Исследовательский проект школьников в свете требований ФГОС

Раздел Биология
Класс -
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Исследовательский проект школьников в свете требований ФГОС

Слайд № 1 В соответствии с новыми стандартами учителя биологии должны не только сформировать предметные знания обучающихся, но и обеспечить формирование способностей к личностному самоопределению, саморазвитию. Исследовательский проект - одно из средств формирования мировоззрения школьников в современном образовании.

Слайд № 2 Я преподаю биологию в 5 - 11 классах. На мой взгляд, предмет интересный для ребят. На моих уроках они познают и открывают свой организм и окружающий мир. Для меня очень важно, чтобы уроки не были скучными и не сводились к пересказу материала учебника. Поэтому в классе стараюсь создать такую атмосферу учебной деятельности, которая позволяет ученикам думать, открывать новое, размышлять, спорить и приходить к общему мнению.

Слайд № 3 Приоритетным направлением в своей деятельности я считаю воспитание творческой инициативы учащихся. В этом мне помогает использование на уроках методов наблюдения и исследовательской деятельности. Все должно быть серьезно. Учитель и ученик действительно совместно могут что-то открывать, и отношение учащихся к проводимым экспериментам становится вдумчивым и осмысленным. Ребята сами начинают высказывать массу гипотез, предлагать разные варианты объяснения увиденного. Главное выслушать, вместе проанализировать, но не подавить инициативу и любознательность. Вот тут-то учитель, как более знающий экспериментатор, сможет вместе с ними объяснить причинность, сущность происходящего, и найти ответы, которые стоят на границе с незнаемым. Не стану упрощать, к такого рода поиску ребят надо подготовить. И я хочу показать, как я организую работу школьников над исследовательским проектом по биологии.

Слайд №4 Являясь приемником младшей школы, где активно ведется исследовательская деятельность, продолжаю вести работу более углубленно на научной основе. Знакомство со мной начинается с практического изучения природы в летнем оздоровительном лагере «ТОПОЛЕК». Мы не стеснены рамками урока, не нужны отчеты, ребята могут задать любой биологический вопрос и получить на него квалифицированный ответ. Появляется интерес к предмету.

Слайд № 5 В среднем звене при высоких теоретических знаниях, ученики испытывают затруднения при выполнении практических заданий. Поэтому, я считаю, очень важно уделять больше внимания лабораторным работам. Без накопления определенных навыков по методике проведения опытов, умений подмечать, анализировать ничего не получится. Это даёт возможность не только повысить качество знаний, но и развивать индивидуальные способности, навыки самостоятельных исследований.

Слайд № 6 Использование метода исследовательской деятельности на уроках создает условия для творческой работы, автоматически отпадает необходимость неосмысленного запоминания учебного материала. Знания становятся более прочными, а самое главное - сохраняется интерес к изучению предмета. Конечно, исследование на уроке требует много времени. Поэтому многие работы мы выполняем во внеурочное время.

Слайд № 7 На занятиях кружка даю возможность поработать с гербарием, коллекциями. В кабинете всегда стоят микроскопы доступные для работы даже на перемене. С большим удовольствием дети рассматривают водоросли, простейших и все, что попадается под руки, ну и пусть, таким образом, отрабатываются навыки работы с микроскопом. Я учу их реально воспринимать мир. Чем больше они самостоятельно работают с лабораторным оборудованием, биообъектами, тем прочнее у них знания и практические навыки.

Слайд № 8 Экскурсии- конкретный способ изучения природы. Яснее открываются возможности для организации исследовательской деятельности, инициативы и наблюдательности. Знакомимся с обитателями природных объектов, определяем по атласам и определителям живые организмы, с тем, как нужно собирать материал, обрабатывать, систематизировать, оттачиваем исследовательские навыки. Знания, полученные в этих условиях, оказываются очень прочными, надолго укладываются в детскую память.

Слайд № 9 Для проведения исследования, мною разработаны инструктивные карточки, в которых приводится методика исследования природного объекта. Например, карточка которую я использую во время весенней экскурсии по биологии в 7 классе. Часто именно экскурсии дают темы для исследований.

Как мы, работаем над исследовательским проектом?

Слайд № 10 Тема выбирается задолго до оформления и защиты. Она должна быть интересной ученику и актуальной для нашей местности. Чтобы потом можно было работать и другим ребятам, продолжая тему. Результативностью работы ребят могут служить беседы с населением, анкетирование, заметки в газету. Сами ученики редко выбирают тему работы, хотя глядя на работу товарища, многим хочется попробовать себя в исследовании.

Слайд № 11 Во время бесед нацеливаю их, примерно говорю, о чем пойдет речь в их исследовании и если появляется интерес дальше работа идет более активно, главное, чтобы был результат деятельности. Тема исследовательской работы должна отражать характерные черты проблемы. Тема может быть «экспериментальной» или «теоретической».

Слайд № 12 Направление исследования экспериментальной темы предполагает проведение собственных наблюдений, экспериментов с последующим анализом. Пример: Став - все в округе знают о нем. Вначале хотели узнать историю появления, и описать растительность, а вылилось в полное экологическое обследование и написание исследовательской работы.

Нужно было подготовить выступление на заседании «Круглого стола»- провели обследование экологического состояния Нижнекундрюченского поселения. Цифровой материал предоставила администрация, исследовали территорию станицы, и предложили решение сложившихся проблем, выступив на сходе граждан.

Администрация поселения попросила помощь в составлении описи древесных насаждений парка выполнили работу «Инвентаризация древесной растительности Нижнекундрюченского парка».

Слайд № 13 Теоретическая тема предусматривает изучение, обобщение и анализ сведений, содержащихся в разных источниках информации. Такие исследования ребята проводят, изучая жизнедеятельность живых организмов. Выполняя исследование, ученики соблюдают все требования к содержанию проекта. Здесь представлена такая работа Семерниковой «Зимующие птицы Ростовской области»и др.

Проблема исследования должна быть выполнима для возраста школьника и его возможностей. Если в работе учеников среднего звена чувствуется помощь родителей, думаю, это разрешается т.к. ребенок и их смог увлечь изучаемой проблемой.

Слайд № 14 Цель отвечает на вопрос «зачем я провожу исследование?». Это теоретический вопрос изучения предмета, интерес, который получилось развить у учеников на экскурсии, практическом занятии в беседе.

Слайд № 15 Задачи исследования конкретизируют цель. Любое исследование природных объектов имеет определенные методики. Нужно подобрать ту, которая соответствующую возможностям учеников, содержит теоретические основы и поможет достичь цели. Сейчас мы используем методики разработанные добровольческим экологическим центром "За здоровую окружающую среду" Выполнение такого задания и есть исследование. До этого почти год, подыскивала методику исследования древесных насаждений её прислала учительница из Костромы - с которой я общаюсь на сайте «Прошколу».

Слайд № 16 Сбор и обработка информации теоретической темы предусматривает работу с научно популярной литературой. Чтобы определить верность или ложность суждения, необходимо поставить перед собой вопросы представленные на слайде. Я учу учеников работать с научно популярной литературой т.к. это основа научного исследования. Необходимо последовательно читать материал, досконально изучить все термины и понятия, чтобы убедиться в верности суждения, необходимо научиться самостоятельно, сопоставить понятия. Прочитать материал хотя бы в двух источниках, чтобы сравнить и записать свое суждение.

Слайд № 17 Методы, которые применяют мои ученики в проводимых исследованиях: интервьюирование, описание, опыт, наблюдение, мониторинг, анализ и др.. Работаем с учениками вместе, когда сам заинтересован, можешь повести за собой. Так брали первые пробы воды, обмеряли деревья и работали с определителями. Ученики всей школы разыскивали исторический материал и фотографии става и парка т.к. исследователи проявили неподдельный интерес и заразили этим многих.

Слайд № 18 Самостоятельное исследование наиболее важный этап работы, т.к. школьник в ходе практических экспериментов подходит к решению проблемы, которую он определил. В нашей практике хорошо выполняются групповая работа. Дети сами выбирают наиболее интересующий участок исследования, а затем все сводится в единое целое. Например: при исследовании воды из водоемов 3 ученицы выбрали себе по 3 источника, и каждая исследовала свои, а затем выполнили общий мониторинг, сравнив чистоту воды на территории поселения; при инвентаризации парка несколькими ученицами было определено, посчитано и измерено 810 деревьев и составлен паспорт парка.

Слайд № 19 Анализ результатов исследования - заключительная часть проекта. В ней школьник должен изложить свои выводы по проблеме, опираясь на собственные результаты исследований и данные, взятые из литературных источников. Из моего опыта работы выходит что, этот этап, в начальной стадии разработки очень часто вызывает затруднения, но когда исследователь понимает, что от него требуется, сразу все становится на свои места.

Слайд № 20 Результаты исследовательской работы должны быть представлены на научной конференции в виде презентации или отчета, где школьник получает оценку работы, учится выступать перед аудиторией. Выступления на публике это незабываемое чувство - выражение собственного я.

В обязательном порядке каждая работа неоднократно проверяется, корректируется материал. Ученик понимает, как должна выглядеть его работа. Где то приходиться помогать в оформлении, уточнять цели и проводить анализ. Пишется рецензия и обсуждается с учеником для подготовки к публичному выступлению. Я как научный руководитель - первый помощник юного исследователя в составлении текста доклада и компьютерной презентации. Для подтверждения мотивации учащегося каждая работа по достоинству оценивается. Для стимула и поощрения я оцениваю исследовательскую работу и презентацию отдельно. И ученик снова включается в работу, выбирая другую тему т.к. ему уже интересно и понятно как работать, что требуется и ясен результат.

Слайд № 21 По возможности все исследовательские проекты защищаются. Дважды, проводили школьные экологические конференции с приглашением районной и сельской администраций, где приходится защищать исследовательской проект.

Слайд № 22 В настоящее время вузы активно сотрудничают со школой в области проектно-исследовательской деятельности. Так в феврале 2015 года со Скиба А. участвовали в работе 6 научно-практической конференции ДГТУ «Актуальные комплексные исследования в современном мире». Проект Анастасии «Исследование флоры Нижнекундрюченского пруда» отмечен дипломом в номинации «За научный подход и творческое решение исследовательской задачи»

Слайд № 23 Виден результат моей работы. В кабинете имеется подборка исследовательских работ школьников. Вот уже три года подряд мои воспитанники занимают призовые места в региональных экологических конкурсах.

Слайд № 24 Так в 2011 году совместно с учителем географии и учениками Дьячкиным и Шариповым начали исследование проблемы водоемов окрестностей станицы.

Слайд №25 Учитывая наработки мальчиков С Шегеря К. в 1212 году продолжили исследование и выполнили работу «Экологическое состояние Нижнекундрюченского сельского поселения. Решение сложившихся проблем».

В 2013 году с учащимися кружка исследовали прибрежную растительность става работа -Скиба А..

Слайд №,26 В 2014 году обобщенная работа Земеровой Е «Экологическое обследование Нижнекундрюченского пруда» стала победителем регионально уровня конкурса «Водный».

Слайд № 27 В 2015 году работа группа учеников «Инвентаризация древесной растительности парка» заняла 1 место в региональном этапе Всероссийского конкурса исследовательских работ «Подрост».

Слайд № 28 Я думаю, что исследовательская деятельность, которой занимаются мои ученики, пригодится им в будущей жизни, потому что она развивает умение чётко излагать мысли и факты, а также аргументировано отстаивать свою точку зрения. У каждого учителя свои взгляды, своя методика, свои оценки детского творчества. У разных школ разные возможности, разный состав учащихся. Однако при всех этих различиях, бесспорно, то, что исследовательский принцип в обучении дает хорошие результаты.

Слайд № 29 Хочется закончить словами В. А.Сухомлинского

«Прежде чем давать знания, надо научить думать, воспринимать, наблюдать».

© 2010-2022