Окружающий мир «Красная книга»

Ход урока:I.О/момент- Долгожданный дан звонок,Начинается урок.II. Сообщение темы урока-  В ящике лежит предмет, который вы должны назвать, отгадав загадку:Говорит она беззвучно,но понятно и не скучно.Ты беседуй чаще с ней,станешь вчетверо умней (книга)(Материал такого типа помогает оживить начало урока, заинтересовать детей)-  Что это? Вы правильно сказали, что это книга (показ). Какого цвета её обложка? Тема нашего урока: «Красная книга». Эта книга не совсем обычная, а почему, вы узнаете позже....
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ход урока:

I.О/момент

- Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

II. Сообщение темы урока

- В ящике лежит предмет, который вы должны назвать, отгадав загадку:

Говорит она беззвучно,

но понятно и не скучно.

Ты беседуй чаще с ней,

станешь вчетверо умней (книга)

(Материал такого типа помогает оживить начало урока, заинтересовать детей)

- Что это? Вы правильно сказали, что это книга (показ). Какого цвета её обложка? Тема нашего урока: «Красная книга». Эта книга не совсем обычная, а почему, вы узнаете позже.

(Раскрытие этой темы предполагает погружение ребёнка в мир образов, красок родной природы, сопереживаний, связанных с проблемой сохранения живой природы)

III. Введение в тему урока

(Для обеспечения эмоционального отношения второклассников к изучаемой теме включены высокохудожественные авторские тексты)

1.Чтение стихотворения

Есть одна планета - сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелётных.

Лишь на ней одной увидишь

Ландыши в траве зелёной.

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивлённо.

Береги свою планету,

Ведь другой на свете нету!

2.Беседа

- О какой планете мы прочитали? Почему говорится, что она одна?

- Чем наша планета отличается от других?

3.Показ слайдов.

- Рассмотрите эту земную красоту на экране (показ слайд-шоу).

(Наряду с решением познавательных задач необходимо обеспечить средствами наглядности эмоциональность восприятия учебного материала младших школьников. Эта методическая ориентация помогает развитию у детей эстетических чувств понимания прекрасного, служит формированию эмоциональной отзывчивости и любви к природе, братьям нашим меньшим.

Использование специально подобранных рисунков с изображением разных пейзажей с наводящей информацией означает, что можно взять изображение тундры и березового леса, арктических льдов и пустыни. Это необходимо потому, что в природе не существует понятия «просто лес» или «просто тундра», и психологи неоднократно предупреждали, что не следует широко использовать так называемые синтетические картины, изображающие просто любые горы и любые леса. Так же можно обратиться к личному опыту детей: кто-то из них наверняка может рассказать о своих впечатлениях об увиденном во время путешествий с родителями.)

- Какие чувства вызывают у вас эти картины? Где бы вы хотели оказаться? Почему? Каких животных вы могли бы встретить, какие растения увидеть?

IV. Изучение нового.

- Не настораживают ли вас последние строки стихотворения?

- Почему звучит тревога?

1.Слово учителя.

- Осенью 1627 года ночную тишину Мозовецких лесов, что в Польше, часто нарушал протяжный, тоскливый рёв. Это ревел тур. Был ли он ранен или тосковал по сородичам - мы теперь не узнаем. Но одно знаем точно. Это был последний тур на Земле. Когда он погиб, туров не стало. А ведь этих могучих первобытных быков было много (между прочим, это от них люди вывели домашних быков и коров). Туры водились в лесостепях и степях Европы и Азии. Водились они и в Африке. И повсюду на них охотились. Древние летописи и былины донесли до нас, что убить тура во время охоты считалось особой доблестью. Теперь иногда пишут: туры вымерли. Нет. Они не сами вымерли. Их истребили люди. Так же, как жестоко и беспощадно истребляли и почти истребили бизонов в Северной Америке! Всего за 29 лет полностью уничтожили доверчивых и беззащитных морских коров близ Камчатки, а также многих других животных.

Учёные подсчитали: только за последние 200 лет полностью уничтожено, стёрто с лица Земли больше 200 видов животных. По одному в год. В наши дни гибель видов идёт быстрее. И всё потому, что люди, не зная, а часто и попросту не желая признавать законы природы, напористо и грубо вмешиваются в неё.

Мы можем подумать: «Ну исчезают какие-то виды - и пусть исчезают. Обойдёмся без них». Не обойдёмся! Сейчас мы знаем, что всё в природе взаимосвязано. И если мы будем по частям убивать её, связи нарушатся (а они уже сильно нарушены), а поскольку человек - часть природы, разрушив её, он и сам может погибнуть. Поняв это, люди во всём мире стали объединяться, чтобы вместе охранять Землю.

В 1948 году учёные мира создали Международный союз охраны природы. По заданию этого союза зоологи, ботаники, экологи стали изучать, каким растениям и животным планеты надо помочь в первую очередь. Составили списки. Потом списки издали в виде книги. Назвали её Красная книга фактов. Это и была первая Красная книга. Красный цвет - он сигнализирует - защити. Красный цвет книги - сигнал опасности.

В 1966 году Международная Красная книга была издана в необычном виде. Обложка у неё - красная, а страницы разноцветные. Сделано это было не для красоты. А для того, чтобы сразу было видно, в каком положении находится то или иное животное или растение. Для каждого, кто попал в Красную книгу, учёные разработали программу спасения.

В нашей стране такая книга появилась в 1978 году. А в 1992 году вышла Красная книга севера Дальнего Востока России. Край, где мы живём, относится к этой территории (показ книг).

2.Ознакомление с содержанием Красной книги.

- Итак, мы начинаем путешествие по страницам Красной книги.

- Сначала идут чёрные страницы (на доску крепится лист бумаги чёрного цвета). На них записаны те животные, которых мы больше не увидим. Это большерогий олень, саблезубый тигр, бескрылая гагарка, странствующий голубь и другие.

3.Рассказ ученика.

- Странствующий голубь - очень красивая птица (изображение голубя крепится на чёрный лист бумаги). Эти птицы обитали в старых лиственных лесах, где находили обильный корм: орехи, жёлуди, семена. Привычка держаться стаями, строить гнёзда и находиться в тесном соседстве, превратила их в лёгкую добычу охотников. К 1890 году дикие странствующие голуби стали редкостью, да и неудивительно. Последний странствующий голубь умер в 1900 году.

- Сейчас речь пойдет о красных страницах книги (на доску крепится лист бумаги красного цвета). На них записаны особо редкие, исчезающие животные (понятия «исчезающие», «исчезнувшие» рассматриваются с целью формирования систематических знаний и дают первоначальное представление о содержании Красной книги, таким образом, закладываются основы формирования понятийных знаний).

- Этих животных мало, но их еще можно встретить. Они могут исчезнуть совсем. Это лошадь Пржевальского, гепард, полосатая гиена и другие.

- а) отгадывание ребуса.

- Чтобы узнать, о каком животном дальше пойдет речь, вам нужно отгадать ребус. (Учитель использует смену разнообразных видов деятельности, так как дети 2-го класса не могут длительное время заниматься одной и той же деятельностью. Это позволяет повысить продуктивность и результативность урока).

- Правильно, это кит (иллюстрация кита крепится на красный лист бумаги). Мы поговорим о синем ките. Синий кит - самое большое существо, живущее на планете, несмотря на то, что питается он самыми мелкими морскими обитателями - планктонными рачками. Китобоев всегда прельщали огромные размеры синего кита. Мясо китов перерабатывалось на жир, а китовый ус продавался за большие деньги. Всего за один год было уничтожено более трехсот тысяч китов. В настоящее время численность синих китов увеличивается. Но если человек не станет охранять этих животных, они могут исчезнуть навсегда.

На жёлтые страницы (на доску крепится лист бумаги жёлтого цвета) записаны животные и растения, количество которых значительно уменьшается. Если мы не поможем им, то они могут попасть на опасные красные страницы. Это амурский тигр, пятнистый карликовый тушканчик и другие.

3.Работа по учебнику, стр. 70-71.

(Этот вид работы решает задачу интенсивной активизации познавательной деятельности школьников с опорой на учебник, увеличивает долю самостоятельной работы учащихся в процессе изучения темы)

- Вы видите животных и растения, которые занесены в Красную книгу России на жёлтые страницы. Рассмотрите их внимательно.

- Как называется растение под номером 2? Прочитайте, что о нем записано (в настоящее время заросли лотоса охраняются на больших территориях заповедников).

- Как называется растение под номером 3, корень которого очень похож на человеческую фигуру? Что о нём написано?

- Как называется жук? Прочитайте и расскажите, что узнали об этом насекомом?

- Под номером 5 вы видите очень красивую птицу? Кто она? Что о ней сказано? Прочитайте.

V. Элемент театрализованного представления. (заранее подготовленные дети рассказывают информацию о зубре и венерином башмачке (иллюстрация крепится на жёлтый лист бумаги))

VI. Работа по теме урока.

1.Слово учителя

- На серых страницах (на доску крепится серый лист бумаги) записаны названия животных, которые до сих пор мало изучены. Места их обитания труднодоступны или точно не установлены. К таким животным относятся слоновая черепаха, жук-геркулес и другие. Чтобы узнать, о каком животном пойдет речь, надо правильно соединить точки на рисунке (раздаются листы).

2.Соединение контура пингвина по точкам.

(Творческие работы на уроке являются одним из вариантов организации самостоятельной деятельности учащихся, служат закреплением знаний предполагаемого материала, за счёт этого достигается более высокий уровень усвоения знаний - имеется в виду направленность на обобщение и систематизацию знаний)

- Какое животное получилось?

2.Слово учителя.

- Я расскажу об императорском пингвине (иллюстрация крепится на серый лист бумаги)

(Иллюстрации несут определенную смысловую нагрузку, обогащают представления младших школьников об окружающем мире)

Императорские пингвины живут в Антарктиде (показ на глобусе). Зимой, когда морозы достигают минус шестидесяти по Цельсию, пингвины выводят и растят своих птенцов. У пары пингвинов появляется одно-единственное яйцо. Если яйцо упадет на снег, оно погибнет. Самец два месяца согревает яйцо, держа его между лапами, пока малыш не проклюнется. Между тем, мама уже ловит рыбу и рачков, чтобы прокормить будущего малыша. Подросший детёныш ест довольно много рыбы - до 4 кг в день. Императорские пингвины очень крупные. Они редко выходят на берег, предпочитая оставаться на морском льду.

- Следующие страницы Красной книги - белые (на доску крепится белый лист бумаги). Здесь записаны животные, численность которых всегда была невелика. Они обитают на небольших площадках. Это снежный барс, пятнистый олень, утконос.

- Соедините по точкам рисунок и назовите, о ком пойдёт речь дальше (раздаются листы).

4. Соединение по точкам контура белого медведя

VII. Физпауза.

(Физкультминутка должна быть тематически связана с содержанием урока, так как она вызывает особый интерес у детей)

Топ-топ! Топотушки!

Пляшет зайка на опушке,

пляшет ежик на пеньке,

пляшет чижик на сучке,

Пляшет мышка возле норки,

Пляшет козочка на горке,

Пляшет утка на реке,

Черепаха на песке.

Топ-топ! Топотушки!

Пляшут лапки, пляшут ушки.

Пляшут рожки и хвосты.

Охраняй все это ты!

VIII. Работа по теме урока.

1.Рассказ о белом медведе

(Иллюстрация белого медведя крепится на белый лист бумаги. В урок включены элементы НРК. На материале ближнего природного окружения детям младшего школьного возраста интереснее, ближе и понятнее то, что его окружает - природа своего края. Так же, учащиеся получают новые сведения, дополняя ранее полученные)

- Белый медведь занесен в Международную Красную книгу, это значит, что во всем мире этот гигант находится под охраной, так как его численность невелика и он обитает на небольших территориях.

- Водятся ли белые медведи на Чукотке?

- Что вы о них знаете?

- Белые медведи водятся на острове Врангеля. Родильные берлоги встречаются на Чукотском побережье (показ по карте Чукотского АО).

- Белый медведь - самый крупный из ныне живущих наземных хищников. Масса взрослых самцов достигает 400-500 кг. Ступни массивные, когти острые. Медведи, как правило, активны круглый год, постоянно кочуют среди льдов. Основной корм - тюлени, кольчатая нерпа и морской заяц. Оказавшись на суше, кормятся птицами, их яйцами, растительной пищей: травами, ягодами. В декабре - феврале самка рожает 1-3 слепых и голых медвежат. К 3-х месячному возрасту они покрываются густым мехом. Врагов у белого медведя, за исключением человека, нет. Белые медведи хорошо переносят неволю и содержатся во многих зоопарках. Из-за шкуры, мяса и жира белые медведи уничтожались в больших количествах. Белый медведь - это национальный герой Чукотки. Недаром его можно увидеть на гербах Чукотского АО и Иультинского района (показ образцов гербов).

2. Работы с Красной книжкой - малышкой.

- Какие животные, которые водятся на Чукотке, занесены в Красную книгу севера?

3.Рассказы детей.

4.Показ слайдов.

- Закончилось наше путешествие по страницам Красной книги. Мы с вами говорили о животных, которых вы видели в зоопарке, на картинках или по телевизору. Посмотрите на экран (показ слайд-шоу). Это животные (волк, лиса, заяц, лось, кабан, белка, еж, барсук, енот, крот, косуля, куница, евражка и др..Целесообразно остановиться на евражке, т. к.. дальше речь пойдёт именно о ней), которых вы видели в зоопарке, в лесу, в тундре, по телевизору. Их на земле еще много, но они тоже нуждаются в нашем бережном отношении. Какие из них водятся на Чукотке?

- Итак, мы отправляемся в тундру. Обычно, почуяв нас, животные спешат скрыться. Почему?

- Кто из вас видел евражку?

- Представьте себе, что будет, если все здесь присутствующие убьют по одной евражке? А если это сделают все люди, проживающие в нашей местности? Думаю, что евражка станет редким животным, а ведь она так нужна нашей природе.

- Зачем евражка нужна чукотской природе?

- Должны ли мы бережно относиться пусть даже к такому маленькому зверьку?

(вопросы такого типа предполагают осмысление новых или ранее накопленных сведений о системе понятийных природоведческих знаний)

- Мы с вами уже говорили, что в исчезновении животных в большинстве случаев виноват человек. Вот что по этому поводу пишет К. Паустовский: «Кто дал право калечить и безобразить землю?.. Природу нужно беречь, как мы бережем самую жизнь человека. Потомки никогда не простят нам опустошения земли, надругательства над тем, что по праву принадлежит не только нам, но и им». Так почему мы должны охранять природу? (ее надо сберечь для наших потомков).

(суммируются знания по теме урока)

- Наверное, у вас возник вопрос: а как же мы, дети, можем помочь природе? Давайте вместе составим правила поведения в природе. Чего нельзя делать?

(Это задание ставит детей в ситуацию раздумий, поиска, открытий, решения проблемных задач, оценки личностного опыта. В ходе обсуждения появляется памятка, которая остается у каждого ученика)



© 2010-2022