Рабочая программа по биологии 5 класс ФГОС

Раздел Биология
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Шараповская средняя школа»


«Согласовано»

Заместитель директора по УВР:

________А.И.Каравашкина

17 «августа» 2015

«Утверждаю»:

Директор школы:________Н.Б. Белянинова

Приказ от 17.08.2015 №148

Рабочая программа

по биологии

для 5 класса

на 2015-2016 учебный год


Учитель: Перевезенцева Римма Александровна

с. Шарапово


2015 год


  1. Пояснительная записка

- Рабочая программа по биологии составлена на основе:

«Закона об образовании РФ» от 29.12.2012 №273 -ФЗ

ФГОС ООО, утверждённый приказом МОРФ от 17.12.2010 №1897

Биология 5-9 классы: Рабочие программы: учебно-методическое пособие М:. Дрофа, 2015г. Программа основного общего образования. Био­логии. 5-9 классы. Линейный курс (авторы: Н. И. Сонин, В.Б. Захаров) и УМК:

Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебниках биологии и учебно-методических пособиях, созданных коллективом авторов под руководством Н. И. Сонина.

Данная рабочая программа ориентирована на использование

  1. Программы основного общего образования Биология. 5-9 классы. Линейный курс Авторы: Н. И. Сонин, В.Б. Захаров М:. Дрофа, 2015г

  2. Учебника для общеобразовательных учреждений, А.А. Пле­шакова, Н.И. Сонина, (линейный курс) Биология. Введение в биологию. 5 класс. (М.: Дрофа, 2015 г.).

Биология входит в число естественных наук, изучающих природу, а также пути познания человеком природы.

Значение биологических знаний для современного человека трудно переоценить. Помимо мировоззренческого значения, адекватные представления о живой природе лежат в основе

мероприятий по поддержанию здоровья человека, его безопасности и производственной деятельности в любой отрасли хозяйства. Поэтому главная цель российского образования заключается в повышении его качества и эффективности получения и практического использования знаний. Для решения этой важнейшей задачи был принят новый государственный образовательный стандарт общего образования.

В настоящее время базовое биологическое образование в основной школе должно обеспечить выпускникам высокую биологическую, экологическую и природоохранительную грамотность, компетентность в обсуждении и решении целого круга вопросов, связанных с живой природой. Решить эту задачу можно на основе преемственного развития знаний в области основных биологических законов, теорий и идей, обеспечивающих фундамент для практической деятельности учащихся, формирования их научного мировоззрения.

Цели курса

Целями биологического образования являются:

  • социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность - носителя ее норм, ценностей, ориентации, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

  • приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.

Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:

  • ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни ве всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе;

  • развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;

  • овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;

  • формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.

Цели образования для учащихся 5 классов

1.Подготовка к восприятию предмета биологии в старших классах.

2.Формирование вхождение в мир культуры на основе знакомства с миром природы.

3.Формировать систему познавательных ценностей. Приобщение с помощью содержания материала 5-го класса моральных норм к культуре как к системе ценностей, накопленных в обществе в области биологии.

4.Формирование ориентации в системе моральных норм в результате воспитания экологического сознания и любви к природе.

5.Овладение некоторыми ключевыми компетенциями: коммуникативными, информационными, ценностно-смысловыми.

6.Формирование познавательной культуры учащихся.

Формы и методы работы с обучающимися: проведение демонстраций, экспериментов, наблюдений, лабораторных и практических работ, делать выводы, умение работать с разными источниками биологической информации(в тексте учебника, биологический словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию. Для контроля и оценивания знаний учащихся по биологии в 5 классе проводится вводная, промежуточная, итоговая диагностика. По разделам проводится разноуровневое тестирование.

В программу внесены изменения. Увеличение количества часов из резервного времени для проведения уроков обобщения и закрепления знаний в разделе Многообразие живых организмов на 1 час, в разделе 4. Человек на Земле добавлены 2 часа из резервного времени, они отводятся на обобщающее повторение и итоговый контроль знаний.

2.Общая характеристика учебного предмета.

Курс биологических дисциплин входит в число естественных наук, изучающих природу, а также научные методы и пути познания человеком природы.

Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья; для повседневной жизни и практической деятельности.
В соответствии с базисным учебным (общеобразовательным) планом курсу биологии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир». По отношению к курсу биологии он является пропедевтическим.

Содержание курса биологии в основной школе является базой для изучения общих биологических закономерностей, законов, теорий в старшей школе. Таким образом, содержание курса биологии в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного биологического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.

Раздел «Ведение в биологию» включает сведения об отличительных признаках живых организмов, их многообразии, системе органического мира, растениях, животных, грибах, бактериях и лишайниках. Содержание раздела представлено на основе эколого-эволюционного и функционального подходов, в соответствии с которыми акценты в изучении организмов переносятся с особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнения в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах.

В 5 классе учащиеся узнают, чем живая природа отличается от неживой; получают общие представления о структуре биологической науки, её истории и методах исследования, царствах живых организмов, средах обитания организмов, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Учащиеся получают сведения о клетке, тканях и органах живых организмов, углубляются их знания об условиях жизни и разнообразии, распространении и значении бактерий, грибов и растений, о значении этих организмов в природе и жизни человека.

3.Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

На изучение предмета Введение в биологию. 5 класс А.А. Плешаков, Н.И.Сонин, отводится 1 час в неделю, итого 35 часов в год. Отбор форм организации обуче­ния осуществляется с учетом естественнонаучного содержания. Большое внимание уделяется лабора­торным и практическим работам, минимум которых определен в каждом разделе программы. 4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса биологии. Требования к результатам освоения курса биологии в основной школе определяются ключевыми задачами общего образования, отражающими индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета. Изучение биологии в 5 классе даёт возможность достичь следующих личностных результатов: -формирование ответственного отношения к обучению; - формирование познавательных интересов и мотивов к обучению; - формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов; - осознание ценности здорового и безопасного образа жизни; - формирование основ экологической культуры, воспитание в учащихся любви к природе; - признание права каждого на собственное мнение; - умение отстаивать свою точку зрения; - критичное отношение учащихся к своим поступкам, осознание ответственности за последствия; - умение слушать и слышать другое мнение Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы 5 класса по биологии являются умения: - проводить простейшие наблюдения, измерения, описания; - ставить учебную задачу под руководством учителя; - систематизировать и обобщать разные виды информации; - составлять план выполнения учебной задачи; - проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным Царствам; - использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи; - самостоятельно готовить устное сообщение на 2-3 мин. -работать в соответствии с поставленной задачей; - составлять простой и сложный план текста; - участвовать в совместной деятельности; - работать с текстом параграфа и его компонентами; - узнавать изучаемые объекты на таблицах, в природе. - находить и использовать причинно-следственные связи; - строить, выдвигать и формулировать простейшие гипотезы; - выделять в тексте смысловые части и озаглавливать их, ставить вопросы к тексту. Предметные результаты освоения биологии в 5 классе: Учащиеся должны знать: основные признаки живой природы; устройство светового микроскопа; основные органоиды клетки; основные органические и минеральные вещества, входящие в состав клетки; ведущих естествоиспытателей и их роль в изучении природы; существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических объектов; основные признаки представителей Царств живой природы; основные среды обитания живых организмов; природные зоны нашей планеты, их обитателей. предков человека, их характерные черты, образ жизни; основные экологические проблемы, стоящие перед современным человечеством; правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения; простейшие способы оказания первой помощи при ожогах, обморожении и др. Учащиеся должны уметь:

  • объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни;

  • характеризовать методы биологических исследований;

  • работать с лупой и световым микроскопом;

  • узнавать на таблицах и микропрепаратах основные органоиды клетки;

  • объяснять роль органических и минеральных веществ в клетке;

  • соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии.

  • определять принадлежность биологических объектов к одному из Царств живой природы;

  • устанавливать черты сходства и различия у представителей основных Царств;

  • различать изученные объекты в природе, на таблицах;

  • устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания;

  • объяснять роль представителей Царств живой природы в жизни человека.

  • сравнивать различные среды обитания;

  • характеризовать условия жизни в различных средах обитания;

  • сравнивать условия обитания в различных природных зонах;

  • выявлять черты приспособленности живых организмов к определённым условиям;

  • приводить примеры обитателей морей и океанов;

  • наблюдать за живыми организмами.

  • объяснять причины негативного влияния хозяйственной деятельности человека на природу;

  • объяснять роль растений и животных в жизни человека;

  • обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы;

  • соблюдать правила поведения в природе;

  • различать на живых объектах таблицах опасные для жизни человека виды растений и животных;

вести здоровый образ жизни и проводить борьбу с вредными привычками своих товарищей.

5. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Биология. Введение в биологию. 5 класс (35 ч, 1ч в неделю, резервное время 2 часа) Раздел 1. Живой организм: строение и изучение (8 ч) Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение. Биология - наука о живых организмах. Разнообразие биологических наук. Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований (лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы). Увеличительные приборы: ручная лупа, световой микроскоп. Клетка - элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и её органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клеток. Содержание химических и элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке. Вещества и явления в окружающем мире. Великие естествоиспытатели. Лабораторные и практические работы: Знакомство с оборудованием для научных исследований. Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы. Устройство ручной лупы, светового микроскопа*. Строение клеток живых организмов (на готовых микропрепаратах). Строение клеток кожицы чешуи лука*. Определение состава семян пшеницы. Определение физических свойств белков, жиров, углеводов Лабораторные и практические работы , отмеченные знаком *, рекомендуются для обяза­тельного выполнения. Курсивом выделен материал, который изучается по усмотрению учителя). Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать: - основные признаки живой природы; - устройство светового микроскопа; - основные органоиды клетки; - основные органические и минеральные вещества, входящие в состав клетки; - ведущих естествоиспытателей и их роль в изучении природы. Учащиеся должны уметь: - объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни; - характеризовать методы биологических исследований; - работать с лупой и световым микроскопом; - узнавать на таблицах и микропрепаратах основные органоиды клетки; - объяснять роль органических и минеральных веществ в клетке; - соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии. Метапредметные результаты обучения Учащиеся должны уметь: - проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты; - ставить учебную задачу под руководством учителя; - систематизировать и обобщать разные виды информации; - составлять план выполнения учебной задачи. Раздел 2. Многообразие живых организмов (15 ч) Развитие жизни на Земле: жизнь в Древнем океане; леса каменноугольного периода; расцвет древних пресмыкающихся; птицы и звери прошлого. Разнообразие живых организмов. Классификация организмов. Вид. Царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные. Существенные признаки представителей основных царств, их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания, их роль в природе и жизни человека. Охрана живой природы. Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать: - существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических объектов; - основные признаки представителей царств живой природы. Учащиеся должны уметь: - определять принадлежность биологических объектов к одному из царств живой природы; - устанавливать черты сходства и различия у представителей основных царств; - различать изученные объекты в природе, на таблицах; - устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания; - объяснять роль представителей царств живой природы в жизни человека. Метапредметные результаты обучения Учащиеся должны уметь: - проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным царствам; - использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи; самостоятельно готовить устное сообщение на 2- 3 мин. Раздел 3. Среда обитания живых организмов (6 ч) Наземно-воздушная, водная и почвенная среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания. Растения и животные разных материков (знакомство с отдельными представителями живой природы каждого материка). Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины -степи и саванны, пустыни, влажные тропические леса. Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество, сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество. Лабораторные и практические работы: Определение (узнавание) наиболее распространённых растений и животных с использованием различных источников информации фотографий, атласов определителей, чучел ,гербариев и др.). Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания. Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения. Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать: - основные среды обитания живых организмов; - природные зоны нашей планеты, их обитателей. Учащиеся должны уметь: - сравнивать различные среды обитания; - характеризовать условия жизни в различных средах обитания; - сравнивать условия обитания в различных природных зонах; - выявлять черты приспособленности живых организмов к определённым условиям; - приводить примеры обитателей морей и океанов; - наблюдать за живыми организмами. Метапредметные результаты обучения Учащиеся должны уметь: - находить и использовать причинно следственные связи; - строить, выдвигать и формулировать простейшие гипотезы; - выделять в тексте смысловые части и озаглавливать их, ставить вопросы к тексту. Раздел 4. Человек на Земле (5 ч) Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитеки и австралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный (неандерталец, кроманьонец, современный чело век). Изменения в природе, вызванные деятельностью чело века. Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект, радиоактивные отходы. Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения. Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием. Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защитапланеты от всех видов загрязнений. Здоровье человека и безопасность жизни. Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Вредные привычки и их профилактика. Среда обитания человека. Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения. Простейшие способы оказания первой помощи. Демонстрация Ядовитые растения и опасные животные своей местности. Лабораторные и практические работы: Измерение своего роста и массы тела. Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи. Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать: - предков человека, их характерные черты, образ жизни; - основные экологические проблемы, стоящие перед современным человечеством; - правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения; - простейшие способы оказания первой помощи при ожогах, обморожении и др. Учащиеся должны уметь: - объяснять причины негативного влияния хозяйственной деятельности человека на природу; - объяснять роль растений и животных в жизни человека; - обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы; - соблюдать правила поведения в природе; - различать на живых объектах, таблицах опасные для жизни человека виды растений и животных; - вести здоровый образ жизни и проводить борьбу с вредными привычками своих товарищей. Метапредметные результаты обучения Учащиеся должны уметь: - работать в соответствии с поставленной задачей; - составлять простой и сложный план текста; - участвовать в совместной деятельности; - работать с текстом параграфа и его компонентами; - узнавать изучаемые объекты на таблицах, в природе. Личностные результаты обучения - Формирование ответственного отношения к обучению; - формирование познавательных интересов и мотивов к бучению; - формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов; - осознание ценности здорового и безопасного образа жизни; - формирование основ экологической культуры. Ученик получит возможность учиться: - соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами; использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, - выделять эстетические достоинства некоторых объектов живой природы; - осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе; - ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы); - находить информацию о живых объектах в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую; - выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе. -соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами; - использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, - выделять эстетические достоинства некоторых объектов живой природы; - осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе; - ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы); -находить информацию о живых объектах в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую; -выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе. Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных. В соответствии с требованиями Стандарта достижение личностных результатов не выносится на итоговую оценку обучающихся, а является предметом оценки эффективности воспитательно-образовательной деятельности образовательного учреждения и образовательных систем разного уровня. Оценка достижения метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур. Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта. Дополнительным источником данных о достижении отдельных метапредметных результатов будут служить результаты выполнения проверочных работ (как правило, тематических). В ходе текущей, тематической, промежуточной оценки может быть оценено достижение коммуникативных и регулятивных действий, которые трудно или нецелесообразно проверять в ходе стандартизированной итоговой проверочной работы. При этом обязательными составляющими системы внутришкольного мониторинга образовательных достижений являются материалы: - стартовой диагностики; - текущего выполнения учебных исследований и учебных проектов; промежуточных и итоговых комплексных работ на межпредметной основе, направленных на оценку сформированности познавательных, регулятивных и коммуникативных действий при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на работе с текстом; - текущего выполнения выборочных учебно-практических и учебно-познавательных заданий на оценку способности и готовности учащихся к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; способности к сотрудничеству и коммуникации, к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику; способности и готовности к использованию ИКТ в целях обучения и развития; способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии; - защиты итогового индивидуального проекта. - Система оценки предметных результатов освоения программы с учётом уровневого подхода, принятого в Стандарте, предполагает выделение базового уровня достижений как точки отсчёта при построении всей системы оценки и организации индивидуальной работы с обучающимися. Для оценки динамики формирования предметных результатов в системе внутришкольного мониторинга образовательных достижений будут зафиксированы и проанализированы данные о сформированности умений и навыков, способствующих освоению систематических знаний, в том числе: - первичному ознакомлению, отработке и осознанию теоретических моделей и понятий(общенаучных и базовых для данной области знания), стандартных алгоритмов и процедур; - выявлению и осознанию сущности и особенностейизучаемых объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета, созданию и использованию моделей изучаемых объектов и процессов, схем; - выявлению и анализу существенных и устойчивых связей и отношениймежду объектами и процессами. При этом обязательными составляющими системы накопленной оценки являются материалы: - стартовой диагностики; - тематических и итоговых проверочных работ по всем учебным предметам; - творческих работ, включая учебные исследования и учебные проекты.

6. Тематическое планирование. Биология. Введение в биологию. 5 класс (35 ч, 1 ч в неделю)

№п/п

Соднржание (раздел, тема)

В Всего

часов

Практические и лабораторные работы


Содержание

Характеристика видов деятельности учащихся

Живой организм:

строение и изучение

8

Л/р - 4

Что такое живой организм. Наука о живой природе. Методы изучения природы. Увеличительные приборы. Живые клетки. Химический состав клетки. Великие естествоиспытатели

Объясняют роль биологических знаний

в жизни человека. Выделяют существенные признаки живых организмов. Определяют основные методы биологических исследований. Учатся работать с лупой и световым микроскопом, готовить микропрепараты. Выявляют основные органоиды клетки, различают их на микропрепаратах и таблицах.

Сравнивают химический состав тел живой и неживой природы. Объясняют вклад великих естествоиспытателей в развитие биологии и других естественных наук

Многообразие

живых организмов

15 (1 час из резервного времени)


Как развивалась жизнь на Земле. Разнообразие живого. Бактерии. Грибы.

Водоросли. Мхи. Папоротники. Голосеменные растения. Покрытосеменные

растения. Значение растений в природе и жизни человека. Простейшие. Беспозвоночные. Позвоночные. Значение

животных в природе и жизни человека

Называют основные этапы в развитии жизни на Земле. Определяют предмет изучения систематики. Выявляют отличительные признаки представителей царств живой природы. Сравнивают представителей царств, делают выводы на основе сравнения. Приводят примеры основных представителей царств природы. Объясняют роль живых организмов в природе и жизни человека. Различают изученные объекты в природе, таблицах. Выявляют существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых организмов. Осваивают навыки выращивания растений и домашних животных. Оценивают представителей живой природы с эстетической точки зрения. Наблюдают и описывают внешний вид природных объектов, их рост, развитие, поведение, фиксируют результаты и формулируют выводы. Работают с учебником (текстом, иллюстрациями). Находят дополнительную информацию

в научно-популярной литературе, справочниках, мультимедийном приложении

Среда обитания

живых организмов

6

Л/р-2

Три среды обитания. Жизнь на разных материках. Природные зоны. Жизнь

в морях и океанах

Характеризуют и сравнивают основные

среды обитания, а также называют виды растений и животных, населяющих их. Выявляют особенности строения живых организмов и объясняют их взаимосвязь со средой обитания. Приводят примеры типичных обитателей материков и природных зон. Прогнозируют последствия изменений в среде обитания для живых организмов. Объясняют необходимость сохранения среды обитания для охраны редких и исчезающих биологических объектов. Называют природные зоны Земли, характеризуют их основные особенности и выявляют закономерности распределения организмов в каждой из сред

Человек на Земле

5

П/р - 1

Как человек появился на Земле. Как человек изменил Землю. Жизнь под

угрозой. Не станет ли Земля пустыней.

Здоровье человека и безопасность жизни

Резервное время

2


Итого

35

Л/р- 6

П/р - 1

Изменения внесенные в программу: Добавлено количество часов на изучение темы «Многообразие живых организмов» по программе 14 часов в рабочей программе 15 часов 1 час из резервного времени на проведение урока обобщения и закрепления знаний, Резервное время использовать для увеличения времени на уже имеющиеся в программе темы и разделы.


  1. Материально-техническое обеспечение 1. Биология . 5-9 классы: Рабочие программы: Учебно-методичекое обеспечение М:. Дрофа 2015г. Программы основного общего образования. Биология 5-9 класы. Линейный курс. 2. Учебно-методическое обеспечение учебного процесса предусматривает использование УМК (учебно-методических комплексов) по биологии: - Плешаков А.А., Сонин Н.И. Биология. Введение в биологию. 5 класс: учебник. - М.: Дрофа, 2015 г - Сонин Н.И. Биология. Введение в биологию. 5 класс: рабочая тетрадь. - М.: Дрофа,2015 ? - Кириленкова В.Н., Сивоглазов В.И. Биология. Введение в биологию. 5 класс: методическое пособие. - М.: Дрофа, 3. Натуральные объекты: живые растения, гербарии растений, муляжи грибов, коллекции насекомых, чучела птиц и животных, модели цветков. 4. Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование: Увеличительные приборы, измерительные приборы, лабораторное оборудование 5. Демонстрационные таблицы. 6. Географические карты материков: «Физическая карта полушарий», «Карта природных зон мира», «Карта природных зон России» 7. Экранно-звуковые средства: видеофрагметы и другие информационные объекты, отражающие основные темы курса биологии 8. Электронно-образовательные ресурсы: Сайты: 1september.ru, school-collection. edu.ru 9. Электронно-программное обеспечение: 1. Компьютер 2. Презентационное оборудование 3.Выход в Интернет (для учащихся на уровне ознакомлении

  1. Планируемые результаты освоения учебной программы по биологии в 5 классе: В результате освоения курса биологии 5 класса учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками. Личностным результатом изучения предмета яв­ляется формирование следующих умений и качеств: осознание единства и целостности окружаю­щего мира, возможности его познания и объ­яснения на основе достижений науки; постепенное выстраивание собственной це­лостной картины мира; осознание потребности и готовности к само­образованию, в том числе и в рамках само­стоятельной деятельности вне школы (умение доказывать, строить рассуждения, анализиро­вать, сравнивать, делать выводы и др.); оценка жизненных ситуаций с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здо­ровья; оценка экологического риска взаимоотноше­ний человека и природы; формирование экологического мышления: умение оценивать свою деятельность и по­ступки других людей с точки зрения сохра­нения окружающей среды - гаранта жизни и благополучия людей на Земле. Метапредметным результатом изучения курса яв­ляется формирование универсальных учебных дейст­вий (УУД) Регулятивные УУД: самостоятельно обнаруживать и формулиро­вать учебную проблему, определять цель УД; выдвигать версии решения проблемы, осо­знавать (и интерпретировать в случае необ­ходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта); работая по плану, сверять свои действия с це­лью и, при необходимости, исправлять ошиб­ки самостоятельно (в том числе и корректиро­вать план); в диалоге с учителем совершенствовать само­стоятельно выбранные критерии оценки. Познавательные УУД: анализировать, сравнивать, классифициро­вать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явле­ний; осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерии для ука­занных логических операций; строить логическое рассуждение, включаю­щее установление причинно-следственных связей; создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта; составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т. п.); преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и т. д.). определять возможные источники необходи­мых сведений, производить поиск информа­ции, анализировать и оценивать ее достовер­ность. Коммуникативные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаи­модействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т. д.); в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы; учиться критично относиться к своему мне­нию, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его; понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, тео­рии); уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений: определять роль в природе различных групп организмов; объяснять роль живых организмов в кругово­роте веществ в биосфере;

  • приводить примеры приспособлений орга­низмов к среде обитания и объяснять их зна­чение;

  • находить черты, свидетельствующие об услож­нении и упрощении строения живых организ­мов по сравнению с предками, и давать им объяснение;

  • объяснять приспособленность организмов на разных стадиях жизненных циклов;

  • объяснять значение живых организмов в жиз­ни и хозяйственной деятельности человека;

  • перечислять свойства живого организма;

  • различать (по таблице) основные группы жи­вых организмов: доядерные (бактерии) и ядер- ные (растения, животные, грибы), а также основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные) и животных;

  • объяснять особенности строения и жизне­деятельности изученных групп живых орга­низмов;

  • понимать смысл биологических терминов;

  • характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, изме­рение) и их роль в познании живой природы;

  • проводить биологические опыты и экспери­менты и объяснять их результаты; пользовать­ся увеличительными приборами и иметь эле­ментарные навыки приготовления и изучения препаратов.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики: заболеваний, вызываемых растениями, животными, бакте­риями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); наруше­ния осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

  • оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, при укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, при спасе­нии утопающего;

  • рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

  • выращивания и размножения культурных ра­стений и домашних животных, ухода за ними;

  • проведения наблюдений за состоянием соб­ственного организма.

ТЕМЫ ПРОЕКТНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Создание наглядного пособия «Возможности увеличительных приборов (от лупы до современных микроскопов) и биологические объекты, доступные для изучения с их

помощью».

2. Исследование удивительных свойств воды «Вода и жизнь».

3. Подготовка презентации «Бактерии в моей жизни».

4. Создание экспозиции «Ядовитые грибы моего края».

5. Исследование «Кто живёт в почве?».

6. Организация аквариума с обитателями пруда (растения и животные, особые условия, ограничения).

7. Создание рекомендаций по содержанию и разведению в классном «живом уголке» конкретных животных (морских свинок, попугайчиков, шпорцевых лягушек и т. д.) по результатам собственного опыта.

8. Описание жизни конкретного животного или сообщества общественных насекомых (по результатам собственных наблюдений в природе.

9. Информационно_исследовательский проект «Они обитают только в Австралии».

Тест по теме Живые клетки. Вариант 1

Выберите один правильный ответ.

  1. Живая клетка представляет собой:

  1. простое вещество 3) часть живого организма

  2. сложное вещество 4) часть неживой природы

  1. Полужидкое вещество, которое заполняет клетку, - это:

  1. цитоплазма 3)наружная мембрана

  2. хлоропласт 4) ядро

  1. Женскую половую клетку называют:

  1. хлоропласт 3) нервная

  1. сперматозоид 4) яйцеклетка

  1. При оплодотворении происходит слияние:

  1. Половых клеток 3) хлоропластов

  2. Сперматозоид 4) клеток крови

Верны ли следующие утверждения:

А. Живые клетки дышат и растут.

Б. Внутри клетки человека в цитоплазме расположен хлоропласт.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) неверны оба суждения

Закончите предложения, используя слова из словарика:

  1. Тело растений имеет строение…

  2. При делении из одной клетки получаются…

  3. Живые клетки…

Словарик: А. Две. Б. Дышат. В. Клеточное

Прочитайте текст. Вставьте в места пропусков буквы, соответствующие словам в словарике.

Все живые организмы имеют клеточное строение. Каждую живую клетку покрывает…(1), под ней находится вязкое полужидкое вещество…(2). У большинства клеток в центре расположено… (3). Отличие растительных клеток от других живых клеток заключается в том, что они содержат …(4).

Словарик: А. Цитоплазма. Б Хлоропласт. В. Наружная мембрана. Г. Ядро

Тест по теме Живые клетки. Вариант 2.

Выберите один правильный ответ.

  1. Клетка, как структура живого организма, была открыта с помощью:

  1. весов 3) телескопа

  2. мензурки 4) микроскопа

  1. Снаружи живую клетку покрывает:

  1. цитоплазма 3) мембрана

  2. хлоропласт 4) ядро

  1. Мужскую половую клетку называют:

  1. хлоропласт 3) клетка крови

  2. сперматозоид 4)яйцеклетка

  1. Из оплодотворённой яйцеклетки человека развивается:

  1. клетка половая 3) хлоропласт

  2. сперматозоид 4) зародыш организма

Верны ли следующие утверждения?

А. Живые клетки питаются и делятся.

Б. Яйцеклетка курицы - это желток куриного яйца.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) неверны оба суждения

Выберите три верных ответа. Клетки растительного организма включают:

  1. сперматозоид 4) корень

  2. хлоропласт 5) цветок

  3. цитоплазму 6) ядро

Прочитайте текст. Вставьте в места пропусков буквы, соответствующие словам в словарике.

Если рассмотреть стебель растения с помощью микроскопа, то можно обнаружить … (1), основное содержимое которых заполняет вязкая полужидкая масса … (2). Ограничивает и защищает ядро и органоиды от внешних воздействий … (3). В процессе питания растительных клеток принимает активное участие органоид зелёного цвета … (4).

Словарик: А. Наружная мембрана. Б. Хлоропласт. В. Клетки. Г. Цитоплазма

Тест по теме Бактерии. Вариант 1

Выберите один правильный ответ.

  1. Одноклеточные организмы объединены в царство:

  1. грибов 3) растений

  2. бактерий 4) животных

  1. Оформленное ядро отсутствует в клетке:

  1. грибов 3) бактерий

  2. растений 4)животных

  1. Жгутик бактерий представляет собой органоид для:

  1. передвижения

  2. запасания белка

  3. размножения

  4. перенесения неблагоприятных условий

  1. Споры бактерий служат для:

  1. питания 3) размножения

  2. дыхания 4) перенесения неблагоприятных условий

Верны ли следующие утверждения?

А. Самородная сера и природный газ образовались в результате деятельности бактерий.

Б. Болезнетворные бактерии поражают только тело человека и не встречаются в организме растений и животных.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) неверны оба суждения

Заполните таблицу, используя слова и предложения из словарика. Строение бактериальной клетки



Части бактериальной клетки

Значение частей клетки

Жгутик


Нуклеиновая кислота


Оболочка


Словарик: А. Служит для передвижения. Б. Защищает содержимое клетки. В. Содержит наследственную информацию.

Тест по теме Бактерии. Вариант 2.

Выберите один правильный ответ.

  1. Самые древние обитатели нашей планеты - это:

  1. грибы 3) бактерии

  2. растения 4) животные

  1. Наследственный материал клетки расположен непосредственно в цитоплазме у:

  1. грибов 3) бактерий

  2. растений 4) животных

  1. Бактериальную клетку от окружающей среды отделяет:

  1. цитоплазма 3) ядерная оболочка

  2. жгутик 4) наружная мембрана

  1. Бактериальные клетки размножаются:

  1. спорами 3) участками цитоплазмы

  2. жгутиками 4) делением клетки

Верны ли следующие утверждения?

А. Бактериальные клетки могут иметь различную форму.

Б. Кефир получают, используя бактерии брожения.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4)неверны оба суждения

Заполните таблицу, используя слова и предложения из словарика.

Жизнедеятельность бактериальной клетки



Процесс жизнедеятельности бактерий

Как осуществляется

Передвижение


Перенесение неблагоприятных условий


Размножение


Словарик: А. Путём деления надвое. Б. С помощью жгутика. В. В виде спор.

Тест по теме Грибы. Вариант 1

Выберите один правильный ответ.

  1. Биологи объединяют все грибы в систематическую группу:

  1. род 3) царство

  2. отдел 4) семейство

  1. Основная часть гриба боровика - это:

  1. корень 3) споры

  2. стебель 4) грибница

  1. Грибы размножаются с помощью:

  1. спор 3) семян

  2. гамет 4) спермиев

  1. Плесневый гриб пеницилл человек использует для получения:

  1. продуктов питания

  2. красителей

  3. лекарств

  4. одежды

Верны ли следующие утверждения?

А. Грибы размножаются спорами или участками грибницы.

Б. Между корнями дерева и грибницей шляпочного гриба устанавливается взаимосвязь.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) неверны оба суждения

Установите соответствие между особенностью жизнедеятельности организмов и их принадлежностью к царству живой природы.

Особенность жизнедеятельности. Царство живой природы: А) Питаются путём заглатывания пищевых частиц 1) грибы 2) Животные

Б) Неограниченный рост у большинства организмов

В) Активное передвижение

Г) Питаются путём всасывания веществ

Д) Неподвижны, ведут прикреплённый образ жизни

Тест по теме Грибы Вариант 2

Выберите один правильный ответ.

  1. Плодовое тело подосиновика образуется:

  1. грибницей 3) побегом

  2. корнями 4) стеблем

  1. Плодовое тело гриба подберёзовика состоит из:

  1. корней 3) почек

  2. побегов 4) шляпки и ножки

  1. Плесень, или белый налёт, на хлебе образует:

  1. шляпочный гриб 3) дрожжи

  2. гриб мукор 4)бактерии

  1. Пекарские дрожжи представляют собой:

  1. бактерии 3) растения

  2. грибы 4) животных

Верны ли следующие утверждения?

А. Дрожжи размножаются семенами.

Б. Грибы превращают остатки мёртвых тел в минеральные вещества

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) неверны оба суждения

Установите соответствие между особенностью жизнедеятельности и группой организмов.

Особенность жизнедеятельности. Группа организмов

А) Образуют органические вещества н 1) Шляпочные грибы 2) Цветковые растения

Б) Размножаются спорами В) Размножаются семенами Г) Питаются, поглощая готовые питательные вещества

Тест по теме Как человек изменил Землю Вариант 1

Выберите один правильный ответ.

  1. Отрицательное значение скотоводства для природы заключается в:

  1. получении мяса

  2. развитии молочной промышленности

  3. оскудении пастбищных земель

  4. выведении новых пород

  1. Вред природе от ядохимикатов, которые изобрёл человек, заключается в том, что они:

  1. уничтожают сорняки

  2. борются с насекомыми - вредителями

  3. способствуют похолоданию климата

  4. губительный для живых организмов

  1. Использование ядерного оружия приводит к:

  1. метеоритным дождям

  2. радиоактивному загрязнению

  3. лунным затмением

  4. увеличению количества видов

  1. Кислотные дожди образуются в результате:

  1. Разведения домашних животных

  2. Распространения сельскохозяйственных растений

  3. Выбросов в атмосферу отходов промышленных предприятий

  4. Сведения лесов

Выберите три верных ответа. Вредное воздействие человека на природу привело к образованию:

  1. новых сортов пшеницы 4) метеоритных дождей

  2. озоновой дыры 5) вулканов

  3. кислотных дождей 6) парникового эффекта

Закончите предложения, используя слова из словарика.

  1. Освоению человечествам новых земель способствовали …

  2. Разрушают скульптуры и памятники, находящиеся под открытым небом …

  3. Для борьбы с сорняками и вредителями сельского хозяйства в химических лабораториях создали …

Словарик : А. Ядохимикаты. Б. Географические открытия.

В. Кислотные дожди.

Тест по теме Как человек изменил Землю Вариант 2

Выберите один правильный ответ.

  1. Широкое распространение на территории России колорадского жука связано с:

  1. повсеместным выращиванием картофеля

  2. выведением новых сортов пшеницы

  3. перелётами птиц

  4. осенним листопадом

  1. Отрицательное значение распашки новых земель для природы Земли заключается в:

  1. радиоактивном загрязнение

  2. вырубке лесов

  3. выведении новых сортов растений

  4. метеоритных дождях

  1. Озоновый слой атмосферы разрушают:

  1. колорадские жуки

  2. домашние животные

  3. минеральные удобрения

  4. вещества, содержащиеся в аэрозолях

  1. Парниковый эффект приводит к:

  1. повышению температуры Земли

  2. понижению температуры Земли

  3. увеличению кислорода в атмосфере

  4. уничтожению лесов

Выберите три верных ответа. Загрязнение окружающей среды вызывают:

  1. новые породы домашней птицы 4) радиоактивные отходы

  2. ядохимикаты 5) аэрозоли

  3. сорные растения 6) новые сорта картофеля

Закончите предложения, используя слова из словарика.

  1. При производстве ядерного оружия образуются …

  2. Люди, занимаясь скотоводством, выводят новые …

  3. Облик многих районов Земли изменился, исчезли леса и уникальные

Словарик: А. Породы домашних животных. Б. Виды растений.

В. Радиоактивные отходы.

Контрольная работа

По теме « Биология - наука о живом мире»

Вариант 1

  1. Чем живая природа отличается от неживой?

  2. Почему клетку считают живой системой?

  3. Какова роль белков в организме?

Вариант2

1.Что общего в строении тел всех живых организмов?

2.Назовите главные части клетки?

3.По каким признакам различают ткани у организмов?

Контрольная работа

По теме « Жизнь организмов на планете Земля».

Вариант1

  1. Назовите виды экологических факторов, которые влияют на жизнь организмов в природе.

  2. Охарактеризуйте организмы, называемые планктонными.

3.Почему в природе нет вредных и полезных организмов?

Вариант2

1.Приведите примеры растений и животных ,обитающих в водной среде.

2.Поясните,как животные приспосабливаются к суровым условиям зимы.

3.Назовите ,отчего зависит разнообразие природных сообществ в разных природных зонах и на разных материках?

Итоговая контрольная работа за 5 класс.

Вариант1

  1. Охарактеризуйте свойства живого, присущие клетке.

  2. От чего зависит состав растений в лесу? Какие живые организмы входят в состав природного сообщества «лес»?

  3. Каким образом химические вещества перемещаются из неживой природы в живую и обратно?

Вариант2

1.Где на Земле появились первые предки человека?

2.Что называют пищевой цепью?

3.Какие природные сообщества встречаются в вашем регионе?

  • Критерии оценки учебной деятельности по биологии

Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка.

При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования биологической терминологии, самостоятельность ответа.

Отметка «5»:

полно раскрыто содержание материала в объ­ёме программы и учебника;

чётко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий, верно использованы научные термины;

для доказательства использованы различные умения, выводы из наблюдений и опытов;

ответ самостоятельный.

Отметка «4»:

раскрыто содержание материала, правильно даны определения понятие и использованы научные термины, от­вет самостоятельный, определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, не­большие неточности при использовании научных терминов или в выводах, обобщениях из наблюдений, опытов.

Отметка «3»:

усвоено основное содержание учебного мате­риала, но изложено фрагментарно;

не всегда последовательно определение понятия недостаточ­но чёткие;

не использованы выводы и обобщения из наблюдения и опытов, допущены ошибки при их изложении;

допущены ошибки и неточности в использовании научной тер­минологии, определении понятии.

Отметка «2» - основное содержание учебного материала не раскрыто; не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя; допущены грубые ошибка в определении понятие, при использо­вании терминологии.

Отметка «1» - ответ на вопрос не дан.

Оценка практических умений учащихся

Оценка умений ставить опыты

Отметка «5»:

правильно определена цель опыта;

самостоятельно и последовательно проведены подбор оборудо­вания и объектов, а также работа по закладке опыта;

научно, грамотно, логично описаны наблюдения и сформулирова­ны выводы из опыта.

Отметка «4»:

правильно определена цель опыта; самостоятель­но проведена работа по подбору оборудования, объектов при зак­ладке опыта допускаются;

1-2 ошибки, в целом грамотно и логично описаны наблюдения, сформулированы основные выводы из опыта;

в описании наблюдении допущены неточности, выводы неполные.

Отметка «3»:

правильно определена цель опыта, подбор обору­дования и объектов, а также работы по закладке опыта проведены с помощью учителя;

допущены неточности я ошибка в закладке опыта, описании наб­людение, формировании выводов.

Отметка «2»:

не определена самостоятельно цель опыта; не подготовлено нужное оборудование;

допущены существенные ошибки при закладке опыта и его офор­млении.

Отметка «1»

полное неумение заложить и оформить опыт.

Оценка умений проводить наблюдения

Учитель должен учитывать:

правильность проведения;

уме­ние выделять существенные признаки, логичность и научную грамотность в оформлении результатов наблюдение и в выводах.

Отметка «5»:

правильно по заданию проведено наблюдение; выделены существенные признаки, логично, научно грамотно оформлены результаты наблюдения I выводы.

Отметка «4»:

правильно по заданию проведено наблюдение, при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса), названы второстепенные;

допущена небрежность в оформлении наблюдение и выводов.

Отметка «3»:

допущены неточности, 1-2 ошибка в проведе­нии наблюдение по заданию учителя;

при выделении существенных признаков у наблюдаемого объек­та (процесса) выделены лишь некоторые, допущены ошибки (1-2) в оформлении наблюдение и выводов.

Отметка «2»:

допущены ошибки (3-4) в проведении наблюде­ние по заданию учителя;

неправильно выделены признака наблюдаемого объекта (процесса), допущены ошибки (3-4) в оформлении наблюдений и выводов.

Отметка «1» - не владеет умением проводить наблюдение.


Календарно- тематическое планирование по биологии 5 класс

Календарно- тематическое планирование по биологии 5 класс

№п/п

№п/п

Дата запл.

Дата факти ческая

Тема урока

Основные понятия

Универсальные учебные действия


познавательные

регулятивные

коммуникативные

личностные


Раздел 1 Живой организм: строение и изучение 8часов

1

1.1

1Что такое живой организм.

Живой организм

анализирует полученные знания; структурирует полученные знания, устанавливает связь между живым и не живым организмом;

корректирует свои знания; контролирует, оценивает разницу между живыми организмами;

выражает в ответах свои мысли,

обсуждает с учителем и учащимися их ответы.

Осмысливает понятие «живой организм»

2

1.2

2. Науки о живой природе

Знакомство с основными науками(астрономия, физика, химия, геология, экология)

логически сравнивает науки друг с другом, преобразует полученную информацию, ищет необходимую информацию;

осуществляет самопроверку, оценивает значение каждой науки о природе;

выражает свои мысли в заданиях, ставит вопросы для обсуждения

Осмысливает разнообразие наук о природе

3

1.3

3.Методы изучения природы Лабораторная работа №1 Знакомство с оборудованием

Эксперимент, измерение, оборудование для исследований

исследует различные методы изучения природы, моделирует изучение природы, анализирует полученные знания;

планирует свою работу в группе, контролирует работу других, ищет необходимую информацию;

планирует работу со сверстниками, управляет поведением партнера

Осмысление методов изучения природы

4

1.4

4. Лабораторная работа №2. Увеличительные приборы. Устройство лупы, микроскопа.

лупа, микроскоп ( окуляр, объектив, штатив, предметный столик )

- моделирует работу с лупой и световым микроскопом, приготовление микропрепарата, преобразует полученную информацию;

Р - ставит перед собой цель научится делать микропрепарат, осуществляет самопроверку

разрешает конфликты, ставит вопросы

Понимание важности открытия увеличитель-ных приборов

5

1.5

5. Лабораторная работа №3. Живые клетки. Строение клеток живых организмов.

клетка, мембрана, цитоплазма, ядро, половые клетки, оплодотворение

предлагает способы решения, анализирует полученные знания, выделяет главное и второстепенное, моделирует строение клеток, преобразует информацию

корректирует знания, оценивает собственные результаты;

выражает свои мысли, планирует свою работу в группе со сверстниками

Осознание единства строения клеток

6

1.6

6.Лабораторная работа №4. Химический состав клетки. Определение состава семян пшеницы.

Органические и неорганические вещества, белки, жиры, углеводы

- анализирует знание о клетке, её строение и составе, структурирование полученных знаний;

определяет цель важности клетки для живого организма; Осознание сложности строения клеток

определяет цель важности клетки для живого организма; Осознание сложности строения клеток

Осознание сложности строения клеток

7

1.7

7 Вещества и явления в окружающем мире

Вещество, смеси, простые и сложные вещества, элементы, явления

отбирает необходимую информацию об обмене веществ, соотносит свой способ питания с другими; (со способами питания других организмов)

корректирует свои знания, оценивает сложность протекания обмена веществ;

корректирует свои знания, оценивает сложность протекания обмена веществ;

Понимание сложности строения живых организмов

8

1.8

8. Великие естествоиспытатели

Естествоиспытатели, Аристотель, Дарвин, Линней, Вернадский.

выбирает способы решения задач, ищет необходимую информацию;

корректирует свои знания и допущенные ошибки;

выражает в ответах свои мысли, ставит свои вопросы на обсуждение

Понимание роли исследований и открытий ученых-биологов в развитии представлений о живой природе


Раздел 2. Многообразие живых организмов. 15 часов.

10

2.1

1. Как развивалась жизнь на Земле.

трилобиты, период(каменноугольный, юрский) стегоцефал.

умение работать с различными источниками информации, самостоятельно, оформлять схемы .

Развитие навыков самооценки и самоанализа

умение слушать учителя, высказывать и аргументировать свое мнение.

Умение применять полученные знания для объяснения палеонтологических экспонатов.

11

2.2

2 Разнообразие живого

многоклеточные, одноклеточные, вид, систематика.

ищет и отбирает необходимую информацию, структурирует знания по царствам живой природы, анализирует разнообразие живых организмов;

осуществляет самопроверку, корректирует свои знания;

выражает свои мысли в ответах

Понимание разнообразия живых организмов

12

2.3

3 Царство живой природы. Бактерии.

Бактерии, особенности строения, размножения, споры.

умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал

умение организовать

выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

умение строить эффективное

взаимодействие с одноклассниками.

Представление о

положительной и отрицательной роли бактерий в природе и жизни человека и умение защищать свой организм от негативного влияния болезнетворных бактерий.

Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников

13

2.4

4 Царство грибы.

плодовое тело, грибница, съедобные, ядовитые.

умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.

умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

умение работать в составе творческих групп

Понимание роли представителей царства Грибы в природе и жизни человека. Осознание необходимости оказания экстренной помощи при отравлении ядовитыми грибами.

Умение

оценивать уровень опасности ситуации для здоровья, понимание важности сохранения здоровья.


Многообразие растительного мира (6 часов )

14


2.5

5. Водоросли-особенности строения.

фотосинтез, хлорофилл, слоевище,ламинария

умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал.

Грамотно формулировать вопросы.

умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы

умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения.

Овладение навыками выступлений перед одноклассниками

Понимание строения водорослей связанные со средой обитания.

15

2.6

.6 Особенности строения -мхов.

ризоиды, сфагнум, торф

умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения

и презентации, представлять результаты работы классу.

умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

умение работать в составе творческих групп

Понимание строения мхов связанные со средой обитания

16

2.7

7 Особенности строения и размножения папоротников.


Каменный уголь, древовидные, травянистые.

, умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал.


умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы.


умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения.

Овладение навыками выступлений перед одноклассниками.

Понимают необходимость воды для размножения папоротников. Выполняют ТБ

Удовлетворяют потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников

17

2.8

8. Голосеменные растения. Значение в природе.

Голосеменные: ель, пихта, хвоинки..

умеют выбирать наиболее эффективные способы решения задач, делают выводы на основе полученной информации

умеют определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения. Умеют представлять результаты работы

умеют воспринимать информацию на слух, строить эффективное взаимодействие с одноклассниками, работают в составе творческих групп

Представляют о голосеменных как о более прогрессивных представителях растительного мира по сравнению со споровыми растениями. Умеют применять полученные на уроке знания на практике.

18

2.9

9 Покрытосеменные

(цветковые) растения. Значение для человека.

Покрытосеменные, цветок, плод, семя.

умеют выбирать наиболее эффективные способы решения задач, делают выводы на основе полученной информации.

умеют определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения. Умеют представлять результаты работы

умеют воспринимать

информацию на слух, строить эффективное взаимодействие с одноклассниками, работают в составе творческих групп

Представляют о покрытосеменных как о более прогрессивных представителях растительного мира по сравнению со споровыми растениями. Умеют применять полученные на уроке знания

19

2.10

10 Значение растений в природе и жизни человека

Дикорастущие, культурные, пищевые растения, культуры: технические, декоративные, лекарственные.

уме­ние воспроизводить ин­формацию по памяти, сравнивать и анализировать объекты природы. Развитие элементарных навыков устанавливания причинно-следственных связей. Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений.

умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы. Развитие навыков оценки и самоанализа.

умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией

на практике.

Осознание значимости растений в природе и жизни человека, необходимости охраны растений


Многообразие животных (5 часа)

20

2.11

11Особенности строения простейших.

Особенности питания, простейшие, амеба, малярийный плазмодий

умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации. представлять результаты работы классу.

умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

умение работать в составе творческих групп

Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относится к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы.

Понимание строения простейших

21

2.12

12 Многоклеточные животные. Беспозвоночные.

беспозвоночные, многоклеточные, кишечнополостные.

умеют работать с текстом, выделяют в нем главное, структурируют учебный материал, дают определение понятиям. Составляют конспект урока в тетради. Преобразуют информацию из одной формы в другую. Проводят сравнение биологических объектов, выделяют их существенные признаки.

умеют определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения.

умеют слушать учителя и отвечать на вопросы. Аргументируют свою точку зрения.

Понимание строения беспозвоночных

22

2.13

13 Многоообразие и особенности строения позвоночных.

позвоночные, рыбы, пресмыкающиеся, млекопитающие (звери).

умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал.

умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы

умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения.

Овладение навыками выступлений перед одноклассниками.

Представляют позвоночные о как о более прогрессивных представителях животного мира по сравнению с беспозвоночными животными.

23


2.14

14 Значение животных в природе и жизни человека.

Дикие животные, домашние, переносчики болезней

Умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы


умение осуществлять поиск нужной информации, выделять главное в тексте.

умение осуществлять поиск нужной информации, выделять главное в тексте.

Умение применять полученные знания в своей практической деятельностиОсваивают навыки содержания домашних животных

24

2.15

15 Контрольная работа по теме: «Многообразие живых организмов».

Систематика, вид, царство, бактерии, грибы, животные, растения.

устанавливать причинно-следственные связи, владеть навыками контроля и оценки своей деятельности, применять знания при решении биологических задач.

составлять план работы, выполнять задания в соответствии с поставленной целью.

Анализ и оценка деятельности на уроке.

проявление интеллектуальных и творческих способностей.


Раздел 3. Среда обитания живых организмов. (5 часов)

25

3.1

1Три среды обитания

Среда обитания, наземно-воздушная, водная, почвенная.

умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, классифицировать объекты.

умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

умение слушать учителя и отвечать на вопросы, обсуждать вопросы со сверстниками.

Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относится к мнению однокласснико



26

3.2

2. Жизнь на разных материках

Материки (Евразия, Африка, Австралия, Северная и Южная Америка Антарктида)

умение работать с различными источниками информации и преобразовывать ее из одной формы в другую, работать с текстом, выделять в нем главное.

Развитие навыков оценки и самоанализа.

Овладение навыками

выступлений перед аудиторией

Представление о многообразии растительного и животного мира планеты как результате приспособляемости организмов к различным природным

условиям на разных материках

27

3.3

3. Лабораторная работа №5. Природные зоны Земли. Определение распространеия растений и животных

Природная зона, тундра, лесные зоны, травянистые растения пустыни, влажные леса.

умение работать с дидактическими материалами, классифицировать объекты, давать определения понятиям.

умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в составе творческих групп, обсуждать вопросы со сверстника

Умение применять, полученные на уроке знания на практике. Понимание важности бережного отношения к природе.

28

3.4





4. Лабораторная работа № 6. Жизнь в морях и океанах. Строение организмов связанное со средой обитания

Сообщество поверхности воды, донное, кораллового рифа.

Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений, готовить сообщения и презентации.

умение определять цель работы, планировать ее выполнение, представлять результаты работы классу.

умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией.

Понимание важности бережного отношения к природе.


Раздел 4 Человек на Земле (7 часов)

29

4.1

1. Как человек появился на Земле

дриопитеки, австралопитеки, человек прямоходящий, разумный, неандерталец, кроманьонец.

умение формулировать гипотезу и находить аргументы для ее доказательства.

умение корректировать собственные представления о происхождении человека с научным мировоззрением.

умение обобщать информацию и выстраивать доказательность своих убеждений перед одноклассниками.

Представление об эволюции человека как биологического и социального существа.

30

4.2

2. Как человек изменил Землю

Радиоактивные отходы, озоновые дыры, парниковый эффект.

умение работать с различными источниками информации, самостоятельно оформлять конспект урока в тетради, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, давать определения понятиям.

умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы.

умение слушать одноклассников и учителя, высказывать свое мнение.

Осознание степени негативного влияния человека на природу и необходимости ее охраны. Принятие правил поведения в живой природе

31

4.3

3. Жизнь под угрозой

Исчезающие виды, Красная книга, биологическое разнообразие, заповедники, заказники, ООТ.

умение работать с различными источниками информации, самостоятельно оформлять конспект урока в тетради, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, давать определения понятиям.

умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы

умение слушать одноклассников

Осознание степени негативного влияния человека на природу и необходимости ее охраны. Принятие правил поведения в живой природе

32

4.4

.4. Не станет ли Земля пустыней

Опустынивание, распашка, перевыпас.

П: умение различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, выделять главное в тексте.

умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

умение воспринимать информацию на слух, задавать вопросы, работать в составе творческих групп

Умение применять полученные на уроке знания на практике

33

4.5

5. Практическая работа №1. Здоровье человека и безопасность жизни. Способы оказания медицинской помощи.

Здоровый образ жизни, правила безопасности, ядовитые растения, животные.

анализ информации, установление причинно-следственных связей.

.

умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, постановка вопросов; владение монологической и диалогической формами речи.

Представление о существовании живых организмов, опасных для здоровья и жизни человека. Понимание необходимости оказания экстренной первой помощи при отравлениях ядовитыми растениями и грибами, при укусах

35

4.7

7. Контрольная работа по теме « Строение живых организмов»

Клетка, одноклеточные, среда обитания, предки человека

Анализ и оценка деятельности на уроке.

Анализ и оценка деятельности на уроке.

умение воспринимать информацию, умение обобщать информацию, делать выводы

Формирование интеллектуальных умений.

35

4.7

.6 Обобщающее повторение тем «Живой организм»

Живой организм, семья биологических наук, основные органоиды клетки, вещества клетки

Наблюдать и описывать явления природы. Представлять результаты своего исследования.

умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

умение обобщать информацию и выстраивать доказательность своих убеждений перед

Проводить биолого-экологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов.


© 2010-2022