Методическая разработка занятия по предмету Ботаника тема Строение плодов и семян

Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Строение плодов и семян»


Цели занятия:

  1. Учебная: учащиеся должны знать особенности строения семян с эндоспермом (зерновка пшеницы, класс однодольные) и семян с запасными продуктами в зародыше (семя фасоли, класс двудольные); типы плодов, их классификация.

  2. Воспитательная: воспитывать у учащихся интерес к выбранной профессии через раскрытие многообразия и значения семян и плодов для фармации и фармакологии; добросовестность при выполнении заданий; дисциплинированность во время занятий.

  3. Развивающая: развивать речь учащихся, обогащая словарный запас; логическое мышление через умение сравнивать, анализировать, выбирать главное, делать выводы.

Тип занятия: практическое.

Оснащение: 1. Инструктивные карты.

2. Таблицы.

3. Лупы.

4. Препаровальные принадлежности.

5. Микроскопы.

6. Сухие и набухшие семена фасоли.

7. Сухие и намоченные зерновки пшеницы.

8. Готовые препараты продольных срезов через зерновки.

9. Спирт.

10.Глицерин.

11.Йод в йодистом калии.

12.Коллекции плодов.

I. Межпредметные связи:

1. Обеспечивающие: Латинский язык «Имя существительное», «Имя прилагательное».

2. Обеспечиваемые: Фармакология «Лекарственные растения и сырьё, содержащие витамины», «Лекарственные растения и сырьё, содержащие полисахариды», «Лекарственные растения и сырьё, содержащие фенологликозиды».

II. Внутрипредметные: 1. «Цветок».

2. «Систематика высших растений».

3. «Класс однодольные».

4. «Класс двудольные».

Время проведения: 90 минут.

Литература:

а) Яковлев Г.П., Челомбитько В.В. «Ботаника», М., «Высшая школа», 1990.

- Блукет Н.А., Родман Л.С. «Ботаника с основами физиологии», М., «Колос», 1975.

- Генкель П.А., Кудряшов Л.В. «Ботаника», М., «Учпедгиз», 1952.

- Генкель П.П. «Физиология растений с основами микробиологии», М., 1962.

- Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. «Биология», М., «Мир», т.1, 2, 3, 1990.

б) - Медведева В.К. «Ботаника», М., «Медицина», 1985.

- Хржановский В.Г., Пономаренко С.Ф. «Ботаника», М., «Колос», 1982.

План занятия


I. Организационный момент.

2 мин.

II. Вводное слово преподавателя.

4 мин.

III. Изучение нового материала и самостоятельная работа учащихся.

70 мин.

IV. Закрепление знаний.

10 мин.

V. Подведение итогов и задание на дом.

4 мин.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

I. Организационный момент.

Приветствие учащихся, проверка готовности их к занятию, рапорт дежурного.

II. Вводное слово преподавателя.

Аргументация занятия, сообщение темы, цели и хода занятия, запись темы занятия в тетради.

Плоды и семена широко используются человеком для практических целей. Это связано с тем, что в них в большом количестве накапливаются различные запасные вещества - углеводы, белки, жиры, витамины. Кроме того, в плодах концентрируются вторичные метаболиты - алкалоиды, терпеноиды, фенольные соединения. Это делает их особенно важными для медицины и фармацевтической промышленности. Особенно ценятся плоды культивируемых растений, т.к. они более продуктивны.

III. Изучение нового материала и самостоятельная работа учащихся.

  1. Формирование и строение семян:

а) формирование семени;

б) внешнее строение семени;

в) внутреннее строение семени:

- семена без эндосперма и перисперма;

- семена с эндоспермом;

- семена с периспермом;

- семена с эндоспермом и периспермом;

г) плод:

- строение;

- классификация;

- простые сухие;

- простые сочные;

- сложные плоды;

д) работа с инструктивными картами, выполнение практической работы.

IV. Закрепление знаний.

1. Фронтальный опрос учащихся по вопросам инструктивной карты.

2. Выходной тестовый контроль.

V. Подведение итогов и задание на дом.

Преподаватель оценивает активность учащихся, правильность и быстроту выполнения заданий. Проверяются тестовые задания, выставляются и комментируются оценки. Сообщается задание на дом («Систематика высших растений»).



Блок информации.

Семена и плоды.


Формирование и строение семян. Двойное оплодотворение вызывает в растении ряд сложных процессов, в результате которых возникают семена и плоды. После слияния спермия с яйцеклеткой образуется зигота. Зигота выделяет целлюлозную оболочку, и некоторое время остается в покое. Вместе с тем после слияния второго спермия с диплоидной центральной клеткой зародышевого мешка формируется триплоидный эндосперм. Он служит для питания зародыша.

После некоторого периода покоя оплодотворенная яйцеклетка начинает делиться путем митоза и дает две диплоидные клетки. Из клетки, расположенной ближе к пыльцевходу, в результате поперечного деления возникает один ряд клеток - подвесок. Из второй клетки, делящейся в разных направлениях, появляется восьмиклеточный предзародыш, который затем образует зародыш. В нем формируются почечка, две семядоли, подсемядольное колено и корешок. У однопольных формируется одна семядоля.

Из клеток интегументов после оплодотворения возникает кожура семени.

Внешнее строение семян. Семена различаются: по внешнему виду, величине, форме, цвету, опушенности.

Величина семян в основном незначительная.

Форма семян разнообразна: округлая, овальная, треугольная, почковидная, удлиненная.

По цвету семена могут быть белыми, желтыми, красными, коричневыми, черными и др. Иногда они пестрые, узорчатые.

Семена бывают гладкие и опушенные, с зацепками и остями. У некоторых семян (хохлатки, клещевины) снаружи образуются выросты - присеменники, заполненные питательными веществами.

Семена, происшедшие из обратных семяпочек, имеют вырост - семяшов, образовавшийся благодаря прирастанию ножки семяпочки к покровам.

След на семени, где оно прикреплялось к семяножке, называется рубчиком. Возле него имеется отверстие - семявход. Он соответствует пыльцевходу семязачатка.

Внутреннее строение семян. Под кожурой находится зародыш с питательными веществами.

Зародыш семян состоит из почечки, семядолей, подсемядольного колена (гипокотиля) и корешка. В почечке есть укороченная ось первого порядка и нераскрывшиеся маленькие листья. Первые зародышевые листья (у двудольных - два, у однодольных - один) называются семядолями.

Под семядолями расположено подсемядольное колено (гипокотиль). Он является переходной зоной к зародышевому корешку.

Питательные вещества могут находиться в самом зародыше, а могут быть вне его.

В связи с этим различают четыре типа семян.

1. Семена без эндосперма и перисперма. Все питательные вещества сосредоточены в самом зародыше, главным образом в его семядолях (горох, фасоль, вика, редька, горчица, тыква, огурцы и др.).

2. Семена с эндоспермом. Питательные вещества находятся вне зародыша, в эндосперме (мак, вьюнок, табак, злаки).

3. Семена с периспермом. После двойного оплодотворения питательные вещества сконцентрировались в клетках нуцеллуса. Образовалась питательная ткань - перисперм (эндосперм не развился) (семейство гвоздичных, маревых).

4. Семена с эндоспермом и периспермом. Питательные вещества отложились и в эндосперме и перисперме (лоток, каспийский имбирь, черный перец).

Формирование и классификация плодов.

Одновременно с образованием семян после двойного оплодотворения происходит и формирование плодов. Они развиваются из завязи.

Изменения в завязи происходят в основном в её стенках, которые разрастаются и превращаются в околоплодник. У некоторых видов в образовании плодов принимает участие и цветоложе (огурец, тыква), а иногда также основания тычинок, лепестков и чашелистиков (яблоня, груша). Такие плоды получили название ложных, в отличие от истинных, в образовании которых участвует только завязь.

Видоизменение стенок завязи происходит в двух направлениях: у одних растений околоплодник становится сухим, у других - сочным. В околоплоднике различают три части: наружную - внеплодник (экзокарпий), среднюю - межплодник (мезокарпий) и внутреннюю - внутриплодник (эндокарпий).

Внеплодник образуется из верхней кожицы, обычно он тонкий и претерпевает незначительные изменения. Средняя часть стенки завязи, образующая межплодник, часто подвергается наибольшим изменениям. Она больше всего разрастается. В сухих плодах оболочки клеток у нее могут одревеснеть, и межплодник становится твердым (лещина); в сочных, наоборот, межплодник делается большей частью мясистым, сочным (абрикос, персик).

Внутриплодник может стать пленочным, кожистым или видоизмениться в косточку (вишня, слива).

При созревании в клетках околоплодника хлорофилльные зерна обычно разрушаются или превращаются в хромопласты (помидоры, рябина). Крахмал и другие соединения часто переходят в сахар, вследствие чего плоды становятся сладкими. У слив, вишни, винограда окраску плодам придает антоциан. Цветоножка видоизменяется в плодоножку.

При классификации плодов учитывается наличие в цветке одного или многих пестиков, а, следовательно, и завязей. Если в цветке имеется один пестик (слива, черемуха), то плод будет простым. Если в цветке много пестиков (лютик, малина), то плод будет сложным (или сборным).

Иногда наблюдается срастание отдельных плодиков в соцветии. По созревании оно становится соплодием, которое опадает целиком (клубочки свеклы, соплодия тутового дерева, ананаса, инжира).

Простые сухие плоды. В сухих плодах все слои околоплодника высыхают. Они могут быть вскрывающиеся и невскрывающиеся.

Вскрывающиеся сухие плоды. Содержат более одного семени. При созревании они растрескиваются, и семена высыпаются.

К таким плодам относятся: листовка, боб, стручок, стручочек, коробочка.

Листовка - одногнездный плод, образовавшийся из одного плодолистика. Вскрывается по одному (брюшному) шву (живокость полевая).

Боб - одногнездный плод, образовавшийся из одного плодолистика. Вскрывается от вершины к основанию по двум швам (брюшному и спинному) (семейство бобовых).

Стручок - двугнездный плод, образовавшийся из двух плодолистиков. Вскрывается от основания к вершине двумя опадающими створками. Семена держатся на перегородке, остающейся на плодоножке. Она называется ложной, т.к. произошла не из стенок плодолистиков, а из особой ткани.

Длина стручка в 4 раза и более превышает ширину (капуста, сурепница).

Стручочек - плод, аналогичный стручку, но длина его превышает ширину не более чем в 3 раза (ярутка, пастушья сумка).

Коробочка - одногнездный и многогнездный плод, образовавшийся более чем из одного плодолистика. Вскрывается разнообразными способами: благодаря спаданию крышечки, отвороту зубчиков, появлению вдоль трещин, через отверстия - дырочки (белена, смолевка, дурман, мак). Стручок и стручочек по существу являются коробочками, но специфического строения.

Невскрывающиеся сухие плоды: орех, орешек, семянка, зерновка, крылатка - все односеменные. Семя освобождается после разрушения околоплодника.

Орех - плод, образовавшийся большей частью из двух плодолистиков, с твердым, деревянистым околоплодником (лещина). Семя лежит свободно. Если орех имеет плюску из сросшихся прицветников, его называют желудем (дуб).

Орешек - отличается от ореха меньшей величиной (гречиха, липа).

Семянка - плод, образовавшийся большей частью из двух плодолистиков, с кожистым околоплодником, не срастающимися с семенем (подсолнечник, сафлор, череда).

Зерновка - образуется главным образом из двух плодолистиков. Пленчатый околоплодник срастается с кожурой семени (рожь, пшеница, костер).

Крылатка - плод, образовавшийся из одного-двух плодолистиков, с кожистым или пленчатым околоплодником, разрастающимся в крылатый придаток (вяз, береза).

Простые сочные плоды. К сочным плодам относятся ягода, костянка, тыквина, яблоко, померанец.

Ягода - многосемянной плод, образовавшийся из одного или нескольких плодолистиков. Средний и внутренний слои околоплодника сочные, наружный - кожистый (виноград, смородина, помидор).

Костянка - в большинстве случаев одногнездный, односемянный плод, у которого экзокарпий очень тонкий, мезокарпий обычно сочный, а эндокарпий - твердый, деревянистый (абрикос, вишня, слива). У грецкого ореха сочная наружная часть опадает.

Тыквина - плод, образованный тремя плодолистиками, многосемянной. Мезокарпий и эндокарпий - сочные. Экзокарпий - твердый, иногда деревянистый (тыква, огурец, арбуз).

Померанец - плод, образованный несколькими плодолистиками, многосемянный. Эндокарпий - толстокожистый, богатый эфирными маслами, окрашенный. Мезокарпий - губчатый, белого цвета, сухой. Эндокарпий - сочный, образовавшийся из волосков внутренней эпидермы плодолистиков (мандарин, лимон, апельсин).

Яблоко - плод из нескольких плодолистиков, многосемянный. Гнезда устланы хрящеватым (пергаментным) эндокарпием. Вся сочная часть - мехокарпий, экзокарпий, сросшиеся основания - тычинок, лепестков, чашелистиков (груша, айва, аблоня).

Сложные (сборные плоды) образуются из цветков, в которых было несколько пестиков. Название они получают в зависимости от характера отдельных плодиков. Встречаются сложная листовка (водосбор, пион, купальница), сложный орешек (лютик, анемона), сложная семянка (лапчатка, земляника), сложная костянка (малина, ежевика).

Соплодия могут быть из орешков, костянок, ягод. Соплодие свеклы называется клубочком. Оно включает 2-6 сросшихся орешков. У шелковицы соплодие состоит из костянок. Соплодие инжира формируется из разросшегося общего ложа соцветия, на внутренней поверхности которого из многочисленных цветков образуются плодики - орешки.

У ананаса - соцветие колос, густо покрытый сидячими цветками. Образовавшиеся соплодия ананаса представляет собой расширенную ось колоса, на которой расположены бессемянные ягоды. Из вершины соплодия выходит листоносный побег.

Дробный плод возникает из одной дву-многогнездной завязи, которая при образовании плода расщепляется вдоль по гнездам и дает две или более отдельных плодиков (семейство губоцветных, бурачниковых, морковь, укроп, борщевик, клен).

Членистый плод образуется из одной завязи. При созревании он распадается в поперечном направлении на отдельные односеменные плодики (дикая редька, копеечник).





ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТА К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ


Тема: «Семена и плоды»


Оборудование: лупы, микроскопы, препаровальные принадлежности.

Материалы: сухие и набухшие семена фасоли, сухие и намоченные зерновки пшеницы, готовые препараты продольных срезов через зерновки, спирт, глицерин, йод в йодистом калии, коллекции плодов.

Задание № 1.

Изучить особенности строения семян двудольного растения - фасоли.

а) Взять сухие и набухшие семена фасоли (Phaseolus vulgares) и ознакомиться с их внешним строением.

Снаружи видна плотная семенная кожура. На вогнутой части семени вверху хорошо заметен небольшой выступ корешка зародыша, микропиле в виде маленькой точечки, рубчик и ниже - семяшов.

б) снять с набухшего семени кожуру и развернуть его на две половины.

На одной стороне остаются почечка, зародышевый стебель и зародышевый корень, на другой углубление, в котором они помещались. В семядолях находятся питательные вещества. Эндосперма в семени фасоли нет.

в) Развернуть иголочками почечку. Видны два листочка, между которыми расположен конус нарастания.

г) Зарисовать строение семени фасоли и обозначить его части.

Задание № 2.

Изучить особенности строения односеменного плода - зерновки пшеницы.

а) Рассмотреть сухие зерновки пшеницы (Triticum aestivum). Снаружи имеется околоплодик, плотно сросшийся с кожурой семени (он не отделяется даже у размоченной зерновки). У одного конца зерновки виден зародыш, а на противоположной стороне - хохолок. Имеется бороздка, на которой находится рубчик. При разрезании зерновки поперек видно, что содержимое ее состоит из мучнистого вещества.

б) На готовом препарате изучить внутреннее строение зерновки.

При малом увеличении виден весь зародыш и часть эндосперма. Покровы - околоплодник Ии семенная кожура - срослись между собой. Зародыш состоит из почечки, зародышевого стебля и зародышевого корня.

В почечке сверху виден наружный лист - колеоптиль, защищающий конус нарастания. При прорастании он выходит наружу, а потом прорывается последующими листьями. Зародыш граничит с эндоспермом паренхимными клетками щитка. Щиток представляет собой семядолю зародыша. Через него поступают питательные вещества из эндосперма к зародышу. К эндосперму обращен всасывающий слой клеток щитка. На противоположной стороне щитка находится маленький бугорок - эпибласт (его считают второй, недоразвившейся семядолей). Зародыш имеет короткий стебель, переходящий в корень который прикрыт корневым влагалищным (колеоризой).

При рассматривании эндосперма видно, что к покрову зерновки прилегает алейроновый слой. Клетки этого слоя имеют кубическую форму и заполнены зернами запасного белка. Для их окрашивания используют раствор йода в йодистом калии. Остальные клетки эндосперма заполнены крахмальными зернами.

в) Зарисовать поперечный срез зерновки пшеницы.

Задание № 3.

Изучить типы плодов.

а) Изучить сухие плоды.

- многосемянные - листовку (живокость), боб (горох, фасоль), стручок (капуста, сурепка), стручочек (ярутка, пастушья сумка), коробочку (мак);

- односемянные - орешек (гречиха), орех (лещина), желудь (дуб), семянку (подсолнечник, одуванчик), зерновку (пшеница, рожь, кукуруза), крылатку (береза, вяз).

б) Изучить сочные плоды (муляжи, свежий, консервированный и фиксированный материал):

- многосемянные - ягоду (помидор, виноград, смородина, крыжовник), яблоко (яблоко, айва, рябина, груша), тыквину (огурец, дыня, арбуз), померанец (лимон, апельсин, мандарин), костянку (крушина, бузина);

- односемянные - костянку (вишня, слива, персик).

в) Изучить сборные, дробные плоды и соплодия: сборный орешек (лютик), сборную семянку (земляника), сборную костянку (малина, ежевика), двусемянку (морковь, петрушка, укроп), двукрылатку (клен), соплодие (свекла, инжир, ананас).

г) Зарисовать внешний вид плодов и обозначить тип плода.

д) Зарисовать поперечный или продольный разрез плода (в зависимости от типа) и обозначить его части.

Задание № 4.

Ответить на вопросы:

  1. Из чего образуется семя?

  2. Каково строение и назначение семени?

  3. Какие признаки положены в основу классификации семян?

  4. Каково происхождение, строение и назначение плода?

  5. В чем разница между простым и сборным плодами?

  6. В чем принципиальное отличие плода от соплодия?

  7. Какие признаки положены в основу классификации плодов?

  8. Как охарактеризовать сухие плоды?

  9. Дайте их классификацию.

  10. Какую характеристику имеют сочные плоды?

  11. Как они классифицируются?

  12. Как происходит расселение плодов и семян?



Кроссворд

«Семена и плоды»

По горизонтали:

  1. Одногнездный, односемянной плод, у которого экзокарпий очень тонкий, мезокарпий обычно сочный, а эндокарпий - твердый, деревянистый.

  2. Наружная часть околоплодника, внеплодник.

  3. Запас питательных веществ в семенах.

  4. След на семени, где оно прикреплялось к семяножке.

  5. Плод, образовавшийся из двух плодолистиков, с твердым, деревянистым околоплодником.

  6. Плод, образовавшийся из одного, двух плодолистиков, с кожистым или пленчатым околоплодником, разрастающимся в крылатый придаток.

  7. Вырост семян, образовавшийся благодаря прирастанию ножки семяпочки к покровам.

  8. Первые зародышевые листья.

  9. Двугнездный плод, образовавшийся из двух плодолистиков, вскрывается от основания к вершине двумя опадающими створками, семена держатся на перегородке.

  10. Подсемядольное колено.

По вертикали:

  1. Средняя часть околоплодника, межплодник.

  2. Плод, из трех плодолистиков, многосемянный, мезокарпий и эндокарпий - сочные, эндокарпий твердый, иногда деревянистый.

  3. Внутренняя часть околоплодника, внутриплодник.

  4. Плод, имеющий кожистый или пленчатый околоплодник, который срастается с кожурой семени.

  5. Плод многосемянный, имеет толстокожистый экзокарпий, богатый эфирными маслами, окрашенный. Мезокарпий губчатый, белый, сухой. Эндокарпий - сочный.

  6. Одногнездный плод, вскрывающийся от вершины к основанию по двум швам.

  7. Одногнездный (многогнездный) плод, образованный более чем из одного плодолистика.

  8. Многосемянный плод, у которого средний и внутренний слои околоплодника сочные, а наружный - кожистый.

  9. Одногнездный плод, образовавшийся из одного плодолистика, вскрывается по одному (брюшному) шву.




Ответы к кроссворду.

По горизонтали:

  1. костянка

  2. экзокарпий

  3. эндосперм

  4. рубчик

  5. орех

  6. крылатка

  7. семяшов

  8. семядоли

  9. стручок

  10. гипокотиль

По вертикали:

  1. мезокарпий

  2. тыквина

  3. эндокарпий

  4. зерновка

  5. померанец

  6. боб

  7. коробочка

  8. ягода

  9. листовка
























Кроссворд

«Семена и плоды»




1




























1

2
































Методическая разработка занятия по предмету Ботаника тема Строение плодов и семян2

3

4



3


5











4

6

















5











6


7









7

8




















8


9










9


















10




































Министерство здравоохранения Республики Казахстан

Северо-Казахстанский медицинский колледж






Рассмотрено и обсуждено на заседании ЦМК общепрофессиональных дисциплин

Протокол № ____ от _______

Председатель ЦМК ________









УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ


по предмету «Ботаника»


Тема: «Строение плодов и семян»


Для специальности 0406002 «Фармация»

с квалификацией 0406012 «Фармацевт»










Составила: преподаватель Богач Н.В.







г.Петропавловск, 2007-2008 учебный год

© 2010-2022