Адаптированная общеобразовательная программа по биологии 5 класс

Раздел Биология
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КОУ « Нижневартовская школа для обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья №2»

Согласовано: Рассмотрено:
ПС№1 от 28.08.2015г
Зам.директора по УР Утверждено:
Приказ№54/1 от 31.08.2015г.

___________/________/ Директор КОУ «НВШООВЗ№2»
от 28.08.2015 __________В.Я. Чернышова



Адаптированная общеобразовательная программа
по биологии
на 2015/2016 учебный год

Учителя II категории
Ивановой Светланы Владимировны
Класс _____5______
По учебному плану 2часа в неделю
Количество часов на I полугодие :
всего____32____час.
Количество часов на II полугодие
всего____36час____
Год составления 2015г.


2. Пояснительная записка.

Природоведение (2 часа в неделю)

5 класс

Составлена на основе программы: А. К. Аксёнова, А. П. Антропов Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: для 5- 9 классов Москва «Просвещение» 2005, 2 - е издание

Курс «Природоведение» в специальной (коррекционной) школе VIII вида ставит своей целью подготовить учащихся к усвоению систематических биологических и географических знаний.
Основными задачами курса «Природоведение» являются:
• сообщение элементарных знаний о живой и неживой природе;
• демонстрация тесной взаимосвязи между живой и неживой природой;
• формирование специальных и общеучебных умений и навыков;
• воспитание бережного отношения к природе, ее ресурсам, знакомство с основными направлениями природоохранительной работы;
• воспитание социально значимых качеств личности.
В процессе изучения природоведческого материала у учащихся развивается наблюдательность, память, воображение, речь и, главное, логическое мышление, умение анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости.
Первые природоведческие знания умственно отсталые дети получают в дошкольном возрасте и в начальных классах. При знакомстве с окружающим миром у учеников специальной школы формируются первоначальные знания о природе: они изучают сезонные изменения в природе, знакомятся с временами года, их признаками, наблюдают за явлениями природы, сезонными изменениями в жизни растений и животных, получают элементарные сведения об охране здоровья.
Курс «Природоведение» не только обобщает знания о природе, осуществляет переход от первоначальных представлений, полученных в 1-4 классах, к систематическим знаниям по географии и естествознанию, но и одновременно служит основой для них. Обучение природоведению рассчитано на два урока в неделю.

При изучении темы «Вселенная» учащиеся знакомятся с Солнечной системой: звездами и планетами, историей исследования космоса и современными достижениями в этой области, узнают о значении Солнца для жизни на Земле. Учитель может познакомить школьников с названиями планет, но не должен требовать от них обязательного полного воспроизведения этих названий.
В теме «Наш дом - Земля» изучаются оболочки Земли - атмосфера, литосфера и гидросфера, основные свойства воздуха, воды и почвы, меры, принимаемые человеком для их охраны. Этот раздел программы предусматривает знакомство с поверхностью Земли - сушей (материки, равнины, горы, холмы, овраги) и водоемами (моря, реки, озера, болота).
Учитель может использовать на уроке глобус и физическую карту мира (не раскрывая принципов ее построения) для демонстрации формы поверхности Земли и расположения суши и воды на ней, опираясь на основные условные цвета суши и воды - зеленый, коричневый, синий.
При изучении растительного и животного мира Земли углубляются и систематизируются знания, полученные в 1-4 классах. Приводятся простейшие классификации растений и животных. Педагогу необходимо обратить внимание учащихся на характерные признаки каждой группы растений и животных, показать взаимосвязь всех живых организмов нашей планеты и, как следствие этого, необходимость охраны растительного и животного мира. При знакомстве с домашними животными, комнатными и декоративными растениями следует обязательно опираться на личный опыт учащихся.
Раздел «Человек» включает простейшие сведения об организме, его строении и функционировании. Основное внимание требуется уделять пропаганде здорового образа жизни, предупреждению появления вредных привычек и формированию необходимых санитарно-гигиенических навыков.
Завершает курс раздел «Есть на Земле страна - Россия». В процессе изучения этого раздела программы предполагается сформировать у учащихся элементарные страноведческие понятия. Учащиеся знакомятся с Россией как единым государством, ее городами, населением и его занятиями, крупнейшими географическими объектами. В данном разделе уместно обобщить знания пятиклассников о своем родном крае, более подробно познакомить с растениями и животными данной местности, основными географическими достопримечательностями, занятиями населения.
В процессе изучения природоведческого материала учащиеся должны понять логику курса: Вселенная - Солнечная система - планета Земля. Оболочки Земли: атмосфера (в связи с этим изучается воздух, климат), литосфера (почва, поверхность), гидросфера (вода, водоемы). От этого зависит состояние биосферы - жизнь растений, животных и человека. Человек - частица Вселенной.

Одной из задач курса «Природоведение» является формирование мотивации к изучению предметов естествоведческого цикла, для этого программой предусматриваются экскурсии и разнообразные практические работы, которые опираются на личный опыт учащихся и позволяют использовать в реальной жизни знания, полученные на уроках. В тех случаях, когда изучаемый материал труден для вербального восприятия, программа предлагает демонстрацию опытов (свойства воды, воздуха, почвы). Технически несложные опыты ученики могут проводить самостоятельно под руководством учителя. Программа учитывает преемственность обучения, поэтому в ней отражены как те межпредметные связи, на которые опираются учащиеся при изучении природоведческого материала ( чтение, ИЗО, ручной труд), так и те, которые формируются в процессе знакомства с данным курсом (чтение, русский язык, математика, домоводство, физическая культура, занимательный и профильный труд).

Курс «Природоведение» решает задачу подготовки учеников к усвоению биологического и географического материала, поэтому данной программой предусматривается введение в пассивный словарь понятий, слов, терминов (например, таких, как корень, стебель, лист, млекопитающие, внутренние органы, материки, океаны, глобус, карта и др.). Программа предполагает, что при изучении раздела «Есть на Земле страна - Россия» школьники познакомятся с наиболее значимыми географическими объектами, расположенными на территории России (Черное и Балтийское моря, реки Волга, Обь, Енисей, Лена, озеро Байкал, Уральские горы). Изучение данных объектов носит ознакомительный характер и не требует от учащихся географической характеристики этих объектов и их нахождения на географической карте. Изучение программы построено с у учётом систематического разноуровнего обучения, но в любом случае учитывается необходимый минимум знаний. На уроках применяются информационно - компьютерные технологии.
Содержание материала дано лаконично, без излишней детализации; это создает учителю возможности для творчества, не ограничивает его жесткими программными рамками, позволяет учитывать специфику природы своего края.




3. Тематическое планирование.









Тема

Количество часов


Краткое содержание темы


Обязательный минимум (ЗУН) по группам

Контрольные работы

( кол-во)

Практическая часть

(кол-во)

Внеклассное чтение

Примечания

Диктант

К/р

Контрольное списывание

Экскурсии наблюдения

Практическая работа

Деловое письмо

Лабораторная работа

Введение



Вселенная












Наш дом - Земля.

























Раститель-

ный мир Земли
















Животный мир Земли












Человек.









Есть на Земле страна Россия

















1

4



13










12

















12












8









14





















1. Введение

1. Небесные тела: планеты, звёзды.

2. Солнце. Солнечная система.

3. Исследование космоса.

4. Практическая работа:

зарисовки звездного неба, формы Земли, Луны

1.Планета Земля.
2. Воздух и его охрана. Состав воздуха. 3.Значение воздуха для жизни на Земле.
4. Поверхность суши. Равнины, холмы, овраги.

5. Поверхность суши: горы

6. Почва (охрана почвы). Свойства почвы. Экскурсия на пришкольный участок.
7. Полезные ископаемые.

8. Полезные ископаемые: нефть, уголь, газ, торф.
9. Свойства воды.

10. Вода в природе: осадки, воды суши. Экскурсия на реку Обь.
11. Воды суши: ручьи, реки Воды суши: озера,. болота, пруды. Сезонные изменения.
12.Моря и океаны. Свойства морской воды. Значение морей и океанов в жизни человека. Обозначение морей и океанов на карте. Использование и охрана вод.

13. Обобщающий урок по теме :"Наш дом - Земля". Контрольный срез знаний за 1 четверть

1.Разнообразие растительного мира. Экскурсия на пришкольную территорию

2.Среда обитания растений (растения леса, поля, сада, огорода, луга, водоемов).
3.Части растения.
4. Деревья, кустарники, травы.
5. Лиственные деревья (дикорастущие и культурные, сезонные изменения). Береза, клен, тополь, дуб, липа. Яблоня, груша, вишня.
6. Хвойные деревья. Ель, сосна, лиственница.
7. Дикорастущие и культурные кустарники. Лещина, боярышник, жасмин, сирень, смородина, крыжовник, малина.
8. Травы (дикорастущие и культурные). Подорожник. Одуванчик, ромашка, укроп, петрушка.
9. Декоративные растения. Астра, пион, роза, флокс, гвоздика и др. Внешний вид. Места произрастания.
10. Лекарственные растения. Алоэ, зверобой и др. Правила сбора. Использование. 11.Комнатные растения. Уход. Значение. Экскурсия в ЦДТ - Зимний сад
12. Охрана растений (Почему нужно беречь растения. Красная книга).

13. Обобщающий урок по теме: "Растительный мир"

14. Контрольный срез знаний за 2 четверть по теме: "Растительный мир"


1. Разнообразие животного мира.
2. Среда обитания животных. Животные суши и водоемов.
3. Животные: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери (млекопитающие).
4. Насекомые. Жуки, бабочки, стрекозы. Внешний вид. Место в природе. Значение. Охрана.
5. Рыбы. Внешний вид. Среда обитания. Место в природе. Значение. Охрана.
6. Птицы. Внешний вид. Среда обитания. Образ жизни. Значение. Охрана.
7. Звери (млекопитающие). Внешний вид. Среда обитания. Образ жизни. Значение. Охрана.
8. Животные рядом с человеком. Уход за животными в живом уголке или дома.

Экскурсия в ЦДТ- живой уголок

9. Певчие птицы. Птицы живого уголка. 10. Аквариумные рыбки.
11.Собаки.

Домашние кошки.

12. Охрана животных. Заповедники. Красная книга. Экскурсия в природный парк

1. Как устроен наш организм. Строение. Части тела и внутренние органы.
2. Как работает (функционирует) наш организм. Взаимодействие органов.
3. Здоровье человека (режим, закаливание, водные процедуры и т. д.).
4. Осанка (гигиена, костно-мышечная система). Практическая работа.
5. Органы чувств Гигиена органов чувств. Охрана зрения. Профилактика нарушений слуха. Правила гигиены.
6. Здоровое (рациональное) питание. Режим. Правила питания. Меню на день. Витамины.
7. Дыхание. Органы дыхания. Вред курения. Правила гигиены.
8. Оказание первой медицинской помощи. Контрольный срез знаний за 3 четверть.

1. Россия - Родина моя. Место России на земном шаре. Важнейшие географические объекты.
2. Население России. Городское и сельское население. Народы России.

3. Москва - столица России.
4. Санкт-Петербург.
5. Города России: Нижний Новгород, Казань, Волгоград. 6. Города России: Новосибирск, Владивосток.
7. Золотое кольцо России. Древние русские города. Сергиев Посад.

8. Золотое кольцо России. Переславль - Залесский, Ростов. Исторические и культурные достопримечательности9. Золотое кольцо России. Ярославль, Кострома, Суздаль, Владимир.
10. Разнообразие растительного мира. Типичные представители растительного мира России и своего края. Экскурсия на пришкольную территорию.
11. Животный мир на территории нашей страны. Типичные представители животного мира России и своего края.
12. Охрана природы Заповедники.

13.Охрана природы. Заказники. 14. Наш город.

Достопримечательности экскурсия по памятным местам

г. Нижневартовска

15. Обобщающий урок за 4 четверть по теме: "Есть на Земле страна - Россия"

16. Контрольный срез знаний учащихся за 4 четверть

17. Обобщающий урок за год.

18. Контрольный срез знаний учащихся за год.






I полугодие


I группа

Учащиеся должны знать: -что изучает природоведение - элементарные сведения о живой и неживой природе - понятия: космос, звёзды, планеты, Солнце, Солнечная система -название планет Солнечной системы -современные достижения и исследование космоса - основные свойства воды, воздуха и почвы; - основные формы поверхности Земли;
- простейшую классификацию растений (деревья, кустарники, травы)

Учащиеся должны уметь: демонстрировать простейшие опыты;
-проводить наблюдения за природой, заполнять дневники наблюдений;
- называть разнообразных представителей растительного мира;

II группа

Учащиеся должны знать:
- что изучает природоведение - элементарные сведения о живой и неживой природе -название планет Солнечной системы ( без полного воспроизведения названий)
-современные достижения и исследование космоса - основные свойства воды, воздуха и почвы; - основные формы поверхности Земли;
- простейшую классификацию растений (деревья, кустарники, травы)

Учащиеся должны уметь:

- по аналогу демонстрировать простейшие опыты;
- проводить наблюдения за природой, заполнять дневники наблюдений;
- называть разнообразных представителей растительного мира;

III группа

Учащиеся должны знать:
- что изучает природоведение - элементарные сведения о живой и неживой природе - основные свойства воды, воздуха и почвы;
- простейшую классификацию растений (деревья, кустарники, травы) Учащиеся должны уметь:
- проводить наблюдения за природой, заполнять дневники наблюдений;
- называть разнообразных представителей растительного мира;









II полугодие.

I группа

Учащиеся должны знать:

- простейшую классификацию животных (насекомые, рыбы, птицы, звери);
• основные санитарно-гигиенические требования;
• название своей страны, столицы и народов, населяющих Россию;
• названия важнейших географических объектов;
• правила поведения в природе.

Учащиеся должны уметь:
• ухаживать за домашними животными и комнатными растениями;
• соблюдать правила элементарной гигиены;
• оказывать простейшую медицинскую помощь



II группа

Учащиеся должны знать:

- простейшую классификацию животных (насекомые, рыбы, птицы, звери);

- основные санитарно-гигиенические требования;
- название своей страны, столицы и народов, населяющих Россию

- правила поведения в природе.

Учащиеся должны уметь:
• ухаживать за домашними животными и комнатными растениями;
• соблюдать правила элементарной гигиены;
• оказывать простейшую медицинскую помощь

III группа

Учащиеся должны знать:

- названия животных

- основные санитарно-гигиенические требования;
- название своей страны, столицы

- элементарные правила поведения в природе.

Учащиеся должны уметь:

- ухаживать за домашними животными и комнатными растениями;

- соблюдать правила элементарной гигиены;







2






























3



4






























4







1






























1

































4. Календарно - тематическое планирование


№ урока по теме

Дата

Факт

Тема урока

Цели (задачи) урока (дидактические

Тип (вид) урока

Методы и приёмы

Работа по группам

Оборудование,

дидактический

материал

Примечание

1.

3.09.15

I четверть.

Введение. Знакомство с предметом

Познакомить учащихся с новым предметом. Объяснить понятия: природа, живая природа, неживая природа, явления природы

Урок сообщения новых знаний

Рассказ. беседа

Учебник, рабочая тетрадь



2.

5а-

5б-

5в-

4.09.15

Вселенная.

Небесные тела: планеты, звёзды

Познакомить учащихся с наукой астрономией.

Дать понятия: космос, небесные тела - планеты, звёзды.

Урок сообщения новых знаний

Рассказ, беседа, демонстрация

+

Учебник, рабочая тетрадь,

Индивидуальные карточки

ИКТ

3.

5а-

5б-

5в-

10.09.15

Солнце. Солнечная система.

Познакомить учащихся с понятием солнечная система, формировать знания о планетах, вращающихся вокруг Солнца, о значении Солнца для жизни на Земле.

Комбинированный

Рассказ, беседа, демонстрация

Учебник, рабочая тетрадь

ИКТ

4-5




5а-

5б-

5в-

11.09.15

5а-

5б-

5в-

17.09.15

Исследование космоса. Практическая работа: зарисовки звездного неба, форма Земли, Луны, космического корабля.

Познакомить учащихся с историей исследования космоса и современными достижениями в этой области. Формировать знания о первооткрывателях космоса: Ю.А. Гагарин и В.В. Терешкова.

Дать понятие о космических спутниках.

Комбинированный


Практическая работа

Рассказ, беседа, демонстрация


Беседа, показ

Учебник, рабочая тетрадь


Тест

ИКТ


Зарисовки звездного неба, форма Земли, Луны, космического корабля.

6.

5а-

5б-

5в-

18.09.15

Наш дом - Земля (13 ч)

Планета Земля.

Дать понятие «луна». .Познакомить учащихся с оболочками Земли - атмосфера (воздушная), литосфера (твёрдая) и гидросфера (водная). Формировать представление о соотношении воды и суши на Земле.

Урок сообщения новых знаний.

Рассказ, беседа, демонстрация

+

Учебник, рабочая тетрадь


ИКТ

7.

5а-

5б-

5в-

24.09.15

Воздух и его охрана. Состав воздуха.

Дать понятие «воздух». Познакомить с составом воздуха и основными свойствами воздуха.

Урок сообщения новых знаний

Рассказ, беседа.

Учебник, рабочая тетрадь, индивидуальные карточки.

8.

5а-

5б-

5в-

25.09.15

Значение воздуха для жизни на Земле.

Познакомить учащихся с мерами, принимаемыми человеком для охраны воздуха.

Комбинированный

Рассказ, беседа.

Учебник, рабочая тетрадь.

Тесты.




9.

5а-

5б-

5в-

1.10.15

Поверхность суши. Равнины, холмы, овраги.

Познакомить учащихся с разнообразием поверхности суши и дать их понятие: «равнина», «холмы», «овраг».

Урок сообщения новых знаний

Рассказ, беседа

Учебник, рабочая тетрадь, карта мира.

ИКТ

10.

5а-

5б-

5в-

2.11.15

Поверхность суши: горы

Познакомить учащихся с понятием «горы», «ущелья». Формировать знания об отличии гор и холмов.

Урок сообщения новых знаний

Рассказ, беседа

Учебник, рабочая тетрадь, карта мира

ИКТ





11.

5а-

5б-

5в-

8.10.15

Экскурсия на пришкольную территорию. Почва (охрана почвы). Свойства почвы.


Познакомить учащихся с понятием «почва. Формировать представление о плодородии почвы Учить находить причинно - следственные закономерности.

Урок экскурсия

Рассказ, беседа


Блокнот, карандаш

12.

5а-

5б-

5в-

9.10. 15

Полезные ископаемые. Свойства, значение. Способы добычи.

Познакомить учащихся с понятием «полезные ископаемые», «месторождение». Формировать представление о видах полезных ископаемых и значении их для жизни человека.

Урок сообщения новых знаний

Рассказ, беседа

Учебник, рабочая тетрадь, индивидуальные карточки, демонстрационный материал




13.

5а-

5б-

5в-

15.10.15


Виды полезных ископаемых: нефть, уголь, газ, торф.


Формировать представление о топливных полезных ископаемых и техникой безопасности при использовании этих полезных ископаемых.

Комбинированный.

Рассказ, беседа

Учебник, рабочая тетрадь, демонстрационный материал.

14.

5а-

5б-

5в-

16.10.15

Вода, её свойства.

Дать учащимся понятие «вода». Познакомить со свойствами воды.

Урок сообщения новых знаний

Рассказ, беседа

+

Учебник, рабочая тетрадь

15.

5б-

5в-

22.10.15

Вода в природе.

Экскурсия на реку Обь.

Формировать у учащихся представление о трёх состояниях воды в природе.

Дать понятие о круговороте воды в природе.

Урок экскурсия

Рассказ, беседа

показ

Блокнот, карандаш

ИКТ




16.

5а-

5б-

5в-

23.10.15

Воды суши: ручьи, реки. Воды суши: озёра, болота, пруды. Сезонные изменения.

Формировать понятия о разных видах водоёмов: реках, болотах, озёрах и прудов. Познакомить с искусственными и естественными водоёмами.

Комбинированный


Рассказ, показ


+

Учебник, рабочая тетрадь, тесты, карта мира


ИКТ

17.

5а-

5б-

5в-

29.10.15

Моря и океаны. Свойства морской воды. Значение морей и океанов в жизни человека. Обозначение морей и океанов на карте.

Познакомить учащихся с понятием «океан» и «мировой океан». Формировать представление и морях и нахождении их на карте мира.

Комбинированный

Рассказ, показ

Учебник, рабочая тетрадь, карта мира

18.







5а-

5б-

5в-

30.10.15



Обобщающий урок по теме: "Наш дом - Земля". Контрольный срез знаний за 1 четверть


II четверть

Обобщить знания учащихся о поверхности Земли, продолжать формировать умения устанавливать простые закономерности в природе.

Комбинированный










Контрольные тесты за 1 четверть













19.

5а,

5б-

5в-

12.11.15

Растительный мир (12)

Разнообразие растительного мира. Экскурсия на пришкольную территорию

Познакомить учащихся с разнообразием растений, дать понятие «Красная книга»

Урок экскурсия

Рассказ, беседа

Блокнот, карандаш

20.

5б-

5в-

13.11.15

Среда обитания растений.

Формировать представление о хвойном лесе, смешанном лесе и лиственном лесе. Познакомить со средой обитания растений.

Комбинированный

Рассказ, беседа.

+

Учебник, рабочая тетрадь, индивидуальные карточки.

21.

5б-

5в-

19.11.15

Части растений.

Познакомить учащихся с частями растений. Показать, что все растения имеют корни, стебли, листья и цветки.

Урок сообщения новых знаний

Рассказ, беседа.

+

Учебник, рабочая тетрадь, гербарий

ИКТ

22.

5б-

5в-

20.11.15

Деревья, кустарники, травы.

Дать понятия «деревья», «кустарники и «травы».

Учить отличать эти растения по признакам.

Урок сообщения новых знаний

Рассказ, беседа.

Учебник, рабочая тетрадь, схема

ИКТ

23.

5б-

5в-

26.11.15

Лиственные деревья.

Формировать представление о лиственных деревьях. Дать понятие «листопад» Учить дифференцировать культурные и дикорастущие растения.

Комбинированный

Рассказ, беседа.

Учебник, рабочая тетрадь, гербарий

ИКТ

24.

5б-

5в-

27.11.15

Хвойные деревья.

Формировать представление о хвойных деревьях. Учить дифференцировать еловый лес и сосновый бор.

Урок сообщения новых знаний

Рассказ, беседа.

+

Учебник, рабочая тетрадь, тесты

ИКТ

25.

5б-

5в-

3.12.15

Дикорастущие и культурные кустарники.

Познакомить с дикорастущими и культурными кустарниками. Учить находить отличия между деревьями и кустарниками

Урок сообщения новых знаний

Рассказ, беседа

Учебник, тетрадь, индивидуальные карточки

ИКТ

26.

5б-

5в-

4.12.15

Травы.

Дать понятие «травы».

Учить отличать культурные и дикорастущие травы.

Урок сообщения новых знаний

Рассказ, беседа

+

Учебник, тетрадь, гербарий

ИКТ

27.

5б-

5в-

10.12.15

Декоративные растения.

Формировать представление о декоративных растениях.

Познакомить с декоративными растениями.

Комбинированный

Рассказ, беседа

Учебник, тетрадь, гербарий

ИКТ

28.

5б-

5в-

11.12.15

Лекарственные растения.

Формировать представление о лекарственных растениях.

Познакомить с лекарственными растениями.

Комбинированный

Рассказ, беседа

Учебник, тетрадь, гербарий, тесты

ИКТ

29.

5б-

5в-

17.12.15.

Комнатные растения. Экскурсия в ЦДТ - Зимний сад

Формировать представление о комнатных растениях.

Познакомить с комнатными растениями.

Урок экскурсия

Рассказ, беседа

Блокнот, карандаш

30.

5б-

5в-

18.12.15.

Охрана растений.


Дать понятие «заповедник».

Познакомить с растениями, которые занесены в Красную книгу

Комбинированный.

Рассказ, беседа

Учебник, тетрадь, презентация

ИКТ

31.

5в-

24.12.15

Обобщающий урок по теме: "Растительный мир"

Обобщить и систематизировать знания и умения учащихся по теме "Растительный мир"

Урок обобщения и повторения

Рассказ, беседа, демонстрация

+

Учебник, тетрадь, презентация

32.



























5в-

25.12.15

Контрольный срез знаний за 2 четверть по теме: "Растительный мир"

















Проверить и оценить знания и умения учащихся за 2 четверть

Урок проверки и контроля знаний

Самостоятельная работа

Контрольные тесты за 2 четверть

5. Учебно - методический комплекс

по предмету "Живой мир" 5 класс.


Учебная программа

Учебник

Методический материал

Дидактический материал

Дополнительная литература

Программы специальных(коррекционных)общеобразовательных учрежденийVIII вида (5 - 9 классы) под редакцией И.М. Бгажноковой; авторы: Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина Москва «Просвещение»2003

Природоведение

5 класс,

Т.М. Лифанова,

Е.Н.Соломина Москва, Просвещение, 2011

В. Н. Синев Л. С. Стажок Коррекционная работа на уроках географии и естествознания. Киев, 1977.

Т. Ю. Целоусова

Т. В. Максимова

"Поурочные разработки

по курсу: " Мир вокруг нас

3 класс"

М.:«ВАКО»2003.

Обучение детей с

нарушениями

интеллектуального

развития;

(Олигофренопедагогика)

Под редакцией

Б. П. Пузанова

Изд. Центр «Академия»

Словари.

Энциклопедии

Периодические издания

Научно - популярная и

художественная

литература и

художественная

литература о природе и

людях, её изучающих



© 2010-2022