Рабочая программа 5 класс ФГОС И. Н. Пономарёва

Раздел Биология
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа по биологии 5 класс.

(ФГОС И. Н.Пономарёва)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по биологии разработана на основе:

Авторской программы для общеобразовательных учреждений УМК И.Н. Пономарёва - Вентана - граф., 2014 года «Биология 5-11 классы», разработанной в соответствии с ФКГСОО (федерального компонента государственного стандарта основного общего образования) 2004 г и ФГОС основного общего образования «Об утверждении ФГОС основного общего образования» основного общего образования (Приказ о 17.12.2010 №1897)

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней так же заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетентностей.

Система уроков сориентирована не столько на передачу готовых знаний, сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, развитие творческих умений, научного мировоззрения, гуманности, экологической культуры.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, с возрастными особенностями развития учащихся. Содержание курса направлено на обеспечение эмоционально-ценностного понимания высокой значимости жизни, ценности знания о своеобразии царств животных, растений, грибов и бактерий в системе биологических знаний, на формирование научной картины мира, а так же на формирование способности использовать приобретённые знания в практической деятельности.

Диагностирование результатов предполагается через использование урочного и тематического тестирования, выполнение индивидуальных и творческих заданий, проведение лабораторных работ, экскурсий, защиты проектов.

Средствами реализации рабочей программы являются УМК И.Н. Пономарёвой, материально-техническое оборудование кабинета биологии, дидактический материал по биологии.

Достижению результатов обучения способствует применение деятельностного подхода, который реализуется через использование эффективных педагогических технологий (технологии личностно ориентированного обучения, развивающего обучения, технологии развития критического мышления, проектной технологии, ИКТ, здоровьесберегающих). Предполагается использование методов обучения, где ведущей является самостоятельная познавательная деятельность обучающихся: проблемный, исследовательский, программированный, объяснительно-иллюстративный.


Содержание курса биологии



5 класс.


Рабочая программа для 5 класса предусматривает обучение биологии в объёме 1 часа в неделю. Рабочая программа предусматривает целенаправленное формирование общих биологических и экологических понятий уже с 5 класса, знакомит учащихся с происхождением человека и его местом в живой природе. Методы и формы обучения определяются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, развития и саморазвития личности. В связи с этим основные методики изучения биологии на данном уровне: обучение через опыт и сотрудничество; учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся; интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, имитационное моделирование, тренинги, предусмотрена проектная деятельность учащихся и защита проектов после завершения изучения крупных тем); личностно- деятельностный подход, применение здоровьесберегающих технологий.

В рабочей программе предусмотрена система форм контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки. Контроль знаний, умений и навыков учащихся - важнейший этап учебного процесса, выполняющий обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. В структуре программы проверочные средства находятся в логической связи с содержанием учебного материала. Реализация механизма оценки уровня обученности предполагает систематизацию и обобщение знаний, закрепление умений и навыков; проверку уровня усвоения знаний и овладения умениями и навыками, заданными как планируемые результаты обучения. Они представляются в виде требований к подготовке учащихся. Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой.

Изучение биологии в 5 классе направлено на достижение следующих универсальных учебных действий:


Личностных:

Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.

Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды - гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

Метапредметных:

Регулятивные УУД:

Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД:

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

Вычитывать все уровни текстовой информации.

Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Предметные:

определять роль в природе различных групп организмов;

- объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.

- приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;

- находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;

- объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.

- объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.

- перечислять отличительные свойства живого;

- различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);

- определять основные органы растений (части клетки);

- объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);

- понимать смысл биологических терминов;

- характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;

- проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.

- использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;

- различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности.

Рабочая программа включает разделы:

  1. пояснительную записку;

  2. требования к уровню подготовки обучающихся 5 класса;

  3. основное содержание курса;

  4. нормативные документы;

  5. календарно-тематическое планирование;

  6. учебно - методическое обеспечение.



Требования к уровню подготовки обучающихся 5 класса.


Ученик должен знать:

  • что изучает наука биология;

  • признаки живых организмов;

  • общие методы изучения природы;

  • химический состав, строение и процессы жизнедеятельности в клетке;

  • строение и значение бактерий, грибов, растений, животных;

  • основные среды жизни, особенности условий этих сред;

  • особенности приспособления организмов к жизни в природе;

  • место человека в системе животного мира;

  • роль человека в биосфере;

  • экологические проблемы;

  • важность охраны окружающей среды человека.

Ученик должен уметь:

Объяснять:

  • сущность процесса деления клетки, анализировать его основные события.

  • сущность термина «классификация», «антибиотик», «пенициллин» «местный вид»;

  • роль животных, растений, грибов в жизни человека и в природе;

  • роль живых организмов и круговорота веществ в природе;

  • причины сезонных изменений у организмов;

  • причины сокращения и истребления некоторых видов животных;

  • необходимость охраны редких видов и природы в целом;

  • роль Красной книги в охране природы;

  • роль речи и общения в формировании современного человека.

Характеризовать:

  • особенности и значение науки биологии.

  • свойства живых организмов.

  • органы живого организма и их функции, используя рисунок учебника.

  • важную роль бактерий в природе.

  • главные признаки растений, животных и грибов;

  • факторы неживой природы, оказывающие влияние на жизнедеятельность животных

  • разные природные сообщества.

  • особенности местных видов организмов, их приспособленность к среде обитания.

  • внешний вид раннего предка человека, сравнивать его с обезьяной и современным человеком.

  • состояние редких видов животных, занесённых в Красную книгу.

Сравнивать:

  • проявление свойств живого и неживого;

  • животную и растительную клетки, находить черты их сходства и различия;

  • роль бактерий-автотрофов и бактерий-гетеротрофов в природе;

  • цветковые и голосеменные растения, характеризовать их сходство и различие;

  • значение укороченных и удлинённых побегов у хвойных растений (на примере сосны);

  • строение тела амёбы с клеткой эукариот, делать выводы;

Различать:

  • ткани животных и растений на рисунках учебника;

  • неорганические и органические вещества клетки, минеральные соли, объяснять их значение для организма;

  • основные таксоны классификации - «царство» и «вид»;

  • понятия: «автотрофы», «гетеротрофы», «прокариоты», «эукариоты». «экологический фактор», «фактор неживой природы», «фактор живой природы», «антропогенный фактор». «производители», «потребители», «разлагатели», «природное сообщество»;

  • бактерий по их роли в природе и жизни человека;

  • части цветкового растения на рисунке учебника;

  • типы лишайников на рисунке учебника;

  • особенности животных разных природных зон.

Определять:

  • предмет науки систематики;

  • расположение почек на побеге цветкового растения;

  • место представителей царства Грибы среди эукариот;

  • значение животных и растений в природе и жизни человека по рисункам учебника;

  • понятие «пищевая цепь», «природная зона».

Описывать:

  • разнообразные формы бактериальных клеток на рисунке учебника;

  • внешнее строение тела гриба, называть его части;

  • строение плесневых грибов по рисунку учебника;

  • разнообразие живого мира в морях и океанах по рисункам учебника;

  • особенности строения тела и условия жизни кроманьонцев по рисунку учебника;

Анализировать:

  • элементы круговорота веществ на рисунке учебника;

  • пути расселения человека по карте материков Земли;

  • приспособленность глубоководных животных к среде своего обитания;

  • содержание выбранных на лето заданий;

Аргументировать:

  • необходимость охраны природы;

  • ценность биологического разнообразия для природы и человека.

Оценивать:

  • свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала;

  • Принимать участие в обсуждении проблемных вопросов.

  • Приводить примеры своей деятельности в природе и общения с живыми организмами.

  • Проектировать мероприятия по охране растений и животных.

Основное содержание курса.

Тема 1. Биология - наука о живом мире (8 часов). Наука о живой природе. Свойства живого. Методы изучения природы. Увеличительные приборы. Строение клетки. Ткани Химический состав клетки. Процессы жизнедеятельности клетки. Великие естествоиспытатели.

Тема 2. Многообразие живых организмов (12 ч). Царства живой природы. Бактерии: строение и жизнедеятельность. Значение бактерий в природе и для человека. Растения. Животные. Грибы. Многообразие и значение грибов. Лишайники. Значение живых организмов в природе и жизни человека. Животные и растения, вредные для человека. Живые организмы, полезные для человека. Взаимосвязь полезных и вредных видов в природе. Значение биологического разнообразия в природе и жизни человека.

Тема 3. Жизнь организмов на планете Земля (8 часов). Среды жизни планеты Земля. Экологические факторы среды. Приспособления организмов к жизни в природе. Природные сообщества. Природные зоны России. Жизнь организмов на разных материках. Жизнь организмов в морях и океанах.

Тема 4. Человек на планете Земля (7 часов). Как появился человек на Земле. Как человек изменял природу. Важность охраны живого мира планеты. Сохраним богатство живого мира. Экскурсия. «Весенние явления в природе». Обсуждение заданий на лето.

Календарно - тематическое планирование.

Сроки

Сроки по факту

Наименование разделов и тем

Лабораторные и практические работы

Контрольные работы

Примерное количество часов на самостоятельные работы учащихся

УУД







Глава 1. Биология - наука о живом мире. (8 часов )

Л: Понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы; Признавать право каждого на собственное мнение;

Р: организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ; .действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя или данным в учебнике, рабочей тетради; ставить учебно-познавательные задачи перед чтением учебного текста и выполнением разных заданий; : организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения лабораторных работ; ставить учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий; действовать по инструкциям учителя или данным

П: осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач; наблюдать и сопоставлять, выявлять взаимосвязи и зависимости, отражать полученную при наблюдении информацию в виде рисунка, схемы, таблицы; сопоставлять информацию из разных источников; осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, из материалов учебника (текстов и иллюстраций), рабочей тетради; отражать полученную при наблюдении информацию в виде рисунка, схемы, таблицы; определять основную и второстепенную информацию;

К: вступать в учебное сотрудничество с учителем одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению; строить монологическую речь, вести диалог; проявлять инициативу в поиске и сборе информации для выполнения коллективной работы; . осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; проявлять терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам; .Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

1

сентябрь

«Наука о живой природе»

Изучение нового материала


2

«Свойства живого»

Комбинированный урок.

Сам. раб. По теме «Свойства живого»

3

«Методы изучения природы»

Комбинированный урок.

Сам.раб. по теме «Методы изучения природы»

4

«Увеличительные приборы».

Урок практикум

Л.р. №1 «Изучение строения увеличительных приборов»


октябрь

«Строение клетки. Ткани».

Комбинированный урок.

Л.р. №2.»Знакомство с клетками растений»


6

«Химический состав клетки».

Комбинированный урок.

П.р. №1 «Обнаружение воды, неорганических веществ, белка, углеводов, жира в клетках растений»


7

«Процессы жизнедеятельности клетки».

Комбинированный урок.


8

.Урок контроля знаний.

К.р. №1 по теме « Биология - наука о живом мире».


Л: Понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией; .Осознанное понимание и сопереживание чувствам других, выражающееся в поступках, направленных на помощь и обеспечения благополучия; .Реализовывать теоретические знания на практике.

Р: Принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров; Осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

П: Давать определение понятиям; Осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая критерии для логической операции; Объяснять явления, выявляемые в ходе исследования; Самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента

К: Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; Работать в группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;

9

«Царства живой природы»

Изучение нового материала.

Сам.раб. по теме «Царства живой природы»

10

ноябрь

«Бактерии: строение и жизнедеятельность».

Комбинированный урок.


11

ноябрь

«Значение бактерий в природе и для человека».

Комбинированный урок.


12

«Растения»

Комбинированный урок.


Сам.раб про теме «Растения»

13

декабрь

«Изучение растения»

Урок - практикум

Л.р. № 3 «Знакомство внешним строением растений»


14

«Животные».

Объяснение нового материала.

Сам.раб по теме «Животные»

15

«Движение животных»

Урок - практикум.

Л.р. № 4.

«Наблюдение за передвижением животных»


16

«Грибы».

Комбинированный урок.


17

январь

«Многообразие и значение грибов»

Комбинированный урок.

Сам.раб. по теме

«Многообразие и значение грибов»

18

«Лишайники».

Комбинированный урок.


19

«Значение живых организмов в природе».

Комбинированный рок.

Сам.раб. по теме «Значение живых организмов в природе».

20

февраль

К.р. №2 по теме «Многообразие живых организмов»




Глава 3. Жизнь организмов на планете Земля (8 часов)

Л: .Выражение устойчивой учению; Соблюдать правила поведения в природе.

Р: Планировать пути достижения целей;. Адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы;

П: .Проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя; .Делать умозаключения и выводы на основе аргументации;

К: Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; Устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;

21

февраль

«Среды жизни планеты Земля»

Урок изучение нового материала.


22

«Экологические факторы среды»

Комбинированный урок.

Сам. раб. По теме «Экологические факторы среды»

23

«Приспособления организмов к жизни в природе»

Комбинированный урок.


24

март

«Природные сообщества»

Комбинированный урок.

Сам. раб. По теме «Природные сообщества»

25

«Природные зоны России».

Комбинированный урок.


26

«Жизнь организмов на разных материках»

Комбинированный урок.

Сам. раб. По теме «Жизнь организмов на разных материках»

27

Жизнь организмов в морях и океанах».

Комбинированный урок.

Сам. раб по теме «.Жизнь организмов в морях и океанах».

28

апрель

Урок контроля знаний.

К.р. № 3. по теме «Жизнь организмов на планете Земля».












Глава 4. Человек на планете Земля. ( 7 часов)

Л: Испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку. Испытывать любовь к природе. Проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы.

Р: Оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения. Проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственные способы решения; Адекватно оценивать результаты учебной деятельности, осознавать причины неуспеха и обдумывать план восполнения пробелов в знаниях и умениях.

П: осуществлять исследовательскую деятельность, участвовать в проектах, выполняемых в рамках урока или внеурочных занятиях. Обобщать и систематизировать информацию, переводить её из одной формы в другую (принятую в словесной форме, переводить в изобразительную, схематическую, табличную); сопоставлять информацию из разных источников, осуществлять выбор дополнительных источников информации для решения исследовательских задач, включая Интернет;

К: аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы, адекватно использовать речевые средства для решения задач общения. Уважать позицию партнёра, предотвращать конфликтную ситуацию при сотрудничестве, стараясь найти варианты её разрешения ради общего дела.

29

апрель

«Как появился человек на Земле»

Изучение нового материала.


30

«Как человек изменял природу»

Комбинированный урок.

Сам. раб. по теме «Как человек менял природу».

31

«Важность охраны живого мира планеты».

Комбинированный урок


32

май

«Сохраним богатство живого мира».

Комбинированный урок.


33

Экскурсия в краеведческий музей


34

Итоговая контрольная работа № 4.

35

Подведение итогов. Задание на лето.


12

© 2010-2022