Урок по теме Расы человека 11 класс

                                            Пояснительная записка к уроку   Учитель: Шувалова Ольга Тинамагомедовна Класс: 11 Предмет: биология Тема: Расы человека Тип урока: урок получения  новых знаний Форма организации урока-исследования с элементами ролевой игры Форма организации учащихся – групповая, работа в парах Авторская программа под руководством В.В. Пасечника (68 ч, в неделю 2 ч.) Учебник А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник «Общая биология. 10-11 классы» Раздел Антропогене...
Раздел Биология
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Урок в 11 классе

по теме:

« Расы человека»


Разработала

учитель биологии

МБОУ СОШ №30 г. Костромы

Шувалова О.Т.


Цель урока

Повторить признаки вида и доказать, что все люди принадлежат к одному виду Человек разумный,

разъяснить связь образования рас с миграцией населения,

доказать, что все расы по своим умственным и социальным возможностям находятся на одном уровне;

обосновать разницу между понятием «раса», «народность», «нация», «народ»;

раскрыть биологическую и социальную составляющую людей, принадлежащих к разным расам.

Ход урока

I. Организационный момент

Продолжаем изучение эволюции человека, его биологические и социальные особенности.

II. Проверка знаний учащихся

Перед тем как приступим к рассмотрению нового материала, вспомним пройденное.

К этому уроку вы должны знать:

1. что такое вид и признаки вида

2. характеристику первых, древних и современных людей.

По второму вопросу тест на два варианта - 5минут.

По первому вопросу индивидуальный опрос с комментированием ответа.

III. Изучение нового материала

На доске записывается тема урока; Расы человека.

Вопрос классу: Как вы думаете почему мы сейчас, вспоминаем определение и признаки вида?

Потому что все люди на нашей планете относятся к одному виду. Человек разумный.

Вопрос классу: Как вы думаете какова цель урока, что мы должны знать о расах?

Записать на доске:

Что такое раса?

Отличительные признаки расы?

Причины возникновения рас?

Выяснив задачи урока, давайте поработаем генераторами идей:

Назовите ваши ассоциации или, что вы понимаете под словом «раса».

На доске записывается все варианты правильные и неправильные, обсуждение и критика.

Чтобы добиться цели, необходимо идти в нужном направлении.

Поэтому я хочу выделить два понятия, из предложенных, и разобраться в их сущности понятия: народ, нация.

Вы знакомы с ними из курса истории и обществознания.

Дадим им определения.

Народ - всё население определенной страны.

Нация - историческая общность людей, складывающаяся в процессе формирования общности их территориальных, экономических связей, музыка, некоторых особенностей культуры и характера.

Нация - понятие более узкое, чем народ. И признаками рас эти понятие быть не могут.

Посмотрите на таблицу: Расы человека. Выделяют три расы:

  1. Европеоидную

  2. Монголоидную

  3. Негроидную

Что отличает каждую расу от другой?

Составим кластер.

Урок по теме Расы человека 11 класс

По этому кластеру попробуйте дать определение: что такое раса?

Раса - это совокупность людей, обладающих генетическими и физиологическими особенностями, происхождение которой связано с определенным ареалом.

Работа по группам (3 группы)

Дать полную характеристику рас:

Первой группе - европеоидной

Второй группе - негроидной

Третей группе - монголоидной.

(работают с таблицами, материалом учебника и дополнительной литературой, информацией из интернета)

В характеристике указать не только отличительные признаки расы, но и, по возможности, почему появились именно такие признаки.

Характеристику рас дает один ученик из группы, сопровождающаяся показом презентации.

Теперь, когда мы знаем отличительные особенности каждой расы, подумайте над вопросом: Какие причины привели к возникновению внутри вида Homo sapiens разных человеческих рас?

Сообщения учащегося:

По одной из гипотез считается, что появление расы белокожих людей было связано с тем, что чернокожие африканцы, мигрирующие на север, столкнулись с недостатком витамина D, что стало причиной массового проявления рахита. У людей страдали кости скелета, и в частности тазовые кости у женщин это затрудняло роды и приводило к смерти и матерей, и новорожденных. В результате естественного отбора преимущество оставалось за людьми с менее пигментированной кожей, которая пропускала больше ультрафиолетовых лучей содействующих выработке этого витамина.

Благодаря изменению рельефа, появлению горных хребтов и морей, вернуться назад эти племена не смогли и развивались в условиях изоляции.

Заметили, что при гипервитаминозе витамина D накопление кальция в крови приводит к образованию тромбов внутри сосудов, образованию почечных камней, что также приводит к высокой смертности. У чернокожих людей этого не происходит, потому что пигмент препятствуют проникновению ультрафиолетовых лучей и образованию избытка этого витамина в коже.

Другой поток расселения шёл по южной и восточной Азии вплоть до Австралии - материка, который оказался в изоляции. Это послужило причиной образования чернокожей австралоидной расы.

Третья волна расселения шла через северо-восточную оконечность Азии на северо-запад Америки. Представители этой волны стали основателями монголоидной расы, к которой примыкают и американские индейцы, которых нередко выделяют в самостоятельную расу.

Причинами расообразования являются изменчивость, наследственность, естественный отбор и изоляция.

Эти расовые признаки имели адаптивный характер только в прошлом. Почему?

В прошлом человек был полностью зависим от условий окружающий среды, в настоящее время социальные факторы сделали его минимально зависимым от условий окружающей среды. В результате этого все части земного шара со всеми его климатическими зонами заняты одним видом человека.

Что такое расизм?

Это антинаучное учение о расах, основной которого является утверждение физической и психологической неполноценности низших и превосходства внешних рас.

Расизм утверждает биологическую неравноценность различных рас с целью оправдания расовой дискриминации политики угнетения и порабощения одного народа другим.

Чтобы понять сущность расизма, разделимся на две группы.

Первая группа - за расизм.

Вторая группа - против расизма.

За 5мин. Приведёте доказательства за и против расизма.

(разделение на группы добровольное)

Отстаивают свои точки зрения по трое учащихся от каждой группы.

Трое - расисты

Трое - расоведы

(расоведение - наука о расах доказавшая несостоятельность расизма)

Итог: убедиться в несостоятельности расизма.

IV. Задание на дом

Параграф 64.

V. Итог урока

Что нового узнали за урок?

Выполнили поставленные в начале урока цел

Человеческие расы

Какие причины привели к возникновению внутри вида Homo sapiens разных человеческих рас?

Составить таблицу в тетради:

Характеристика больших человеческих рас


Характерные особенности

Австрало-негроидная

Расы европеоидная

Монголоидная

Причины различий

Цвет кожи


Цвет и форма волос


Форма носа


Разрез глаз


Первоначальный ареал обитания


Докажите, что только в прошлом расовые признаки имели адаптивный характер.

Что такое расоведение? В чем несостоятельность расовых теорий?

Какие факторы подтверждают единство происхождения рас?

Английский философ 19 века Г. Спенсер считал, что борьба за существование является движущей силой развития человеческого общества. Приведите данные, доказывающие антинаучную сущность социал-дарвинизма. Каково ваше мнение по данному вопросу.

© 2010-2022