- Преподавателю
- Биология
- Рабочая программа по биологии 11 класс профильный уровень
Рабочая программа по биологии 11 класс профильный уровень
Раздел | Биология |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Федоринова Т.И. |
Дата | 11.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка.
Программа составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего ( полного ) общего образования и примерной программы среднего (полного) общего образования по биологии, на основе «Программы общеобразовательных учреждений.Биология. 10-11 классы » Н.И.Сонина. - М.: Дрофа,2010. Программа рассчитана на 102 часа ( 3 часа в неделю ) на профильном уровне.
Сегодня биология - наиболее бурно развивающаяся область естествознания. Революционные изменения в миропонимании ученых-естественников , произошедшие в середине ХХ в., были обусловлены открытиями в молекулярной и клеточной биологии, генетике , экологии. За полвека биология превратилась из описательной науки в аналитическую, имеющую многочисленные прикладные отрасли. Биологические знания лежат в основе развития медицины, фармакологической и микробиологической промышленности , сельского и лесного хозяйства , пищевой и перерабатывающей промышленности , системы охраны окружающей среды.
Курс общей биологии на профильном уровне должен быть направлен на формирование у учащихся целостной системы знаний о живой природе, ее организации от молекулярного до биосферного уровня, ее эволюции. У школьника должно быть сформировано биоцентрическое мировоззрение, основанное на глубоком понимании взаимосвязи элементов живой и неживой природы , осознании человека как части природы , продукта эволюции живой материи.При изучении общей биологии рекомендуется обращать особое внимание на то, что живая материя-это особая форма движения материи во Вселенной, управляемая законами, несводимыми к законам физики. Функционирование живой материи принципиально невозможно описать уравнениями на основе знания только физических и химических закономерностей. Живое отличается от неживого возникновением , а также хранением , передачей и развертыванием информации. Оперирование огромными объемами информации возможно только благодаря наличию многоуровневых иерархически устроенных управляющих систем , своего рода компьютеров со своими носителями данных , языками программирования , переключением программ. Понимание этой сложности живой материи должно сопровождаться и пониманием того , что глубокое изучение ее вожможно только с использованием научных методов и достижений разных наук-физики , химии , математики , информатики.
Желательно провести сравнение научного метода познания живой природы и ненаучных способов отражения действительности . При этом следует донести до учащихся понимание того , что эти два способа познания мира не исключают и не заменяют ,а дополняют друг друга. При этом следует четко понимать , что предметом естественных наук является умопостигаемое , тогда как содержание произведений искусства постигается эмоциями. Следует уделить внимание роли гипотезы в развитии биологии. Необходимо обратить внимание на то , что некоторые биологические явления невозможно наблюдать непосредственно, поэтому их приходится реконструировать и проверять косвенными методами.
Во время изучения курса рекомендуется применять такие формы обучения , как дискуссии ,рефераты, доклады.
Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей :
-освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях, строении и жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов, человеке как биосоциальном существе, о роли биологической науки в практической деятельности людей, методах познания живой природы,
-овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма ,использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска, работать с биологическими приборами , инструментами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты,
-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации,
-воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей, культуры поведения в природе,
-использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим, оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей, для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний ,травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Требования к уровню подготовки выпускников.
В результате изучения биологии на профильном уровне ученик должен:
Знать \ понимать
-основные положения биологических теорий(клеточная теория, хромосомная теория наследственности, синтетическая теория эволюции, теория антропогенеза),учений(о путях и направлениях эволюции, Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений, В.И.Вернадского о биосфере), -сущность законов(Г.Менделя, сцепленного наследования Т.Моргана, гомологических рядов в наследственной изменчивости, зародышевого сходства, биогенетического),закономерностей(изменчивости, сцепленного наследования, наследования, сцепленного с полом, взаимодействия генов и их цитологических основ),правил(доминирования Г.Менделя, экологической пирамиды),гипотез(чистоты гамет, сущности и происхождения жизни, происхождения человека),
- строение биологических объектов: клетки(химический состав и строение),генов, хромосом, женских и мужских гамет, клеток прокариот и эукариот, вирусов, одноклеточных и многоклеточных организмов, вида и экосистем(структуры),
-сущность биологических процессов и явлений: обмен веществ и превращения энергии в клетке, фотосинтез, пластический и энергетический обмен, брожение, хемосинтез, митоз, мейоз, развитие гамет у цветковых растений и позвоночных животных, размножение, оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных, индивидуальное развитие организма(онтогенез),взаимодействие генов, получение гетерозиса, полиплоидов, отдаленных гибридов, действие искусственного, движущего и стабилизирующего отбора, географическое и экологическое видообразование, влияние элементарных факторов эволюции на генофонд популяции, формирования приспособленности к среде обитания, круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере, эволюция биосферы,
-современную биологическую терминологию и символику,
- имена великих ученых и их вклад в формирование современной естественно-научной картины мира,
-использование современных достижений биологии в селекции и биотехнологии ( гетерозис , полиплоидия, отдаленная гибридизация , трансгенез ),
уметь :
-объяснять:роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира, научного мировоззрения, единство живой и неживой природы, родство живых организмов, используя биологические теории, законы и правила, отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека, влияние мутагенов на организм человека, взаимосвязи организмов и окружающей среды, причины эволюции видов, человека, биосферы, единства человеческих рас, наследственных и ненаследственных изменений, наследственных заболеваний, генных и хромосомных мутаций, устойчивости, саморегуляции, саморазвития и смены экосистем, необходимости сохранения многообразия видов,
-устанавливать взаимосвязи строения и функций молекул в клетке, строения и функций органоидов клетки, пластического и энергетического обмена, световых и темновых реакций фотосинтеза, движущих сил эволюции, путей и направлений эволюции,
-решать задачи разной сложности по биологии,
-составлять схемы скрещивания, путей переноса веществ и энергии в экосистемах(цепи питания, пищевые сети),
-описывать клетки растений и животных (под микроскопом),особей вида по морфологическому критерию, экосистемы и агроэкосистемы своей местности, готовить и описывать микропрепараты,
-выявлять приспособления организмов к среде обитания,ароморфозы и идиоадаптации у растений и животнх,отличительные признаки живого(у отдельных организмов),абиотические и биотические компоненты экосистем,взаимосвязи организмов в экосистеме,источники мутагенов в окружающей среде(косвенно),антропогенные изменения в экосистемах своего региона,
-исследовать биологические системы на биологических моделях,
-сравнивать биологические объекты(клетки растений,животных,грибов и бактерий,экосистемы и агроэкосистемы),процессы и явления(обмен веществ у растений и животных,пластический и энергетический обмен,фотосинтез и хемосинтез,митоз и мейоз,бесполое и половое размножение,оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных,внешнее и внутреннее оплодотворение,формы естественного отбора,искусственный и естественный отбор,способы видообразования,макро- и микроэволюцию,пути и направления эволюции) и делать выводы на основе сравнения,
-анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни,происхождения жизни и человека,человеческих рас,глобальные антропогенные изменения в биосфере,этические аспекты современных исследований в биологической науке,
-осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках(учебных текстах,справочниках,научно-популярных изданиях,компьютерных базах,ресурсах Интернета) и применять ее в собственных исследованиях,
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-грамотного оформления результатов биологических исследований,
-обоснования и соблюдения правил поведения в окружающей среде,мер профилактики распространения вирусных (в том числе ВИЧ-инфекции ) и других заболеваний,стрессов,вредных привычек (курение,алкоголизм,наркомания ),
-оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях,отравлении пищевыми продуктами,
-определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам,поведению в природной среде,
-оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование,искусственное оплодотворение ).
Критерии и нормы оценки ЗУН обучающихся.
ОЦЕНКА ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ .
Исходя из поставленной цели и возрастных возможностей учащихся ,необходимо учитывать:
-правильность и осознанность изложения содержания,полноту раскрытия понятий , точность употребления научных терминов,
-степень сформированности интеллектуальных и общеучебных умений,
-самостоятельность ответа,
-речевую грамотность и логическую последовательность ответа.
ОТМЕТКА " 5" ставится ,если :
-полно раскрыта содержание материала в объеме программы и учебника.,
-четко и правильно даны определения и раскрыто содержание поняий,верно использованы научные термины,
-для доказательства использованы различные умения ,выводы из наблюдений и опытов,
-ответ самостоятельный ,использованы ранее приобретенные знания.
ОТМЕТКА " 4 " ставится , если :
-раскрыто основное содержание материала,
-в основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины,
- ответ самостоятельный ,
-определения понятий неполные , допущены незначительные нарушения последовательности изложения , небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов.
ОТМЕТКА " 3 "ставится ,если :
-усвоено основное содержание учебного материала,но изложено фрагментарно,не всегда последовательно,
-определения понятий недостаточно четкие,
- не использованы в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений и опытов или допущены ошибки при их изложении,
-допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии,определении понятий.
ОТМЕТКА " 2 " ставится , если:
-основное содержание учебного материала не раскрыто,
- не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя,
-допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии.
ОТМЕТКА " 1 " ставится ,если :
- ответ на вопрос не дан.
ОЦЕНКА ПРАКТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ.
1.Оценка умений ставить опыты.
Учитель должен учитывать :
-самостоятельность подбора оборудования и объектов,
-последовательность в выполнении работы по закладке опыта,
-логичность и граммотность в описании наблюдений, в формулировке выводов из опыта.
ОТМЕТКА "5" ставится , если :
-правильно определена цель опыта ,
-самостоятельно и последовательно проведен подбор оборудования и объектов , а также работа по закладке опыта,
-научно грамотно ,логично описаны наблюдения и сформулированы выводы из опыта.
ОТМЕТКА " 4 " ставится , если :
-правильно определена цель опыта,
-самостоятельно проведена работа по подбору оборудования , объектов
-при закладке опыта допускаются 1-2 ошибки,
- в целом грамотно и логично описаны наблюдения и сформулированы основные выводы из опыта,
- в описании наблюдений из опыта допущены неточности , выводы неполные.
ОТМЕТКА " 3 " ставится ,если :
-правильно определена цель опыта,
-подбор оборудования и объектов , а также работы по закладке опыта проведены с помощью учителя,
-допущены неточности и ошибки при закладке опытов,описании наблюдений ,формулировании выводов.
ОТМЕТКА " 2 " ставится ,если:
- не определена самостоятельно цель опыта, не подготовлено нужное оборудование,
-допущены существенные ошибки при закладке и оформлении опыта.
ОТМЕТКА " 1 " ставится , если :
-полное неумение заложить и оформить опыт.
2. Оценка умений проводить наблюдения.
Учитель должен учитывать :
-правильность проведения наблюдений по заданию,
-умение выделять существенные признаки у наблюдаемого объекта,
-логичность и научную грамотность в оформлении результатов наблюдений и в выводах.
ОТМЕТКА " 5 " ставится , если:
-правильно по заданию учителя проведено наблюдение,
-выделены существенные признаки у наблюдаемого объекта,
-логично,научно ,грамотно оформлены результаты наблюдений и выводы.
ОТМЕТКА " 4 " ставится , если :
-правильно по заданию учителя проведено наблюдение,
-при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта названы второстепенные ,
-допущена небрежность в оформлении наблюдений и выводов.
ОТМЕТКА " 3 " ставится , если :
-допущены неточности и 1-2 ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя.,
-при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта выделены лишь некоторые,
-допущены ошибки(1-2) в оформлении наблюдений и выводов.
ОТМЕТКА " 2 " ставится , если :
-допущены ошибки( 3-4) в проведении наблюдений по заданию учителя,
-неправильно выделены признаки наблюдаемого объета ,
-допущены ошибки (3-4 ) в оформлении наблюдений и выводов.
ОТМЕТКА " 1 " ставится , если:
-не владеет умением проводить наблюдение.
Содержание учебной дисциплины.
№
Название темы ( раздела ).
Содержание темы (раздела)
Кол-во часов.
1.
Раздел 1. Эволюция органического мира.
47
Тема 1.Возникновение и развитие эволюционной биологии.
Возникновение и развитие эволюционных идей. Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка. Жизнь и труды Ч.Дарвина. Основные принципы эволюционной теории Дарвина. Формирование синтетической теории эволюции. Работы С.С. Четверикова и И.И. Шмальгаузена. Палеонтологические , биогеографические , сравнительно-анатомические, эмбриологические и молекулярные свидетельства эволюции.
7
Тема 2. Механизмы эволюции.
Популяция- элементарная единица эволюции . Внутривидовая изменчивость. Генетическая структура популяций. Уравнение и закон Харди- Вайнберга. Мутации как источник генетической изменчивости популяций. Случайные процессы в популяциях . Дрейф генов. Популяционные волны. Борьба за существование. Естественный отбор- направляющий фактор эволюции. Формы естественного отбора. Половой отбор. Адаптация- результат естественного отбора. Миграции как фактор эволюции.
Понятие вида. Критерии вида. Пути видообразования. Аллопатрическое и симпатрическое видообразование.
Микро- и макроэволюция. Генетические и онтогенетические основы эволюции. Направления эволюции. Ароморфоз , идиоадаптация и общая дегенерация. Дивергенция, конвергенция и параллелизм. Биологический прогресс. Единое древо жизни- результат эволюции.
21
Тема 3. Возникновение и развитие жизни на Земле.
Сущность жизни. Определения живого. Гипотезы возникновения жизни. Опыты Ф. Реди и Л. Пастера. Современные представления о возникновении жизни.
Атмосфера древней Земли. Абиогенный синтез органических веществ. Образование и эволюция биополимеров. Роль ДНК и РНК в образовании систем с обратной связью. Образование и эволюция биологических мембран. Образование первичных гетеротрофов.
Изучение истории Земли. Палеонтология. Методы геохронологии. Изменение климата на Земле. Дрейф континентов. Развитие жизни в криптозое. Симбиотическая теория образования эукариот. Вспышка разнообразия животных в конце протерозоя. Развитие органического мира в палеозое. Развитие жизни в мезозое. Развитие жизни в кайнозое.
10
Тема 4. Возникновение и развитие человека- антропогенез.
Место человека в системе живого мира. Сравнительно- морфологические, этологические , цитогенетические и молекулярно- биологические доказательства родства человека и человекообразных обезьян.
Палеонтологические данные о происхождении и эволюции предков человека. Австралопитеки. Первые представители рода Номо. Неандертальский человек. Место неандертальцев в эволюции человека. Кроманьонцы.
Биологические факторы эволюции человека. Социальные факторы эволюции человека- мышление , речь, орудийная деятельность. Роль социальной среды в формировании человеческих индивидуумов. Соотношение биологических и социальных факторов в эволюции человека.
Человеческие расы. Роль изоляции в формировании расовых признаков. Критика расистских теорий.
9
2
Раздел 2. Организмы в экологических системах.
51
Тема 5. Организмы и окружающая среда.
Взаимоотношения организма и среды. Экологические факторы. Закон толерантности. Приспособленность. Популяция как природная система. Структура популяций. Динамика популяций. Жизненные стратегии. Вид как система популяций. Экологическая ниша. Жизненные формы.
8
Тема 6. Сообщества и экосистемы.
Сообщество, экосистема, биоценоз. Компоненты экосистемы. Энергетические связи. Трофические сети. Правило экологической пирамиды. Межвидовые и межпопуляционные взаимодействия в экосистемах. Конкуренция, симбиоз, альтруизм.
Пространственная структура сообществ. Динамика экосистем. Стадии развития экосистемы. Сукцессия. Устойчивость экосистем. Земледельческие экосистемы.
12
Тема 7. Биосфера.
Биосфера. Учение В.И.Вернадского о биосфере. Биомы. Живое вещество и биогеохимические круговороты в биосфере. Биосфера и человек. Глобальные антропогенные изменения в биосфере. Проблема устойчивого развития биосферы.
14
Тема 8. Биологические основы охраны природы.
Сохранение и поддержание биологического разнообразия. Причины вымирания видов и популяций. Сохранение генофонда и реинтродукция. Сохранение экосистем. Биологический мониторинг и биоиндикация.
17
Практические занятия.
Тема « Возникновение и развитие эволюционной биологии»
.Пр.раб.№1»Результаты искусственного отбора на сортах культурных растений.»
Тема «Механизмы эволюции».
Лабораторная работа№1 « Изучение изменчивости»
Лабораторная работа№2"Описание особей вида по морфологическому критерию".
Лабораторная работа№3" Изучение приспособленности организмов к среде обитания ".
Календарно-тематическое планирование
курса общей биологии 11 класса при профильном уровне обучения
( 3 часа в неделю ).
№
Тема урока.
Кол-во уроков
Дата
Раздел 1. Эволюция органического мира.
47
Тема 1.Возникновение и развитие эволюционной биологии.
7
1
История представлений об эволюции живой природы.
1
2
Работы К.Линнея по систематике растений и животных.Труды Ж.Кювье и Ж.Де Сент-Илера.
1
3
Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка.
1
4
Первые русские эволюционисты.
1
5
Предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина.
1
6
Учение Ч.Дарвина об искусственном отборе.
1
7
Изучение результатов искусственного отбора.Пр.раб.№1»Результаты искусственного отбора на сортах культурных растений.»
1
Тема 2. Механизмы эволюции.
21
8
Учение Ч.Дарвина о естественном отборе.
1
9
Лаб.раб.№1»Изучение изменчивости».
1
10
Вид-эволюционная единица.Его критерии и структура.Лаб.раб.№2 « Описание особей вида по морфологическому критерию».
1
11
Борьба за существование и естественный отбор.
1
12
Эволюционная роль мутаций.
1
13
Генетическая стабильность популяций.
1
14
Генетические процессы в популяциях.Закон Харди-Вайнберга.
1
15-16
Формы естественного отбора.
2
17
Приспособленность организмов к среде обитания как действие естественного отбора.
1
18
Лаб.раб.№3»Изучение приспособленности организмов к среде обитания».
1
19
Забота о потомстве.
1
20-21
Микроэволюция.Современные представления о видообразовании(С.С.Четвериков,Л.Л.Шмальгаузен).Географическое и экологическое видообразования.
2
22
Главные направления эволюции.Биологический прогресс и регресс (А.Н.Северцов).
1
23
Пути достижения биологического прогресса.
1
24-25
Основные закономерности эволюции.
2
26
Результаты эволюции.
1
27
Эволюция. Макроэволюция.
1
28
Контрольная работа № 1 « Механизмы эволюции»
1
Тема 3. Возникновение и развитие жизни на Земле.
10
33
Развитие жизни в архейской эре.
1
34
Развитие жизни в протерозойской эре.
1
35-36
Развитие жизни в палеозойскую эру.
2
37-38
Развитие жизни в мезозойскую эру.
2
39
Развитие жизни в кайнозойскую эру.
1
40-41
Развитие жизни на Земле.(обобщ.урок).
2
42
Контрольная работа №2»Развитие жизни на Земле.»
1
Тема 4.Возникновение и развитие человека- антропогенез
9
43
Место человека в живой природе.Систематическое положение.
1
44-45
Движущие силы антропогенеза.Стадии эволюции человека:древнейшие люди.
2
46
Стадии эволюции человека.Древние люди.
1
47
Современный человек.Свойства человека как биосоциального существа.
1
48
Человеческие расы.
1
49-50
Происхождение человека(обобщ.урок)
2
51
Контрольная работа №3»Происхождение человека».
1
Раздел 2.Организмы в экологических системах.
51
Тема 5. Организмы и окружающая среда.
8
52-53
Абиотические факторы среды.
2
54
Взаимодействие факторов среды.Ограничивающий фактор.
1
55
Биотические факторы среды.
1
56
Цепи питания. Правила экологических пирамид.
1
57
Смена биоценозов.
1
58-59
Взаимоотношения организма и среды.
2
Тема 6. Сообщества и экосистемы.
12
60-61
Взаимоотношения между организмами .Позитивные отношения между организмами.
2
62-64
Антибиотические отношения между организмами. Хищничество .Паразитизм.
3
65
Конкуренция.
1
66
Нейтрализм.
1
67
Жизнь в сообществах.
1
68
История формирования сообществ живых организмов. Биологические области.
1
69
Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы , их структура.
1
70
Биоценозы , их характеристика.
1
71
Агроэкосистемы.
1
Тема 7.Биосфера.
14
72
Биосфера- живая оболочка планеты .Структура биосферы. Компоненты биосферы ( В.И.Вернадский ).
1
73
Круговорот воды в природе.
1
74
Круговорот азота .
1
75
Круговорот фосфора и серы.
1
76
Воздействие человека на природу в процессе становления общества.
1
77-79
Природные ресурсы и их использование.
3
80-84
Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды. Загрязнение воздуха, Загрязнение пресных вод. Влияние человека на растительный и животный мир.
5
85
Радиоактивное загрязнение биосферы.
1
Тема 8. Биологические основы охраны природы.
17
86-88
Охрана природы и перспективы рационального природопользования.
3
89
Использование человеком в хозяйственной деятельности принципов организации растений и животных.
1
90
Формы живого в природе и их промышленные аналоги.
1
91
Контрольная работа№4 « Сообщество» , « Биосфера»
1
92
Повторение»Уровни организации живой материи.»
1
93-95
Клетка-структурно-функциональная единица живого.
3
96
Эволюционное учение(повторение)
1
97
Итоговая контрольная работа.
1
98-102
Повторение по курсу общей биологии. Подготовка к ЕГЭ.
5
Источники информации и средства обучения.
ЛИТЕРАТУРА.
Основная литература
Для учащихся :
1.Захаров В .Б.,Мамонтов С.Г.,Сонин Н.И.Общая биология.10 класс\Под ред.проф.В.Б.Захарова.М.:Дрофа,2008.
2.Захаров В.Б.,Мамонтов С.Г.,Сонин Н.И.Общая биология.11 класс \Под ред.проф.В.Б.Захарова.М.:Дрофа,2008.
3.Захаров В.Б.,Мамонтов С.Г.,Сонин Н.И.Общая биология.10-11 классы \Под ред.проф. В.Б.Захарова.7-е изд.М.:Дрофа,2002.
4.Общая биология.10-11 классы \Под ред.акад.Д.К.Беляева,проф.Г.М.Дымшица и проф.А.О.Рувинского.6-е изд.М.:Просвещение,1997.
Дополнительная литература
Для учителя :
1.Айла Ф.,Кайгер Дж.Современная генетика.В 3 т.М.:Мир,1987.
2.Биологический энциклопедический словарь.М.:Советская энциклопедия,1989.
3.Воронцов Н.Н.,Сухорукова Л.Н.Эволюция органического мира (факультативный курс):Учебное пособие для 10-11 классов средней школы.2-е изд.М.:Наука,1996.
4.Мамонтов С.Г.Биология:Пособие для поступающих в вузы.М.:Высшая школа,1992.
5.Медников Б.М.Биология:Формы и уровни жизни.М.:Просвещение,1994.
Научно-популярная литература
1.Акимушкин И.Мир животных (млекопитающие,или звери).М.:Мысль,1999.
2.Акимушкин И.Мир животных (беспозвоночные и ископаемые животные).М.:Мысль,1999.
3.Ауэрбах Ш.Генетика.М.:Атомиздат,1996.
4.Иорданский Н.Н.Эволюция жизни.М.:Академия,2001.
Методическая литература
1.Биология в школе.Сборник нормативных документов \Сост.В.И.Сивоглазов.М.,1987.
2.Комиссаров Б.Д.Самостоятельные и лабораторные работы по общей биологии.М.,1989.
3.Мягкова А.Н.,Сивоглазов В.И.Преподавание общей биологии.М.,1987.
4.Уроки общей биологии\В.М.Корсунская,Г.Н.Мироненко,З.А.Мокеева,Н.М.Верзилин.М..1986.
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ.
1.Таблица"Классификация растений".
2.Гербарные экземпляры растений.
3.Живые растения.
4.Таблица « Приспособленность организмов к среде обитания»
5.Таблица « Археоптерикс».
6.Таблицы" Развитие жизни на Земле".
7.Таблица" Систематическое положение человека в органическом мире".
8 Таблица « Человеческие расы».
9. Таблица « Паразитизм».
10. Таблица « Экологическая пирамида».
11. Таблица « Круговорот воды в природе».
Контроль уровня обученности.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №1 « Механизмы эволюции».
ТЕСТ.
1.Физиологический критерий вида проявляется в том , что у всех его особей:
1) наблюдается сходство всех процессов жизнедеятельности,
2) определенный набор и форма хромосом,
3) наблюдается сходство химического состава,
4) имеется сходство внешнего и внутреннего строения.
Развитие жизни на Земле. ( обобщение ).
Развитие жизни в палеозое.
ТЕСТ.
ВАРИАНТ 1.
-
На какие периоды делится ранний палеозой ?
А) триасовый, юрский, силурийский.
Б) ордовикский, неогеновый , меловой.
В) кембрийский, ордовикский, силурийский.
-
В каком периоде появляются первые хордовые животные?
А) в силуре.
Б) в ордовике.
В) в кембрии.
-
Каким ароморфозом сопровождался выход на сушу растений ?
А) появлением хлорофилла.
Б) появлением многоклеточных.
В) появлением проводящей ткани.
-
Предками каких животных считаются трилобиты ?
А) членистоногих.
Б) моллюсков.
В) инфузорий.
-
Какие животные имели преимущества при переходе от протерозоя к палеозою и развивались под влиянием естественного отбора ?
А) те, которые не имели внешнего скелета.
Б) те, которые могли жить в холодном климате.
В) те, которые могли выйти на сушу.
ВАРИАНТ 2.
-
В каком периоде появились кистеперые рыбы ?
А) в перми.
Б) в карбоне.
В) в девоне.
2. Какое изменение в строении организма позволило появиться первым земноводным ?
А) появление сердца.
Б) появление легких.
В) появление парных конечностей.
3.Какая особенность строения организма по сравнению с земноводными обеспечила развитие пресмыкающихся ?
А) строение яйца.
Б) два круга кровообращения.
В) большая масса тела.
4. Необходимым условием для жизни растений на суше было :
А) наличие кислорода в атмосфере.
Б) наличие почвы.
В) наличие хлорофилла.
5. С какими событиями связано исчезновение каменноугольных лесов в перми ?
А) с общим потеплением климата.
Б) с увеличением водных пространств.
В) с общим похолоданием климата.
РАЗВИТИЕ ЖИЗНИ В КАЙНОЗОЕ.
ТЕСТ.
-
Почему травы в условиях третичного периода вытеснили многие древесные формы растений ?
А) у трав короче сроки развития , а это выгодно в условиях общего похолодания.
Б) древесные формы не приспособлены к жизни в умеренном климате.
В) у трав быстрее передаются наследственные изменения из поколения в поколение.
2. Какой отряд был предком приматов?
А) зверозубые.
Б) насекомоядные.
В) человекообразные.
3. На каких территориях можно обнаружить сходный животный и растительный мир ?
А) Европа и Северная Америка.
Б) Индия и Австралия.
В) Южная Америка и Африка.
4. Что называют « неолитической революцией»?
А) появление человека.
Б) расселение людей по разным областям земли.
В) хозяйственную деятельность первобытного человека на земле.
5. К какому процессу в органическом мире привели оледенение и появление сухопутных мостов , исчезновение этих мостов ?
А) к общему биологическому прогрессу.
Б) к общему биологическому регрессу.
В) к появлению массовых ароморфозов.
Контрольная работа №2 « Развитие жизни на Земле».
ВАРИАНТ 1.
-
Какие факты свидетельствуют о том , что жизнь возникла в архее ?
-
Приведите примеры важнейших ароморфозов в мезозое.
-
Какие преимущества млекопитающих по сравнению с пресмыкающимися обеспечили им повсеместное распространение ?
-
Какая существует связь между завоеванием позвоночными суши и развитием у них головного мозга ?
ВАРИАНТ 2.
-
Какие события , произошедшие в архее и протерозое можно отнести к ароморфозам ?
-
Чем можно объяснить господство голосеменных растений в юрском периоде ?
-
Какая существует связь между появлением цветка и расцветом насекомых ?
-
Возникновение какого процесса в архее решающим образом изменило состав атмосферы Земли ?