Исследование по краеведению Живи, родник, живи

У человека родники пользуются особенным вниманием и любовью. Это не только за то, что они дают начало большим и малым рекам, а скорее за удивительно вкусную, чистую, прозрачную воду, которую нельзя сравнить ни с чем. Веками, из поколения в поколение, передавалась любовь к родникам. Но в последнее время мы стали забывать о них, хотя состояние подземных вод уже требует человеческой заботы. Большая часть родников расчищена и лишь незначительная благоустроена. Судьба этих источников в ру...
Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Исследование по краеведению Живи,родник, живи...Исследование по краеведению Живи,родник, живи...Исследование по краеведению Живи,родник, живи...Исследование по краеведению Живи,родник, живи...Исследование по краеведению Живи,родник, живи...Исследование по краеведению Живи,родник, живи...Исследование по краеведению Живи,родник, живи...Исследование по краеведению Живи,родник, живи...Исследование по краеведению Живи,родник, живи...

Исследовательская работа «Живи, родник, живи…»

У человека родники пользуются особенным вниманием и любовью. Это не только за то, что они дают начало большим и малым рекам, а скорее за удивительно вкусную, чистую, прозрачную воду, которую нельзя сравнить ни с чем. Веками, из поколения в поколение, передавалась любовь к родникам. Но в последнее время мы стали забывать о них, хотя состояние подземных вод уже требует человеческой заботы.

Большая часть родников расчищена и лишь незначительная благоустроена. Судьба этих источников в руках человека. Серьёзную опасность для здоровья населения представляет химический состав воды. Поэтому объект для исследования нами выбран был не случайно, так как эта проблема - качество питьевой воды давно перешла в фазу глобальных проблем человечества.

  1. Цели и задачи:

  • очищение близлежащих родников;

  • исследование химического состава воды родников;

  • формирование понимания взаимосвязи с природой и места человека в окружающей его природной системе;

  • формирование усиления внимания к изучению родного края, бережного отношения к природе;

  • формирование навыков исследовательской деятельности через изучение экологического состояния родников.


  1. Участники исследования:
    учащиеся МБОУ СОШ №31 г Петров Вал Камышинского района Волгоградской области (30 человек).



  1. Гипотеза проекта:

По результатам проведенного социологического опроса (в опросе участвовало 30 респондентов взрослого населения и 30 старшеклассников) выяснилось, что 80% старшеклассников думают, что вода источника является чистой и абсолютно безвредной, из взрослого населения 85% считают, что вода из родника - чистая и не содержит вредных веществ, 82% из них не пользуются водяным фильтром. Возникла гипотеза, что мнение большинства населения ошибочное, что вода родника не может быть абсолютно чистой, так как она находится вблизи населенного пункта.

Все началось с участия в природоохранной акции «Чистый берег», проводимой Щербаковским парком. Малая группа ребят отправилась на близлежащие родники для очищения их от пластиковых бутылок. Ребятам так понравилось помогать природе, что родилась идея поучаствовать в исследовании: «Живи, родник, живи…» Родник - это жизнь. Жизнь в постоянном движении и в драгоценной влаге. В окрестностях нашего городка родников много. Все они не в лучшем состоянии, хотя уже ведется работа по восстановлению некоторых родников.

Подготовительный этап.

На подготовительном этапе провели дискуссию и распределились по группам. Каждая группа получила свое задание, но условились помогать друг другу.

  • Социологи

    • опрос жителей

    • распространение информации

Группы

  • Экологи

    • проведение анализов проб воды

    Историки

    • сбор информации о роднике


  • Компьютерные гении

    • сбор фотоматериала

    • составление презентации

Трудовики

  • трудовые десанты


Опросив местных жителей, мы узнали, что рядом с Петров Валом есть два родники в селе Карпунино, родник в селе Средняя Камышинка. По мнению жителей, они не загрязнены, пить эту воду можно. Мы решили провести исследование родников села Карпунино.

Исследование «Живи, родник, живи…»

Составление паспорта родника

Очистка родников







Нахождение родников

Куда обращаться за помощью?

Как провести исследование?



СЭС г Камышин

Мэр города

Химический анализ воды

Рейды чистоты

Основной этап.

«Историки»

Собирали информацию о возникновении родника, изучили географическое положение, историю и значение родников. Удалось составить экологический паспорт родников из которых мы узнали в каком состоянии родники на момент исследования, собрали данные об использовании воды родников.

«Социологи»

Социологи проводили социологический опрос, анкетирование, анализировали полученный материал, распространяли листовки на территории Петров Вала.

За 1 час (с 10.00 до 11.00), в обычный день (четверг), проведённый нами у родника «Карпунинский» №1 , за водой приходили люди разного возраста. В течение часа родник посетили 6 человека. Люди приходили сюда с пластиковыми бутылками от 1,5 литровых до 10 литровых, с канистрами, флягами. Большинство из посетивших родник бывают здесь довольно часто. Есть даже такие посетители, которые приходят сюда каждый день. Одни приходят к этому месту пешком, получая при этом огромное удовольствие, другие приезжают на машине даже из соседних сел.

После обработки анкет получены следующие данные:

Диагностика социального опроса:

Хорошо ли вы знаете историю родника

Предложения по благоустройству родника.

Какую воду вы любите пить?

Часто ли вы берете воду из родника?


При сравнении ответов людей старшего поколения и подростков оказалось, что они очень похожи, а это свидетельствует об адекватном восприятии подростками окружающего мира, окружающей действительности. Большинство респондентов отмечает, что вода в родниках достаточно чистая и ее не нужно кипятить.

Чтобы привлечь внимание жителей мы выпустили несколько листовок, в которых жителей села призывали помочь благоустроить родник. Мы прошли по дворам и пригласили принять участие в данном исследовании.

Экологическая листовка

Мы, юные экологи, обращаемся к вам, старшим друзьям - взрослым, и призываем вас стать нашими единомышленниками. Призываем стать участниками экологического движения всех, кому дорого состояние наших родников, всех, кто хоть раз задумался о будущем планеты. Наша главная задача - улучшить, сохранить окружающий мир, залечить раны, нанесенные природе, встать преградой на пути тех, кто продолжает его разрушать.

Спасая нашу родную землю, мы боремся за дело первостепенной важности. И пусть никто не думает, что такая задача не по плечу детям. За дело, друзья!»

ОБРАЩЕНИЕ

учащихся МБОУ СОШ №31 г Петров Вал к местным жителям

Мы, учащиеся МБОУ СОШ №31 г Петров Вал исследовали состояние воды нашего родника. Исследования показали, что вода в роднике самая чистая. Убедительно просим принять меры по экологической защите и благоустройству нашего родника. И не засорять сам родник и его территорию!



Ребята вместе с руководителями проекта обращались к мэру г. Петров Вал Кондренко Сергею Александровичу с просьбой оказать посильную помощь в продвижении исследовательской работы. Директор автостанции « Ной» Саргсян Серго Владимирович предоставлял транспорт, на котором ребята добирались до родников. Группа участников проекта разрослась настолько, что даже не поместились в один автобус. Пришлось организовать не одну поездку. Охватили очисткой еще несколько родников. Мы собрали бутылки, бумаги, ветки в мешки. Сложили горкой, приготовив мусор для вывоза.

«Трудовики»

Группа учащихся - трудовиков начали свою работу на территории вокруг родников в октябре. Санитарное состояние родников на момент обнаружения - не удовлетворительное. Они расчистили родники и окультурили территорию вокруг родников.

«Экологи»

Ребята обращались в СЭС г. Камышина по поводу качества родниковой воды.

Сначала к заведующей по обеспечению санитарного надзора врачу по общей гигиене Утешевой Валентине Ильиничне. Врач поговорила с нами о нашей проблеме. Посоветовала обратиться к начальнику Ростпотребнадзора по Волгоградской области Скорикову Владимиру Николаевичу.

Во время беседы со Скориковым В. Н. ребята узнали много интересного. Оказывается анализ воды стоит очень дорого. И его можно получить бесплатно только в случае жалобы от населения и если необходимый источник стоит на балансе государства. Однако, Владимир Николаевич пообещал выслать в письменном виде имеющиеся данные по вопросу качества воды, о соответствии качества водопроводной воды и воды из родников требованиям ГОСТа.


Через некоторое время ответ был получен письмом.


Химический анализ воды родников.

Так же ребята самостоятельно (при помощи учителя химии Кузнецовой В. В. и учителя биологии Сорокиной М. И.) проводили исследование химического состава воды, обрабатывали результаты исследований. Для длительного наблюдения за водой родника были взяты такие характеристики воды, как:

Определение дебита. Под трубу поставили стеклянную банку емкостью 1 литр и по секундомеру определили время заполнения банки водой. Затем рассчитали расход воды за час и за сутки., он равен 6 л / мин. («Карпунинский» №1); 7 л / мин. («Карпунинский» №2 );

Определение температуры. Температуру измерили термометром, она равна

6,6 градусам («Карпунинский» №1); 7 градусам («Карпунинский» №»);

Определение цветности. Цветность определяли путем сравнения с водопроводной водой. Два стакана из бесцветного стекла заполнили водой: один - водопроводной, другой - исследуемой. Цвет воды рассматривали, сравнивая стаканы на фоне листа белой бумаги .

Вывод: по данным исследования родниковая вода в родниках бесцветная.

Определение мутности. Пробирку заполнили водой на 10-11 см. Рассматривая пробирку сверху на темном фоне при достаточном освещении, определили мутность воды по таблице «Определение мутности воды» Результат - родниковая вода прозрачная.

Для сравнения провели опыт с водопроводной водой. Налили в чашку немного водопроводной воды, закрыли ее марлей и поставили в теплое место. Через несколько дней вода в чашке испарилась, а на стенках остался коричневатый налет. Это говорит о том, что воде из - под крана присутствует ржавчина.

Определение прозрачности. Для определения прозрачности использовали стеклянный цилиндр, под который положили хорошо освещенный шрифт. Цилиндр заполнили водой до такой высоты, чтобы буквы, рассматриваемые сверху, стали плохо различимы. Измерили линейкой и записали высоту водного столба в сантиметрах. На расстоянии 30 см, текст еще можно прочитать. Вывод: Установили - степень прозрачность воды - 45 см.

Определение осадка. Определение осадка произвел после суточного отстаивания воды. По результатам исследования осадок не образовался.

Вывод: в пробах № 1,2 осадка не обнаружили

При проведении исследовательских работ для анализа воды из родника, мы пользовались следующими таблицами. (Приложение №3)

Определение рН родниковой воды

Цель работы: оценить кислотность;

1.Для проведения опыта отлили по 2мл проб.

2. С помощью прибора определи рН

В пробе №1-5,86 . В пробе №2 -5,88

Вывод: установили, что среда растворов во всех пробах - слабокислая.

«Компьютерные гении»

Компьютерные гении работали над созданием компьютерной презентации к исследованию. Ребята выжигали текст-обращение на табличке для посетителей родника.

Завершающий этап.

Накануне осенних каникул Глава администрации г. п. Петров Вал Кондренко С.А. и директор компании сети автостанций «Ной» Саргсян С.В. приняли приглашение и посетили школу 31. Ребята подготовили фотоматериал и рассказали об этапах реализации экологического исследования «Живи, родник, живи». Затем была написана статья» Живи, родник!» в газету.

Выражаем огромную благодарность Главе администрации г. п. Петров Вал Кондренко С.А. и директору компании сети автостанций «Ной» Саргсяну С.В. за помощь, поддержку исследования, понимание в таком актуальном и злободневном деле.







Анализ результатов и выводов.

Данное исследование показало, что вода в родниках села Карпунино действительно пригодна для питья. Проведенное исследование доставило радость и удовольствие нам и окружающим. Мы отметили личностную значимость, положительное влияние на нашу дальнейшую жизнь. Надеемся, что наша работа станет еще одним источником познания родного края, побудительным мотивом бережного отношения к природе.

Поддержали нашу идею - мэр г Петров Вал Кондренко С. А.и директор автостанции «Ной» Саргсян С. В. Исследование предусматривало очистить родник от мусора, выяснить качество воды в родниках, осведомить местных жителей о проделанной работе с целью вовлечения их в сохранении территории родников в чистом виде.







© 2010-2022