Программа элективного курса по биологии Здоровое питание 6 класс

Раздел Биология
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 7 имени Героя России И.В. Ткаченко» г. Тында Амурской области


РАБОЧАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА


элективного курса "Здоровое питание"

для 6 -абв классов, 35 часов



Срок реализации 2014 - 2015 учебный год

Составитель: учитель биологии Сидоренко Т.К.



Рассмотрено на заседании ШМО

Протокол № 1от «30 .08. 2014г.»

«Согласовано»

Заместитель директора по учебной работе:

Слободюк М.Е.

«30 .08. 2014г.»

«Утверждено»

директор школы:

/Н.В. Русинова/

«30 .08. 2014г.»



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Задача современного школьного образования - формирование у школьников целостного представления, об основах изучаемых ими наук, теоретических и прикладных аспектах.

Здоровый образ жизни - прежде всего сбалансированное питание, иными словами, наше здоровье напрямую зависит от того, что мы едим. Однако дальше провозглашения этого лозунга процесс понимания сущности биохимических реакций, как правило, не идёт. Как же в такой ситуации обезопасить себя? Что нужно знать каждому, кто идет в магазин за продуктами? Как следует мыть фрукты и овощи, поступившие к нам из-за рубежа? Каким продуктам питания отдавать предпочтение, а о каких - забыть навсегда? Ответы на эти и другие вопросы поможет ответить элективный курс «Здоровое питание».

Предлагаемая программа основана на современных представлениях валеологии и задумана для учащихся интересующихся проблемой питания.

Элективный курс «Здоровое питание» включает в себя теоретическую и практическую части. Это поможет учащимся познакомиться с требованиями к правильному питанию, здоровому образу жизни в новых социально-экономических условиях.

Элективный курс предназначен для учащихся 6 класса и рассчитан на 35 часов. Программа курса предусматривает формирование знаний о правильном выборе продуктов питания, рационе и режиме питания. Учащиеся получают знания о нормах питания, при приготовлении пищи соблюдении правил кулинарной обработки, различать различные пищевые добавки, генномодифицированные продукты. На занятиях учащиеся смогут также профессионально самоопределиться в сфере общественного питания. Решая вопросы здорового питания через интеграцию, данный курс способствует активному включению учащихся в творческую работу, поиск новых путей улучшения личностного здоровья.

Цель: ознакомление школьников со свойствами важнейших органических соединений и минеральных веществ, способами их извлечения из пищи, проиллюстрировать принцип здорового питания. Сформировать у детей культуру питания и ответственность о своём здоровье.

Задачи:

1. Повысить информированность учащихся в области полноценного здорового питания: о необходимости и важности регулярного питания.

2.Выработать навык соблюдения режима питания; познакомить с разнообразием вкусовых свойств различных продуктов.

3.Сформировать представление о связи рациона питания и образе жизни, об основных принципах гигиены питания.

4. Заинтересовать учащихся в профессиональном самоопределении в сфере общественного питания.

требования к знаниям умениям и навыкам

учащиеся должны знать:

-основы здорового образа жизни

-особенности питания вегетарианцев

-основные группы питательных веществ и их нахождение в продуктах питания

-основные группы витаминов и их содержание в продуктах питания, суточные дозы питательных веществ и витаминов , необходимых человеку для нормального функционирования организма.

должны уметь:

-составлять меню с учетом и подсчетом килокалорий и килоджоулей

-определять нормальный вес для себя и для людей разного роста

-определять качество продуктов

-составлять меню на неделю

методы реализации программы

преподавание курса предполагает использование различных современных педагогических приемов:

-лекционно-семинарские занятия

-дискуссии

-исследовательские работы

-беседа

-лекция

-работа с таблицами

-работа с компьютером

-работа с дополнительной литературой

-практические работы

Применение разнообразных форм учебно-познавательной деятельности позволяет реализовать индивидуальный и дифференцированный подход к обучению.



Содержание изучаемого курса

Введение - 1ч.

Раздел 1. Общая характеристика питания человека - 3ч.

Питание и культура. Решение проблемы питания в процессе развития цивилизации.

Современный взгляд на питание человека и его энергетическую целесообразность.

Стили и виды питания: домашняя кухня, неупорядоченное питание, питание вне дома, закусочные, замороженные пищевые продукты и блюда; искусственное питание.

вегетарианское, видовое, раздельное, естественное.

Раздел 2. Биохимические основы питания - 16ч.

Состав пищи: вода, белки, углеводы, липиды, минеральные вещества, витамины. Ферменты, ароматические вещества, фитонциды, дубильные вещества и др.

Генно-модифицированные продукты питания. Группы пищевых продуктов. Что нужно знать о продуктах, которые мы употребляем в пищу.

2.1. Белки как важнейшие питательные вещества - 3ч.

Биологическая роль, состав и строение белков. Потребность человека в белках и аминокислотах. Синтез аминокислот.

П р а к т и ч е с к а я р а б о т а «Выделение белков из биологического материала ( казеин молока, альбумин куриного яйца, мяса, растительный альбумин). Качественная реакция на белок.

2.2.Углеводы и их роль в питании-3 ч.

Биологическая роль углеводов. Строение, классификация и основные свойства. Потребность организма человека в углеводах.

П р а к т и ч е с к а я р а б о т а «Извлечение углеводов из биологических объектов (моносахариды, дисахариды, крахмал). Качественная реакция на углеводы.

2.3. Липиды и их роль в питании-2 ч.

.Биологическая роль липидов, их строение, классификация и свойства. Потребность организма человека в липидах. П р а к т и ч е с к а я р а б о т а «Выделение липидов из продуктов питания».

2.4.Минеральные вещества - 3ч.

Макро - и микроэлементы. Биологическая роль отдельных элементов. Причины недостаточности минеральных элементов. Основные продукты питания, содержащие конкретные минеральные элементы.

Содержание, состояние и роль воды в организме человек

П р а к т и ч е с к а я р а б о т а «Извлечение фосфорита из костей животных».

Раздел 3. Витамины, ферменты их роль и значение в питании - 7ч.

Общая характеристика, номенклатура и классификация витаминов. Основные жиро- и водорастворимые витамины. Биологическая роль основных витаминов. Авитаминозы и их

причины. Овощи - кладезь витаминов и минеральных солей. Практическая работа «Выделение витамина С из яблока, апельсина».

Ферменты . Роль ферментов в процессе переваривания и усвоения пищи.

П р а к т и ч е с к а я р а б о т а «Действие ферментов амилазы»

Раздел 4. Пищевые добавки и их биологическая роль - 2ч.

Основные пищевые добавки: красители, консерванты, антиокислители, стабилизаторы, эмульгаторы, усилители вкуса и ароматизаторы.

П р а к т и ч е с к а я р а б о т а «Определение пищевых добавок на упаковочных материалах продуктов питания».

Раздел 5.Способы приготовления пищи. Лечебно-профилактическая роль питания - 6ч.

Кулинарная обработка пищевых продуктов. Правильное сочетание пищевых продуктов. Правила приёма пищи, формы организации питания. Профилактика различных заболеваний, предупреждение пищевых отравлений. Питание и продолжительность жизни. Индивидуализация собственного питания.

П р а к т и ч е с к а я р а б о т а «Подбор индивидуальных продуктов питания и составление индивидуального рациона».



Рекомендации для школьников

1. Употребляйте разнообразные пищевые продукты; большинство из них должно быть растительного, а не животного происхождения.

2. Хлеб, изделия из муки, крупы и картофель ешьте несколько раз в день.

3. Овощи и фрукты (лучше - свежие и выращенные в местности проживания) нужно есть ежедневно - не менее 400 г в день.

4. Контролируйте поступление жира с пищей (не более 30 % от суточной калорийности) и заменяйте животный жир на жир растительных масел.

5. Заменяйте жирное мясо и мясные продукты на бобовые, зерновые, рыбу, птицу или постное мясо.

6. Употребляйте молоко с низким содержанием жира, а молочные продукты - кефир, простоквашу, йогурт и сыр - с низким содержанием жира и соли.

7. Выбирайте продукты с низким содержанием сахара, ограничивая количество сладостей и сладких напитков. Возьмите за правило умеренное потребление сахара.

8. Ешьте меньше соли. Общее количество соли в пище (включая соль, содержащуюся в хлебе, а также в обработанной, приготовленной и консервированной пище) не должно превышать одну чайную ложку - 6 г - в день. Следует употреблять йодированную соль.

9. Чтобы поддержать массу тела в рекомендуемых пределах (индекс массы тела 20-25), необходима ежедневная умеренная физическая нагрузка.

11. Приготовление пищи должно обеспечивать ее безопасность. Приготовление блюд на пару, в микроволновой печке, выпечка и кипячение поможет уменьшить используемое количество жира, масла, соли и сахара.

15-16. Зачётный урок. Защита проектов по теме "Здоровое Питание"

Темы рефератов и докладов предлагаются по выбору.

Примерные темы докладов и рефератов:

  • Человек - часть природы.

  • Роль правильного питания в жизни человека Белки: примеры, строение, функции, свойства.

  • Жиры: примеры, строение, функции, свойства.

  • Углеводы: примеры, строение, функции, свойства. Химические элементы в организме человека.

  • Развитие пищевой промышленности.

  • Крахмал: строение, свойства и применение.

  • .Экология и здоровье человека

Календарно - тематическое планирование

Наименование разделов, дисциплин и тем

Всего часов

В том числе


Форма контроля

лекции

практика


Введение

1



1.

Общая характеристика питания человека

3

1

2

К/р


Питание и культура.

Современный взгляд на питание человека и его энергетическую целесообразность


1



2


2.

Биохимические основы питания

16

6

10

К/р


Состав пищи. Ферменты.


2




Что нужно знать о продуктах, которые мы употребляем в пищу.



3


2.1

Белки как важнейшие питательные вещества

3

1

2

П/р «Выделение белков из биологического материала ( казеин молока, альбумин куриного яйца, мяса, растительный альбумин). Качественная реакция на белок.



Биологическая роль, состав и строение белков.


1




«Выделение белков из биологического материала



2

2.3

Углеводы и их роль в питании.

3

1

2

П/р «Извлечение углеводов из биологических объектов (моносахариды, дисахариды, крахмал). Качественная реакция на углеводы.



Строение, классификация и основные свойства.


1




«Извлечение углеводов из биологических объектов»



2


2.4.

Липиды и их роль в питании

2

1

1

П/р «Выделение липидов из продуктов питания».



Биологическая роль липидов, их строение, классификация и свойства.


1




«Выделение липидов из продуктов питания»



1


2.5.

Минеральные вещества

3

1

2

П/р «Извлечение фосфорита из костей животных».


Макро - и микроэлементы.


1




«Извлечение фосфорита из костей животных».



2


3.

Витамины, ферменты их роль и значение в питании

7

3

4

П/р «Действие ферментов амилазы»


Общая характеристика, номенклатура и классификация витаминов. Ферменты


3




«Выделение витамина С из яблока, апельсина».



2



«Действие ферментов амилазы».



2


4.

Пищевые добавки и их биологическая роль

2

1

1

П/р «Определение пищевых добавок на упаковочных материалах продуктов питания».


Основные пищевые добавки: красители, консерванты, антиокислители и.д.


1




«Определение пищевых добавок на упаковочных материалах продуктов питания».



1


5.

Способы приготовления пищи. Лечебно-профилактическая роль питания

6

2

3

Проект

«Подбор индивидуальных продуктов питания и составление индивидуального рациона».


Кулинарная обработка пищевых продуктов. Правильное сочетание пищевых продуктов


1




Профилактика различных заболеваний, предупреждение пищевых отравлений.


1




«Подбор индивидуальных продуктов питания и составление индивидуального рациона».



4


Итого

35

11

24











СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1. Сад. Огород. Усадьба. Энциклопедия для начинающих - М.: .: Мол. гвардия, 1990. - 286 с.

2. Байер К., Шейнберг Л. Здоровый образ жизни - М.: «Мир», 1997. - 368 с.

3. Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании - М.: «НЕСТЛЕ» «ОЛМА-ПРЕСС», 2002. - 80 с.

4. Ольгин О. Давайте похимичим! - М.:»Детская литература», 2002. - 175 с.

5. Смирнов Алексей. Мир растений - М.: «Молодая гвардия», 1988. - 303 с.

6. Сгибнева Е.П., Солдатова Т.Б. Классные часы в 10-11-х классах - Ростов-на- Дону: Феникс, 2003. - 384 с.

7. Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. Гигиена и здоровье школьника - М.: Просвещение, 1988. - 191 с.

8. Эмануэль Н.М., Заиков Г.Е. Химия и пища - М.: «Наука», 1986. - 173 с.

9. Химия в школе. Научно-методический журнал. - М.: «Школа-Пресс», 1997 №5, с. 16-18

10. Химия в школе. Научно-методический журнал. - М.: «Школа-Пресс», 2000 №7, с. 72-79

11. Биология в школе. Научно-методический журнал. - М.: «Школа-Пресс»,

2004 №4, с. 9-15


© 2010-2022