- Преподавателю
- Биология
- Систематизация знаний по биологии в рамках подготовки к ОГЭ. 9 класс
Систематизация знаний по биологии в рамках подготовки к ОГЭ. 9 класс
Раздел | Биология |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Антонова С.А. |
Дата | 21.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа» п. Арчаглы - Аят
«Систематизация знаний по биологии
в рамках подготовки к ОГЭ»
для учащихся 9 классов
20 часов
Составитель: Антонова С.А
учитель биологии
высший категории
2015-2016 г.
Пояснительная записка
Систематизация знаний и решение задач занимает в образовании важное место, так как это один из приемов обучения, посредством которого обеспечивается более глубокое и полное усвоение учебного материала по предмету и вырабатывается умение самостоятельного применения приобретенных знаний.
Целью курса является развитие общих интеллектуальных умений, а логического мышления, умений анализировать, конкретизировать, обобщать, систематизировать, применять приемы сравнения, развитие творческого мышления. При решении задач осуществляется осознание учащимися своей собственной деятельности, обеспечение самостоятельности и активности учащихся, достижение прочности знаний и умений применять полученные знания в нестандартных, творческих заданиях.
В процессе систематизации реализуются межпредметные связи, показывающие единство природы, что позволяет развивать мировоззрение учащихся.
В материалах КИМов ОГЭ и Единого тестирования по биологии решение задач является одними из основополагающих и встречаются в тестах разного уровня сложности. Поэтому, главным в содержании курса является его практическая направленность, связь теоретических и практических знаний, умений и навыков. Она включает в себя элементы:
* наблюдение
*измерение
*экспериментирование
* математический анализ полученных данных
* работа с информационными источниками, в том числе и Интернет
В ходе занятий ученики совершенствуют и отрабатывают:
* коммуникативные умения - сотрудничество при работе в группах, культура ведения дискуссии;
* презентация результатов;
* самонаблюдение;
* умение использовать полученные знания в повседневной жизни
Программа позволяет установить степень достижения промежуточных и итоговых результатов и выявить сбой в прохождении программы в любой момент процесса обучения, создание индивидуальных коррекционных планов для каждого ученика.
Цели курса:
-
Формирование современных знаний в области биологии,
-
Развитие способности использовать знания, полученные на занятиях
биологии, изучении других школьных дисциплин естественно - научного цикла.
Задачи: Создание условий для формирования и развития у обучающихся:
-
Интеллектуальных и практических умений
-
Умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, применять знания в практической жизни.
-
Способствовать развитию творческих способностей учащихся, умения работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, умения рефлексии и самооценки.
-
Воспитывать бережное отношение к своему здоровью и окружающему миру.
Содержание курса составляют знания и умения решать задачи по биологии
Курс рассчитан на 20 часов
Методы:
-
лекционный метод передачи знаний;
-
практический метод: решение расчетных и экспериментальных задач по генетике
-
методы социально-психологического тренинга: дискуссионный метод обсуждения различных генетических проблем, метод анализа конкретных ситуаций, учебно-игровая деятельность.
Продолжительность: занятия 40 мин.
Проведение занятий: один раз в неделю.
Основная форма проведения занятий - урок, который можно проводить на базе кабинета биологии в школе. На каждом уроке нужно формулировать цель для учащихся, это цель должна быть им понятна и интересна. Активизация познавательной активности учащихся достигается за счет работы в творческих проблемных группах, выполнение сообщений и других творческих работ.
Схема занятий:
-
Информационная часть. Актуализация знаний учащихся.
-
Практическая часть. Упражнения, задания, ролевые игры, решение тестовых заданий разного уровня сложности.
-
Рефлексивная часть. Планы на будущее.
Образовательные результаты изучения данного элективного курса могут быть выявлены в рамках следующих форм:
-
текущий контроль (беседы с учащимися по изучаемым темам, тестирование), посещаемость, активность работы на занятиях;
-
итоговый контроль в форме выполнения итогового контрольного теста по решению задач по генетике.
Учебно-методическое обеспечение курса
-
Программа курса
-
Методические разработки практикумов по решению задач
-
Комплекты тестов.
-
Наглядно-демонстрационный материал.
В процессе обучения учащиеся приобретают следующие биологические умения и навыки.
Знать /понимать:
основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; учение об уровнях организации жизни; закон гомологических рядов Вавилова; сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере; строение биологических объектов: клетки, генов и хромосом, вида, экосистем; вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки; биологическую терминологию и символику; характерные свойства живого: метаболизм, репродукция, наследственность, изменчивость, рост и развитие, раздражимость, дискретность, саморегуляция
уметь:
-
объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов; механизмы передачи признаков и свойств из поколения в поколение, а также возникновение отличий от родительских форм у потомков. Составлять простейшие родословные и решать генетические задачи. Понимать необходимость развития теоретической генетики и практической селекции для повышения эффективности сельскохозяйственного производства и снижения себестоимости продовольствия.
-
решать: элементарные задачи по экологии; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, сети питания, экологические пирамиды ;
-
описывать особей видов по морфологическому критерию;
-
выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
-
сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, строение клетки растений и животных, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
-
анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
-
изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
-
находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;
-
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);
-
правил поведения в природной среде;
-
оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
-
оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение
Содержание.
Раздел 1. КЛЕТКА КАК БИОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
Клеточная теория, ее основные положения, роль в формировании современной естественнонаучной картины мира. Развитие знаний о клетке. Клеточное строение организмов, сходство строения клеток всех организмов - основа единства органического мира, доказательства родства живой природы Многообразие клеток. Сравнительная характеристика клеток растений, животных, бактерий, грибов Химическая организация клетки. Взаимосвязь строения и функций неорганических и органических веществ (белков, нуклеиновых кислот, углеводов, липидов, АТФ), входящих в состав клетки. Неорганические вещества клетки Органические вещества клетки. Углеводы, липиды Белки, их строение и функции Нуклеиновые кислоты. Метаболизм: энергетический и пластический обмен,
их взаимосвязь. Стадии энергетического обмена. Фотосинтез, его значение,Световые и темповые реакции фотосинтеза, их взаимосвязь. Энергетический и пластический обме
Раздел 2. ОРГАНИЗМ КАК БИОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
Разнообразие организмов: одноклеточные и многоклеточные; автотрофы (хемотрофы, фототрофы), гетеротрофы (сапротрофы, паразиты, симбионты). Вирусы - псклеточпые формы. Заболевание СПИД и ВИЧ-инфекция. Воспроизведение организмов, его значение. Способы размножения, сходство и отличие полового и бесполого размножения. Использование полового и бесполого размножения в практической деятельности человека. Применение искусственного оплодотворения у растений и животных. Онтогенез и присущие ему закономерности. Вредное влияние мутагенов, алкоголя, наркотиков,
никотина на генетический аппарат клетки. Селекция. Биотехнологии.
Раздел 3. МНОГООБРАЗИЕ ОРГАНИЗМОВ, ИХ СТРОЕНИЕ И ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Систематика. Основные систематические (таксономические) категории: вид, род, семейство, отряд (порядок), класс, тип (отдел), царство;
Царство Бактерии. Особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе. Бактерии - возбудители заболеваний растений, животных, человека. Профилактика заболеваний, вызываемых бактериями. Вирусы Царство Грибы. Строение, жизнедеятельность, размножение. Использование грибов для получения продуктов питания и лекарств. Распознавание съедобных и ядовитых грибов. Лишайники, их разнообразие, особенности строения и жизнедеятельности. Царство Растения. Особенности строения тканей
и органов. Жизнедеятельность и размножение растительного организма, его целостность Общая характеристика царства Растения Ткани высших растений Вегетативные органы цветковых растений. Корень Побег Цветок и его функции. Соцветия и их биологическое значение Многообразие растений. Признаки основных отделов, классов и семейств покрытосеменных растений. Роль растений в природе и жизни человека. Космическая роль растений на Земле Жизненный цикл водорослей Однодольные и двудольные растения. Царство Животные. Главные признаки подцарств одноклеточных и многоклеточных животных. Одноклеточные и беспозвоночные животные, их классификация, особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе и жизни человека.
Раздел 4. ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ
Ткани. Строение и жизнедеятельность органов и систем органов: пищеварения, дыхания,
кровообращения, лимфатической системы Анатомия и физиология человека. Ткани
Строение и функции пищеварительной системы Строение и функции дыхательной системы Строение и функции системы органов кровообращения и лимфообращения. Размножение и развитие организма человека.
Внутренняя среда организма человека. Группы кропи. Переливание крови. Иммунитет. Обмен веществ и превращение энергии в организме человека. Витамины Внутренняя среда организма. Состав и функции крови. Группы крови. Переливание крови Иммунитет Обмен веществ в организме человека Нервная и эндокринная системы. Нейрогуморальная рефляция процессов жизнедеятельности организма как основа его целостности, связи со средой Нервная система. Общий план строения. Функции Строение и функции центральной нервной системы Строение и функции вегетативной нервной системы Эндокринная система. Нейрогуморальная
регуляция процессом жизнедеятельности Диализаторы. Органы чувств, их роль а организме. Строение функции. Высшая нервная деятельность. Сон. его значение. Сознание, память, эмоции, речь, мышление. Особенности психики человека Органы чувств (анализаторы). Строение и функции органов зрения и слуха Высшая нервная деятельность. Сон, его значение. Сознание, память, эмоции, речь, мышление. Особенности психики человека
Раздел 6. НАДОРГАНИЗМЕННЫЕ СИСТЕМЫ. ЭВОЛЮЦИ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА
Вид, его критерии и структура. Популяция структурная единица вида и элементарная единица эволюции. Способы видообразования. Микроэволюция Развитие эволюционных идей. Значение работ К Линнея, учения Ж-Б. Ламарка, эволюционной теории Ч. Дарвина. Взаимосвязь движущих сил эволюции. Элементарные факторы эволюции. Формы естественного отбора, виды борьбы за существование. Взаимосвязь движущих сил эволюции. Творческая роль естественного отбора в эволюции. Исследования С.С. Четверикова
Синтетическая теория эволюции. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира Развитие эволюционных идей. Значение работ К. Липнем, учения Ж.-Б. Ламарка, эволюционной теории Ч. Дарвина. Взаимосвязь движущих сил
эволюции. Элементарные факторы эволюции Творческая роль естественного отбора.
Синтетическая теория эволюции. Исследования С.С.Четверикова. Роль эволюционной теории
в формировании современной естественнонаучной картины мира Результаты эволюции: приспособленность организмов к среде обитания, многообразие видов. Доказательства
эволюции живой природы Макроэволюция. Направления и пути эволюции Биологический
прогресс и регресс, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерации. Причины биологического прогресса и регресса. Гипотезы возникновения жизни на Земле. Эволюция органического мира. Основные ароморфозы в эволюции растений и животных Происхождение человека. Человек как вид, его место в системе органического мира. Гипотезы происхождения человека. Движущие силы и этапы эволюции человека. Человеческие расы, их генетическое родство Биосоциальная природа человека. Социальная и природная среда, адаптации к ней человека Антропогенез. Движущие силы.
Учебно - тематическое планирование.
№
Тема
Количество часов
1.
Биология - наука о жизни
1
Раздел 1 Клетка как биологическая система 2 часа
2
Химическая организация клетки. Строение клетки
1
3.
Метаболизм клетки. Клетка - генетическая единица живого
1
Раздел 2 Организм как биологическая система 4 часа
4.
Разнообразие и воспроизведение организмов
1
5.
Заболевание СПИД и ВИЧ-инфекция
1
6.
Применение искусственного оплодотворения у растений и животных
1
7
Вредное влияние мутагенов, алкоголя, наркотиков
1
Раздел 3 Многообразие организмов, их строение и жизнедеятельность. 5 часов
8
Систематика. Царства: Бактерии. Вирусы. Грибы.
1
9
Царство Растения
1
10-12
Царство Животные ( Простейшие, Черви, Моллюски, Членистоногие, Хордовые, Рыбы, Земноводные, Пресмыкающиеся, Птицы, Млекопитающие)
3
Раздел 4 Человек и его здоровье. 4 часа
13.
Ткани и органы. Внутренняя среда организма
1
14.
Покровная, опорно-двигательные системы
1
15.
Кровеносная, пищеварительная системы. Нервная, половая, эндокринная системы
1
16.
Дыхательная система, органы чувств
1
Раздел 5 Надорганизменные системы. Эволюция органического мира. 4 часа
17.
Вид, его структура, критерии. Микроэволюция.
1
18.
Макроэволюция.
1
19.
Возникновение жизни на Земле.
1
20
Антропогенез
1
Литература :
-
ОГЭ. Биология: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов/ под.ред.А.Н Калининой. - М.:Издательство «Национальное образование»,2016. - 240 с.- (ОГЭ. ФИПИ- школе).
2. ОГЭ. Биология: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов/ под.ред.А.Н Калининой. - М.:Издательство «Национальное образование»,2015. - 240 с.- (ОГЭ. ФИПИ- школа.
3.Биология. 9-й класс. Тематические тесты для подготовки к ОГЭ - 9: методическое-
Пособие / А.А. Кириленко, С.И. Колесников. - Изд. 2-е. Ростов н/Д: Легион,2014.-262 с.