- Преподавателю
- Биология
- ПРОГРАММА элективного курса по экологии для учащихся профильных 10-х классов «Экспериментальная экология»
ПРОГРАММА элективного курса по экологии для учащихся профильных 10-х классов «Экспериментальная экология»
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Суркова Е.А. |
Дата | 17.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №91 городского округа Тольятти
ПРОГРАММА
элективного курса по экологии
для учащихся профильных 10-х классов
«Экспериментальная экология»
(в объеме 17 часов)
Автор программы:
учитель биологии
Суркова Е.А.
Тольятти
2014
Программа элективного курса
«Экспериментальная экология».
Автор: Суркова Е.А.
Пояснительная записка
Экология как наука, сфера человеческой деятельности и область образования имеет высокую социальную значимость. Между тем в Федеральном базисном учебном плане среди предметов, обязательных для изучения, она не представлена.
Необходимость введения курса «Экспериментальная экология» обоснована проведением анкетирования учащихся 10 классов, психолого-педагогических исследований результатов их предпрофильной подготовки, а также опросом родителей. Данный элективный курс востребован учащимися, занимающимися по разным профилям.
Цель программы: сформировать практические умения учащихся в области экологической оценки состояния окружающей среды по её количественным и качественным параметрам.
Планируемы образовательные результаты:
- учащиеся должны уметь давать экологическую оценку состоянию объектов окружающей среды по количественным и качественным параметрам;
- планировать и организовывать экспериментальные исследования, анализировать результаты эксперимента;
- использовать количественные показатели качества окружающей среды при обсуждении экологических вопросов;
Способы оценки планируемых результатов:
- проведение анкетирования с целью отслеживание текущих результатов (мотивации, успеваемости, роста познавательного интереса и др.);
- отчёты по результатам практических и исследовательских работ (описание результатов проделанной работы, формулировка выводов, оформление);
- итоговый тест (Приложение № 2,3).
За основу элективного курса «Экспериментальная экология» взято учебное пособие А.Г.Муравьева, Н.А. Пугала, В.Н.Лавровой «Экологический практикум». Данное пособие содержат основной теоретический материал по этой тематике и серии практических работ, отражающих актуальные показатели состояния окружающей среды. Курс ориентирован на учащихся 10-х классов. На изучение предпрофильного курса отводится 17 ч ( 1 раз в неделю в течение полугодия).
Содержание программы курса «Экспериментальная экология» предусматривает практико-ориентированную деятельность учащихся, подготовку и развитие практических умений в области экологической оценки состояния окружающей среды по её количественным и качественным параметрам, становление нравственно-экологической позиции и экологической компетентности личности обучающегося.
Результаты подобной деятельности являются хорошей мотивационной основой для получения знаний текущей учебе, в перспективе и играют очень важную роль в профессиональном самоопределении. Учащиеся получат полезный опыт экологических исследований, который позволит сделать выводы, касающиеся их будущей образовательной траектории.
Для получения заявленных образовательных результатов наиболее часто используются: метод проектов, исследовательский метод, которые сочетают в себе:
-
использование теоретических знаний,
-
построение плана исследования,
-
осуществление эксперимента,
-
работа с дополнительными источниками информации,
-
подготовки отчёта по результатам практических работ.
Применяются различные формы организации обучения: индивидуальная, групповая работа, работа в парах.
Для реализации данного курса необходимо иметь :
-
стандартный набор лабораторного оборудования;
-
реактивы: раствор йода, раствор хлорида калия, поваренная соль;
-
пробы почвы, осадков (дождя, снега, льда);
-
инструкции по выполнению практических работ (Приложение №1).
Тематическое планирование
Введение. Ознакомление с содержанием программы обучения; инструктаж правил поведения во время лабораторных занятий.
Тема 1. Экологические исследования воздуха
Атмосфера. Качественный состав воздуха и его влияние на здоровье живых организмов. Источники загрязнения воздуха (автомобили, заводы, фабрики и т.д.). Практические занятия:
Подготовка и проведение исследования воздуха на содержание твёрдых примесей,
Проведение исследования загрязнения воздуха городским автотранспортом на улице Льва Толстого. Оценка степени загрязнения воздуха по обилию лишайников и повреждению хвоинок сосны. Взятие проб воздуха и проведение подсчёта числа колоний выросших в чашках с питательной средой.
Тема 2. Экологические исследования воды
Гидросфера, её состав. Вода в природе и хозяйственной деятельности человека, необходимость бережного использования воды. Загрязнение водоемов и влияние этого фактора на живые организмы. Жесткость воды.
Практические занятия:
Исследование кислотности осадков при помощи лакмусовой бумаги. Определение общей жесткости воды при помощи мыла. Исследование качества воды различных районов города : прозрачность, жесткость, запах.
Тема 3. Экологические исследования почвы.
Почва. Плодородие почвы. Почвы нашей местности. Обитатели почвы, их роль в формировании почвы.
Практические занятия:
Проведение опыта по определению механического состава почвы. Определение pH почвенной вытяжки и оценка кислотности почвы. Проведение экскурсии по определению особенностей химического состава почв по видовому разнообразию растений, произрастающих в данной местности.
Учебно-тематическое планирование
Тема
Количество часов:
Формы
контроля
Всего
Аудиторных
Внеауди-торных
В т.ч. на практическую деятельность
Введение (1 час)
Введение
1
1
-
-
Экологические исследования воздуха (7 часов)
Воздух , состав воздуха.
1
1
-
-
Исследование воздуха на содержание твёрдых примесей
1
1
-
1
отчёт
Исследование загрязнения воздуха городским автотранспортом
2
1
1
2
отчёт
Исследование атмосферы при помощи растений-индикаторов.
1
-
1
1
отчёт
Исследование микробного загрязнения воздуха
2
1
1
2
отчёт
Экологические исследования воды (4часа)
Вода в природе и хозяйственной деятельности человека.
1
1
-
-
Изучение кислотности осадков.
1
1
-
1
отчёт
Что такое жесткость воды? Определение общей жесткости воды.
1
1
-
1
Исследование качества воды различных районов города
1
1
-
1
отчёт
Экологические исследования почвы (5 часов).
Почва. Формирование почвы. Виды почв.
1
1
-
1
Определение механического состава почвы
1
1
-
1
отчёт
Определение pH почвенной вытяжки и оценка кислотности почвы.
1
1
-
1
отчёт
Определение особенностей химического состава почв по видовому разнообразию
1
-
1
1
отчёт
Определение антропогенных нарушений почвы.
1
-
1
1
Отчёт, тест
Итого:
17
12
5
14
Список литературы
-
Экологический практикум / Муравьев А.Г., Пугал Н.А., Лаврова В.Н. - СПб., 2012. - 176 с.
-
Химическое загрязнение биосферы и его экологические последствия / Мотузова Г.В., Карпова Е.А. - Издательство Московского университета, 2013. - 305с.
-
Контроль качества воды / Алексеев Л.C. - М.: ИНФРА-М , 2009. - 155с.
-
Экология в экспериментах: 10-11 классы: методическое пособие / Нечаева Г.А., Федорос Е.И. - М.: Вентана-Граф, 2009.-112с.
-
Программа элективного курса «Город и экология» / Сергеева И. Д. -[Электронный ресурс]. - URL: 122.72.0.6openclass.ru/node/439722
-
ГОСТ 28268-89 -[Электронный ресурс]. - URL: docs.cntd.ru/document/gost-28268-89
-
Концепции современного естествознания / Под редакцией Михайлова Л. А. - [Электронный ресурс]. - URL:
gumer.info/bibliotek_Buks/Science/mihail/11.php