- Преподавателю
- Биология
- Рабочая программа по биологии 7-9 класс ФК ГОС
Рабочая программа по биологии 7-9 класс ФК ГОС
Раздел | Биология |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Крестьянинова М.Н. |
Дата | 26.03.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 164 городского округа Самара
___________________________________________________________
Лесная ул., д. 8, пос. Берёза, г. Самара, Россия, 443901
тел.: (846) 996-68-16, 996-62-42
ПРИНЯТО:
на заседании
Педагогического совета
МБОУ СОШ №164 г.о. Самара
Протокол № ____
от«__»_________ 201_ г.
УТВЕРЖДАЮ:
Директор
МБОУ СОШ №164 г.о. Самара
_____________Кузнецова С.Н.
Приказ №____
от «___»_______ 201_ г.
Рабочая программа учебного предмета
Биология
Ступень, класс: основное общее образование 7-9 классы
г. Самара, 2014-2015 уч. г.
Пояснительная записка.
Рабочая программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования на базовом уровне, утвержденного 5 марта 2004 года приказ № 1089, на основе программы основного общего образования по биологии 6-9 классов, авторы: Н.И.Сонин, В.Б.Захаров, Е.Т.Захарова для основной школы, 2010г.
Данная рабочая программа ориентирована на использование учебников по биологии и учебно-методических пособий УМК «Сфера жизни»(концентрический курс), созданных коллективом авторов под руководством Н.И.Сонина.
Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.
Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития - ростом информационных перегрузок, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий (объемы и способы получения информации порождают ряд особенностей развития современных подростков). Наиболее продуктивными с точки зрения решения задач развития подростка являются социоморальная и интеллектуальная взрослость.
Помимо этого, глобальные цели формулируются с учетом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми.
С учетом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования являются:
-
социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающие включение учащихся в ту или иную группу или общность - носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
-
приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.
Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:
-
ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе;
-
развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;
-
овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;
-
формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.
Общая характеристика курса биологии
Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, её многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Программа составлена в соответствии с основным положениями системно-деятельностного подхода в обучении. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья; для повседневной жизни и практической деятельности. Рабочая программа по биологии построена с учетом следующих содержательных линий:
-
многообразие и эволюция органического мира;
-
биологическая природа и социальная сущность человека;
-
уровневая организация живой природы.
Содержание структурировано в виде трех разделов: «Живые организмы», «Человек и его здоровье», «Общие биологические закономерности».
Раздел «Живые организмы» включает сведения об отличительных признаках живых организмов, их многообразии, системе органического мира, растениях, животных, грибах, бактериях и лишайниках. Содержание раздела представлено на основе эколого-эволюционного и функционального подходов, в соответствии с которыми акценты в изучении организмов переносятся с особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнения в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах.
В разделе «Человек и его здоровье» содержатся сведения о человеке как биосоциальном существе, строении человеческого организма, процессах жизнедеятельности, особенностях психических процессов, социальной сущности, роли в окружающей среде.
Содержание раздела «Общие биологические закономерности» подчинено, во-первых, обобщению и систематизации учебного материала, который был освоен учащимися при изучении курса биологии в основной школе; во-вторых, знакомству школьников с некоторыми доступными для их восприятия общебиологическими закономерностями. Содержание данного раздела включено в содержание других разделов.
Место учебного предмета в учебном плане
В соответствии с БУПом курсу биологии на ступени основного общего образования предшествует курс окружающего мира, включающий интегрированные сведения из курсов физики, химии, биологии, астрономии, географии. По отношению к курсу биологии данный курс является пропедевтическим, в ходе освоения его содержания у учащихся формируются элементарные представления о растениях, животных, грибах и бактериях, их многообразии, роли в природе и жизни человека. В свою очередь, содержание курса биологии в основной школе, включающее сведения о многообразии организмов, биологической природе и социальной сущности человека, служит основой для изучения общих биологических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе, где особое значение приобретают мировоззренческие, теоретические понятия.
Учебное содержание курса биологии включает:
Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс. 70ч, 2ч в неделю
Биология. Человек. 8 класс. 70ч, 2ч в неделю
Биология. Общие закономерности. 9 класс. 70ч, 2ч в неделю
Для реализации рабочей программы в учебном плане МБОУ СОШ № 164 г.о. Самара по 2часа в неделю с 7 по 9 класс.
2. Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы
-
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (Приказ МО РФ ОТ 05.03.2004 № 1089). Стандарт основного общего образования по химии.
-
Авторская программа основного общего образования по биологии, 7 класс, авторы: Н.И.Сонин, В.Б.Захаров, Е.Т.Захарова - Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 классы. - М.: Дрофа, 2010.
-
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ (Приказ МО РФ ОТ 09.03.2004 № 1312).
-
Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы общего образования на 2012-2013 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 декабря 2011 г. № 2885.
7 класс
В соответствии с федеральным базисным учебным планом в рамках основного общего образования на изучение биологии в 7 классе выделяется 70 часов из федерального компонента.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний программой предусматривается выполнение ряда лабораторных и практических работ.
Рабочая программа основного общего образования
по биологии 7 класс
Авторы: Н.И.Сонин, В.Б.Захаров, Е.Т.Захарова.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Название темы
Количество часов
Введение
3
Раздел 1. Царство Прокариоты 3
Тема 1.1. Многообразие, особенности строения и происхождение прокариотических организмов
3
Раздел 2. Царство Грибы 4
Тема 2.1. Общая характеристика грибов
3
Тема 2.2. Лишайники
1
Раздел 3. Царство Растения
19
Тема 3.1. Общая характеристика растений
1
Тема 3.2. Низшие растения
3
Тема 3.3. Высшие растения
6
Тема 3.4. Отдел Голосеменные растения
2
Тема 3.5. Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения
7
Раздел 4. Царство Животные
37
Тема 4.1. Общая характеристика животных
1
Тема 4.2. Подцарство Одноклеточные
2
Тема 4.3. Подцарство Многоклеточные
1
Тема 4.4. Тип Кишечнополостные
2
Тема 4.5. Тип Плоские черви
2
Тема 4.6. Тип Круглые черви
1
Тема 4.7. Тип Кольчатые черви
3
Тема 4.8. Тип Моллюски
2
Тема 4.9. Тип Членистоногие
7
Тема 4.10. Тип Иглокожие
1
Тема 4.11. Тип Хордовые. Подтип Бесчерепные
1
Тема 4.12. Подтип Позвоночные (Черепные). Надкласс Рыбы
2
Тема 4.13. Класс Земноводные
2
Тема 4.14. Класс Пресмыкающиеся
2
Тема 4.15. Класс Птицы
3
Тема 4.16. Класс Млекопитающие
5
Раздел 5. Царство Вирусы
1
Повторение по всему курсу биологии за 7 класс, итоговое тестирование
и анализ тестирования
и анализ тестирования
3
ИТОГО
70
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
(70 часов, 2 часа в неделю)
Введение (3 часа)
Мир живых организмов. Уровни организации и свойства живого. Основные положения учения Ч.Дарвина о естественном отборе. Естественная система живой природы как отражение эволюции жизни на Земле. Царства живой природы.
РАЗДЕЛ 1
Царство Прокариоты (3 часа)
Тема 1.1
Многообразие, особенности строения и происхождение прокариотических организмов (3 часа)
Происхождение и эволюция бактерий. Общие свойствa прокариотических организмов. Многообразие форм бактерий. Особенности строения бактериальной клетки. Понятие о типах обмена у прокариот. Особенности организации и жизнедеятельности прокариот; распространенность и роль в биоценозах. Экологическая роль и медицинское значение (на примере представителей подцарства Настоящие бактерии).
Демонстрация
Схемы возникновения одноклеточных эукариот, многоклеточных организмов; развитие царств растений и животных, представленных в учебнике. Строение клеток различных прокариот. Строение и многообразие бактерий.
Основные понятия. Безъядерные (прокариотические) клетки. Эукариотические клетки, имеющие ограниченное оболочкой ядро. Клетка - элементарная структурно-функциональная единица всего живого.
Умения. Объяснять с материалистических позиций процесс возникновения жизни на Земле как естественное событие в цепи эволюционных преобразований материи в целом. Характеризовать особенности организации клеток прокариот, анализировать их роль в биоценозах. Приводить примеры распространенности прокариот.
РАЗДЕЛ 2 Царство Грибы (4 часа)
Тема 2.1
Общая характеристика грибов (3 часа)
Происхождение и эволюция грибов. Особенности строения клеток грибов. Основные черты организации многоклеточных грибов. Отделы: Хитридиомикота, Зигомикота, Аскомикота, Базидиомикота, Омикота; группа Несовершенные грибы. Особенности жизнедеятельности и распространение. Роль грибов в биоценозах и хозяйственной деятельности человека.
Демонстрация. Схемы строения представителей Различных систематических групп грибов. Различные представители царства Грибы. Строение плодового тела шляпочного гриба.
Лабораторные и практические работы
Строение плесневого гриба мукора
Распознавание съедобных и ядовитых грибов.
Тема 2.2 Лишайники (1 час)
Понятие о симбиозе. Общая характеристика лишайников. Типы слоевищ лишайников; особенности жизнедеятельности, распространенность и экологическая роль лишайников.
Демонстрация. Схемы строения лишайников. Различные представители лишайников.
Основные понятия. Царства живой природы. Доядерные (прокариотические) организмы; бактерии, цианобактерии. Эукариотические организмы, имеющие ограниченное оболочкой ядро.
Умения. Объяснять строение грибов и лишайников. Приводить примеры
распространенности грибов и лишайников и характеризовать их роль в биоценозах.
РАЗДЕЛ 3
Царство Растения (19 часов)
Тема 3.1
Общая характеристика растений (1 час)
Растительный организм как целостная система. Клетки, ткани, органы и системы органов растений. Регуляция жизнедеятельности растений; фитогормоны. Особенности жизнедеятельности растений; фотосинтез, пигменты. Систематика растений; низшие и высшие растения.
Демонстрация. Рисунки учебника, показывающие особенности строения и жизнедеятельности различных представителей царства растений. Схемы, отражающие основные направления эволюции растительных организмов.
Тема 3.2
Низшие растения (3 часа)
Водоросли как древнейшая группа растений. Общая характеристика водорослей. Особенности строения тела. Одноклеточные и многоклеточные водоросли. Многообразие водорослей: отделы Зеленые водоросли, Бурые и Красные водоросли. Распространение в водных и наземных биоценозах, экологическая роль водорослей. Практическое значение.
Демонстрация. Схемы строения водорослей различных отделов.
Лабораторная работа
Изучение внешнего строения водорослей
Тема 3.3
Высшие растения (6 часов)
Происхождение и общая характеристика высших растений. Особенности организации и индивидуального развития высших растений.
Споровые растения. Общая характеристика, происхождение.
Отдел Моховидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах.
Отдел Плауновидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах.
Отдел Хвощевидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах.
Отдел Папоротниковидные. Происхождение и особенности организации папоротников. Жизненный цикл папоротников. Распространение папоротников в природе и их роль в биоценозах.
Демонстрация. Схемы строения и жизненных циклов мхов, хвощей и плаунов. Различные представители мхов, плаунов и хвощей. Схемы строения папоротника; древние папоротниковидные. Схема пшена развития папоротника. Различные представители папоротников.
Лабораторная работа
Изучение внешнего строения мхов.
Изучение внешнего строения папоротника.
Тема 3.4
Отдел Голосеменные растения (2 часа)
Происхождение и особенности организации голосеменных растений; строение тела, жизненные формы голосеменных. Многообразие, распространенность голосеменных, их роль в биоценозах и практическое значение.
Демонстрация. Схемы строения голосеменных, цикл развития сосны. Различные представители голосеменных.
Лабораторная работа
Изучение строения и многообразия голосеменных растений.
Тема 3.5
Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения (7 часов)
Происхождение и особенности организации покрытосеменных растений; строение тела, жизненные формы покрытосеменных. Классы Однодольные и Двудольные, основные семейства (2 семейства однодольных и 3 семейства двудольных растений). Многообразие, распространенность цветковых, их роль в биоценозах, в жизни человека и его хозяйственной деятельности.
Демонстрация. Схема строения цветкового растения; строения цветка. Цикл развития цветковых растений (двойное оплодотворение). Представители различных семейств покрытосеменных растений.
Лабораторные и практические работы
Изучение строения покрытосеменных растений.
Распознавание наиболее распространенных растений своей местности, определение их систематического положения в жизни человека.
Основные понятия. Растительный организм. Низшие растения. Отделы растений. Зеленые, бурые и красные водоросли.
Мхи, плауны, хвощи, папоротники; жизненный цикл; спорофит и гаметофит.
Голосеменные растения; значение появления семени; жизненный цикл сосны; спорофит и гаметофит.
Высшие растения. Отделы растений. Покрытосеменные растения; значение появления плода; жизненный цикл цветкового растения; спорофит и гаметофит.
Умения. Объяснять особенности организации клеток, органов и тканей растений. Приводить примеры распространенности водорослей, споровых, голосеменных и цветковых растений и характеризовать их роль в биоценозах.
РАЗДЕЛ 4
Царство Животные (37 часов)
Тема 4.1
Общая характеристика животных (1 час)
Животный организм как целостная система. Клетки, ткани, органы и системы органов животных. Регуляция жизнедеятельности животных; нервная и эндокринная регуляции. Особенности жизнедеятельности животных, отличающие их от представителей других царств живой природы. Систематика животных; таксономические категории; одноклеточные и многоклеточные (беспозвоночные и хордовые) животные.
Тема 4.2
Подцарство Одноклеточные (2 часа)
Общая характеристика простейших. Клетка одноклеточных животных как целостный организм; особенности организации клеток простейших, специальные органоиды. Разнообразие простейших и их роль в биоценозах, жизни человека и его хозяйственной деятельности.
Тип Саркожгутиконосцы; многообразие форм саркодовых и жгутиковых.
Тип Споровики; споровики - паразиты человека и животных. Особенности организации представителей.
Тип Инфузории. Многообразие инфузорий и их роль в биоценозах.
Демонстрация. Схемы строения амебы, эвглены зеленой и инфузории туфельки. Представители различных групп одноклеточных.
Лабораторная работа
Строение инфузории туфельки.
Тема 4.3
Подцарство Многоклеточные (1 час)
Общая характеристика многоклеточных животных; типы симметрии. Клетки и ткани животных. Простейшие многоклеточные - губки; их распространение и экологическое значение.
Демонстрация. Типы симметрии у многоклеточных животных. Многообразие губок.
Тема 4.4
Тип Кишечнополостные (2 часа)
Особенности организации кишечнополостных. Бесполое и половое размножение. Многообразие и распространение кишечнополостных; гидроидные, сцифоидные и кораллы. Роль в природных сообществах.
Демонстрация. Схема строения гидры, медузы и колонии коралловых полипов. Биоценоз кораллового рифа. Внешнее и внутреннее строение кишечнополостных.
Тема 4.5
Тип Плоские черви (2 часа)
Особенности организации плоских червей. Свободноживущие ресничные черви. Многообразие ресничных червей и их роль в биоценозах. Приспособления к паразитизму у плоских червей; классы сосальщиков и ленточных червей. Понятие о жизненном цикле; циклы развития печеночного сосальщика и бычьего цепня. Многообразие плоских червей-паразитов; меры профилактики паразитарных заболеваний.
Демонстрация. Схемы строения плоских червей, ведущих свободный и паразитический образ жизни. Различные представители ресничных червей. Схемы жизненных циклов печеночного сосальщика и бычьего цепня.
Тема 4.6
Тип Круглые черви (1 час)
Особенности организации круглых червей (на примере аскариды человеческой). Свободноживущие и паразитические круглые черви. Цикл развития аскариды человеческой; меры профилактики аскаридоза.
Демонстрация. Схема строения и цикл развития аскариды человеческой. Различные свободноживущие и паразитические формы круглых червей.
Тема 4.7
Тип Кольчатые черви (3 часа)
Особенности организации кольчатых червей (на примере многощетинкового червя нереиды); вторичная полость тела. Многообразие кольчатых червей; многощетинковые и малощетинковые кольчатые черви, пиявки. Значение кольчатых червей в биоценозах.
Демонстрация. Схема строения многощетинкового и малощетинкового кольчатых червей. Различные представители типа кольчатых червей.
Лабораторная работа
Внешнее строение дождевого червя.
Тема 4.8
Тип Моллюски (2 часа)
Особенности организации моллюсков; смешанная полость тела. Многообразие моллюсков; классы Брюхоногих, двустворчатых и головоногих моллюсков. Значение моллюсков в биоценозах. Роль в жизни человека и его хозяйственной деятельности.
Демонстрация. Схема строения брюхоногих, двустворчатых и головоногих моллюсков. Различные представители типа моллюсков.
Лабораторная работа
Внешнее строение моллюсков.
Тема 4.9
Тип Членистоногие (7 часов)
Происхождение и особенности организации членистоногих. Многообразие членистоногих; классы ракообразных, паукообразных, насекомых и многоножек.
Класс Ракообразные. Общая характеристика класса ракообразных на примере речного рака. Высшие и низшие раки. Многообразие и значение ракообразных в биоценозах.
Класс Паукообразные. Общая характеристика паукообразных. Пауки, скорпионы, клещи. Многообразие и значение паукообразных в биоценозах.
Класс Насекомые. Многообразие насекомых. Общая характеристика класса насекомых; отряды насекомых с полным и неполным метаморфозом. Многообразие и значение насекомых в биоценозах. Многоножки.
Демонстрация. Схема строения речного рака. Различные представители низших и высших ракообразных. Схема строения паука-крестовика. Различные представители класса. Схемы строения насекомых различных отрядов; многоножек.
Лабораторная работа
Изучение внешнего строения и многообразия членистоногих.
Тема 4.10 Тип Иглокожие (1 час)
Общая характеристика типа. Многообразие иглокожих; классы Морские звезды, Морские ежи, Голотурии. Многообразие и экологическое значение.
Демонстрация. Схемы строения морской звезды, морского ежа и голотурии. Схема придонного биоценоза.
Тема 4.11
Тип Хордовые. Бесчерепные (1 час)
Происхождение хордовых; подтипы бесчерепных и позвоночных. Общая характеристика типа. Подтип Бесчерепные: ланцетник; особенности его организации и распространения.
Демонстрация. Схема строения ланцетника.
Тема 4.12
Подтип Позвоночные (Черепные). Надкласс Рыбы (2 часа)
Общая характеристика позвоночных. Происхождение рыб. Общая характеристика рыб. Классы Хрящевые (акулы и скаты) и Костные рыбы. Многообразие костных рыб: хрящекостные, кистеперые, двоякодышащие и лучеперые рыбы. Многообразие видов и черты приспособленности к среде обитания. Экологическое и хозяйственное значение рыб.
Демонстрация. Многообразие рыб. Схема строения кистеперых и лучеперых рыб.
Лабораторная работа
Особенности внешнего строения рыб в связи с образом жизни.
Тема 4.13
Класс Земноводные (2 часа)
Первые земноводные. Общая характеристика земноводных как первых наземных позвоночных. Бесхвостые, хвостатые и безногие амфибии; многообразие, среда обитания и экологические особенности. Структурно-функциональная организация земноводных на примере лягушки. Экологическая роль и многообразие земноводных.
Демонстрация. Многообразие амфибий. Схема строения кистеперых рыб и земноводных.
Лабораторная работа
Особенности внешнего строения лягушки в связи с образом жизни.
Тема 4.14
Класс Пресмыкающиеся (2 часа)
Происхождение рептилий. Общая характеристика пресмыкающихся как первичноназемных животных. Структурно-функциональная организация пресмыкающихся на примере ящерицы. Чешуйчатые (змеи, ящерицы и хамелеоны), крокодилы и черепахи. Распространение и многообразие форм рептилий; положение в экологических системах. Вымершие группы пресмыкающихся.
Демонстрация. Многообразие пресмыкающихся. Схема строения земноводных и рептилий.
Тема 4.15
Класс Птицы (3 часа)
Происхождение птиц; первоптицы и их предки; настоящие птицы. Килегрудые, или летающие; бескилевые, или бегающие; пингвины, или плавающие птицы. Особенности организации и экологическая дифференцировка летающих птиц (птицы леса, степей и пустынь, открытых воздушных пространств, болот, водоемов и побережий). Охрана и привлечение птиц; домашние птицы. Роль птиц в природе, жизни человека и его хозяйственной деятельности.
Демонстрация. Многообразие птиц. Схема строения рептилий и птиц.
Лабораторная работа
Особенности внешнего строения птиц в связи с образом жизни.
Тема 4.16
Класс Млекопитающие (5 часов)
Происхождение млекопитающих. Первозвери (утконос и ехидна). Низшие звери (сумчатые). Настоящие звери (плацентарные). Структурно-функциональные особенности организации млекопитающих на примере собаки. Экологическая роль млекопитающих в процессе развития живой природы в кайнозойской эре. Основные отряды плацентарных млекопитающих: насекомоядные, рукокрылые, Грызуны, зайцеобразные, хищные, ластоногие, китообразные, непарнокопытные, парнокопытные, приматы и др. Значение млекопитающих в природе и хозяйственной деятельности человека. Охрана цепных зверей. Домашние млекопитающие (крупный и мелкий рогатый скот и другие сельскохозяйственные животные).
Демонстрация схем, отражающих экологическую дифференцировку млекопитающих. Многообразие млекопитающих. Схема строения рептилий и млекопитающих.
Лабораторные и практические работы
Изучение строения млекопитающих.
Распознавание животных своей местности, определение их систематического положения и значения и жизни человека.
Основные понятия. Животный организм. Одноклеточные животные. Многоклеточные животные. Систематика животных; основные типы беспозвоночных животных, их классификация.
Основные типы червей, их классификация. Лучевая и двусторонняя симметрия. Вторичная полость тела (целом).
Моллюски. Смешанная полость тела.
Систематика членистоногих; классы ракообразных, паукообразных, насекомых и многоножек.
Тип Хордовые. Внутренний осевой скелет, вторичноротость.
Надкласс Рыбы. Хрящевые и костные рыбы. Приспособления к водному образу жизни, конечности, жаберный аппарат, форма тела.
Класс Земноводные. Бесхвостые, хвостатые и безногие амфибии. Приспособления к водному и наземному образу жизни, форма тела, конечности, органы воздушного дыхания.
Класс Пресмыкающиеся. Многообразие пресмыкающихся: чешуйчатые, крокодилы, черепахи. Приспособления к наземному образу жизни, форма тела, конечности, органы воздушного дыхания.
Класс Птицы. Многообразие птиц. Приспособления к полету, форма тела, конечности, органы воздушного дыхания.
Класс Млекопитающие. Многообразие млекопитающих.
Умения. Объяснять особенности животного организма. Приводить примеры распространенности простейших и характеризовать их роль в биоценозах.
Объяснять особенности организации многоклеточного животного организма. Приводить примеры распространенности многоклеточных и характеризовать их роль в биоценозах.
Приводить примеры распространенности плоских и круглых червей и характеризовать их роль в биоценозах.
Объяснять особенности организации многощетинковых и малощетинковых кольчатых червей. Приводить примеры распространенности червей и характеризовать их роль в биоценозах.
Объяснять особенности организации моллюсков. Приводить примеры их распространенности и характеризовать роль в биоценозах.
Объяснять особенности организации членистоногих. Приводить примеры их распространенности и характеризовать роль в биоценозах.
Объяснять принципы организации хордовых животных и выделять прогрессивные изменения в их строении.
Объяснять принципы организации рыб и выделять прогрессивные изменения в их строении.
Объяснять принципы организации амфибий, выделить прогрессивные изменения в их строении и проводить сравнительный анализ с предковой группой - рыбами.
Объяснять принципы организации рептилий, выделять прогрессивные изменения в их строении и проводить сравнительный анализ с предковой группой - амфибиями.
Объяснять принципы организации птиц, выделять прогрессивные изменения в их строении и проводить сравнительный анализ с предковой группой - рептилиями.
Объяснять принципы организации млекопитающих, выделять прогрессивные изменения в их строении и проводить сравнительный анализ с предковой группой - рептилиями.
РАЗДЕЛ 5 Царство Вирусы (1 час)
Общая характеристика вирусов. История их открытия. Строение вируса на примере вируса табачной мозаики. Взаимодействие вируса и клетки. Вирусы - возбудители опасных заболеваний человека. Профилактика заболевания гриппом. Происхождение вирусов.
Демонстрация. Модели различных вирусных частииц. Схемы взаимодействия вируса и клетки при горизонтальном и вертикальном типе передачи инфекции. Схемы, отражающие процесс развития вирусных заболеваний.
Основные понятия. Вирус, бактериофаг. Взаимодействие вируса и клетки. Вирусные инфекционные заболевания, меры профилактики.
Умения. Объяснять принципы организации вирусов, характер их взаимодействия с клеткой.
Повторение, итоговое тестирование и анализ тестирования (3 часа)
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ, ЗАКАНЧИВАЮЩИХ
7 КЛАСС
В результате изучения предмета учащиеся 7 классов должны:
знать/понимать
-
особенности жизни как формы существования материи;
-
фундаментальные понятия биологии;
-
о существовании эволюционной теории;
-
основные группы прокариот, грибов, растений и животных, особенности их организации, многообразие, а также экологическую и хозяйственную роль живых организмов; основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека;
уметь
• пользоваться знанием биологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а также различных групп растений, животных, в том числе и человека;
• давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;
-
работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопических исследований;
-
работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять план, конспект, реферат;
-
владеть языком предмета.
Для повышения образовательного уровня и получения навыков по практическому использованию Полученных знаний программой предусматривает выполнение ряда лабораторных работ, которые проходятся после подробного инструктажа и ознакомления учащихся с установленными правилами техники безопасности.
Для углубления знаний и расширения кругозора учащихся рекомендуются экскурсии по разделам программы: «Многообразие форм живой природы», «Развитие жизни на Земле».
В заключение приведен список основной и дополнительной литературы.
8 класс
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Название темы
Количество часов
Тема 1. Человек как биологический вид
2
Тема 2. Происхождение человека
2
Тема 3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма Человека
1
Тема 4. Общий обзор строения и функций организма человека
4
Тема 5. Координация и регуляция
13
Тема 6. Опора и движение
8
Тема 7. Внутренняя среда организма
4
Тема 8. Транспорт веществ
5
Тема 9. Дыхание
5
Тема 10. Пищеварение
6
Тема 11. Обмен веществ и энергии
2
Тема 12. Выделение
2
Тома 13. Покровы тела
3
Тема 14. Размножение и развитие
3
Тема 15. Высшая нервная деятельность
6
Тема 16. Человек и его здоровье
4
ИТОГО
70
В содержание внесены изменения за счет проведения лабораторных и практических работ по изучаемым темам.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
(70 часов, 2 часа в неделю)
Тема 1 . Человек как биологический вид (2 часа)
Человек как часть живой природы, место человека в системе органического мира. Черты сходства человека и животных. Сходство и различия человека и человекообразных обезьян. Человек разумный.
Демонстрация скелетов человека и позвоночных, таблиц, схем, рисунков, раскрывающих черты сходства человека и животных.
Тема 2. Происхождение человека (2 часа)
Биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. Этапы и факторы становления человека. Расы человека, их происхождение и единство.
Демонстрация модели «Происхождение человека», моделей остатков материальной первобытной культуры человека, иллюстраций представителей различных рас человека.
Тема 3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека (1 час)
Наука о человеке: анатомия, физиология, гигиена. Великие анатомы и физиологи: Гиппократ, Клавдий Гален, Андреас Везалий.
Демонстрация портретов великих ученых - анатомов и физиологов.
Тема 4. Общий обзор строения и функций организма человека (4 часа)
Клеточное строение организма. Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Органы человеческого организма. Системы органов.
Взаимосвязь органов и систем органов как основа гомеостаза.
Демонстрация схем систем органов человека.
Лабораторные и практические работы
Изучение микроскопического строения тканей.
Распознавание на таблицах органов и систем органов.
Тема 5. Координация и регуляция (13 часов)
Гуморальная регуляция
Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции. Гормоны и их роль в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция.
Демонстрация схем строения эндокринных желез; Таблиц строения, биологической активности и точек приложения гормонов; фотографий больных с различными нарушениями функции эндокринных желез.
Нервная регуляция
Нервная регуляция. Значение нервной системы. Центральная и периферическая нервные системы. Вегетативная и соматическая части нервной системы. Рефлекс; проведение нервного импульса.
Строение и функции спинного мозга, отделов головного мозга. Большие полушария головного мозга. Кора больших полушарий. Значение коры больших полушарий и ее связи с другими отделами мозга.
Органы чувств (анализаторы), их строение, функции. Строение, функции и гигиена органов зрения. Строение и функции органов слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы осязания, вкуса, обоняния. Гигиена органов чувств.
Демонстрация моделей головного мозга, органов чувств; схем рефлекторных дуг безусловных рефлексов; безусловных рефлексов различных отделов мозга.
Лабораторные и практические работы
Изучение головного мозга человека (по муляжам).
Изучение изменения размера зрачка.
Тема 6. Опора и движение (8 часов)
Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелет поясов конечностей. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением. Состав и строение костей: трубчатые и губчатые кости. Рост костей. Возрастные изменения в строении костей. Типы соединения костей. Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика.
Мышечная система. Строение и развитие мышц. Основные группы мышц, их функции. Работа мышц; статическая и динамическая нагрузка. Роль нервной системы в регуляции работы мышц. Утомление мышц, роль активного отдыха в восстановлении активности мышечной ткани. Значение физической культуры и режим труда в правильном формировании опорно-двигательной системы.
Демонстрация скелета человека, отдельных костей, распилов костей; приемов оказания первой помощи при повреждениях (травмах) опорно-двигательной системы.
Лабораторные и практические работы
Изучение внешнего строения костей.
Измерение массы и роста своего организма.
Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц.
Тема 7. Внутренняя среда организма (4 часа)
Понятие «внутренняя среда». Тканевая жидкость. Кровь, ее состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Клеточные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма крови. Свертывание крови. Группы крови. Лимфа. Иммунитет. Инфекционные заболевания. Предупредительные прививки. Переливание крови. Донорство.
Значение работ Л. Пастера и И.И. Мечникова в области иммунитета.
Демонстрация схем и таблиц, посвященных составу крови, группам крови.
Лабораторная работа
Изучение микроскопического строения крови.
Тема 8. Транспорт веществ (5 часа)
Сердце, его строение и регуляция деятельности, большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Заболевания органов кровообращения, их предупреждение.
Демонстрация моделей сердца человека, таблиц и схем строения клеток крови и органов кровообращения.
Лабораторные и практические работы
Измерение кровяного давления.
Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений.
Тема 9. Дыхание (5 часов)
Потребность организма человека в кислороде воздуха. Органы дыхания, их строение. Дыхательные движения. Газообмен в легких, тканях; перенос газов эритроцитами и плазмой крови. Регуляция дыхания. Искусственное дыхание. Голосовой аппарат.
Демонстрация моделей гортани, легких; схем, иллюстрирующих механизм вдоха и выдоха; приемов искусственного дыхания.
Практическая работа
Определение частоты дыхания.
Тема 10. Пищеварение (6 часов)
Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в пище и питательных веществах. Витамины. Пищеварение. Строение и функции органов пищеварения. Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа. Этапы процессов пищеварения. Исследования И. П. Павлова в области пищеварения.
Демонстрация модели торса человека, муляжей внутренних органов.
Лабораторные и практические работы
Воздействие желудочного сока на белки, слюны на крахмал.
Определение норм рационального питания.
Тема 11. Обмен веществ и энергии (2 часа)
Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь.
Витамины. Их роль в обмене веществ. Гиповитаминоз. Гипервитаминоз.
Тема 12. Выделение (2 часа)
Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование мочи. Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена веществ.
Демонстрация модели почек.
Тема 13. Покровы тела (3 часа)
Строение и функции кожи. Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. Гигиенические требования к одежде, обуви. Заболевания кожи и их предупреждение.
Демонстрация схем строения кожных покровов человека. Производные кожи.
Тема 14. Размножение и развитие (3 часа)
Система органов размножения; строение и гигиена. Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды. Лактация. Рост и развитие ребенка. Планирование семьи.
Тема 15. Высшая нервная деятельность (6 часов)
Рефлекс - основа нервной деятельности. Исследования И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского, П. К. Анохина. Виды рефлексов. Формы поведения. Особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Познавательные процессы. Торможение. Типы нервной системы. Речь. Мышление. Сознание. Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена. Гигиена умственного труда. Память. Эмоции. Особенности психики человека.
Тема 16. Человек и его здоровье (4 часа)
Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Оказание первой доврачебной помощи при кровотечении, отравлении угарным газом, спасении утопающего, травмах, ожогах, обморожении. Укрепление здоровья: двигательная активность, закаливание. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление. Вредные привычки, их влияние на здоровье человека.
Человек и окружающая среда. Окружающая среда как источник веществ и энергии. Среда обитания. Правила поведения человека в окружающей среде.
Лабораторные и практические работы
Изучение приемов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений
Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье.
Тематическое планирование по биологии 8 класс
(к учебнику Н.И.Сонина, М.Р.Сапина «Биология. Человек. 8 класс»
№ урока
Раздел
Тема урока
Кол-во
часов
Тема 1. Человек как биологический вид
2
1
Место человека в системе органического мира
1
2
Особенности человека
1
Тема 2. Происхождение человека
2
3
Происхождение человека. Этапы его становления
1
4
Расы человека. Их происхождение и единство
1
Тема 3. Краткая история развития знаний о человеке. Науки, изучающие организм человека
1
5
История развития знаний о строении и функциях организма человека.
1
Тема 4. Общий обзор организма человека
4
6
Клеточное строение организма
1
7
Ткани и органы.
1
8
Ткани и органы. Лабораторная работа «Ткани человека»
1
9
Органы. Системы органов. Организм. Лабораторный практикум на компьютере.
1
Тема 5. Координация и регуляция
13
10
Гуморальная регуляция. Эндокринный аппарат человека, его способности.
1
11
Роль гормонов в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция, ее нарушения.
1
12
Нервная регуляция. Строение и значение нервной системы.
1
13
Нервная регуляция. Строение и значение нервной системы.
1
14
Спинной мозг.
1
15
Строение и функции головного мозга. Лабораторный практикум на компьютере.
1
16
Полушария большого мозга.
1
17
Полушария большого мозга.
1
18
Анализаторы, их строение и функции. Зрительный анализатор. Лабораторная работа «Изучение изменения размера зрачка»
1
19
Анализаторы слуха и равновесия.
1
20
Кожно-мышечная чувствительность. Обоняние. Вкус.
1
21
Взаимодействие анализаторов, их взаимосвязь. Гигиена органов чувств.
1
22
Обобщение и контроль знаний по теме «Координация и регуляция. Анализаторы».
1
Тема 7. Опора и движение
8
23
Аппарат опоры и движения, его функции. Скелет человека, его значение, строение.
1
24
Строение, свойства костей, типы их соединения.
1
25
Строение, свойства костей, типы их соединения. Лабораторная работа «Изучение внешнего строения костей»
1
26
Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика. Практическая работа «Наложение повязок, шин». Лабораторный практикум на компьютере.
1
27
Мышцы, их строение и функции.
1
28
Работа мышц. Лабораторная работа «Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц»
1
29
Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения.
1
30
Обобщение. Взаимосвязь строения и функций опорно-двигательного аппарата. Лабораторная работа «Измерение роста и массы своего организма»
1
Тема 8. Внутренняя среда организма
4
31
Внутренняя среда организма и ее значение.
1
32
Плазма крови, ее состав. Форменные элементы крови, их строение, функции. Лабораторная работа «Состав крови»
1
33
Иммунитет.
1
34
Группы крови. Переливание крови. Резус-фактор.
1
Тема 9. Транспорт веществ
5
35
Движение крови и лимфы. Органы кровообращения. Лабораторный практикум на компьютере.
1
36
Работа сердца. Лабораторный практикум на компьютере.
1
37
Движение крови по сосудам. Лабораторная работа «Измерение кровяного давления. Подсчет пульса в разных условиях». Лабораторный практикум на компьютере.
1
38
Заболевания сердечно-сосудистой системы, их предупреждение. Первая помощь при кровотечениях. Практическая работа «Наложение повязок при кровотечениях»
1
39
Обобщение и контроль знаний по теме «Внутренняя среда организма. Транспорт веществ».
1
Тема 10. Дыхание
5
40
Значение дыхания для организма. Строение органов дыхания.
1
41
Строение легких. Газообмен в легких и тканях.
1
42
Дыхательные движения. Жизненная емкость легких. Лабораторный практикум на компьютере.
1
43
Регуляция дыхания. Практическая работа «Определение частоты дыхания»
1
44
Заболевания органов дыхания, их предупреждение. Первая помощь при нарушении дыхания и кровообращения. Лабораторный практикум на компьютере.
1
Тема 11. Пищеварение
6
45
Пищевые продукты. Питательные вещества и их превращения в организме. Лабораторная работа «Качественное определение белков, жиров, углеводов в пищевых продуктах»
1
46
Строение и функции пищеварительной системы. Пищеварение в ротовой полости.
1
47
Пищеварение в желудке и кишечнике. Лабораторная работа «Влияние ферментов на пищеварение. Действие желудочного сока на белки, слюны на крахмал».
1
48
Всасывание питательных веществ.
1
49
Гигиена питания. Профилактика желудочно-кишечных заболеваний. Практическая работа «Определение норм рационального питания»
1
50
Обобщение и контроль знаний по теме «Дыхание. Пищеварение».
1
Тема 12. Обмен веществ и энергии. Витамины
2
51
Обмен веществ и энергии.
1
52
Витамины
1
Тема 13. Выделение
2
53
Выделение. Строение и работа почек.
1
54
Заболевания почек, их предупреждение.
1
Тема 14. Покровы тела
3
55
Строение и функции кожи. Гигиена кожи.
1
56
Роль кожи в терморегуляции организма. Лабораторный практикум на компьютере.
1
57
Закаливание организма. Гигиена одежды и обуви.
1
Тема 15. Размножение и развитие
3
58
Половая система человека.
1
59
Возрастные процессы.
1
60
Обобщение и контроль знаний по темам «Обмен веществ. Выделение. Кожа. Размножение и развитие».
1
Тема 16. Высшая нервная деятельность
6
61
Поведение человека. Рефлекс - основа нервной деятельности.
1
62
Торможение, его виды, значение.
1
63
Биологические ритмы. Сон, его значение. Гигиена сна.
1
64
Особенности высшей нервной деятельности человека. Познавательные процессы.
1
65
Типы нервной деятельности. Лабораторный практикум на компьютере.
1
66
Обобщение по теме «Высшая нервная деятельность».
1
Человек и его здоровье
4
67
Человек и окружающая среда
1
68
Правила поведения человека в окружающей среде. Лабораторная работа «Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье»
1
69
Итоговое тестирование по курсу «Человек»
1
70
Итоговое тестирование по курсу «Человек»
1
9 класс
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Название темы
Количество часов
Введение
1
Раздел 1. Эволюция живого мира на Земле
Тема 1.1. Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов
2
Тема 1.2. Развитие биологии в додарвиновский период
2
Тема 1.3. Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора
5
Тема 1.4. Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора
2
Тема 1.5. Микроэволюция
2
Тема 1.6. Биологические последствия адаптации. Макроэволюция
3
Тема 1.7. Возникновение жизни на Земле
2
Тема 1.8. Развитие жизни на Земле
3
Всего
21
Раздел 2. Структурная организация живых организмов
Тема 2.1. Химическая организация клетки
2
Тема 2.2. Обмен веществ и преобразование энергии в клетке
3
Тема 2.3. Строение и функции клеток
5
Всего
10
Раздел 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов
Тема 3.1. Размножение организмов
2
Тема 3.2. Индивидуальное развитие организмов (онтогенез)
3
Всего
5
Раздел 4. Наследственность и изменчивость организмов
Тема 4.1. Закономерности наследования признаков
10
Тема 4.2. Закономерности изменчивости
6
Тема 4.3. Селекция растений, животных и микроорганизмов
4
Всего
20
Раздел 5. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии
Тема 5.1. Биосфера, ее структура и функции
3
Тема 5.2. Биосфера и человек
2
Всего
5
Заключение
1
Итого
63+7 резерв
Содержание курса
(70 часов, 2 часа в неделю)
Введение (1 час)
Место курса «Общая биология» в системе естественнонаучных дисциплин, а также в биологических науках. Цели и задачи курса. Значение предмета для понимания единства всего живого, взаимосвязи всех частей биосферы Земли.
Раздел 1
Эволюция живого мира на Земле (21 час)
Тема 1.1
Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов (2 часа).
Единство химического состава живой материи; основные группы химических элементов и молекул, образующие живое вещество биосферы. Клеточное строение организмов, населяющих Землю. Обмен веществ и саморегуляция в биологических системах. Самовоспроизведение; наследственность и изменчивость как основа существования живой материи. Рост и развитие. Раздражимость; формы избирательной реакции организмов на внешние воздействия. Ритмичность процессов жизнедеятельности; биологические ритмы и их значение. Дискретность живого вещества и взаимоотношение части и целого в биосистемах. Энергозависимость живых организмов; формы потребления энергии.
Царства живой природы; краткая характеристика естественной системы классификации живых организмов. Видовое разнообразие.
Демонстрация схем структуры царств живой природы.
Тема 1.2
Развитие биологии в додарвиновский период (2 часа)
Развитие биологии в додарвиновский период. Господство в науке представлений об «изначальной целесообразности» и неизменности живой природы. Работы К. Линнея по систематике растений и животных. Эволюционная теория Ж. Б. Латарка.
Демонстрация. Биографии ученых, внесших вклад в развитие эволюционных идей. Жизнь и деятельность Ж. Б. Ламарка.
Тема 1.3
Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора (5 часов)
Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина: достижения в области естественных наук, экспедиционный материал Ч. Дарвина. Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе.
Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Вид - элементарная эволюционная единица. Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства. Борьба за существование и естественный отбор.
Демонстрация. Биография Ч. Дарвина. Маршрут и конкретные находки Ч. Дарвина во время путешествия на корабле «Бигль».
Тема 1.4
Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора (2 часа)
Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных. Забота о потомстве. Физиологические адаптации.
Тема 1.5 Микроэволюция (2 часа)
Вид как генетически изолированная система; репродуктивная изоляция и ее механизмы. Популяционная структура вида; экологические и генетические характеристики популяций. Популяция - элементарная эволюционная единица. Пути и скорость видообразования; географическое и экологическое видообразование.
Демонстрация схем, иллюстрирующих процесс географического видообразования; живых растений и животных, гербариев и коллекций, показывающих индивидуальную изменчивость и разнообразие сортов культурных растений и пород домашних животных, а также результаты приспособленности организмов к среде обитания и результаты видообразования.
Лабораторные и практические работы
Изучение приспособленности организмов к среде обитания*.
Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора на сортах культурных растений*.
Тема 1.6
Биологические последствия адаптации. Макроэволюция (3 часа)
Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс (А. Н. Северцов). Пути достижения биологического прогресса. Основные закономерности эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм, правила эволюции групп организмов.
Результаты эволюции: многообразие видов, органическая целесообразность, постепенное усложнение организации.
Демонстрация примеров гомологичных и аналогичных органов, их строения и происхождения в онтогенезе; схемы соотношения путей прогрессивной биологической эволюции; материалов, характеризующих представителей животных и растений, внесенных в Красную книгу и находящихся под охраной государства.
Тема 1.7
Возникновение жизни на Земле (2 часа)
Органический мир как результат эволюции. Возникновение и развитие жизни на Земле. Химический, предбиологический (теория академика А. И. Опарина), биологический и социальный этапы развития живой материи.
Филогенетические связи в живой природе; естественная классификация живых организмов.
Демонстрация схем возникновения одноклеточных эукариот, многоклеточных организмов, развития царств растений и животных.
Тема 1.8
Развитие жизни на Земле (3 часа)
Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры. Первые следы жизни на Земле. Появление всех современных типов беспозвоночных животных. Первые хордовые. Развитие водных растений.
Развитие жизни на Земле в палеозойскую эру. Появление и эволюция сухопутных растений. Папоротники, семенные папоротники, голосеменные растения. Возникновение позвоночных: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся.
Развитие жизни на Земле в мезозойскую и кайнозойскую эры. Появление и распространение покрытосеменных растений. Возникновение птиц и млекопитающих. Появление и развитие приматов.
Происхождение человека. Место человека в живой природе. Систематическое положение вида Homo sapiens в системе животного мира. Признаки и свойства человека, позволяющие отнести его к различным систематическим группам царства животных. Стадии эволюции человека: древнейший человек, древний человек, первые современные люди.
Свойства человека как биологического вида. Популяционная структура вида Homo sapiens; человеческие расы; расообразование; единство происхождения рас. Антинаучная сущность расизма.
Демонстрация репродукций картин 3. Буриана, отражающих фауну и флору различных эр и периодов; схем развития царств живой природы; окаменелостей, отпечатков растений в древних породах. Модели скелетов человека и позвоночных животных.
Основные понятия. Биология. Жизнь. Основные отличия живых организмов от объектов неживой природы. Уровни организации живой материи. Объекты и методы изучения в биологии. Многообразие живого мира.
Эволюция. Вид, популяция; их критерии. Борьба за существование. Естественный отбор как результат борьбы за существование в конкретных условиях среды обитания. «Волны жизни».
Макроэволюция. Биологический прогресс и биологический регресс. Пути достижения биологического прогресса; ароморфозы, идиоадаптации, общая дегенерация.
Теория академика А. И. Опарина о происхождении жизни на Земле.
Развитие животных и растений в различные периоды существования Земли. Постепенное усложнение организации и приспособление к условиям среды живых организмов в процессе эволюции. Происхождение человека. Движущие силы антропогенеза. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека. Человеческие расы, их единство. Критика расизма.
Умения. Объяснять с материалистических позиций процесс возникновения жизни на Земле как естественное событие в цепи эволюционных преобразований материи в целом.
Объяснять основные свойства живых организмов, в том числе процессы метаболизма, саморегуляцию; понятие гомеостаза как результат эволюции живой материи.
Использовать текст учебника и других учебных пособий для составления таблиц, отражающих этапы развития жизни на Земле, становления человека. Использовать текст учебника для работы с натуральными объектами. Давать аргументированную критику расизма.
РАЗДЕЛ 2
Структурная организация живых организмов (10 часов)
Тема 2.1
Химическая организация клетки (2 часа)
Элементный состав клетки. Распространенность элементов, их вклад в образование живой материи и объектов неживой природы. Макроэлементы, микроэлементы; их вклад в образование неорганических и органических молекул живого вещества.
Неорганические молекулы живого вещества: вода; химические свойства и биологическая роль. Соли неорганических кислот, их вклад в обеспечение процессов жизнедеятельности и поддержание гомеостаза. Роль катионов и анионов в обеспечении процессов жизнедеятельности. Осмос и осмотическое давление; осмотическое поступление молекул в клетку.
Органические молекулы. Биологические полимеры - белки; структурная организация. Функции белковых молекул. Углеводы. Строение и биологическая роль. Жиры - основной структурный компонент клеточных мембран и источник энергии. ДНК - молекулы наследственности. Редупликация ДНК, передача наследственной информации из поколения в поколение. Передача наследственной информации из ядра в цитоплазму; транскрипция. РНК, структура и функции. Информационные, транспортные, рибосомальные РНК.
Демонстрация объемных моделей структурной организации биологических полимеров: белков и нуклеиновых кислот; их сравнение с моделями искусственных полимеров (поливинилхлорид).
Тема 2.2
Обмен веществ и преобразование энергии в клетке (3 часа)
Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Транспорт веществ через клеточную мембрану. Пино- и фагоцитоз. Внутриклеточное пищеварение и накопление энергии; расщепление глюкозы. Биосинтез белков, жиров и углеводов в клетке.
Тема 2.3
Строение и функции клеток (5 часов)
Прокариотические клетки; форма и размеры. Строение цитоплазмы бактериальной клетки; организация метаболизма у прокариот. Генетический аппарат бактерий. Спорообразование. Размножение. Место и роль прокариот в биоценозах.
Эукариотическая клетка. Цитоплазма эукариотической клетки. Органеллы цитоплазмы, их структура и функции. Цитоскелет. Включения, значение и роль в метаболизме клеток. Клеточное ядро - центр управления жизнедеятельностью клетки. Структуры клеточного ядра: ядерная оболочка, хроматин (гетерохроматин), ядрышко. Особенности строения растительной клетки.
Деление клеток. Клетки в многоклеточном организме. Понятие о дифференцировке клеток многоклеточного организма. Митотический цикл: интерфаза, редупликация ДНК; митоз, фазы митотического деления и преобразования хромосом; биологический смысл и значение митоза (бесполое размножение, рост, восполнение клеточных потерь в физиологических и патологических условиях).
Клеточная теория строения организмов.
Демонстрация. Принципиальные схемы устройства светового и электронного микроскопа. Схемы, иллюстрирующие методы препаративной биохимии и иммунологии. Модели клетки. Схемы строения органоидов растительной и животной клеток. Микропрепараты клеток растений, животных и одноклеточных грибов. Фигуры митотического деления в клетках корешка лука под микроскопом и на схеме. Материалы, рассказывающие о биографиях ученых, внесших вклад в развитие клеточной теории.
Лабораторная работа
Изучение клеток бактерий, растений и животных на готовых микропрепаратах*.
Основные понятия. Органические и неорганические вещества, образующие структурные компоненты клеток. Прокариоты: бактерии и синезеленые водоросли (цианобактерии). Эукариотическая клетка; многообразие эукариот; клетки одноклеточных и многоклеточных организмов. Особенности растительной и животной клеток. Ядро и цитоплазма - главные составные части клетки. Органоиды цитоплазмы. Включения. Хромосомы. Кариотип. Митотический цикл; митоз. Биологический смысл митоза. Положения клеточной теории строения организмов.
Умения. Объяснять рисунки и схемы, представленные в учебнике. Самостоятельно составлять схемы процессов, протекающих в клетке, и «привязывать» отдельные их этапы к различным клеточным структурам. Иллюстрировать ответ простейшими схемами и рисунками клеточных структур. Работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопического исследования.
РАЗДЕЛ 3
Размножение и индивидуальное развитие организмов (5 часов)
Тема 3.1
Размножение организмов (2 часа)
Сущность и формы размножения организмов. Бесполое размножение растений и животных. Половое размножение животных и растений; образование половых клеток, осеменение и оплодотворение. Биологическое значение полового размножения. Га-метогенез. Периоды образования половых клеток: размножение, рост, созревание (мейоз) и формирование половых клеток. Особенности сперматогенеза и овогенеза. Оплодотворение.
Демонстрация плакатов, иллюстрирующих способы вегетативного размножения плодовых деревьев и овощных культур; микропрепаратов яйцеклеток; фотографий, отражающих разнообразие потомства у одной пары родителей.
Тема 3.2
Индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (3 часа)
Эмбриональный период развития. Основные закономерности дробления; образование однослойного зародыша - бластулы. Гаструляция; закономерности образования двуслойного зародыша - гаструлы. Первичный органогенез и дальнейшая дифференцировка тканей, органов и систем. Постэмбриональный период развития. Формы постэмбрионального периода развития. Непрямое развитие; полный и неполный метаморфоз. Биологический смысл развития с метаморфозом. Прямое развитие. Старение.
Общие закономерности развития. Биогенетический закон.
Сходство зародышей и эмбриональная дивергенция признаков {закон К. Бэра). Биогенетический закон (Э. Геккелъ и К. Мюллер). Работы А. Н. Северцова об эмбриональной изменчивости.
Демонстрация таблиц, иллюстрирующих процесс метаморфоза у членистоногих, позвоночных (жесткокрылых и чешуйчатокрылых, амфибий); таблиц, отражающих сходство зародышей позвоночных животных, а также схем преобразования органов и тканей в филогенезе.
Основные понятия. Многообразие форм и распространенность бесполого размножения. Биологическое значение бесполого размножения. Половое размножение и его биологическое значение. Гаметогенез; мейоз и его биологическое значение. Оплодотворение.
Умения. Объяснять процесс мейоза и другие этапы образования половых клеток, используя схемы и рисунки из учебника. Характеризовать сущность бесполого и полового размножения.
РАЗДЕЛ 4
Наследственность и изменчивость организмов (20 часов)
Тема 4.1
Закономерности наследования признаков (10 часов)
Открытие Г. Менделем закономерностей наследования признаков. Гибридологический метод изучения наследственности.
Генетическое определение пола.
Генотип как целостная система. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов в определении признаков.
Демонстрация. Карты хромосом человека. Родословные выдающихся представителей культуры. Хромосомные аномалии человека и их фенотипические проявления.
Лабораторная работа
Решение генетических задач и составление родословных.
Тема 4.2
Закономерности изменчивости (6 часов)
Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Значение мутаций для практики сельского хозяйства и биотехнологии. Комбинативная изменчивость. Эволюционное значение комбинативной изменчивости.
Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств.
Демонстрация. Примеры модификационной изменчивости.
Лабораторная работа
Построение вариационной кривой (размеры листьев растений, антропометрические данные учащихся).
Тема 4.3
Селекция растений, животных и микроорганизмов (4 часа)
Центры происхождения и многообразия культурных растений. Сорт, порода, штамм. Методы селекции растений и животных. Достижения и основные направления современной селекции. Значение селекции для развития сельскохозяйственного производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности.
Демонстрация. Сравнительный анализ пород домашних животных и сортов культурных растений и их диких предков. Коллекции и препараты сортов культурных растений, отличающихся наибольшей плодовитостью.
Основные понятия. Ген. Генотип как система взаимодействующих генов организма. Признак, свойство, фенотип. Генетическое определение пола у животных и растений. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Мутационная и комбинативная изменчивость. Модификации; норма реакции. Селекция; гибридизация и отбор. Гетерозис и полиплоидия, их значение. Сорт, порода, штамм.
Умения. Объяснять механизмы передачи признаков и свойств из поколения в поколение, а также возникновение отличий от родительских форм у потомков. Составлять простейшие родословные и решать генетические задачи. Понимать необходимость развития теоретической генетики и практической селекции для повышения эффективности сельскохозяйственного производства и снижения себестоимости продовольствия.
РАЗДЕЛ 5
Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии (5 часов)
Тема 5.1
Биосфера, ее структура и функции (3 часа)
Биосфера - живая оболочка планеты. Структура биосферы. Компоненты биосферы: живое вещество, видовой состав, разнообразие и вклад в биомассу; биокосное и косное вещество биосферы (Б. И. Вернадский). Круговорот веществ в природе. Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы. Компоненты биогеоценозов: продуценты, консументы, редуценты. Биоценозы: видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса.
Абиотические факторы среды. Роль температуры, освещенности, влажности и других факторов в жизнедеятельности сообществ. Интенсивность действия фактора среды; ограничивающий фактор. Взаимодействие факторов среды, пределы выносливости. Биотические факторы среды. Цепи и сети питания. Экологические пирамиды: чисел, биомассы, энергии. Смена биоценозов. Причины смены биоценозов; формирование новых сообществ.
Формы взаимоотношений между организмами. Позитивные отношения - симбиоз: мутуализм, кооперация, комменсализм. Антибиотические отношения: хищничество, паразитизм, конкуренция. Нейтральные отношения - нейтрализм.
Демонстрация: а) схем, иллюстрирующих структуру биосферы и характеризующих отдельные ее составные части, таблиц видового состава и разнообразия живых организмов биосферы; схем круговорота веществ в природе;
б) карт, отражающих геологическую историю материков; распространенности основных биомов суши;
в) диафильмов и кинофильма «Биосфера»;
г) примеров симбиоза представителей различных царств живой природы.
Лабораторные и практические работы
Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)*.
Изучение и описание экосистемы своей местности, выявление типов взаимодействия разных видов в данной экосистеме*.
Тема 5.2
Биосфера и человек (2 часа)
Природные ресурсы и их использование.
Антропогенные факторы воздействия на биоценозы (роль человека в природе); последствия хозяйственной деятельности человека. Проблемы рационального природопользования, охраны природы: защита от загрязнений, сохранение эталонов и памятников природы, обеспечение природными ресурсами населения планеты.
Демонстрация карт заповедных территорий нашей страны.
Практическая работа
Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах*.
Основные понятия. Биосфера. Биомасса Земли. Биологическая продуктивность. Живое вещество и его функции. Биологический круговорот веществ в природе. Экология. Внешняя среда. Экологические факторы. Абиотические, биотические и антропогенные факторы. Экологические системы: биогеоценоз, биоценоз, агроценоз. Продуценты, консументы, редуценты. Саморегуляция, смена биоценозов и восстановление биоценозов.
Воздействие человека на биосферу. Охрана природы; биологический и социальный смысл сохранения видового разнообразия биоценозов. Рациональное природопользование; неисчерпаемые и исчерпаемые ресурсы. Заповедники, заказники, парки. Красная книга. Бионика.
Умения. Выявлять признаки приспособленности видов к совместному существованию в экологических системах. Анализировать видовой состав биоценозов. Выделять отдельные формы взаимоотношений в биоценозах; характеризовать пищевые сети в конкретных условиях обитания.
Применять на практике сведения об экологических закономерностях в промышленности и сельском хозяйстве для правильной организации лесоводства, рыбоводства и т. д., а также для решения всего комплекса задач охраны окружающей среды и рационального природопользования.
Заключение (2 час)
Календарно-тематическое планирование по биологии 9 класс
(к учебнику В.Б.Захарова, С.Г.Мамонтова, Н.И.Сонина,
«Биология. Общие закономерности. 9 класс»
№
урока
Раздел
Тема урока
Кол-во
часов
Раздел I. Эволюция живого мира на Земле
24
1
Глава 1. Введение. Биология - наука о жизни
1
2
Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов.
1
Глава 2. Развитие биологии в додарвиновский период.
2
3
Становление систематики
1
4
Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка
1
Глава 3. Теория Ч.Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора
4
5
Научные и социально-экономические предпосылки возникновения теории Ч.Дарвина
1
6
Учение Ч.Дарвина об искусственном отборе
1
7
Учение Ч.Дарвина о естественном отборе
1
8
Формы естественного отбора
1
Глава 4. Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора
4
9
Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных
1
10
Лабораторная работа №1 «Изучение приспособленности организмов к среде обитания»
1
11
Забота о потомстве
1
12
Физиологические адаптации
1
Глава 5. Микроэволюция
3
13
Вид, его критерии и структуры
1
14
Лабораторная работа №2 «Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора»
1
15
Эволюционная роль мутаций
1
Глава 6. Биологические последствия адаптаций. Макроэволюция
2
16
Главные направления эволюции
1
17
Общие закономерности биологической эволюции
1
Глава 7. Возникновение жизни на Земле
2
18
Современные представления о возникновении жизни
1
19
Начальные этапы развития жизни
1
Глава 8. Развитие жизни на Земле
5
20
Жизнь в архейскую и протерозойскую эру
1
21
Жизнь в палеозойскую эру
1
22
Жизнь в мезозойскую эру
1
23
Жизнь в кайнозойскую эру
1
24
Происхождение человека
1
Раздел II. Структурная организация живых организмов
Глава 9. Химическая организация клетки
10
2
25
Неорганические вещества, входящие в состав клетки. Лабораторный практикум на компьютере.
1
26
Органические вещества, входящие в состав клетки. Лабораторный практикум на компьютере.
1
Глава 10. Обмен веществ и преобразование энергии в клетке
2
27
Пластический обмен. Биосинтез белков
1
28
Энергетический обмен
1
Глава 11. Строение и функции клеток
6
29
Прокариотическая клетка
1
30
Эукариотическая клетка
1
31
Лабораторная работа №3 «Изучение растительной и животной клетки под микроскопом»
1
32
Эукариотическая клетка. Ядро
1
33
Деление клеток. Лабораторная работа №4 «Митоз в корешке лука»
1
34
Клеточная теория строения клеток
1
Раздел III. Размножение и индивидуальное развитие организмов
Глава 12. Размножение организмов
5
2
35
Бесполое размножение
1
36
Половое размножение. Развитие половых клеток. Лабораторный практикум на компьютере.
1
Глава 13. Индивидуальное развитие организмов (онтогенез)
3
37
Эмбриональный период развития
1
38
Постэмбриональный период развития
1
39
Общие закономерности развития. Биогенетический закон
1
Раздел IV. Наследственность и изменчивость организмов
Глава 14. Закономерности наследования признаков
19
11
40
Основные понятия генетики
1
41
Гибридологический метод изучения наследования признаков Г.Менделя
1
42
Первый закон Г.Менделя. Полное и неполное доминирование.
1
43
Второй закон Г.Менделя. Закон чистоты гамет. Лабораторный практикум на компьютере.
1
44
Дигибридное скрещивание. Третий закон Г.Менделя.
1
45
Анализирующее скрещивание. Лабораторный практикум на компьютере
1
46
Сцепленное наследование генов. Лабораторный практикум на компьютере.
1
47
Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом
1
48
Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом
1
49
Взаимодействие генов
1
50
Лабораторная работа №5 «Решение генетических задач и составление родословных». Лабораторный практикум на компьютере.
1
Глава 15. Закономерности изменчивости
4
51
Наследственная (генотипическая) изменчивость
1
52
Наследственная (генотипическая) изменчивость
1
53
Фенотипическая изменчивость. Лабораторный практикум на компьютере.
1
54
Лабораторная работа №6 «Изучение изменчивости. Построение вариационной кривой»
1
Глава 16. Селекция растений, животных и микроорганизмов
4
55
Центры многообразия и происхождения культурных растений
1
56
Методы селекции растений и животных. Лабораторный практикум на компьютере.
1
57
Методы селекции растений и животных. Лабораторный практикум на компьютере.
1
58
Селекция микроорганизмов
1
Раздел V. Взаимоотношения организмов и среды. Основы экологии
Глава 17. Биосфера, её структуры и функции
11
8
59
Структура биосферы. Лабораторный практикум на компьютере.
1
60
Круговорот веществ в природе
1
61
История формирования сообществ живых организмов
1
62
Биогеоценозы и биоценозы
1
63
Абиотические факторы среды
1
64
Интенсивность действия факторов среды
1
65
Биотические факторы среды
1
66
Практическая работа «Составление схем передачи веществ и энергии (ценней питания)»
1
67
Взаимоотношения между организмами. Практическая работа «Изучение и описание экосистемы своей местности, выявление типов взаимодействия разных видов в данной экосистеме»
1
Глава 18. Биосфера и человек
3
68
Природные ресурсы и их использование
1
69
Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды. Практическая работа «Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах»
1
70
Охрана природы и основы рационального природопользования. Лабораторный практикум на компьютере.
1
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ, ЗАКАНЧИВАЮЩИХ 9 КЛАСС
В результате изучения предмета учащиеся 9 классов должны:
знать/понимать
-
особенности жизни как формы существования материи;
-
роль физических и химических процессов в живых системах различного иерархического уровня организации;
-
фундаментальные понятия биологии;
-
сущность процессов обмена веществ, онтогенеза, наследственности и изменчивости;
-
основные теории биологии: клеточную, хромосомную теорию наследственности, эволюционную, антропогенеза;
-
соотношение социального и биологического в эволюции человека;
-
основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека;
уметь
-
пользоваться знанием общебиологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а также различных групп растений, животных, в том числе и человека;
-
давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;
-
работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопических исследований;
-
решать генетические задачи, составлять родословные, строить вариационные кривые на растительном и животном материале;
-
работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять план, конспект, реферат;
-
владеть языком предмета.
Литература
Основная литература
Мамонтов С. Г., Захаров В. Б., Сонин Н. И. Биология. Общие закономерности: учебник для 9 класса средней школы. М.: Дрофа, любое издание.
Дополнительная литература
1. Захаров В. Б., Сонин Н. И. Биология. Многообразие живых организмов: учебник для 7 класса средней школы. М.: Дрофа, 2005.
-
Иорданский Н. Н. Эволюция жизни. М.: Академия, 2001.
-
Мамонтов С. Г. Биология: пособие для поступающих в вузы. М.: Дрофа, 2003.
-
Мамонтов С. Г., Захаров В. Б. Общая биология: пособие для средних специальных учебных заведений. 4-е изд. М.: Высшая школа, 2003.
-
Мамонтов С. Г., Захаров В. Б., Козлова Т. А. Основы биологии: книга для самообразования. М.: Просвещение, 1992.
-
Медников Б. М. Биология: формы и уровни жизни. М.: Просвещение, 1994.
-
Сонин Н. И. Биология. Живой организм: Учебник для 6 класса средней школы. М.: Дрофа, 2005.
-
Чайковский Ю. В. Эволюция. М.: Центр системных исследований, 2003.
Научно-популярная литература
-
Акимушкин И. Мир животных (беспозвоночные и ископаемые животные). М.: Мысль, 1999.
-
Акимушкин И. Мир животных (млекопитающие, или звери). М.: Мысль, 1999.
-
Акимушкин И. Мир животных (насекомые, пауки, домашние животные). М.: Мысль, 1999.
-
Акимушкин И. Невидимые нити природы. М.: Мысль, 1985.
-
Ауэрбах Ш. Генетика. М.: Атомиздат, 1966.
-
Гржимек Б. Дикое животное и человек. М.: Мысль, 1982.
-
Евсюков В. В. Мифы о Вселенной. Новосибирск: Наука, 1988.
-
Нейфах А. А., Розовская Е. Р. Гены и развитие организма. М.: Наука, 1984.
-
Уинфри А. Т. Время по биологическим часам. М.: Мир, 1990.
-
Шпинар 3. В. История жизни на Земле / Художник 3. Буриан. Прага: Атрия, 1977.
-
Эттенборо Д. Живая планета. М.: Мир, 1988.
-
Эттенборо Д. Жизнь на Земле. М.: Мир, 1984.
-
Яковлева И., Яковлев В. По следам минувшего. М.: Детская литература, 1983.
Литература
Основная литература
Заxapoe В. Б., Сонин Н. И. Биология. Многообразие Живых организмов: учебник для 7 класса средней школы. М.: Дрофа, любое издание.
Дополнительная литература
-
Биологический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1989.
-
Мамонтов С. Г., Захаров В. Б., Козлова Т. А. Основы биологии: книга для самообразования. М.: Просвещение, 1992.
-
Медников Б. М. Биология: формы и уровни жизни. М.: Просвещение, 1994.
-
Одум Ю. Экология. Т. 1-2. М.: Мир, 1986.
-
Сонин H. И. Биология. Живой организм: учебник для 6 класса средней школы. М.: Дрофа, 2005.
-
Флинт Р. Биология в цифрах. М.: Мир, 1992
-
Фоули Р. Еще один неповторимый вид (экологические аспекты эволюции человека). М.: Мир, 1990.
-
Экологические очерки о природе и человеке / под ред. Б. Гржимека. М.: Прогресс, 1988.
Научно-популярная литература
-
Акимушкин И. Мир животных (беспозвоночные и ископаемые животные). М.: Мысль, 1999.
-
Акимушкин И. Мир животных (млекопитающие, или звери). М.: Мысль, 1999.
-
Акимушкин И. Мир животных (насекомые, пауки, домашние животные). М.: Мысль, 1999.
-
Акимушкин И. Невидимые нити природы. М.: Мысль, 1985.
-
Гржимек Б. Дикое животное и человек. М.: Мысль, 1982.
-
Евсюков В. В. Мифы о Вселенной. Новосибирск: Наука, 1988.
-
Уинфри А. Т. Время по биологическим часам. М.: Мир, 1990.
-
Шпинар 3. В. История жизни на Земле / худож. 3. Буриан. Прага: Атрия, 1977.
-
Эттенборо Д. Живая планета. М.: Мир, 1988.
-
Эттенборо Д. Жизнь на Земле. М.: Мир, 1984.
-
Яковлева И., Яковлев В. По следам минувшего. М.: Детская литература, 1983.