- Преподавателю
- Биология
- Урок - практикум: 1 и 2 законы законы Менделя. Решение задач
Урок - практикум: 1 и 2 законы законы Менделя. Решение задач
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Очеретлова М.Д. |
Дата | 31.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Учитель биологии МБОУ СОШ № 2 с. КИзляр
Очеретлова Марьяна Дресовна
Урок-практикум по генетике
«1и2 законы Менделя. Решение задач»
Цель урока:
-продолжить формирование умений пользоваться генетической терминологией и символикой;
-применять знания о митозе, мейозе и оплодотворении для объяснения генетических закономерностей;
-отрабатывать умения решать задачи на моногибридное скрещивание.
Задачи:
- развивать познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности в процессе изучения биологии, путем применения метода решения генетических задач, имеющих место и роль в практической деятельности людей.
- воспитывать убежденность в возможности познания живой природы, необходимости уважения мнения оппонента при обсуждении биологических проблем
Тип урока: урок закрепления и развития знаний, умений и навыков.
Оборудование: тексты задач.
Ход урока.
-
Проверка теоретических знаний в форме беседы.
-
Что изучает генетика?
-
Дайте определение наследственности и изменчивости.
-
В чем особенности гибридологического метода?
-
Какие признаки называются доминантными и какие - рецессивными?
-
Какие гены называются аллельными?
-
Дайте объяснение таким понятиям, как гомозигота и гете- розигота.
-
В чем сущность 1 закона Менделя?
-
Каковы цитологические основы единообразия признаков у гибридов второго поколения?
-
В чём сущность 2 закона Менделя?
-
Каковы цитологические основы расщепления признаков у гибридов второго поколения?
-
В чем смысл закона чистоты гамет?
-
Отработка практических навыков решения задач . Задача№ 1. Гладкая окраска арбузов наследуется как рецессивный признак. Какое потомство получится от скрещивания двух гетерозиготных растений с плодами? Дано: а - гладкая окраска. Решение: А - полосатая окраска. Р: А a x Aa Р : Аa x Aa G: А а А а Найти: F1- ? F1: AA:Aa:Aa:aa Ответ: 75% - с полосатой окраской ; 25 % - с гладкой окраской. Задача№ 2. Найдите возможные варианты гамет для организмов со следующими генотипами: АА, Вв , Сс, ДД. Дано: Решение: Генотипы: 1) АА - гомозиготный организм, АА,Вв,Сс,ДД. образует 1 тип гамет: А. Найти : 2) Вв - гомозиготный организм, возможные варианты образует 2 типа гамет: В и в. гамет - ? 3) Сс - гомозиготный организм, . образует 2 типа гамет: С и с . . 4) ДД - гомозиготный организм, образует 1 тип гамет: Д. Ответ: 1) А,2) В,в; 3) С,с; 4) Д.
Задача№ 3.
Определите генотипы и фенотипы потомства от брака кареглазых гетерозиготных родителей.
Дано: Решение:
А - карие глаза Р: Аа Аа
ААААААААа - голубые глаза G: A a A a
Р: - А а? F1 AA : Aa: Aa :aa
- А а? 1:2:1- по генотипу
F1 - ? 3:1- по фенотипу
Ответ: 1АА : 2Аа: 1аа; 3 детей с карими глазами и один с голубыми глазами.
Задача№ 4.
При скрещивании гетерозиготных красноплодных томатов с желтоплодными получено 352 растения , имеющих красные плоды. Остальные растения имели желтые плоды. Определите , сколько растений имело жёлтую окраску?
Дано: Решение:
А - красноплодные Р: А a x аa
а - желтоплодные G: А а а
P : Аa x аa F1: Аа:аа
F1 - 352 красноплодных 50% - красноплодных растений.
Найти: F1 желтоплодных-? 50% - желтоплодных
Если красноплодных растений получено 352, то желтоплодных получено тоже 352 растения.
Ответ: 352 растения.
Задача№ 5. Умение человека владеть преимущественно правой рукой доминирует над умением владеть преимущественно левой рукой. Мужчина-правша, мать которого была левшой, женился на женщине-правше, имевшей трёх братьев и сестер, двое из которых левши. Определите возможные генотипы женщины и вероятность того, что дети ,родившиеся от этого брака, будут левшами. Дано: Решение: А- умение владеть 1) Генотип мужчины Аа, так как правой рукой в условии задачи сказано, что а- левой рукой он правша , а мать его была Р: - А ? левша. Аа-
Найти: 2)Генотип женщины может
генотипы женщины-? быть АА или Аа, так как она F1 левши - ? имела братьев и сестер - левшей. . Рассмотрим оба варианта: . Р: АА А а . G: А А а . . F1: АА : Аа . прав. прав. 100 % правшей . Р: Аа Аа
ААААААААG: A a A a
F1 AA Aa Aa aa 75% - правши
25%- левша
Ответ: если женщина гомозиготна , то вероятность рождения левшей будет 0,если гетерозиготна , то левшей родится 25%
Задача№ 6.
Миоплегия (периодические параличи) наследуется как доминантный признак. Определите вероятность рождения детей с аномалиями в семье, где отец гетерозиготен , а мать не страдает миоплегией.
Дано: Решение:
А- миоплегия Р: аа A a
а - здоровы G: а А а
Р: - А а Аа аа
-а а 50% детей будут страдать миоплегией
F1 с аномалией-? 50% детей будут здоровы.
Ответ: вероятность рождения детей с аномалиями составит 50%.
Задача№ 7.
Ген черной окраски тела крупного рогатого скота доминирует над геном красной окраски. Какое потомство можно ожидать от скрещивания: а) двух гетерозиготных особей? б) красного быка и гибридной коровы?
Дано: Решение:
А - черная окраска а) Р: А a x Аa
а - красная окраска G: А а А а
а)Аа Аа F1: AA:Aa:Aa:aa
б)Аа аа 75% - ч. телят
Найти: 25%- кр. телят
а) F1 - ? б) F1 - ? Р: А a x аa
G: A a a
F1: Аа:аа
50% черных телят
50% красных телят.
Ответ: а ) 75 % чёрных телят, 25 % красных телят; б) 50 % красных телят , 50% черных телят.
-
Итог урока
-
Домашнее задание: У томатов ген, определяющий красную окраску плодов, доминантен по отношению к гену желтой окраски. Полученный из гибридных семян 3021 куст томатов имел желтую окраску, а 9114 - красную. Вопрос: а) сколько гетерозиготных растений среди гибридов? б) относится ли данный признак ( окраска плодов ) к менделирующим?