• Преподавателю
  • Биология
  • ПРОГРАММА элективного курса по экологии для учащихся профильных 10-х классов «Экспериментальная экология»

ПРОГРАММА элективного курса по экологии для учащихся профильных 10-х классов «Экспериментальная экология»

Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №91 городского округа Тольятти



ПРОГРАММА

элективного курса по экологии

для учащихся профильных 10-х классов

«Экспериментальная экология»

(в объеме 17 часов)

Автор программы:

учитель биологии

Суркова Е.А.


Тольятти

2014

Программа элективного курса

«Экспериментальная экология».

Автор: Суркова Е.А.

Пояснительная записка



Экология как наука, сфера человеческой деятельности и область образования имеет высокую социальную значимость. Между тем в Федеральном базисном учебном плане среди предметов, обязательных для изучения, она не представлена.

Необходимость введения курса «Экспериментальная экология» обоснована проведением анкетирования учащихся 10 классов, психолого-педагогических исследований результатов их предпрофильной подготовки, а также опросом родителей. Данный элективный курс востребован учащимися, занимающимися по разным профилям.

Цель программы: сформировать практические умения учащихся в области экологической оценки состояния окружающей среды по её количественным и качественным параметрам.

Планируемы образовательные результаты:

- учащиеся должны уметь давать экологическую оценку состоянию объектов окружающей среды по количественным и качественным параметрам;

- планировать и организовывать экспериментальные исследования, анализировать результаты эксперимента;

- использовать количественные показатели качества окружающей среды при обсуждении экологических вопросов;

Способы оценки планируемых результатов:

- проведение анкетирования с целью отслеживание текущих результатов (мотивации, успеваемости, роста познавательного интереса и др.);

- отчёты по результатам практических и исследовательских работ (описание результатов проделанной работы, формулировка выводов, оформление);

- итоговый тест (Приложение № 2,3).

За основу элективного курса «Экспериментальная экология» взято учебное пособие А.Г.Муравьева, Н.А. Пугала, В.Н.Лавровой «Экологический практикум». Данное пособие содержат основной теоретический материал по этой тематике и серии практических работ, отражающих актуальные показатели состояния окружающей среды. Курс ориентирован на учащихся 10-х классов. На изучение предпрофильного курса отводится 17 ч ( 1 раз в неделю в течение полугодия).

Содержание программы курса «Экспериментальная экология» предусматривает практико-ориентированную деятельность учащихся, подготовку и развитие практических умений в области экологической оценки состояния окружающей среды по её количественным и качественным параметрам, становление нравственно-экологической позиции и экологической компетентности личности обучающегося.

Результаты подобной деятельности являются хорошей мотивационной основой для получения знаний текущей учебе, в перспективе и играют очень важную роль в профессиональном самоопределении. Учащиеся получат полезный опыт экологических исследований, который позволит сделать выводы, касающиеся их будущей образовательной траектории.

Для получения заявленных образовательных результатов наиболее часто используются: метод проектов, исследовательский метод, которые сочетают в себе:

  • использование теоретических знаний,

  • построение плана исследования,

  • осуществление эксперимента,

  • работа с дополнительными источниками информации,

  • подготовки отчёта по результатам практических работ.

Применяются различные формы организации обучения: индивидуальная, групповая работа, работа в парах.

Для реализации данного курса необходимо иметь :

  • стандартный набор лабораторного оборудования;

  • реактивы: раствор йода, раствор хлорида калия, поваренная соль;

  • пробы почвы, осадков (дождя, снега, льда);

  • инструкции по выполнению практических работ (Приложение №1).

Тематическое планирование

Введение. Ознакомление с содержанием программы обучения; инструктаж правил поведения во время лабораторных занятий.

Тема 1. Экологические исследования воздуха

Атмосфера. Качественный состав воздуха и его влияние на здоровье живых организмов. Источники загрязнения воздуха (автомобили, заводы, фабрики и т.д.). Практические занятия:

Подготовка и проведение исследования воздуха на содержание твёрдых примесей,

Проведение исследования загрязнения воздуха городским автотранспортом на улице Льва Толстого. Оценка степени загрязнения воздуха по обилию лишайников и повреждению хвоинок сосны. Взятие проб воздуха и проведение подсчёта числа колоний выросших в чашках с питательной средой.

Тема 2. Экологические исследования воды

Гидросфера, её состав. Вода в природе и хозяйственной деятельности человека, необходимость бережного использования воды. Загрязнение водоемов и влияние этого фактора на живые организмы. Жесткость воды.

Практические занятия:

Исследование кислотности осадков при помощи лакмусовой бумаги. Определение общей жесткости воды при помощи мыла. Исследование качества воды различных районов города : прозрачность, жесткость, запах.

Тема 3. Экологические исследования почвы.

Почва. Плодородие почвы. Почвы нашей местности. Обитатели почвы, их роль в формировании почвы.

Практические занятия:

Проведение опыта по определению механического состава почвы. Определение pH почвенной вытяжки и оценка кислотности почвы. Проведение экскурсии по определению особенностей химического состава почв по видовому разнообразию растений, произрастающих в данной местности.

Учебно-тематическое планирование

Тема

Количество часов:

Формы

контроля

Всего

Аудиторных

Внеауди-торных

В т.ч. на практическую деятельность

Введение (1 час)

Введение

1

1

-

-

Экологические исследования воздуха (7 часов)

Воздух , состав воздуха.

1

1

-

-

Исследование воздуха на содержание твёрдых примесей

1

1

-

1

отчёт

Исследование загрязнения воздуха городским автотранспортом

2

1

1

2

отчёт

Исследование атмосферы при помощи растений-индикаторов.

1

-

1

1

отчёт

Исследование микробного загрязнения воздуха

2

1

1

2

отчёт

Экологические исследования воды (4часа)

Вода в природе и хозяйственной деятельности человека.

1

1

-

-

Изучение кислотности осадков.

1

1

-

1

отчёт

Что такое жесткость воды? Определение общей жесткости воды.

1

1

-

1

Исследование качества воды различных районов города

1

1

-

1

отчёт

Экологические исследования почвы (5 часов).

Почва. Формирование почвы. Виды почв.

1

1

-

1

Определение механического состава почвы

1

1

-

1

отчёт

Определение pH почвенной вытяжки и оценка кислотности почвы.

1

1

-

1

отчёт

Определение особенностей химического состава почв по видовому разнообразию

1

-

1

1

отчёт

Определение антропогенных нарушений почвы.

1

-

1

1

Отчёт, тест

Итого:

17

12

5

14



Список литературы

  1. Экологический практикум / Муравьев А.Г., Пугал Н.А., Лаврова В.Н. - СПб., 2012. - 176 с.

  2. Химическое загрязнение биосферы и его экологические последствия / Мотузова Г.В., Карпова Е.А. - Издательство Московского университета, 2013. - 305с.

  3. Контроль качества воды / Алексеев Л.C. - М.: ИНФРА-М , 2009. - 155с.

  4. Экология в экспериментах: 10-11 классы: методическое пособие / Нечаева Г.А., Федорос Е.И. - М.: Вентана-Граф, 2009.-112с.

  5. Программа элективного курса «Город и экология» / Сергеева И. Д. -[Электронный ресурс]. - URL: 122.72.0.6openclass.ru/node/439722

  6. ГОСТ 28268-89 -[Электронный ресурс]. - URL: docs.cntd.ru/document/gost-28268-89

  7. Концепции современного естествознания / Под редакцией Михайлова Л. А. - [Электронный ресурс]. - URL:

gumer.info/bibliotek_Buks/Science/mihail/11.php



© 2010-2022