие системообразующие идеи - отличительные особенности живой природы, ее многообразие и эволюция, в соответствии с которыми выделены блоки содержания: Признаки живых организмов; Система, многообразие и эволюция живой природы; Человек и его здоровье; Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Основу изучения курса биологии составляют эколог- эволюционный и функциональный подходы, в соответствии с которыми акценты в изучении многообразия организмов переносятся с рассмотрения особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнение в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах. В содержании раздела «Человек и его здоровье» особое внимание уделено социальной сущности человека, его роли в окружающей среде.

В примерной программе предусмотрен резерв свободного учебного времени (33 ч. На ступени основного общего образования) для более широкого использования, наряду с традиционным уроком, разнообразных форм организации учебного процесса, проведения лабораторных и практических работ, внедрения современных педагогических технологий.

Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

- освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

3.Описание места учебного предмета в учебном плане.

Примерная программа разработана на основе федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ, в соответствии с которым на изучение курса биологии на ступени основного общего образования выделено 245 часов, в том числе в 6 классе - 35 часов (1 час в неделю), 7-9 классах- по 70 часов (по 2 часа в неделю). Систему, многообразие и эволюцию живой природы целесообразно изучать на основе краеведческого подхода с использованием наиболее типичных представителей растений, животных, грибов конкретного региона.

Учебно - тематический план



Наименование разделов

Количество часов

Количество контрольных работ

Количество практических работ


Введение

3



Раздел 1. Царство Прокариоты

1.1-1.3

Многообразие, особенности строения и происхождение прокариотических организмов

3




Всего

3




Раздел 2. Царство Грибы

2.1-2.3

Общая характеристика грибов

3



2.4

Лишайники

1




Всего

4




Раздел 3. Царство Растения

3.1-3.2

Общая характеристика растений

2



3.3-3.4

Низшие растения

2



3.5-3.8

Высшие растения

4



3.9-3.10

Отдел Голосеменные растения

2



3.11-3.16

Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения

6




Всего

16




Раздел 4. Царство Животные

4.1

Общая характеристика животных

1



4.2-4.3

Подцарство Одноклеточные

2



4.4

Подцарство Многоклеточные

1



4.5-4.7

Тип Кишечнополостные

3



4.8-4.9

Тип Плоские черви

2



4.10

Тип Круглые черви

1



4.11-4.13

Тип Кольчатые черви

3



4.14-4.15

Тип Моллюски

2



4.16-4.21

Тип Членистоногие

7



*

Тип Иглокожие

*



4.22

Тип Хордовые. Подтип Бесчерепные

1



4.23-4.24

Подтип Позвоночные (Черепные). Надкласс Рыбы

2



4.25-4.26

Класс Земноводные

2



4.27-4.28

Класс Пресмыкающиеся

2



4.29-4.32

Класс Птицы

4



4.33-4.37

Класс Млекопитающие

4




Всего

37




Раздел 5. Царство Вирусы

5.1

Царство Вирусы

2




Заключение

1




Итого

66+4 (резерв)





4.Обязательный минимум содержания образования.


Биология как наука.

Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. Признаки живых организмов

Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Признаки живых организмов, их проявление у растений, животных, грибов и бактерий. Поведение животных (рефлексы, инстинкты, элементы рассудочного поведения). Наследственность и изменчивость - свойства организмов. Приемы выращивания и размножения растений и домашних животных, ухода за ними.

Проведение простых биологических исследований: наблюдения за ростом и развитием растений и животных; процессов жизнедеятельности растений и животных, поведения животных; клеток и тканей на готовых микропрепаратах и их описание; приготовление микропрепаратов растительных клеток и рассматривание их под микроскопом; сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий; распознавание органов, систем органов растений и животных; выявление изменчивости организмов.

Система, многообразие и эволюция живой природы

Система органического мира. Основные систематические категории, соподчиненность. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Роль растений, животных, бактерий, грибов и лишайников в природе, жизни человека и собственной деятельности. Вирусы - неклеточные формы. Возбудители и переносчики заболеваний растений, животных и человека. Меры профилактики заболеваний, вызываемых животными, растениями, бактериями, грибами и вирусами. Оказание первой помощи при отравлении грибами.

Проведение простых биологических исследований: распознавание растений разных отделов, животных разных типов, наиболее распространенных растений своей местности, съедобных и ядовитых грибов, важнейших сельскохозяйственных культур и домашних животных; определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе с использованием справочников и определителей (классификация).

Взаимосвязи организмов и окружающей среды


  1. Содержание учебного предмета

(70 часов, 2 часа в неделю)

Введение (3 часа)

Мир живых организмов. Уровни организации и свойства живого. Основные положения учения Ч. Дарвина о естественном отборе. Естественная система живой природы как отражение эволюции жизни на Земле. Царства живой природы.

Раздел 1

Царство Прокариоты (3 часа)

Тема 1.1

Многообразие, особенности строения и происхождения прокариотических организмов (3 часа)

Происхождение и эволюция бактерий. Общие свойства прокариотических организмов. Многообразие форм бактерий. Особенности строения бактериальной клетки. Понятие о типах обмена у прокариот. Особенности организации и жизнедеятельности прокариот; распространенность и роль в биоценозах. Экологическая роль и медицинское значение ( на примере представителей подцарства Настоящие бактерии).

-Демонстрация

Схемы возникновения одноклеточных эукариот, многоклеточны организмов; развитие царств растений и животных, представленных в учебнике. Строение клеток различных прокариот. Строение и многообразие бактерий.

- Основные понятия. Безъядерные (прокариотические) клетки. Эукариотические клетки, имеющие ограниченное оболочкой ядро. Клетка- элементарная структурно- функциональная единица всего живого.

- Умения. Объяснять с материалистических позиций процесс возникновения жизни на Земле как естественное событие в цепи эволюционных преобразований материи в целом. Характеризовать особенности организации клеток прокариот, анализировать их роль в биогеоценозах. Приводить примеры распространенности прокариот.

Раздел 2

Царство Грибы (4 часа)

Тема 2.1

Общая характеристика грибов (3 часа)

Происхождение и эволюция грибов. Особенности строения клеток грибов 1.Основные черты организации многоклеточных грибов. Отделы2: Хитридиомикота, Аскомикота, Зигомикота, Базидиомикота, Оомикота;группа Несовершенные грибы. Особенности жизнедеятельности и распространение. Роль грибов в биоценозах и хозяйственной деятельности человека.

- Демонстрация. Схемы строения представителей различных систематических групп грибов. Различные представители царства Грибы. Строение плодового тела шляпочного гриба.

1 Курсивом в данной программе выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.

2 Знание систематических таксонов не является обязательным.

Тема 2.2

Лишайники (1 час)

Понятие о симбиозе. Общая характеристика лишайников. Типы слоевищ лишайников; особенности жизнедеятельности, распространенность и экологическая роль лишайников.

- Демонстрация. Схемы строения лишайников. Различные представители лишайников.

- Основные понятия. Царства живой природы. Доядерные (прокариотические) организмы; бактерии, цианобактерии. Эукариотические организмы, имеющие ограниченное оболочкой ядро.

-Умения. Объяснять строение грибов и лишайников. Приводить примеры распространенности грибов и лишайников и характеризовать их роль в биоценозах.



Раздел 3

Царство Растения (16 часов)

Тема 3.1

Общая характеристика растений (2 часа)

Растительный организм как целостная система. Клетки, ткани, органы и системы органов растений. Регуляция жизнедеятельности растений; фитогормоны. Особенности жизнедеятельности растений; фотосинтез, пигменты. Систематика растений; низшие и высшие растения.

- Демонстрация. Рисунки учебника, показывающие особенности строения и жизнедеятельности различных представителей царства растений. Схемы, отражающие основные направления эволюции растительных организмов.

Тема 3.2

Низшие растения (2 часа)

Водоросли как древнейшая группа растений. Общая характеристика водорослей. Особенности строения тела. Одноклеточные и многоклеточные водоросли. Многообразие водорослей: отделы Зеленые водоросли, Бурые и Красные водоросли. Распространение в водных и наземных биоценозах, экологическая роль водорослей. Практическое значение.

- Демонстрация. Схемы строения водорослей различных отделов.

- Лабораторная работа.

Изучение внешнего строения водорослей*

Тема 3.3

Высшие растения (4 часа)

Происхождение и общая характеристика высших растений. Особенности организации и индивидуального развития высших растений.

Споровые растения. Общая характеристика, происхождение.

Отдел Моховидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах.

Отдел Плауновидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах.

Отдел Хвощевидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах.

Отдел Папоротниковидные. Происхождение и особенности организации папоротников в природе и их роль в биоценозах.

-Демонстрация. Схемы строения и жизненных циклов мхов, хвощей и плаунов. Различные представители мхов, плаунов и хвощей. Схемы строения папоротника; древние папоротниковидные. Схема цикла развития папоротника. Различные представители папоротников.

- Лабораторная работа.

Изучение внешнего строения мхов*

Изучение внешнего строения папоротника*

Тема 3.4

Голосеменные растения (2 часа)

Происхождение и особенности организации голосеменных растений; строение тела, жизненные формы голосеменных. Многообразие, распространенность голосеменных, их роль в биоценозах и практическое значение.

-Демонстрация. Схемы строения голосеменных, цикл развития сосны. Различные представители голосеменных.

- Лабораторная работа.

Изучение строение и многообразия голосеменных растений*.

Тема 3.5

Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения (6 часов)

Происхождение и особенности организации покрытосеменных растений; строение тела, жизненные формы покрытосеменных. Классы Однодольные и Двудольные, основные семейства (2семейства однодольных и 3 семейства двудольных растений). Многообразие, распространенность цветковых, их роль в биоценозах, в жизни человека и его хозяйственной деятельности.

-Демонстрация. Схема строения цветкового растения; строения цветка. Цикл развития цветковых растений (двойное оплодотворение). Представители различных семейств покрытосеменных растений.

-Лабораторные и практические работы

Изучение строения покрытосеменных растений*. Распознавание наиболее распространенных растений своей местности, определение их систематического положения в жизни человека.*

-Основные понятия. Растительный организм. Низшие растения. Отделы растений. Зеленые, бурые и красные водоросли.

Мхи, плауны, хвощи, папоротники; жизненный цикл; спорофит и гаметофит.

Голосеменные растения; значение появления семени; жизненный цикл сосны; спорофит и гаметофит.

Высшие растения. Отделы растений. Покрытосеменные растения; значение появления плода; жизненный цикл цветкового растения; спорофит и гаметофит.

- Умения. Объяснять особенности организации клеток, органов и тканей растений. Приводить примеры распространенности водорослей, споровых, голосеменных и цветковых растений и характеризовать их роль в биоценозах.

Раздел 4

Царство Животные (37 часов)

Тема 4.1

Общая характеристика животных (1 час)

Животный организм как целостная система. Клетки, ткани, органы и системы органов животных. Регуляция жизнедеятельности животных; нервная и эндокринная регуляции. Особенности жизнедеятельности животных, отличающие их от представителей других царств живой природы. Систематика животных; таксономические категории; одноклеточные и многоклеточные (беспозвоночные и хордовые) животные.

Тема 4.2

Подцарство Одноклеточные (2 часа)

Общая характеристика простейших. Клетка одноклеточных животных как целостный организм; особенности организации клеток простейших, специальные органоиды. Разнообразие простейших и их роль в биоценозах, жизни человека и его хозяйственной деятельности.

Тип Саркожгутиконосцы; многообразие форм саркодовых и жгутиковых.

Тип Споровики; споровики-паразиты человека и животных. Особенности организации представителей. Тип Инфузории. Многообразие инфузорий и их роль в биоценозах.

- Демонстрация. Схемы строения амебы, эвглены зеленой и инфузории туфельки. Представители различных групп одноклеточных.

- Лабораторная работа. Строение инфузории туфельки.

Тема 4.3

Подцарство Многоклеточные (1 час).

Общая характеристика многоклеточных животных; типы симметрии. Клетки и ткани животных. Простейшие многоклеточные- губки; их распространение и экологическое значение.

- Демонстрация. Типы симметрии у многоклеточных животных. Многообразие губок.

Тема 4.4

Тип Кишечнополостные (3 часа).

Особенности организации кишечнополостных. Бесполое и половое размножение. Многообразие и распространение кишечнополостных; гидроидные, сцифоидные и кораллы. Роль в природных сообществах.

- Демонстрация. Схема строения гидры, медузы и колонии коралловых полипов. Биоценоз кораллового рифа. Внешнее и внутреннее строение кишечнополостных.

Тема 4.5

Тип Плоские черви (2 часа)

Особенности организации плоских червей. Свободноживущие ресничные черви. Многообразие ресничных червей и их роль в биоценозах. Приспособления к паразитизму у плоских червей; классы сосальщиков и ленточных червей. Понятие о жизненном цикле; циклы развития печеночного сосальщика и бычьего цепня. Многообразие плоских червей-паразитов; меры профилактики паразитарных заболеваний.

- Демонстрация. Схемы строения плоских червей, ведущих свободный и паразитический образ жизни. Различные представители ресничных червей. Схемы жизненных циклов печеночного сосальщика и бычьего цепня.

Тема 4.6

Тип Круглые черви (1 час)

Особенности организации круглых червей ( на примере аскариды человеческой). Свободноживущие и паразитические круглые черви. Цикл развития аскариды человеческой; меры профилактики аскаридоза.

-Демонстрация. Схема строения и цикл развития аскариды человеческой. Различные свободноживущие и паразитические формы круглых червей.

Тема 4.7

Тип Кольчатые черви (3 часа)

Особенности организации кольчатых червей ( на примере многощетинкового червя нереиды); вторичная полость тела. Многообразие кольчатых червей; многощетинковые и малощетинковые кольчатые черви, пиявки. Значение кольчатых червей в биоценозах.

- Демонстрация. Схема строения многощетинкового и малощетинкового кольчатых червей. Различные представители типа кольчатых червей.

- Лабораторная работа. Внешнее строение дождевого червя.

Тема 4.8

Тип Моллюски (2 часа)

Особенности организации моллюсков; смешанная полость тела. Многообразие моллюсков; классы брюхоногих, двустворчатых и головоногих моллюсков. Различные представители типа моллюсков.

- Лабораторная работа. Внешнее строение моллюсков.

Тема 4.9

Тип Членистоногие (7 часов)

Происхождение и особенности организации членистоногих. Многообразие членистоногих; классы ракообразных, паукообразных, насекомых и многоножек.

Класс Ракообразные. Общая характеристика класса ракообразных на примере речного рака. Высшие и низшие раки. Многообразие и значение ракообразных в биоценозах.

Класс Паукообразные. Общая характеристика паукообразных. Пауки, скорпионы, клещи. Многообразие и значение паукообразных в биоценозах.

Класс Насекомые. Многообразие насекомых. Общая характеристика класса насекомых; отряды насекомых с полным и неполным метаморфозом. Многообразие и значение насекомых в биоценозах. Многоножки.

- Демонстрация. Схема строения речного рака. Различные представители низших и высших ракообразных. Схема строения паука- крестовика. Различные представители класса. Схемы строения насекомых различных отрядов; многоножек.

-Лабораторная работа. Изучение внешнего строения и многообразия членистоногих.*

Тема 4.10

Тип Иглокожие

Общая характеристика типа. Многообразие иглокожих; классы Морские звезды, Морские ежи, Голотурии. Многообразие и экологическое значение.

-Демонстрация. Схемы строения морской звезды, морского ежа и голотурии. Схема придонного биоценоза.

1 Тема изучается по усмотрению учителя.

Тема 4.11

Тип Хордовые. Бесчерепные (1 час)

Происхождение хордовых; подтипы бесчерепных и позвоночных. Общая характеристика типа. Подтип Бесчерепные: ланцетник; особенности его организации и распространения.

-Демонстрация. Схема строения ланцетника.

Тема 4.12

Подтип Позвоночные (Черепные). Надкласс Рыбы (2 часа)

Общая характеристика позвоночных. Происхождение рыб. Общая характеристика рыб. Классы Хрящевые (акулы и скаты) и Костные рыбы. Многообразие костных рыб: хрящекостные, кистеперые, двоякодышащие и лучеперые рыбы. Многообразие видов и черты приспособленности к среде обитания. Экологическое и хозяйственное значение рыб.

-Демонстрация. Многообразие рыб. Схема строения кистеперых и лучеперых рыб.

- Лабораторная работа. Особенности внешнего строения рыб в связи с образом жизни.*

Тема 4.13

Класс Земноводные (2 часа)

Первые земноводные. Общая характеристика земноводных как первых наземных позвоночных. Бесхвостые, хвостатые и безногие амфибии; многообразие, среда обитания и экологические особенности. Структурно-функциональная организация земноводных на примере лягушки. Экологическая роль и многообразие земноводных.

- Демонстрация. Многообразие амфибий. Схема строения кистеперых рыб и земноводных.

- Лабораторная работа. Особенности внешнего строения лягушки в связи с образом жизни*.

Тема 4.14

Класс Пресмыкающиеся (2 часа)

Происхождение рептилий. Общая характеристика пресмыкающихся как первичноназемных животных. Структурно-функциональная организация пресмыкающихся на примере ящерицы. Чешуйчатые (змеи, ящерицы и хамелеоны), крокодилы и черепахи. Распространение и многообразие форм рептилий; положение в экологических системах. Вымершие группы пресмыкающихся.

-Демонстрация. Многообразие пресмыкающихся. Схема строения земноводных и рептилий.

Тема 4.15

Класс Птицы (4 часа)

Происхождение птиц; первоптицы и их предки; настоящие птицы. Килегрудые, или летающие; бескилевые, или бегающие; пингвины, или плавающие птицы. Особенности организации и экологическая дифференцировка летающих птиц (птицы леса, степей и пустынь, открытых воздушных пространств, болот, водоемов и побережий). Охрана и привлечение птиц; домашние птицы. Роль птиц в природе, жизни человека и его хозяйственной деятельности.

- Демонстрация. Многообразие птиц. Схема строения рептилий и птиц.

-Лабораторная работа. Особенности внешнего строения птиц в связи с образом жизни.*

Тема 4.16

Класс Млекопитающие (4 часа)

Происхождение млекопитающих. Первозвери (утконос и ехидна). Низшие звери (сумчатые). Настоящие звери (плацентарные). Структурно-функциональные особенности организации млекопитающих на примере собаки. Экологическая роль млекопитающих в процессе развития живой природы в кайнозойской эре. Основные отряды плацентарных млекопитающих: насекомоядные, рукокрылые, грызуны, зайцеобразные, хищные, ластоногие, китообразные, непарнокопытные, парнокопытные, приматы и др. Значение млекопитающих в природе и хозяйственной деятельности человека. Охрана ценных зверей. Домашние млекопитающие (крупный и мелкий рогатый скот и другие сельскохозяйственные животные).

- Демонстрация схем, отражающих экологическую дифференцировку млекопитающих. Многообразие млекопитающих. Схема строения рептилий и млекопитающих.

- Лабораторные и практические работы.

Изучение строения млекопитающих*

Распознавание животных своей местности, определение их систематического положения и значения в жизни человека*

- Экскурсии. Млекопитающие леса, степи; водные млекопитающие.

- Основные понятия. Животный организм. Одноклеточные животные. Многоклеточные животные. Систематика животных; основные типы беспозвоночных животных, их классификация.

Основные типы червей, их классификация. Лучевая и двусторонняя симметрия. Вторичная полость тела (целом).

Моллюски. Смешанная полость тела.

Систематика членистоногих; классы ракообразных, паукообразных, насекомых и многоножек.

Тип Хордовые. Внутренний осевой скелет, вторичноротость.

Надкласс Рыбы. Хрящевые и костные рыбы. Приспособления к водному образу жизни, конечности, жаберный аппарат, форма тела.

Класс Земноводные. Бесхвостые, хвостатые и безногие амфибии. Приспособления к водному и наземному образу жизни, форма тела, конечности, органы воздушного дыхания.

Класс Пресмыкающиеся. Многообразие пресмыкающихся: чешуйчатые, крокодилы, черепахи. Приспособления к наземному образу жизни, форма тела, конечности, органы воздушного дыхания.

Класс Млекопитающие. Многообразие млекопитающих.

-Умения. Объяснять особенности животного организма. Приводить примеры распространенности простейших и характеризовать их роль в биоценозах.

Объяснять особенности организации многоклеточного животного организма. Приводить примеры распространенности многоклеточных и характеризовать их роль в биоценозах.

Приводить примеры распространенности плоских и круглых червей и характеризовать их роль в биоценозах.

Объяснять особенности организации многощетинковых и малощетинковых кольчатых червей. Приводить примеры распространенности червей и характеризовать их роль в биоценозах.

Объяснять особенности организации моллюсков. Приводить примеры их распространенности и характеризовать их роль в биоценозах.

Объяснять особенности организации членистоногих. Приводить примеры их распространенности и характеризовать роль в биоценозах.

Объяснять принципы организации хордовых животных и выделять прогрессивные изменения в их строении.

Объяснять принципы организации рыб и выделять прогрессивные изменения в их строении.

Объяснять принципы организации амфибий, выделять прогрессивные изменения в их строении и проводить сравнительный анализ с предковой группой - рыбами.

Объяснять принципы организации рептилий, выделять прогрессивные изменения в их строении проводить сравнительный анализ с предковой группой- амфибиями.

Объяснять принципы организации птиц, выделять прогрессивные изменения в их строении и проводить сравнительный анализ с предковой группой- рептилиями.

Объяснять принципы организации млекопитающих, выделять прогрессивные изменения в их строении и проводить сравнительный анализ с предковой группой - рептилиями.





Раздел 5

Царство Вирусы (2 часа)

Общая характеристика вирусов. История их открытия. Строение вируса на примере вируса табачной мозаики. Взаимодействие вируса и клетки. Вирусы - возбудители опасных заболеваний человека. Профилактика заболевания гриппом. Происхождение вирусов.

-Демонстрация. Модели различных вирусных частиц. Схемы взаимодействия вируса и клетки при горизонтальном и вертикальном типе передачи инфекции. Схемы, отражающие процесс развития вирусных заболеваний.

-Основные понятия. Вирус, бактериофаг. Взаимодействие вируса и клетки. Вирусные инфекционные заболевания, меры профилактики.

-Умения. Объяснять принципы организации вирусов, характер их взаимодействия с клеткой.

Заключение (1 час)

Особенность организации, многообразие живых организмов; основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека.

Резервное время - 4 часа.

График выполнения практической части рабочей программы

Тематика контрольных и лабораторных/практических работ

Дата проведения

Фактическая

дата

Входная контрольная работа


Лабораторная работа №1 «Строение плесневого гриба мукора»


Практическая работа №1 «Распознавание съедобных и ядовитых грибов»


Лабораторная работа №2 «Изучение внешнего строения водорослей»*


Лабораторная работа №3 «Изучение внешнего строения мхов»*


Лабораторная работа №4 «Изучение внешнего строения папоротника»*


Лабораторная работа №5 «Изучение строения и многообразия голосеменных растений»*


Практическая работа №2 «Изучение строения покрытосеменных растений»*


Практическая работа №3 «Распознавание наиболее распространенных растений своей местности, определение их систематического положения в жизни человека»*


Лабораторная работа №6 «Строение инфузории туфельки»


Лабораторная работа №7 «Внешнее строение дождевого червя»


Лабораторная работа №8 «Внешнее строение моллюсков»


Лабораторная работа №9 «Изучение внешнего строения и многообразия членистоногих»*


Лабораторная работа №10 «Особенности внешнего строения рыб в связи с образом жизни»*


Лабораторная работа №11 «Особенности внешнего строения лягушки в связи с образом жизни»*


Лабораторная работа №12 «Особенности внешнего строения птиц в связи с образом жизни»*


Лабораторная работа №13 «Изучение строения млекопитающих»*


Практическая работа №4 «Распознавание животных своей местности, определение их систематического положения и значения в жизни человека»*



  1. Примерное тематическое планирование

№п\п

Количество часов

Тема урока

Обязательный минимум содержания образования

Планируемые результаты

Основные виды учебной деятельности

Дата проведения урока по плану

Дата проведения урока фактически

3

  1. Введение


  1. Царство Прокариоты

2.1

1

Подцарство Настоящие бактерии

Царства бактерий, роль бактерий в природе, жизни человека и собственной деятельности. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями.

Знать: понятия: прокариотическая клетка, эукариотическая клетка, уметь определять особенности строения бактерий

Работа с учебником, раб тетрадью, таблицами

2.2

1

Подцарство архебактерии

Царства бактерий, роль бактерий в природе, жизни человека и собственной деятельности. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями.

Знать: схемы

Работа с учебником, раб тетрадью, таблицами

возникновения одноклеточных эукариот, уметь определять типы обмена веществ у прокариот.

2.3

1

Подцарство оксифотобактерии

Царства бактерий, роль бактерий в природе, жизни человека и собственной деятельности. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями.

Знать: особенности размножения бактерий, уметь определять экологическую роль бактерий, ориентировать по схеме «Развитие царств живых организмов»

Работа с учебником, раб тетрадью, таблицами


  1. Царство Грибы

3.1

1

Отдел Настоящие грибы

Царство грибов, их роль в природе, жизни человека. Меры профилактики заболеваний, вызываемых грибами.Оказание 1 помощи при отравлении грибами

Знать: особенности строения грибов, основные черты организации многоклеточных грибов, уметь различать по муляжам и таблицам различных представителей царства Грибы

Работа с учебником, таблицами, муляжами

3.2

1

Отдел Оомицеты

Царство грибов, их роль в природе, жизни человека. Меры профилактики заболеваний, вызываемых грибами. Оказание 1 помощи при отравлении грибами

Знать особенности жизнедеятельности и строение Оомицетов, уметь различать представителей группы среди других групп грибов.

Работа с учебником, таблицами, муляжами

3.3

1

Лаб работы №1,2 «Строение плесневого гриба мукора», «Распознавание съедобных и ядовитых грибов»

Царство грибов, их роль в природе, жизни человека. Меры профилактики заболеваний, вызываемых грибами. Оказание 1 помощи при отравлении грибами

Знать особенности строения грибов разных групп, уметь отличать их под микроскопом на микропрепаратах, по муляжам, таблицам

Работа с раб тетрадью, лаб оборудованием, учебником, таблицами

3.4

1

Лишайники

Роль лишайников в природе, жизни человека и собственной деятельности.

Знать понятие о симбиозе, типы слоевищ лишайников, уметь объяснять строение грибов и лишайников, приводить примеры распространенности грибов и лишайников, характеризовать их роль в биоценозах.

Работа с раб тетрадью, экспонатами витрин, таблицами


  1. Царство Растения

4.1-4.2

1

Общая характеристика растений.

Царство растений., роль растений в природе, жизни человека и собственной деятельности.

Знать понятия: растительный организм, низшие, высшие растения, уметь объяснять особенности организации клеток, органов и тканей растений.

Работа с учебником и таблицами, гербариями

4.3

1

Низшие растения. Зеленые водоросли

Царство растений., роль растений в природе, жизни человека и собственной деятельности.

Знать понятие: низшие растения, уметь определять по таблицам представителей Зеленых водорослей, особенности их строения и организации, роль в природе

Работа с учебником, таблицами, гербариями

4.4

1

Низшие растения. Красные водоросли (багрянки). Бурые водоросли. Лаб работа №3 «Изучение внешнего строения водорослей».

Царство растений., роль растений в природе, жизни человека и собственной деятельности.

Знать понятие: растительный организм. Низшие растения, уметь определять по таблицам представителей Красных и бурых водорослей, особенности их строения и организации, роль в природе

Работа с учебником, таблицами, гербариями, раб тетрадью, микроскопом

4.5

1

Высшие растения. Отделы: моховидные, плауновидные, хвощевидные

Царство растений., роль растений в природе, жизни человека и собственной деятельности.

Знать понятия: жизненный цикл, спорофит, гаметофит, уметь различать представителей хвощей, плаунов, мхов, особенности их строения и организации.

Работа с учебником, гербариями, экспонатами витрин, таблицами

4.6

1

Лаб работа №4 «Изучение внешнего строения мхов»

Проведение простых биологических исследований: распознавание растений разных отделов

Знать особенности строения мхов, их представителей, уметь работать с наглядным материалом: коллекциями, гербариями.

Работа с лаб оборудованием, раб тетрадью, учебником.

4.7

1

Высшие растения. Отдел Папоротниковидные

Царство растений., роль растений в природе, жизни человека и собственной деятельности.

Знать понятия: жизненный цикл, спорофит, гаметофит, уметь различать представителей папоротников, особенности их строения и организации.

Работа с учебником, таблицами, гербариями

4.8

1

Лаб работа №5 «Изучение внешнего строения папоротника»

Проведение простых биологических исследований: распознавание растений разных отделов

Знать особенности строения папоротников, их представителей, уметь работать с наглядным материалом, гербариями.

Работа с лаб оборудованием, раб тетрадью, учебником, гербариями

4.9

1

Отдел Голосеменные растения

Царство растений., роль растений в природе, жизни человека и собственной деятельности.

Знать понятия: жизненный цикл, спорофит, гаметофит. уметь различать представителей голосеменных, особенности их строения и организации, объяснять значение появления в эволюции семени

Работа с учебником, таблицами, гербариями

4.10

1

Лаб работа №6 «Изучение строения и многообразия голосеменных растений»

Проведение простых биологических исследований: распознавание растений разных отделов

Знать особенности строения голосеменных, их представителей, уметь работать с наглядным материалом, гербариями.

Работа с учебником, таблицами, гербариями

4.11-4.16

6

Отдел Покрытосеменные. (Цветковые растения). Лаб работы №7,8 «Изучение строения покрытосеменных растений», «Распознавание наиболее распространенных растений своей местности, определение их систематического положения в жизни человека»

Царство растений., роль растений в природе, жизни человека и собственной деятельности.

Знать понятие : покрытосеменные растения, жизненный цикл, спорофит, гаметофит, уметь объяснять значение появления плода, особенности организации и строения тканей и органов покрытосеменных.

Работа с учебником, раб тетрадью, коллекциями, гербариями, таблицами


  1. Царство Животные

5.1

1

Общая характеристика животных

Царство животных. Роль в природе, жизни человека и собственной деятельности.

Знать понятие : животное-целостный организм, отличия животных от других царств природы, уметь определять таксономические категории животных.

Работа с учебником, таблицами

5.2

1

Подцарство Одноклеточные. Тип Саркожгутиконосцы.

Меры профилактики заболеваний, вызываемых животными.

Знать отличия Саркожгутиконосцев от других групп животных, различать многообразие форм саркодовых и жгутиковых, их роль в биоценозах.

Работа с учебником, таблицами, микроскопом.

5.3

1

Подцарство Одноклеточные. Тип Споровики, Инфузории или Ресничные. Лаб работа №9 «Строение инфузории туфельки».

Меры профилактики заболеваний, вызываемых животными.

Знать отличия Споровиков и Инфузорий от других групп животных, различать многообразие их форм , и роль в биоценозах.

Работа с учебником, таблицами, микроскопом

5.4

1

Подцарство Многоклеточные .

Царство животных. Роль в природе, жизни человека и собственной деятельности.

Знать отличия многоклеточных животных от одноклеточных, типы симметрии, особенности строения их тканей, уметь определять типы симметрии.

Работа с учебником, таблицами, презентацией.

5.5-5.7

3

Двухслойные животные. Тип Кишечнополостные.

Царство животных. Роль в природе, жизни человека и собственной деятельности.

Знать особенности организации кишечнополостных. Бесполое и половое размножение, уметь различать представителей гидроидных, сцифоидных и кораллов, объяснять роль в природных сообществах.

Работа с учебником, презентацией, таблицами

5.8-5.9

2

Трехслойные животные. Тип Плоские черви.

Царство животных. Роль в природе, жизни человека и собственной деятельности.

Знать особенности организации Плоских червей, отличия свободноживущих форм от паразитов, жизненный цикл, уметь объяснять их роль в биоценозах

Работа с учебником, презентацией, таблицами

5.10

1

Первичнополостные. Тип Круглые черви.

Царство животных. Роль в природе, жизни человека и собственной деятельности.

Знать особенности организации Круглых червей, отличия свободноживущих форм от паразитов, жизненный цикл, уметь объяснять их роль в биоценозах, меры профилактики аскаридоза.

Работа с учебником, презентацией, таблицами, экспонатами витрин.

5.11-5.13

3

Тип Кольчатые черви. Лаб. Работа №10 «Внешнее строение дождевого червя».

Проведение простых биологических исследований: распознавание животных разных типов.

Знать особенности организации Кольчатых червей, понятие: вторичная полость тела, жизненный цикл, уметь объяснять их роль в биоценозах

Работа с учебником, презентацией, таблицами, влажными препаратами.

5.14-5.15

2

Тип Моллюски. Лаб работа №11 «Внешнее строение моллюсков»

Проведение простых биологических исследований: распознавание животных разных типов.

Знать особенности организации Моллюсков, понятие: смешанная полость тела, жизненный цикл, уметь объяснять их роль в биоценозах, различать классы брюхоногих, двустворчатых и головоногих моллюсков, роль в жизни человека и его хоз. деятельности

Работа с учебником, коллекциями, таблицами, влаж препаратами, раб тетрадью.

5.16-5.22

7

Тип Членистоногие. Лаб работа №12 «Изучение внешнего строения и многообразия членистоногих».

Проведение простых биологических исследований: распознавание животных разных типов.

Знать особенности организации Членистоногих , их происхождение, многообразие, различать классы ракообразных, паукообразных, насекомых и многоножек, жизненный цикл, уметь объяснять их роль в биоценозах, роль в жизни человека и его хоз. деятельности

Работа с учебником, коллекциями, таблицами

5.23*

1

Тип Иглокожие (сам изучение)

*Царство животных. Роль в природе, жизни человека и собственной деятельности.

Знать общую характеристику типа, многообразие и экологическое значение. Уметь различать Морские звезды, ежи, голотурии.

Работа с учебником, коллекциями, таблицами

5.23

1

Тип Хордовые. Бесчерепные животные.

Царство животных. Роль в природе, жизни человека и собственной деятельности.

Знать происхождение хордовых, общую характеристику типа, особенности организации и распространения. Уметь различать Бесчерепных от других групп Позвоночных.

Работа с учебником, коллекциями, таблицами

5.24-5.25

2

Подтип Позвоночные (Черепные). Надкласс Рыбы. Лаб работа №13 «Особенности внешнего строения рыб в связи с образом жизни».

Проведение простых биологических исследований: распознавание животных разных типов.

Знать общую характеристику позвоночных, класса Рыб, отличать деление рыб на Хрящевые и Костные. Уметь объяснять черты приспособленности рыб к среде обитания, экологическое и хоз. значение рыб.

Работа с учебником, коллекциями, таблицами

5.26-5.27

2

Класс Земноводные. Лаб работа №14 «Особенности внешнего строения в связи с образом жизни».

Проведение простых биологических исследований: распознавание животных разных типов.

Знать общую характеристику класса Земноводных как первых наземных позвоночных. Уметь объяснять черты приспособленности земноводных к среде обитания, экологическое и хоз. Значение.

Работа с учебником, коллекциями, таблицами, влажными препаратами

5.28-5.29

2

Класс Пресмыкающиеся.

Проведение простых биологических исследований: распознавание животных разных типов.

Знать общую характеристику класса Пресмыкающихся. Уметь объяснять черты приспособленности пресмыкающихся к среде обитания, экологическое и хоз. значение.

Работа с учебником, коллекциями, таблицами.

5.30-5.34

5

Класс Птицы. Лаб работа №15 «Особенности внешнего строения птиц в связи с образом жизни».

Проведение простых биологических исследований: распознавание животных разных типов.

Знать общую характеристику класса Птиц. Уметь объяснять черты приспособленности птиц к полету и к среде обитания, экологическое и хоз. значение, различия килегрудых и бескилевых.

Работа с учебником, коллекциями, таблицами.

5.35-5.37

3

Класс Млекопитающие. Лаб работа №16 «Изучение строение млекопитающих».

Проведение простых биологических исследований: распознавание животных разных типов.

Знать общую характеристику класса Млекопитающие, их происхождение, отличия первозверей, низших зверей, настоящих зверей. Уметь объяснять принципы организации, выделять прогрессивные изменения в их строении и проводить сравнительный анализ с предковой группой - рептилиями.

Работа с учебником, коллекциями, таблицами.


  1. Царство Вирусы

6.1-6.2

2

Царство вирусы.

Вирусы-неклеточные

формы. Значение работ Р.Коха и Л. Пастера

Знать строение вируса на примере вируса табачной мозаики., понятия: вирус, бактериофаг. Уметь объяснять взаимодействие вируса и клетки.

Работа с учебником, таблицами, раб тетрадью.

1

  1. Заключение

1

Резервное время

7.Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности

Перечень учебно-методического обеспечения.

Учебники:

Плешаков А.А., Сонин Н.И. Биология.5 класс. - М.: ДРОФА, drofa.ru/43/

Сонин Н.И., Сонина В.И. Биология. 6 класс. - М.: ДРОФА, drofa.ru/43/

Сонин Н.И., Захаров В.Б. Биология. 7 класс. - М.: ДРОФА, drofa.ru/43/

Сонин Н.И., Захаров В.Б. Биология. 8 класс. - М.: ДРОФА, drofa.ru/43/

Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Сонин Н.И..Биология. 9 класс. - М.: ДРОФА, drofa.ru/44/

Дополнительная литература для учителя:

1.Биология.7-8 классы: Тесты /авт.-сост. М.В. Оданович. - Волгоград: Учитель, 2007.- 150 с.

2.Единый государственный экзамен 20014-15: Контрол.-измерит.материалы : Биология /Авт. -сост. Г.Н. Панина,Г.А. Павлова.-М.: Просвещение;СПб.: филиал издательства «Просвещение», 2008-.94 с.

3.Занимательные материалы и факты по общей биологии в вопросах и ответах. 5-11 классы/авт.-сост. М.М.Боднарук, Н.В.Ковылина. Волгоград: Учитель, 2007.-174 с.

4.Контрольно-измерительные материалы. Биология: 6 класс / Сост.С.Н.Березина. - М.: Вако, 2010.-112 с.

5.Контрольно-измерительные материалы. Биология: 7 класс / Сост. Н.А. Артемьева.М.: Вако, 2010.-112 с.

6.Лернер Г.И. Биология. Тема «Животные» (7-8 классы): Подготовка к ЕГЭ. Контрольные и самостоятельные работы/ Г.И. Лернер. - М.: Эксмо, 2007. - 288с.

7.ГИА-2014-15: Экзамен в новой форме: Биология: 9-й кл.: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме /авт.-сост. В.С. Рохлов, А.В.Теремов, С.Б. Трофимов Я.О. Алексеева, Г.И. Лернер. - М.: АСТ: Астрель,2010.-93 с.,- (Федеральный институт педагогических измерений).

8.Занимательные материалы и факты по общей биологии в вопросах и ответах. 5-11 классы/авт.-сост. М.М.Боднарук,

Н.В.Ковылина. Волгоград: Учитель, 2007.-174 с.

9.Кириленко А. А., Колесников С. И. Биология. 9-й класс. Подготовка к итоговой аттестации-2014-15: учебно-методическое пособие - Ростов н / Д : Легион,2014.- 176 с.

10.Пепеляева О.А., Сунцова И.В. Поурочные разработки по биологии: 9 класс. - М.: «ВАКО», 2006.-464 с.

Дополнительная литература для обучающихся:

11.Акимов С.И. и др. Биология в таблицах, схемах, рисунках. Учебно-образовательная серия. - М: Лист-Нью, 2004. - 1117с.

12.Единый государственный экзамен 2008: Контрол. измерит.материалы : Биология /Авт. -сост. Г.Н. Панина,Г.А. Павлова.-М.: Просвещение;СПб.: филиал издательства «Просвещение», 2008-.94 с.

13.Занимательные материалы и факты по общей биологии в вопросах и ответах. 5-11 классы/авт.-сост. М.М..Боднарук,

Н.В.Ковылина. Волгоград: Учитель, 2007.-174 с.

14.Контрольно-измерительные материалы. Биология: 6 класс / Сост.С. Н.Березина. - М.: Вако, 2010.-112 с

15.С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров «Основы общей биологии»: книга для самообразования. М., Просвещение, 2008 г.-416 с.:-ил.

16.Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни.- М.: Просвещение, 2007 .-378 с.

17.Акимов С.И. и др. Биология в таблицах, схемах, рисунках. Учебно-образовательная серия. - М: Лист-Нью, 2008. - 1117с.

18.Единый государственный экзамен 2008: Контрол. измерит.материалы : Биология/Авт.-сост. Г.Н. Панина,Г.А. Павлова.- М.: Просвещение;СПб.: филиал издательства «Просвещение», 2008-.94 с.

19.Контрольно-измерительные материалы. Биология: 9 класс / Сост. И.Р. Григорян. - М.: Вако, 2010.-112 с.

20. Лернер Г.И. Биология животных: тесты и задания - М.: «Аквариум», 2000- 240 с.

21.С.Г. Мамонтов В.Б. Захаров «Основы общей биологии»: книга для самообразования. М., Просвещение, 2009 г.-416 с.:-ил. Рабочая программа не исключает возможности использования другой литературы в рамках требований Государственного стандарта по биологии.

• Интернет-ресурсы на усмотрение учителя и обучающихся.

Интернет-ресурсы:

bugdreams.com/ - - материалы о насекомых

zooclub.farpost.com - - Электронный справочник «Животные в России и СНГ». Каталог статей о различных видах домашних и диких животных. Коллекция рефератов по биологии и экологии. Подборка законов и постановлений о животных.

bratcev.chat.ru/index.html - Атлас дневных бабочек России. Фотографии, обзоры, научные статьи.

bober.ru/ - Все о бобрах. Исследования, литература, фотографии, видео-ролики, рисунки, и другая познавательная информация.

aquaria.ru/cgi/fish.cgi - Атлас рыб. Описания, ссылки.

birds.krasu.ru/coll.shtml/ - Все о птицах Средней Сибири.

nature.ok.ru/ - Редкие и исчезающие животные России. Различные классификации редких и исчезающих. Голоса животных. Фотографии. Коллекция ссылок.

nature.ok.ru/ - Редкие и исчезающие животные России. Различные классификации редких и исчезающих. Голоса животных. Фотографии. Коллекция ссылок.

plife.chat.ru/ - «Совершенная жизнь» - Энциклопедия удивительных фактов о животном мире.

darwin.museum.ru/expos/dino/ - Мезозой - эпоха динозавров. Литература о динозаврах, рисунки, описание видов.

insect.narod.ru/ - Мир насекомых и рептилий - здесь можно найти статьи про рептилий и их фотографии.

bio.1september.ru- газета «Биология» - приложение к «1 сентября»

bio.nature.ru- научные новости биологии.

edios.ru- Эйдос - центр дистанционного образования.

8.Планируемые результаты изучения учебного предмета.

В результате изучения биологии ученик должен:

знать/понимать:

  • признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;

  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;

  • особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;

уметь:

  • объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

  • изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

  • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;

  • выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

  • определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

  • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха; инфекционных и простудных заболеваний;

  • оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

  • рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

  • выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;

  • проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

9. Оценочные и методические материалы


Критерии оценки учебной деятельности по биологии

Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования биологической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы в классе.

Исходя из поставленных целей, учитывается:

  • Правильность и осознанность изложения содержания, полноту раскрытия понятий, точность употребления научных терминов.

  • Степень сформированности интеллектуальных и общеучебных умений.

  • Самостоятельность ответа.

  • Речевую грамотность и логическую последовательность ответа.

Устный ответ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

1.Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

2.Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

3.Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.

Оценка "4" ставится, если ученик:

1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

2.Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

3.В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

4.Ответ самостоятельный;

5.Наличие неточностей в изложении материала;

6.Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;

7.Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;

8.Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых явлений.

Оценка "3" ставится, если ученик:

1.Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

2.Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

3.Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

4.Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

5Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

6.Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

7.Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

8.Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

Оценка "2" ставится, если ученик:

1.Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

2.Не делает выводов и обобщений.

3.Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

4.Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

5.При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

  • выполнил работу без ошибок и недочетов;

  • допустил не более одного недочета.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

  • не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

  • или не более двух недочетов.

Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

  • не более двух грубых ошибок;

  • или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

  • или не более двух-трех негрубых ошибок;

  • или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

  • или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  • допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

  • или если правильно выполнил менее половины работы.

Оценка "1" ставится, если ученик:

  • не приступал к выполнению работы;

  • или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.

Примечание.

Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.

Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.

Критерии выставления оценок за проверочные тесты.

1.Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.

  • Время выполнения работы: 10-15 мин.

  • Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.

2.Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.

  • Время выполнения работы: 30-40 мин.

  • Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.

Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимся планируемых результатов по биологии.

Система оценки предметных результатов освоения учебной программы с учётом уровневого подхода принятого в новом стандарте, предполагает выделение базового уровня достижений как точки отсчёта при построении всей системы оценки и учреждения индивидуальной работы с обучающимися.

Реальные достижения обучающихся могут соответствовать базовому уровню, а могут отличаться от него как в сторону превышения, так и в сторону недостижения.

Базовый уровень достижений - уровень, который демонстрирует освоение учебных действий с опорной системой знаний в рамках диапазона (круга) выделенных задач. Овладение базовым уровнем является достаточным для продолжения обучения на следующей ступени образования, но непо профильному направлению. Достижению базового уровня соответствует отметка «удовлетворительно» (или отметка «3», отметка «зачтено»).

Превышение базового уровня свидетельствует об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о кругозоре, широте (или избирательности) интересов. Целесообразно выделить следующие два уровня, превышающие базовый:

® повышенный уровень достижения планируемых результатов, оценка «хорошо» (отметка «4»);

® высокий уровень достижения планируемых результатов, оценка «отлично» (отметка «5»).

Повышенный и высокий уровни достижения отличаются по полноте освоения планируемых результатов, уровню овладения учебными действиями и сформированностью интересов к учебному предмету «Биология».

Индивидуальные траектории обучения обучающихся, демонстрирующих повышенный и высокий уровни достижений, целесообразно формировать с учётом интересов этих обучающихся и их планов на будущее. Для описания подготовки учащихся, уровень достижений которых ниже базового, целесообразно выделить также два уровня:

® пониженный уровень достижений, оценка «неудовлетворительно» (отметка «2»);

низкий уровень достижений, оценка «плохо» (отметка «1»).

Недостижение базового уровня (пониженный и низкий уровни достижений) фиксируется в зависимости от объёма и уровня освоенного и неосвоенного содержания предмета.

Описанный выше подход целесообразно применять в ходе различных процедур оценивания: текущего, промежуточного и итогового контроля по биологии.

Для формирования норм оценки в соответствии с выделенными уровнями необходимо описать достижения обучающегося базового уровня (в терминах знаний и умений, которые он должен продемонстрировать), за которые обучающийся обоснованно получает оценку «удовлетворительно». После этого определяются и содержательно описываются, более высокие или низкие уровни достижений. Важно акцентировать внимание не на ошибках, которые сделал обучающийся, а на учебных достижениях, которые обеспечивают продвижение вперёд в освоении содержания образования.

Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:

  1. Методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических, проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся.

  2. Методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр.

  3. Методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ

Используются такие формы обучения, как диалог, беседа, дискуссия, диспут. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения.

Используются следующие средства обучения: учебно-наглядные пособия (таблицы, муляжи и др.), организационно-педагогические средства (карточки, билеты, раздаточный материал).

Формы организации работы учащихся:

- индивидуальная.

- коллективная:

- фронтальная;

- парная;

-групповая

В процессе изучения курса используются следующие формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные работы, словарные, биологические диктанты, работы в рабочей тетради.

Виды деятельности учащихся:

  • сообщения;

  • Обсуждения;

  • Мини - сочинения;

  • Работа с источниками;

  • Доклады;

  • Защита презентаций;

  • Рефлексия

Специфика предмета:

Специфика биологии как учебного предмета предполагает обязательную практическую деятельность на уроке, которая является неотъемлемой частью учебно-познавательного процесса на любом его этапе - при изучении нового материала, повторении, закреплении, обобщении и проверке знаний.

Современные требования к учебному процессу ориентируют учителя на проверку знаний, умений и навыков через деятельность учащихся. Практические работы в курсе биологии - это особая форма обучения, позволяющая не только формировать, развивать, закреплять умения и навыки, но и получать новые знания. Практические работы направлены на приобретение обучающимися практических навыков при работе с биологическими объектами, грамотного биологического наблюдения, на формирование у них первоначальных навыков работы с таблицами как основным источником биологической информации, а также рисунками, схемами и таблицами, с приборами и инструментами, приемов проведения лабораторных и практических работ, обработки материалов наблюдений за биологическими и местными природными объектами, оформления отчетов и графических материалов.

При работе с таблицами основное внимание уделяется знакомству с ее содержанием, выявлению основных биологических явлений и объектов, а также использованию карты для решения географических задач - определению местоположения объектов, их координат, расстояний и направлений и составлению несложных биологических описаний и характеристик.

Биологические умения формируются в течение длительного времени в ходе учебной деятельности на уроках и выполнения практических работ.

Большое внимание уделяется изучению своей местности для накопления представлений (знаний), которые будут использоваться в дальнейшем.

Ведущей методической идеей программы является реализация деятельностного подхода в условиях личностно ориентированного обучения, формирования ключевых компетенций учащихся. Учителем на уроках используется технология педагогических мастерских, проблемное обучение, технологии критического мышления, проектная деятельность, информационно-коммуникативные технологии.

Контрольная работа №1 (входной контроль)

Рабочая программа Н.И. Сонин 7 класс

Итоговая контрольная работа за курс 7 классаРабочая программа Н.И. Сонин 7 класс

Рабочая программа Н.И. Сонин 7 класс

© 2010-2022