Рабочая программа Экологический эрудикон

Раздел Биология
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа внеурочной деятельности

«Экологический эрудикон»

5-6 классы


Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа внеурочной деятельности «Экологический эрудикон» для 5-6 классов составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, «Фундаментального ядра содержания общего образования», «Примерной программы основного общего образования. Биология. Естествознание», а также «Программы воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования».

Актуальность

Министерство образования и науки Российской Федерации ставит перед педагогами важную задачу перехода к школе, которая может подготовить выпускников способных решать проблемы самоопределения, обладающих экологическим мышлением.

Следовательно, цель нашей работы, как педагогов - формировать личность, обладающую экологическим сознанием, на основании которого развивается экологическое мышление и мировоззрение, реализуется в виде совокупности конкретных действий и поступков обучающихся, связанных с воздействием на природное окружение.

У большинства обучающихся отсутствуют системные представления об экологической безопасности, вследствие отсутствия учебного предмета. Следовательно, именно внеурочная деятельность способствует восполнению данных пробелов, а также предполагает неформальное общение педагогов и обучающихся, что даёт возможность для реализации особенностей детей, развития их индивидуальности. Данная программа помогает детям раскрыть таланты, открыть перспективы для будущего развития личности, дать возможность каждому ученику самоутвердиться.

Введение внеурочной деятельности особенно актуально сейчас, когда многие дети не умеют организовать свой досуг в свободное от уроков время. Важно показать, что познавать реальный мир не менее интересно, чем, например, виртуальный. Кроме того, внеурочная деятельность дает педагогу дополнительные возможности использования краеведческого материала, а как следствие - формирование гражданской идентичности.

Важно научить будущих граждан с раннего возраста заботиться об окружающей природе, т. е. не только использовать природные ресурсы, но и сохранять и возобновлять. Для этого необходим новый этап образования - экологическое образование в результате, которого значительно повысится уровень экологической культуры. Отсюда и вытекают цели и задачи реализации программы.

Цель программы - формирование основ экологической грамотности через исследовательскую деятельность в микрорайоне.

Задачи:

  1. овладение обучающимися основными экологическими понятиями;

  2. развитие экологического мышления и формирование у обучающихся навыков здорового и безопасного для человека и окружающей его среды образа жизни;

  3. знакомство обучающихся с методами научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;

  4. создание условий для формирования у обучающихся опыта самостоятельной учебной деятельности, умений наблюдать природные явления и выполнять опыты и экспериментальные исследования;

  5. создание условий для развития личности, способностей, удовлетворения познавательных интересов, самореализации обучающихся, в том числе одаренных, для формирования ценностей обучающихся, основ их гражданской идентичности и социально-профессиональных ориентаций;

  6. понимание обучающимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.

Принципы реализации программы:

  1. Научность;

  2. Доступность;

  3. Целесообразность;

  4. Наглядность.

Формы организации занятий:

Агитбригада, акция, встреча, демонстрация, диспут, игра, проект, круглый стол, коллективно-творческое дело, журнал, трудовой десант, экскурсия.

Место учебного курса в учебном плане

В соответствии с Учебным планом на внеурочную деятельность «Экологический эрудикон» отводится 2 часа в неделю (35 учебных недель).

Формы контроля: Анализ, анкетирование, выставка, собеседование.

Включение обучающихся 5-6 классов во внеурочную деятельность «Экологический эрудикон» направлено на достижение следующих результатов:

1.В направлении личностного развития:

  • знание основных принципов и правил отношения к живой природе;

  • сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы,

  • овладение интеллектуальными умениями: доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы.

  • сформированность эстетического отношения к живым объектам и любви к природе.

2. В метапредметном направлении:

  • формирование приемов работы с разными источниками информации: научно-популярной литературой, словарями и справочниками; находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую форму;

  • освоение приемов исследовательской и проектной деятельности: включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, формулирование цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;

  • овладение ИКТ-компетентностями для получения дополнительной информации при оформлении результатов исследовательской деятельности в виде презентации;

  • овладение способами самоорганизации учебной деятельности, что включает в себя умения: ставить цели, задачи и планировать личную учебную деятельность; оценивать собственный вклад в деятельность группы; проводить самооценку личных учебных достижений;

  • способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;

  • развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

3. В предметном направлении:

  • В познавательной (интеллектуальной) сфере:

расширение и систематизация знаний о многообразии объектов живой природы, формирование представлений о связях между живыми организмами, о редких и исчезающих растениях родного края;

приведение доказательств (аргументация) взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды;

объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;

сравнение биологических объектов и природных процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

выявление приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия различных видов в экосистеме;

овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

  • В ценностно-ориентационной сфере:

формирование представлений о биологии как одной из важнейших наук, как важнейшем элементе культурного опыта человечества;

знание основных правил здорового и безопасного поведения в природе;

анализ и оценка основных правил поведения в природе, анализ и оценка последствий деятельности человека в природе.

  • В сфере трудовой деятельности:

знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами;

формирование навыков ухода за комнатными растениями.

  • В сфере физической деятельности:

освоение приемов рациональной организации труда и отдыха.

  • В эстетической сфере:

овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.


Основное содержание учебного курса


1.Введение - 2 ч.

Краткая история экологии. Предмет экологии, структура экологии.

Методика работы с определителями растений.

Практическая часть. Работа со справочной литературой. Работа с определителем. Написание реферата по результатам экскурсий.

Работа с определителями флоры.

2. Золотая осень - 6 ч.

Понятие о гербарии. Классификация гербариев. Методика и правила сбора гербария.

Практическая часть. Знакомство с гербариями. Изготовление папки для гербария. Изготовление гербариев. Составление наказа «Правила поведения в природе»

Экскурсия в сосновый бор.

3. Природа вокруг нас- 6 ч.

Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенный. Свет, вода, температура как абиотические факторы. Биологические ритмы. Растения-индикаторы. Среды жизни организмов: водная, наземно-воздушная, почва как среда жизни, живые организмы как среда обитания.

Практическая часть. Работа с определителями растений "Выделение экологических групп растений по отношению к освещению". Составление индивидуальных биологических ритмов. Работа с атласами, зоогеографическими картами. Знакомство с растениями - индикаторами.

Исследовательская работа. Влияние освещения на биологическое состояние комнатных растений. Влияние температурного режима и влажности на биологическое состояние комнатных растений.

4.Охраняй природу- 4 ч.

Охраняемые территории, причины их организации и значение. Классификация заповедников. Заповедники РБ.

Практическая часть. Работа с зоогеографической картой заповедника. Просмотр видеофильмов, работа со справочной литературой. Работа с Красной книгой.

  1. Микромир растений-6 ч.

Увеличительные приборы (лупы, микроскопа). Правила работы с микроскопом. История открытия клетки, ученые, внесшие большой вклад в изучение клетки. Работа с лупой и микроскопом, изучение устройства микроскопа. Правила работы с микроскопом, изготовление микропрепаратов. Практическая часть. Приготовление препарата кожицы листа алоэ, рассматривание его под микроскопом.

6.Путешествие в мир растений- 18 ч.

Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль растений в биосфере. Растения в мире животных. Растения в мире растений. Растения и человек.

7. Растения вокруг нас- 6ч.

Экологический подход к охране редких и исчезающих видов и мест их обитания. Красная книга. Виды растений РБ, занесенных в Красную книгу. Реликты и эндемики флоры РБ.

Практическая часть. Знакомство с реликтовыми, эндемичными, редкими и исчезающими видами растений края по гербариям, иллюстрациям и плакатам. Изучение Красной книги РБ. Составление карты ареалов редких видов растений.

Исследовательская работа "Реликтовые, эндемичные, редкие и исчезающие виды флоры РБ".

8.Наши пернатые друзья- 8 ч.

Многообразие птиц среда обитания, об­раз жизни и поведение; биологические и экологические осо­бенности; Практическая часть. Изучение внешнего строения птиц.

Экскурсия Изучение многообразия птиц.

9.Береги птиц - 6 ч.

Значение птиц в природе и жизни человека; исчезаю­щие, редкие и охраняемые виды.

10.Знатоки здоровья- 8 ч.

Забота о собственном здоровье, оказание первой помощи себе и окружающим; оценка последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; соблюдение правил поведения в окружающей среде.


Тематический планирование программы «Экологический эрудит».

№ п\п

Тема

Всего часов

Характеристика деятельности обучающихся

1.

Введение.

2

Работа со справочной литературой, просмотр журналов, видеофрагментов, обсуждение, составление опорной схемы, практическая работа, наблюдение, определение видов растений с помощью определителя, работа в группах, оформление результатов наблюдений в виде реферата

2.

Золотая осень.

6

Изготовление папки для гербария. Наблюдение, работа с определителями растений. Изготовление гербариев и творческое их оформление

3.

Природа вокруг нас.

6

Работа с дополнительной литературой, составление опорной схемы «Экологические факторы», Работа с атласами, зоогеографическими картами. Составление индивидуальных биологических ритмов, работа в группе, работа с различными источниками информации, просмотр и обсуждение презентации. Наблюдение, оформление результатов в форме дневника наблюдений, работа с инструктивными карточками, зоогеографическими картами. Решение экологических задач.

4.

Охраняй природу.

4

Работа со справочной литературой, составление таблицы, работа с зоогеографической картой, составление творческого отчета. Просмотр видеофильма

5.

Микромир растений.

6

Работа с различными источниками информации, просмотр презентации и видеофрагментов, обсуждение после просмотра, написание эссе. Коллективно-творческое дело, работа в группах, творческий отчёт. Исследовательская работа. Работа с дополнительной литературой, составление карты. Творческий отчёт.

6.

Путешествие в мир растений.

18

Работа с различными источниками информации, просмотр презентации и видеофрагментов, обсуждение после просмотра, написание эссе. Коллективно-творческое дело, работа в группах, творческий отчёт.

7.

Растения вокруг нас.

6

Работа с дополнительной литературой. Коллективно-творческое дело, работа в группах, творческий отчёт

8.

Наши пернатые друзья.

8

Работа со справочной литературой, просмотр журналов, видеофрагментов, обсуждение, составление опорной схемы, практическая работа, наблюдение, определение видов птиц с помощью определителя, изготовление кормушек.

9.

Береги птиц.

6

Работа со справочной литературой, составление таблицы, работа с зоогеографической картой, составление творческого отчета. Просмотр видеофильма.

10.

Знатоки здоровья.

8

Работа с различными источниками информации, просмотр презентации и видеофрагментов, обсуждение после просмотра, написание эссе. Коллективно-творческое дело, работа в группах, творческий отчёт.

ИТОГО:

70 ч.


Планируемые результаты изучения учебного курса.

В результате освоения программы внеурочной деятельности «Экологический эрудикон» для 5- 6 классов дети научатся:

  • составлять план текста; владеть таким видом изложения текста как повествование;

  • работать с различными источниками информации;

  • составлять сообщения на основе добытых знаний и дополнительной литературы;

  • выполнять наблюдения и опыты под руководством учителя;

  • оформлять результаты и выводы исследований в тетради не только с помощью текста, но и используя схемы, графики, таблицы;

  • получать биологическую информацию из разных источников;

  • определять отношения объекта с другими объектами, определять существенные признаки объекта;

  • анализировать состояние объектов, сравнивать объекты с их изображением на рисунках и определять их;

  • сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;

  • находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать ее содержание, работать с полученной информацией;

  • оценивать с эстетической точки зрения представителей живого мира.

  • определять понятия «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «экологические факторы»; отличать живые организмы от неживых;

  • характеризовать среды обитания организмов; характеризовать экологические факторы; проводить фенологические наблюдения; соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений;

Ученик получит возможность научиться:

  • соблюдать правила работы в кабинете биологии, с живыми объектами в природе;

  • выделять эстетические достоинства некоторых объектов живой природы;

  • осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;

  • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

  • находить информацию о живых объектах в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, интернет ресурсах, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;

  • выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.




Учебно-тематическое планирование


Тема занятия

Основное содержание

Планируемые результаты

Характеристика основных видов деятельности

обучающихся

  1. Введение. (2 ч.)

1.

Предмет экологии, структура экологии.

Краткая история экологии. Предмет экологии, структура экологии.

Практическая работа «Работа со справочной литературой»

Предметные: иметь представление об экологии, о многообразии растений и их значении

Личностные: мотивация учения.

Метапредметные: уметь работать с изобразительной наглядностью (П). Давать определение понятиям (П). Умение организовать свою деятельность для выполнения заданий учителя (Р). Уметь воспринимать разные виды информации, отвечать и задавать вопросы (К). Понимание

социальной значимости полученных знаний и

роли развития науки для благополучия человека (Л).

Работа со справочной литературой, просмотр журналов, видеофрагментов, обсуждение, составление опорной схемы

2

Методика работы с определителем растений.

Понятие об определителе растений, методика работы с ним.

Экскурсия. На луг.

Практическая работа. «Работа с определителем растений»

Практическая работа, наблюдение, определение видов растений с помощью определителя, работа в группах, оформление результатов наблюдений в виде реферата


2.Золотая осень. (6 ч.)

1-2


Понятие о гербарии.

Классификация гербариев. Методика и правила сбора растений.

Метапредметные: уметь работать с разными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую. (П). Уважительное отношение к одноклассникам и учителю. Потребность в объективной оценке своей деятельности, оценки результатов деятельности со стороны окружающих (Л). Умение организовано выполнять задания. Развитие навыков самооценки (Р). Умение воспринимать разные формы информации и

правильно формулировать вопросы и слушать ответы (К)

Коммуникативные:

инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации).

Изготовление папки для гербария.

3-4



Экскурсия в сосновый бор, работа с определителями растений.

Практическая работа «Изготовление гербариев».

Работа с определителями видового разнообразия флоры леса.


Наблюдение, работа с определителями растений. Изготовление гербариев.

5-6

Это должен знать каждый!

Правила поведения в природе.


Работа в группах, составление наказов и творческое их оформление.

3.Природа вокруг нас. (6 ч.)

1

Экологические факторы.

Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенный. Свет, вода, температура как абиотические факторы, их влияние на жизнь растений

Исследовательская работа. Влияние освещения на биологическое состояние комнатных растений. Влияние температурного режима и влажности на биологическое состояние комнатных растений.

Метапредметные: уметь работать с изобразительной наглядностью (П). Уметь структурировать учебный материал и давать определение понятиям (П). Уметь воспринимать разные виды информации, отвечать и задавать

вопросы (К). Умение взаимодействовать с одноклассниками при совместной работе (К). Умение планировать этапы работы, определять ее цель (Р). Применение полученных знаний в практической деятельности (Л).

Коммуникативные:

инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Личностные:

формирование основ гражданской идентичности личности

Работа с дополнительной литературой, составление опорной схемы «Экологические факторы», Работа с атласами, зоогеографическими картами.

2

Биологические ритмы.

Биологические ритмы.

Практическая работа «Составление индивидуальных биологических ритмов»

Составление индивидуальных биологических ритмов, работа в группе, работа с различными источниками информации, просмотр и обсуждение презентации

3-4

Растения-индикаторы. Экскурсии. В сосновый бор. Наблюдение за растениями - индикаторами. Жизненные формы растений.

Понятие растения-индикаторы, их виды. Наблюдение за растениями - индикаторами. Жизненные формы растений.

Наблюдение, оформление результатов в форме дневника наблюдений, работа с инструктивными карточками

5

Среды жизни организмов.

Среды жизни организмов: водная, наземно-воздушная, почва как среда жизни, живые организмы как среда обитания. Практическая работа «Работа с атласами, зоогеографическими картами»

Просмотр и обсуждение презентации, работа с дополнительной литературой, картами, зоогеографическими картами

6

Работа с определителями растений "Выделение экологических групп растений по отношению к освещению".

Практическая работа «Работа с определителями растений "Выделение экологических групп растений по отношению к освещению".

Исследовательскаяработа. Влияние освещения на биологическое состояние комнатных растений.

Решение экологических задач. Работа со справочной литературой.

4.Охраняй природу. (4ч.)

1

Охраняемые территории, причины их организации и значение.

Заповедники, заказники и другие виды охраняемых территорий, причины их организации, значение для сохранения редких и исчезающих видов растений. Классификация заповедников

Личностные

Формирование гражданской идентичности.

Регулятивные

постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.

Метапредметные: уметь выполнять задания по алгоритму (Р). Умение применять полученные знания на практике. Потребность в объективной оценке своей работы (Л). Умение работать в малых группах. Умение эффективно взаимодействовать при совместном выполнении работы. Умение воспринимать

устную форму информации (К). Уметь работать изобразительной наглядностью. Умение проводить сравнение и делать выводы на основе полученной информации (П).

Работа со справочной литературой, составление таблицы «Виды охраняемых территорий и их значение

2

Заповедники РБ.

Практическая работа «Работа с географической картой РБ»

Личностные

Формирование гражданской идентичности.

Регулятивные

постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.

Метапредметные: уметь выполнять задания по алгоритму (Р). Умение применять полученные знания на практике. Потребность в объективной оценке своей работы (Л). Умение работать в малых группах. Умение эффективно взаимодействовать друг с другом.

Работа с географической картой.

3-4

Просмотр видеофильмов, работа со справочной литературой.

Просмотр видеофильма «Шульган Таш».

Умение воспринимать

устную форму информации (К). Уметь работать изобразительной наглядностью. Умение проводить сравнение и делать выводы на основе полученной информации (П).

Просмотр видеофильма, работа с географической картой.

5.Микромир растений. (6 ч.)

1-2

История открытия клетки, ученые, внесшие большой вклад в изучение клетки. Увеличительные приборы (лупы, микроскопа). Правила работы с микроскопом.

Работа с лупой и микроскопом;

готовят микропрепараты и рассматривание их под микроскопом.

Познавательные УУД: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное. Приобретение элементарных навыков работы с приборами.

Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками

Определяют понятия «клетка», «лупа», «микроскоп», «тубус», «окуляр», «объектив», «штатив». Работают с лупой и микроскопом, изучают устройство микроскопа. Отрабатывают правила работы с микроскопом. Учатся готовить микропрепараты. Наблюдают части и органоиды клетки под микроскопом, описывают и схематически изображают их.

3-4









5-6

Работа с лупой и микроскопом, изучение устройства микроскопа. Правила работы с микроскопом.

Изготовление микропрепаратов. Практическая часть. Приготовление препарата кожицы листа алоэ, рассматривание его под микроскопом

6.Путешествие в мир растений. (18 ч.)

1-2







Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания.

Роль растений в биосфере.

Сравнивают представителей разных групп растений, делают выводы на основе сравнения. Оценивают с эстетической точки зрения представителей растительного мира. Находят информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализируют и оценивают её, переводят из одной формы в другую.

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, работать с различными источниками информации, пре­образовывать ее из одной формы в другую.

Личностные УУД. потребность в справедли­вом оценивании своей работы Эстетичес­кое восприятие природы. Регулятивные УУД. Развитие навыков самооценки и самоана­лиза.

Коммуникативные УУД. умение работать в группе

Работа в группах, составление наказов и творческое их оформление.

3-7


Растения в мире животных.

8-14

Растения в мире растений.

15-18

Растения и человек.


7. Растения вокруг нас. (6 ч.)

1

Экологический подход к охране редких и исчезающих видов и мест их обитания.

Понятие о редких и исчезающих видах с позиции экологии, факторы, влияющие на вымирание видов растений. Роль человека и его жизнедеятельности на жизнь растений в природных условиях.

Познавательные:

поиск и выделение информации; установление причинно-следственных связей;

моделирование.

Личностные:

уметь находить ответ

Коммуникативные:

инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации).

Метапредметные: умение работать с понятийным аппаратом, развитие навыков устной и письменной речи (П). Умение

применять полученные знания на практике(Л). Умение работать с инструктивными карточками, выполнять здания по алгоритму(Р). Умение работать в малых группах.

Умение воспринимать устную форму информации (К).

Работа с различными источниками информации, просмотр презентации и видеофрагментов, обсуждение после просмотра, написание эссе «Человек и жизнь растений».

2

Красная книга. Виды растений РБ, занесенных в Красную книгу.

Красная книга России и РБ. Виды растений, занесенных в Красную книгу РБ.

Коллективно-творческое дело, работа в группах, творческий отчёт

3

Реликты и эндемики флоры РБ.

Знакомство с реликтовыми, эндемичными, редкими и исчезающими видами растений края по гербариям, иллюстрациям и плакатам.

Исследовательская работа "Реликтовые, эндемичные, редкие и исчезающие виды флоры РБ".

4

Составление карты ареалов редких видов растений.

Практическая работа «Составление карты ареалов редких видов растений».

Работа с дополнительной литературой, составление карты ареалов редких видов растений.

5-6

Охрана растений родного края.

Исследовательская работа "Реликтовые, эндемичные, редкие и исчезающие виды флоры".

Творческий отчёт

8.Наши пернатые друзья. (8 ч.)

1-2

Многообразие птиц среда обитания, об­раз жизни и поведение; биологические и экологические осо­бенности;

самостоятельный поиск биологической информации: в биологических словарях и справочниках (в том числе с использованием информационных технологий)

Личностные

Формирование гражданской идентичности.

Регулятивные

постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.

Метапредметные: уметь выполнять задания по алгоритму (Р). Умение применять полученные знания на практике. Потребность в объективной оценке своей работы (Л). Умение работать в малых группах. Умение эффективно взаимодействовать при совместном выполнении работы.

Работа со справочной литературой, просмотр журналов, видеофрагментов, обсуждение, составление опорной схемы, практическая работа, наблюдение, определение видов птиц с помощью определителя, изготовление кормушек.

3-4

Практическая часть. Изучение внешнего строения птиц.

5-6

Экскурсия Изучение многообразия птиц.

7-8

Изготовление кормушек для птиц.

9.Береги птиц. (6 ч.)

1-2

Значение птиц в природе и жизни человека; исчезаю­щие, редкие и охраняемые виды.

Заповедники, заказники и другие виды охраняемых территорий, причины их организации, значение для сохранения редких и исчезающих видов птиц.

Метапредметные результаты обучения - наблюдать и описывать различных представителей жи­вотного мира; использовать знания в повседневной жиз­ни; Умение работать с инструктивными карточками, выполнять здания по алгоритму(Р). Умение работать в малых группах.

Умение воспринимать устную форму информации (К).


Работа со справочной литературой, составление таблицы, работа с зоогеографической картой, составление творческого отчета. Просмотр видеофильма.

3-4

Птицы кто они такие? Птицы загадки.

5-6

Птицы и будущее. Легендарные птицы

10.Знатоки здоровья. (8 ч.)

1-2

Зелёная аптека. Скорая помощь.

Забота о собственном здоровье, оказание первой помощи себе и окружающим; оценка последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; соблюдение правил поведения в окружающей среде.

Метапредметные: уметь работать с разными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую. (П). Уважительное отношение к одноклассникам и учителю. Потребность в объективной оценке своей деятельности, оценки результатов деятельности со стороны окружающих (Л). Умение организовано выполнять задания. Развитие навыков самооценки (Р). Умение воспринимать разные формы информации и

правильно формулировать вопросы и слушать ответы (К)

Коммуникативные:

инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации).

Работа с различными источниками информации, просмотр презентации и видеофрагментов, обсуждение после просмотра, написание эссе. Коллективно-творческое дело, работа в группах, творческий отчёт.

3-4

«Мойдодыр».

6-7

Профилактика здоровья. Вредные привычки.

7-8

Если заблудился в лесу? Съедобные растения.



Список литературы для учителя:

  1. В. П.Зверев. Экологические игры. Москва, "Просвещение", 2001г.

  2. И.Д.Зверев. Практические занятия по экологии. Москва, "Просвещение", 2009г.

  3. Т.Б. Шипунова, С.А. Пивоварова. Занятия по экологии. Москва, "Просвещение", 2012г

  4. Г.Б. Шенкевич Программа кружка «Юный эколог - исследователь» Фестиваль педагогических идей. 2013г


© 2010-2022