- Преподавателю
- Биология
- Рабочая программа 6-9 класс
Рабочая программа 6-9 класс
Раздел | Биология |
Класс | 6 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Герасимова Г.П. |
Дата | 01.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Березовская средняя общеобразовательная школа»
«Рассмотрено»
Руководитель ШМО
________ Герасимова Г.П.
Протокол №1 от
«25 » августа 2015 г.
«Согласовано»
Заместитель директора школы по УВР МБОУ «Березовская СОШ»
______ Шарыгина А.В
« » августа 2015 г.
«Утверждено»
Директор МБОУ «Березовская СОШ»
_________ Липовская С.В.
Приказ №183 от «01 » сентября 2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по биологии 6 - 9 классы
Составитель:
Герасимова Галина Павловна
учитель биологии высшей
квалификационной категории
Период реализации программы 2015-2016 учебный год
Рассмотрена на педсовете
протокол № 8 от 31.08.2015
с. Березовка 2014
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии разработана на основе следующих нормативных документов и материалов:
-
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования по биологии;
-
основная образовательная программа основного общего образования МБОУ
«Березовская СОШ» (приказ от 22.05.2015 № 102/1);
-
учебный план основного общего образования (приказ от 01.09.2015 № 183);
-
федеральный перечень учебников (приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014г. № 253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»);
-
годовой календарный учебный график (приказ от 01.09.2015г № 183);
-
положение о рабочей программе учебного предмета, курса (приказ от 01.09.2015г № 183);
-
примерная программа основного общего образования по биологии;
-
авторская программа Н.И. Сонина, В.Б.Захарова и Е.Т.Захаровой: Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение 5 класс. Биология. 6-11 классы. - 5-е изд., стереотип. - М.: Дрофа.2010. - 138с.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом в рамках основного общего образования изучение биологии складывается следующим образом:
6 класс - 34 часа из федерального компонента; сокращение программы на 1час за счет темы 2.7 «Регуляция процессов жизнедеятельности» с 3 часов до 2.
7 класс - 68 часов из федерального компонент, из них 2 часа - резерв времени.
8 класс - 68 часов из федерального компонента, из ни 5 часов - резерв времени.
9 класс - 68 часов из федерального компонента, из них 5 часов - резерв времени.
Изучение курса «Биология» в 6-9 классах на базовом уровне основывается на знаниях, полученных учащимися в начальной и основной школе, и направлено на формирование естественнонаучного мировоззрения, экологического мышления и здорового образа жизни, на воспитание бережного отношения к окружающей среде. Именно поэтому, наряду с освоением общебиологических теорий, изучением строения биологических систем разного ранга и сущности основных биологических процессов, в программе уделено большое внимание возможности использования полученных знаний в повседневной жизни для решения прикладных задач.
Цель программ 6-9 классов - развивать у школьников понимание величайшей ценности жизни, ценности биологического разнообразия, развитие экологического образования школьников в процессе обучения биологии и воспитание у них экологической культуры.
Задачи, решаемые в процессе обучения биологии в школе:
• формирование у школьников естественнонаучного мировоззрения, основанного на понимании взаимосвязи элементов живой и неживой природы, осознании человека как части природы, продукта эволюции живой природы;
• формирование у школьников экологического мышления и навыков здорового образа жизни на основе умелого владения способами самоорганизации жизнедеятельности;
• приобретение школьниками опыта разнообразной практической деятельности, опыта познания и самопознания в процессе изучения окружающего мира;
• воспитание гражданской ответственности и правового самосознания, самостоятельности и инициативности учащихся через включение их в позитивную созидательную экологическую деятельность;
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний программой предусматривается выполнение лабораторных, практических работ и экскурсий. При записи лабораторных и практических работ в журнале использовать запись в краткой форме - л.р и п.р.
6 класс - 9 лабораторных и практических работ, обязательное выставление оценок по всем работам. (Решение РМО учителей биологии).
7 класс - 16 лабораторных и практических работ, обязательное выставление оценок по всем работам.
8 класс - 15 лабораторных и практических работ, обязательное выставление оценок по всем работам.
9 класс - 8 лабораторных и практических работ, обязательное выставление оценок по всем работам.
В тематическом планировании дается распределение материала по разделам и темам. В основу структурирования курса положена уровневая организация живой природы. В каждой теме даны различные формы контроля степени усвоения материала.
Так как рабочая программа составлена на основе авторской программы Н.И.Сонина, используемые учебники и методические пособия соответствуют данной линии:
6 класс - Учебник. Биология. «Живой организм», автор Н.И.Сонин, изд. дом «Дрофа», М.,2008г.
Навигатор. Биология. Живой организм. Мультимедийное учебное пособие. 6 класс. ООО «Дрофа», 2010 г.
7 класс - Учебник. Биология. «Многообразие живых организмов», авторы В.Б.Захаров, Н.И.Сонин, изд. дом «Дрофа», М.,2000г.
Рабочая тетрадь к учебнику В.Б.Захарова, Н.И.Сонина Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс изд. дом «Дрофа», М.,2011г.
Биология 7 класс. Электронное учебное издание. Многообразие живых организмов. Мультимедийное приложение к учебнику В.Б.Захарова, Н.И.Сонина, ООО «Дрофа». 2011г.
8 класс - Учебник. Биология. «Человек», автор Н.И.Сонин, М.Р.Сапин, изд. дом «Дрофа», М.,2003.
Рабочая тетрадь к учебнику Н.И.Сонина, М.Р.Сапина Биология. Человек. 8 класс изд. дом «Дрофа», М.,2013г.
Биология 8 класс. Электронное учебное издание. Человек. Мультимедийное приложение к учебнику Н.И.Сонина, М.Р.Сапина. ООО «Дрофа». 2011г.
9 класс - Учебник. Биология. «Общие закономерности», авторы В.Б.Захаров, С.Г.Мамонтов, Н.И.Сонин, изд. дом «Дрофа», М.,2004г.
Рабочая тетрадь к учебнику С.Г.Мамонтова, В.Б.Захарова, И.Б.Агафоновой, Н.И.Сонина Биология. Общие закономерности 9 класс изд. дом «Дрофа», М.,2013г.
Биология 9 класс. Электронное учебное издание. Общие закономерности. Мультимедийное приложение к учебнику С.Г.Мамонтова, В.Б.Захарова, И.Б.Агафоновой, Н.И.Сонина, ООО «Дрофа». 2011г.
Тематический поурочный план
6 класс (34 часа - 1 час в неделю)
№
п/п
Наименование разделов и темы
урока
Всего часов
Виды деятельности обучающихся (практические, лабораторные, экскурсии)
Используемое оборудование и наглядность
Раздел I
Строение и свойства живых организмов.
10
Тема 1.1
Основные свойства живых организмов.
1
1
Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение. Рост и развитие, раздражимость, движение, размножение.
1
Табл. Многообразие живых организмов
Тема 1.3
Строение растительной и животной клеток.
2
2
Клетка - элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и ее органоидов. Хромосомы, их значение.
1
Табл. Строение растительной клетки
3
Различия в строении растительной и животной клеток.
1
Лабораторная работа № 1
Строение клеток живых организмов
Табл. Строение растительной клетки и животной клетки, лабораторное оборудование
Тема 1.4
Ткани растений и животных
2
4
Понятие «ткань».Клеточные элементы и межклеточное вещество. Типы тканей растений, их многообразие, значение, особенности строения.
Словарный диктант по терминам
Табл. Растительные ткани
5
Типы тканей животных организмов, их строение и функции.
1
Лабораторная работа № 2
Ткани живых организмов
Табл. Животные ткани, лабораторное оборудование
Тема 1.5
Органы и системы органов
4
6
Понятие «орган». Органы цветкового растения. Внешнее строение и значение корня. Корневые системы. Видоизменения корней
1
Проверочная работа по тканям
Табл. Органы цветковых растений, гербарии корневых систем
7
Строение и значение побега. Почка - зачаточный побег. Стебель как осевой орган побега. Передвижение веществ по стеблю. Лист. Строение и функции. Простые и сложные листья.
1
Табл. Органы цветковых растений, гербарии листьев
8
Цветок, его значение и строение. Соцветия. Плоды. Значение и разнообразие. Строение семян однодольного и двудольного растения.
1
Табл. Строение цветка ,муляжи плодов
9
Системы органов. Основные системы органов животного организма: пищеварительная, кровеносная, дыхательная, выделительная, опорно-двигательная, нервная, эндокринная, размножения.
1
Лабораторная работа №3 Распознавание органов у растений и животных
Гербарии растений, муляжи животных
Тема 1.6
Растения и животные как целостные организмы
1
10
Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организмах. Живые организмы и окружающая среда.
1
Табл. Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организмах.
Раздел II
Жизнедеятельность организма
23
Тема 2.1
Питание и пищеварение
4
11
Сущность понятия «питание». Особенности питания растительного организма. Почвенное питание.
1
Табл. Строение корня
12
Воздушное питание (фотосинтез).
1
Табл. Микроскопическое строение листа
13
Особенности питание животных. Травоядные животные, хищники, трупоеды; симбионты, паразиты.
1
Компьютерный диск
14
Пищеварение и его значение. Особенности строения пищеварительной системы животных. Пищеварительные ферменты и их значение.
1
Компьютерный диск
Тема 2.2
Дыхание.
2
15
Значение дыхания.Роль кислорода в процессе расщепления органических веществ и освобождения энергии. Дыхание растений. Роль устьиц и чечевичек в процессе дыхания растений.
1
Тестовая проверочная работа по теме «Питание и пищеварение»
Компьютерный диск
16
Дыхание животных. Органы дыхания животных организмов.
1
Компьютерный диск
Тема 2.3
Передвижение веществ в организме
2
17
Перенос веществ в организме, его значение. Передвижение веществ в растении. Особенности строения органов растений, обеспечивающих
процесс переноса веществ.
1
Практическая работа № 1
Передвижение воды и мин. веществ по стеблю.
Табл. Побег, лабораторное оборудование
18
Особенности переноса веществ в организмах животных. Кровеносная система, ее строение, функции. Гемолимфа, кровь и ее составные части.
1
Компьютерный диск
Тема 2.4
Выделение.
2
19
Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов, продукты выделения у растений и животных. Выделение у растений. Выделение у животных. Основные выделительные системы у животных.
1
Компьютерный диск
20
Обмен веществ и энергии.
1
Компьютерный диск
Тема 2.5
Опорные системы
2
21
Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы растений
1
Табл. Механическая ткань
22
Опорные системы животных
1
Лабораторная работа № 4
Разнообразие опорных систем животных
Раковины моллюсков, коллекции членистоногих, скелеты позвоночных
Тема 2.6
Движение
2
23
Движение как важнейшая особенность животных организмов. Значение двигательной активности.
1
Лабораторная работа № 5
Движение инфузории туфельки
Лабораторное оборудование: микроскопы, культура инфузории туфельки
24
Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов.
1
Практическая работа № 2
Перемещение дождевого червя
Компьютерный диск
Тема 2.7
Регуляция процессов жизнедеятельности
3
25
Жизнедеятельность организма и ее связь с окружающей средой. Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Раздражимость. Нервная система, особенности строения. Рефлекс, инстинкт
1
Компьютерный диск
26
Эндокринная система. Ее роль в регуляции процессов жизнедеятельности. Железы внутренней секреции. Ростовые вещества растений.
1
Срез знаний по теме (тест)
Компьютерный диск
Тема 2.8
Размножение
3
27
Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое размножение животных. Бесполое размножение растений.
1
Практическая работа №3
Вегетативное размножение комнатных растений.
Лабораторное оборудование: черенки растений, ящики с землей
28
Половое размножение организмов. Особенности полового размножения животных. Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение..
1
Компьютерный диск
29
Половое размножение растений. Опыление, двойное оплодотворение. Образование плодов и семян.
1
Компьютерный диск
Тема 2.9
Рост и развитие
3
30
Рост и развитие растений. Индивидуальное развитие. Распространение плодов и семян. Состояние покоя, его значение в жизни растений. Условия прорастания семян. Питание и рост проростков.
1
Компьютерный диск
31
Особенности развитие животных организмов. Развитие зародыша.
1
Табл. Эмбриогенез ланцетника
32
Постэмбриональное развитие животных. Прямое и непрямое развитие.
1
Лабораторная работа № 6
Прямое и непрямое развитие насекомых.
Коллекции насекомых,
компьютерный диск
Раздел III
Организм и среда
2
Тема 3.1
Среда обитания. Факторы среды
33
Влияние факторов неживой природы на живые организмы.
Взаимосвязи живых организмов.
1
Компьютерный диск
Тема 3.2
Природные сообщества
1
Компьютерный диск
34
Природное сообщество и экосистема. Структура и связи в природном сообществе. Цепи питания.
Требования к уровню подготовки учащихся, заканчивающих 6 класс.
В результате изучения предмета учащиеся 6 классов должны:
знать \ понимать
- основные признаки живого (обмен веществ, питание, дыхание, рост, развитие, размножение);
- химический состав клетки, значение основных неорганических и органических веществ;
- особенности строения ядерных и безъядерных клеток, отличия строения растительных и животных клеток;
- строение ядерной клетки, основные функции ее органоидов;
- типы деления клеток, их роль в организме;
- особенности строения тканей, органов и систем органов растительных и животных организмов;
- основные жизненные функции растительных и животных организмов;
- характеристику природного сообщества, экосистемы, цепи питания.
уметь
- распознавать органоиды клетки;
- узнавать основные формы цветкового растения;
- распознавать органы и системы органов изученных организмов;
- составлять простейшие цепи питания;
- размножать комнатные растения вегетативным способом;
- пользоваться микроскопом, готовить микропрепараты.
Тематический поурочный план
7 класс (68 часов - 2 часа в неделю)
№
п/п
Наименование разделов и темы урока
Всего часов
Виды деятельности обучающихся (практические, лабораторные, экскурсии)
Используемое оборудование и наглядность
Введение
3
1
Мир живых организмов. Уровни организации и свойства живого.
1
Табл. Уровни организации живого
2
Основные положения учения Ч.Дарвина о естественном отборе.
1
Компьютерный диск
3
Естественная система живой природы как отражение эволюции жизни на Земле. Царства живой природы.
1
Табл. Многообразие живых организмов
Раздел I
Царство Прокариоты
3
Тема 1.1
Многообразие, особенности строения и происхождения прокариотических организмов
3
4
Происхождение и эволюция бактерий. Общие свойства пркариотических организмов. Многообразие форм бактерий. Особенности строения бактериальной клетки. Понятие о типах обмена у прокариот.
1
Табл. Бактерии
Компьютерный диск
5
Особенности организации и жизнедеятельности прокариот; распространенность и роль в биоценозах.
1
Табл. Бактерии
Компьютерный диск
6
Экологическая роль и медицинское значение бактерий.
1
Табл. Бактерии
Компьютерный диск
Раздел II
Царство Грибы
4
Тема 2.1
Общая характеристика грибов
3
7
Царство Грибы, особенности организации грибов, их роль в природе, жизни человека.
1
Срез знаний по изученной теме (тест)
Табл. Грибы,
компьютерный диск
8
Отдел Настоящие грибы, особенности жизнедеятельности и распространение. Роль грибов в биоценозах и хозяйственной деятельности человека.
1
Лабораторная работа № 1
Строение плесневого гриба мукора.
Табл. Грибы, микроскопы, культура плесени - мукор
9
Отдел Оомицеты, распространение и экологическая роль.
1
Лабораторная работа № 2
Распознавание съедобных и ядовитых грибов.
Коллекции муляжей грибов
Тема 2.2
Лишайники
1
10
Понятие о симбиозе. Общая характеристика лишайников. Типы слоевищ лишайников4 особенности жизнедеятельности, распространенность и экологическая роль лишайников.
1
Табл. Лишайники
Раздел III
Царство Растения
16
Тема 3.1
Общая характеристика растений
2
11
Растительный организм как целостная система. Клетки, ткани, органы и системы органов растений. Регуляция жизнедеятельности растений; фитогормоны. Особенности жизнедеятельности растений; фотосинтез, пигменты.
1
Срез знаний по изученной теме (тест)
Компьютерный диск
12
Систематика растений; низшие и высшие растения.
1
Компьютерный диск
Тема 3.2
Низшие растения
2
13
Водоросли как древнейшая группа растений. Общая характеристика водорослей. Особенности строения тела. Одноклеточные и многоклеточные водоросли.
1
Лабораторная работа № 3
Изучение внешнего строения водорослей.
Табл. Водоросли
14
Многообразие водорослей: отделы Зеленые водоросли, Бурые и Красные водоросли. Распространение в водных и наземных биоценозах, экологическая роль водорослей. Практическое значение.
1
Табл.Водоросли. гербарии водорослей
компьютерный диск
Тема 3.3
Высшие растения
4
15
Происхождение и общая характеристика высших растении. Особенности организации и индивидуальное развитие высших растений.
1
16
Споровые растения. Общая характеристика, происхождение. Отдел Моховидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах.
Лабораторная работа № 4
Изучение внешнего строения мхов.
Гербарии мхов, табл.Мох сфагнум, кукушкин лен
компьютерный диск
17
Отдел Плауновидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах. Отдел Хвощевидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах.
1
Табл. Хвощи
18
Отдел Папоротниковидные. Происхождение и особенности организации папоротников. Жизненный цикл папоротников. Распространение в природе и их роль в биоценозах.
1
Лабораторная работа № 5
Изучение внешнего строения папоротника.
Табл. Папоротник, гербарии папоротников
компьютерный диск
Тема 3.4
Отдел Голосеменные растения
2
19
Происхождение и особенности организации голосеменных растений; строение тела, жизненные формы голосеменных.
1
Лабораторная работа № 6
Изучение строения и многообразия голосеменных растений.
Табл. Строение сосны, гербарии голосеменных,
компьютерный диск
20
Многообразие, распространение голосеменных, их роль в биоценозах и практическое значение.
1
Компьютерный диск
Тема 3.5
Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения
6
21
Происхождение и особенности организации покрытосеменных растений; строение тела, жизненные формы покрытосеменных.
1
Лабораторная работа № 7
Изучение строения покрытосеменных растений.
Табл. Строение цветка, гербарии цветковых
компьютерный диск
22
Классы Однодольные и Двудольные, основные семейства.
1
Табл. Строение цветка
23
Классы Однодольные и Двудольные, основные семейства
1
Табл.Строение шиповника
гербарии розоцветных
24
Классы Однодольные и Двудольные, основные семейства
1
Табл.Семейство крестоцветных и пасленовых, гербарии
25
Классы Однодольные и Двудольные, основные семейства
1
Табл.Семейство злаков, гербарии злаков
26
Многообразие, распространенность цветковых, их роль в биоценозах, в жизни человека и его хозяйственной деятельности.
1
Практическая работа № 1
Распознавание наиболее распространенных растений своей местности, определение их систематического положения в жизни человека.
Табл. Семейство лилейных, гербарии растений, определительные карточки
Раздел IY
Царство Животные
37
Тема 4.1
27
Общая характеристика животных.
1
Таблицы животных,
Компьютерный диск
Тема 4.2
Подцарство Одноклеточные.
2
Табл.Простейшие
Компьютерный диск
28
Общая характеристика простейших. Клетка одноклеточных животных как целостный организм; особенности организации клеток простейших, специальные органоиды.
1
Лабораторная работа № 8
Строение инфузории туфельки
микроскопы, культура инфузории туфельки
29
Разнообразие простейших и их роль в биоценозах, жизни человека и его хозяйственной деятельности.
1
Компьютерный диск
Тема 4.3
30
Подцарство Многоклеточные животные
1
Компьютерный диск
Тема 4.4
Двухслойные животные. Тип Кишечнополостные
3
31
Особенности организации кишечнополостных.
1
Табл. Тип Кишечнополостные
32
Бесполое и половое размножение
1
Компьютерный диск
33
Многообразие и распространение кишечнополостных; гидроидные, сцифоидные и кораллы. Роль в природных сообществах.
1
Компьютерный диск
Тема 4.5
Трехслойные животные. Тип Плоские черви
2
34
Особенности организации плоских червей. Свободноживущие плоские черви. Многообразие ресничных червей и их роль в биоценозах.
1
Табл. Планария
35
Приспособления к паразитизму у плоских червей; классы сосальщиков и ленточных червей. Понятие о жизненном цикле; циклы развития печеночного сосальщика и бычьего цепня. Многообразие плоских червей -паразитов; меры профилактики паразитарных заболеваний.
1
Компьютерный диск
Тема 4.6
36
Первичнополостные. Тип Круглые черви
1
Табл. Круглые черви
Тема 4.7
Тип Кольчатые черви
3
Компьютерный диск Табл. Дождевой червь
37
Особенности организации кольчатых червей; вторичная полсть тела.
1
Лабораторная работа № 9
Внешнее строение дождевого червя.
Лабораторное оборудование
38
Многообразие кольчатых червей; многощетинковые и малощетинковые кольчатые черви, пиявки
1
Компьютерный диск
39
Значение кольчатых червей в биоценозах
1
Компьютерный диск
Тема 4.8
Тип Моллюски
2
40
Особенности организации моллюсков; смешанная полость тела.
1
Лабораторная работа № 10
Внешнее строение моллюсков.
Раковины моллюсков. Табл. моллюски
41
Многообразие моллюсков; классы брюхоногих, двустворчатых и головоногих моллюсков. Значение моллюсков в биоценозах. Роль в жизни человека и его хозяйственной деятельности.
1
Компьютерный диск
Тема 4.9
Тип Членистоногие
7
42
Происхождение и особенности организации членистоногих. Многообразие членистоногих; классы ракообразных, паукообразных, насекомых и многоножек.
1
Лабораторная работа № 11
Изучение внешнего строения и многообразия членистоногих.
Коллекции членистоногих
Табл.Тип Членистоногие
43
Класс Ракообразные. Общая характеристика класса ракообразных на примере речного рака. Высшие и низшие раки.
1
Табл. Кл. ракообразные
44
Многообразие и значение ракообразных в биоценозах.
1
Компьютерный диск
45
Класс Паукообразные. Общая характеристика паукообразных. Пауки, скорпионы, клещи.
1
Компьютерный диск
46
Многообразие и значение паукообразных в биоценозах.
1
Компьютерный диск
47
Класс Насекомые. Многообразие насекомых. Общая характеристика класса насекомых; отряды насекомых с полным и неполным метаморфозом.
1
Табл. Класс Насекомые, коллекции насекомых
48
Многообразие и значение насекомых в биогеоценозах. Многоножки.
1
Компьютерный диск
Тема 4.11
Тип Хордовые. Бесчерепные животные.
1
49
Происхождение хордовых; подтипы бесчерепных и позвоночных. Общая характеристика типа. Подтип бесчерепные: ланцетник; особенности его организации и распространения.
Табл. Ланцетник - низшее хордовое животное
Тема 4.12
Подтип Позвоночные (Черепные). Надкласс Рыбы
2
50
Общая характеристика позвоночных. Происхождение рыб. Общая характеристика рыб.
1
Лабораторная работа № 12
Особенности внешнего строения рыб в связи с образом жизни.
Табл. Класс Рыбы, аквариумные рыбки
51
Классы Хрящевые и Костные рыбы. Многообразие костных рыб; хрящекостные, кистеперые, двоякодышащие и лучеперые рыбы. Многообразие видов и черты приспособленности к среде обитания. Экологическое и хозяйственное значение рыб.
1
Компьютерный диск
Тема 4.13
Класс Земноводные
2
52
Первые земноводные. Общая характеристика земноводных как первых наземных позвоночных. Структурно-функциональная организация земноводных на примере лягушки.
1
Лабораторная работа № 13
Особенности внешнего строения лягушки в связи с образом жизни.
Табл. Класс Земноводные,
Компьютерный диск
53
Бесхвостые, хвостатые и безногие амфибии; многообразие, среда обитания и экологические особенности. Экологическая роль и многообразие земноводных.
1
Компьютерный диск
Тема 4.14
Класс Пресмыкающиеся
2
54
Происхождение рептилий. Общая характеристика пресмыкающихся как первичноназемных животных. Структурно-функциональная организация пресмыкающихся.
1
Компьютерный диск
Муляжи пресмыкающихся
55
Чешуйчатые, крокодилы и черепахи. Распространение и многообразие форм рептилий; положение в экологических системах. Вымершие группы пресмыкающихся.
1
Компьютерный диск
Тема 4.15
Класс Птицы.
4
56
Происхождение птиц; первоптицы и их предки; настоящие птицы. Килегрудые, или летающие; бескилевые, или бегающие; пингвины, или плавающие птицы.
1
Лабораторная работа № 14
Особенности внешнего строения птиц в связи с образом жизни.
Компьютерный диск Чучела птиц, табл.Класс Птицы
57
Особенности организации и экологическая дифференцировка летающих птиц.
1
табл. Класс Птицы Компьютерный диск
58
Особенности организации и экологическая дифференцировка летающих птиц.
1
Компьютерный диск
59
Охрана и привлечение птиц; домашние птицы. Роль птиц в природе, жизни человека и его хозяйственной деятельности.
1
Компьютерный диск
Тема 4.16
Класс Млекопитающие
4
60
Происхождение млекопитающих. Первозвери. Низшие звери. Настоящие звери.
1
Лабораторная работа № 15
Изучение строения млекопитающих.
Табл. Класс Млекопитающие, муляжи млекопитающих
61
Структурно-функциональные особенности организации млекопитающих на примере собаки. Экологическая роль млекопитающих в процессе развития живой природы в кайнозойской эре.
1
Компьютерный диск
62
Основные отряды плацентарных млекопитающих: насекомоядные, рукокрылые, грызуны, зайцеобразные, хищные, ластоногие, китообразные, непарнокопытные, парнокопытные, приматы.
1
Лабораторная работа № 16
Распознавание животных своей местности, определение их систематического положения и значения в жизни человека
Рисунки животных,
Компьютерный диск
63
Значение млекопитающих в природе и хозяйственной деятельности человека. Охрана ценных зверей. Домашние млекопитающие.
1
Компьютерный диск
Раздел Y
Царство Вирусы.
2
64
Общая характеристика вирусов. История их открытия. Строение вируса на примере вируса табачной мозаики. Взаимодействие вируса и клетки.
Табл. Вирусы
65
Вирусы - возбудители опасных заболеваний человека. Профилактика заболеваний гриппом. Происхождение вирусов.
Компьютерный диск
66
Заключение
Особенности организации, многообразие живых организмов; основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека.
Компьютерный диск
67-68
Резервный урок
2
Требования к уровню подготовки учащихся, заканчивающих 7 класс
В результате изучения предмета учащиеся 7 классов должны:
знать \ понимать
-особенности жизни как формы существования материи;
- фундаментальные понятия биологии;
- о существовании эволюционной теории;
- основные группы прокариот, грибов, растений и животных, особенности их организации, многообразие, а также экологическую и хозяйственную роль живых организмов; основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека;
уметь
- пользоваться знанием биологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а также различных групп растений, животных, в том числе и человека;
- давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;
- работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопических исследований;
- работать с учебной и научно - популярной литературой, составлять план, конспект, реферат;
- владеть языком предмета.
Тематический поурочный план
8 класс (68 часов - 2 часа в неделю)
№
п/п
Название тем, уроков
Всего часов
Виды деятельности обучающихся
(практические, лабораторные, экскурсии)
Используемое оборудование и наглядность
Тема 1
Место человека в системе органического мира.
2
1
Человек как часть живой природы, место человека в системе органического мира. Черты сходства человека и животных.
1
Компьютерный диск
2
Сходство и различия человека и человекообразных обезьян. Человек разумный.
1
Компьютерный диск
Тема 2
Происхождение человека.
2
3
Биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. Этапы и факторы становления человека.
1
Компьютерный диск
4
Расы человека, их происхождение и единство.
1
Муляжи «Расы человека»
Тема 3
5
Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека.
1
Тема 4
Общий обзор строения и функций организма человека.
4
6
Клеточное строение организма.
1
Табл. Животная клетка
7
Клеточное строение организма.
1
Табл. Животная клетка
8
Ткани : эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная.
1
Лабораторная работа № 1 «Изучение микроскопического строения тканей»
Табл. Ткани, микроскопы, готовые микропрепараты тканей
9
Органы человеческого организма. Системы органов. Взаимосвязь органов и систем органов как основа гомеостаза.
1
Практическая работа № 1
«Распознавание на таблицах органов и систем органов».
Табл. Ткани, рисунки органов и систем органов
Тема 5
Координация и регуляция.
10
10
Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции
1
Табл. Железы внутренней секреции
11
Гормоны и их роль в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция.
1
Компьютерный диск
12
Нервная регуляция. Значение нервной системы.
Центральная и перифирическая нервные системы. Вегетативная и соматическая части нервной системы.
1
Табл. Нервная система
Компьютерный диск
13
Рефлекс; проведение нервного импульса.
1
Компьютерный диск
14
Строение и функции спинного мозга, отделов головного мозга.
1
Табл. Спинной мозг
15
Строение и функции спинного мозга, отделов головного мозга.
1
Табл. Головной мозг
16
Большие полушария головного мозга. Кора больших полушарий. Значение коры больших полушарий и ее связи с другими отделами мозга.
1
Лабораторная работа № 2
«Изучение головного мозга человека (по муляжам)».
Муляжи головного мозга - раздаточный материал
17
Органы чувств (анализаторы), их строение, функции. Строение, функции и гигиена органов зрения.
1
Практическая работа № 2
«Изучение изменения размера зрачка».
Табл. Строение глаза, фонарики
18
Строение и функции органов слуха. Предупреждение нарушений слуха.
1
Табл. Строение уха
19
Органы осязания, вкуса, обоняния. Гигиена органов чувств.
1
Компьютерный диск
Тема 6
Опора и движение.
8
20
Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелет поясов конечностей.
1
Скелет человека и кролика
21
Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением.
1
Скелет человека
22
Состав и строение костей: трубчатые и губчатые кости Рост костей. Возрастные изменения в строении костей.Типы соединения костей.
1
Лабораторная работа № 3
«Изучение внешнего строения костей».
Табл. Строение кости, модели позвонков
23
Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика.
1
Компьютерный диск,
Табл.Профилактика заболеваний скелета
24
Мышечная система. Строение и развитие мышц.
1
Табл. Мышечная система
25
Основные группы мышц, их функции.
1
Табл. Мышечная система
26
Работа мышц; статическая и динамическая нагрузка. Роль нервной системы в регуляции работы мышц. Утомление мышц. Роль активного отдыха в восстановлении активности мышечной ткани.
1
Практическая работа № 3 «Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц».
Гантели, метроном, часы
27
Значение физический культуры и режим труда в правильном формировании опорно-двигательной системы.
1
Практическая работа № 4 «Измерение массы и роста своего организма»
Весы, метр
Тема 7
Внутренняя среда организма.
3
28
Понятие «внутренняя среда». Тканевая жидкость. Кровь, ее состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Клеточные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма крови.
1
Лабораторная работа № 4
«Изучение микроскопического строения крови»
Микроскопы, готовые микропрепараты крови человека
29
Свертывание крови. Группы крови. Лимфа.
1
Табл. Иммунитет
30
Иммунитет. Инфекционные заболевания. Предупредительные прививки. Переливание крови. Донорство.
1
Компьютерный диск
Тема 8
Транспорт веществ.
4
31
Сердце, его строение и регуляция деятельности.
1
Модель сердца, табл. Кровеносная система
32
Большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение.
1
Табл. Кровеносная система
33
Движение крови по сосудам. Кровяное давление.
1
Практическая работа № 5
«Измерение кровяного давления».
Табл. Кровеносная система,
тонометры
34
Заболевания органов кровообращения, их предупреждение.
1
Практическая работа № 6 «Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений».
Компьютерный диск, часы , табл. Кровеносная система
Тема 9
Дыхание.
5
35
Потребность организма в кислороде. Органы дыхания, их строение.
1
Табл. Дыхательная система
36
Дыхательные движения.
1
Табл. Дыхательная система
37
Газообмен в легких и тканях; перенос газов эритроцитами и плазмой крови.
1
Практическая работа № 7
«Определение частоты дыхания».
Часы, Табл. Дыхательная система
38
Регуляция дыхания.
1
Компьютерный диск
39
Искусственное дыхание. Голосовой аппарат.
1
Компьютерный диск
Тема
10
Пищеварение.
5
40
Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в пище и питательных веществах. Витамины.
1
Практическая работа № 8 «Определение норм рационального питания».
Компьютерный диск, таблица норм питания
41
Пищеварение. Строение и функции органов пищеварения. Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа.
1
Табл. Пищеварительная система
42
Этапы процессов пищеварения.
1
Лабораторная работа № 5
«Воздействие желудочного сока на белки, слюны на крахмал».
Лабораторное оборудование, табл. Пищеварительная система
43
Этапы процессов пищеварения.
1
Табл. Пищеварительная система
44
Этапы процессов пищеварения.
1
Компьютерный диск
Тема11
Обмен веществ и энергии.
2
45
Общая характеристика процесса обмена веществ и энергии. Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь.
1
Компьютерный диск
46
Витамины. Их роль в обмене веществ.
1
Табл. Витамины
Тема12
Выделение.
2
47
Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции.
1
Табл. Выделительная система, модель почки
48
Образование мочи. Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена веществ.
1
Компьютерный диск
Тема13
Покровы тела.
3
49
Строение и функции кожи.
1
Табл. Строение кожи
50
Роль кожи в терморегуляции организма. Закаливание.
1
Компьютерный диск
51
Гигиенические требования к одежде, обуви. Заболевания кожи и их предупреждение.
1
Компьютерный диск
Тема 14
Размножение и развитие.
3
52
Система органов размножения; строение и гигиена.
1
Табл. Половая система
53
Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды.
1
Компьютерный диск
54
Лактация. Рост и развитие ребенка. Планирование семьи.
1
Компьютерный диск
Тема 15
Высшая нервная деятельность.
5
55
Рефлекс - основа нервной деятельности. Виды рефлексов. Формы поведения.
1
Компьютерный диск
56
Особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Познавательные процессы
1
Компьютерный диск
57
Торможение. Типы нервной системы. Речь. Мышление. Сознание.
1
Компьютерный диск
58
Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена.
1
Компьютерный диск
59
Гигиена умственного труда. Память. Эмоции. Особенности психики человека.
1
Компьютерный диск
Тема 16
Человек и его здоровье.
4
Компьютерный диск
60
Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни.
1
Компьютерный диск
61
Оказание первой доврачебной помощи при кровотечении, отравлении угарным газом, спасении утопающего, травмах, ожогах, обморожении.
1
Практическая работа № 9 «Изучение приемов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений».
Табл. Виды кровотечений, жгуты, бинты
62
Укрепление здоровья: двигательная активность, закаливание. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление. Вредные привычки, их влияние на здоровье человека.
1
Компьютерный диск
63
Человек и окружающая среда. Окружающая среда как источник веществ и энергии. Среда обитания. Правила поведения человека в окружающей среде.
1
Практическая работа № 10 «Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье»
Компьютерный диск
64-68
Резервный урок
5
Требования к уровню подготовки учащихся, заканчивающих 8 класс
В результате изучения предмета учащиеся 8 классов должны:
знать \ понимать
- специфику строения организма человека, обусловленную прямохождением и трудовой деятельностью
- основную структурную единицу живого организма;
- строение и функции основных тканей и систем органов;
-функциональные системы организма;
-значение гомеостаза внутренней среды организма;
-об обмене веществ, его значении и видах;
-роль ферментов и витаминов в организме;
-особенности нервной и гуморальной регуляций функций органов и организма ;
-строение и функции анализаторов;
-механизмы высшей нервной деятельности;
-функциональное значение высших отделов головного мозга;
-особенности индивидуального развития организма человека;
-правила личной гигиены, причины заболеваний;
-причины, нарушающие физиологические процессы в организме человека;
-о вреде алкоголя и наркотических веществ для здоровья человека.
уметь
-распознавать органы и их топографию;
-оказывать первую помощь при кровотечениях, вывихах, переломах костей, ожогах и обморожениях кожи;
-измерять кровяное давление и частоту пульса;
-давать обоснование правилам и нормам личной и общественной гигиены;
-работать с учебником: с текстом, таблицами и иллюстрациями, пользоваться аппаратом ориентировки (оглавление условными
символами и т. д.).
Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
- оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего.
Тематический поурочный план
9 класс (68 часов - 2 часа в неделю)
№
п/п
Наименование разделов и темы
урока
Всего часов
Виды деятельности обучающихся
(практические, лабораторные, экскурсии)
Используемое оборудование и наглядность
1
Введение. Место курса «Общая биология» в системе естественнонаучных дисциплин, а также в биологических науках. Цели и задачи курса. Значение предмета для понимания единства всего живого и взаимозависимости всех частей биосферы Земли.
1
Компьютерный диск
Раздел I
Эволюция живого мира на Земле.
21
Тема 1.1
Многообразие живого мира.
Основные свойства живых организмов.
2
2
Единство химического состава живой материи; основные группы химических элементов и молекул, образующие живое вещество биосферы. Клеточное строение организмов, населяющих Землю.
1
Табл.Многообразие живого мира
3
Обмен веществ и саморегуляция в биологических системах. Самовоспроизведение; наследственность и изменчивость как основа существования живой материи. Рост и развитие. Раздражимость; формы избирательной реакции организмов на внешние воздействия. Ритмичность процессов жизнедеятельности; биологические ритмы и их значение. Дискретность живого вещества и взаимоотношение части целого в биосистемах. Энергозависимость живых организмов; формы потребления энергии. Царства живой природы; краткая характеристика естественной системы классификации живых организмов. Видовое разнообразие.
1
Компьютерный диск
Тема 1.2
Развитие биологии в додарвиновский период
2
4
Развитие биологии в додарвиновский период. Господство в науке представлений об «изначальной целесообразности» и неизменности живой природы. Работы К. Линнея по систематике растений и животных.
1
Портрет К.Линнея
5
Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка.
1
Портрет ЖБ.Ламарка
Тема 1.3
Теория Ч.Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора
5
6
Предпосылки возникновения теории Ч. Дарвина: достижения в области естественных наук, экспедиционный материал Ч. Дарвина.
1
Компьютерный диск
7
Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе.
1
Рисунки, открытки пород животных и сортов растений
8
Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Вид - элементарная эволюционная единица. Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства.
1
Табл. Формы борьбы за существование
9
Борьба за существование естественный отбор.
1
Компьютерный диск
10
Борьба за существование естественный отбор.
1
Компьютерный диск
Тема 1.4
Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора.
2
Табл. Приспособленность организмов
11
Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных.
1
Компьютерный диск
12
Забота о потомстве. Физиологические адаптации
1
Лабораторная работа № 1
«Изучение приспособленности организмов к среде обитания».
Гербарии растений и муляжи животных
Тема 1.5
Микроэволюция
2
13
Вид, как генетически изолированная система; репродуктивная изоляция и ее механизмы.
1
Лабораторная работа № 2
«Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора на сортах культурных растений».
Гербарии растений разных видов
14
Популяционная структура вида; экологические и генетические характеристики популяций. Популяция - элементарная эволюционная единица. Пути и скорость видообразования; географическое и экологическое видообразование.
1
Компьютерный диск
Тема 1.6
Биологические последствия адаптации. Макроэволюция
3
15
Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс.
1
Табл. Ароморфоз, Идиоадаптации у растений и животных
16
Пути достижения биологического прогресса.
1
Компьютерный диск
17
Результаты эволюции: многообразие видов, органическая целесообразность, постепенное усложнение организации.
1
Компьютерный диск
Тема 1.7
Возникновение жизни на Земле
2
18
Органический мир как результат эволюции. Возникновение и развитие жизни на Земле. Химический, предбиологический, биологический и социальный этапы развития живой материи.
1
Компьютерный диск
19
Филогенетические связи в живой природе; естественная классификация живых организмов.
1
Табл. Филогенез растений и животных
Тема 1.8
Развитие жизни на Земле
3
20
Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры. Первые следы жизни на Земле. Появление всех современных типов беспозвоночных животных. Первые хордовые. Развитие водных растений.
1
Развитие жизни на Земле-табл
21
Развитие жизни в палеозойскую эру. Появление и эволюция сухопутных растений. Папоротники. Семенные папоротники, голосеменные растения.Возникновение позвоночных6 рыбы, земноводные, пресмыкающиеся.
1
Развитие жизни на Земле-табл
22
Развитие жизни на Земле мезозойскую и кайнозойскую эры. Появление и распространение покрытосеменных растений. Возникновение птиц и млекопитающих. Появление и развитие приматов. Происхождение человека. Место человека в живой природе. Систематическое положение вида Homo sapiens в системе животного мира. Признаки и свойства человека, позволяющие отнести его к различным систематическим группам царства животных. Стадии эволюции человека: древнейший человек, древний человек, первые современные люди. Свойства человека как биологического вида. Популяционная структура вида Homo sapiens; человеческие расы; расообразование; единство происхождения рас. Антинаучная сущность расизма.
1
Развитие жизни на Земле - таблица
Раздел II
Структурная организация живых организмов.
10
Тема 2.1
Химическая организация клетки
2
23
Элементарный состав клетки. Распространенность элементов, их вклад в образование живой материи и объектов неживой природы. Макроэлементы, микроэлементы; их вклад в образование неорганических и органических молекул живого вещества.
Неорганические молекулы живого вещества: вода; химические свойства и биологическая роль. Соли неорганических кислот, их вклад в обеспечение процессов жизнедеятельности и поддержание гомеостаза. Роль катионов и анионов в обеспечении процессов жизнедеятельности. Осмос и осмотическое давление; осмотическое поступление молекул в клетку.
1
Компьютерный диск
24
Органические молекулы. Биологические полимеры - белки; структурная организация. Функции белковых молекул. Углеводы. Строение и биологическая роль. Жиры - основной структурный компонент клеточных мембран и источник энергии. ДНК - молекулы наследственности. Редупликация ДНК, передача наследственной информации из поколения в поколение. Передача наследственной информации из ядра в цитоплазму; транскрипция. РНК, структура и функции. Информационные, транспортные, рибосомальные РНК.
1
Табл.Белки, Липиды, Углеводы
Тема 2.2
Обмен веществ и превращение энергии в клетке
3
25
Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Транспорт веществ через клеточную мембрану. Пино- и фагоцитоз.
1
Компьютерный диск
26
Внутриклеточное пищеварение и накопление энергии; расщепление глюкозы.
1
Табл.Энергетический обмен
27
Биосинтез белков. Жиров и углеводов в клетке.
1
Табл. Биосинтез белка, динамическая модель
Тема 2.3
Строение и функции клеток
5
28
Прокариотические клетки; форма и размеры. Строение цитоплазмы бактериальноц клетки; организация метаболизма у прокариот. Генетический аппарат бактерий. Спорообразование. Размножение. Место и роль прокариот в биоценозах.
1
Табл. Прокариоты
29
Эукариотическая клетка. Цитоплазма эукариотической клетки. Органеллы цитоплазмы. Их структура и функции. Цитоскелет. Включения, значение и роль в метаболизме клеток.
1
Табл. Эукариотическая клетка
30
Клеточное ядро - центр управления жизнедеятельностью клетки. Структуры клеточного ядра: ядерная оболочка, хроматин, ядрышко
1
Компьютерный диск
31
Особенности строения растительной клетки.
1
Лабораторная работа № 3
«Изучение клеток бактерий, растений и животных на готовых микропрепаратах»
Табл. Растительная клетка,
Микроскопы, готовые микропрепараты, табл. Животная клетка, растительная клетка
32
Деление клеток. Клетки в многоклеточном организме. Биологический смысл и значение митоза.
1
Компьютерный диск
Табл. Митоз
Раздел III
Размножение и индивидуальное развитие организма.
5
Тема 3.1
Размножение организмов
2
33
Сущность и формы размножения организмов. Бесполое размножение растений и животных.
1
Компьютерный диск
34
Половое размножение животных и растений; образование половых клеток, осеменение и оплодотворение. Биологическое значение полового размножения. Оплодотворение.
1
Табл. Гаметогенез
Тема 3.2
Индивидуальное развитие организмов
3
35
Эмбриональный период развития.
1
Табл. Эмбриональное развитие хордовых
36
Постэмбриональный период развития. Формы постэмбрионального периода развития. Непрямое развитие; полный и неполный метаморфоз. Биологический смысл развития с метаморфозом. Прямое развитие. Старение.
1
Компьютерный диск
37
Общие закономерности развития. Биогенетический закон.
1
Компьютерный диск
Раздел IY
Наследственность и изменчивость организмов.
20
Тема 4.1
Закономерности наследования признаков
10
38
Открытие Г.Менделем закономерностей наследования признаков.
1
Компьютерный диск
39
Гибридологический метод изучения наследственности
1
Компьютерный диск
40
Открытие Г.Менделем закономерностей наследования признаков
1
Компьютерный диск
41
Открытие Г.Менделем закономерностей наследования признаков.
1
Табл. Моногибридное скрещивание
42
Открытие Г.Менделем закономерностей наследования признаков..
1
Табл. Дигибридное скрещивание
43
Открытие Г.Менделем закономерностей наследования признаков.
1
Компьютерный диск
44
Генетическое определение пола.
1
Компьютерный диск
45
«Решение генетических задач и составление родословных».
1
Лабораторная работа № 4
Раздаточные карточки
46
Генотип как целостная система.
1
Компьютерный диск
47
Взаимодействие аллельных и неаллельных генов в определении признаков.
1
Компьютерный диск
Тема 4.2
Закономерности изменчивости
6
48
Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость.
1
Табл.Мутации
49
Мутации.
1
Табл. Мутации
50
Значение мутаций для практики сельского хозяйства и биотехнологии.
1
Компьютерный диск
51
Комбинативная изменчивость. Эволюционное значение комбинативной изменчивости.
1
Компьютерный диск
52
Фенотипическая, или модификационная изменчивость.
1
Лабораторная работа № 5 Построение вариационной кривой (размеры листьев растений или антропометрические данные учащихся).
Раздаточный материал - листья растений
53
Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств.
1
Компьютерный диск
Тема 4.3
Селекция растений, животных и микроорганизмов
4
54
Сорт, порода, штамм.
1
Табл. Центры происхождения растений
55
Методы селекции растений и животных
1
Табл.Гибридизация растений и животных, муляжи плодов
56
Достижения и основные направления современной селекции.
1
Компьютерный диск
57
Значение селекции для развития сельскохозяйственного производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности.
1
Компьютерный диск
Раздел Y
Взаимоотношения организма и среды. Основы экологи
5
Тема 5.1
Биосфера, ее структура и функции
3
58
Биосфера - живая оболочка планеты. Структура биосферы. Круговорот веществ в природе.
1
Табл. Биосфера
59
Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы. Компоненты биоценозов: продуценты, консументы, редуценты. Биоценозы: видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса.
1
Практическая работа № 1 Изучение и описание экосистемы своей местности, выявление типов взаимодействия разных видов в данной экосистеме.
Гербарии растений березового леса, рисунки животных
60
Абиотические факторы среды. Роль температуры, освещенности, влажности и других факторов в жизнедеятельности сообщества. Интенсивность действия фактора среды; ограничивающий фактор. Взаимодействие факторов среды, пределы выносливости. Биотические факторы среды. Цепи и сети питания. Смена биоценозов. Причины смены биоценозов; формирование новых сообществ. Формы взаимоотношений между организмами. Позитивные отношения - симбиоз: мутуализм, кооперация, комменсализм. Антибиотические отношения: хищничество, паразитизм, конкуренция. Нейтральные отношения - нейтрализм.
1
Лабораторная работа № 6
Составление схем цепей питания.
Раздаточные карточки
Тема 5.2
Биосфера и человек
2
61
Природные ресурсы и их использование. Антропогенные факторы воздействия на биоценозы; последствия хозяйственной деятельности человека.
1
Практическая работа № 2 Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах.
Компьютерный диск
62
Проблемы рационального природопользовании, охраны природы: защита от загрязнений, сохранение эталонов и памятников природы. Обеспечение природными ресурсами населения планеты.
1
Компьютерный диск
63
Заключение.
1
Компьютерный диск
64-68
Резервный урок.
5
Требования к уровню подготовки учащихся, заканчивающих 9 класс
В результате изучения предмета учащиеся 9 классов должны:
знать \ понимать
-особенности жизни как формы существования материи;
- роль физических и химических процессов в живых системах различного иерархичного уровня организации;
- фундаментальные понятия биологии;
- сущность процессов обмена веществ, онтогенеза, наследственности и изменчивости;
- основные теории биологии: клеточную, хромосомную теорию наследственности, эволюционную, антропогенеза;
- соотношение социального и биологического в эволюции человека;
- основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека;
уметь
- пользоваться знанием биологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а также различных групп растений, животных, в том числе и человека;
- давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;
- работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопических исследований;
- решать генетические задачи, составлять родословные, строить вариационные кривые на растительном и животном материале;
- работать с учебной и научно - популярной литературой, составлять план, конспект, реферат;
- владеть языком предмета.
Литература
Основная литература
Сонин Н.И. Биология. Живой организм: Учебник для6 класса средней школы. М.: Дрофа, 2005.
Захаров, В.Б., Сонин Н.И. Биология. Многообразие живых организмов: Учебник для 7 класса средней школы, М.: Дрофа, 2005
8 класс - Учебник. Биология. «Человек», автор Н.И.Сонин, М.Р.Сапин, изд. дом «Дрофа», М.,2003.
Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Сонин Н.И. Биология. Общие закономерности: Учебник для 9 класса средней школы. М.: Дрофа. 2012.
Дополнительная литература
1. Иорданский Н.Н Эволюция жизни. М.: Академия, 2001.
2. Мамонтов С.Г. Биология: Пособие для поступающих в вузы. М.: Дрофа, 2003.
3. Мамонтов С.Г. Захаров В.Б. Общая биология: Пособие для средних специальных учебных заведения. 4-е изд. М.: Высшая школа, 2003.
4. Мамонтов С.Г. Захаров В.Б., Козлова Т.А. Основы биологии: Книга для самообразования М.: Просвещение, 1992.
5. Медников Б.М. Биология: Формы и уровни жизни. М.: Просвещение, 1994.
6. Чайковский Ю.В. Эволюция. М.: Центр системных исследований, 2003.
Научно-популярная литература
1. Акимушкин И. Мир животных (беспозвоночные и ископаемые животные). М.: Мысль, 1999.
2. Акимушкин И. Мир животных (млекопитающие, или звери). М.: Мысль, 1999.
3 Акимушкин И. Мир животных (насекомые, пауки, домашние животные). М.: Мысль, 1999.
4. Акимушкин И. Невидимые нити природы. М.: Мысль, 1985.
5. Ауэрбах Ш. Генетика. М.: Атомиздат, 1966.
6. Грежимек Б. Дикое животное и человек. М.: Мысль, 1982.
7. Евсюков В.В. Мифы о Вселенной. Новосибирск: Наука, 1988.
8. Нейфах А.А., Розовская Е.Р. Гены и развитие организма. М.: Наука, 1984.
9. Уинфри А.Т. Время по биологическим часам. М.: Мир, 1990.
10. Шпинар З.В. История жизни на Земле / Художник З. Буриан. Прага: Атрия, 1977.
11. Эттенборо Д. Жизнь на Земле. М.: Мир, 1984.
12. Эттенборо Д. Живая планета. М.: Мир, 1988.
14. Яковлева И., Яковлев В. По следам минувшего. М.: Детская литература, 1983.