Урок по теме Половое размножение

Предлагаю урок по теме Половое размножение растений. Тип  урока:  урок открытия нового знания по  конструированию  способа  действия  по  ФГОС.    Результативность обучения - применение УУД при изучении особенности процесса размножения  и его роли  в жизнедеятельности растения; – формировать умение понимать смысл биологических терминов: размножение, половое размножение, гамета, спермии, яйцеклетка, зигота, оплодотворение, гаплоидный набор хромосом, диплоидный набор хромосом, особенности размножения у водорослей, мхов, папоротников и покрытосеменных растений;   Цели  деятельности  учителя: ü  Образовательная цель: изучить особенности полового размножения растений, сущность процесса оплодотворения у цветковых растений. ü  Развивающая цель: -способствовать развитию  специальных и общеучебных умений и навыков учащихся. -анализировать пройденный материал, проводить рефлексию своей деятельности. ü  Воспитательная цель: - способствовать воспитанию экологической культуры учащихся. - воспитание устойчивой мотивации к учению. Методическая цель: Используемые технологии :  ИКТ  при  объяснении  и  закрепление  нового  материала, системно-деятельностый подход.   Предметные результаты: – формировать умение объяснять особенности полового процесса размножения  и его роль в жизнедеятельности растения; – формировать умение понимать смысл биологических терминов: размножение, половое размножение, гамета, сперматозоид, спермии, яйцеклетка, зигота, оплодотворение, гаплоидный набор хромосом, диплоидный набор хромосом, особенности размножения у водорослей, мхов, папоротников и покрытосеменных растений;   Метапредметные и личностные результаты: Регулятивные УУД 1. Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока). 2. Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. 3. Сформировать умение составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). 4. Сформировать умение, работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.   Познавательные УУД 1. Сформировать умение преобразовывать информацию  из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.; работа со схемой).   Коммуникативные УУД 1. Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в малой группе (парах). Задачи:   Познакомить учащихся с  половым размножением растений,  закрепить знания о хранении наследственной информации, продолжить формирование умения  получать самостоятельно ответы на вопросы с помощью учебника. Методы  и  формы  обучения :  объяснительно - иллюстративные, слово  учителя,  частично - поисковый :  индивидуальная, парная, фронтальная.
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по теме: «ПОЛОВОЕ РАЗМНОЖЕНИЕ РАСТЕНИЙ».

Автор Кайбазакова Анастасия Петровна, учитель биологии высшей категории

МБОУ Куяновская СОШ Первомайского района Томской области

Тип урока: урок открытия нового знания по конструированию способа действия по ФГОС.

Результативность обучения - применение УУД при изучении особенности процесса размножения и его роли в жизнедеятельности растения;

- формировать умение понимать смысл биологических терминов: размножение, половое размножение, гамета, спермии, яйцеклетка, зигота, оплодотворение, гаплоидный набор хромосом, диплоидный набор хромосом, особенности размножения у водорослей, мхов, папоротников и покрытосеменных растений;

Цели деятельности учителя:

  • Образовательная цель: изучить особенности полового размножения растений, сущность процесса оплодотворения у цветковых растений.

  • Развивающая цель:

-способствовать развитию специальных и общеучебных умений и навыков учащихся.

-анализировать пройденный материал, проводить рефлексию своей деятельности.

  • Воспитательная цель:

- способствовать воспитанию экологической культуры учащихся.

- воспитание устойчивой мотивации к учению.

Методическая цель: Используемые технологии : ИКТ при объяснении и закрепление нового материала, системно-деятельностый подход.

Предметные результаты:

- формировать умение объяснять особенности полового процесса размножения и его роль в жизнедеятельности растения;

- формировать умение понимать смысл биологических терминов: размножение, половое размножение, гамета, сперматозоид, спермии, яйцеклетка, зигота, оплодотворение, гаплоидный набор хромосом, диплоидный набор хромосом, особенности размножения у водорослей, мхов, папоротников и покрытосеменных растений;

Метапредметные и личностные результаты:

Регулятивные УУД

1. Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

2. Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

3. Сформировать умение составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

4. Сформировать умение, работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

Познавательные УУД

1. Сформировать умение преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.; работа со схемой).

Коммуникативные УУД

1. Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в малой группе (парах).

Задачи: Познакомить учащихся с половым размножением растений, закрепить знания о хранении наследственной информации, продолжить формирование умения получать самостоятельно ответы на вопросы с помощью учебника.

Методы и формы обучения : объяснительно - иллюстративные, слово учителя, частично - поисковый : индивидуальная, парная, фронтальная.

Образовательные ресурсы : Интернет - ресурс презентация.

Оборудование: мультимедийный проектор, инструктивные карточки, дидактический материал.

Домашнее задание: § 20 Используйте индивидуальные карточки. И Пчелка Майя вам приготовила творческое задание.

Этап

Содержание

Деятельность педагога

Деятельность

ученика

I. Организационный момент.

(2 мин)

Здравствуйте, садитесь ребята. Давайте с вами познакомимся. Меня зовут Анастасия Петровна. А чтобы я узнала ваши имена, у вас на столах бейджики, напишите на нем свои имена крупными буквами.

Обучающиеся записывают и крепляют бейджики с именами.

II. Проблемная ситуация и актуализация знаний. Стадия вызов.

Визуализация знаний. Подведение к теме и цели занятия (5 минут)

Эпиграфом нашего урока будет высказывание английского писателя Уолта Уитмена

«Еще, еще и еще. Это вечное стремление Вселенной рождать и рождать. Вечно плодородное движение мира. Из мрака выходят двое, они не схожи, но равны. Вечно материя, вечно рост, вечно явление пола, вечно ткань из различий и тождеств, и вечно «Зарождение жизни».

Вопрос - Определите тему урока, прочтя эпиграф ещё раз.

Обучающиеся с помощью педагога формулируют тему урока «Половое размножение растений»

Интересно будет, что скажете вы в конце урока, познакомившись подробнее с данной темой, поэтому наше занятие я назвала «Половое размножение растений».

Запишите тему урока в инструктивной карточке, которая вам выдана.

Обучающиеся записывают тему урока в карточку.

III. Целеполагание.

Скажите, пожалуйста, какая цель нашего занятия, да правильно, но я бы хотела уточнить изучить особенности полового размножения у разных групп растений, сущность процесса оплодотворения.

Об-ся формулируют цель урока с помощью учителя.

IV. Установка связи полученных знаний с темой урока.

Индивидуальная работа обучающихся.

Фронтальный мини-опрос обучающихся:

1. Что такое размножение?

2. Какие способы размножения существуют?

обучающиеся в течение 5 минут, используя слайды презентации, отвечают на вопросы

Игра «Сложи слово»

А теперь ребята, давайте поиграем. Предлагаю вам посмотреть на данные слова? Это слова - перевертыши. Вы должны правильно их составить и озвучить

Гаметы, Сперматозоиды, яйцеклетки, Оплодотворение, зигота.

Скажите, а мы будем данные термины сегодня использовать при изучении нашей темы?

Пояснения учителя: Для растений также как и для животных характерно половое размножение. В половом размножении принимают участие половые клетки: яйцеклетки (женские половые клетки) и сперматозоиды (мужские половые клетки). У цветковых растений мужские половые клетки называют - спермии. Половые клетки развиваются у разных растений в различных органах. И сегодня на уроке мы с вами займемся поиском ответа на вопрос.

- Как происходит половое размножение у разных групп растений?

Об-ся самостоятельно складывают слова в правильном порядке. Проверяем устно.

Ответ «Да»

V. Совместное открытие знаний.

1. Индивидуальная работа по вариантам.

2. Предлагаю вам исследовать более подробно данную тему, для этого вы будете использовать учебник - параграф 20, фиксируя материал в индивидуальной карточке. По итогам работы вы должны приготовить небольшой рассказ по своей работе.

Самостоятельная работа обучающихся. Учитель выступает консультантом.

Устная проверка происходит по слайдам.

Ребята скажите с помощью чего размножаются данные растения? (спорами).

Вывод: Значит водоросли, мхи, хвощи и плауны и папоротники называются споровыми растениями.

Об-ся выполняют задания индивидуально, используя учебник.


Делают устный рассказ, формулируют вывод, какие растения называются споровыми.

2. Ребята давайте закроем глаза, немного отвлечемся и послушаем музыку. Звучит музыка П.И. Чайковского «Вальс Цветов»

- Нет на Земле ничего прекраснее и нежнее цветов - этого хрупкого и драгоценного дара природы. Цветы - сама жизнь. Великий сказочник Ганс Христиан Андерсен говорил: "Чтобы жить, нужны солнце, свобода и маленький цветок".

Ребята о половом размножении каких растений, будем говорить? (Цветковые).

Об-ся слушают музыку и отвечают на вопрос «Цветковые»

Давайте вспомним, что

Цветок - это орган семенного размножения у растений.

- Вспомните, какие части цветка являются главными и почему? (тычинка и пестик)

Что образуется на месте цветка? (плоды и семена)

-Как они образуются? (затруднения учащихся). Скажите, а кто это? Пчелка Майя. Нужна ли пчелка цветковым растения?

Изучением данного процесса мы и займемся.

Об-ся отвечают на поставленные вопросы


VI. Работа с интерактивной моделью

Для того, чтобы из цветка развился плод с семенами, должно произойти сначала опыление (перенос пыльцы на пестик) (запишите себе в каточку) с помощью насекомых, ветра, а потом оплодотворение.

Ребята внимание на экран. Сейчас Пчелка Майя предлагает вам просмотретье интерактивную модель двойного оплодотворения покрытосеменных растений.

Оплодотворенная яйцеклетка делится на две клетки. Каждая из возникших при этом клеток снова делится и т.д. В результате многократных делений клеток развивается многоклеточный зародыш нового растения. Он состоит из корешка, стебелька и почечки.

Из самой крупной клетки семязачатка, слившейся со вторым спермием, развиваются клетки эндосперма, в которых накапливаются запасы питательных веществ. Эндосперм снабжает ими развивающийся зародыш. Из покрова семязачатка развивается семенная кожура. Так, после оплодотворения из семязачатка развивается семя, состоящее из кожуры и зародыша. После опыления и оплодотворения к завязи притекают питательные вещества, и она постепенно превращается в спелый плод. Из стенок завязи развивается околоплодник, который защищает семена от неблагоприятных воздействий.

Процесс двойного оплодотворения открыл в 1898 году русский ботаник, академик С.Г. Навашин и он же дал ему такое название.

Об-ся внимательно слушают объяснение о двойном оплодотворение у цветковых растений.

VII. Игра «Составь правильно процесс»

Работа в парах.

Ребята у вас есть карточки, на которых написаны этапы двойного оплодотворения у покрытосеменных растений и правильно составить весь процесс.

Проверка происходит с помощью интерактивной модели, расположенной на слайде.

Обучающиеся раскладывают карточки в нужном порядке.

Проводят самопроверку и выставляют себе оценку.

«5» - ни одной ошибки

«4» - одна ошибка

«3» - две ошибки

Если более то оценку не выставляем.

VIII. Рефлексия

А теперь Пчелка Майя предлагает вам пройти тест по изученной теме.

Возьмите простые карандаши, обменяйтесь ответами, проверим тест по слайду.

Выставляем оценку.

Пчелка Майя очень вами довольна.

Ребята давайте вернемся к цели урока - изучить особенности полового размножения у разных групп растений, сущность процесса оплодотворения.

Скажите, мы достигли поставленной цели.

Обуч-ся выполняют предложенный тест.

Взаимопроверка.

«5» - ни одной ошибки

«4» - одна, две ошибка

«3» - три ошибки

Если более то оценку не выставляем.

IX. Домашнее задание.

Параграф 20. Используйте индивидуальные карточки. И Пчелка Майя вам приготовила творческое задание.

X. Итог урока

1. Выставьте свои оценки в дневник.

2.Определите своё настроение, в конце урока выбрав смайлик.

Урок по теме Половое размножениеУрок по теме Половое размножениеУрок по теме Половое размножениеА) Б) В)


Спасибо ребята вам за урок. До свидания.

Об-ся выставляют оценки в дневник.

Выставляют свои оценки (смайлики)

Индивидуальная карточка

Вариант 1.

Тема «__________________________________________________________________________________»

Задание 1. «Размножение хламидомонады»

1.Прочитайте учебник на станице 139 «Размножение хламидомонады»

2. Рассмотрите рисунок и вставьте пропущенные слова

ПУрок по теме Половое размножениери половом размножении под оболочкой материнской клетки развивается много мелких __________________________гамет, которые прорвав оболочку выходят__________, где попарно сливаются, образуя___________, имеющий ________________набор хромосом. Затем она покрывается плотной________________ и переживает зиму. С наступлением тепла ее содержимое делится__________, образуя ___________хламидомонады, которые выходят наружу.

3. Составьте устный рассказ о размножении водоросли.

Задание 2. «Половое размножение кукушкина льна»

1Урок по теме Половое размножение. Прочитайте в учебнике на странице 143 о размножении мха кукушкин лен.

2. Рассмотрите рисунок и вставьте пропущенные слова

Летом у мужских растений мха формируются_________________________верхушки, между листочками которых развиваются _______________________половые органы, а на них - подвижные___________________.На женских растения образуются женские половые органы - коробочки с ________________шейкой, в котором образуется___________________________. При дожде или росе сперматозоиды подплывают к _____________________, потом происходит _________________________ и образуется зигота. Из зиготы на следующий год на женском растении развивается _____________________, а в ней спорангий со ______________. В сухую погоду, созревшие споры освобождаются от крышечки и рассеиваются. Попав на влажную землю, они прорастают образуя зеленую _____________________с почками, из которых развивается мох.

Задание 3. Сделайте ввод: Водоросли, мхи, хвощи и плауны и папоротники называются _________________________растениями.

Задание 4. Вставьте пропущенные слова:

1. ___________________- это орган семенного размножения у растений.

2. Главные части цветка___________________и ____________________.

3. ________________- процесс переноса пыльцы на пестик.

5Урок по теме Половое размножениеУрок по теме Половое размножениеУрок по теме Половое размножение. Определите своё настроение, в конце урока выбрав смайлик.

А) Б) В)

6. Оцените нашу работу на уроке. Оценка-________



Индивидуальная карточка

Вариант 2.

Тема «__________________________________________________________________________________»

ЗУрок по теме Половое размножениеадание 1. «Размножение спирогиры»

1. Прочитайте в учебнике на странице 139, абзац о размножении спирогиры.

2. Надпишите, что обозначено цифрами на рисунке.

1)_________________________________________________________________

2)_________________________________________________________________

3)_________________________________________________________________

4)_________________________________________________________________

5)_________________________________________________________________

3. Составьте устный рассказ о размножении спирогиры.

Задание 2. «Половое размножение кукушкина льна»

1Урок по теме Половое размножение. Прочитайте в учебнике на странице 143 о размножении мха кукушкин лен.

2. Рассмотрите рисунок и вставьте пропущенные слова

Летом у мужских растений мха формируются_________________________верхушки, между листочками которых развиваются _______________________половые органы, а на них - подвижные___________________.На женских растения образуются женские половые органы - коробочки с ________________шейкой, в котором образуется___________________________. При дожде или росе сперматозоиды подплывают к _____________________, потом происходит _________________________ и образуется зигота. Из зиготы на следующий год на женском растении развивается _____________________, а в ней спорангий со ______________. В сухую погоду, созревшие споры освобождаются от крышечки и рассеиваются. Попав на влажную землю, они прорастают образуя зеленую _____________________с почками, из которых развивается мох.

Задание 3. Сделайте ввод: Водоросли, мхи, хвощи и плауны и папоротники называются _________________________растениями.

Задание 4. Вставьте пропущенные слова:

1. ___________________- это орган семенного размножения у растений.

2. Главные части цветка___________________и ____________________.

3. ________________- процесс переноса пыльцы на пестик.

5Урок по теме Половое размножениеУрок по теме Половое размножениеУрок по теме Половое размножение. Определите своё настроение, в конце урока выбрав смайлик.

А) Б) В)

6. Оцените нашу работу на уроке. Оценка-________

Тест. Проверка знаний.

1. Выберите один правильный ответ

2. Соотнесите признаки растений с их представителями.

Представители растений

Способ размножения

А) Плаун булавовидный

1) Семенами

Б) Папоротник

2) Спорами

В) Ель европейская

Г) Подсолнечник

Д) Лиственница

Е) Шиповник

Ж) Сфагнум

А

Б

В

Г

Д



Творческое домашнее задание Пчелки Майи. Параграф 20. Запись в индивидуальной карточке.

Было время, когда в Австралии не произрастал клевер. Привезли семена, посеяли.

Клевер рос и рос хорошо, но плодов и семян не давал. Почему? ________________________________

Стали искать причину, почему клевер не давал плодов и семян, хотя обильно цветёт.

Оказалось, что клевер не плодоносит потому, что не опыляется, а не опыления нет потому,

что нет в Австралии шмелей, которые опыляют цветки клевера. Привезли в Австралию шмелей, шмели посещая клевер, опыляли его. Клевер стал плодоносить. Почему только шмели опыляют клевер?________________________________________________________________________________

© 2010-2022