Рабочая программа по биологии 10-11 классы

Раздел Биология
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Воздвиженская средняя общеобразовательная школа»

Кулундинского района Алтайского края


«ПРИНЯТО» «УТВЕРЖДАЮ»

Руководитель МО

естественно-математического цикла

____________________

Протокол № 1 от «24»августа 2015г.

Директор МБОУ «Воздвиженская средняя общеобразовательная школа»

__________________Шевченко З.В.

Приказ № от «27» августа 2015г.

Рабочая программа

среднего общего образования

по биологии 10-11 классах



Составитель: Шевченко Марина Анатольевна

учитель биологии


Воздвиженка - 2015

Пояснительная записка

Рабочая программа, составлена на основе:

Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утверждённого приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089, с изменениями, внесёнными приказами Министерства образования и науки РФ от 3 июня 2008 г. №164, от 31 августа 2009 г. №320, от 19 октября 2009 г. №427 и от 10 ноября 2011 г. №2643.

В соответствии с:

1. Программой по биологии 6-11 классов для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника/ - М.: Дрофа, 2011.

2. Федерального перечня учебников на 2014-2015 учебный год, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. №253.

3. Основной образовательной программой основного общего образования утверждённой приказом директора школы от 02.04.2015 г. № 2.

4. Годовым календарным графиком МБОУ Воздвиженская СОШ на 2015-2016 уч.год.

5. Учебного плана МБОУ Воздвиженская СОШ на 2015-2016 учебный год, утверждённого приказом директора школы от 27.08.2015 г. № *****

6. Положения о рабочей программе, утверждённого приказом директора школы от 27.05.2015 г. № 25.

Используемый учебник: А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. Биология. Общая биология. 10 - 11 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2014 г. .

Примерная и авторская программа предусматривает изучение биологии 10-11 класс в объеме 70 часов (65 учебных и 5 резервное время) , в том числе в 10 классе - 35 часов ( 1час в неделю), в 11 классе - 35 часов ( 1час в неделю). Согласно учебному плану МБОУ «Воздвиженская СОШ» 10 кл -35 рабочих недели, количество уроков 35, 11 класс-34 рабочие недели количество часов 34. В связи с этим, резервное время в авторской программе 5 часов, в рабочей используется в объеме 4 часа.

Рабочая программа 10 класс реализуется с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения.

Основными средствами реализации электронного обучения является автоматизированная система «Сетевой город. Образование» и система дистанционного обучения Moodle . В данных системах располагаются информационные, практические, контрольные и другие материалы, необходимые для осуществления обучения.

Цели и задачи: Изучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;

овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.

Формы. Методы и технологии. Формы: групповая, фронтальная и индивидуальная, парная работа. Методы: общедидактические (лекция, рассказ, беседа, работа с учебником, работа и др) и специфические для естественнонаучных дисциплин (эксперимент, опыт, наблюдение, лабораторная работа). Технологии: личностно-ориентированного обучения, направленного на перевод обучения на субъективную основу с установкой на саморазвитие личности, используется деятельностный , проблемного обучения, информационные технологии.

Формы организации образовательного процесса; Урок. Лабораторные и практические занятия. дистанционные занятия в режиме отложенного и реального времени. Экскурсии.

Виды и формы контроля; текущий: устный ответ, письменный ответ, фронтальный опрос, тест; тематический контроль.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен

знать /понимать

основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;

строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);

сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;

вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

биологическую терминологию и символику;

уметь

объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;

решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

описывать особей видов по морфологическому критерию;

выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;

анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;

оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;

оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

РАЗДЕЛ 1

Биология как наука. Методы научного познания (4часа) Тема 1.1. Краткая история развития биологии.

Методы исследования в биологии (2часа)

Объект изучения биологии - живая природа. Краткая история развития биологии.

Методы исследования в биологии. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира.

Тема 1.2. Сущность жизни и свойства живого. Уровни организации живой материи ( 2часа)

Сущность жизни и свойства живого. Уровни организации живой материи. Биологические системы. Методы познания живой природы. Демонстрация

Портреты ученых. Схемы: « Связь биологии с другими науками», « Система биологических наук», « Биологические системы», « Уровни организации живой природы», « Свойства живой материи», « Методы познания живой природы».

РАЗДЕЛ 2

Клетка (10 часов)

Тема 2.1. Методы цитологии. Клеточная теория (1час)

Развитие знаний о клетке ( Р.Гук, Р.Вирхов, К.Бэр, М. Шлейден и Т.Шванн). клеточная теория и ее основные положения. Роль клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира. Методы цитологии.

Тема 2.2. Химический состав клетки ( 4часа)

Химический состав клетки. Неорганические и органические вещества и их роль в клетке.

Тема 2.3. Строение клетки (3часа)

Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции; эукариотические и прокариотические клетки. Строение и функции хромосом.

Тема 2.4. Реализация наследственной информации в клетке (1час)

ДНК - носитель наследственной информации. Удвоение молекулы ДНК в клетке. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. Ген. Генетический код. Роль генов в биосинтезе белка.

Тема 2.5. Вирусы (1час)

Вирусы. Особенности строения и размножения. Значение в природе и жизни человека. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа.

Демонстрация Схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов и компьютерных программ: « Строение молекулы белка», « Строение молекулы ДНК», «Строение молекулы РНК», «строение клетки», « Строение клеток прокариот и эукариот», « Строение вируса», «Хромосомы»,

«Характеристика гена», «Удвоение молекулы ДНК»

  • Лабораторные и практические работы

Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание. Сравнение строения клеток растений и животных.

Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.

РАЗДЕЛ 3

Организм ( 19часов)

Тема 3.1. организм- единое целое. Многообразие живых организмов (1час)

Организм - единое целое. Многообразие организмов. Одноклеточные, многоклеточные и колониальные организмы.

Тема 3.2. Обмен веществ и превращения энергии- свойство живых организмов (2часа)

Обмен веществ и превращения энергии -свойство живых организмов. Особенности обмена веществ у растений, животных, бактерий.

Тема 3.3. Размножение (4часа)

Размножение- свойство организмов. Деление клетки - основа роста, развития и размножения организмов. Половое и бесполое размножение. Оплодотворение, его значение. Искусственное опыление у растений и оплодотворение у животных.

Тема 3.4. Индивидуальное развитие организма (онтогенез)(2часа)

Индивидуальное развитие организма ( онтогенез). Причины нарушений развития организмов. Индивидуальное развитие человека.

Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.

Тема 3.5. Наследственность и изменчивость (7часов)

Наследственность и изменчивость - свойства организмов. Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости.

Г.Мендель- основоположник генетики. Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования, установленные Г.Менделем. хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме.

Наследственная и ненаследственная изменчивость. Влияние мутагенов на организм человека. Значение генетики для медицины и селекции. Наследование признаков у человека. Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование. Наследованные болезни человека. Их причины и профилактика.

Тема 3.6. Генетика - теоретическая основа селекции. Селекция. Биотехнология (3часа)

Генетика - теоретическая основа селекции. Селекция. Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений.

Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор.

Биотехнология, ее достижения, перспективы развития. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека).

Демонстрация: Схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов и компьютерных программ: « Многообразие организмов», « Обмен веществ и превращения энергии в клетке», « Фотосинтез», « Деление клетки (митоз, мейоз )», « Способы бесполого размножения», « Половые клетки», « Оплодотворение у растений и животных», « Индивидуальное развитие организма», « Моногибридное скрещивание», « Перекрест хромосом»,

«Неполное доминирование», «Наследственные болезни человека», « Влияние алкоголизма, наркотиков, курение на наследственность»,

«Мутации», « Искусственный отбор»

  • Лабораторные и практические работы

Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства. Составление простейших схем скрещивания.

Решение элементарных генетических задач.

Выявления источников мутагенов в окружающей среде и оценка возможных последствий их влияние на организм. Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии.

РАЗДЕЛ 4

Вид (20 часов)

Тема 4.1. История эволюционных идей (4часа)

История эволюционных идей. Значение работ К.Линнея, учения Ж.Б.Ламарка, эволюционной теории Ч.Дарвина. роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира.

Тема 4.2. Современное эволюционное учение (9часов)

Вид, его критерии. Популяция - структурная единица вида, единица эволюции. Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Синтетическая теория эволюции. Результаты эволюции. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. Причины вымирания видов. Биологический прогресс и биологический регресс.

Тема 4.3. Происхождение жизни на Земле (3часа)

Гипотезы происхождения жизни. Отличительные признаки живого. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции.

Тема 4.4. Происхождение человека (4часа).

Гипотезы происхождения человека. Доказательства человека с млекопитающими животными. Эволюция человека. Происхождение человеческих рас.

Демонстрация: Схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов и компьютерных программ: « Критерии вида», « Популяция - структурная единица вида , единица вида», « Движущие силы эволюции», « Возникновение и многообразие приспособлений у организмов», « Образование новых видов в природе», « Эволюция растительного и животного мира», «Редкие и исчезающие виды», «Движущие силы антропогенеза», « Происхождение человека», « Происхождение человеческих рас».

  • лабораторные и практические работы

Описание особей вида по морфологическому критерию. Выявления изменчивости у особей одного вида.

Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни.

Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека»

Экскурсия « Многообразие видов. Сезонные изменения в природе (окрестности школы)»

РАЗДЕЛ 5

Экосистемный (11часов)

Тема 5.1. Экологические факторы (3часа)

Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Биологические ритмы. Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз.

Тема 5.2. Структура экосистем(4часа)

Видовая и пространственная структура экосистем. Видовая и пространственная структура экосистем. Причины устойчивости и смены экосистем. Искусственные сообщества - агроэкосистемы.

Тема 5.3. Биосфера - глобальная экосистема (2часа)

Биосфера - глобальная экосистема. Учение В.И.Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса. Биологический круговорот ( на примере круговорота углерода). Эволюция биосферы.

Тема5.4. Биосфера и человек (2часа)

Биосфера и человек. Глобальные экологические проблемы и пути их решения

Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде.

Демонстрация: Схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов и компьютерных программ: «Экологические факторы и их влияние на организмы», « Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз», «Ярусность растительного сообщества», «Пищевые цепи и сети», «Экологическая пирамида», «Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме», «Агроэкосистема», «Биосфера»,

«Глобальные экологические проблемы», «Биосфера и человек», «Заповедники и заказники России»

  • Лабораторные и практические работы

Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности» Составление схем передачи веществ и энергии ( цепей питания)

Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистемы своей местности». Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях(аквариум)»

Решение экологических задач»

Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения Экскурсия :

Естественные и искусственные экосистемы (окрестности школы)»

Резервное время распределено 1ч в 10 классе на повторение темы: Наследственность. Изменчивость и Генетика - теоретическая основа селекции.

2 ч в 11 классе на повторение тем: «Вид»и темы «Экосистемы»

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

10 - 11 классы 69ч/год ( 1 ч/нед.; 4ч - резервное время)

Название темы

Количество часов

Раздел 1. биология как наука. Методы научного познания

Тема 1.1. Краткая история развития биологии. Методы исследования в биологии. Тема 1.2. Сущность жизни и свойства живого. Уровни организации живой материи.


2

2



4

Раздел 2. Клетка

Тема 2.1. Методы цитологии. Клеточная теория. Тема 2.2. Химический состав клетки.

Тема 2.3. Строение клетки.

Тема 2.4. Реализация наследственной информации в клетке. Тема 2.5. Вирусы.


1

4

3

1

1






10

Раздел 3. Организм

Тема 3.1. Организм - единое целое. Многообразие живых организмов.

Тема 3.2. Обмен веществ и превращения энергии - свойство живых организмов. Тема 3.3. Размножение.

Тема 3.4. Индивидуальное развитие организма ( онтогенез). Тема 3.5. Наследственность и изменчивость.

Тема 3.6. Генетика - теоретическая основа селекции. Селекция. Биотехнология.


1

2

4

2

7

3







19

Раздел 4. Вид

Тема 4.1. История эволюционных идей.

Тема 4.2. Современное эволюционное учение. Тема 4.3. Происхождение жизни на Земле.

Тема 4.4. Происхождение человека.


4

9

3

4





20

Раздел 5. Экосистемы

Тема 5.1. Экологические факторы. Тема 5.2. Структура экосистем

Тема 5.3. Биосфера - глобальная экосистема Тема 5.4. Биосфера и человек

Итоговый урок 1


3

4

2

2

2





11

Итого

65 + 4

(резерв)

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ -

По курсу биология «Общая биология» 10 класс в объеме 35 часов.

Раздел Тема

Элементы содержания

Оборудование, демонстрации, интернет ресурсы

Конт роль знани й


Сроки

Раздел 1. Биология как наука. Методы научного познания. (4)

Тема 1.1. Краткая история развития биологии. Мет оды исследования в биологии. (2)


1

1

Объект изучения биологии - живая природа. Краткая история развития биологии.

Классическая биология. Эволюционная биология. Физико- химическая биология

Демонстрация: фотографий портретов ученых, схемы: «Связь биологии с другими науками»

1

2

Методы исследования биологии. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира.

Научный факт, метод. гипотеза, теория. Методы исследования.

теку щий

Тема 1.2. Сущность жизни и свойства живого. УОЖ материи. (2)


3

1

Сущность жизни и свойства живого

Жизнь, открытая система Репродукция. Саморегуляция. Раздражимость.

теку щий

4

2

Уровни организации живой матери. Биологические системы. Методы познания живой природы.

Молекулярный. Клеточный. Организменный. Популяционно- видовой, экосистемный, биосферный уровни.

Демонстрации: схемы Биологические системы, УОЖМ.

теку щий

Раздел 2. Клетка. (9) 1 в тему организм. Тема 2.1.Методы цитологии. Клеточная теория. (1)


5

1

Развитие знаний о клетке. Клеточная теория. Роль клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины

мира. Методы цитологии. Л. р№1« Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание».

Л. р№2 «Сравнение клеток растений и животных».

Р.Гук, Р.Вирхов, К.Бэр, М. Шлейден и Т.Шванн. Клеточная теория. Методы цитологии.

Лабор. оборуд-е. микроп-ты растительных и животных клеток

теку щий

Тема 2.2. Химический состав клетки. (4)


6

1

Химический состав клетки. Неорганические вещества и их роль в клетке.

Макро-микро- ультромикроэлементы

теку щий

7

2

Химический состав клетки. Органические вещества и их роль в клетке.

Моно, олиго, поли сахариды. Липиды. Воска, фосфолипиды.

Демонстрации: Углеводы, Липиды.

теку щий

8

3

Химический состав клетки. Органические вещества и их роль в клетке.

Строение и функции белков. Протеины, протеиды. Пептид

Демонстрация: Белки

теку щий

9

4

Химический состав клетки. Органические вещества и их роль в клетке.

Нуклеиновые кислоты. Нуклеотид.

Модель ДНК. Презентация

теку щий

Тема2.3. Строение клетки. (3)


10

1

Строение клетки. Строение и функции хромосом. Л.Р№3 «Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.»

Эндоцитоз, экзоцитоз, Хроматин, кариоплазма.

Лаб. оборуд. лук. Табл Строение клетки

теку щий

11

2

Органоиды клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции.

Рибосомы, клеточный центр, ЭПС, комплекс Гольджи,

Табл Строение клетки. презентация

теку щий

12

3

Эукариотические и прокариотические клетки

лизосомы, митохондрии, пластиды.

Табл Строение клетки.

теку щий

Тема 2.4. Вирусы. (1)


13

1

Вирусы- неклеточные формы жизни

Строение вируса. Капсид. Бактериофаги.

Демонстрация: строение вируса.

Темат контр

Раздел 3. Организм (19)+1 из темы клетка. Тема 3.1 Организм - единое целое.

Многообразие живых организмов. (1 )


14

1

Организм единое целое. Многообразие организмов. Одноклеточные, многоклеточные и колониальные формы.

Многообразие организмов. Одноклеточные, многоклеточные и колониальные формы.

Демонстрация одноклеточных, многоклеточных и


колониальных форм живых организмов.


Тема 3.2. Обмен веществ и превращение энергии - свойство живых организмов. (2) +1


15

1

Обмен веществ и превращение энергии - свойство живых организмов

Энергетический обмен в клетке. Фосфорилирование. Гликолиз

Демонстрация: Обмен веществ и превращение энергии»

теку щий

16

2

Особенности обмена веществ у растений, животных, бактерий.

Фотосинтез, фотосистемы. Хемосинтез

Демонстрация: Фотосинтез.

теку щий

17

3

ДНК - носитель наследственной информации. Удвоение ДНК в клетке. Значение постоянства числа хромосом в клетке. Ген. Генетический код. Роль генов в биосинтезе белка. (из темы клетка)

ДНК. Репликация. Генетический код, кодон, Биосинтез белка. транскрипция, трансляция.

Демонстрации: Строение молекулы ДНК. Удвоение молекулы ДНК

теку щий

Тема 3.3. Размножение (4)


18

1

Размножение - свойство организмов. Деление клетки - основа роста, развития и размножения организмов

Митотический цикл. Репликация. Кариокинез. Цитокинез. Митоз

Демонстрация: Деление клетки (митоз)

теку щий

19

2

Бесполое размножение

Спорообразование, фрагментация, вегетативное размножение, почкование

Демонстрация: способы бесполого размножения.

теку щий

20

3

Половое размножение.

Гаметы. Гермафродиты. Конъюгация, Копуляция.

Демонстрация: половые клетки

теку щий

21

4

Оплодотворение, его значение. Искусственное опыление у растений и оплодотворение у растений и оплодотворение у животных.

Гаметогенез. Мейоз. Оплодотворение. Двойное оплодотворение цветковых растений.

Демонстрация: деление клетки (мейоз)

теку щий

Тема3.4. Индивидуальное развитие организмов. (2)


22

1

Индивидуальное развитие организма. Онтогенез Л.Р.№4 Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательства их родства.

Онтогенез. Морула, бластула, гаструла, нейрула.

Демонстрации: табл. Индивидуальное развитие организма.

теку щий

23

2

Причины нарушений развития организмов.

Прямое и непрямое развитие.

теку

Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.

Причины нарушений развития организмов.

щий

Тема 3.5. Наследственность и изменчивость (7)


24

1

Наследственность и изменчивость - свойства организмов. Генетика- наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г. Мендель

- основоположник генетики. Генетическая терминология и символика. Лаб.Р №5.

Составление простейших схем скрещивания.

Наследственность. Изменчивость. Гибридологический метод.

Моногибридное скрещивание. Чистые линии

Демонстрации: Моногибридное скрещивание

25

2

Закономерности наследования, установленные Менделем.

Лаб.Р.№6 Решение элементарных генетических задач

Фенотип, генотип. Анализирующее скрещивание. Неполное доминирование. Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков.

Демонстрации: Анализирующее скрещивание.

Дигибридное скрещивание.

теку щий

26

3

Хромосомная теория наследственности

Закон Моргана. Кроссинговер. Генетические катры.

Демонстрации: Перекрест хромосом.

теку щий

27

4

Современные представления о гене и геноме.

Геном. Взаимодействие неаллельных генов. (комплементарное взаимодействие, эпистаз, полимерия) Цитоплазматическая наследственность..

Демонстрации: Сцепленное наследование. Сцепленное с полом наследование

теку щий

28

5

Ненаследственная изменчивость.

Изменчивость. Модификации. Норма реакции

Демонстрации: Модификационная изменчивость

29

6

Наследственная изменчивость. Влияние мутагенов на организм человека. Л.Р. №7 Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм.

Комбинативная и мутационная изменчивость. Мутагены.Виды мутаций.

Демонстрации: Мутации.

теку щий

30

7

Наследственные болезни человека.

Генные заболевания. Хромосомные

Демонстрации:

теку


болезни.

Сцепленное с полом наследование

щий

Тема 3.6. Генетика - теоретическая основа селекции. Селекция Биотехнология. (3)


31

Генетика - теоретическая основа селекции. Селекция. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений

Основные методы селекции и биотехнологии. Сорт, порода, штамм. Инбридинг. Аутбридинг. Гетерозис.

Демонстрации: Центры происхождения культурных растений

теку щий

32

Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор.

Основные методы селекции и биотехнологии. Сорт, порода, штамм. Инбридинг. Аутбридинг. Гетерозис.

Демонстрации: Искусственный отбор, гибридизация.

теку щий

33

Биотехнология, ее достижения, перспективы развития. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии. Л.Р.№8 Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии.

Биологические удобрения. Биогумус. Культура тканей. Экологически чистые виды топлива.

теку щий

34

Повторение и обобщение знаний по темам

«Наследственность и изменчивость», «Генетика

- теоретическая основа селекции. Селекция Биотехнология»

Темат ич контр

35

Итоговый урок. (1 из резервного времени)




КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ -

По курсу биология «Общая биология» 11 класс в объеме 34 ч.


Раздел. Тема

Элементы содержания

Оборудование. демонстрации интернет ресурсы

Контр оль знаний

Раздел 4 Вид (20)

Тема 4.1. История эволюционных идей. (4)

1

1

История развития эволюционных идей.

эволюция

Демонстрация : Портреты ученых

2

2

Значение работ К. Линнея, учения Ж.Б. Ламарка

Бинарная номенклатура, лестница существ

Портреты ученых

текущ ий

3

3

Значение эволюционной теории Ч.Дарвин.

Основные положения эволюционной теории Дарвина. Ее значение

текущ ий

4

4

Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира.

Гербарии культурных растений, иллюстрирующие результаты искусственного отбора

текущ ий

Тема 4.2.Современное эволюционное учение (9)

5

1

Вид, его критерии. Л.Р№1. « Описание особей вида по морфологическому критерию».

Критерии вида: морфологический, генетический, физиологический, экологический, географический, исторический.

Демонстрации: критерии вида.

текущ ий

6

2

Популяции- структурная единица вида, единица эволюции. Л.Р№2. Выявление изменчивости у особей одного вида»

Популяции. Взаимоотношения организмов в популяции.

Демонстрации: Популяции- структурная единица вида, единица эволюции.

текущ ий

7

3

Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Синтетическая теория эволюции.

Наследственность, изменчивость. Генетическое равновесие.

Направленные и ненаправленные

Демонстрация: движущие силы эволюции

текущ ий

изменения генофонда популяции

8

4

Движущие силы эволюции.

Борьба за существование. Формы борьбы за существование

текущ ий

9

5

Движущие силы эволюции. Л.Р №3 Выяление приспособлений у организмов к среде обитания.

Естественный отбор. Формы естественного отбора: стабилизирующий, движущий, дизруптивный. Полиморфизм.

текущ ий

10

6

Результаты эволюции

Видообразование. Аллопатрическое, симпатрическое и внезапное видообразование

Демонстрация: Образование новых видов в природе.

текущ ий

11

7

Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. Причины вымирания видов.

Многообразие видов, их сохранение. Причины вымирания видов.

Макроэволюция, переходные формы. Филогенетические ряды.

Демонстрация: Эволюция растительного мира»,

«Эволюция

животного мира»,

«Редкие и исчезающие виды»,

«Формы сохранности ископаемых

растений и

животных»

текущ ий

12

8

Биологический прогресс и биологический регресс.

Параллелизм, Ароморфоз, идеоадаптация, дегенерация. конвергенция, дивергенция

Табл Главные направления эволюции.

текущ ий

13

9

Экскурсия «Многообразие видов. Сезонные изменения в природе (окрестности школы)..


Тема 4.3. Происхождение жизни на Земле. (3)

14

1

Гипотезы происхождения жизни. Лаб Р

№4 Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни.

Креоционизм, панспермия. Самопроизвольное зарождение жизни

текущ ий

15

2

Отличительные признаки живого

Абиогенез Современные представления о происхождении жизни.

текущ ий

16

3

Усложнение живых организмов на Земле в

Основные этапы развития жизни на

текущ

процессе эволюции.

Земле

ий

Тема 4.4. Происхождение человека (4)

17

1

Гипотезы происхождения человека. Доказательства родства человека с млекопитающим животными.

Антропология. Рудименты , атавизмы

Презентация.

«Происхождение человека»

текущ ий

18

2

Эволюция человека.

Этапы становления человека. Австралопитеки, питекантропы, неандертальцы, кроманьонцы

Презентация . Модели бюсты древнего человека

текущ ий

19

3

Эволюция человека. Л.р №5Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека.

Движущие силы антропогенеза Социальные факторы антропогенеза.

Демонстрация.

«Движущие силы антропогенеза

текущ ий

20

4

Происхождение человеческих рас.

Раса, Расогенез, Расизм

«Происхож-е человеч-х рас Презентация. Бюсты представителей разных рас

текущ ий

21

Повторение темы: «Вид.» (1 урок из резервного времени)

Темат контр

Раздел 5. Экосистемы (11)


Тема 5.1. Экологические факторы (3)

22

1

Экологические факторы, их значение в жизни организмов.

Экология. Биотические, абиотические, антропогенные факторы среды

Демонстрация: Экологические факторы и их влияние на организмы

23

2

Биологические ритмы.

Биотические, абиотические, антропогенные факторы среды

текущ ий

24

3

Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз.

Нейтрализм, аменсализм, комменсализм, симбиоз, паразитизм, протокооперация,

Презентация» Межвидовые отношения»

текущ ий

Тема5.2. Структура экосистем (4)

25

1

Видовая и пространственная структура экосистем.

Структура сообщества. Видовая, морфологическая, трофическая структура.

Демонстрация таб

«Ярусность растительного сообщества»

текущ ий

26

2

Пищевые связи. Круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. Л.Р. №6 Составление схем передачи веществ и энергии

Пищевая сеть, пищевая цепь (пастбищная, детритная пищевая цепь)

текущи й

27

3

Причины устойчивости и смены экосистем. Л.Р. №7Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности

Сукцессия. (первичная, вторичная)

Табл. Смена растительных сообществ.

текущи й

28

4

Искусственные сообщества - агроэкосистемы. Экскурсия. Естественные и искусственные экосистемы (окрестности школы) Л.Р.№8Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности.

Антропогенные экосистемы

текущи й

Тема 5.3. Биосфера - глобальная экосистема.(2)

29

1

Биосфера - глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о биосфере

Биосфера. живое вещество, биогенное, биокосное вещество

текущи й

30

2

Роль живых организмов в биосфере. Биомасса. Биологический круговорот. Эволюция биосферы. Л.Р №9 Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях.

Роль процессов фотосинтеза и дыхания на биосферу.

Схемы круговоротов веществ и хим элементов.

текущи й

Тема 5.4. Биосфера и человек (2)

31

1

Билсфера и человек. Глобальные экологические проблемы и пути их решения.Антропогенное воздействие на биосферу. Л.Р. №10Решение экологических задач.

Человек и экологический кризис

Демонстрация видеофильма глобальная экология.

текущи й

32

Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде. Л.Р. №11 Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения

текущи й

33

Повторение тем: «Экосистемы.»

Тем к

34

Итоговый урок (заключение)



Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:

1. Печатные пособия.

Таблицы:

  1. Портреты ученых биологов

  2. Уровни организации живой природы

  3. Растения елового леса.

  4. Растения соснового леса.

  5. Растения широколиственного леса.

  6. Растения луга.

  7. Растения болот.

  8. Ярусность в растительном сообществе.

  9. Смена растительных сообществ.

  10. Биотехнология

  11. Генетика

  12. Схема строения клеток живых организмов

  13. Белки. Ферменты.

  14. Нуклеиновые кислоты.

  15. АТФ.

Модели.Бюсты: питекантропа, австралопитека, неандертальца, кроманьонца, представителя азиатско-американской расы, представителя евразийской расы. представителя экваториальной расы. Бюст шимпанзе

2. Экранно - звуковые пособия:

Видеофильмы:

1.Глобальная экология:

Часть 1. «Обращайтесь осторожно»

1. Исчезающая Земля. Глоток свежего воздуха. Дерево. Черное море

Часть 2. «Шанс на спасение»

А.Спасение озонового слоя Б. Что такое парниковый эффект В.Биоразнообразие-шанс на спасение

Часть 3. «Будущее в гармонии»

А.Климат- проблема будущего Б.Наш будущий мир

2.Экологические системы:

А.Экологические системы и их охрана Б.Природная среда. Состояние и контроль

3.Природные сообщества:

1. Сообщества. 2. Влияние человека на природные сообщества

4.Экологический альманах:

1. «Азбука Земли». 2. «Тайна заветных трав» 3.«Давайте думать вместе» 4.«Мы все в ответе»

3. Технические средства обучения

1. Видеомагнитофон. 2 Компьютер мультимедийный. 3Мультимедийный проектор. 4Телевизор. 5.Экран проекционный

4. Учебно - практическое и учебно - лабораторное оборудование

Приборы, приспособления:

  1. Комплект посуды и принадлежностей для проведения лабораторных работ

  2. Лупы ручные

  3. Микроскопы школьные

6. Натуральные объекты

Гербарии, иллюстрирующие морфологические, экологические особенности разных групп растений Гербарии культурных растений, иллюстрирующие результаты искусственного отбора Микропрепараты:

1. Набор микропрепаратов по общей биологии (базовый)

Интернет-ресурсы: bio.1september.ru. bio.nature.ru edios.ru. km.ru/educftion











© 2010-2022