Рабочая программа учебной дисциплины: ОДБ. 07 Биология

Раздел Биология
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Рабочая программа учебной дисциплины: ОДБ.07 Биология

Департамент образования и науки Кемеровской области

Государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Яшкинский техникум технологий и механизации»





УТВЕРЖДАЮ:

директор _________ _______________

подпись расшифровка подписи

«_____» __________________

число месяц год


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


учебной дисциплины


ОДБ. 07 Биология

Уровень образования: среднее общее образование

Профессия: 35.01.13 Тракторист - машинист сельскохозяйственного производства

Форма обучения: очная



Яшкино

2014

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего общего образования по биологии (базовый уровень) и Примерной программы учебной дисциплины биология для профессий и специальностей среднего профессионального образования (Константинов В.М., 2008г.), рекомендованной экспертным советом ФГУ ФИРО, Протокол 24/1 от 27 марта 2008 года.

Программу разработала преподаватель Алексеева Алина Игоревна

Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании методической комиссии преподавателей общеобразовательных дисциплин

"___"________ 20__ г., протокол № ___.Председатель МК _________

"___"________ 20__ г., протокол № ___.Председатель МК _________

"___"________ 20__ г., протокол № ___.Председатель МК _________


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА………………………………………………4

Тематический план учебной дисциплины (Биология)……....7

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (Биология)……………….….8

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ……………………………………………………12

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебной дисциплины Биология для ГОУ СПО «Яшкинский техникум технологий и механизации» обеспечивает необходимый базовый уровень среднего общего образования по биологии при подготовке квалифицированных рабочих/специалистов среднего звена по профессиям/специальностям технического профиля.

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования и Примерной программы учебной дисциплины биология для профессий/специальностей среднего профессионального образования (Константинов В.М., 2008г).

Биология как учебная дисциплина входит в общеобразовательный цикл. Рабочая программа предназначена для обучения на базе основного общего образования.

Цель дисциплины:

- освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, популяция, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе, о выдающихся открытиях в биологической науке, роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира, о методах научного познания;

- овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, в развитии современных технологий, определять живые объекты в природе, проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений, находить и анализировать информацию о живых объектах;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

- воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью, уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснование и соблюдение мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.

Задачи: способствовать развитию познавательного интереса к биологии и формированию современной естественнонаучной картины мира.

В соответствии с рабочим учебным планом Биология изучается на 1 и 2 курсе. Объем максимальной учебной нагрузки составляет 175 часов: обязательной аудиторной нагрузки 115 часов, самостоятельной работы обучающегося 60 часа.

Содержание дисциплины включает 7 разделов. Наряду с федеральным базисным компонентом в содержание отдельных тем программы включен профессиональный компонент.

При изложении учебного материала различных тем приведен перечень подлежащих изучению учебных элементов. После наименования учебного элемента указан уровень необходимого освоения данного элемента.

При распределении учебного времени между разделами и темами учитывались сложность содержания и объем представленной в них информации.

Изучение биологии основывается на знаниях, полученных обучающимися при изучении естественно - научных дисциплин в основной общей школе, а также приобретенных на уроках химии, географии, истории.

Структура программы линейная, предполагающая последовательное изучение тем по принципу «от общего к частному (конкретному)».

При изучении материала преимущественно используются мультимедийный комплекс, лекционные занятия, лабораторные и практические работы. Запланированные программой экскурсии будут проводится во внеурочное время.

Для реализации программы применяются графические наглядные пособия (плакаты, таблицы).

Программой предусмотрены следующие виды контроля:

текущий контроль в форме устного и письменного опроса, тестовых заданий, самостоятельных и проверочных работ;

промежуточный контроль в форме контрольных работ;

итоговый контроль в форме дифференцированного зачета.

Итоговая отметка по окончании изучения дисциплины выставляется на основании оценок, полученных за дифференцированный зачет и текущих в течение года.

В результате освоения биологии в рамках государственного образовательного стандарта среднего образования студент должен знать/понимать:

- основные положения биологических теорий: клеточной, эволюционной теории Ч.Дарвина, учения В.И.Вернадского о биосфере, сущность законов Г.Менделя закономерностей изменчивости;

- строение биологических объектов: клетки, генов, хромосом, вида и экосистем (структура);

- сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;

- вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

- биологическую терминологию и символику;

уметь:

объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;

решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

описывать особей видов по морфологическому критерию;

выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

сравнивать: биологические объекты (тела живой и неживой природы по химическому составу, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;

анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически ее оценивать;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;

- оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;

- оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

В процессе освоения учебной дисциплины студент должен овладевать общими компетенциями:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7. Организовать собственную деятельность с соблюдением требований охраны труда и экологической безопасности.

ОК 8. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

Тематический план

учебной дисциплины БИОЛОГИЯ


Профессия: 35.01.13 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства

Шифр раздела темы

Наименование разделов и тем

Количество часов

макси-мальной нагрузки

самосто-ятельной работы

всего

обязательной аудиторной нагрузки

в том числе

лаб. работ

практ. работ

контрольных работ


Введение

3


3

-


-

1

Учение о клетке

21

7

14

1

2

1

2

Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов

20

5

15

-

2

-

3

Основы генетики и селекции

26

8

18

-

2

1

4

Эволюционное учение

5


5

-


-

Итого за 1 курс

75

20

55

1

6

2

4

Эволюционное учение

27

10

17

-

2

-

5

История развития жизни на Земле

9

2

7

-


-

3 семестр

36

12

24

0

2

0

5

История развития жизни на Земле

13

6

7

-


-

6

Основы экологии

40

18

22

-

4

1

7

Бионика

9

4

5

-

-

-


Дифференцированный зачет

2


2




4 семестр

64

28

36

0

4

1

Итого за 2 курс

100

40

60

0

6

1

Всего по дисциплине

175

60

115

1

12

3


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ БИОЛОГИЯ


Тема

Уровень освоения

Введение. Объект изучения биологии - живая природа. Признаки живых организмов. Многообразие живых организмов. Уровневая организация живой природы и эволюция. Методы познания живой природы. Общие закономерности биологии. Предмет изучения обобщающего курса «Биология», цели и задачи курса. Изучение основных закономерностей возникновения, развития и существования жизни на Земле и современной организации. Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира и в практической деятельности людей. Соблюдение правил поведения в природе, бережное отношение к биологическим объектам (растениям и животным и их сообществам) и их охрана.

Демонстрации. Биологические системы разного уровня: клетка, организм, популяция, экосистема, биосфера. Царства живой природы.

2

Раздел 1.Учение о клетке.

Клетка -элементарная живая система и основная структурно-функциональная единица всех живых организмов. Развитие знаний о клетке (Р.Гук, Р.Вирхов, К.Бэр, М.Шлейден и Т.Шванн).Краткая история изучения клетки. Химическая организация клетки. Органические вещества и неорганические вещества клетки и живых организмов. Углеводы, белки, липиды, нуклеиновые кислоты и их роль в клетке.

Строение и функции клетки. Прокариотические и эукариотические клетки. Вирусы как неклеточная форма жизни и их значение. Борьба с вирусными заболеваниями (СПИД и др.) цитоплазма и клеточная мембрана. Органоиды клетки.

Обмен веществ и превращение энергии в клетке: пластический и энергетический обмен. Строение и функции хромосом. ДНК- носитель наследственной информации. Репликация ДНК. Ген. Генетический код. Биосинтез белка.

Клеткии их разнообразие в многоклеточном организме дифференцировка клеток. Клеточная теория строения организмов. Жизненный цикл клетки. Митоз.

Демонстрации. Строение и структура белка. Строение молекул ДНК и РНК. Репликация ДНК. Схемы энергетического обмена и биосинтеза белка. Строение клеток прокариот и эукариот, строение и многообразие клеток растений и животных. Строение вируса. Фотографии схем строения хромосом. Схема строения гена. Митоз.

Лабораторные и практические работы.

1.Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах, их описание. 2. Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений. 3. Сравнение строения клеток растений и животных по готовым микропрепаратам.

Проведение биологических исследований:наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание; сравнение строения клеток растений и животных; приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.

2

Раздел 2. Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов.

Организм - единое целое. Многообразие живых организмов.Размножение - важнейшее свойство живых организмов. Половое и бесполое размножение. Мейоз.Образование половых клеток и оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Эмбриональный этап онтогенеза.Основные стадии эмбрионального развития. Органогенез. Постэмбриональное развитие.

Сходство зародышей представителей разных групп позвоночных как свидетельство их эволюционного родства. Причины нарушений в развитии организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения среды на развитие человека.

Демонстрации.

Многообразие организмов. Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Фотосинтез. Деление клетки. Митоз. Бесполое размножение организмов. Образование половых клеток. Мейоз. Оплодотворение у растений. Индивидуальное развитие организма. Типы постэмбрионального развития животных.

Лабораторные и практические работы.

4.Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательство их эволюционного родства.

Проведение биологических исследований: выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства, источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на собственный организм; составление простейших схем скрещивания; решение элементарных генетических задач; анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии.

2

Раздел 3. Основы генетики и селекции.

Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г. Мендель - основоположник генетики. Генетическая терминология и символика.

Законы генетики, установленные Г.Менделем.Моногибридное и дигибридное скрещивание.Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов. Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. Значение генетики для селекции и медицины. Наследственные болезни человека, их причины профилактика.

Закономерности изменчивости. Наследственная и генотипическая изменчивость. Модификационная изменчивость. Генетика - теоретическая основа селекции. Одомашнивание животных и выращивание культурных растений - начальные этапы селекции. Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация и искусственный отбор. Основные достижения современной селекции культурных растений, домашних животных и микроорганизмов.

Биотехнология, ее достижения и перспективы развития. Этические аспекты некоторых достижений в биотехнологии. Клонирование животных (проблемы клонирования человека).

Лабораторные и практические работы.

5.Составление простейших схем моногибридного и дигибридного скрещивания. 6.Решение генетических задач. 7. Анализ фенотипической изменчивости.8.Выявление мутагенов в окружающей среде и косвенная оценка возможного их влияния на организм.

2

Раздел 4. Эволюционное учение.

История развития эволюционных идей. Значение работ К.Линнея, Ж.Б.Ламарка в развитии эволюционных идей в биологии. Эволюционное учение Ч.Дарвина. Естественный отбор. Роль эволюционного учения в формировании современной естественнонаучной картины мира. Концепция вида, его критерии. Популяция как структурная единица вида и эволюции. Движущие силы эволюции.15 Синтетическая теория эволюции. Микроэволюция. Современные представления о видообразовании (С.С.Четвериков, И.И.Шмальгаузен). Макроэволюция. Доказательства эволюции. Сохранение биологического многообразия как основы устойчивости биосферы и прогрессивного ее развития. Причины вымирания видов. Основные направления эволюционного прогресса. Биологический прогресс и биологический регресс.

2

Раздел 5. История развития жизни на земле.

Гипотезы происхождения жизни. Краткая история развития органического мира. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции. Современные гипотезы о происхождении человека. Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Эволюция человека. Единство происхождения человеческих рас.

Демонстрации. Критерии вида. Структура популяции. Адаптивные особенности организмов, их относительный характер. Эволюционное древо растительного мира. Эволюционное древо животного мира. Представители редких и исчезающих видов растений и животных. Происхождение человека. Человеческие расы.

Лабораторные и практические работы.

9.Описание особей по морфологическому признаку. 10. Приспособление организмов к разным средам обитания (к водной, наземно-воздушной, почвенной). Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни и человека.


Раздел 6.Основы экологии.

Экология - наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой.Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Экологические системы.Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи между организмами. Круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах. Межвидовые взаимоотношения в экосистеме: конкуренция, симбиоз, хищничество, паразитизм. Причины устойчивости и смены экосистем. Сукцессии. Искусственные сообщества - агроэкосистемы и урбоэкосистемы.

Биосфера - глобальная экосистема. Учение В.И.Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса. Круговорот важнейших биогенных элементов (на примере углерода, азота и др.) в биосфере. Изменения в биосфере. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Воздействие производственной деятельности в области своей будущей профессии на окружающую среду. Глобальные экологические проблемы и пути их решения.

Экология как теоретическая основа рационального природопользования и охраны природы.Ноосфера. Правила поведения людей в окружающей природной среде.

Демонстрации.

Экологические факторы и их влияние на организмы. Межвидовые отношения: конкуренция, симбиоз, хищничество, паразитизм. Ярусность растительного сообщества. Пищевые цепи и сети в биоценозе. Экологические пирамиды. Схема экосистемы. Круговорот веществ и превращение энергии в экосиистеме. Биосфера. Круговорот углерода (азота и др.). Схема агроэкосистемы. Особо охраняемые природные территории России.

Лабораторные и практические работы. Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах своей местности. Сравнительное описание одной из естественных природных систем (например, леса) и какой-нибудь агросистемы (например, пшеничного поля). Составление схем передачи веществ и энергии по цепям питания в природной экосистеме и в агроценозе.Описание и практическое создание искусственной экосистемы (пресноводный аквариум). Решение экологических задач.

Проведение биологических исследований: выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности; составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания); сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности; исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум); решение экологических задач; анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения.

2

Раздел 7.Бионика.

Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики, рассматривающее особенности морфофизиологической организации живых организмов и их использование для создания совершенных технических систем и устройств по аналогии с живыми системами.Принципы и примеры использования в хозяйственной деятельности людей морфофункциональных черт организации растений и животных.

Демонстрации. Модели складчатой структуры, используемой в строительстве. Трубчатые структуры в живой природе и в технике. Аэродинамические и гидродинамические устройства в живой природе и в технике.

2

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ


Основные источники:

1.Константинов, В.М. Биология (Текст): учебник для образовательных учреждений начального и среднего образования/ В.М.Константинов, А.Г.Резанов, Е.О.Фадеева; под редакцией В.М.Константинов. - М.; Академия, 2011. -316с.

Дополнительные источники:

1.Воронцов Н.Н. Развитие эколюционных идей в биологии. - М.: Изд.отдел УНЦ ДР МГУ «Прогресс-Традиция», 2011

2.Мамонтов С.Г. Биология / С.Г. Мамонтов. В.Б. Захаров, Т.А. Козлова; под. ред. С.Г. Мамонтова. - М.: Издательский центр «Академия», 2012.

Интернет-источники:

  1. Естественно-научный образовательный портал en.edu.ru/

  2. Образовательный видеопортал Univerti.ruunivertv.ru/

  3. Информационная система «Единое окно доступа к информационным образовательным ресурсам» school-collection.edu.ru/

  4. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов fcior.edu.ru/

  5. Федеральный портал «Российское образование» edu.ru.

  6. Российский общеобразовательный портал experiment.edu.ru.

Дополнения и изменения в рабочую программу дисциплины

Лист регистрации дополнений и изменений в рабочей программе учебной дисциплины ОДБ.07 Биология

Профессия: 35.01.13 Тракторист - машинист сельскохозяйственного производства

изменения

Номера изменённых/заменённых

№ протокола /подпись ПЦК

Дата ввода изменений

страниц

пунктов









© 2010-2022