Внеклассное мероприятие: Что нужно есть и пить, чтобы здоровым быть!

 Тема:    « Что нужно есть и пить, чтобы здоровым быть» Цели занятия: Используя теоритические знания и практические навыки, выявить пользу и вред  потребляемой пищи . Задачи: 1.Расширить понятие «рациональное питание, углубить знания о химической природе пищевых компонентов . 2. На основе межпредметных связей биологии и химии раскрыть важнейшую роль витаминов для здоровья человека. 3.Познакомить с основными гигиеническими правилами  приема пищи. 4.Развивать умения работать творчески, логически м...
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: « Что нужно есть и пить, чтобы здоровым быть »

Цели занятия:

Используя теоритические знания и практические навыки, выявить пользу и вред потребляемой пищи .

Задачи:

1.Расширить понятие «рациональное питание, углубить знания о химической природе пищевых компонентов .

2. На основе межпредметных связей биологии и химии раскрыть важнейшую роль витаминов для здоровья человека.

3.Познакомить с основными гигиеническими правилами приема пищи.

4.Развивать умения работать творчески, логически мыслить и рассуждать, доказывать свою точку зрения.

5. Воспитывать бережное отношение к сохранению своего здоровья.

Оборудование: плакаты с пословицами - «Сытое брюхо, на ученье глухо», «Любимая весть, как скажут, что пора есть», «Тощий живот ни в пляску, ни в работу», интерактивная презентация «Витамины», распечатки готовых меню, таблицы калорийности продуктов, распечатки правил культуры питания, опорные схемы для учащихся, 2 корзины, набор продуктов ( фрукты, чипсы, газированная вода, консервы, овощи, различные полуфабрикаты, кириешки… ) химические реактивы, пробирки,растительное масло, яблочный сок, соковыжималка, 2 блюда с конфетами и фруктами, мармеладом, печеньем…..

ЭПИГРАФ: «Встав из-за стола голодным - вы наелись; если вы встаете наевшись - вы переели; если встаете переевши - вы отравились». Антон Павлович Чехов

Обозначим тему : Важность её несомненна. Ведь мы - это то, что мы едим, следовательно , очень важно знать что и как мы нужно есть, чтобы укреплять здоровье и продлить жизнь.

Перед вами определенный набор продуктов, нужно их рассортировать на полезные и вредные, давай те попробуем это сделать ( вызывается один ученик)

  • На столе разложены различные продукты , стоят 2 корзины «полезное» и «вредное» ученик самостоятельно раскладывает продукты комментируя свой выбор.

  • « Диетолог» - Учитель биологии оценивает правильность выбора.

Учитель технологии:

Рациональное питание - это питание, удовлетворяющее строительные и энергетические потребности нашего организма. Нарушение питания в любом возрасте может привести к развитию различных заболеваний, поэтому очень важно следить за полноценностью и сбалансированностью питательного рациона.

Из каких основных компонентов состоит пища, и для чего они необходимы?

- Выступление ученика:

  • Белки - основной строительный материал для тканей нашего организма. Недостаточное поступление белка может привести к замедлению роста, снижению физической и умственной работоспособности.

  • Жиры - это "топливо" для организма. Жиры необходимы для полноценной работы нервной системы, они участвуют в синтезе таких важных веществ как гормоны.

  • Углеводы - также являются источником энергии. Они необходимы для деятельности головного мозга, мышц и всего организма в целом.

  • Минеральные вещества - необходимы для нормального роста и развития мышц, костей, кроветворения, нервной деятельности, выработки гормонов и ферментов.

  • Вода - один из самых важных элементов. Организм человека примерно на 70% состоит из воды, все клетки организма наполнены водой, она служит транспортной средой для перемещения всех веществ в организме.

  • Витамины - обязательная часть полноценного питания. Сами по себе они не являются ни источником энергии, ни строительным материалом, но без них в организме человека обменные процессы происходить не могут.

Учитель технологии : Из чего же состоит дневной рацион подростка?

Давай те составим дневное меню ( Завтрак, обед, ужин)

  • Вызываются к доске три ученика и составляют меню (обед, завтрак, ужин)

  • Учащиеся в это время так же составляют меню в своих опорных схемах.

  • Обсуждение и оценка «диетолога».

Учитель биологии: Подробнее хочется поговорить о витаминах, в каких продуктах они содержатся, какова их роль в организме.

  • Презентация «Витамины» - 1человек.

Дополнительная информация: Витамины - это вещества, обладающие чудесными свойствами предупреждать и излечивать тяжелые болезни.
Начало изучения витаминов было положено русским врачом Н. И. Луниным, который еще в 1888 г. установил, что для нормального роста и развития животного организма, кроме белков, жиров, углеводов, воды и минеральных веществ, необходимы еще какие-то, пока неизвестные науке вещества, отсутствие которых приводит организм к гибели.

Заболевания, вызываемые недостатком витаминов

A

B

C

D

Ухудшение зрения,

Замедление роста


Дерматит, Бери - бери, параличи, атрофия мышц.

Цинга, ослабление иммунитета, кровоточивость десен

Рахит, хрупкость костной ткани , кариес.

.
В 1912 г. польский врач и биохимик К. Функ выделил из рисовых отрубей вещество, излечивающее паралич голубей, питавшихся только полированным рисом (бери-бери - так называли это заболевание у людей стран Юго-Восточной Азии, где население питается преимущественно одним рисом). Химический анализ выделенного К. Функом вещества понимал, что в его состав входит азот. Открытое им вещество Функ назвал витамином (от слов "вита" - жизнь и "амин" - содержащий азот). Правда, потом оказалось, что не все витамины содержат азот, но старое название этих веществ осталось.
В наши дни принято обозначать витамины их химическими названиями: ретинол, тиамин, аскорбиновая кислота, никотинамид, - соответственно А, В, С, РР. Привычные нам буквенные обозначения - это дань традиции.

Витамин С. (аскорбиновая кислота).
Недостаток витамина С вызывает заболевание цингу. С этим связана история его открытия.
Веками цинга была постоянным спутником длительных морских путешествий и экспедиций в необитаемые места, хотя участники таких экспедиций получали пищу, большей частью богатую по калорийности и по содержанию белков, но были лишены свежих овощей, фруктов и свежего мяса, которое обычно заменялась солониной. Так, например, в экспедиции Васко да Гама, положившего путь в Индию вокруг Африки (1497-1499 гг.) погибло от цинги более 60% моряков его экипажа.
Такая же судьба постигла многих участников экспедиции знаменитого русого мореплавателя В. Беринга в 1741г. Сам Беринг умер от цинги на берегу названного его именем острова Авага.
18 марта 1914 г. погиб от цинги герой - полярник Г.Л.Седов. Цинга была зловещей спутницей так же и воинов сухопутных армий. История войн насчитывает немало поражений, проигранных кампаний, неудавшихся походов в результате массового поражения войск цингой. Начиная с глубокой древности цинга подстерегала солдат в походах, на поле брани, под стенами осажденных крепостей, в осажденных городах.

Витамин В. В 1890 году голландский врач Эйкман прибыл на остров Ява, где наблюдал страшную болезнь. У больных немели руки и ноги, наступал паралич конечностей. При этом тяжелом заболевании парализуется деятельность конечностей, расстраивается походка. У больных, будто цепями скованы ноги. С этим связано и название болезни - бери-бери (оковы).
Выяснить причину болезни помогло случайное наблюдение Эйкмана за курами во дворе тюремной больницы, где он работал врачом. Он заметил, что у сидящих в клетках кур, которых кормили очищенным рисом, проявились признаки болезни бери-бери. Многие из них в конце концов гибли. Куры же, которые свободно разгуливали по двору были здоровы, поскольку они находили себе самую разнообразную пищу. Что находилось в рисовых отрубях Эйкман так и не узнал, однако врачи стали лечить больных людей рисовыми отрубями.
В настоящее время установлено, что причина данного заболевания был недостаток витамина В. Различают несколько видов данной группы: В1, В2, В6, В12.
Витамин В1 (тиамин) влияет на процессы обмена углеводов. Он необходим для нормальной жизнедеятельности тех органов, где наиболее интенсивен этот обмен.
При отсутствии в пище витамина В1 возникает заболевание бери-бери, о котором мы уже говорили. Эта болезнь часто кончается смертью.
Отсутствие витамина В2 ведет к заболеваниям глаз, языка, полости рта.
Витамин В12 необходим для продуцирования красных кровяных телец.
Отсутствие витамина В6 вызывает дерматиты - заболевания кожи.
Содержится витамин В в печени, мясе, молоке, овощах, яйцах, проросшей пшенице.

Витамин А участвует в биохимических процессах, связанных с деятельностью мембран клеток. При недостатке витамина А ухудшается зрение (ксерофтальмия - сухость роговых оболочек; "куриная" слепота). Замедляется рост молодого организма, особенно рост костей, наблюдается повреждение слизистых оболочек дыхательных путей, пищеварительных систем. Обнаружен только в продуктах животного происхождения, особенно его много в печени морских животных и рыб. В рыбьем жире - 15 мг %, печени трески - 4, .в сливочном масле 0,5, молоке - 0,025 мг %. Потребность человека в витамине А может быть удовлетворена и за счет растительной пищи, в которой содержатся его провитамины - каротины. Из молекулы р-каротина образуется две молекулы витамина А. Р-каротина больше всего в моркови - 9,0 мг %, красном перце - 2, помидорах - 1, сливочном масле - 0,2-0,4 мг %. Витамин А разрушается под действием света, кислорода воздуха, при кулинарной обработке (до 30 %).

Витамин D Участвует в регуляции обмена кальция и фосфора в организме, содействует использованию этих важных веществ клетками и тканями нашего организма, обеспечивает нормальное отложение кальция в костях, способствуя формированию скелета.
Особенно важное значение витамин D имеет для детей. В раннем детском возрасте при необеспеченности организма ребенка этим витамином развивается рахит. Симптомы этого заболевания - беспокойство, вялость, тревожный сон, вздрагивание при малейшем шуме, а затем неправильное формирование скелета. У таких детей искривляются ноги, голова и живот увеличены, изменяется грудная клетка.
Важнейшей мерой профилактики является длительное пребывание детей на свежем воздухе. Под воздействием солнца в коже появляется вещество, способное превращаться в витамин D.
У взрослых недостаток витамина D приводит к разрежению костей. Следствием этого являются переломы конечностей, кариес зубов.
Содержится витамин D почти исключительно в продуктах животного происхождения. Это печень трески, скумбрия сельдь, яичный желток, сливочное масло и другие.

Учитель химии: Давайте попробуем определить в повседневных продуктах витамины.

  • Определение содержания витаминов А и С в пищевых продуктах (химический эксперимент).

Определение витамина А в растительном масле.

В пробирку налить 1 мл растительного масла и добавьте 2-3 капли 1 %-ного раствора FeClз.
При наличии витамина А появляется ярко-зеленое окрашивание.

(для проводимых экспериментов используется масло: оливковое , подсолнечное рафинированное, подсолнечное нерафинированное, соевое (более яркое окрашивание получилось в подсолнечном нерафинированном масле)

Обнаружение витамина С в яблочном соке. (используются соки разных производителей и свежевыжатый сок из красного и зеленого яблока)

Налить в пробирку 2 мл сока и добавьте воды на 10 мл. Затем немного крахмального клейстера (1 г. крахмала на стакан кипятка). Далее по каплям добавлять 5 %-ный раствор йода до появления устойчивого синего окрашивания, не исчезающего 10-15 с. Техника определения основана на том, что молекулы аскорбиновой кислоты легко окисляются йодом. Как только йод окислит всю аскорбиновую кислоту, следующая же капля, прореагировав с крахмалом, окрасит раствор в синий цвет (Витамин С имеет наибольшую концентрацию в соке выжитом из зелёного яблока)

ПЕРЕРЫВ РАБОТЕ: ( На двух блюдах разносятся угощения) учитель биологии

Ученикам необходимо выбрать из предложенного любой продукт ( яблоко, сырок, сок, конфета, печенье ) Рекомендуемый продукт в данной ситуации яблоко или сок, а конфета, печенье или сырок - сладкие и требуется запить чаем.

  • Человеку, в отличие от животных важно в каких условиях проходит прием пищи, целая индустрия работает в этом направлении. Напоминаем правила сервировки стола ( используется скатерть, столовые приборы, салфетки…)

  • Работа с раздаточными таблицами «Культура питания» Работают в парах.

  • Знакомство с оптимальным временем приема пищи для «Сов» и «Жаворонков»

(опорная схема)

  • Рекомендации о питании во время поста: учитель химии

Церковь Христова заповедает христианам постоянно вести умеренный образ жизни, особо выделяя дни и периоды обязательного воздержания - посты. Святая церковь установила многодневные и однодневные посты. Однодневные посты - среда и пятница каждой недели.

Скоро наступает время Великого 40 - дневного поста. Попробуем порассуждать, нужно ли вам подросткам , соблюдать пост. Назовите все плюсы и минусы поста. (пост соблюдают с14 лет)

*Подведение итогов.

Информационные источники:

  1. Покровский А.А. Роль химии в развитии науки о питании. М.,Наука,1989, Справочник по диетологии, 1991.

  2. Химический состав блюд и кулинарных изделий. / Справочник в 2-х томах под ред. Волгарева М.Н. - М., 1994.

  3. ru.wikipedia.org/wiki/Витамины













© 2010-2022