Статья на тему Факультативное изучение экологии в школе

Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Факультативное изучение предмета "Экология": не стандартные подходы реализации

Внеурочная деятельность по предмету всегда занимала достойное место в системе общего образования. Организация кружков и факультативов позволяет расширить рамки преподаваемых предметов, пополнить список изучаемых дисциплин, ориентируясь на индивидуальные познавательные запросы обучающихся. Однако в практике реализации факультативных предметов не редким является формальный подход, когда с целью "потратить" часы, отведённые учебным планом на изучение факультативов, выбираются "случайные" предметы. Для обучающихся посещение занятий становится добровольно-принудительным.

Подобный подход организации образовательного процесса коренным образом искажает прогрессивную идею личностно-ориентированного обучения. Огромный плюс дополнительного образования - добровольность, что позволяет обучающимся изучать не предусмотренные учебным планом предметы, но интересные обучающимся, необходимые им для формирования компетенций по выбранному профилю обучения, или входящие в круг познавательных интересов, например изучение факультатива "Экология и мы".

Проблемы экологического характера сегодня мало кого оставляют равнодушными, особенного актуальны они для городских детей. Благодатная межпредметная база курса, агрегирующая информацию множества смежных дисциплин естественно-научного профиля, позволяет сформировать у обучающихся комплекс универсальных учебных действий: от познавательных до коммуникативных.

Реализация содержания программы факультатива "Экология и мы" осуществляется посредством проведения нестандартных уроков, что позволяет сделать преподавание предмета интересным, увлекательным и разнообразным. Например, урок - виртуальная экскурсия позволяет знакомиться с различными средами обитания живых организмов, описывая их не со стороны, а находясь непосредственно внутри них. Проводя экскурсии с учетом времени года, учащиеся имеют возможность характеризовать различные экологические факторы и их влияние на живые организмы. Экскурсии позволяют познакомиться с экологическими группами живых организмов, на практике наблюдая их различия, связанные с условиями обитания, дают возможность изучения особенностей различных биогеоценозов и взаимоотношения живых организмов в них. Виртуальные экскурсии реализуются с помощью интернет-ресурсов с применением дистанционных образовательных технологий, что позволяет детям, живущим в провинциальных городах, посетить всемирно известные экологические центры и музеи естественной истории, например музей естественной истории республики Татарстан, Американский национальный музей естественной истории (National Museum of Natural History), зоологический музей в Санкт-Петербурге.

Удачной формой проведения нетрадиционного урока является урок - семинар, конференция, диспут, отвечающие требованиям системно-деятельностного подхода к организации современного образовательного процесса.

Проблемы экологии достаточно широко освещается в средствах массовой информации, активно обсуждаются в формате дискуссий. Важно направить обсуждение на уроке в научно обоснованное русло. Например, проблема посадки тополей во многих городах средней полосы России. Для многих россиян тополь является раздражающим фактором во время распространения семян (даже словосочетание «тополь цветет» неверен с биологической точки зрения!). Однако экологи приводят доказательства полезности тополей для города - это способность очищать городской воздух, выделять кислород и эфирные масла, поглощать углекислый газ. Поэтому вопрос замены тополей может решаться только при участии биологов и экологов по результатам проведения специальных исследований, а учащиеся могут стать активными участниками экспериментальной работы.

Проведение исследовательских работ в рамках факультативных занятий позволяет решить одновременно множество задач. Во-первых, это формирование проектировочных способностей, умений формулировать цели предстоящей деятельности, гипотезу научного исследования. Учащиеся активно ищут материалы по проблеме, подбирают методы проверки гипотезы, учатся получать информацию из различных источников, в том числе от людей. Последующая обработка собранных данных, систематизирование, вычленение главного, оформление результатов работ в виде какого-либо продукта позволят учащимся приобретать умения, необходимые им при изучении основных предметов. Во-вторых, формируются коммуникативные компетенции: обогащается словарный запас, понятийный аппарат, расширяется кругозор учащихся. В-третьих, пополняется портфолио ученика, и прежде всего портфолио "личных достижений".

Проектно-исследовательские работы в рамках факультатива по экологии могут иметь самый разнообразный характер. Это могут быть исследования различных сред обитания с созданием их моделей, изучение экосистем родного края, исследования воздействия человека на природу вообще и конкретные ее объекты в частности. Подобные работы можно проводить и в рамках исследования экологической грамотности, начиная с коллектива учащихся школы, педагогического коллектива, внешкольного окружения учащихся, выясняя, насколько люди ориентируются в экологических понятиях, экологической ситуации и экологических перспективах. Данную работу можно выстроить по принципу интервьюирования или анкетирования учащихся, учителей, родителей, гостей школы на различных мероприятиях, наблюдения за поведением людей как знакомых, так и просто прохожих на улице.

Полученные знания, сформированные компетенции, опыт социальной деятельности важно обобщать и презентовать. Один из вариантов представления полученных результатов факультативной деятельности - это участие в профильных конкурсах.

Учащиеся МБОУ СОШ № 28 г. Ульяновска в 2014 году активно работают над проектно-исследовательскими работами по теме «Экологические проблемы родного края». Участие в конкурсах пробуждает в детях естественное желание постоянно совершенствовать свои знания, достигать более высоких результатов.

Факультативные занятия предоставляют возможность подготовить детей к участию в предметных олимпиадах различного уровня. Знания, приобретаемые в связи с подобной подготовкой, позволяют им ориентироваться в гораздо большем информационном поле, нежели их сверстники, ограничивающиеся основной учебной программой.

Одной из площадок представления результатов экологической исследовательской деятельности является проведение предметных недель. Формат организации проведения предметной недели способствует развитию творческих способностей учащихся, так как подготовить и провести мероприятия нужно таким образом, что бы заинтересовать «неинтересующихся». Для этого необходимо не только собрать интересную, отличающуюся от обычного учебного материла, информацию, но и преподнести ее доступным и неординарным способом.

Нестандартный подход к организации факультативного изучения предметов позволяет формировать творческие способности обучающихся, а педагогам - реализовывать творческий педагогический поиск, воплощать смелые педагогические идеи.

Учитель биологии, Логунова О.А.





© 2010-2022