Рабочая программа по биологии 11 класс профильный уровень

Раздел Биология
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка.

Программа составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего ( полного ) общего образования и примерной программы среднего (полного) общего образования по биологии, на основе «Программы общеобразовательных учреждений.Биология. 10-11 классы » Н.И.Сонина. - М.: Дрофа,2010. Программа рассчитана на 102 часа ( 3 часа в неделю ) на профильном уровне.

Сегодня биология - наиболее бурно развивающаяся область естествознания. Революционные изменения в миропонимании ученых-естественников , произошедшие в середине ХХ в., были обусловлены открытиями в молекулярной и клеточной биологии, генетике , экологии. За полвека биология превратилась из описательной науки в аналитическую, имеющую многочисленные прикладные отрасли. Биологические знания лежат в основе развития медицины, фармакологической и микробиологической промышленности , сельского и лесного хозяйства , пищевой и перерабатывающей промышленности , системы охраны окружающей среды.

Курс общей биологии на профильном уровне должен быть направлен на формирование у учащихся целостной системы знаний о живой природе, ее организации от молекулярного до биосферного уровня, ее эволюции. У школьника должно быть сформировано биоцентрическое мировоззрение, основанное на глубоком понимании взаимосвязи элементов живой и неживой природы , осознании человека как части природы , продукта эволюции живой материи.При изучении общей биологии рекомендуется обращать особое внимание на то, что живая материя-это особая форма движения материи во Вселенной, управляемая законами, несводимыми к законам физики. Функционирование живой материи принципиально невозможно описать уравнениями на основе знания только физических и химических закономерностей. Живое отличается от неживого возникновением , а также хранением , передачей и развертыванием информации. Оперирование огромными объемами информации возможно только благодаря наличию многоуровневых иерархически устроенных управляющих систем , своего рода компьютеров со своими носителями данных , языками программирования , переключением программ. Понимание этой сложности живой материи должно сопровождаться и пониманием того , что глубокое изучение ее вожможно только с использованием научных методов и достижений разных наук-физики , химии , математики , информатики.

Желательно провести сравнение научного метода познания живой природы и ненаучных способов отражения действительности . При этом следует донести до учащихся понимание того , что эти два способа познания мира не исключают и не заменяют ,а дополняют друг друга. При этом следует четко понимать , что предметом естественных наук является умопостигаемое , тогда как содержание произведений искусства постигается эмоциями. Следует уделить внимание роли гипотезы в развитии биологии. Необходимо обратить внимание на то , что некоторые биологические явления невозможно наблюдать непосредственно, поэтому их приходится реконструировать и проверять косвенными методами.

Во время изучения курса рекомендуется применять такие формы обучения , как дискуссии ,рефераты, доклады.

Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей :

-освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях, строении и жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов, человеке как биосоциальном существе, о роли биологической науки в практической деятельности людей, методах познания живой природы,

-овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма ,использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска, работать с биологическими приборами , инструментами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты,

-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации,

-воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей, культуры поведения в природе,

-использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим, оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей, для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний ,травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

Требования к уровню подготовки выпускников.

В результате изучения биологии на профильном уровне ученик должен:

Знать \ понимать

-основные положения биологических теорий(клеточная теория, хромосомная теория наследственности, синтетическая теория эволюции, теория антропогенеза),учений(о путях и направлениях эволюции, Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений, В.И.Вернадского о биосфере), -сущность законов(Г.Менделя, сцепленного наследования Т.Моргана, гомологических рядов в наследственной изменчивости, зародышевого сходства, биогенетического),закономерностей(изменчивости, сцепленного наследования, наследования, сцепленного с полом, взаимодействия генов и их цитологических основ),правил(доминирования Г.Менделя, экологической пирамиды),гипотез(чистоты гамет, сущности и происхождения жизни, происхождения человека),

- строение биологических объектов: клетки(химический состав и строение),генов, хромосом, женских и мужских гамет, клеток прокариот и эукариот, вирусов, одноклеточных и многоклеточных организмов, вида и экосистем(структуры),

-сущность биологических процессов и явлений: обмен веществ и превращения энергии в клетке, фотосинтез, пластический и энергетический обмен, брожение, хемосинтез, митоз, мейоз, развитие гамет у цветковых растений и позвоночных животных, размножение, оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных, индивидуальное развитие организма(онтогенез),взаимодействие генов, получение гетерозиса, полиплоидов, отдаленных гибридов, действие искусственного, движущего и стабилизирующего отбора, географическое и экологическое видообразование, влияние элементарных факторов эволюции на генофонд популяции, формирования приспособленности к среде обитания, круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере, эволюция биосферы,

-современную биологическую терминологию и символику,

- имена великих ученых и их вклад в формирование современной естественно-научной картины мира,

-использование современных достижений биологии в селекции и биотехнологии ( гетерозис , полиплоидия, отдаленная гибридизация , трансгенез ),

уметь :

-объяснять:роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира, научного мировоззрения, единство живой и неживой природы, родство живых организмов, используя биологические теории, законы и правила, отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека, влияние мутагенов на организм человека, взаимосвязи организмов и окружающей среды, причины эволюции видов, человека, биосферы, единства человеческих рас, наследственных и ненаследственных изменений, наследственных заболеваний, генных и хромосомных мутаций, устойчивости, саморегуляции, саморазвития и смены экосистем, необходимости сохранения многообразия видов,

-устанавливать взаимосвязи строения и функций молекул в клетке, строения и функций органоидов клетки, пластического и энергетического обмена, световых и темновых реакций фотосинтеза, движущих сил эволюции, путей и направлений эволюции,

-решать задачи разной сложности по биологии,

-составлять схемы скрещивания, путей переноса веществ и энергии в экосистемах(цепи питания, пищевые сети),

-описывать клетки растений и животных (под микроскопом),особей вида по морфологическому критерию, экосистемы и агроэкосистемы своей местности, готовить и описывать микропрепараты,

-выявлять приспособления организмов к среде обитания,ароморфозы и идиоадаптации у растений и животнх,отличительные признаки живого(у отдельных организмов),абиотические и биотические компоненты экосистем,взаимосвязи организмов в экосистеме,источники мутагенов в окружающей среде(косвенно),антропогенные изменения в экосистемах своего региона,

-исследовать биологические системы на биологических моделях,

-сравнивать биологические объекты(клетки растений,животных,грибов и бактерий,экосистемы и агроэкосистемы),процессы и явления(обмен веществ у растений и животных,пластический и энергетический обмен,фотосинтез и хемосинтез,митоз и мейоз,бесполое и половое размножение,оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных,внешнее и внутреннее оплодотворение,формы естественного отбора,искусственный и естественный отбор,способы видообразования,макро- и микроэволюцию,пути и направления эволюции) и делать выводы на основе сравнения,

-анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни,происхождения жизни и человека,человеческих рас,глобальные антропогенные изменения в биосфере,этические аспекты современных исследований в биологической науке,

-осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках(учебных текстах,справочниках,научно-популярных изданиях,компьютерных базах,ресурсах Интернета) и применять ее в собственных исследованиях,

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-грамотного оформления результатов биологических исследований,

-обоснования и соблюдения правил поведения в окружающей среде,мер профилактики распространения вирусных (в том числе ВИЧ-инфекции ) и других заболеваний,стрессов,вредных привычек (курение,алкоголизм,наркомания ),

-оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях,отравлении пищевыми продуктами,

-определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам,поведению в природной среде,

-оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование,искусственное оплодотворение ).


Критерии и нормы оценки ЗУН обучающихся.

ОЦЕНКА ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ .

Исходя из поставленной цели и возрастных возможностей учащихся ,необходимо учитывать:

-правильность и осознанность изложения содержания,полноту раскрытия понятий , точность употребления научных терминов,

-степень сформированности интеллектуальных и общеучебных умений,

-самостоятельность ответа,

-речевую грамотность и логическую последовательность ответа.

ОТМЕТКА " 5" ставится ,если :

-полно раскрыта содержание материала в объеме программы и учебника.,

-четко и правильно даны определения и раскрыто содержание поняий,верно использованы научные термины,

-для доказательства использованы различные умения ,выводы из наблюдений и опытов,

-ответ самостоятельный ,использованы ранее приобретенные знания.

ОТМЕТКА " 4 " ставится , если :

-раскрыто основное содержание материала,

-в основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины,

- ответ самостоятельный ,

-определения понятий неполные , допущены незначительные нарушения последовательности изложения , небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов.

ОТМЕТКА " 3 "ставится ,если :

-усвоено основное содержание учебного материала,но изложено фрагментарно,не всегда последовательно,

-определения понятий недостаточно четкие,

- не использованы в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений и опытов или допущены ошибки при их изложении,

-допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии,определении понятий.

ОТМЕТКА " 2 " ставится , если:

-основное содержание учебного материала не раскрыто,

- не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя,

-допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии.

ОТМЕТКА " 1 " ставится ,если :

- ответ на вопрос не дан.

ОЦЕНКА ПРАКТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ.

1.Оценка умений ставить опыты.

Учитель должен учитывать :

-самостоятельность подбора оборудования и объектов,

-последовательность в выполнении работы по закладке опыта,

-логичность и граммотность в описании наблюдений, в формулировке выводов из опыта.

ОТМЕТКА "5" ставится , если :

-правильно определена цель опыта ,

-самостоятельно и последовательно проведен подбор оборудования и объектов , а также работа по закладке опыта,

-научно грамотно ,логично описаны наблюдения и сформулированы выводы из опыта.

ОТМЕТКА " 4 " ставится , если :

-правильно определена цель опыта,

-самостоятельно проведена работа по подбору оборудования , объектов

-при закладке опыта допускаются 1-2 ошибки,

- в целом грамотно и логично описаны наблюдения и сформулированы основные выводы из опыта,

- в описании наблюдений из опыта допущены неточности , выводы неполные.

ОТМЕТКА " 3 " ставится ,если :

-правильно определена цель опыта,

-подбор оборудования и объектов , а также работы по закладке опыта проведены с помощью учителя,

-допущены неточности и ошибки при закладке опытов,описании наблюдений ,формулировании выводов.

ОТМЕТКА " 2 " ставится ,если:

- не определена самостоятельно цель опыта, не подготовлено нужное оборудование,

-допущены существенные ошибки при закладке и оформлении опыта.

ОТМЕТКА " 1 " ставится , если :

-полное неумение заложить и оформить опыт.

2. Оценка умений проводить наблюдения.

Учитель должен учитывать :

-правильность проведения наблюдений по заданию,

-умение выделять существенные признаки у наблюдаемого объекта,

-логичность и научную грамотность в оформлении результатов наблюдений и в выводах.

ОТМЕТКА " 5 " ставится , если:

-правильно по заданию учителя проведено наблюдение,

-выделены существенные признаки у наблюдаемого объекта,

-логично,научно ,грамотно оформлены результаты наблюдений и выводы.

ОТМЕТКА " 4 " ставится , если :

-правильно по заданию учителя проведено наблюдение,

-при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта названы второстепенные ,

-допущена небрежность в оформлении наблюдений и выводов.

ОТМЕТКА " 3 " ставится , если :

-допущены неточности и 1-2 ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя.,

-при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта выделены лишь некоторые,

-допущены ошибки(1-2) в оформлении наблюдений и выводов.

ОТМЕТКА " 2 " ставится , если :

-допущены ошибки( 3-4) в проведении наблюдений по заданию учителя,

-неправильно выделены признаки наблюдаемого объета ,

-допущены ошибки (3-4 ) в оформлении наблюдений и выводов.

ОТМЕТКА " 1 " ставится , если:

-не владеет умением проводить наблюдение.



Содержание учебной дисциплины.

Название темы ( раздела ).

Содержание темы (раздела)

Кол-во часов.

1.

Раздел 1. Эволюция органического мира.

47

Тема 1.Возникновение и развитие эволюционной биологии.

Возникновение и развитие эволюционных идей. Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка. Жизнь и труды Ч.Дарвина. Основные принципы эволюционной теории Дарвина. Формирование синтетической теории эволюции. Работы С.С. Четверикова и И.И. Шмальгаузена. Палеонтологические , биогеографические , сравнительно-анатомические, эмбриологические и молекулярные свидетельства эволюции.

7

Тема 2. Механизмы эволюции.

Популяция- элементарная единица эволюции . Внутривидовая изменчивость. Генетическая структура популяций. Уравнение и закон Харди- Вайнберга. Мутации как источник генетической изменчивости популяций. Случайные процессы в популяциях . Дрейф генов. Популяционные волны. Борьба за существование. Естественный отбор- направляющий фактор эволюции. Формы естественного отбора. Половой отбор. Адаптация- результат естественного отбора. Миграции как фактор эволюции.

Понятие вида. Критерии вида. Пути видообразования. Аллопатрическое и симпатрическое видообразование.

Микро- и макроэволюция. Генетические и онтогенетические основы эволюции. Направления эволюции. Ароморфоз , идиоадаптация и общая дегенерация. Дивергенция, конвергенция и параллелизм. Биологический прогресс. Единое древо жизни- результат эволюции.

21

Тема 3. Возникновение и развитие жизни на Земле.

Сущность жизни. Определения живого. Гипотезы возникновения жизни. Опыты Ф. Реди и Л. Пастера. Современные представления о возникновении жизни.

Атмосфера древней Земли. Абиогенный синтез органических веществ. Образование и эволюция биополимеров. Роль ДНК и РНК в образовании систем с обратной связью. Образование и эволюция биологических мембран. Образование первичных гетеротрофов.

Изучение истории Земли. Палеонтология. Методы геохронологии. Изменение климата на Земле. Дрейф континентов. Развитие жизни в криптозое. Симбиотическая теория образования эукариот. Вспышка разнообразия животных в конце протерозоя. Развитие органического мира в палеозое. Развитие жизни в мезозое. Развитие жизни в кайнозое.

10

Тема 4. Возникновение и развитие человека- антропогенез.

Место человека в системе живого мира. Сравнительно- морфологические, этологические , цитогенетические и молекулярно- биологические доказательства родства человека и человекообразных обезьян.

Палеонтологические данные о происхождении и эволюции предков человека. Австралопитеки. Первые представители рода Номо. Неандертальский человек. Место неандертальцев в эволюции человека. Кроманьонцы.

Биологические факторы эволюции человека. Социальные факторы эволюции человека- мышление , речь, орудийная деятельность. Роль социальной среды в формировании человеческих индивидуумов. Соотношение биологических и социальных факторов в эволюции человека.

Человеческие расы. Роль изоляции в формировании расовых признаков. Критика расистских теорий.

9

2

Раздел 2. Организмы в экологических системах.

51

Тема 5. Организмы и окружающая среда.

Взаимоотношения организма и среды. Экологические факторы. Закон толерантности. Приспособленность. Популяция как природная система. Структура популяций. Динамика популяций. Жизненные стратегии. Вид как система популяций. Экологическая ниша. Жизненные формы.

8

Тема 6. Сообщества и экосистемы.

Сообщество, экосистема, биоценоз. Компоненты экосистемы. Энергетические связи. Трофические сети. Правило экологической пирамиды. Межвидовые и межпопуляционные взаимодействия в экосистемах. Конкуренция, симбиоз, альтруизм.

Пространственная структура сообществ. Динамика экосистем. Стадии развития экосистемы. Сукцессия. Устойчивость экосистем. Земледельческие экосистемы.

12

Тема 7. Биосфера.

Биосфера. Учение В.И.Вернадского о биосфере. Биомы. Живое вещество и биогеохимические круговороты в биосфере. Биосфера и человек. Глобальные антропогенные изменения в биосфере. Проблема устойчивого развития биосферы.

14

Тема 8. Биологические основы охраны природы.

Сохранение и поддержание биологического разнообразия. Причины вымирания видов и популяций. Сохранение генофонда и реинтродукция. Сохранение экосистем. Биологический мониторинг и биоиндикация.

17

Практические занятия.

Тема « Возникновение и развитие эволюционной биологии»

.Пр.раб.№1»Результаты искусственного отбора на сортах культурных растений.»

Тема «Механизмы эволюции».

Лабораторная работа№1 « Изучение изменчивости»

Лабораторная работа№2"Описание особей вида по морфологическому критерию".

Лабораторная работа№3" Изучение приспособленности организмов к среде обитания ".




Календарно-тематическое планирование

курса общей биологии 11 класса при профильном уровне обучения

( 3 часа в неделю ).

Тема урока.

Кол-во уроков

Дата


Раздел 1. Эволюция органического мира.

47

Тема 1.Возникновение и развитие эволюционной биологии.

7

1

История представлений об эволюции живой природы.

1

2

Работы К.Линнея по систематике растений и животных.Труды Ж.Кювье и Ж.Де Сент-Илера.

1

3

Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка.

1

4

Первые русские эволюционисты.

1

5

Предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина.

1

6

Учение Ч.Дарвина об искусственном отборе.

1

7

Изучение результатов искусственного отбора.Пр.раб.№1»Результаты искусственного отбора на сортах культурных растений.»

1

Тема 2. Механизмы эволюции.

21

8

Учение Ч.Дарвина о естественном отборе.

1

9

Лаб.раб.№1»Изучение изменчивости».

1

10

Вид-эволюционная единица.Его критерии и структура.Лаб.раб.№2 « Описание особей вида по морфологическому критерию».

1

11

Борьба за существование и естественный отбор.

1

12

Эволюционная роль мутаций.

1

13

Генетическая стабильность популяций.

1

14

Генетические процессы в популяциях.Закон Харди-Вайнберга.

1

15-16

Формы естественного отбора.

2

17

Приспособленность организмов к среде обитания как действие естественного отбора.

1

18

Лаб.раб.№3»Изучение приспособленности организмов к среде обитания».

1

19

Забота о потомстве.

1

20-21

Микроэволюция.Современные представления о видообразовании(С.С.Четвериков,Л.Л.Шмальгаузен).Географическое и экологическое видообразования.

2

22

Главные направления эволюции.Биологический прогресс и регресс (А.Н.Северцов).

1

23

Пути достижения биологического прогресса.

1

24-25

Основные закономерности эволюции.

2

26

Результаты эволюции.

1

27

Эволюция. Макроэволюция.

1

28

Контрольная работа № 1 « Механизмы эволюции»

1

Тема 3. Возникновение и развитие жизни на Земле.

10

33

Развитие жизни в архейской эре.

1

34

Развитие жизни в протерозойской эре.

1

35-36

Развитие жизни в палеозойскую эру.

2

37-38

Развитие жизни в мезозойскую эру.

2

39

Развитие жизни в кайнозойскую эру.

1

40-41

Развитие жизни на Земле.(обобщ.урок).

2

42

Контрольная работа №2»Развитие жизни на Земле.»

1

Тема 4.Возникновение и развитие человека- антропогенез

9

43

Место человека в живой природе.Систематическое положение.

1

44-45

Движущие силы антропогенеза.Стадии эволюции человека:древнейшие люди.

2

46

Стадии эволюции человека.Древние люди.

1

47

Современный человек.Свойства человека как биосоциального существа.

1

48

Человеческие расы.

1

49-50

Происхождение человека(обобщ.урок)

2

51

Контрольная работа №3»Происхождение человека».

1

Раздел 2.Организмы в экологических системах.

51

Тема 5. Организмы и окружающая среда.

8

52-53

Абиотические факторы среды.

2

54

Взаимодействие факторов среды.Ограничивающий фактор.

1

55

Биотические факторы среды.

1

56

Цепи питания. Правила экологических пирамид.

1

57

Смена биоценозов.

1

58-59

Взаимоотношения организма и среды.

2

Тема 6. Сообщества и экосистемы.

12

60-61

Взаимоотношения между организмами .Позитивные отношения между организмами.

2

62-64

Антибиотические отношения между организмами. Хищничество .Паразитизм.

3

65

Конкуренция.

1

66

Нейтрализм.

1

67

Жизнь в сообществах.

1

68

История формирования сообществ живых организмов. Биологические области.

1

69

Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы , их структура.

1

70

Биоценозы , их характеристика.

1

71

Агроэкосистемы.

1

Тема 7.Биосфера.

14

72

Биосфера- живая оболочка планеты .Структура биосферы. Компоненты биосферы ( В.И.Вернадский ).

1

73

Круговорот воды в природе.

1

74

Круговорот азота .

1

75

Круговорот фосфора и серы.

1

76

Воздействие человека на природу в процессе становления общества.

1

77-79

Природные ресурсы и их использование.

3

80-84

Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды. Загрязнение воздуха, Загрязнение пресных вод. Влияние человека на растительный и животный мир.

5

85

Радиоактивное загрязнение биосферы.

1

Тема 8. Биологические основы охраны природы.

17

86-88

Охрана природы и перспективы рационального природопользования.

3

89

Использование человеком в хозяйственной деятельности принципов организации растений и животных.

1

90

Формы живого в природе и их промышленные аналоги.

1

91

Контрольная работа№4 « Сообщество» , « Биосфера»

1

92

Повторение»Уровни организации живой материи.»

1

93-95

Клетка-структурно-функциональная единица живого.

3

96

Эволюционное учение(повторение)

1

97

Итоговая контрольная работа.

1

98-102

Повторение по курсу общей биологии. Подготовка к ЕГЭ.

5


Источники информации и средства обучения.

ЛИТЕРАТУРА.

Основная литература

Для учащихся :

1.Захаров В .Б.,Мамонтов С.Г.,Сонин Н.И.Общая биология.10 класс\Под ред.проф.В.Б.Захарова.М.:Дрофа,2008.

2.Захаров В.Б.,Мамонтов С.Г.,Сонин Н.И.Общая биология.11 класс \Под ред.проф.В.Б.Захарова.М.:Дрофа,2008.

3.Захаров В.Б.,Мамонтов С.Г.,Сонин Н.И.Общая биология.10-11 классы \Под ред.проф. В.Б.Захарова.7-е изд.М.:Дрофа,2002.

4.Общая биология.10-11 классы \Под ред.акад.Д.К.Беляева,проф.Г.М.Дымшица и проф.А.О.Рувинского.6-е изд.М.:Просвещение,1997.

Дополнительная литература

Для учителя :

1.Айла Ф.,Кайгер Дж.Современная генетика.В 3 т.М.:Мир,1987.

2.Биологический энциклопедический словарь.М.:Советская энциклопедия,1989.

3.Воронцов Н.Н.,Сухорукова Л.Н.Эволюция органического мира (факультативный курс):Учебное пособие для 10-11 классов средней школы.2-е изд.М.:Наука,1996.

4.Мамонтов С.Г.Биология:Пособие для поступающих в вузы.М.:Высшая школа,1992.

5.Медников Б.М.Биология:Формы и уровни жизни.М.:Просвещение,1994.

Научно-популярная литература

1.Акимушкин И.Мир животных (млекопитающие,или звери).М.:Мысль,1999.

2.Акимушкин И.Мир животных (беспозвоночные и ископаемые животные).М.:Мысль,1999.

3.Ауэрбах Ш.Генетика.М.:Атомиздат,1996.

4.Иорданский Н.Н.Эволюция жизни.М.:Академия,2001.

Методическая литература

1.Биология в школе.Сборник нормативных документов \Сост.В.И.Сивоглазов.М.,1987.

2.Комиссаров Б.Д.Самостоятельные и лабораторные работы по общей биологии.М.,1989.

3.Мягкова А.Н.,Сивоглазов В.И.Преподавание общей биологии.М.,1987.

4.Уроки общей биологии\В.М.Корсунская,Г.Н.Мироненко,З.А.Мокеева,Н.М.Верзилин.М..1986.

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ.

1.Таблица"Классификация растений".

2.Гербарные экземпляры растений.

3.Живые растения.

4.Таблица « Приспособленность организмов к среде обитания»

5.Таблица « Археоптерикс».

6.Таблицы" Развитие жизни на Земле".

7.Таблица" Систематическое положение человека в органическом мире".

8 Таблица « Человеческие расы».

9. Таблица « Паразитизм».

10. Таблица « Экологическая пирамида».

11. Таблица « Круговорот воды в природе».




Контроль уровня обученности.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №1 « Механизмы эволюции».

ТЕСТ.

1.Физиологический критерий вида проявляется в том , что у всех его особей:

1) наблюдается сходство всех процессов жизнедеятельности,

2) определенный набор и форма хромосом,

3) наблюдается сходство химического состава,

4) имеется сходство внешнего и внутреннего строения.

Развитие жизни на Земле. ( обобщение ).

Развитие жизни в палеозое.

ТЕСТ.

ВАРИАНТ 1.


  1. На какие периоды делится ранний палеозой ?

А) триасовый, юрский, силурийский.

Б) ордовикский, неогеновый , меловой.

В) кембрийский, ордовикский, силурийский.


  1. В каком периоде появляются первые хордовые животные?

А) в силуре.

Б) в ордовике.

В) в кембрии.

  1. Каким ароморфозом сопровождался выход на сушу растений ?

А) появлением хлорофилла.

Б) появлением многоклеточных.

В) появлением проводящей ткани.


  1. Предками каких животных считаются трилобиты ?

А) членистоногих.

Б) моллюсков.

В) инфузорий.

  1. Какие животные имели преимущества при переходе от протерозоя к палеозою и развивались под влиянием естественного отбора ?

А) те, которые не имели внешнего скелета.

Б) те, которые могли жить в холодном климате.

В) те, которые могли выйти на сушу.

ВАРИАНТ 2.


  1. В каком периоде появились кистеперые рыбы ?

А) в перми.

Б) в карбоне.

В) в девоне.

2. Какое изменение в строении организма позволило появиться первым земноводным ?

А) появление сердца.

Б) появление легких.

В) появление парных конечностей.

3.Какая особенность строения организма по сравнению с земноводными обеспечила развитие пресмыкающихся ?

А) строение яйца.

Б) два круга кровообращения.

В) большая масса тела.

4. Необходимым условием для жизни растений на суше было :

А) наличие кислорода в атмосфере.

Б) наличие почвы.

В) наличие хлорофилла.

5. С какими событиями связано исчезновение каменноугольных лесов в перми ?

А) с общим потеплением климата.

Б) с увеличением водных пространств.

В) с общим похолоданием климата.

РАЗВИТИЕ ЖИЗНИ В КАЙНОЗОЕ.

ТЕСТ.


  1. Почему травы в условиях третичного периода вытеснили многие древесные формы растений ?

А) у трав короче сроки развития , а это выгодно в условиях общего похолодания.

Б) древесные формы не приспособлены к жизни в умеренном климате.

В) у трав быстрее передаются наследственные изменения из поколения в поколение.

2. Какой отряд был предком приматов?

А) зверозубые.

Б) насекомоядные.

В) человекообразные.

3. На каких территориях можно обнаружить сходный животный и растительный мир ?

А) Европа и Северная Америка.

Б) Индия и Австралия.

В) Южная Америка и Африка.

4. Что называют « неолитической революцией»?

А) появление человека.

Б) расселение людей по разным областям земли.

В) хозяйственную деятельность первобытного человека на земле.

5. К какому процессу в органическом мире привели оледенение и появление сухопутных мостов , исчезновение этих мостов ?

А) к общему биологическому прогрессу.

Б) к общему биологическому регрессу.

В) к появлению массовых ароморфозов.











Контрольная работа №2 « Развитие жизни на Земле».

ВАРИАНТ 1.

  1. Какие факты свидетельствуют о том , что жизнь возникла в архее ?

  2. Приведите примеры важнейших ароморфозов в мезозое.

  3. Какие преимущества млекопитающих по сравнению с пресмыкающимися обеспечили им повсеместное распространение ?

  4. Какая существует связь между завоеванием позвоночными суши и развитием у них головного мозга ?

ВАРИАНТ 2.

  1. Какие события , произошедшие в архее и протерозое можно отнести к ароморфозам ?

  2. Чем можно объяснить господство голосеменных растений в юрском периоде ?

  3. Какая существует связь между появлением цветка и расцветом насекомых ?

  4. Возникновение какого процесса в архее решающим образом изменило состав атмосферы Земли ?

























© 2010-2022