Конспект урока по биологии на тему Методы изучения природы

Раздел Биология
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Предмет: «Биология», 5 класс, МКОУ СОШ№5

Тема: Методы изучения природы

Тип урока: Комбинированный

Форма организации учащихся - фронтальная, индивидуальная, групповая.

Рабочая программа к УМК Н.И. Сонина «Биология. 5-9 классы (линейный курс)». Авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров. - М.; Дрофа, 2013.всего 34 ч, в неделю 1ч.

Учебник А.А.Плешакова, Н.И.Сонин, 5 класс. М., ДРОФА, 2013.

Раздел: Живой организм

Предполагаемый результат: повышение познавательного интереса к предмету, понимание взаимосвязей в природном сообществе; развитие коммуникативных способностей.

Оборудование: Аквариум с рыбками, линейка, секундомер, древесные опилки, кнопки и магнит, компьютер, проекционная аппаратура, экран, тесты, карточки-задания для групп.

Цель: создать условия для усвоения учащимися сущности методов наблюдения, эксперимента и измерения при изучении природы, их использования в практической деятельности.

Планируемые образовательные результаты

Предметные результаты: Учащиеся научатся отбирать источники информации для проведения методов наблюдения.

Метапредметные результаты: Учащиеся научатся осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; составлять план своего наблюдения; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение; организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.

Личностные результаты: развитие умения фиксировать проводимые наблюдения в письменном описании результатов, развитие умения работать индивидуально и в группе.

Приемы и методы, способствующие достижению планируемых результатов: Работа с текстом, комментированное чтение, выделение главного, проведение опытов, фиксирование результатов, изложение полученных результатов.

На уроке используются следующие методы обучения:

по виду источника информации:

  • словесные (объяснение, беседа с учащимися);

  • наглядные (иллюстрации, демонстрация презентации обучающего курса);

  • практические (работа с карточками-заданий, работа в рабочих тетрадях).

по виду учебной деятельности:

  • проблемно-поисковый метод (поиск решения поставленных перед учащимися проблем).

Урок начинается с организационного момента, цель которого настроить учащихся на работу и на восприятие материала. Следующий этап - повторение раннее изученных тем и постановка учебной задачи, задача этого этапа - подготовить учащихся к работе на уроке. Учащимся предлагается ответить на вопросы поставленные учителем, раскрывающие тему и цели данного урока. Для активизации познавательной деятельности имеет большое значение использование игровых моментов, на данном уроке - вопросы, сопровождались игрой и демонстрацией опытов. Этот этап позволил быстро включить учащихся в ход урока, активизировать познавательную деятельность.

Следующий этап урока - подготовка к усвоению новых знаний. Здесь использовался метод наглядности и работа с текстом учебника.

На основном этапе изучения нового материала - практическая деятельность учащихся. Была организована работа в группах, каждая группа получила карточки-задания.

Завершающим этапом было подведение итогов, оценка учащимися своих результатов учебной деятельности, с занесением в рабочую тетрадь. Рефлексия урока позволила осознать, понять, чему учились учащиеся на уроке и какие проблемы будут решать они на последующих уроках.

При планировании урока были учтены психологические особенности учащихся. Высокая работоспособность учащихся в течение всего урока обеспечивалась за счет грамотного использования форм и методов работы. Перегрузка ребят предупреждалась сменой одного вида работы другим.

Тема урока: Методы изучения природы

Цель: создать условия для усвоения учащимися сущности методов наблюдения , эксперимента и измерения при изучении природы, их использования в практической деятельности.

Оборудование : Аквариум, линейка, секундомер, древесные опилки , кнопки и магнит, компьютер, проекционная аппаратура, экран, карточки-задания для групп.

Планируемые образовательные результаты

Предметные результаты: Учащиеся научатся и получат возможность отбирать источники информации для проведения методов наблюдения.

Метапредметные результаты: Учащиеся научатся и получат возможность осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; составлять план своего наблюдения; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение. организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.

Личностные результаты: развитие умения фиксировать проводимые наблюдения в письменном описании результатов развитие умения работать индивидуально и в группе.

Ход урока

1.Организационно - мотивационный этап урока:

Учитель: Ребята посмотрите на дерево за окном, что можно увидеть на дереве? (листья желтеют, ветер шевелит и т.д), верно. Как это можно назвать одним словом (мы наблюдаем за листьями на дереве)

Правильный ответ: Есть особый способ смотреть, слушать, ощущать, который называется наблюдением.

А сейчас я вам продемонстрирую опыт, а вы подумайте о каком способе пойдёт речь?

Для проведения опыта необходимо белый хлеб поместить в слабый раствор йода при этом белый хлеб синеет, т.к. в его состав входит крахмал.

Правильный ответ: Это - эксперимент

Учитель: Приложите пальцы к запястью руки и нащупайте пульс, по моей команде посчитайте количество дыхательных движений в спокойном состоянии за одну минуту. Что мы сейчас делали? (измеряли)

Ответы детей: способ - Измерение.

Формулируем тему урока «Методы изучения природы»

Формулируем задачи, которые мы с вами должны выполнить на уроке:

  • Познакомиться с основными методами изучения природы.

  • Развивать умение самостоятельно изучать природу при помощи различных методов.

  • Прививать любовь к природе и интерес к её изучению.

Учитель: Открыли тетради с зайчиком и выполнили задание № 16 стр.10

Учитель: Что такое метод?

Ответы детей: Метод - способ изучения природы.

Учитель: запишите в тетрадь, стр.10 №15

2.Изучение нового материала

Учитель: А сейчас используя текст учебника подробнее познакомимся с методами изучения природы: наблюдение, измерение, эксперимент. Читая текст учебника стр. 17 второй абзац метод наблюдения (чтение), мы должны выяснить какие приборы используют при наблюдении?

Правильно, если наблюдаешь за удалённым объектом, то необходим телескоп. А если объект находится близко, но он очень маленький - какие приборы могут помочь при наблюдении? (показ лупы и микроскопа). При их помощи можно рассмотреть даже мельчайшие отдельные клетки.

Учитель: читаем дальше стр. 18, следующий метод - эксперимент, какие приборы необходимы при эксперименте. (пробирки, колбы, магниты, растворы и т.д).

Учитель: И ещё один метод - Измерение. Стр.19 последний абзац, найдите в тексте приборы которые используют для измерения. ( линейка, весы, термометр, часы и т.д)

Учитель: Выполнить задание на стр.11 в раб.тетр. №19.

3.Работа в группах

Чтобы понять чем эти методы отличаются друг от друга мы разобьёмся на группы, где каждая группа получит карточку-задание.

Задание 1 группе: Подойдите к аквариуму и изучите как перемещаются черепахи, как они себя ведут, когда вы подошли к аквариуму?. Расскажите про их внешний вид.

Вопросы: Какие органы чувств использует человек, наблюдая за животными

Как мы назовем этот метод познания природы?

Что можно узнать с помощью этого метода?

Задание 2 группе: Перед вами деревянные опилки, кнопки и магнит. С помощью магнита попробуйте кнопки очистить от опилок.

Вопросы: Чем отличается наблюдение от данного метода работы?

Как назовем этот метод познания природы?

Что вы увидели и что получили? Какие свойства этих веществ вы изучили?

Задание 3 группе: Вам даны измерительная линейка, термомет, весы. Каждый ученик группы измеряет свой вес, рост и температуру.

Вопросы: Можно ли это изучение назвать экспериментом?

Как делают измерения?

Где используют данный метод для изучения природы?

4.Отчёт по группам.

Учитель: выполнить задание в тетради стр.10 №17 (обобщение заданий) - вывод.

4.Рефлексивный этап урока

- Прием «Закончи фразу»

«Работа на уроке позволила мне ……»

5. Объяснение домашнего задания

Домашнее задание: прочитать текст учебника, по желанию провести наблюдение за домашним животным

Природа прекрасна, многообразна., величава, богата и нами любима.

Наблюдайте, измеряйте и экспериментируйте.

Но никогда не навредите природе!

Спасибо всем за урок


© 2010-2022