План-конспект урока на тему: Одноклеточные водоросли

Тема урока:    "Особенности  строения  и  жизнедеятельности  одноклеточных   и  многоклеточных водорослей" Тип  урока:  комбинированный. Цель:  Изучить  строение  и  жизнедеятельность  одноклеточных и  многоклеточных зеленых  водорослей. Методы словесный: рассказ,  беседа,  объяснение. Формы работы:  индивидуальная  и  фронтальная. В  ходе  урока  учащиеся  познакомятся  с классификацией, общей  характеристекой  водорослей. Средой  обитания  и  распространения водоросней.Выполнят лабораторную  р...
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Особенности строения и жизнедеятельности одноклеточных и

многоклеточных зеленых водорослей .

Черникова Н.В, учитель биологии. МОУ « ООШ №2г.Новоузенска.»

6 класс.

Тип урока: комбинированный урок.

Цель: Изучить строение и жизнедеятельность одноклеточных и многоклеточных зеленых

водорослей.

Задачи: образовательная: обеспечить в ходе урока усвоение уч-ся понятий: «слоевище»,

«хроматофор», «пиреноид», «пигменты», «альгология», «бесполое размножение»,

«половое размножение».

Рассмотреть строение и жизнедеятельность одноклеточных и многоклеточных зеленых

водорослей.

Сравнить строение одноклеточных и многоклеточных водорослей.

развивающая: продолжить формирование умений работать с книгой, выделять главное,

сравнивать, выполнять лабораторную работу.

воспитательная: формирование ценностного отношения к природе и научной картины

мира.

Методы обучения: словесные: рассказ, эвристическая беседа, объяснение.

Наглядные: работа с гербарием водорослей, мультимедийной презентацией.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная.

Оборудование: презентация, гербарий водорослей, микроскопы, микропрепараты водорослей.




План урока.



Время

Основные этапы и их содержание

Методы и приемы

2-3 мин

Орг. момент.

Приветствие, проверка рабочего места, проверка отсутствующих.

Словесный,

фронтальная работа.

7 мин

Актуализация знаний.

Об общих признаках и классификации царства Растения:

  1. Что изучает наука Ботаника?

  2. Какое значение имеют растения в природе и жизни человека?

  3. Почему нужно охранять растения?

  4. Какое строение имеет растительная клетка?

  5. Что такое пластиды?, их виды.

  6. Что такое пигменты?

  7. На какие группы по строению подразделяются растения?

Словесный: беседа. индивидуальная работа,

Фронтальная работа.

17 мин

Изучение нового материала.

  1. Постановка задач урока.

  2. Систематика царства Растения.

  3. Альгология - наука о водорослях

  4. Классификация водорослей.

  5. Общая характеристика одноклеточных зеленых водорослей .

а) систематика;

б) среда обитания и распространение;

в) внешнее строение;

г) внутреннее строение;

д) процессы жизнедеятельности (размножение).

  1. Общая характеристика многоклеточных зеленых водорослей на примере местных видов:

а) систематика;

б) среда обитания и распространение;

в) внешнее строение;

г) внутреннее строение;

д) процессы жизнедеятельности (размножение).

7. Сравнительная характеристика одноклеточных и многоклеточных зеленых водорослей.

Словесный: объяснение учителя, эвристическая беседа.

Фронтальная, индивидуальная работа

Работа с текстом и рисунками учебника, презентацией.

13 мин

Закрепление знаний.

Выполнение лабораторной работы «Изучение строения зеленых одноклеточных и многоклеточных водорослей.

Обобщающая беседа.

Работа с гербарием водорослей, микропрепаратами водорослей.

5 мин

Подведение итогов урока:

Общие выводы урока,

Домашнее задание &12, подготовить сообщение о значении водорослей в природе родного края.

Словесный метод:






















Ход урока.


Этапы урока


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Орг. момент

Проверка готовности уч-ся к уроку.

7 мин Актуализация знаний.

Об общих признаках и классификации царства Растения:

  1. Что изучает наука Ботаника?

  2. Какое значение имеют растения в природе и жизни человека?

  3. Почему нужно охранять растения?

  4. Какое строение имеет растительная клетка?

  5. Что такое пластиды? их виды.

  6. Что такое пигменты?

  7. На какие группы по строению подразделяются растения?

Фронтальная работа.

Уч-ся отвечают на вопросы.

Пластиды - органоиды растительной клетки.

Пигменты - красящие вещества растительной клетки.

По строению растения подразделяются на две группы: низшие и высшие.

17 мин Изучение нового материала.

Постановка задач урока.

Растения - царство эукариотических организмов. Автотрофы. Запасное вещество - крахмал. Клеточная стенка состоит из целлюлозы.

Древнейшие растения появились 1,5 млрд. лет назад.

Систематика царства Растения.

Царство Растения:

п/ц Багрянки

п/ц Настоящие водоросли;

п/ц Высшие растения.

Альгология - наука о водорослях.

Отцом отечественной альгологии считают русского академика Г.С.Гмелина, который в 1768г. издал первую в стране книгу о водорослях.

Распространение водорослей.

Водные водоросли.

На планете трудно найти место, где не было бы водорослей. Обычно их считают водными организмами, и, действительно, подавляющее большинство водорослей обитает в лужах и прудах, реках и озерах, морях и океанах, причем в определенные сезоны они могут становиться там очень обильными. Водоросли прикрепляются к скалам, камням, кускам древесины, к водным растениями или же свободно плавают, составляя часть планктона. Временами эта их взвесь, включающая миллиарды микроскопических форм, достигает консистенции горохового супа, заполняя собой обширные пространства озер и морей. Такое явление называют "водорослевым цветением" воды. Глубина, на которой можно встретить водоросли, зависит от прозрачности воды, т.е. ее способности пропускать необходимый для фотосинтеза свет. Большинство водорослей сосредоточено в поверхностном слое толщиной несколько дециметров, однако некоторые зеленые и красные водоросли встречаются и на значительно большей глубине. Отдельные виды способны расти в океане на глубине 60-90 м. Некоторые водоросли, даже вмерзнув в лед, могут сохранять в состоянии анабиоза жизнеспособность на протяжении многих месяцев.

Почвенные водоросли

Несмотря на свое название, водоросли встречаются не только в воде. Например, их очень много в почве. В 1 г хорошо унавоженной почвы можно обнаружить ок. 1 млн. их отдельных экземпляров. Те, что сосредоточены на поверхности почвы и непосредственно под ней, питаются путем фотосинтеза. Прочие живут в темноте, бесцветны и поглощают растворенную пищу из окружающей среды, т.е. являются сапрофитами. Основная группа почвенных водорослей - диатомовые, хотя местами в этой среде обитания обильны также зеленые, желто-зеленые и золотистые водоросли.

Снежные водоросли в больших количествах часто встречаются во льдах и снегах арктической и антарктической пустынь, а также альпийских высокогорий. В холодных полярных морях они растут столь же хорошо, как и в горячих источниках. Так называемый "красный снег" - результат присутствия в нем микроскопических водорослей. Снежные водоросли бывают окрашены в красный, зеленый, желтый и бурый цвет.

В умеренном климате водоросли часто покрывают зеленым налетом кору деревьев, обычно с затененной стороны.

Классификация водорослей.

п/ц Багрянки, или красные водоросли - 4000 видов, возраст 550 млн. лет, обитатели морей.

п/ц Настоящие водоросли:

Настоящие водоросли - низшие автотрофные растения, живущие преимущественно в воде. Тело настоящих водорослей и багряной лишено типичных тканей и не расчленено на вегетативные органы, называется слоевищем, или таллом.

отдел Бурые водоросли.

отдел Диатомовые водоросли.

Диатомеи, или диатомовые водоросли) - от 10 до 20 тысяч видов микроскопических (0,75-1500 мкм) одиночных или колониальных водорослей, клетки которых окружены твёрдым кремниевым панцирем, состоящим из двух створок. Стенки панциря имеют поры, через которые происходит обмен с внешней средой. Многие диатомовые водоросли способны передвигаться по субстрату, видимо, за счёт выделения слизи. Колониальные формы живут в слизистых трубках, образующих бурые кусты до 20 см высотой. При размножении делением каждая дочерняя особь получает по одной половинке панциря, вторая половинка вырастает заново.

План-конспект урока на тему: Одноклеточные водоросли

Диатомовые - наиболее распространённая группа водорослей; они обитают в планктоне и бентосе, в иле на дне пресноводных водоёмов, на водных растениях и предметах, на сырой земле и во мху.

Роль диатомей в природе очень велика. Количество выделяемого ими кислорода сравнимо, пожалуй, только с тем, которое выделяют все высшие растений земного шара. Диатомеи дают около половины всей органической массы океана и четверть всего органического вещества, производимого на планете.

Ископаемые диатомеи известны с юрского периода; мощные отложения остатков этих организмов образуют осадочную породу диатомит (горная мука, трепел), используемую человеком в качестве наполнителя, изолятора или фильтра.

отдел Золотистые водоросли.

Среди золотистых водорослей (Chrysophyta) встречаются одноклеточные, колониальные, реже многоклеточные (кустистые, нитевидные) пресноводные организмы длиной до 2 см. Хлоропласты золотисто-жёлтого или бурого цвета. Большинство одноклеточных золотистых водорослей подвижны и обладают несколькими жгутиками либо ложноножками, некоторые одеты панцирем из чешуек. Размножаются делением клетки надвое.

План-конспект урока на тему: Одноклеточные водоросли

отдел Зеленые водоросли.

Самый большой отдел водорослей, насчитывающий до 20 000 видов. Распространены повсеместно, в основном обитают в пресных водоемах, но есть морские виды, наземные и почвенные. Зеленые водоросли очень разнообразны. Наиболее распространены:

1. вольвоксовые
2. хлорококковые
3. улотриксовые
4. сифоновые
Харовые водоросли вследствие их сложного строения выделяют в самостоятельный отдел.

План-конспект урока на тему: Одноклеточные водоросли

Зелёные водоросли содержат хлорофилл, придающий им соответствующую окраску, а также другие пигменты (каротин, ксантофилл), содержащиеся и в высших растениях; скорее всего, эти водоросли - их непосредственные предки. Многоклеточные зелёные водоросли имеют нитевидную либо пластинчатую форму, некоторые из них не разделены на клетки. Подвижные одноклеточные водоросли снабжены жгутиками. Оболочка клеток состоит из целлюлозы.

Общая характеристика одноклеточных зеленых водорослей :

В реках широко распространена одноклеточная зеленая водоросль - хламидомонада.

а) систематика;

ц. Растения

п/ц Настоящие водоросли

отдел Зеленые водоросли

вид Хламидомонада.

б) среда обитания и распространение;

Задание: Изучите текст учебника на стр. 55. Где обитает хламидомонада?

в) внешнее и внутреннее строение.

Изучите рисунки. Текст учебника на стр. 55, 56, слайд презентации. Составьте схему «Строение хламидомонады».

Строение хламидомонады.

  1. оболочка - прозрачная, целлюлозная, защитная функция;

  2. цитоплазма - вязкая;

  3. ядро - наследственная информация;

  4. хроматофор - чашеобразный, содержит хлорофилл (пиреноид - запас крахмала);

  5. светочувствительный глазок.

д) процессы жизнедеятельности (размножение).

Изучите рисунки и текст учебника на стр. 57. Какими способами размножается хламидомонада?

  1. Бесполое размножение, с помощью зооспор - при благоприятных условиях;

  2. Половое размножение, с участием гамет - при наступлении неблагоприятных условий.

Широко распространенным видом является хлорелла - одноклеточная водоросль, имеющая чашевидный хроматофор, плотную целлюлозную оболочку, размножается неподвижными спорами. Она богата белком, углеводами и минеральными веществами. В хлорелле насчитывается 13 разных витаминов (по их содержанию она приравнивается к лимону). В процессе фотосинтеза хлорелла способна выделять объем кислорода, в 200 раз превышающий ее
собственный объем. Имеет широкое практическое применение. В 1960г хлорелла облетела вокруг Земли на советском корабле-спутнике. Широко обсуждалась возможность использования этой неприхотливой и быстро размножающей водоросли во время космических полетов, где она смогла бы выделять кислород для дыхания космонавтов, очищать использованную воду, служить им пищей.

Сейчас хлореллу часто добавляют в корм для скота.

По содержанию белка урожай хлореллы с 1 га равен урожаю пшеницы с 25га и урожаю картофеля с 10 га.

Общая характеристика многоклеточных зеленых водорослей Щироко распространены многоклеточные зеленые водоросли - улотрикс, спирогира.

а) систематика;

ц. Растения

п/ц Настоящие водоросли

отдел Зеленые водоросли

класс Улотриксовые

вид Улотрикс

б) среда обитания и распространение;

Задание: Изучите текст учебника на стр. 58. Где обитают улотрикс и спирогира?

в) внешнее и внутреннее строение.

Изучите рисунки. Текст учебника на стр. 57, 58, слайд презентации. Каково строение улотрикса и спирогиры?

Среди нитчатых зеленых водорослей, также обитающих в пресных водоемах, встречается улотрикс. Неветвящиеся
нити улотрикса прикрепляются базальной клеткой-ризоидом к подводным предметам. В центре клетки находится ядро, постенный хроматофор. За счет деления клеток в поперечном направлении происходит рост нити в длину.

Задание: сравните строение улотрикса и спирогиры, укажите сходство и различия.

д) процессы жизнедеятельности (размножение).

Изучите рисунки и текст учебника , слайд презентации. Какими способами размножается улотрикс?

  1. Бесполое размножение, с помощью зооспор - при благоприятных условиях;

  2. Половое размножение, с участием гамет - при наступлении неблагоприятных условий.

Сравнительная характеристика одноклеточных и многоклеточных зеленых водорослей.

Задание: Сравните строение одноклеточных и многоклеточных зеленых водорослей.

Сходство: относятся к одному отделу зеленые водоросли, содержат пигмент хлорофилл, имеют клеточное строение.

Различия: одноклеточная водоросль - самостоятельный организм. У многоклеточных водорослей происходит дифференциация клеток по строению и функциям. (первая базальная клетка без хлорофилла - прикрепление, отдельные клетки, участвующие в половом размножении).

Записывают тему урока в тетрадь.

Фронтальная работа

Словесный метод: объяснение.

Записывают в тетрадь.







Записывают в тетрадь.









Работа с презентацией.

Записывают в тетрадь.



























Выполняют задания.

Хламидомонада обитает в мелких загрязненных органическими веществами пресных водоемах, мелких лужах.

Выполняют задания.



Выполняют задания.











Выполняют задания.




Выполняют задания.

13 мин. Закрепление знаний.

Выполнение лабораторной работы «Изучение строения зеленых одноклеточных и многоклеточных водорослей».

Обобщающая беседа.

Учащиеся выполняют лабораторную работу по инструктивной карте на стр. 56 учебника, заполняют упр. 39 в рабочий тетрадях.

Подведение итогов урока

Общие выводы урока.

Выставление оценок

Фронтальная работа.

Домашнее задание

& 12 упр 40 в рабочей тетради.

Записывают в дневники.

8

© 2010-2022