- Преподавателю
- Биология
- Конспект урока по биологии 7 кл Многообразие хвойных растений
Конспект урока по биологии 7 кл Многообразие хвойных растений
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Верховод Т.М. |
Дата | 18.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Верховод Т.М.
Учитель биологии
МОУ Юхтинская СОШ ( ГСУВАУ Юхтинская спецшкола)
Конспект открытого урока биология 7 класс
Тема урока «Разнообразие хвойных растений»
Предметная область: биология, направление деятельности образовательная.
Участники: 7 класс.
Цель: знакомство с многообразием видов хвойных деревьев, особенностями их распространения, ролью в природе и практическим значением, актуализация значимости научных знаний в повседневной жизни человека, активизация самостоятельного добывания знаний.
Задачи:
Образовательная:
1. Расширить знания учащихся о многообразии хвойных деревьев;
2.Совершенствовать умения выполнять задания практической направленности;
3. Способствовать развитию межпредметных связей (биология, география, экология).
Воспитательная:
1.Воспитывать умение и навыки работы в команде, чувства коллективизма и здорового соперничества;
2.Воспитывать чувство уважения друг к другу, доброжелательность, толерантность, чувство товарищества и сопереживания.
3. Воспитывать инициативность и активность, упорство и настойчивость в достижении цели.
Развивающая:
1. Развить способности логического мышления учащихся; интеллектуальные и творческие способности;
2. Развивать методы анализа и синтеза.
3. Развивать у учащихся коммуникативные способности.
Аннотация:
Форма урока: урок-погружение. Целью урока является изучение многообразия видов хвойных деревьев, установление взаимосвязей между особенностями их распространения, ролью в природе и практическим значением.
Учащиеся смогут расширить знания о различных видах хвойных деревьев; совершенствовать умение практической работы, умения делать выводы, умения применять полученные знания на практике.
Развивается научно познавательный интерес к предмету, мышление, творческие навыки, умение работать в группах, умение давать самооценку и делать выводы.
На уроке используются следующие методы обучения: словесный и сопутствующие ему практический и наглядный. Формы работы: индивидуальная, работа в группах, работа с дополнительными источниками информации.
Конспект открытого урока по биологии 7 класс
Тема урока «Разнообразие хвойных растений»
Ход урока.
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята. У нас урок биологии.
А теперь проверь, дружок, ты готов начать урок?
Все ль на месте? Все ль в порядке?
Книжки? Ручки? И тетрадки?
Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят?
2. Актуализация знаний
- Мы начали изучать большой раздел «Многообразие растений». Мы знаем, что растений на Земле много. Все они имеют общие признаки. Мы продолжаем знакомиться с растительным миром. Урок я хочу начать со стихотворения Всеволода Рождественского
Привет тебе, приют свободы и покоя,
Родного севера неприхотливый лес
Ты полон свежести и все в тебе живое
И столько у тебя загадок и чудес.
Всеволод Рождественский. (слайд 1)
- А теперь прошу обратить ваше внимание на картины известного великого художника Ивана Ивановича Шишкина.
- Что изображает автор картин?
- Какие деревья изображает Шишкин?
Неброская прелесть северной природы вдохновляла великого художника Ивана Ивановича Шишкина (слайды 2-5)
В своих произведениях он поведал зрителю о любви к родному краю, русскому дереву, северному лесу.
3. Объяснение нового материала
Тема урока «Многообразие хвойных растений».(слайд 6)
Итак, сегодня на уроке мы(слайд 7)
-
Определим признаки хвойных.
-
Познакомимся с многообразием хвойных растений.
-
Выполним лабораторную работу « Изучение особенностей строения хвойных растений».
(Слайд 8)
1.Класс Хвойные объединяет 600 видов деревьев. Какие представителихвойныхвстречаются в нашей местности? (сосна, ель, лиственница)
2. Как вы определили, что эти растения хвойные?(листья узкие, игольчатые - хвоя, вечнозеленые)
3. Среди хвойных нет травянистых растений.
4. Древесина хвойных используется не только для строительства и изготовления мебели, но и является сырьем для производства бумаги, спирта, пластмассы.
5.Отличительная особенность строения растений класса Хвойные - узкие игловидные листья хвоинки.
4. Физкультминутка
Хорошо. Молодцы!
Сейчас мы разделимся на две группыивыясним какими характерными чертами внешнего строения обладают хвойные растения. Для работы нам понадобится материал учебника стр. 60 - 62,и дополнительный материал, . Каждой группе необходимо в течении 5 минут подготовить краткий рассказ о предложенных вам хвойных растениях сосна, лиственница, ель, пихта.
5. Выполнение лабораторной работы.
Слагаясь на полученные знания и на гербарный материал, мы выполним с вами лабораторную работу «Изучение особенностей строения хвойных растений».
Задание и цель лабораторной работы вы найдете в инструктивной карточке. Время обсуждения 7 минут.
Инструктивная карточка у каждого на столе.
Цель: изучить характерные черты внешнего строения хвойных деревьев.
Ход работы:
-
Рассмотрите расположение хвои на стебле (поочередно, попарно, пучками)
-
Измерьте длину хвоинок с помощью линейки.
-
Рассмотрите шишки. Укажите их форму и размеры.
-
Заполните таблицу
-
Объект
Расположение хвои
Длина хвоинок
Форма и размер шишек
Название растения
1
2
3
4
Вывод: С чем связано появление особенных признаков строения хвойных растений?
3. Особенные черты строения способствовали приспособлению хвойных к различным условиям внешней среды. Самым выносливым растением из них считается лиственница. Помогает лиственнице выживать в самых невыносимых условиях ее способность сбрасывать хвою на зиму. Благодаря этому приспособлению лиственницы образуют северную границу лесов в Северном полушарии. Полюс холода, где отмечаются самые низкие температуры воздуха, находится в Якутии в зоне лиственничных лесов, а потому это дерево может служить эталоном морозостойкости деревьев. Древесина этой породы чрезвычайно прочная и долговечная, может служить людям тысячи лет.Дворцы и храмы Венеции стоят на сваях их лиственницы более тысячи лет (презентация: слайд 14).
4. Хвойные являются основным компонентом экосистемы тайги. По подсчётам учёных, в хвойном лесу содержится всего 200-300 бактерий на один кубический метр воздуха. Такой воздух можно считать стерильным, по сравнению с городским воздухом, в котором миллионы таких бактерий. Вы наверняка замечали, какой запах в хвойном лесу - дышится легко и свободно. Воздух в хвойных лесах насыщен биологически активными веществами - фитонцидами, способными уничтожать болезнетворные микроорганизмы. Также важную роль хвойные деревья оказывают на концентрацию атмосферного кислорода на планете (презентация: слайд 15).
Итог: Нашастрана богата разнообразными растениями, в том числе и хвойными. Нерациональное использование этих ресурсов может привести к разрушению уникальной экосистемы (презентация: слайд 26
Прижмись к сосне и обними руками.
Закрой глаза и запах тот вдохни.
Почувствуй как деревья дышат с нами,
Как люди,на земле живут они.
Лес распахнёт перед тобой все тайны.
Ты ощутишь природы доброту.
Из глубины пробудется желанье
Спасти,сберечь всю эту красоту! (Фрагмент стихотворения «В хвойном лесу» Л. Коломна)
Д/ЗПараграф 17.
Подведем итоги: Выберите, какой из трехцветов соответствует вашему эмоциональному состоянию после работы на уроке? (презентация: слайд 27)
Оставьте свой круг на партах.
Список использованных источников:
-
biofile.ru/geo/1221.html
-
chelgo.ru/info/chem-bogat-i-unikalen-ural-priroda-zhivotnye-i-rasteniya-urala/
-
mining-enc.ru/u/ural
-
geonature.ru/rusgeo/3-6-4.htm
-
goodlinez.ru/building_materials/165
-
scientificlife.ru/publ/botanika/rastenija_khvojnogo_lesa/11-1-0-112