- Преподавателю
- Биология
- КТП 5 класс. Природоведение
КТП 5 класс. Природоведение
Раздел | Биология |
Класс | 5 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | АЛФЁРОВА Е.В. |
Дата | 16.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
5 класс. ПРИРОДОВЕДЕНИЕ.
Учебно-методическое обеспечение.
-
Программы для общеобразовательных учреждений. Биология 5 - 11 классы. К комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника. М.: Дрофа, 2009год. Программа основного общего образования по природоведению 5 класс. Авторы: В.В, Пасечник, В.В.Латюшин, В.М. Пакулова
-
Учебник. Природоведение.5 кл. Природа неживая и живая. В.М. Пакулова, Н.В. Иванова. М.: Дрофа, 2007- 2009 год
Учащиеся должны знать:
-
Отличия живой природы от неживой.
-
Строение, свойства тел неживой и живой природы.
-
Явления неживой и живой природы
-
Состав воздуха, его свойства и значение для живых тел природы.
-
Образование ветра, осадков.
-
Состав воды, её свойства и значение для живых тел природы.
-
Основные признаки рудных и нерудных полезных ископаемых, их использование человеком.
-
Состав и свойства почвы.
-
Многообразия растений и животных, условия их жизни, использование человеком.
-
Место и роль человека в природе.
-
Меры по охране неживой и живой природы.
Учащиеся должны уметь:
-
Вести фенологические наблюдения, проводить измерения температуры воздуха; определять направление ветра и облачность, виды осадков; делать записи условными обозначениями в дневниках.
-
Определять высоту полуденного солнца над горизонтом, ориентироваться по солнцу, местным признакам.
-
Самостоятельно объяснять явления неживой и живой природы.
-
Выращивать растения и животных ухаживать за ними.
-
Ставить простейшие опыты.
-
Ориентироваться в учебнике с помощью оглавления, работать с текстом и рисунками, выделять главные мысли в содержании параграфа, находить ответы на вопросы.
№
Кол-во часов
Тема
Основные понятия.
Содержание темы.
Задачи темы.
Лабораторные работы, творческие работы
Дом.зад.
1
2 часа
1 урок
ВВЕДЕНИЕ.
Природа. Человек и природа. Зачем и как изучают природу.
Задачи: показать многообразие природы и место человека в ней; раскрыть взаимосвязь живой и неживой природы, необходимость изучения природы, продолжить формировать навык ведения наблюдений в природе; познакомить с учебником, его структурой, правилами работы с ним; познакомить с дополнительной литературой.
С. 3 - 9
Подготовка к экскурсии
Живая и неживая природа.
2
2 урок
Неживая и живая природа.
Экскурсия. Оборудование: компасы, термометры для измерения температуры воздуха, воды, ручки, блокноты.
Оформить отчёт.
Доп.мат.
3
6 часов
5 ч +1р.ч.
1 урок
1. ВСЕЛЕННАЯ.
Звёзды на небе. Созвездия. Солнце.
Задачи: развивать понятия о телах природы, сформировать представления о Солнечной системе; познакомить со спутником Земли - Луной; учить наблюдать звёздное небо, находить созвездия Большой и Малой Медведицы, ориентироваться по Полярной звезде, определять фазы Луны; научить наблюдать за изменениями высоты полуденного Солнца; формировать умения работать с глобусом и картой.
§1
Вопросы
Вселенная. Звёзды. История развития представлений о Вселенной.Размеры звёзд. Созвездия. Полярная звезда и созвездия Большой и Малой Медведицы. Расстояние до звёзд, их яркость и движение. Солнце - раскалённое небесное тело, источник света и тепла. Солнечная энергия. Значение солнечной энергии для жизни на Земле.
Сообщения. Звёзды карлики и гиганты.
Наблюдения. За звёздным небом, за изменением высоты полуденного солнца в 20-х числах каждого месяца.
4
2 урок
Планета Земля. Строение Земли.
Строение Земли. Суточное, годовое движение Земли.
Л.Р.1 Работа с картой, звездной картой атласами, глобусом (с. 24) (определение экватора, полюсов, меридианов, Сев. и Юж. полушарий.)
§2
Вопросы
5
3 урок
Сферы Земли.
Литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера.
§3
Вопросы
6
4 урок
Луна - спутник Земли.
Луна
Сообщения. Луна в жизни человекка
§4
Вопросы Доп.мат.
7
5 урок
Солнечная система. Освоение космоса.
Солнечная система. Планеты, метеоры и метеориты. Спутники планет. Их движение.
Сообщения.
Планеты земной группы и гиганты
Миф о Фаэтоне.
Кометы.
§5
Вопросы
Повтор. темы.
8
6 урок
Обобщающий урок по теме «Вселенная»
Л.Р.2 Ориентирование на местности с помощью компаса, Полярной звезды и местных признаков (с. 36)
Повтор.темы
9
11 часов
1 урок
2. СТРОЕНИЕ И СВОЙСТВА ВЕЩЕСТВА.
Тела и вещества.
Задачи: развивать понятия о телах природы, сформировать представление о веществах, их состоянии, свойствах, строении; познакомить с явлениями диффузии, горения, окисления; сформировать представления о физических и химических явлениях природы; учить добывать знания опытным путём; развивать наблюдательность, внимание, учить приёмам мыслительной деятельности; формировать научное мировоззрение.
§6
Вопросы
Строение твёрдых, жидких и газообразных тел.
10
2 урок
Свойства жидких и газообразных тел.
Л.Р.3. Определение физических свойств твёрдых, жидких и газообразных тел (с.47)
§7
Вопросы
11
3 урок
Молекулы.
Молекулы. Атомы. Элементы.
§9
Вопросы
12
4 урок
Диффузия.
Диффузия
Опыты, подтверждающие явление диффузии.
§10
Вопросы
13
5 урок
Взаимодействие молекул в твёрдых, жидких, газообразных телах.
Сила притяжения
Отталкивание частиц.
§11
Вопросы
14
6 урок
Вещества чистые и смеси.
Опыты по разделению смесей.
§8
Вопросы
15
7 урок
Простые и сложные вещества
Демонстрация. Модели простых и сложных веществ; образцы неорганических и органических веществ.
§12
Вопросы
16
8 урок
Явления природы. Физические явления.
Электрические. Механические. Тепловые. Световые.
Демонстрация опытов по электризации тел путем трения.
§13
Вопросы
17
9 урок
Химические явления, химические реакции.
Химические реакции. Горение.
§14,
18
10 урок
Использование человеком физических и химических явлений природы в повседневной жизни.
Окисление.
§15
Повтор.темы
19
11 урок
Обобщающий урок по теме «Строение и свойства вещества»
Повтор.темы
20
8 часов
6ч + 2р.ч.
1 урок
-
ВОЗДУХ.
Состав воздуха.
Задачи: расширить и углубить представления о воздухе, его составе, физических и химических свойствах; разъяснить процесс образования облаков, осадков, ветра; показать работу ветра в природе, значение воздуха в природе, необходимость его охраны; сформировать представление о погоде, ее признаках; развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, наблюдать явления природе.
§16
Вопросы
Воздух - смесь газов. Основные газы воздуха. Значение воздуха для живых организмов. Изменение состава воздуха.
21
2 урок
Физические свойства воздуха.
Бесцветность, прозрачность, объём, упругость, теплопроводность.
Демонстрация. Теплопроводность воздуха, расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении.
§17
Вопросы
22
3 урок
Физические свойства воздуха (продолжение).
Давление.
Демонстрация. Опыт доказывающий, что воздух имеет вес.
§18
Вопросы
23
4 урок
Плотность и разреженность воздуха. Атмосферное давление. Барометр.
Атмосферное давление. Барометр.
§19
Вопросы
24
5 урок
Нагревание воздуха от поверхности Земли.
Изменение температуры воздуха с высотой. Образование облаков. Осадки и их виды. Снеговая линия в горах, снеговые вершины, ледники.
Демонстрация. Опыт: как воздух поводит тепло. (с. 56 методич.) Л.Р.4. Определение местонахождения гор со снежными вершинами (работа с картой).
Записи в тетр. Составить график изменения температуры воздуха в Хабаровске. Объяснить основные причины изменения температуры.
25
6 урок
Ветер. Работа ветра в природе.
Движение воздуха в горизонтальном направлении. Ветер.
Записи в тетради.
26
7 урок
Погода. Предсказание погоды.
Типичные признаки погоды Влияние погоды на организм человека. Метеорология. Метеорологические станции, метеорологическая площадка.
Л.Р.5. Описание погоды за месяц и сезон.
§ 20
Письменно: с какими явлениями в природе связаны в нашей местности те или иные виды работ в поле или в саду, парке, огороде.
27
8 урок
Обобщение по теме «Воздух».
Значение воздуха в природе. Охрана воздуха.
Повторение темы.
28
5 часов
3ч + 2ч.р.
1 урок
4. ВОДА.
Три состояния воды.
Задачи: развивать понятия о физических свойствах воды; раскрыть значение воды в природе и жизни человека; обосновать необходимость охраны воды, формировать экологическую грамотность учащихся; формировать навык лабораторных исследований.
§21
Вопросы
Состав воды.
Демонстрация. Опыт, показывающий переход воды из одного агрегатного состояния в другое.
29
2 урок
Изменение объёма воды при нагревании.
Температура плавления льда и кипения воды.
Демонстрация опытов, доказывающих тепловое расширение воды.
§22
Вопросы
30
3 урок
Вода - растворитель. Растворы в природе.
Растворимые и нерастворимые вещества.
§23 до с. 93
Доп. мат.
31
4 урок
Работа воды в природе.
Образование пещер, оврагов, ущелий.
Экскурсия. Результаты работы текущих вод и ветра. Сообщения. Образование пещер. Пещеры Хаб. Края.
§23 до конца,
доп. мат.
(отчет по экскурсии)
32
5 урок
Использование воды человеком. Охрана воды.
Значение воды в природе.
Сообщения. Загрязнение воды. Охрана воды. Амур и его проблемы.
Повтор темы.
33
3 часа
1 урок
5. ГОРНЫЕ ПОРОДЫ.
Горные породы.
Задачи: ввести понятие о горных породах и минералах, о происхождении и многообразии горных пород; сформировать представление о процессах выветривания горных пород, классификации полезных ископаемых; показать использование человеком обломочных горных пород, металлов; разъяснить необходимость охраны недр; продолжить формирование экологической грамотности; формировать умения работать с натуральными объектами.
§24
Вопросы
Разнообразие горных пород.
Л.Р.6. Описание минералов и горных пород (по 3 - 4 признакам)
34
2 урок
Обломочные горные породы.
Гравий, галька, песок, глина, щебень. Использование человеком обломочных пород.
Демонстрация коллекций горных пород и минералов, полезных ископаемых.
§25
Вопросы
35
3 урок
Полезные ископаемые. Металлы. Охрана недр.
Рудные и нерудные полезные ископаемые. Использование металлов человеком, их экономия.
Л.Р.7. Ознакомление с местными полезными ископаемыми и их физическими свойствами.
§26
Вопросы
36
4 часа
1 урок
6. ПОЧВА.
Почва и её образование. Разнообразие почв.
Задачи: развивать понятие о почве и её составе; сформировать представления о многообразии и структуре почв, свойствах почвы, об образовании и эрозии почв, плодородии почв; познакомить с приёмами обработки почвы; продолжить формирование экологической грамотности на основе бережного отношения к почве; показать единство неживой и живой природы.
§27
Вопросы
Структура почвы.
Демонстрация почв своей местности, почв с разной структурой.
37
2 урок
Состав и свойства почвы.
Влагопроницаемость, воздухопроницаемость.
Демонстрация. Опыты по определению состава почвы.
§28, 29
Вопросы
38
3 урок
Почва и растения.
Плодородие почвы. Обработка почвы.
§30
Вопросы
39
4 урок
Эрозия почв. Охрана почв.
Эрозия почв, её виды.
Сообщения: Великие пустыни мира.
§31
Вопросы
40
6 часов
1 урок
7. ОРГАНИЗМЫ.
Организм. Свойства живых организмов.
Задачи: ввести понятие о живых организмах, их строении и свойствах; сформулировать представления об условиях жизни живых организмов; среде обитания, факторах среды обитания; показать разнообразие живых организмов; учить работать с увеличительными приборами - лупой и микроскопом; формировать умение наблюдать объекты с помощью увеличительных приборов.
§32
Вопросы, доп. мат.
Биологические явления
41
2 урок
Условия жизни организмов.
Среда обитания. Факторы среды обитания. Приспособленность растений и животных к жизни в разных условиях среды обитания. Экология - наука о взаимоотношениях организмов с условиями среды обитания.
Сообщения: Человек и окружающая среда.
§33
Вопросы
42
3 урок
Знакомство с увеличительными приборами.
Микроскоп, лупа.
§34
Вопросы
43
4 урок
Клеточное строение организмов. Разнообразие организмов.
Клетка. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Царства организмов. Причины сокращения организмов.
Демонстрация. Микропрепараты растительной клетки.
Таблицы с изображением клеток, одноклеточных организмов.
§35
Вопросы
44
5 урок
Экскурсия. Разнообразие организмов. Относительная приспособленность организмов к условиям внешней среды.
Место проведения: краеведческий музей или окрестности школы.
Оборудование: ручки блокноты.
Оформить отчёт. Повторение темы.
45
6 урок
Обобщение по теме «Организмы»
Повторение темы.
46
7 часов
1 урок
8. РАСТЕНИЯ.
Характерные признаки растений.
Задачи: развить и углублять понятие «организм», ввести понятие «организм растения»; сформировать представления о характерных признаках растений; показать место растений в биосфере; познакомить с дикорастущими и культурными растениями, их многообразием; формировать умение работать с натуральными объектами; продолжить формирование экологической грамотности.
§36
Вопросы
Пигменты. Фотосинтез
Демонстрация. Таблицы.
47
2 урок
Растения цветковые и нецветковые
Демонстрация. Живые растения, гербарии.
§37
Вопросы
48
3 урок
Цветковые растения, их органы.
Л.Р.8. Распознавание органов цветковых растений (на живых и гербарных образцах)
§38
Вопросы, доп. мат.
49
4 урок
Дикорастущие растения, условия их жизни. Многообразие.
Дикорастущие и культурные растения. Значение дикорастущих растений в природе жизни человека. Лекарственные растения. Ядовитые растения.
Л.Р.9. Определение названий растений с помощью атласа-определителя.
Сообщения.
Лекарственные растения Хабаровского края.
Ядовитые растения Хабаровского края.
§39
Вопросы, доп. мат.
50
5 урок
Охрана растений, растения Красной книги.
Сообщения. Растения Красной книги Хабаровского края.
§40
Вопросы, оформить альбом рисунков или фотографий охраняемых растений.
51
6 урок
Многообразие культурных растений.
Культурные растения, условия их жизни. Многообразие: полевые, овощные, цветочно-декоративные, плодово-ягодные, комнатные и др. Значение культурных растений в жизни человека.
Л.Р.10. Постановка опытов по выявлению влияния температуры воздуха и влажности на прорастание семян культурных растений.
§41
Вопросы, повторение темы
52
7 урок
Обобщение по теме «Растения»
Экскурсия. Распознавание различных видов своей местности (в том числе редких, охраняемых и ядовитых).
Повторение темы
53
2 часа
1 урок
9. ГРИБЫ.
Разнообразие грибов.
Задачи: ввести понятие о грибах как особых организмах; познакомить с грибами съедобными и ядовитыми, правилами сбора грибов; сформировать представление о многообразии грибов; продолжить формирование экологической грамотности.
§42
Вопросы
Грибы. Значение грибов в природе.
Демонстрация. Муляжи грибов. Сухие или консервированные грибы.
54
2 урок
Шляпочные грибы.
Грибы съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.
Л.Р. 11. Узнавание наиболее распространенных в данной местности съедобных и ядовитых грибов.
§43
Вопросы
55
5 часа
1 урок
10. ЖИВОТНЫЕ.
Характерные признаки животных.
Задачи: развивать и углублять понятие «организм», ввести понятие «организм животного»; сформировать представление о характерных признаках животных; показать место животных в биосфере, познакомить с дикими и домашними животными, их многообразием; продолжить формирование экологической грамотности.
§44
Вопросы
Сходство животных с растениями и отличия от них. Животные дикие и домашние.
56
2 урок
Дикие животные и условия их жизни.
Приспособленность диких животных к жизни в водной, воздушной, наземной и почвенной средах обитания.
§45
Вопросы, доп. мат.
57
3 урок
Многообразие диких животных, их значение в природе и жизни человека.
Ядовитые животные. Правила поведения при встрече с ядовитыми животными.
Л.Р. 12. Узнавание различных видов животных своей местности (в том числе редких, охраняемых и ядовитых) с использованием коллекций, чучел, рисунков, муляжей.
Записи в тетради
58
4 урок
Животные Красной книги. Охрана диких животных.
Значение диких животных в природе и жизни человека.
Сообщения. Животные Красной книги Хабаровского края.
§46
Вопросы, мини-сочинения
59
5 урок
Домашние животные.
Условия жизни. Многообразие, уход за ними, создание благоприятных условий жизни.
Сообщения. Мои домашние питомцы (о своих животных, как я о них забочусь)
§47
Вопросы
60
3 часа
1 урок
11. ВАШИ ЛЮБИМЫЕ РАСТЕНИЯ И ЖИВОТНЫЕ.
Растения и животные - ваши любимцы.
Задачи: пополнить знания учащихся о комнатных растениях и домашних животных; сформировать представления об их многообразии, образе жизни и поведении; познакомить с правилами ухода за ними; учить выращивать растения, животных и ухаживать за ними; воспитывать чувство прекрасного, любовь и бережное отношение к природе.
Записи в тетрадях
Демонстрация комнатных растений и жизнью животных в домашних условиях.
61
2 урок
Наблюдения за развитием комнатных растений и жизнью животных в домашних условиях.
Создание благоприятных условий для жизни животных.
Записи в тетрадях
62
3 урок
Л.Р.13. Составление рекомендаций по уходу за комнатными растениями и домашними животными.
Записи в тетрадях
63
2 часа
1 урок
12. ПРИРОДА ЕДИНА.
Связи неживого и живого.
Задачи: углубить и обобщить знания о связях живой и неживой природы; сформировать понятие о пищевых цепях и пищевых сетях; продолжить формирование экологической грамотности, умения самостоятельно наблюдать и объяснять явления живой и неживой природы.
§48
Вопросы
Цепи питания. Пищевые сети.
64
2 урок
Природа - наш друг. Охрана природы.
Правила поведения в природе.
Записи в тетради.
65
6 часов
3 + 3 р.ч.
1 урок
13. ЧЕЛОВЕК, ЕГО ЗДОРОВЬЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНИ
Общий обзор строения человека
Образ жизни человека и его здоровье.
Наблюдения за работой сердца и дыхательной системы человека до и после дозированной физической нагрузки.
Л.Р.14. Измерение роста, температуры, массы тела; сравнение показателей своего развития с возрастными нормами.
§49
Вопросы
66
2 урок
Вредные привычки и их профилактика.
Вредные привычки и их профилактика (курение, употребление алкоголя, наркотиков и др.)
§51
Вопросы
67
3 урок
Правила поведения человека в опасных природных ситуациях.
Правила поведения человека в опасных природных ситуациях во время грозы, ливней, под градом и т. д.
§50 до с. 213
68
4 урок
Травмы человека.
Оказание первой доврачебной помощи при травмах.
Л.Р.15 Овладение простейшими способами оказания первой помощи при травмах.
§50 до конца
Вопросы
69
5 урок
Обобщение по курсу «Природа. Неживая и живая».
Повторение темы
70
6 урок
Летние задания.
Наблюдения за растениями и животными в природе, уголке живой природы, на учебно-опытном участке. Проведение опытнической работы. Ведение дневников опытов и наблюдений.