- Преподавателю
- Биология
- Коспект урока Класс Земноводные
Коспект урока Класс Земноводные
Раздел | Биология |
Класс | 7 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Лукина Т.И. |
Дата | 05.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Тема: Общая характеристика класса Земноводные. Разнообразие живого.
Уроки
биологии
7 класс
Разработала:
Лукина Татьяна Ивановна, учитель биологии МБОУ СОШ № 2 г. Боготол Красноярского края.
Тема: Общая характеристика класса Земноводные
(7 класс).
Цели:
-
Расширение представлений о роли животных в природе.
-
Развитие самостоятельной познавательной деятельности учащихся.
-
Воспитание экологического отношения к природе.
Задачи:
1. помочь в составлении характеристики класса Земноводные;
2. познакомить учащихся с признаками земноводных, с приспособленностью к жизни в двух средах;
3. показать значение земноводных в природе;
4. на материале учебника продолжить формирование общеучебных умений и навыков;
5. воспитывать уважительное отношение к мнению одноклассников, развивать умения работать в группах, коллективе;
6. осуществлять экологическое воспитание через содержание изучаемого материала.
Оборудование:
-
учебник В.Б.Захарова, Н.И.Сонина 7 класс
-
таблицы и рисунки с изображением земноводных, костных рыб, скелет лягушки.
Ход урока:
-
Организационный момент.
-
Вызов информации (актуализация).
Отгадайте загадки:
а) И в лесу мы, и в болоте;
Нас всегда везде найдете,
На поляне, на опушке
Мы зеленые . . . (лягушки)
б) Покрупнее, чем лягушка,
Пучеглазая подружка.
И, конечно, все слова
Заменяем словом «ква». (жаба)
Сегодня мы приступаем к изучению нового класса позвоночных животных - земноводных, (учащиеся вспоминают литературные произведения, где встречаются представители данного класса, и высказывают свои отношения к этим животным).
Осмысление (изучение нового материала)
Учащиеся работают по технологии КСО (методика взаимообмена заданий). Для этого учебный материал разбиваем на 2 части (подтемы).
Каждая карточка содержит законченную информацию. Содержание карточек, по которым учащиеся работают индивидуально, а затем передают полученную информацию своему партнеру, приведены ниже. После работы в парах учащиеся обмениваются карточками.
Карточка 1.
Тема: «Общая характеристика класса Земноводные».
Прочитайте по учебнику Захарова В.Б. и Сонина Н.И. «Биология. Многообразие животных организмов». 7 класс стр.186, класс Земноводные, или Амфибии.
1. Выпишите общую характеристику класса земноводные.
Общая характеристика земноводных:
1.
2.
3.
4.
5.
2. Заполните схему классификации амфибий.
Приведите примеры амфибий.
Тип ____________________________
Подтип _________________________
Класс Земноводные:
Отряд __________
Отряд __________
Отряд __________
-
На основе своих знаний и записей ответьте на вопросы:
а. По каким признакам животные этого класса получили название
«Земноводные».
б. На основании каких признаков земноводных делят на классы. Расскажите своему партнеру общую характеристику класса земноводные.
Проверьте записи, поставьте оценку.
Карточка 2
Тема: «Общая характеристика класса Земноводные».
Прочитайте по учебнику Захарова В.Б. и Сонина Н.И. стр.186-187.
Установите признаки, по которым земноводные отличаются от рыб. Обратите внимание на форму тела, покровы, наличие конечностей.
1. Приспособленность земноводных к жизни в воде и на суше
Приспособленность к жизни в воде
Приспособленность к жизни на суше
1.
2.
3.
4.
1.
2.
3.
4.
2. Рассмотрите рисунки и решите, на основе чего можно утверждать, что
земноводные произошли от древних рыб.
3 Решите задачу
Индия в 1970г. экспортировала 25 млн. лягушек, Италия с 1968г. по 1970г. продала в другие страны 47 млн. лягушек и ежегодно экспортирует свыше 30 тыс. хвостатых земноводных. Почему земноводные составляют предмет международного экспорта?
Ответ: Земноводные закупаются для научных лабораторий, как объекты содержания в аквариумах и террариумах, в качестве средства биологической борьбы с вредителями сельскохозяйственных культур. В ряде стран Европы, Азии и Северной Америки лягушек употребляют в пищу.
4. Расскажите своему партнеру о приспособленности земноводных к водной и наземной среде обитания. Поясните происхождение их от древних рыб. Проверьте записи, поставьте оценку.
Карточка №3.
Тема: «Строение земноводных».
Прочитайте по учебнику Захарова В.Б. и Сонина Н.И. «Биология. Многообразие животных организмов», 7 класс статья «Строение земноводных» стр.188.
1. Назовите кости скелета лягушки, обозначенные цифрами.
2. Информацию занесите в таблицу «Строение скелета лягушки»
-
Отделы скелета
Название костей
Значение отдела скелета
3. Решите задачу:
Растут ли лягушки зимой?
Ответ: Зимой лягушки находятся в состоянии оцепенения на дне водоемов, в норах грызунов, под опавшей листвой. У них резко понижается обмен веществ. Клетки тела не делятся, рост лягушек не происходят.
4. Ответьте устно на вопросы: № 3, 4, 5 стр. 194. Расскажите своему партнеру о строении лягушки. Проверьте записи. Поставьте оценку.
Карточка 4
Тема: «Строение земноводных»
1. Прочитайте по учебнику Захарова В. Б. и Сонина Н. И. «Биология. Многообразие живых организмов», 7 класс статья «Строение земноводных» стр. 188.
Ответьте на вопросы:
-
Чем можно объяснить сходство в строении скелетов рыбы и лягушки?
-
Что обозначено цифрами 1-13 на рисунке?
2.
Составьте таблицу:
Скелеты для сравнения
Сходство
Различие
Рыбы
Лягушки
3. Ответьте на вопросы устно:
-
Если кожу лягушки смазать растительным маслом или обсыпать крахмалом, то через некоторое время она погибнет. Чем это можно объяснить?
-
Кожа у земноводных голая, с большим количеством желез, выделяющих много слизи. Почему слизь защищает земноводных от гибели на суше, уменьшает затраты энергии при плавании в воде?
-
Объясните, в связи с чем произошел выход позвоночных на сушу. Какие изменения в их строении происходили в связи с этим?
-
Расскажите своему партнеру о приспособленности земноводных. Проверьте записи. Поставьте оценку.
Рефлексия.
-
Игра «Волшебный стул» - в центре класса у доски ставится стул ученик выходит и садиться спиной к классу задаются вопросы по теме:
Вопросы:
1. Какие прогрессивные изменения произошли у земноводных в ходе эволюции?
2. Какие черты наземных позвоночных свойственны лягушке?
3. В чем заключается сходство земноводных и рыб?
4. Опишите скелет лягушки. Чем отличаются конечности амфибий от парных плавников рыб?
5. Может ли лягушка сбрасывать с себя кожу? Почему?
Задание №1
(работа в группах по предложенным картинкам отрядов земноводных).
1ая группа - Отряд Безногие земноводные:
1. Каковы особенности внешнего строения Безногих Земноводных?
2. Где обитают червяги?
3. На основании, каких признаков строения, червяг относят к земноводным?
2ая группа - Отряд Хвостатые земноводные:
1. Каковы особенности внешнего строения хвостатых амфибий?
2. Как передвигаются хвостатые амфибии?
3. Как приспособлено строение хвостатых амфибий к среде их обитания?
3ая группа - Отряд Бесхвостые земноводные:
1. Какие приспособления появились у бесхвостых амфибий в связи с большой степенью освоения суши?
2. Каковы особенности внешнего строения отряда бесхвостых?
3. Объясните, почему прудовая лягушка, обитающая в водоемах и в близи них активна днем, а травяная, обитающая на болотах и лугах, в сумерки?
Если останется время, учащиеся обсуждают в группах вопросы, при этом они выбирают выступающего, который выскажет предположение группы.
Задание №2
Если вы хорошо запомнили данную тему, то легко ответите на вопросы кроссворда «Знаете ли вы?»
-
В клетках нужно записать названия тех земноводных, которые заканчиваются на букву «а»:
Ответы: 1. Жаба. 2. Квакша. 3. Лягушка. 4. Жерлянка. 5. Саламандра.
Задание №3
Заполните таблицу.
С чем связано название класса Амфибии или Земноводные
Представители класса
Особенности внешнего строения, образ жизни
Значение
Домашнее задание:
-
Повторите записи, сделанные на уроке.
-
Подготовьте сообщения о земноводных из дополнительной литературы.
-
Подберите загадки, стихотворения, сказки о земноводных или придумайте сами.
-
Читать учебник стр. 186-188.