Рабочая программа по биологии 5 класс

Раздел Биология
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Календарно - тематическое планирование (34 урока, 1 час в неделю)

урока

Тема урока

Практическая часть

Дата по плану

Тип урока

Вид контроля

Предметные (познавательные) УУД

Домашнее задание

Введение (6 часов)

Метапредметные УУД

Личностные УУД. Осознание значения биологических наук в развитии представлений человека о природе во всем ее многообразии; понимание значимости научного исследования природы; умение применять полученные на уроке знания на практике; потребность в справедливом оценивании своей рабо­ты и работы одноклассников; эстетическое восприятие природы ; развитие познавательного интереса к естественным наукам.

Регулятивные УУД. умение организовать вы­полнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы, умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное, развивать навыки самооценки и самоанализа; умение работать с различными источниками информации и преобразовывать ее из одной формы в другую, давать определения понятиям. Развитие элементарных навыков устанавливания причинно - следственных связей; умение готовить сообщения и презентации, выделять главное в тексте, грамотно формулировать вопросы.

Коммуникативные УУД. умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя, умение работать в группах, соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

1

Биология - наука о живой природе

(РК)

2.09

Урок формирования знаний

Учащиеся должны знать:

- о многообразии живой природы;

- царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные;

Учащиеся должны уметь:

- определять понятия «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «экологические факторы»;

§ 1, № 2 -4 р.т.

2

Методы исследования в биологии

Д. приборы и оборудование

9.09

Урок закрепления и совершенствования знаний

фронтальный

Учащиеся должны знать:

- основные методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение;

Учащиеся должны уметь:

- определять понятия «методы исследования», «наблюдение», «эксперимент», «измерение»

- пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием;

-проводить элементарные исследования, работать с различными источниками информации.

§ 2, № 9 р.т.

3

Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого от неживого

16.09

Комбинированный

фронтальный

Учащиеся должны знать:

- о многообразии живой природы;

- царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные;

- признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение.

Учащиеся должны уметь:

- определять понятия «царства живой природы», «царство Бактерии», «царство Грибы», «царство Растения» и «царство Животные»»;

- отличать живые организмы от неживых;

- давать определения понятиям, классифицировать объекты..

§ 3, № 13 р.т.

4

Среды обитания живых организмов.

23.09

Урок закрепления и совершенствования знаний

Фронтальный

Учащиеся должны знать:

- о многообразии живой природы;

- основные среды обитания живых организмов: водная среда, наземно-воздушная среда, почва как среда обитания, организм как среда обитания;

Учащиеся должны уметь:

- определять понятия «биология», «экология», «биосфера», «среда обитания», «место обитания»

- характеризовать среды обитания организмов;

§ 4,№ 15. 16 р.т.

5

Экологические факторы и их влияние на живые организмы

30.09

Урок применения знаний на практике

(исследовательские проекты)

фронтальный

Учащиеся должны знать:

- о многообразии живой природы;

- экологические факторы;

- основные среды обитания живых организмов: водная среда, наземно-воздушная среда, почва как среда обитания, организм как среда обитания;

Учащиеся должны уметь:

- определять понятия «биология», «экология», «экологические факторы»;

- характеризовать экологические факторы;

§ 1- 5, №19. тест с.14-16 р.т.

6

Обобщающий урок.

(РК)

Экскурсия: Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных.

П.р.№1Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе.

7.10

урок применения знаний и обобщения и систематизации знаний

Итоговый

Учащиеся должны знать:

- о многообразии живой природы;

- основные методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение;

- экологические факторы;

- основные среды обитания живых организмов: водная среда, наземно-воздушная среда, почва как среда обитания, организм как среда обитания;

- правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов в кабинете биологии.

Учащиеся должны уметь:

- определять понятия «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «экологические факторы»;

- пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием;

- характеризовать экологические факторы;

- проводить фенологические наблюдения;

- соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов.

Не задано

Раздел 1 Клеточное строение организмов (10 часов)

Метапредметные УУД


Личностные УУД: Представление о единстве живой природы на основании знаний о клеточном строении всех живых организмов;

познавательный интерес к естественным наукам; понимание сложности строения живых организмов,

осмысление важности для живых организмов процессов дыхания, питания, роста и развития.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя; развитие навыков самооценки и самоанализа; овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное; приобретение элементарных навыков работы с приборами умение структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, умение работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу; уме­ние планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы; умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя

Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников, признавать право каждого на собственное мнение; уме­ние соблюдать дисцип­лину на уроке, уважи­тельно относиться к учителю и одноклассникам; умение слушать учителя, высказывать свое мнение; умение работать в составе творческих групп, высказывать свое мнение

уметь слушать и слышать другое мнение

7

Устройство увеличительных приборов

Л.р.№1 «Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними».

Л.р. № 2 Рассматривание строения растения с помощью лупы.

14.10

Урок применения знаний на практике

Учащиеся должны знать:

- устройство лупы и микроскопа.

Учащиеся должны уметь:

- работать с лупой и микроскопом;

- готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом;

-уметь оценивать информацию, выделять в ней главное.

-Приобретение элементарных навыков работы с приборами,информацией, с одноклассниками

§6, № 22.23 р.т.

8

Строение клетки

21.10

Урок закрепления и совершенствования знаний

(познавательный проект)

индивидуальый

Учащиеся должны знать:

- строение клетки;

Учащиеся должны уметь:

- определять понятия: «клетка», «оболочка», « цитоплазма», « ядро»,

- работать с лупой и микроскопом;

- готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом

§ 7, составить синквейн

9

Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука

Л.р. №3 Строение клеток кожицы чешуи лука

28.10

Урок применения знаний на практике

индивидуальный

Учащиеся должны знать:

- строение клетки;

Учащиеся должны уметь:

- определять понятия: «клетка», «оболочка», « цитоплазма», « ядро»,

- работать с лупой и микроскопом;

- готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом

§ 7

10

Пластиды

Л.р.№4

Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томата, рябины, шиповника.

11.11

Урок применения знаний на практике

индивидуальный

Учащиеся должны знать:

- строение клетки;

Учащиеся должны уметь:

- определять понятия: «клетка», «оболочка», « цитоплазма», « ядро», «ядрышко», «вакуоли», « пластиды», « хлоропласты», «пигменты», «хлорофилл».

- работать с лупой и микроскопом;

- готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом;

- распознавать различные части клетки.

§ 7, № 27 р.т.

11

Химический состав клетки: неорганические и органические вещества

(РК)

18.11

Урок формирования знаний

(исследовательские проекты)

фронтальный

Учащиеся должны знать:

- химический состав клетки;

Учащиеся должны уметь:

- определять понятия: «химический состав», «неорганические вещества», «органические вещества».

§ 8

12

Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание)

Л.р.№5 Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи.

25.11

Урок формирования умений и навыков

фронтальный

Учащиеся должны знать:

- строение клетки;

- основные процессы жизнедеятельности клетки;

Учащиеся должны уметь:

- определять понятия: «клетка», «оболочка», « цитоплазма», « ядро», «ядрышко», «вакуоли», «пластиды», «хлоропласты»,

- работать с лупой и микроскопом;

- готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом;

- применять полученные знания в своей практической деятельности.

§ 9

13

Жизнедеятельность клетки: рост, развитие

Д. Схемы, таблицы и видеоматериалы о росте и развитии клеток разных растений.

2.12

Урок формирования умений и навыков

фронтальный

Учащиеся должны знать:

- строение клетки;

- основные процессы жизнедеятельности клетки;

Учащиеся должны уметь:

- определять понятия: «клетка», «оболочка», « цитоплазма», « ядро», «ядрышко», «вакуоли».

§ 9,

14

Деление клетки

Д. Схемы и видеоматериалы о делении клетки.

9.12

Урок формирования знаний

фронтальный

Учащиеся должны знать:

- строение клетки;

- основные процессы жизнедеятельности клетки;

Учащиеся должны уметь:

- определять понятия: «клетка», «оболочка», « цитоплазма», « ядро», «ядрышко», «хромосомы».

§9, № 32-35 р.т.

15

Понятие «ткань»

Д. Микропрепараты различных растительных тканей

Л.р.№6 рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей.

16.12

Урок формирования знаний

(познавательный проект)

Учащиеся должны знать:

- строение клетки;

- характерные признаки различных растительных тканей.

Учащиеся должны уметь:

- определять понятия: «клетка», «ткань»;

- работать с лупой и микроскопом;

- готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом;

- распознавать различные виды тканей.

§ 6-10, тест с.27-28 р.т.

16

Обобщающий урок

23.12

Комбинированный

итоговый

Предметные: Учащиеся должны знать:

- устройство лупы и микроскопа;

- строение клетки;

- химический состав клетки;

- основные процессы жизнедеятельности клетки;

- характерные признаки различных растительных тканей.

Учащиеся должны уметь:

- определять понятия: «цитология», «клетка», «оболочка», «цитоплазма», « ядро», «ядрышко», «вакуоли», « пластиды», « хлоропласты», «пигменты», «хлорофилл», «химичес-кий состав», «неорганические ве-щества», «органические вещества», «ядро», «ядрышко», «хромосомы», «ткань»;

- работать с лупой и микроскопом;

- распознавать различные виды тканей.

Не задано

Раздел 2 Царство Бактерии (2 часа)

Метапредметные УУД

Личностные: Представление о положительной и отрицательной роли бактерий в природе и жизни человека и умение защищать свой организм от негативного влияния болезнетворных бактерий.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя; развитие навыков самооценки и самоанализа; умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выде­лять главное в тексте, структурировать учебный материал; умение организовать выполнение заданий учителя.

Коммуникативные УУД: умение строить эффек­тивное взаимодействие с одноклассниками ;справедливое оценивание своей работы и работы одноклассников.

17

Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность.

13.01

Урок формирование знаний и умений

Учащиеся должны знать:

- строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий;

- разнообразие и распространение бактерий;

Учащиеся должны уметь:

- давать общую характеристику бактериям;

- отличать бактерии от других живых организмов;

§ 11, № 42-44 р.т., подготовить сообщения о бактериях

18

Роль бактерий в природе и жизни человека

20.01

Урок закрепления и совершенствования знаний и умений

итоговый

Учащиеся должны знать:

- разнообразие и распространение бактерий;

- роль бактерий в в природе и жизни человека.

Учащиеся должны уметь:

- объяснять роль бактерий в природе и жизни человека.

§ 11,12

Раздел 3 Царство Грибы (5 часов)

Метапредметные УУД

Личностные: Понимание роли представителей царства Грибы в природе и жизни человека; осознание необходимости оказания экстренной помощи при отравлении ядовитыми грибами; умение оценивать уровень опасности ситуации для здоровья, понимание важности сохранения здоровья.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя; развитие навыков самооценки и самоанализа; умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презента­ции, представлять ре­зультаты работы классу; умение организовать выполнение заданий учителя.

Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп; умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

19

Грибы, их общая характеристика, строение и жизнедеятельность. Роль грибов в природе и жизни человека.

(РК)

27.01

Урок формирования знаний

(познавательный проект)

Учащиеся должны знать:

- строение и основные процессы жизнедеятельности грибов;

- разнообразие и распространение грибов;

- роль грибов в природе и жизни человека.

Учащиеся должны уметь:

- давать общую характеристику грибам;

- отличать грибы от других живых организмов;

- объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.

§13, составить синквейн.

Презентации о ядовитых грибах.

20

Шляпочные грибы. (РК)

П.р.№2 «Строение плодовых тел шляпочных грибов.

3. 02

Комбинированный

Фронтальный

Учащиеся должны знать:

- строение и основные процессы жизнедеятельности грибов;

- разнообразие и распространение грибов;

- роль грибов в природе и жизни человека.

Учащиеся должны уметь:

- давать общую характеристику грибам;

- отличать грибы от других живых организмов;

- отличать съедобные грибы от ядовитых;

- объяснять роль грибов в природе и жизни человека.

§14, №51.52 р.т.

21

Плесневые грибы и дрожжи

Л.р.№7 Особенности строения мукора и дрожжей.

10.02

Урок применения знаний на практике

фронтальный

Учащиеся должны знать:

- строение и основные процессы жизнедеятельности грибов;

- разнообразие и распространение грибов;

- роль грибов в природе и жизни человека.

Учащиеся должны уметь:

- давать общую характеристику грибам;

- отличать грибы от других живых организмов;

- объяснять роль грибов в природе и жизни человека.

§15, составить кроссворд.

22

Грибы-паразиты

(РК)

Д. Муляжи плодовых тел грибов-паразитов, натуральные объекты (трутовика, ржавчины, головни, спорыньи и др.)

17.02

Урок закрепления и совершенствования знаний и умений

фронтальный

Учащиеся должны знать:

- строение и основные процессы жизнедеятельности грибов;

- разнообразие и распространение грибов;

- роль грибов в природе и жизни человека.

Учащиеся должны уметь:

- давать общую характеристику грибам;

- отличать грибы от других живых организмов;

- объяснять роль грибов в природе и жизни человека.

§13 -16 , тест с.37-39 р.т.

23

Обобщающий урок

Комбинированный

24.02

итоговый

Учащиеся должны знать:

- строение и ос-новные процессы жизнедеятельности бактерий и грибов;

- разнообразие и распространение бактерий и грибов;

- роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.

Учащиеся должны уметь:

- давать общую характеристику бактериям и грибам;

- отличать бактерии и грибы от других живых организмов;

- отличать съедобные грибы от ядовитых;

- объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.

Не задано

Раздел 4 Царство растения (9 часов)

Метапредметные УУД

Личностные: Осознание важности растений в природе и жизни че­ловека; эстетичес­кое восприятие природы; формируется познавательная самостоятельность и мотивация на изучение объектов природы; формируется экологическая культура на основании изучения лишайников и вывода

о состоянии окружающей среды; формируется научное мировоззрение на основе изучения основных этапов развития

растительного мира и установления усложнений в строении растений в процессе эволюции.

Регулятивные УУД. уме­ние организовать вы­полнение заданий учи­теля; развитие навыков самооценки и самоана­лиза; умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, работать с различными источниками информации, пре­образовывать ее из одной формы в другую, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу; развивается умение работать

с текстом и иллюстрациями учебника; развивается умение проводить наблюдения в природе и на их основании делать выводы

.Коммуникативные УУД. умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками; умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

24

Ботаника - наука о растениях

(РК)

Д. гербарные экземпляры растений. Таблицы, видеоматериалы.

2.03

Урок формирование знаний и умений

Учащиеся должны знать:

- основные методы изучения растений;

- основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые;

- роль растений в биосфере и жизни человека;

Учащиеся должны уметь:

- давать общую характеристику растительного царства;

- объяснять роль растений биосфере;

§17

25

Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания

(РК)

Л.р. №8 Строение зелёных водорослей.

9.03

Урок формирование знаний и умений

индивидуальный

Учащиеся должны знать:

- основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие.

Учащиеся должны уметь:

- давать характеристику основным группам растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые).

§18. № 63, подготовить доклады о роли водорослей.

26

Роль водорослей в природе и жизни человек. Охрана водорослей (РК)

16.03

Урок закрепления и совершенствования знаний и умений

фронтальный

Учащиеся должны знать:

- роль водорослей жизни человека;

Учащиеся должны уметь:

- объяснять роль водорослей биосфере;

- давать характеристику основным группам водорослей;

§ 18

27

Лишайники

(РК)

23.03

Урок формирование знаний и умений

Учащиеся должны знать:

- особенности строения и жизнедеятельности лишайников;

Учащиеся должны уметь:

- давать характеристику лишайникам;

§ 19. 67 р.т.

28

Мхи, папоротники, хвощи, плауны

(РК)

Л.р.№9 Строение мха (на местных видах)

Л.р.№10 Строение спороносящего хвоща

Л.р.№11 строение спороносящего папоротника (на усмотрение учителя)

6.04

Урок формирование знаний и умений Урок применения знаний на практике

фронтальный

Учащиеся должны знать:

- основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие;

Учащиеся должны уметь:

- давать характеристику основным группам растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые).

§ 20.21, сообщения

29

Голосеменные растения (РК)

Л. р.№12 Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов)

13.04

Урок формирование знаний и умений Урок применения знаний на практике

индивидуальный

Учащиеся должны знать:

- основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие;

Учащиеся должны уметь:

- давать характеристику основным группам растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые);

§ 22. №73 р.т.

30

Покрытосеменные растения (РК)

Л.р. №13 Строение цветкового растения

20.04

Комбинированный

фронтальный

Учащиеся должны знать:

- основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие.

Учащиеся должны уметь:

- давать характеристику основным группам растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые).

§23, №77 р.т.

31

Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира

27.04

Урок формирование знаний и умений

Учащиеся должны знать:

- основные методы изучения растений;

- происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.

Учащиеся должны уметь:

- объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.

§24, № 79,80

32

Обобщающий урок (РК)

4.05

Комбинированный

итоговый

Учащиеся должны знать:

- основные методы изучения растений;

- основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие.

- особенности строения и жизнедеятельности лишайников;

- роль растений в биосфере и жизни человека;

- происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.

Учащиеся должны уметь:

- давать общую характеристику растительного царства;

- объяснять роль растений в биосфере;

- давать характеристику основным группам растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые);

- объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.

Не задано

2 часа - резервное время.

© 2010-2022