Открытое занятие СТРОЕНИЕ СЕМЕНИ

ЦЕЛЬ:  ознакомить учащихся с особенностями строения семян двудольных и однодольных растений. ЗАДАЧИ. Образовательные: сформировать представление об особенностях строения семян двудольных и однодольных растений; представить растения, относящиеся к этим классам; показать значение семян растений класса двудольных и однодольных растений. Развивающие: развивать умение сравнивать, анализировать, делать выводы, отражать полученные знания в таблице; развивать практические навыки работы с лабораторным о...    Обучающийся 1. Семя  двудольного растения    Мы на свете всех милее!    Лучше всех и всех ценнее    Здесь и яблоня,  и дуб,    И морковь, и астра,    И подсолнечник ведь тут  -    Сколько хочешь масла.    И строение у нас -    Не такое как у вас!     Обучающийся 2.  Семя  однодольного  растения        Но и мы не уступаем –        Мы ни чуть не проиграем!        Мощностью и высотой        Знаменита кукуруза.        И початок золотой        Кукурузе не обуза.        Хоть строение у нас        Не такое как у вас. Педагог: Ребята, нам нужно помочь жителям этих королевств. Стоит ли им спорить?                             Так ли это или нет                             Мы поможем дать ответ                             Кто на свете всех милее                             Лучше всех и всех ценнее. III. Озвучивание цели урока.  Изучим строение семян этих растений, растения, отнесящиеся к  классам двудольных и однодольных растений, значение семян в жизни растений.     Откройте тетради и запишите тему «Строение с...
Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Станция юных натуралистов с.Эльхотово муниципального образования Кировский район РСО-Алания









Открытое занятие



СТРОЕНИЕ СЕМЕНИ

Габараева Мери Гергиевна-
педагог дополнительного образования
Обучающиеся 4 класса МКОУ СОШ №2 . с.Эльхотово



2013г.



ЦЕЛЬ: ознакомить учащихся с особенностями строения семян двудольных и однодольных растений.

ЗАДАЧИ.

Образовательные:

сформировать представление об особенностях строения семян двудольных и однодольных растений;

представить растения, относящиеся к этим классам;

показать значение семян растений класса двудольных и однодольных растений.

Развивающие:

развивать умение сравнивать, анализировать, делать выводы, отражать полученные знания в таблице;

развивать практические навыки работы с лабораторным оборудованием, объектами изучения.

Воспитательные:

учить видеть прекрасное в объектах природы, формировать чувство бережного отношения ней и любви к родному краю;

формировать представление о необходимости соблюдения правил безопасного выполнения практических работ.

Оборудование: скальпель, лупа, препаровальная игла, набухшие и проросшие семена фасоли и зерновки пшеницы, сухие семена различных растений, таблицы с изображением семян и растений двудольных и однодольных растений, мультимедийная презентация, костюмы.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

Педагог:

Ребята, у нас сегодня необычный урок. Расскажу я вам сказку. О чём эта сказка? Вы сейчас узнаете. Садитесь, удобнее и внимательно меня слушайте.

II. Вступление

В некотором царстве, в некотором государстве « РАСТЕНИЯ», в том самом, где жители засыпают осенью, а просыпаются и зацветают весной и летом, где зреют булки и пряники, леденцы и каши, где рождаются масляные реки и микстурные ручейки, где глаз не оторвать от ярких разноцветных красок и не надышаться чистым ароматным воздухом произошла необычная история.

В этом сказочном государстве находились два королевства.

КОРОЛЕВСТВО КЛАССА КОРОЛЕВСТВО КЛАССА

ДВУДОЛЬНЫХ РАСТЕНИЙ ОДНОДОЛЬНЫХ РАСТЕНИЙ

(Педагог показывает на детей переодетых в костюмы фасолинки и зерновки.)

Жители этих королевств жили дружно и весело. Много приносили пользы животным и людям.

Но однажды, что за вздор?

Разгорелся сильный спор.

Послушаем, ребята, о чём же спорят растения этих двух королевств.

(Ребятам за две недели раздаются слова и готовятся костюмы - шапки в виде семян однодольного и двудольного растения и модель семян.)

Обучающийся 1. Семя двудольного растения

Мы на свете всех милее!

Лучше всех и всех ценнее

Здесь и яблоня, и дуб,

И морковь, и астра,

И подсолнечник ведь тут -

Сколько хочешь масла.

И строение у нас -

Не такое как у вас!

Обучающийся 2. Семя однодольного растения

Но и мы не уступаем -

Мы ни чуть не проиграем!

Мощностью и высотой

Знаменита кукуруза.

И початок золотой

Кукурузе не обуза.

Хоть строение у нас

Не такое как у вас.

Педагог: Ребята, нам нужно помочь жителям этих королевств. Стоит ли им спорить?

Так ли это или нет

Мы поможем дать ответ

Кто на свете всех милее

Лучше всех и всех ценнее.

III. Озвучивание цели урока. Изучим строение семян этих растений, растения, отнесящиеся к классам двудольных и однодольных растений, значение семян в жизни растений.

Откройте тетради и запишите тему «Строение семян двудольных и однодольных растений»

Сейчас послушаем, что расскажут нам семена этих растений.

Фасолинка. Обучающийся 1.

СЕМЯ ДВУДОЛЬНОГО РАСТЕНИЯ. (Обучающийся показывает модель фасоли и обращает внимание на слайд) Ребята, посмотрите на меня. Моё семя покрыто гладкой семенной кожурой. Она защищает меня от повреждений и высыхания. А под кожурой находится зародыш. Он имеет 2 семядоли, а между ними корешок, стебелёк и почечка с листочками. В семядолях у меня находятся питательные вещества. (Показывает на модели семени)

Цветковые растения, семена которых имеют две семядоли, называются ДВУДОЛЬНЫМИ.

Мы семена - зачаточные растения.

Педагог: Ребята, проверим, правду ли нам рассказала фасолинка.

В тетрадках запишем:

IV. Лабораторная работа

Строение семени двудольного растения.

Указать на соблюдение техники безопасности (аккуратность работы с препаровальной иглой и лупой)

Для оформления лабораторной работы раздать карточки с вопросами, где ребята будут записывать ответы. Эту карточку можно вклеить в тетрадь.

Задания и вопросы

Ответ

1. Рассмотрите семена фасоли

Гладкая семенная кожура, имеется рубец

2. Снимите семенную кожуру

Легко снимается, кожура плотная

3. С помощью лупы рассмотрите зародыш. Найдите 2е семядоли, корешок, стебелёк и почечку.

Зародыш маленький

4. Что содержится в семядолях?

Питательные вещества

Педагог Фасолинка рассказала нам правду.

Педагог. Какой вывод можно сделать по результатам проделанной работы?

Каково строение семени двудольного растения?

Вывод записываем в виде схемы в тетрадь.

СТРОЕНИЕ СЕМЕНИ

ДВУДОЛЬНОГО РАСТЕНИЯ

КОЖУРА ЗАРОДЫШ

2е семядоли, корешок, стебелёк, почечка с листочками

Фасолинка: Вы художники иль нет?

Нарисуйте мой портрет!

Ребята зарисовывают строение семени фасоли и отмечают его части.

Какие же растения называются двудольными? (Ребята отвечают. Определение записывается в тетрадь)

Определение. Цветковые растения, имеющие в семени имеют две семядоли, называются двудольными.

К ним относят: (демонстрация таблицы «Двудольные растения», либо презентация)

Боб, тыква, морковь, томат, яблоня, дуб, астра, подсолнух и др.

СЕМЯ ОДНОДОЛЬНОГО РАСТЕНИЯ.

Обучающийся в костюме зерновки. Я тоже хочу рассказать о строении семян наших растений.

Посмотрите ребята (демонстрация модели семени) зерновки пшеницы. Она снаружи покрыта кожистым околоплодником. Он сросся с семенной кожурой. Под кожурой находится мучнистый эндосперм. В его клетках содержатся питательные вещества.

Но зародыш хоть и маленький, но тоже имеет корешок, стебелёк и почечку с листочками. А вот семядоля у меня одна и не содержит питательных веществ. Но зато через неё из эндосперма эти вещества проходят к зародышу.

Растения, зародыш которых имеют одну семядолю, называются ОДНОДОЛЬНЫМИ.

Наши семена - так же зачаточные растения.

Педагог: А теперь рассмотрим строение зерновки. В тетради запишите заголовок:

«Строение семени однодольного растения»

Оборудование: набухшие и проросшие семена зерновки пшеницы

Для оформления лабораторной работы раздать карточки с вопросами, где ребята будут записывать ответы. Эту карточку можно вклеить в тетрадь.

Задания и вопросы

Ответ

1. Рассмотрите зерновку пшеницы

Сверху кожистый околоплодник

2. Попробуйте снять кожуру

Она не снимается

3. Почему не снимается кожура

Кожура срослась с околоплодником

4. Разломите зерновку

Внутри находится эндосперм

5. Где находятся питательные вещества

В эндосперме

6. Рассмотрите зародыш

Зародыш очень маленький, мы можем увидеть его только проросшим

Учитель. Какой вывод можно сделать по результатам проделанной работы?

Каково строение семени однодольного растения?

(Дети отвечают. Вывод записываем в тетрадь)

Строение семени однодольного растения

Кожура

Эндосперм

Зародыш:1 семядоля, корешок, стебелёк, почечка с листочками

ОПРЕДЕЛЕНИЕ: Растения, имеющие в зародыше 1 семядолю, называются однодольными.

ЗЕРНОВКА: Вы и мой портрет нарисуйте (обуч-ся зарисовывают зерновку в тетрадь)

Пшеница, кукуруза, рожь, лук, просо - однодольные растения

Педагог. Ребята, а как вы думаете, каково значение семян в жизни растений?

(Ответ обучающихся)

V. Закрепление знаний.

Вопросы и задания.

  1. Ребята, давайте сравним семя фасоли? Что общего в строении двудольных и однодольных растений? (Семена имеют семенную кожуру, запас питательных веществ, зародыш)

  2. Чем различаются семена? (В семени фасоли 2е семядоли с питательными веществами, а в семени зерновки одна - без питательных веществ. Питательные вещества в эндосперме. Кожура срастается с околоплодником)

3. Что вы могли бы дополнить о двудольных и однодольных растениях.
(Ребята читают стихи и загадки о различных растениях)

Двудольные:

Не заботясь о погоде,

В сарафане белом ходит,
А в один из теплых дней

Май серёжки дарит ей (берёза)

Я из крошки - бочки вылез,

Корешки пустил и вырос

Стал высок я и могуч,

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок -

Ничего, что плод мой мелок. (дуб)

Однодольные:

С просом в дружбе мы давно,

Просо дарит нам пшено.

А вот ячмень, ячмень похож

И на пшеницу и на рожь,

Но в колоске один цветок -

Так будь внимательней знаток.

Пшеница древностью гордится -

Уж десять тысяч лет пшеница

Шумит в полях под синим небом

И кормит нас всех белым хлебом.

  1. Педагог обращает внимание на раздаточный материал - семена различных растений. Ребята, рассмотрите семена, которые лежат у вас в тарелочке и разделите семена двудольных и однодольных растений.

  2. Зачем мы изучаем строение семян?

(Ответ обучающихся: знать как появляются молодые растения, как правильно сеять и ухаживать за проросшими растениями и т.д.)

  1. А какие национальные блюда вы знаете, приготовленные из семян?

(Различные каши, овсяный кисель, гороховый суп и т. д.)

Педагог: Вот какие молодцы

В дружбе жить мы все должны

Ведь растения двух классов

Одинаково нужны.

Тише, тише - успокойтесь.

Дневнички свои откройте (достают дневники)

И заданье запишите, (на доске записывается задание)
Дома вы о них прочтите. (жестом указать на таблицу двудольных и

однодольных растений)

Что в тетрадях - заучите,

Глядя в книгу - не зевайте,
На вопросы отвечайте,
И на следующий денёк

Приходите на урок.

О фасоли и пшенице

Мы контрольную напишем.
Я проверю и в журнал

Всем поставлю по 5 баллов.

Только дома не ленитесь

И, как следует, учитесь.

На дом задаются творческие задания: подобрать загадки, рецепты национальных блюд из зерновых, составить кроссворды, ребусы.

Вопрос. Какие растения классов двудольных и однодольных выращивают ваши родители на дачных участках?
Методическое обеспечение и методические аспекты организации занятия.

Используемые методы:

рассказ педагога

подготовка и выступление обучающихся

наглядность: модели семян, мультимедийная презентация

практические: работа с увеличительными приборами, наблюдение

Приёмы:

анализ

сравнение

обобщение

совместная работа педагога с обучающимися

самостоятельная работа обучающихся

использование стихов

Дидактические материалы и средства изучения:

мультимедийный проектор

экран

лабораторное оборудование: препаровальные иглы и лупы

наглядные пособия в виде костюмов

модели семян

Оформление занятия:

компьютерная презентация, подготовка костюмов семян, лабораторное оборудование и раздаточный материал для проведения лабораторной работы, таблицы с незаполненной правой колонкой.

Рекомендации по подготовке и проведению занятия.

Подготовка к занятию начинается за две недели до проведения занятия. Детям раздаются слова в зависимости от их роли, слова стихов и загадок. После занятия с обучающимися изготавливаются костюмы. Для лабораторной работы ребята сами приносят семена различных растений. Перед занятием дежурные помогают оборудовать рабочие места.

На занятие перед лабораторной работой обязательно указать на соблюдение правил техники безопасности, т.к. ребятам предстоит работать с предметами (препаровальные иглы, лупы)

Итоги занятия:

На занятие для достижения цели используются различные методы и приёмы. Обучающиеся узнают новые понятия - двудольное растение, однодольное растение, семядоля, эндосперм, зародыш, семенная кожура. У обучающихся формируются понятия об особенностях строения семян двудольных и однодольных растений. Они осваивают биологические термины. Овладевают практическими умениями по распознаванию и определению семян растений, относящихся к классам Двудольные и Однодольные. Учатся сравнивать и отстаивать свою точку зрения, проводить лабораторную работу, подтверждая достоверность сказанного. Ребята анализируют результаты своей деятельности и делают выводы. Они учатся выступать публично и работать в паре.

9


© 2010-2022