Методические указания к лабораторным работам по биологии

Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методические указания к лабораторным работам по биологии

АННОТАЦИЯ


Представленная методическая разработка методических рекомендаций к лабораторным работам рассчитана для студентов 1 курса СПО. Реализация ее содержания осуществляется в рамках дисциплины «Биология».

Методическая разработка включает в себя задания для лабораторных работ, которые могут применяться при закреплении навыков и умений, полученных в учебной деятельности. Они помогут разнообразить учебный процесс, активизировать познавательную деятельность учащихся.

Как показывает практика, использование лабораторных работ является эффективным средством формирования не только интеллектуальных способностей, но и развитию познавательной активности студентов. Это является одним из показателей социально-профессиональной мобильности студентов.

Данная работа может быть рекомендована преподавателям дисциплины «Биология» СПО.








Автор: Гаврилова Надежда Владимировна преподаватель биологии ГАПОУ ЧР «Чебоксарский машиностроительный техникум» Министерства образования и молодежной политики ЧР

Методические указания к лабораторным работам по биологии



I. ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………......

4

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ………………...……………………………………………..…

5

2.1

Лабораторная работа №1………….…………………………..………………….

5

2.2

Лабораторная работа №2…………………………..…………………..…………

7

2.3

Лабораторная работа №3……….…………………………………………………

9

2.4

Лабораторная работа №4……………...………………………………………….

10

2.5

Лабораторная работа №5…………………...…………………………………….

11

III. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА……...………………………………………

12







  1. ВВЕДЕНИЕ

Лабораторные и практические работы вооружают студентов не только необходимыми в жизни биологическими знаниями, но и способствуют развитию интереса к биологическим исследованиям, формирует навыки, умения биологического исследования, заставляет логически мыслить, делать сопоставления, выводы, позволяет развивать наблюдательность студентов в непосредственной и тесной связи с процессом мышления (работа по намеченному плану, анализ и интерпретация результатов).

Целью данной разработки является оказание помощи студентам по выполнению и оформлению лабораторных работ по дисциплине «Биология»

Оформление результатов работы приучает его к точности выполнения исследовательской работы,

Для проведения лабораторных работ необходимо учитывать:

- программу дисциплины, реализуемой в СПО;

- наличие специального оборудования для проведения работы;

- сложность оценки увиденного или зафиксированного в эксперименте;

- умение выполнять расчёты, построение графиков, выводы.

При выполнении лабораторных работ предъявляются следующие требования к умениям студентов: проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы, применять полученные знания по биологии для объяснения разнообразных биологических явлений и свойств веществ; практического использования биологических знаний.

Студент должен выполнять лабораторные работы в соответствии с изучаемыми темами.

Каждый студент после выполнения работы должен представить отчет о проделанной работе с анализом полученных результатов и выводом по работе.
Отчет о проделанной работе следует выполнять в тетрадях для лабораторных работ, аккуратно оформленным. С соблюдением основных правил выполнения схем, рисунков, графиков, таблиц. Содержание отчета указано в описании лабораторной работы.

Таблицы и рисунки следует выполнять с помощью чертежных инструментов (линейки, циркуля и т. д.) карандашом .

Отчет по лабораторной работе должен иметь следующую структуру:

  1. Тема работы

  2. Цель работы

  3. Оборудование

  4. Ход работы

  5. Вывод

  6. Ответы на контрольные вопросы.

Оценку по лабораторной работе студент получает, с учетом срока выполнения работы; расчеты выполнены правильно и в полном объеме;
сделан анализ проделанной работы и вывод по результатам работы;
студент может пояснить выполнение любого этапа работы;
отчет выполнен в соответствии с требованиями к выполнению лабораторной работы; правильные ответы на контрольные вопросы к каждой работе.
лабораторные работы позволяют применять дифференцированный подход при биологических исследованиях.


II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

2.1 Лабораторная работа № 1

Тема: «Строение растительной, животной грибной и бактериальной клеток под микроскопом».

Цель: закрепить умение готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом, находить особенности строения различных организмов, сравнивать их между собой.

Оборудование: микроскопы, предметные и покровные стёкла, стаканы с водой, раствор йода, метиловый синий, пинцет, препаровальная игла, стеклянные палочки, чашки Петри, репчатый лук, культура сенной палочки, разведённые дрожжи, микропрепараты клеток многоклеточных животных, линейка, простые и цветные карандаши, тетрадь, ручка.

Ход работы

Задание 1 Приготовьте микропрепараты кожицы лука, бактерии сенной палочки, дрожжевых грибов, рассмотрите их под микроскопом.

А) Для приготовления микропрепарата кожицы лука:

Методические указания к лабораторным работам по биологии

Предметное и покровное стёкла протрите салфеткой. Пипеткой капните каплю слабого раствора йода на предметное стекло

Методические указания к лабораторным работам по биологии

Возьмите луковицу. Разрежьте её вдоль и снимите наружные чешуи. С мясистой чешуи оторвите иголкой кусочек поверхностной плёнки пинцетом. Положите его в каплю воды на предметном стекле .

Методические указания к лабораторным работам по биологии

Осторожно расправьте кожицу препаровальной иглой

Методические указания к лабораторным работам по биологии

Накройте покровным стеклом

Методические указания к лабораторным работам по биологии

Приготовленный микропрепарат начните рассматривать при увеличении в 56 раз (объектив х8, окуляр х7). Осторожно передвигая предметное стекло по предметному столику, найдите такое место на препарате, где лучше всего видны клетки.

Можно рассмотреть клетки на микроскопе при увеличении в 300 раз (объектив х20, окуляр х15).

Б) Для приготовления микропрепарата бактерии сенной палочки:

- Предметное и покровное стёкла протрите салфеткой.

- Возьмите стеклянной палочкой частичку пленки с поверхности раствора и поместите ее на предметное стекло

- Добавьте каплю метилового синего

- Накройте покровным стеклом

- Поместите препарат под микроскоп и внимательно изучите

В) Для приготовления микропрепарата дрожжевых грибов

- Пинцетом отломите кусочек сухих дрожжей и поместите его в чашку Петри

- Добавьте к ним немного воды

- При помощи стеклянной палочки измельчите дрожжи и перемешайте их с водой

- При помощи пипетки нанесите не большое количество жидкости с дрожжами на предметное стекло

- Пипеткой добавьте каплю метилового синего

- Накройте покровным стеклом

- Поместите препарат под микроскоп и внимательно изучите

Задание 2 Рассмотрите под микроскопом готовый микропрепарат клеток многоклеточных животных

Задание 3 Зарисуйте клетки в тетрадях и обозначьте видимые в световой микроскоп органоиды.

Задание 4 Сравните между собой эти клетки. (поставив знаки «+» или «-» )

Тип клетки

Ядро

Цитоплазма

Пластиды

Клеточная мембрана

Клеточная стенка

Животная






Растительная






Грибная






Бактериальная






Задание 5 Сделайте вывод

Задание 6 Ответьте на контрольные вопросы:

1. Правильны ли следующие утверждения?

  1. Внутренний желеобразный раствор ядра называют нуклеоплазмой

  2. Форма растительной клетки постоянна благодаря присутствию в них вакуолей

  3. В ядре происходит синтез белка

  4. В цитоплазме клеток высших растений присутствуют три основных вида пластид

  5. Только бактерии не имеют ядра

  6. Ядрышко можно увидеть в ядрах неделящихся клеток

  7. Ядро осуществляет хранение и реализацию генетической информации

  8. В качестве запасного питательного вещества в животных клетках откладывается крахмал

  1. В чем заключается сходство всех групп клеток?

3. Каковы причины сходства и различия?

2.2 Лабораторная работа № 2

Тема: Решение генетических задач

Цель: Совершенствование знаний по основным понятиям генетики; закрепление умения решать генетические задачи на разные типы доминирования.

Оборудование: учебник, тетрадь, условия задач, ручка.


Ход работы

Задание 1. Вспомните основные законы наследования признаков.

Задание 2. Самостоятельное решите задачи своего варианта, подробно описывая ход решения и сформулировать полный ответ.

Задание 3. Сделайте вывод.

Задание 4. Ответьте на контрольные вопросы.

Задания

Вариант №1

  1. Гладкая окраска арбузов наследуется как рецессивный признак. Какое потомство получится от скрещивания двух гетерозиготных растений с полосатыми плодами?

  2. Полидактилия (шестипалость) и близорукость передаются как доминантные признаки. Какова вероятность рождения детей без аномалий в семье, если оба родителя страдают обоими недостатками и при этом являются гетерозиготными по обоим признакам?

  3. От родителей, имевших по фенотипу нормальное цветовое зрение, родилось несколько детей с нормальным зрением и один мальчик дальтоник. Чем это объяснить? Каковы генотипы родителей и детей? Ген дальтонизма наследуется как рецессивный признак и наследуется с Х хромосомой.

  4. У матери 1 группа крови у отца 4. Могут ли дети унаследовать группу крови одного из родителей? 1 группа (ОО), 2 группа (АА или АО), 3 группа (ВВ или ВО), 4 группа(АВ).

Вариант 2.

  1. У человека карий цвет глаз доминирует над голубым. Определите генотипы и фенотипы потомства от брака кареглазых гетерозиготных родителей.

  2. Нормальный рост у растений овса доминирует над гигантизмом, а раннеспелость - над позднеспелостью. Гены обоих признаков находятся в разных парах хромосом. Какими признаками будут обладать гибриды, полученные от скрещивания гетерозиготных по обоим признакам родителей? Каков фенотип родительских особей?

  3. Гипертрихоз (вырастание волос на краю ушной раковины) наследуется как признак, сцепленный с У-хромосомой. Какова вероятность рождения детей с этой аномалией в семье, где отец страдает гипертрихозом?

  4. Мать гомозиготна, имеет 2 группу крови, отец гомозиготен, имеет 3 группу крови. Какие группы крови возможны у их детей? 1 группа (ОО), 2 группа (АА или АО), 3 группа (ВВ или ВО), 4 группа(АВ).


Вариант 3.

  1. При скрещивании гетерозиготных красноплодных томатов с желтоплодными получено 352 растения, имеющих красные плоды. Остальные растения имели желтые плоды. Определите, сколько растений имело желтую окраску?

  2. У дрозофилы серая окраска тела и наличие щетинок - доминантные признаки, которые наследуются независимо. Какое потомство следует ожидать от скрещивания желтой самки без щетинок с гетерозиготными по обоим признакам самцом?

  3. У человека доминантный ген А определяется стойкий рахит, который наследуется сцеплено с полом. Какова вероятность рождения больных детей, если мать герерозиготна по гену рахита, а отец здоров?

  4. Перед судебно-медицинской экспертизой поставлена задача: выяснить, является ли мальчик из семьи супругов Р1 родным или приемным. Исследование крови мужа, жены и ребенка показало: у жены АВ группа крови, у мужа - ОО группа крови, у ребенка 1 группа крови. Какое заключение должен дать эксперт и на чем оно будет основано? 1 группа (ОО), 2 группа (АА или АО), 3 группа (ВВ или ВО), 4 группа(АВ).


Вариант 4.

  1. Миоплегия (периодические параличи) наследуется как доминантный признак. Определите вероятность рождения детей с аномалиями в семье, где отец гетерозиготен, а мать не страдает миоплегией.

  2. Полидактилия (многопалость) и отсутствие малых коренных зубов передаются как доминантные признаки. Гены этих признаков находятся в разных парах хромосом. Какова вероятность рождения детей без аномалий в семье, где оба родителя страдают обеими болезнями и гетерозиготны по этим парам генов?

  3. Классическая гемофилия наследуется как рецессивный признак. Ген гемофилии располагается в Х-хромосоме. У-хромосома не содержит гена, контролирующего свертываемость крови. Девушка, отец которой страдает гемофилией, а мать здорова и происходит из благополучной по гемофилии семьи, выходит замуж за здорового мужчину. Определите вероятные фенотипы детей от этого брака.

  4. В родильном доме перепутали 3 детей с группами крови: ОО, ВВ, АА. У родительских пар были следующие группы крови: АВ и ВО; АА и АВ; АО и ВО. Определите кто кому принадлежит.

Примечание: Задачи №1- на моногибридное скрещивание

Задачи №2 - на дигибридное скрещивание

Задачи №3 - на сцепленное с полом наследование

Задачи №4 - на определение группы крови

Контрольные вопросы:

1. В чем сущность закона Менделя?

2. В каких случаях в наследовании признаков происходит отклонение от закономерностей, открытых Менделем?

3. В каком случае два или более признаков наследуются совместно, не подчиняясь закону Менделя о независимом распределении признаков?

4. Почему гены, находящиеся в одной хромосоме, иногда попадают (в процессе мейоза) в разные гаметы и, таким образом, оказываются несцепленными.

5. В чем отличие хромосомного набора самца от хромосомного набора самки? Какое значение в эволюции оно имеет?

2.3 Лабораторная работа № 3

Тема: Построение вариационного ряда и вариационной кривой

Цель: показать статистические закономерности модификационной изменчивости на примере использования математических методов в биологии.

Оборудование: семена пшеницы, ржи, риса, фасоли линейка, простой карандаш, учебник, тетрадь, ручка.

Ход работы:

Задание 1 Измерьте длину 50 семян своего варианта, данные переведите в миллиметры. Запишите полученные данные в таблицу

№ п/п

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

Значение варианты





№ п/п

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

Значение варианты





№ п/п

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

Значение варианты





Задание 2 Расположите значение вариант в порядке нарастания величины данного признака, обозначьте цифрами наиболее часто встречающиеся величины признака получите вариационный ряд.

Здание 3 Запишите полученные данные вариационного ряда в таблицу:

Варианта





Частота встречаемости





Задание 4

Постройте графическое выражение (вариационную кривую) изменчивости признака

С этой целью:
- по оси абсцисс отложите на одинаковом расстоянии отдельные варианты в нарастающем порядке;
- по оси ординат отложите числовые значения, соответствующие частоте повторяемости каждой варианты (количество одинаковых значений вариант);
- по горизонтальной оси восстановите перпендикуляры до уровня, соответствующего частоте повторяемости каждой варианты;
- точки пересечения перпендикуляров с линиями, соответствующими частоте вариант, соедините прямыми.

Задание 5

Определите среднюю величину указанного признака - длина семян, используя для этой цели формулу:

M = Е (V Р) / N

Где N - общее число вариант вариационного ряда;
V - варианта;
P - частота встречаемости вариант;
E - знак суммирования;
M - средняя величина признака.

Задание 6 Сделайте выводы
Задание 7 Ответьте на контрольные вопросы:

1. В каких случаях модификационная изменчивость бывает шире, а в каких - уже?

2. Как связано это явление с условиями среды и с генотипом организма?

3. Что влияет на формирование фенотипа?

4. Что такое норма реакции? Наследуется она или нет? Как влияет на фенотип?

2.4 Лабораторная работа № 4

Тема: Выявление приспособлений у организмов к среде обитания

Цель: научиться выявлять черты приспособленности организмов к среде обитания и устанавливать ее относительный характер.

Оборудование: гербарные образцы растений, комнатные растения, рисунки животных различных мест обитания, учебник, тетрадь, линейка, простой карандаш, ручка.

Ход работы:

Задание 1. Определите среду обитания трех видов растений и трех видов животных, предложенных вам для исследования. Выявите черты их приспособленности к среде обитания. Выявите относительный характер приспособленности. Полученные данные занесите в таблицу.

Приспособленность организмов и ее относительность


Группы организмов

Название вида

Среда обитания

Черты приспособленности к среде обитания

В чем выражается относительность приспособлений

Растения













Животные













Задание 2. Изучив все предложенные организмы и заполнив таблицу, на основании знаний о движущих силах эволюции объясните механизм возникновения приспособлений.

Задание 3. Сделайте вывод.

Задание 4. Ответьте на контрольные вопросы:

1. Дайте определение термину «Адаптация»

2. В чем отличие покровительственной окраски от маскировки?

3. В чем заключается биологический смысл расчленяющей окраски?

4. Какую роль играют гены, изменчивость и естественный отбор в возникновении адаптации.

2.5 Лабораторная работа № 5

Тема: Вид. Его критерии и структура

Цель: научиться составлять описательную характеристику животных и растений по критериям.

Оборудование: гербарные образцы растений, рисунки животных, учебник, тетрадь, линейка, простой карандаш, ручка.

Ход работы:

Задание 1. Выберите любой вид животного и растения и опишите его по всем предложенным критериям.

Критерии вида

Краткая характеристика вида животного по критериям

Краткая характеристика вида растений по критериям

Морфологический

Физиологический

Географический

Экологический

Биохимический

Задание 2. Используя данные символы, составьте схему «Структура вида»

□ - вид;

… - организм;

⌂ - популяция

Задание 3. Сделайте вывод

Задание 4. Ответьте на контрольные вопросы:

1. По какому критерию можно определить принадлежность организма к какому-либо виду?

2. По какой причине репродуктивный критерий считается важнейшим среди других критериев?

3. Что такое популяция?

4. Что называется видом?


  1. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

    1. Биология: 10-11кл: базовый уровень: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / И.Н.Пономарева, О.А Корнилова, Т.Е.Лощилина; под ред. И.Н.Пономаревой - М.: Вентана-Граф, 2014

    2. Биология. Общая биология. 10-11 кл: учеб. для общеобразоват. Учреждений: базовый уровень / Д.К.Беляева, П.М.Бородин, Н.Н.Воронцов и др.; под ред. Д.К.Беляева, Г.М.Дымшица; - М.: Просвещение, 2012

    3. Константинов В.М., Резанов А.Г., Фадеева Е.О.: Биология: учебник для студентов НПО и СПО - М.: Академия, 2013


© 2010-2022