Урок по биологии «Анатомия и физиология человека»

Открытый урок по «Анатомии и физиологии человека» для студентов отделения Дошкольное образование, Физическая культура, Сестринское дело. Цикл состоит из нескольких уроков. данный урок первый-ознакомительный.  Задачи урока: Образовательные: Научить учащихся узнавать и называть кости черепа человека, рассматривать строение скелета головы в развитии, отличать неподвижное соединение костей от суставов, выделять отличительные признаки черепа человека и шимпанзе, выделять характерные признаки плоских...
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Краевое государственное автономное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Добрянский гуманитарно - технологический техникум

им. П.И. Сюзева»


СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:

Зам. директора Директор КГАОУ СПО

____________О.О. Расторгуева «ДГТТ им. П.И. Сюзева»

«___»____________2013г. ____________Р.Г. Шилов

«___»____________2013г.


Урок по биологии «Анатомия и физиология человека»




МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА




Преподавателя дисциплин естественнонаучного цикла



Катаевой Елены Ивановны


Урок по биологии «Анатомия и физиология человека»



г. Добрянка, 2013


АННОТАЦИЯ


Методическая разработка учебного занятия по дисциплине «Анатомия» предназначена для проведения урока в группе обучающихся 1 курса (отделение СПО). Материал соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта.

Данный урок является составляющей частью раздела «Опорно-двигательный аппарат человека».

Используемые приемы и методы обучения способствуют повышению мотивации, в полной мере соответствуют требованиям современного урока. На уроке предусмотрены такие виды деятельности обучающихся, как практическая работа с текстом, работа с терминами, самостоятельная работа. Рациональное сочетание методов и приемов работы делает урок живым и нескучным, побуждая обучающихся к активному обучению.

В ходе урока студенты закрепляют опорные знания, развивают свои коммуникативные навыки, выполняют все виды деятельности на основе изученного. Все задания интересны, посильны и соответствуют поставленным целям.

Учебное занятие построено и в виде лекции, и в виде групповой работы обучающихся, так как сочетание этих приемов наилучшим образом способствует развитию коммуникативных навыков обучающихся.




девиз преподавателя «Не пожалеть трудов, не полениться - в цветок в конце концов колючка превратиться».


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА


Тема: Скелет головы.


Цель урока: дать представление о скелете головы, повторить и

закрепить знания о строении и составе костей.

Задачи урока:

Образовательные:

  • Научить учащихся узнавать и называть кости черепа человека, рассматривать строение скелета головы в развитии, отличать неподвижное соединение костей от суставов, выделять отличительные признаки черепа человека и шимпанзе, выделять характерные признаки плоских костей.

Развивающие:

  • развивать общеучебные умения (понимать и запоминать прочитанное, делать краткие записи, представление основных мыслей в виде схем, заполнение таблиц и др.);

  • Познакомить учащихся с разными видами учебной информации, научить анализировать текст, заполнять сводные таблицы. Развивать умение обобщать, классифицировать, систематизировать факты.

    • развивать коммуникационные умения (умение понятно, кратко, точно, вежливо излагать свои мысли, задавать вопросы и отвечать на них, слушать и сосредотачивать внимание).

  • Воспитательные:

    • воспитывать у учащихся культуру общения и труда в ходе беседы, просмотра презентации и анимационного фильма, выполнения заданий;

    • воспитывать критическую и объективную самооценку знаний.

Тип урока:

Лекция с использованием ИКТ.

Вид урока:

комбинированный с применением ИКТ (изучение и первичное закрепление знаний).

Метод урока:

лекция с элементами практического и творческого занятия.

Приемы преподавания:

Лекция, беседа, демонстрация мультимедийной презентации.

Принципы преподавания:

  • Дифференцированный подход;

  • Прочность усвоения знаний и умений;

  • Наглядность;

  • Доступность;

Межпредметные связи:

  • Биология;

  • Литература

Планируемый результат:

  • Учащиеся должны знать особенности строения скелета головы;

  • Знать функции костей черепа;

  • Знать значение костей черепа в жизни человека.

  • формирование элементов общих компетенций:

- ОК 2. Организовывать собственную деятельность исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

- ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

- ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

- ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

Оборудование:

  • раздаточный материал: папки с фотографиями черепа в различных проекциях для самостоятельной работы;

  • мультимедийный проектор с презентацией к уроку "Скелет головы";

  • таблица "Строение костей черепа человека".

Используемая литература:


  1. Галкина Е.А. "Классификации контрольных вопросов и заданий". "Биология в школе" №8, 2006 г.

  2. Л.В. Горелова, И.М. Таюрская. Анатомия в схемах и таблицах. Ростов н/Д: Феникс, 2006 г.

  3. Р.П.Самусев, В.Я. Липченко. Атлас анатомии человека. М. Изд-во Дом ОНИКС: Альянс-В. 2000 г. Стр. 67, 71, 74, 79, 84.

  4. М.Р. Сапин, Э.В. Швецов. Анатомия человека. Ростов-на-Дону. Феникс. 2004 г.

  5. Г.К. Селевко. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998.


Ход урока(время 40 минут):


№ п/п

Этапы занятия

Задачи этапа

Деятельность преподавателя

Деятельность учащихся

Компетенции, развиваемые на данном этапе

Результат

1.

Вводно-мотивационный этап

1. Ввод в тему учебного занятия.

2. Расширение целевого компонента.

1. Проверка готовности обучающихся к уроку.

2. Демонстрация мультимедийной презентации.

3. Беседа с обучающимися.

1. Участие обучающихся в беседе.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

  • Принятие познавательной цели

2.

Актуализация знаний обучающихся.

Повторение опорных знаний

1. Беседа с обучающимися.

2. Демонстрация мультимедийной презентации.

1. Участие обучающихся в беседе.

2. Обучающиеся отвечают на поставленные вопросы.


  • Понимание закономерности в расположении черепа человека.

3.

Формирование новых знаний

Знакомство со строением костей черепа человека.

1. Слово преподавателя о строении костей черепа человека. Его отделах и функциях этих отделов.

2. Демонстрация мультимедийной презентации.

3. Пояснение схем.

4. Организация деятельности обучающихся:

- работы с материалами папки с фотографиями черепа.

1. Внимательно слушают.

2. Осуществляют записи в рабочих тетрадях.

3. Заполняют таблицы по заданной форме.

4. Работают с папками фотографий черепа человека.

5. Озвучивают и поясняют свои ответы по поставленным вопросам.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 6.

Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

  • Понимание закономерности в расположении костей мозгового и лицевого отдела черепа. Закрепление знаний строения костей черепа на примере составления соотношения названия костей и их расположением

4.

Контролирующий этап

Определение степени усвоения материала.

Инструктирование обучающихся по работе над структурой и функцией костей черепа

1. Внимательно слушают задание.

2. Составляют соотношения.

3. Устно выступают, показывая результаты своей деятельности.


  • Демонстрация знаний первоначального уровня усвоения.

5.

Итоги учебного занятия

1. Рефлексия.

2.Информирование обучающихся о итогах учебного занятия.

Заключительное слово преподавателя об особенностях строения костей черепа

1. Активное слушание.

2. Участие в рефлексии.

Понимание и принятие особенностей строения костей черепа человека

КОНСПЕКТ УРОКА

1.Вводно-мотивационный этап

Создание проблемной ситуации преподавателем: "Какую тему мы будем изучать сегодня на уроке?".

Запись на доске: Шов.

Крыша.

Петушиный гребень.

Турецкое седло.

Родничок.

Учащиеся сами формулируют тему урока по ассоциативной записи на доске, что позволяет преподавателю быстро организовать внимание учащихся и включить их в деловой ритм и содержание урока. Пояснение темы, цели и задач урока.

Постановка цели и задач. Актуализация темы.

Какова же цель урока, исходя из его названия? (преподаватель помогает ее сформулировать, обобщая ответы учащихся, а также озвучивает задачи, стоящие перед обучающимися и преподавателем на уроке).

Преподаватель

Сегодня на уроке мы познакомимся со строением костей черепа человека, его отделами и функциями отделов и некоторых костей черепа.

(Идет обсуждение и определение значимости уяснения темы урока для каждого обучающегося)

2. Изучение нового материала:

- Прощупайте свою голову: что вы чувствуете под кожей головы?

- Под кожей головы находится череп - скелет головы. Кости черепа плоские, прочные. Соединены друг с другом швами. Шов - это прочное неподвижное соединение костей.

Череп защищает головной мозг и органы чувств от различных повреждений.

В скелете головы человека различают два отдела: мозговой и лицевой. У человека в отличие от млекопитающих животных, лучше развит мозговой отдел. Это связано с увеличением головного мозга человека.

Мозговой отдел черепа состоит из лобной, затылочной, двух теменных и двух височных костей.

К лицевому отделу скелета относятся различные крупные и мелкие кости. Наиболее крупные - это скуловые и носовые кости, верхняя и нижняя челюсти.

Нижняя челюсть - единственная подвижная кость черепа. Подвижная нижняя челюсть позволяет человеку говорить, откусывать и пережёвывать пищу. На челюстях расположены ячейки для зубов.

На нижней части черепа находятся крупное и мелкие отверстия. Через большое отверстие головной мозг соединяется со спинным, а через мелкие отверстия в голову проходят кровеносные сосуды.

ВЫВОД: Скелет головы состоит из двух отделов: мозгового и лицевого. Кости черепа прочные, соединяются неподвижно. Череп защищает головной мозг от повреждений.


  • Из каких отделов состоит череп?

Череп состоит из мозгового и лицевого отделов.


  • Какие кости образуют скелет головы?

из лобной, затылочной, двух теменных и двух височных костей; скуловые, носовые, верхняя и нижняя челюсти.


  • Как соединяются между собой кости черепа?

соединены друг с другом швами.


  • Каково значение черепа?

защищает от различных повреждений

  • Какие из названных костей относятся к лицевому отделу черепа (носовые, лобные, теменные, височные, скуловые, затылочные, височные, челюстные)?

носовые, скуловые, челюстные.


  • Укажите, какая из перечисленных костей, является единственной подвижной костью черепа (носовая, лобная, теменная, височная, НИЖНЕЧЕЛЮСТНАЯ, затылочная, верхнечелюстная, скуловая).

нижнечелюстная

  • Каково значение подвижности нижней челюсти?

позволяет человеку говорить, откусывать и пережёвывать пищу.

3. Самостоятельная работа учащихся.

Работа с обобщающей таблицей, заранее выданной на листах..

Представление результатов работы в виде заполнения обобщающей таблицы "Скелет головы". Заполнение таблицы идет в форме беседы, в результате чего учащиеся учатся правильно отбирать и кратко излагать учебную информацию. Развивается умение интерпретировать текст в таблицу. Одновременно происходит взаимообучение между группами обобщение материала.

Таблица "Скелет головы".

Части черепа

Кости

Форма костей

Тип соединения костей

Сравнение с черепом шимпанзе

Мозговой череп

8

костей

Непарные:

Плоские кости

Неподвижное соединение-шов

больше

Парные:

Лицевой череп

15

костей

Непарные:

Плоские кости

Неподвижное соединение-шов и подвижное соединение нижнечелюстной кости

меньше

Парные:

4.Закрепление изученного материала.

Проверка правильности заполнения обобщающей таблицы

Преподаватель:

На доске фотография черепа и таблички с названиями костей черепа. Нужно сопоставить названия костей с их номерами.(слайд 25)

Подведение итогов.

ВЫВОД: Скелет головы состоит из двух отделов: мозгового и лицевого. Кости черепа прочные, соединяются неподвижно. Череп защищает головной мозг от повреждений.

Надеюсь, что тема урока не оставила вас равнодушными. Урок окончен.

Выставление оценок. За работу на уроке я вам ставлю… .

Организация домашнего задания:

Заполнить в тетради рисунок и обозначить кости черепа.

Приложение 1. Для работы на уроке.

Таблица "Скелет головы".

Части черепа

Кости

Форма костей

Тип соединения костей

Сравнение с черепом шимпанзе

Мозговой череп

?

Костей

Непарные:


Парные:


Лицевой череп

?

костей

Непарные:



Парные:







Приложение №2

Рисунок черепа (вид спереди) для выполнения домашнего задания.

Урок по биологии «Анатомия и физиология человека»





© 2010-2022