Урок по биологии Разнообразие экосистем. Развитие и изменения экосистем

Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования

Луганской Народной Республики

«Краснолучский колледж технологии строительства и прикладного искусства»

Урок по биологии Разнообразие экосистем. Развитие и изменения экосистем.





МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ПО БИОЛОГИИ

Тема: «Разнообразие экосистем.

Развитие и изменения экосистем.»



Разработал:

преподаватель Абрамова Е.Н.







Красный Луч

Тема урока: Разнообразие экосистем. Развитие и изменения экосистем.

Цель: сформировать представление о разнообразии экосистем, особенностях их развития и последовательных изменениях.

Основные понятия: экосистема, развитие и смена экосистем, сукцессия, виды - пионеры, условия существования, экологические факторы.

Задачи:

Обучающие:

расширить кругозор знаний учащихся о разнообразии экосистем; рассмотреть особенности развития экосистем и их последовательную смену; сформировать понятие сукцессии, её виды, причины и последствия; убедить учащихся в управляемости процес-сом сукцессии, необходимости знаний об этом явлении; значение в природе и для чело-века; познакомить с путями исследования экосистем.

Воспитательные:

продолжить формирование эволюционных представлений о развитии органического мира; воспитывать уважение к людям науки, их достижениям; продолжить формиро-вание умения работать в коллективе, принимать совместные решения; воспитывать экологическое мышление.

Развивающие:

развивать навыки самообразования, умение сравнивать, анализировать факты, делать выводы, творческие способности учащихся; продолжить развитие учебно-интеллекту-альных умений; выделять главное и существенное; устанавливать причинно-следствен-ные связи; развивать умения использовать ранее полученные знания; развивать обще -учебные умения и навыки.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы: словесно - наглядно - практический.

Оборудование:

Мультимедийная установка; презентация, видеоролик; доска.

Структура урока:

1 Организационный этап. (1 мин)

2 Актуализация опорных знаний. (3 мин)

3 Изучение нового материала.(24 мин)

4 Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся.(15 мин )

5 Домашнее задание.(1 мин)

6 Оценивание деятельности учащихся.(1 мин)

Ход урока

1 Организационный этап.

2 Актуализация и мотивация знаний.

1) Что такое сообщества?

2) Чем сообщества отличаются от экосистем?

3) Какую структуру имеют сообщества живых организмов?

4) Зачем изучают сообщества живых организмов?

3 Изучение нового материала.

Как уже было сказано ранее, сообщество - это совокупность популяций, биотический компонент экосистемы. Сообщество функционирует как динамическая система, через которую проходит поток веществ и энергии. Изучением природных сообществ занимается синэкология.

Сегодня на уроке мы познакомимся с разнообразием экосистем, рассмотрим особенности развития экосистем и их последовательную смену.

Запишите с доски тему урока в тетрадь. Разнообразие экосистем. Развитие и изменения екосистем.

( слайд №1)

По масштабам экосистемы делят на микроэкосистемы, мезоэкосистемы и глобальные экосистемы.

В микроэкосистемах небольшие, временные биоценозы, которые называются синузиями, находятся в ограниченном пространстве (трухлявый пень, мёртвый ствол дерева, муравейник и др.)

( слайд №2)

В мезоэкосистемах биоценозы занимают однотипные площади земной поверхности с одинаковыми физико - географическими условиями. Их границы, как правило, совпадают с границами соответствующих фитоценозов.

Макроэкосистемы охватывают громадные территории или акватории, которые определяются характерными для них макроклиматами и отвечают целым природным зонам. Биоценозы таких экосистем называются биомами. К макроэкосистемам принадлежат экосистемы тундры, степи, тайги, пустыни, саван, лиственных и смешанных лесов умеренного пояса, субтропический и тропический леса, а также морские экосистемы. Примером глобальной экосистемы является биосфера нашей планеты.

( слайд №3)

Я напомню, что основоположником науки о природных экосистемах является русский учёный В.М. Сукачов ( 1942 год), а английский ботаник А. Тенсли ввел в науку понятие «экосистема» (1935 год ). Причём, экосистема это биоценоз плюс физическая среда.

( слайд №4)

Общая площадь поверхности Земли 510 млн кв. км, из них 70 %, то есть 361 млн кв. км, приходится на Мировой океан, суша - 150 млн кв.км, в том числе: горы - 30%, пустыни - 20%, саваны и редколесья - 30%, ледники - 10%, и только 10% суши занимают с/х угодья. Кроме того, солнечная энергия на планете распределяется неравномерно. Её распределение зависит от географического положения конкретной экосистемы и её высоты над уровнем моря.

( слайд №5)

Сейчас я предлагаю вам с помощью видеоролика, созданного Корнух Ксенией, познакомиться с некоторыми биоценозами. Во время просмотра заполните, пожалуйста, таблицу:

(Видеоролик)



Тип биоценоза

Представители сообществ

Фауна

Флора

Структура сообщества создаётся постепенно в течение определённого времени. Если заселяется территория с обнажённой горной породой вместо почвы, то первоначально на ней поселяются лишайники и, возможно, водоросли, образуя пионерные сообщества. Под действием эрозии и живых организмов накапливается слой почвы, на котором уже могут поселяться сначала мхи, затем травы и, наконец, кустарники и деревья. Другим примером является постепенное заболачивание открытых водоёмов, приводящее к тому, что на месте озёр образуются сначала болота, а затем, возможно, осоковый луг или лес.

( слайд №6)

Подобная смена одних сообществ другими называется экологической сукцессией.

( слайд №7)

В первом случае наблюдается так называемая первичная сукцессия, поскольку формирование сообщества происходит, что называется «с нуля».

( слайд №8)

Во втором - наблюдается вторичная сукцессия, поскольку одно сообщество постепенно замещается другим.

( слайд №9)

Последнее сообщество цепи, стабильное и находящееся в равновесии с окружающей средой, называется климаксным сообществом. Дальнейшее изменение климаксного сообщества возможно только при изменении окружающих условий.

Время смены одного сообщества другим сильно различается. Типичная последователь-ность сукцессий, приводящих к появлению дубрав или сосновых лесов в средней полосе, занимает около 200 лет; при этом скорости ранних сукцессий гораздо выше, чем скорости поздних.

Как правило, сукцессия приводит к постепенному увеличению биомассы сообщества, возрастанию видового разнообразия.

Сукцессия может начинаться не только на лишённых жизни территориях, но и в местах, на которых организмы были раньше, но в значительной степени уничтожены, например, пожаром или вырубкой. Существенное влияние на сукцессию в этом случае оказывают сохранившиеся корневища, семена и споры различных растений, а также организмы, обитающие в почве. Нередко результатом сукцессии на таких территориях является восстановление исходного биогеоценоза.

В сходных условиях развиваются сходные сукцессии. Факторами, определяющими состав климаксного сообщества, могут быть климат, рельеф, дренаж почвы и т.д.

4 Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся. ( « Микрофон»)

Ответьте на вопросы:

1. Какие примеры экосистем вам известны?

2. Могут ли экосистемы оставаться неизменными?

3.Что такое сукцессия и в каких условиях она происходит?

( слайд №10)


А сейчас, я предлагаю вам выполнить тест.

Популяція. Екосистема.

1. Якими факторами середи є рельєф, клімат, грунт, повітря: а)антропогенними;

б) біотичними; в) абіотичними.

2. Які фактори середи взаємодіють у біоценозі: а)антропогенні; б) біотичні; в) абіотичні.

3. Які фактори середи взаємодіють у біогеоценозі: а) антропогенні; б) біотичні;

в) абіотичні.

4. З якою ознакою індивідуальної мінливості організму пов'язане появлення теплокровності : а) волосяний покрив; б) пір'я; в) дихання легенями; г)чотирикамерне серце.

5. Що є сигналом до сезонних змін у тварин та рослин: а) температура; б) протяг дня;

в) взаємовідношення; г) кількість їжі.

6. Які запасні речі відкладаються на зиму у тварин: а) білки; б) жири; в) вуглеводи.

7. Які запасні речі відкладаються на зиму у рослин: а) білки; б) жири; в) вуглеводи.

8. Який з компонентів біоценоза найбільш піддається змінам: а) продуценти;

б) консументи; в) редуценти.

9. Що є обмежувальним чинником у біоценозі: а) вода; б) світло; в) їжа; г) грунт;

д) повітря.

10. Що є обмежувальним чинником у біогеоценозі: а) вода; б) світло; в) їжа; г) грунт;

д) повітря.

11. Скільки відсотків енергії переходе на кожен наступний харчовий рівень: а) 1; б) 10;

в) 100.

5 Домашнее задание.

§ 31, вопросы стр.185, закончить таблицу.

6 Оценивание деятельности учащихся.



Литература:

1. Біологія. Посібник - конспект. 11 клас / Упорядочники: Слабіцька Н.П., Стахурська В.П. - Тернопіль: Навчальна книга - Богдан, 2000. - 208 с.

2. Яковлева Є. В. Уроки біології в 11 класі: Методичний посібник. - Запоріжжя: Просвіта, 2002. - 240 с.,іл.

3. Біологія: Довідник для абітурієнтів та школярів загальноосвітніх навчальних закладів: Навчально - методичний посібник. - 2-ге видання. - К.: Літера ЛТД, 2010. - 656 с.

4. Биология. Справочник абитуриента/ З. А. Власова - М.: Филол. Об - во « СЛОВО», АСТ, Издательский дом « Ключ - С», Центр гуманитарных наук при факультете журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, 1997. - 640 с.

5 Интернет сайты.

© 2010-2022