Программа спецкурса Экология родного края

Раздел Биология
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 5

301720, Тульская область, г. Кимовск, ул. Бессолова, д.65, телефон (8 487 35) 5-74-24












Программа спецкурса


«Экология родного края»





Составитель: Дуванова Валентина Владимировна

учитель биологии









Кимовск, 2014 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа рассчитана на 2 года обучения по 70 часов (2 ч в неделю), предназначена учащимся 5-6 классов (всего 140 часов) и состоит из двух блоков теоретического «Мы живем на поле Куликовом», практического «Уроки природы родного края».

Цель спецкурса: сформировать у учащихся целостную картину природных особенностей родного края (Тульской области, Кимовского района)

Образовательные задачи: спецкурс позволяет углубить знания по таким предметам как «Окружающий мир», «История России», «Биология». При создании программы учитывались требования ФГОС и существующие школьные программы.

Школьники после посещения спецкурса:

> получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, приобрести целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;


  • обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю, осознают свою этническую и национальную принадлежность в контексте ценностей многонационального российского общества, а также гуманистических и демократических ценностных ориентации, способствующих формированию российской гражданской идентичности;

  • приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры; ознакомятся с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях, что даст учащимся ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволит сделать восприятие явлений окружающего мира более понятными, знакомыми и предсказуемыми, определить своё место в ближайшем окружении;

  • познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире и неизбежность его изменения под воздействием человека на многообразном материале природы и культуры родного края, что поможет им овладеть начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;


  • заложат фундамент своей экологической и культурологической грамотности;

  • научатся обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;

  • определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты.

Практическая часть программы предусматривает следующие виды деятельности и формы занятий:

Участие в диалоге с учителем и одноклассниками.

Построение высказываний при анализе и синтезе, классификации флоры и фауны экосистемы.

Построение цепей питания, почвенных моделей. Составление соответствий орудий сельскохозяйственного труда и этапов исторического развития региона.

Составление текста иллюстрирующего влияние сельскохозяйственной деятельности человека на экосистему.

Экологические тренинги, проекты, экскурсии, викторины, дидактические и ролевые игры, семинары.

Выполнение исследовательских и проектных работ.

Планируемый результат: Формирование предметных, метапредметных и личностных УДД

Личностные УУД

• Проявление устойчивого познавательного интереса к изучению природы при

• Проявление национальной гордости на основе представлений многообразия природы и культурного наследия родного края.

• Ценность красоты природы, природного равновесия.

• Осознание роли человека и своей личной роли в сохранении природы родного края

• Гражданское самосознание

• Целостное мировоззрение (единство и целостность окружающего мира)

• Ценность самообразования

Метапредметные

Регулятивные УУД

• Умение оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы

• Выбор стратегии собственного поведения в природе <

Познавательные УУД

• В знаково-символическом моделировании: графическое обозначение соотношения степи и лесов региона

• Поиск и выделение необходимой информации в сети Интернет, энциклопедических изданиях.

• Умение структурировать знания при определении понятия экосистема.

• Выбор наиболее эффективных способов решения задач при классификации флоры и фауны.

• Постановка и формулирование действий при решении проблем творческого характера.

• Определение цели учебной деятельности с одноклассниками и учителем при определении:

- отличительных признаков экосистемы (почвы, растительность, животный мир)

- нахождении изученных представителей флоры и фауны,

• Классифицировать изученные виды животных (травоядные, хищники, млекопитающие, птицы, насекомые и т.д.)

• понимание успеха - не успеха в своей учебной деятельности

при знании:

-отличительных признаков экосистемы

при умении:

-находить изученных представителей флоры и фауны

-проявлять позитивное отношение к изучению природы родного края

• Составлять рассказы сопоставлять содержание своего рассказа с рассказами одноклассников.

• Умение понимать и выстраивать информацию по определённой теме в виде схем, таблиц, диаграмм.

• Формирование ИКТ- компетенции

Логические УУД

• Анализ, синтез, классификация составляющих экосистемы, значение и иерархия составляющих экосистемы

• Установление причинно-следственных связей и при определении составляющих экосистемы

• Выдвижение гипотез, их обоснованное доказательство при определении влияния хозяйственной деятельности человека на экосистему

Коммуникативные УУД.

• Определение правил учебного сотрудничества при взаимодействии с одноклассниками и учителем (понимание различных позиций, учет разных мнений, формирование собственного мнения, умения договариваться, задавать вопросы)


Содержание программы

Блок 1. «Мы живем на поле Куликовом»

Раздел 1. Общая экология (8ч)

Что изучает экология. Экосистема. Экологическое равновесие естественных экосистем. Рациональное природопользование. Естественные экосистемы России. Сельскохозяйственные экосистемы. Городские и промышленные экосистемы. Охрана природы

Раздел 2. Тульская область (21ч).

Край родной: местность, рельеф, климат, пруды и озера, деревья, кустарники, травы, грибы, звери, птицы, насекомые. Защитные приспособления растений и животных. Ядовитые растения, грибы и опасные животные.Красная книга Тульской области

Раздел 3. Кимовский район (8 ч)

Рельеф, климат, почвы, внутренние воды, флора и фауна, экосистемы

Раздел 4. Уникальная экосистема Куликово поле (7ч)

Что такое Куликово поле. Исторические сведения. Природные особенности (рельеф, климат, почвы). Зональное положение и основные экосистемы. Роль музея-заповедника Куликово поле в сохранении природы России.

Раздел 5. Природные ландшафты Куликова поля(26)

Природная зона лесостепь: особенности почв, растения, животные, пищевые связи, Красная книга.

Экосистема лес: почвы, животные, растения, пищевые отношения, Красная книга леса.

Экосистема степь: почвы, животные, растения, пищевые отношения, Красная книга степи

Экосистема водоём: почвы, животные, растения, пищевые отношения. Красная книга водоёмов и околоводных пространств


Тематическое планирование занятий


№ занятия

Тема

Кол-во часов

Раздел 1. Общая экология

1

Что изучает экология.

1

2

Экосистема.

1

3

Экологическое равновесие естественных экосистем

1

4

Рациональное природопользование. Естественные экосистемы России

1

5

Сельскохозяйственные экосистемы

1

6

Городские и промышленные экосистемы

1

7

Охрана природы

1

8

Тренинг: Вышли мы все из природы

1

Раздел 2. Тульская область

9

Край родной: местность

1

10

Край родной: рельеф

1

11

Край родной: климат

1

12

Край родной: пруды и озера

1

13

Край родной: деревья, кустарники, травы

1

14

Видеоэкскурсия: Великие путешественники

1

15

Край родной: звери

1

16

Край родной: птицы

1

17

Край родной: насекомые

1

18

Ролевая игра-конференция: Биологическая роль насекомых

1

19

Проект: Моё любимое дерево

1

20

Проект: Игра-это важное занятие

1

21

Защитные приспособления растений

1

22

Защитные приспособления животных

1

23

Край родной: грибы

1

24

Осторожно - ядовито!

1

25

Край родной: Красная книга

1

26

Викторина: Уроки природы родного края

1

27

Интерактивное упражнение: паутина жизни

1

28

Игра-исследование: Растения и животные моего города

1

29

Экопроект: строим экоград

1

Раздел 3. Кимовский район

30

Кимовский район: рельеф

1

31

Кимовский район: климат

1

32

Кимовский район: почвы

1

33

Кимовский район: внутренние воды

1

34

Кимовский район: флора

1

35

Кимовский район: фауна

1

36

Кимовский район: экосистемы

1

37

Урок-игра: Путешествие по родному краю (Кимовский район)

1

Раздел 4. Уникальная экосистема Куликово поле

38

Что такое Куликово поле. Исторические сведения

1

39

Природные особенности (рельеф, климат, почвы)

1

40

Зональное положение и основные экосистемы

1

41

Роль музея-заповедника Куликово-поле в сохранении природы России

1

42-43

Семинар: Памятники природы Куликова поля

2

44

Викторина: Что такое Куликово поле

1

Раздел 5. Природные ландшафты Куликова поля

45

Природная зона лесостепь: особенности почв

1

46

Природная зона лесостепь: растения

1

47

Природная зона лесостепь: животные

1

48

Природная зона лесостепь: пищевые связи

1

49

Семинар: Красная книга лесостепи

1

50

Дидактическая игра: Лесостепь

1

51

Экосистема лес: почвы

1

52

Экосистема лес: животные

1

53

Экосистема лес: растения

1

54

Экосистема лес: пищевые отношения

1

55

Семинар: Красная книга леса

1

56

Дидактическая игра: Лесное хозяйство

1

57

Экосистема степь: почвы

1

58

Экосистема степь: животные

1

59

Экосистема степь: растения

1

60

Экосистема степь: пищевые отношения

1

61

Семинар: Красная книга степи

1

62

Дидактическая игра: Степь да степь кругом

1

63

Экосистема водоём: почвы

1

64

Экосистема водоём: животные

1

65

Экосистема водоём: растения

1

66

Экосистема водоём: пищевые отношения

1

67

Семинар: Красная книга водоёмов и околоводных прстранств

1

68

Дидактическая игра: В гостях у Водяного

1

69

Дидактическая игра: Кто - где живёт

1

70

Итоговое занятие

1




Блок 2. Уроки природы родного края.


Раздел 1. Основы общей методологии научных исследований. (10ч)

Характеристика методов биоэкологических исследований. Эмпирический и теоретический уровни научного познания. Научные понятия. Логические приемы и процедуры образования научных понятий и операции с ними: анализ и синтез, абстрагирование, индукция и дедукция, аналогия. Специальные методы научного исследования, используемые в биоэкологических исследованиях: наблюдение, эксперимент, измерение, моделирование. Практическое занятие: «Моделирование этапов очистки воды». Основные принципы планирования и организации экспериментов. Анализ и оформление результатов. Основы научно- библиографической работы. Методы статистической обработки данных.Выбор темы и постановка цели исследования, определение частных задач исследования. Составление плана эксперимента, определение количества вариантов и повторностей. Определение действующих факторов и проверка принципа единственного различия. Принципы подбора частных методик исследования. Принципы анализа результатов: группировка и обобщение данных. поиск аналогии и зависимостей; выдвижение частных гипотез, объясняющих наблюдаемые факты. Структура научной работы. Общие требования к текстовым документам. Основы научно-библиографической работы: принципы построения систематических и алфавитных каталогов, правила цитирования, принципы анализа научной литературы. Практические занятия: «Обработка фенологических наблюдений».

Раздел 2. Биоэкологические исследования и эксперименты. (60ч)

Проектные работы

  1. Биоэкологические исследования

  2. Орнитофауна г.Кимовска.

  3. Экология и здоровье человека

  4. Фитоценозы г.Кимовска

Практические и исследовательские работы.

Проведение социологических опросов по проблемам окружающей среды.

Изучение приспособленности живых организмов к экологическим факторам среды обитания.

Выявление полиморфизма особей в популяции растений.

Изучение внутривидовой конкуренции за пищевые ресурсы.

Изучение роли различных видов живых организмов в круговороте веществ.

Изучение влияния рекреационных нагрузок на лесные экосистемы.

Изучение показателей здоровья человека

Санитарно-гигиеническая оценка рабочего места

Санитарно-гигиеническая оценка классной комнаты

Изучение экологического состояния пришкольной территории

Оценка экологического состояния водных объектов

Оценка экологического состояния воздушной среды

Оценка экологического состояния почвы

Определение антропогенных загрязнений окружающей среды

Методы биоиндикации загрязнений наземных и водных экосистем

Составление геоэкологических карт

Изучение радиационного аспекта экологического состояния окружающей среды

Выявление экологически опасных веществ и факторов воздействия

Тематическое планирование занятий.

№ занятия

Тема

Кол-во часов

Раздел 1. Основы общей методологии научных исследований. (10ч)

1

Характеристика методов биоэкологических исследований. Эмпирический и теоретический уровни научного познания. Научные понятия. Логические приемы и процедуры образования научных понятий и операции с ними: анализ и синтез, абстрагирование, индукция и дедукция, аналогия.

1

2

Специальные методы научного исследования, используемые в биоэкологических исследованиях: наблюдение, эксперимент, измерение, моделирование.

1

3

Практическое занятие: «Моделирование этапов очистки воды».

1

4

Основные принципы планирования и организации экспериментов. Анализ и оформление результатов. Основы научно- библиографической работы.

1

5

Методы статистической обработки данных.Выбор темы и постановка цели исследования, определение частных задач исследования. Составление плана эксперимента, определение количества вариантов и повторностей. Определение действующих факторов и проверка принципа единственного различия.

1

6

Принципы подбора частных методик исследования. Принципы анализа результатов: группировка и обобщение данных. поиск аналогии и зависимостей; выдвижение частных гипотез, объясняющих наблюдаемые факты.

1

7

Структура научной работы. Общие требования к текстовым документам. Основы научно-библиографической работы: принципы построения систематических и алфавитных каталогов, правила цитирования, принципы анализа научной литературы.

1

8-10

Практические занятия: «Обработка фенологических наблюдений».

3

Раздел 2. Биоэкологические исследования и эксперименты. (60ч)


11

Проект 1. Биоэкологические исследования

Вводное занятие.

1

12-13

Проведение социологических опросов по проблемам окружающей среды.

2

14-15

Методы биоиндикации загрязнений наземных и водных экосистем

2

16-17

Оценка экологического состояния водных объектов

2

18-19

Оценка экологического состояния воздушной среды

2

20-21

Оценка экологического состояния почвы

2

22-23

Составление геоэкологических карт

2

24

Защита проекта.

1

25

Проект 2. Орнитофауна г.Кимовска.

Вводное занятие.

1

26,27,

28,29

Изучение приспособленности живых организмов к экологическим факторам среды обитания.

4

30,31,

32,33

Изучение внутривидовой конкуренции за пищевые ресурсы.

4

34,35,

36,37

Защита проекта

4

38

Проект 3. Экология и здоровье человека.

Вводное занятие

1

39

Выявление экологически опасных веществ и факторов воздействия

1

40

Изучение радиационного аспекта экологического состояния окружающей среды

1

41-42

Определение антропогенных загрязнений окружающей среды

2

43

Изучение показателей здоровья человека

1

44-45

Санитарно-гигиеническая оценка рабочего места

2

46-47

Санитарно-гигиеническая оценка классной комнаты

2

48-49

Изучение экологического состояния пришкольной территории

2

50

Защита проекта

1

51

Проект 4.Фитоценозы г.Кимовска

Вводное занятие

1

52,53,54

Изучение приспособленности живых организмов к экологическим факторам среды обитания.

3

55,56,57

Выявление полиморфизма особей в популяции растений

3

58,59,60

Изучение внутривидовой конкуренции за пищевые ресурсы.

3

61,62,63

Изучение роли различных видов живых организмов в круговороте веществ.

3

64,65,66

Изучение влияния рекреационных нагрузок на лесные экосистемы.

3

67

Защита проекта

1

68,69,70

Подведение итогов года

3

Учебно-методическое обеспечение

  1. М.А. Воронцова «Мы живем на Куликовом поле» выставочный проект для общеобразовательных школ региона Куликова поля. Музей-заповедник Куликово поле, Тула, 2013

  2. Е. Ю. Колбовский «Изучаем природу в городе» (экскурсии в природу) пособие для учителей и учащихся. Ярославль: Академия развития, 2006

  3. С.В. Алексеева «Практикум по экологии» учебное пособие, Москва: АО МДС, 1996

  4. А.А. Плешаков «От земли до неба» атлас-определитель. Москва: Просвещение, 2005

  5. В.Г. Труфанов «Уроки природы родного края. Тульская область». Тула: ОАО ИПО «Лев Толстой», 2005

  6. biouroki.ru/material/


© 2010-2022