- Преподавателю
- Биология
- Урок по биологии «Анатомия и физиология человека»
Урок по биологии «Анатомия и физиология человека»
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Катаева Е.И. |
Дата | 31.08.2013 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Краевое государственное автономное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Добрянский гуманитарно - технологический техникум
им. П.И. Сюзева»
СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:
Зам. директора Директор КГАОУ СПО
____________О.О. Расторгуева «ДГТТ им. П.И. Сюзева»
«___»____________2013г. ____________Р.Г. Шилов
«___»____________2013г.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА
Преподавателя дисциплин естественнонаучного цикла
Катаевой Елены Ивановны
г. Добрянка, 2013
АННОТАЦИЯ
Методическая разработка учебного занятия по дисциплине «Анатомия» предназначена для проведения урока в группе обучающихся 1 курса (отделение СПО). Материал соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта.
Данный урок является составляющей частью раздела «Опорно-двигательный аппарат человека».
Используемые приемы и методы обучения способствуют повышению мотивации, в полной мере соответствуют требованиям современного урока. На уроке предусмотрены такие виды деятельности обучающихся, как практическая работа с текстом, работа с терминами, самостоятельная работа. Рациональное сочетание методов и приемов работы делает урок живым и нескучным, побуждая обучающихся к активному обучению.
В ходе урока студенты закрепляют опорные знания, развивают свои коммуникативные навыки, выполняют все виды деятельности на основе изученного. Все задания интересны, посильны и соответствуют поставленным целям.
Учебное занятие построено и в виде лекции, и в виде групповой работы обучающихся, так как сочетание этих приемов наилучшим образом способствует развитию коммуникативных навыков обучающихся.
девиз преподавателя «Не пожалеть трудов, не полениться - в цветок в конце концов колючка превратиться».
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Тема: Скелет головы.
Цель урока: дать представление о скелете головы, повторить и
закрепить знания о строении и составе костей.
Задачи урока:
Образовательные:
-
Научить учащихся узнавать и называть кости черепа человека, рассматривать строение скелета головы в развитии, отличать неподвижное соединение костей от суставов, выделять отличительные признаки черепа человека и шимпанзе, выделять характерные признаки плоских костей.
Развивающие:
-
развивать общеучебные умения (понимать и запоминать прочитанное, делать краткие записи, представление основных мыслей в виде схем, заполнение таблиц и др.);
-
Познакомить учащихся с разными видами учебной информации, научить анализировать текст, заполнять сводные таблицы. Развивать умение обобщать, классифицировать, систематизировать факты.
-
-
развивать коммуникационные умения (умение понятно, кратко, точно, вежливо излагать свои мысли, задавать вопросы и отвечать на них, слушать и сосредотачивать внимание).
-
-
Воспитательные:
-
воспитывать у учащихся культуру общения и труда в ходе беседы, просмотра презентации и анимационного фильма, выполнения заданий;
-
воспитывать критическую и объективную самооценку знаний.
-
Тип урока:
Лекция с использованием ИКТ.
Вид урока:
комбинированный с применением ИКТ (изучение и первичное закрепление знаний).
Метод урока:
лекция с элементами практического и творческого занятия.
Приемы преподавания:
Лекция, беседа, демонстрация мультимедийной презентации.
Принципы преподавания:
-
Дифференцированный подход;
-
Прочность усвоения знаний и умений;
-
Наглядность;
-
Доступность;
Межпредметные связи:
-
Биология;
-
Литература
Планируемый результат:
-
Учащиеся должны знать особенности строения скелета головы;
-
Знать функции костей черепа;
-
Знать значение костей черепа в жизни человека.
-
формирование элементов общих компетенций:
- ОК 2. Организовывать собственную деятельность исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
- ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
- ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
- ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
Оборудование:
-
раздаточный материал: папки с фотографиями черепа в различных проекциях для самостоятельной работы;
-
мультимедийный проектор с презентацией к уроку "Скелет головы";
-
таблица "Строение костей черепа человека".
Используемая литература:
-
Галкина Е.А. "Классификации контрольных вопросов и заданий". "Биология в школе" №8, 2006 г.
-
Л.В. Горелова, И.М. Таюрская. Анатомия в схемах и таблицах. Ростов н/Д: Феникс, 2006 г.
-
Р.П.Самусев, В.Я. Липченко. Атлас анатомии человека. М. Изд-во Дом ОНИКС: Альянс-В. 2000 г. Стр. 67, 71, 74, 79, 84.
-
М.Р. Сапин, Э.В. Швецов. Анатомия человека. Ростов-на-Дону. Феникс. 2004 г.
-
Г.К. Селевко. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998.
Ход урока(время 40 минут):
№ п/п
Этапы занятия
Задачи этапа
Деятельность преподавателя
Деятельность учащихся
Компетенции, развиваемые на данном этапе
Результат
1.
Вводно-мотивационный этап
1. Ввод в тему учебного занятия.
2. Расширение целевого компонента.
1. Проверка готовности обучающихся к уроку.
2. Демонстрация мультимедийной презентации.
3. Беседа с обучающимися.
1. Участие обучающихся в беседе.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
-
Принятие познавательной цели
2.
Актуализация знаний обучающихся.
Повторение опорных знаний
1. Беседа с обучающимися.
2. Демонстрация мультимедийной презентации.
1. Участие обучающихся в беседе.
2. Обучающиеся отвечают на поставленные вопросы.
-
Понимание закономерности в расположении черепа человека.
3.
Формирование новых знаний
Знакомство со строением костей черепа человека.
1. Слово преподавателя о строении костей черепа человека. Его отделах и функциях этих отделов.
2. Демонстрация мультимедийной презентации.
3. Пояснение схем.
4. Организация деятельности обучающихся:
- работы с материалами папки с фотографиями черепа.
1. Внимательно слушают.
2. Осуществляют записи в рабочих тетрадях.
3. Заполняют таблицы по заданной форме.
4. Работают с папками фотографий черепа человека.
5. Озвучивают и поясняют свои ответы по поставленным вопросам.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 6.
Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
-
Понимание закономерности в расположении костей мозгового и лицевого отдела черепа. Закрепление знаний строения костей черепа на примере составления соотношения названия костей и их расположением
4.
Контролирующий этап
Определение степени усвоения материала.
Инструктирование обучающихся по работе над структурой и функцией костей черепа
1. Внимательно слушают задание.
2. Составляют соотношения.
3. Устно выступают, показывая результаты своей деятельности.
-
Демонстрация знаний первоначального уровня усвоения.
5.
Итоги учебного занятия
1. Рефлексия.
2.Информирование обучающихся о итогах учебного занятия.
Заключительное слово преподавателя об особенностях строения костей черепа
1. Активное слушание.
2. Участие в рефлексии.
Понимание и принятие особенностей строения костей черепа человека
КОНСПЕКТ УРОКА
1.Вводно-мотивационный этап
Создание проблемной ситуации преподавателем: "Какую тему мы будем изучать сегодня на уроке?".
Запись на доске: Шов.
Крыша.
Петушиный гребень.
Турецкое седло.
Родничок.
Учащиеся сами формулируют тему урока по ассоциативной записи на доске, что позволяет преподавателю быстро организовать внимание учащихся и включить их в деловой ритм и содержание урока. Пояснение темы, цели и задач урока.
Постановка цели и задач. Актуализация темы.
Какова же цель урока, исходя из его названия? (преподаватель помогает ее сформулировать, обобщая ответы учащихся, а также озвучивает задачи, стоящие перед обучающимися и преподавателем на уроке).
Преподаватель
Сегодня на уроке мы познакомимся со строением костей черепа человека, его отделами и функциями отделов и некоторых костей черепа.
(Идет обсуждение и определение значимости уяснения темы урока для каждого обучающегося)
2. Изучение нового материала:
- Прощупайте свою голову: что вы чувствуете под кожей головы?
- Под кожей головы находится череп - скелет головы. Кости черепа плоские, прочные. Соединены друг с другом швами. Шов - это прочное неподвижное соединение костей.
Череп защищает головной мозг и органы чувств от различных повреждений.
В скелете головы человека различают два отдела: мозговой и лицевой. У человека в отличие от млекопитающих животных, лучше развит мозговой отдел. Это связано с увеличением головного мозга человека.
Мозговой отдел черепа состоит из лобной, затылочной, двух теменных и двух височных костей.
К лицевому отделу скелета относятся различные крупные и мелкие кости. Наиболее крупные - это скуловые и носовые кости, верхняя и нижняя челюсти.
Нижняя челюсть - единственная подвижная кость черепа. Подвижная нижняя челюсть позволяет человеку говорить, откусывать и пережёвывать пищу. На челюстях расположены ячейки для зубов.
На нижней части черепа находятся крупное и мелкие отверстия. Через большое отверстие головной мозг соединяется со спинным, а через мелкие отверстия в голову проходят кровеносные сосуды.
ВЫВОД: Скелет головы состоит из двух отделов: мозгового и лицевого. Кости черепа прочные, соединяются неподвижно. Череп защищает головной мозг от повреждений.
-
Из каких отделов состоит череп?
Череп состоит из мозгового и лицевого отделов.
-
Какие кости образуют скелет головы?
из лобной, затылочной, двух теменных и двух височных костей; скуловые, носовые, верхняя и нижняя челюсти.
-
Как соединяются между собой кости черепа?
соединены друг с другом швами.
-
Каково значение черепа?
защищает от различных повреждений
-
Какие из названных костей относятся к лицевому отделу черепа (носовые, лобные, теменные, височные, скуловые, затылочные, височные, челюстные)?
носовые, скуловые, челюстные.
-
Укажите, какая из перечисленных костей, является единственной подвижной костью черепа (носовая, лобная, теменная, височная, НИЖНЕЧЕЛЮСТНАЯ, затылочная, верхнечелюстная, скуловая).
нижнечелюстная
-
Каково значение подвижности нижней челюсти?
позволяет человеку говорить, откусывать и пережёвывать пищу.
3. Самостоятельная работа учащихся.
Работа с обобщающей таблицей, заранее выданной на листах..
Представление результатов работы в виде заполнения обобщающей таблицы "Скелет головы". Заполнение таблицы идет в форме беседы, в результате чего учащиеся учатся правильно отбирать и кратко излагать учебную информацию. Развивается умение интерпретировать текст в таблицу. Одновременно происходит взаимообучение между группами обобщение материала.
Таблица "Скелет головы".
Части черепа
Кости
Форма костей
Тип соединения костей
Сравнение с черепом шимпанзе
Мозговой череп
8
костей
Непарные:
Плоские кости
Неподвижное соединение-шов
больше
Парные:
Лицевой череп
15
костей
Непарные:
Плоские кости
Неподвижное соединение-шов и подвижное соединение нижнечелюстной кости
меньше
Парные:
4.Закрепление изученного материала.
Проверка правильности заполнения обобщающей таблицы
Преподаватель:
На доске фотография черепа и таблички с названиями костей черепа. Нужно сопоставить названия костей с их номерами.(слайд 25)
Подведение итогов.
ВЫВОД: Скелет головы состоит из двух отделов: мозгового и лицевого. Кости черепа прочные, соединяются неподвижно. Череп защищает головной мозг от повреждений.
Надеюсь, что тема урока не оставила вас равнодушными. Урок окончен.
Выставление оценок. За работу на уроке я вам ставлю… .
Организация домашнего задания:
Заполнить в тетради рисунок и обозначить кости черепа.
Приложение 1. Для работы на уроке.
Таблица "Скелет головы".
Части черепа
Кости
Форма костей
Тип соединения костей
Сравнение с черепом шимпанзе
Мозговой череп
?
Костей
Непарные:
Парные:
Лицевой череп
?
костей
Непарные:
Парные:
Приложение №2
Рисунок черепа (вид спереди) для выполнения домашнего задания.