Мастер -класс по теме Современный урок - требование времени

Мастер - класс по теме "Современный урок - требование времени" Цели :1. Осознание основных критериев современного урока.2. Повышение интереса педагогов к современным технологиям. 3. Осознание необходимости повышения уровня самообразования. Задачи:1.Узнать структуру современного урока2.Сравнить традиционный и современный урок, знакомясь с опытом работы педагогов школ3.Осмыслить собственный уровень профессиональной деятельности.
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Мастер - класс по теме «Современный урок - требование времени».

1. Орг. момент. Добрый день уважаемые коллеги!

2. Актуализация опорных знаний.

-Посмотрите на слайд. Что объединяет все эти слова?

Показ слайда со словами: Мозговой штурм, Слайды, Фронтальный опрос, Рефлексия, Таблица «ЗХУ», Виртуальная экскурсия, Урок открытия новых знаний, Практическая работа , Актуализация знаний, Групповая работа, Самостоятельная работа, Проблемная ситуация, Комплексное применение новых знаний, Эксперимент, Опорные таблицы, исследование, Составление алгоритма, Контроль и коррекция знаний, Комбинированный урок.

3. Формулировка темы.

- Назовите тему нашего мастер-класса. («Современный урок»)

3. Формулировка проблемы.

- Анализ проведенных анкет показал, что большинство педагогов нашего коллектива владеют теоретическими знаниями по проведению современного урока в рамках ФГОС, но не применяют это на практике.

- Основными недостатками тех уроков, которые посетили в течение года администрация школы, коллеги Методического Совета и члены жюри школьных конкурсов являются:

  • Тема и цель урока объявляется учителем, а не учащимися

  • Используются однообразные, в основном репродуктивные методы обучения;

  • Не ставятся чёткие учебные задачи и не всегда даются ясные инструктажи по выполнению заданий;

  • Не используются разноуровневые задания;

  • Отсутствует система обратной связи учитель-ученик;

  • Отсутствуют задания, способствующие развитию у учащихся умения делать самоанализ своей деятельности;

  • Не проводится динамическая пауза с конкретными валеологическими задачами (профилактика утомления глаз, правильное дыхание, переключение и восстановление внимания и т.п.);

  • Не подводятся итоги урока (отсутствует рефлексия);

  • Не используется воспитательный аспект урока.

Новые ФГОС актуализируют использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Признанным в обучении выступает системно-деятельностный подход.

Школа становится не столько источником информации, сколько учит учиться; учитель не проводник знаний, а личность, обучающая способом творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний.

Исходя из требований времени, меняется подход к современному уроку.

Современный урок должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала, технологии его подачи.

- Почему многие педагоги нашей школы не проводят современные уроки?

4. Постановка цели, задач мастер - класса.

Цели :

1. Осознание основных критериев современного урока.

2. Повышение интереса педагогов к современным технологиям.

3. Осознание необходимости повышения уровня самообразования.

- Поставьте учебные задачи, используя ключевые слова:

  1. Узнать структуру современного урока;

  2. Сравнить традиционный и современный урок, знакомясь с опытом работы педагогов нашей школы;

  3. Осмыслить собственный уровень профессиональной деятельности.

5. Открытие новых знаний.

1. КАК УЗНАТЬ СТРУКТУРУ СОВРЕМЕННОГО УРОКА?

- интернет

- литература

- учителя начальных классов

- курсы повышения квалификации

- Работа в парах: участники работают с таблицей в виде пазлов «Структура современного урока» (5-7 мин.)

- Озвучьте этапы урока (выступление участников).

- Сравните с эталоном (на слайде появляется структура урока).

-Оцените свою деятельность по решению первой задачи, заполнив «Лист самооценки».

2. Сейчас поработаем в группах.

Прослушайте инструкцию:

  • Посмотрите фрагменты уроков.

  • Проанализируйте фрагменты и конспекты этих уроков.

  • Заполните таблицу «Требования к современному уроку».

  • Сделайте выводы, сравнив традиционный и современный урок.

Время работы в группах 15 минут.

Требования к уроку

Традиционный урок

Современный урок

Объявление темы урока

Учитель сообщает учащимся

Формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы)

Сообщение целей и задач

Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания (учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач)

Планирование

Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует)

Практическая деятельность учащихся

Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы), учитель консультирует

Осуществление контроля

Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы

Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля), учитель консультирует

Осуществление коррекции

Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно, учитель консультирует, советует, помогает

Оценивание учащихся

Учитель осуществляет оценивание работы учащихся на уроке

Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей), учитель консультирует

Итог урока

Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили

Проводится рефлексия

Домашнее задание

Учитель объявляет и комментирует (чаще - задание одно для всех)

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

6. Выступление групп.

Посмотрим, что у вас получилось? Выступает 1 группа, все остальные дополняют.

- А сейчас сравните ваши наработки с требованиями, предъявляемыми к современному уроку по ФГОС.

  • хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание;

  • учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;

  • урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;

  • учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;

  • вывод делают сами учащиеся;

  • минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;

  • время сбережение и здоровьесбережение;

  • в центре внимания урока - дети;

  • учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;

  • умение демонстрировать методическое искусство учителя;

  • планирование обратной связи;

  • урок должен быть добрым.

Вывод: Наши выводы практически совпадают с требованиями по ФГОС.

- Оцените свою деятельность по решению второй задачи, заполнив «Лист самооценки».

-Игра «Нападающие и Защитники».

Приглашаются представители от каждой группы:

Группа «Нападающие» - назвать минусы современного урока

Группа «Защитники» - назвать плюсы современного урока».

Вывод: Плюсов современного урока больше, чем минусов. Как вы заметили, минусы связаны с личностью учителя. И поэтому мы их можем ликвидировать.

- Оцените свою деятельность по решению третей задачи, заполнив «Лист самооценки».

7. Рефлексия.

- Вернемся к учебным задачам. Все ли нам удалось решить?

- Сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Ассоциация».

Слово «развитие» является одним из показателей современного урока. Поработайте в парах. Подберите слова или сочетание слов к словосочетанию «современный урок». Слова должны начинаться с букв, имеющихся в слове «развитие».

Р

радость

рост

результат

А

З

В

И

Т

И

Е


- Желающие выступают.

Если вы заметили, то наш педсовет мы провели, используя структуру и требования к современному уроку по ФГОС.

8. Заключение. Я благодарю всех участников мастер - класса за активную работу, творчество, открытость и взаимопонимание.

Хоть выйди ты не в белый свет,

А в поле за околицей, -

Пока идешь за кем-то вслед,

Дорога не запомнится.

Зато, куда б ты ни попал

И по какой распутице,

Дорога та, что сам искал,

Вовек не позабудется.

(Н.Рыленков)


© 2010-2022