Рабочая программа элективного курса: Экологические проблемы планеты Земля

Пояснительная записка Данная программа рассчитана на учащихся 11 класса основной школы, на ее изучение предполагается 34 часа, по 1 часу в неделю  (32ч+ 2ч резервное время). Программа «Биосфера и человечество» составлена на основе программы элективного курса Н.В. Винокурова, В.В. Трушина (География. Сборник программ элективных курсов (стр.19 / сост. В.П. Дронов. – М.: Дрофа, 2008. – 191 с.   Курс «Биосфера и человечество» для учащихся 11 класса направлен на развитие экологического образования ш...
Раздел Биология
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Софьинская общеобразовательная школа







«Утверждаю»

Директор МБОУ Софьинской СОШ

____________ И.А. Волхонская

«_______» ____________2014 г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

элективного курса


«Экологические проблемы планеты Земля»


по экологии для 10 класса


Составитель Л.Л. Лебедева

2014 - 2015 учебный год


Пояснительная записка

Данная программа рассчитана на учащихся 11 класса основной школы, на ее изучение предполагается 34 часа, по 1 часу в неделю (32ч+ 2ч резервное время).

Программа «Биосфера и человечество» составлена на основе программы элективного курса Н.В. Винокурова, В.В. Трушина (География. Сборник программ элективных курсов (стр.19 / сост. В.П. Дронов. - М.: Дрофа, 2008. - 191 с.

Курс «Биосфера и человечество» для учащихся 11 класса направлен на развитие экологического образования школьников и ориентирован на экологизацию курса «Общая биология». Содержание курса «Биосфера и человечество» состоит из двух частей - инвариантной и вариантной и отражает рефлексивную модель познания.

В первую часть входит пять содержательных линий:

- универсальная ценность биосферы;

- виды воздействия человека на биосферу;

- изменения в геосферах биосферы и их сущность;

- экологические последствия природного, ресурсного и антропоэкологического характера;

- пути решения глобальных экологических проблем.

Вторая часть раскрывает пространственно-временную панорамность - «игру масштабами» согласно принципу «четырех смотровых площадок».

Личностно-деятельностный принцип обеспечивает трансформацию содержания курса по глобальной экологии в личностно-смысловое на основе включения учащихся в познавательную, коммуникативную и практико-ориентированную деятельность.

Структурирование содержания курса осуществлялось на основе блочно-модульного подхода с ориентацией на последовательное раскрытие экологических проблем и комплексное воздействие на все сферы сознания личности: интеллектуальную, эмоционально-ценностную, волевую.

Важное место в данном курсе занимает материал, рассматривающий вопросы глобального здоровья как критерия планетарного экологического сознания.

Значительное мест в курсе отведено экологическому практикуму, который ориентирует учащихся на различные виды деятельности, обеспечивает единство образного и логического познания, позволяет выработать собственную точку зрения по дискуссионным вопросам.

Главные цели курса:

формирование мировоззрения, развитие разносторонних способностей, воспитание экологической культуры школьников, содержащей гармонию и «сотворчество» с природой, рациональный и созидательный характер природопользования.

Основными задачами курса являются:

- экологизация биологических знаний, развитие идей элективного курса 10 класса «Экология. Город. Здоровье», направленных на сохранение окружающей среды; изучение видов воздействия человека на биосферу; рассматривание экологических последствий природного, ресурсного и антропоэкологического характера; изучение основных путей решения глобальных экологических проблем.

В процессе обучения учащиеся овладевают умениями:

  • личного восприятия глобальной экологической ситуации, сопричастности к экологическим проблемам, личной ответственности за их решение;

  • пользоваться лабораторным оборудованием; описывать результаты наблюдений;

  • объяснять взаимовлияние экологических факторов;

  • целостного видения проблем, экологических явлений;

  • оформлять результаты исследований в виде таблиц, графиков и диаграмм;

  • понимать роль человека для сохранения разнообразных сред обитания;

  • обсуждать результаты эксперимента, участвовать в дискуссии.

Ожидаемые результаты:

1) получить представление об основных глобальных экологических проблемах; мероприятиях, направленных на сохранение нашей биосферы;

2) знать основные пути решения глобальных экологических проблем; 3) разработать и защитить творческое задание (реферат или проект) по окончанию курса.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование

тем

Количество часов

В том числе:

лабораторных

работ

практических

работ

I. Введение

3

-

1

II. Будущее человечества под угрозой:

  1. Научные основы глобальных экологических проблем

  2. Социальное развитие и окружающая среда

  3. Человечество и атмосфера

  4. Человечество и гидросфера

  5. Человечество и почвы

  6. Человечество и биота

  7. Здоровье населения

  8. Территориальные особенности проявления глобальных проблем

21

3



3

3

3

3

4

1

1

2

-



-

1

-

1

-

-

-

2

-


-

-


1

-

1

-


-

III. На пути к устойчивому развитию:


  1. Формирование планетарного мышления

  2. От единой Земли к единству цивилизации

8


3


5

-

-

-

1


-

1

V. Резервное время

2

-

-

Итого:

34

2

4

Содержание программы

I. Введение - 3 ч.

Планета Земля - общий дом человечества. Глобалистика. Основные тенденции развития глобалистики в России и за рубежом. Универсальное знание природы Земли для человечества.

Представление о глобальных проблемах человечества. Причины возникновения глобальных экологических проблем. Общечеловеческие проблемы как фактор формирования глобального мышления.

Понятие о культуре как регуляторе взаимодействия человечества и природы. Понятие экологической этики. Исторические модели культурного человека. Требования к человеку современной культуры. Нравственный императив.

П.Р. № 1: «Изучение исторических моделей культурного человека».

II. Будущее человечества под угрозой - 21 ч.


1. Научные основы изучения глобальных экологических проблем - 3 ч.

Этапы развития экологии. Современные направления экологических исследований. Вклад отечественных и зарубежных ученых в развитие экологических идей.

Окружающая природная среда и человечество как система. Универсальная ценность природной среды. Свойства природной среды. Воздействия человека на природу. Экологические последствия. Понятия экологической опасности и риска. Экологическая безопасность.

Колыбель жизни и пульсы Вселенной. Законы и правила единства человечества и природы Земли.

2. Социальное развитие и окружающая среда - 3 ч.

Рост народонаселения как один из факторов глобальных экологических проблем. Проблема бедности. Ресурсная проблема. Продовольственная проблема и ее связь с ростом численности населения и нерациональным сельскохозяйственным природопользованием. Ядерная война - угроза цивилизации. Экологическая проблема - источник международных конфликтов. Экология и экономика. Экологические последствия использования общего природного наследия.

3. Человечество и атмосфера - 3 ч.

Глобальные функции атмосферы в сохранении жизни на Земле. Причины загрязнения атмосферы. Глобальное потепление: причины, современное состояние и прогнозы, стратегия борьбы. Атмосферный озон: проблемы и охрана озонового слоя. Кислотные дожди - глобальная экологическая проблема и пути ее решения.

Л.Р. № 1: «Оценка состояния воздуха в д. Софьино».

4. Человечество и гидросфера - 3 ч.

Вода - основа жизни на Земле. Океан - общее достояние человечества. Экологические проблемы освоения океана. Охрана и рациональное использование ресурсов Мирового океана. Водопотребление и истощение ресурсов пресной воды на планете. Качество пресной воды и здоровье человека.

П.Р. № 2: «Оценка состояния водных ресурсов Наро-Фоминского района».

5. Человечество и почвы - 3 ч.

Глобальные функции почв. Современное состояние почвенного покрова. Эрозия, токсификация почв. Деградация почв. Опустынивание - глобальное экологическая проблема и пути ее решения.

Л.Р. № 2: «Антропогенное воздействие на почвы д. Софьино».

6. Человечество и биота - 4 ч.

Живое вещество в биосфере и его глобальные функции. Биологическое разнообразие - причина утраты и пути сохранения. Обезлесение как глобальная экологическая проблема, пути ее решения.

П.Р. № 3: «Изучение биологического разнообразия Софьинского леса»

7. Здоровье населения мира - 1 ч.

Здоровье: определение, виды, факторы. Глобальное здоровье. СПИД, генетические, аллергические заболевания. Зависимость здоровья от состояния окружающей среды. Деградация природной среды и духовное здоровье.

8. Территориальные особенности проявления глобальных проблем - 1 ч.

Особенности взаимодействия Север - Юг. Экологические проблемы и последствия сельскохозяйственного использования земель в Южной и Юго-Восточной Азии. Антропогенные проблемы стран Сахеля. Объекты всемирного культурного и природного наследия и экологическая опасность.

III. На пути к устойчивому развитию - 8 ч.

1. Формирование планетарного мышления - 3 ч.

Моделирование глобальных экологических процессов. Современные взгляды на реальность экологической катастрофы. Модели глобального развития.

Общенаучное и практическое значение расчетов, проведенных на основе глобальных моделей «Мир-2» (Дж. Форстер), «Мир-3» (Д. Медоуз). Ограниченный характер полученных с помощью моделей результатов. Особенности других глобальных проектов.

Проблемно-прогнозный подход к глобальным моделям третьего поколения. Критерии и цели развития общества. Многообразие подходов к разработке критериев общественного развития.

Всемирная стратегия охраны природы на конец XX века.

П.Р. № 4: «Обсуждение информации об особенностях рассмотренных глобальных экологических проектов»

2. От единой Земли к единству цивилизации - 5 ч.

Ноосферный, ресурсный, биосферный подходы к определению путей решения экологических проблем. Система нормативных, технологических, экономических, воспитательных международных мер. Концепция ноосферы. Экологическая культура и экологические ценности.

Международные конференции и программа экологических действий человечества по охране биосферы. Международное экологическое право.

Система особо охраняемых природных территорий. Биосферные заповедники и каркас биосферной устойчивости.

Глобальное экологическое воспитание. Человек на пороге третьего тысячелетия - ответственность перед будущими поколениями за сохранение жизни на Земле.

IV. Резервное время - 2 ч.

Календарно-тематическое планирование

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

план

Дата

факт

1. ВВЕДЕНИЕ - 3 ч

1

Т/безопасности на уроках элективного курса. Планета Земля - общий дом человечества

1

02.09

2

Глобальные проблемы человечества

1

09.09

3

Понятие о культуре как регуляторе взаимодействия человечества и природы. П.Р. № 1: «Изучение исторических моделей культурного человека»

1

16.09

II. Будущее человечества под угрозой - 21 ч.

1. Научные основы изучения глобальных экологических проблем - 3 ч.

4

Этапы развития экологии. Современные направления экологических исследований

1

23.09

5

Окружающая природная среда и человечество как система

1

30.09

6

Законы и правила единства человечества и природы Земли

1


07.10

2. Социальное развитие и окружающая среда - 3 ч.

7

Рост народонаселения как один из факторов глобальных экологических проблем

1

14.10

8

Проблема бедности. Ресурсная проблема

1


9

Экология и экономика. Экологические последствия использования общего природного наследия

1

21.10

3. Человечество и атмосфера - 3 ч.

10

Глобальные функции атмосферы в сохранении жизни на Земле. Причины загрязнения атмосферы

1

28.10

11

Глобальное потепление. Атмосферный озон. Кислотные дожди

1

11.11

12

Л.Р. № 1: «Оценка состояния атмосферного воздуха в деревне Софьино»

1

18.11

4. Человечество и гидросфера - 3 ч.

13

Вода - основа жизни на Земле. Экологические проблемы освоения океана

1

25.11

14

Водопотребление и истощение ресурсов пресной воды на планете

1

02.12

15

П.Р. № 2: «Оценка состояния водных ресурсов Наро-Фоминского района»

1

09.12

5. Человечество и почвы - 3 ч.

16

Глобальные функции почв. Современное состояние почвенного покрова

1

16.12

17

Эрозия, токсификация почв. Деградация почв. Опустынивание

1

23.12

18

Л.Р. № 2: «Антропогенное воздействие на почвы д. Софьино».

1

13.01

6. Человечество и биота - 4 ч.

19

Живое вещество в биосфере и его глобальные функции

1

20.01

20

Биологическое разнообразие - причина утраты и пути сохранения

1

27.01

21

Обезлесение как глобальная экологическая проблема, пути ее решения

1

03.02

22

П.Р. № 3: «Изучение биологического разнообразия Софьинского леса»

1

10.02

7. Здоровье населения мира - 1 ч.

23

Здоровье. Глобальное здоровье. СПИД, генетические, аллергические заболевания. Зависимость здоровья от состояния окружающей среды.

1

17.02

8. Территориальные особенности проявления глобальных проблем - 2 ч.

24

Особенности взаимодействия Север - Юг. Объекты всемирного культурного и природного наследия и экологическая опасность

1

24.02

III. На пути к устойчивому развитию - 8 ч.

1. Формирование планетарного мышления - 3 ч.

25

Моделирование глобальных экологических процессов. Современные взгляды на реальность экологической катастрофы.

1

03.03

26

Модели глобального экологического развития. Всемирная стратегия охраны природы на конец XX века

1

10.03

27

П.Р. № 4: «Обсуждение информации об особенностях рассмотренных глобальных экологических проектов»

1

17.03

2. От единой Земли к единству цивилизации - 5 ч.

28

Ноосферный, ресурсный, биосферный подходы к определению путей решения экологических проблем

1

24.03

29

Концепция ноосферы. Экологическая культура и экологические ценности

1

07.04

30

Международные конференции и программа экологических действий человечества по охране биосферы

1

14.04

31

Глобальное экологическое воспитание.

1

21.04

32

Обобщающие занятие: «Человек на пороге третьего тысячелетия - ответственность перед будущими поколениями за сохранение жизни на Земле». Защита творческих заданий

1

28.04

IV. Резервное время - 2 ч.

33

Резервное время

1

05.05

34

Резервное время

1

12.05

Задания для творческой работы учащихся используются из:

1. С.В. Алексеев, Н.В. Груздева, Э.В. Гущина. Экологический практикум школьника. - М.: Учебная литература, 2006.

2. С.Е. Мансурова, Г.Н. Кокуева. Следим за окружающей средой. Школьный практикум. - М.: Владос, 2001.

3. С.В. Алексеев, А.М. Беккер. Изучаем экологию экспериментально: Практикум по экологической оценке состояния окружающей среды. Под ред. И.Ю. Алексашиной. - СПб., 1993.

4. А.Г. Муравьев, Н.А. Пугал, В.Н. Лавров. Экологический практикум: Учебное пособие с комплектом карт-инструкций. Под ред. А.Г. Муравьева. - СПб.: Крисмас+, М., 2003.

Темы творческих заданий


1. Глобальные экологические проблемы биосферы.

2. Продовольственная проблема и ее связь с ростом численности населения и нерациональным сельскохозяйственным природопользованием.

3. Экологическая проблема - источник международных конфликтов.

4. Причины загрязнения атмосферы.

5. Охрана и рациональное использование Мирового океана.

6. Опустынивание - глобальная экологическая проблема биосферы.

7. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды.

8. Всемирная стратегия охраны природы.

9. Система особо охраняемых природных территорий.

10. Глобальное экологическое воспитание населения нашей планеты.

Условия реализации программы:

Важным условием для организации обучения является наличие в кабинете следующего оборудования: компьютер, цифровой проектор, большой экран или интерактивная доска (желательно), световые микроскопы, наборы лабораторной посуды.


Литература


1. И.Н. Пономарева. Экология. - М.: Вентана-Граф, 2007

2. С.В. Алексеев, Н.В. Груздева, Э.В. Гущина. Экологический практикум школьника. - М.: Учебная литература, 2006

3. В.Н. Киселев. Основы экологии. - М.: Владос, 2003

4. М.З Федорова, В.С. Кучменко. Экология человека.8 класс. - М.: Вентана-Граф, 2007

5. Б.М. Миркин, Л.Г. Наумова. Экология России - 9-11 класс. - М.: АО МДС,1996

6. К.М. Сытник, А.В. Брайон, А.В. Гордецкий. Биосфера. Экология. Охрана природы: Справочное пособие. - Киев: Наукова думка, 1987

7. С.Е. Мансурова, Г.Н. Кокуева. Следим за окружающей средой. Школьный практикум. - М.: Владос, 2001

8. А.В. Яблоков, С.А. Остроумов. Охрана живой природы: проблемы и перспективы. - М.: Лесная промышленность, 1983

9. С.В. Алексеев, А.М. Беккер. Изучаем экологию экспериментально: Практикум по экологической оценке состояния окружающей среды. Под ред. И.Ю. Алексашиной. - СПб., 1993

10. А.Г. Муравьев, Н.А. Пугал, В.Н. Лавров. Экологический практикум: Учебное пособие с комплектом карт-инструкций. Под ред. А.Г. Муравьева. - СПб.: Крисмас+, М., 2003

11. Б. Небел. Наука об окружающей среде. Как устроен мир: в 2 т. Пер. с англ. - М.: ТЦ Сфера, 2004

12. Л.Л. Розанов. Словарь-справочник. Экология - География. - М.: НЦ ЭНАС, 2003

«Согласовано» «Согласовано» Заместитель директора по УВР на заседании ШМО учителей _________Е.А. Грачева естественно-научного цикла «____» __________________2014 г

Протокол № ____ от «____» _____________2014 г. Председатель ШМО ________ _______________

Рецензия на рабочую

программу по элективному курсу

«Экологические проблемы планеты Земля»

для учащихся 10 класса

МБОУ Софьинской СОШ

Автор программы - Лебедева Л.Л., преподаватель

биологии высшей категории.

Данная программа предназначена для изучения курса «Биосфера и человечество», для учащихся 11 класса. Программа направлена на развитие экологического образования школьников и ориентирована на экологизацию курса «Общая биология», рассчитана на 1 час в неделю, 34 часа в год.

Программа «Биосфера и человечество» составлена на основе авторской программы элективного курса Н.В. Винокурова, В.В. Трушина (География. Сборник программ элективных курсов (стр.19 / сост. В.П. Дронов. - М.: Дрофа, 2008. - 191 с.

Программа включает следующие разделы: пояснительную записку, в которой отражены цели и задачи курса, требования к знаниям и умениям учащихся; содержание курса с ожидаемыми результатами; тематическое планирование с рекомендациями к оцениванию результатов и литература для учащихся и учителя.

Содержание курса «Биосфера и человечество» состоит из двух частей - инвариантной и вариантной и отражает рефлексивную модель познания. Структурирование содержания курса осуществлялось на основе блочно-модульного подхода с ориентацией на последовательное раскрытие экологических проблем и комплексное воздействие на все сферы сознания личности: интеллектуальную, эмоционально-ценностную, волевую.

Календарно-тематическое планирование составлено с учетом проведения проектной деятельности, практических и лабораторных работ, семинаров, лекций, групповой и индивидуальной работы. Все это создает условия для формирования и развития интеллектуальных и практических умений учащихся в области экологического эксперимента; повышение интереса учащихся к изучению биологии, экологии и проведению лабораторных и практических экспериментов; развитие творческих способностей, участие в дискуссии, отстаивание своей точки зрения.

Итоговый контроль по всему курсу, оценивается по различным критериям: выполнение практикумов, участие в подготовке и проведении семинаров, выполнение и защита творческих заданий (реферат или проект).

Рецензент: Г. Н. Горшкова__________________ председатель ШМО естественно - математического цикла МБОУ Софьинской сош




© 2010-2022