Конспект урока по теме многообразие пресмыкающихся

Раздел Биология
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по теме многообразие пресмыкающихсяКонспект урока по теме многообразие пресмыкающихсяКонспект урока по теме многообразие пресмыкающихся



Урок на тему:

«Многообразие пресмыкающихся»

7 класс





Цель урока:

1) Познакомить учащихся, с многообразием пресмыкающихся, показать особенности их строения.

2) Отметить характерные особенности представителей разных отрядов пресмыкающихся, их приспособленность к среде обитания.

3) Значение представителей разных отрядов в природе и жизни человека

4) Познакомить учащихся с причинами сокращения численности пресмыкающихся и мерами по их охране.

Оборудование:

Табл: «Тип Хордовые. Класс пресмыкающихся», Табл: «Прыткая ящерица», «Крокодил», кодоскоп, диапроектор, д\п «Класс пресмыкающиеся»

План урока:

  1. Проверка знаний о характерной особенности пресмыкающихся на примере прыткой ящерицы.

  2. Изучение нового материала.

А) Многообразие змей как представителей отряда чешуйчатые.

Б) Отряд черепахи

В) Отряд крокодилы

Г) Значение пресмыкающихся

Д) Причины сокращения численности пресмыкающихся, меры по их охране.

3. Закрепление. Игра «зоопарка»

4. Подведение итогов.

5. Задание на дом.

Ход урока.

  1. Проверка знаний по вопросам:

  1. Какие виды ящериц обитают на территории нашей страны?

  2. Какие в мире самые маленькие ящерицы? Какие - самые большие?

  3. Какие части тела регенерируют у пресмыкающихся? Какое это имеет значение

  4. Чем покрыто тело пресмыкающихся и с чем связана их линька?

Задание. С помощью кодоскопа на экране преведены данные, характерные для рыб, для пресмыкающихся и земноводных. Необходимо выписать только номера тех признаков, которые характерны для пресмыкающихся.

  1. Температура тела не постоянная

  2. Сердце трех камерное

  3. Сердце двух камерное

  4. Кровь в организме смешанная

  5. Кровь в организме несмешанная

  6. Два круга кровообращения

  7. Один круг кровообращения

  8. Тело голое, слизистое

  9. Тело покрыто роговыми чешуйками

  10. При размножении откладывают яйца с небольшим запасом питательных веществ

  11. При размножении откладывают яйца с большим запасом питательных веществ

  12. Размножение в воде

  13. Размножение на суше



  1. Изучение нового материала

Многообразие пресмыкающихся

Отряд чешуйчатые Отряд черепахи Отряд крокодилы

(ящерица, змеи, хамелеоны)

Современные пресмыкающиеся представляют собой лишь остатки богатого и разнообразного мира пресмыкающихся, населявших нашу Землю в далекие от нас времена. Из этого большого разнообразия сохранилось только около 6000 видов. Большинство видов пресмыкающихся обитают в тропических районах. Почему? (Ответ)

  1. Отряд чешуйчатые.

  • Как вы думаете, по какому признаку ящериц и змей объединяют в один отряд?

  • Чем змеи отличаются от ящериц ( немигающий взгляд, ребра не соединены с грудиной)

  • Какие змеи обитают в нашей местности? ( ужи, гадюки)

Давайте поговорим об ужах.

  • Где чаще всего можно встретить ужей? Ужи питаются лягушками, мышевидными грызунами. Это не ядовитые змеи. Они заглатывают пищу живьем. Им это позволяет сделать подвижные соединения челюстей. Поэтому все змеи заглатывают добычу по размерам больше размера их головы.

  • А знаете ли вы, как отличить ужа от гадюки? ( у него иссеня черная окраска тела, около шеи оранжевые, желтые или белые пятна, а у гадюки по всему телу проходит темная полоса) (Слайд)

  • Где у нас встречаются гадюки? ( в лесной местности в сырой листве)

Гадюка - ядовитая змея, у нее имеется 2 ядовитых зуба, по которым стекает яд из ядовитых желез. (Смотреть рис. Учебника) Это видоизмененные слюнные железы. Жертва подвергается действию яда, а потом змея ее заглатывает.

  • Какое выражение правильное: «укусила пчела», «ужалила змея»?

  • Каких ядовитых змей вы еще знаете? ( кобра, эфа…)

Известно, что ядовитые змеи сами никогда первыми на человека не нападают. Они принимают угрожающую позу, как кобра (Слайд), шипят, и если это не помогает, могут укусить. Но индийские факиры предпочитают работать со среднеазиатской коброй, несмотря на то, что змея эта ядовита. Ее яд поражает нервную систему. Эта змея считается более умной по сравнению с другими видами кобр. На человека нападает крайне редко.

  • Если укусила змея? Как помочь? ( Беседа )

  • Чем полезны ядовитые змеи? ( Яд использует человек )

Среди змей есть гиганты, обитающие в тропической Америки. Это - удавы. Удав - анаконда ( Слайд ) достигает длины 11м. Его добычей бывают и домашние животные. В Средней Азии встречается песочный удав, длиной 1м. У этого вида змеи необычный способ захвата пищи. Они душат свою жертву ( в тетради уч - ся записывают способ добычи пищи змеи )

  1. Отряд черепахи.

О черепахах подготовила сообщение ( ……. ) Считают, что черепахи вторично приспособились к жизни в воде, потому что размножаются они на суше.

  • Что помогло черепахам сохраниться? ( Панцирь )

  1. Отряд крокодилы. ( Слайд )

Крокодилы имеют наиболее сложное строение из всех пресмыкающихся, т.к. желудочке сердца имеется перегородка, легкие имеют ячеистое строение, в них много перегородок. Находясь под водой крокодилы дышат запасом кислорода в легких. Интересное сообщение о крокодилах подготовил ( …….. ) Он рассказал об особенностях внешнего строения крокодилов, как они подкарауливают свою добычу, чем питаются, где размножаются, рассказал о тайне «Крокодиловых слез».

Дополнение учителя «Существует легенда о том, что в Древнем Египте, на Нижнем Ниле, крокодилам сооружались храмы, где в тенистых парках, в мраморных бассейнах эти живые существа обитали. На их голове, по свидетельству древнегреческого историка Геродота, сверкали драгоценные камни, на толстых лапах были золотые браслеты. Пищу - окорока диких зверей и жаренных птиц - жрецы подносили им на серебряных подносах….. Почему же крокодилам оказывались такие почести? На Нижнем Ниле всегда большое значение имели разливы, т.к. они приносили много природного ила, влаги, что в итоге обеспечивало изобилие продуктов. В годы разлива в низовья проплывало много крокодилов. Люди считали, что не вода приносит крокодилов, а крокодилы вызывают воду…..»

Работа с картиной, на которой изображен крокодил и около него бегает небольшая птичка.

  • Какую роль в жизни крокодила играет эта птичка? ( Она «чистит» его зубы )

  1. «Почему?»

Мы познакомились с представителями 3 отрядов класса пресмыкающиеся. А сейчас задайте вопрос своим товарищам и чтобы каждый вопрос начинался со слова «почему?»

  • Почему ящериц, змей, черепах, крокодилов относят к одному классу?

  • Почему наибольшее видовое разнообразие этих животных в тропиках?

  • Почему считают, что черепахи и крокодилы вторично приспособились к жизни в воде?

  1. Значение пресмыкающихся в природе и жизни человека ( Беседа )

  2. Причины исчезновения пресмыкающихся меры их охраны (Беседа. Рассказ учителя.)

Многие виды пресмыкающихся исчезли из - за усиленного отлова человеком. В настоящее время 35 видов находится под охраной ( леопардовый полоз, среднеазиатская кобра, кавказская, носатая, малоазиатская гадюки, крымский геккон). Главной причиной сокращение численности пресмыкающихся является увеличение с\х угодий, освоение человеком раннее пустовавших земель. Помимо этого многие стараются, увидев змею, убить ее. А еще на Древней Руси был обычай не трогать змей, потому что якобы змея оберегала дом от напастей ( рассказывает легенда ). И мы с вами должны бережно относится к этим животным.

«Берегите эти Земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя…..»

  1. Закрепление. «Зоопарк»

  • Сколько лет могут жить черепахи?

  • Какое животное может смотреть в разные стороны, не поворачивая головы?

  • Название какого животного зашифровано в предложении: «Он прибыл к нам из далека, его поймали в лесу, да в клетку посадили».

  • Какое животное лишнее:

А) вереница, ящерица, желтопузик, гадюка

Б) кобра, удав, желтопузик, уж.

В) крокодил, саламандра, хамелеон, черепаха

IV. Подведение итогов. Краткое знакомство с литературой о пресмыкающихся. Домашнее задание.



© 2010-2022