- Преподавателю
- Биология
- Методические разработки по самостоятельной работе студентов
Методические разработки по самостоятельной работе студентов
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Лыхман В.А. |
Дата | 13.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОСТОВСКОЙ ОБАЛСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«РОСТОВСКИЙ-НА-ДОНУ АВТОДОРОЖНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
ОУДБ.08 БИОЛОГИЯ
Методические рекомендации
по самостоятельной работе студентов
21.02.08 Прикладная геодезия (базовая подготовка).
Ростов-на-Дону 2015
СОГЛАСОВАНО цикловой комиссией математических и естественнонаучных дисциплин
протокол № 1 от «01» сентября 2015 г.
Председатель цикловой комиссии:
____________ / Е.В. Гайдай
ОУДБ.08 Биология: Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов. - Ростов-на-Дону, 2015. - с.13 на основе рабочей программы ОУДБ.08 Биология разработаны с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, (Приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413).
В содержание Методических рекомендаций включены рекомендации по выполнению заданий по самостоятельной работе студентов согласно темам учебных занятий с указанием информационных источников.
В качестве приложений приводятся правила и приёмы выполнения различных видов самостоятельной учебной работы, следование которым будет способствовать качественному освоению знаний и умений, общих компетенций, необходимых для успешной деятельности.
Составитель:
Лыхман В.А.
преподаватель ГБПОУ РО
«Ростовский-на-Дону автодорожный колледж»
Рецензент:
Тычинская Н.Л.
преподаватель ГБПОУ РО
«Ростовский-на-Дону автодорожный колледж»
© Методический отдел
ГБПОУ РО
«Ростовский-на-Дону автодорожный колледж»
ОГЛАВЛЕНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Предлагаемые задания по дисциплине «Биология» рассчитаны для самостоятельнойработы студентов.
Целью внеаудиторной самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине «Биология» является:
- углубление знаний и расширение представлений о науке;
- развитиеестественно-научного мышления;
- развитие активной познавательной деятельности;
- формирование навыков самостоятельной работы при методическом руководстве преподавателя, но без его прямого участия;
- развитие умения оформлять итоги работы над биологической информацией в виде плана, тезисов, реферата и т.п.;
- развитие интереса к биологии.
Самостоятельное выполнение учащимися заданий способствует развитию умения анализировать и обобщать изучаемые факты, формулировать выводы и подтверждать их примерами, сравнивать исторические явления.
Задания можно условно разделить на проверочно-тренировочные и творческо-поисковые. К первой группе относятся задания, требующие воспроизведения учебного материала; вторая группа заданий предполагает самостоятельное преобразование знаний. Самостоятельное преобразование знаний может заключаться: а) в отборе необходимого материала; б) в изменении структуры и логики изложения по сравнению с источниками информации; в) в использовании новой формы воспроизведения; г) в объединении содержания нескольких источников;
Самостоятельная работа является неотъемлемой частью образовательного процесса и представляет собой вид учебной деятельности, выступающий в качестве основы самообразования, стимулирующий активность, самостоятельность, познавательный интерес студентов.
Целью самостоятельной работы студентов является подготовка современного компетентного специалиста и формирование у студентов способностей и навыков к непрерывному самообразованию и профессиональному совершенствованию.
Достижение цели обеспечивается решением следующих задач:
- углубление, систематизация и закрепление освоенных умений и знаний;
- освоение общих компетенций;
- развитие познавательных способностей и активности, творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
- формирование самостоятельности мышления, способности к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
- развитие исследовательских умений.
- закрепление знаний и умений, полученных на лекциях по отдельным темам программы учебной дисциплины;
-
развитие самостоятельности мышления и творческих способностей;
-
развитие потребности в самосовершенствовании личности и росте профессионального мастерства.
Внеаудиторная самостоятельная работа студента основана на рациональной самодеятельности и предполагает его сознательную активность и инициативу. Она выполняет важнейшую воспитательную функцию - формирует самостоятельность и ответственность, которые играют существенную роль в структуре личности современного специалиста.
Основными видами внеаудиторной самостоятельной работы студента по учебной дисциплине «Биология» являются:
-
изучение рекомендуемой литературы;
-
устные сообщения, реферирование;
-
подготовка к аудиторным практическим занятиям и контрольным работам.
-
самопроверка достигнутых результатов (тест)
Работа студента оценивается комплексной оценкой.Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы студентов являются:
-
Уровень усвоения студентом учебного материала.
-
Умение студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач.
-
Творческий подход.
-
Своевременность выполнения работы, в соответствии с графиком.
Затраты времени на самостоятельное выполнение студентами конкретного вида учебного задания определяется эмпирически на основании:
- наблюдений за выполнением студентами аудиторной самостоятельной работы;
- опроса студентов о затратах времени на то или иное задание;
- хронометража собственных затрат на решение той или иной задачи с внесением поправочного коэффициента с учетом уровня подготовки студентов.
Работа студента за выполнение заданий оценивается комплексной оценкой в процессе учебных занятий в балльной системе.
Общими критериями оценки результатов самостоятельной работы студентов являются:
- уровень усвоения студентом учебного материала (полнота, осознанность, системность);
- умение студента использовать теоретические знания при выполнении проблемно-познавательных заданий;
- умение работать с различными информационными источниками;
- самостоятельность и творческий подход;
- своевременность выполнения видов самостоятельной работы.
ГРАФИК САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ (ВНЕАУДИТОРНОЙ) РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
№
п/п
Название раздела, темы
Сроки
выполнения
Форма контроля
1
2
3
4
1.
Введение
1 неделя
реферат
Раздел 1 «Учение о клетке»
2.
Тема 1.1 Химическая организация клетки
2 неделя
реферат
3.
Тема 1.2 Структура и функции клетки
3 неделя
Реферат
4.
Тема 1.3 Обмен веществ и превращение энергии в клетке
4 неделя
Реферат
5
Тема 1.4 Жизненный цикл клетки
5 неделя
Реферат
Раздел 2 «Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов»
6.
Тема 2.1Формы размножения организмов
4 неделя-
Реферат
7.
Тема 2.2 Индивидуальное развитие человека
5 неделя
Реферат
Раздел 3 «Основы генетики и селекции»
8.
Тема 3.1 Основные понятия генетики.
8 неделя
Реферат
Раздел 4 «Происхождение и развитие жизни на Земле»
9.
Тема 4.1 Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле
10 неделя-
Реферат
10.
Тема 4.2 История развития эволюционных идей
11 неделя
Реферат
11
Тема 4.3 Микроэволюция и макроэволюция.
Раздел 5 ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА
12.
Тема 5.1 Антропогенез
12 неделя
Реферат
Раздел 6 «ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ»
13.
Тема 6.1 Экология - наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой
19 неделя
Реферат
14.
Тема 6.2 Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики
20 неделя
Реферат
15.
Итоговое зачетное занятие.
СОДЕРЖАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
№
п/п
Название раздела, темы
Задание
Литература
1
2
3
4
1.
Введение
Подготовка рефератов по данной теме
-
Билич Г.Л., Крыжановский В.А.//Биология. Полный курс.//Анатомия. Т.1 Учебник//2011//ИД «Оникс»
-
Билич Г.Л., Крыжановский В.А.//Биология. Полный курс.//Ботаника Т.2 Учебник2011//ИД «Оникс»
-
Билич Г.Л., Крыжановский В.А.//Биология. Полный курс. Зоология.//Т.3 Учебник 2011 ИД «Оникс»
Раздел 1 «Учение о клетке»
2.
Тема 1.1 Химическая организация клетки
Подготовка рефератов по данной теме
-
Билич Г.Л., Крыжановский В.А.//Биология. Полный курс.//Анатомия. Т.1 Учебник//2011//ИД «Оникс»
-
Билич Г.Л., Крыжановский В.А.//Биология. Полный курс.//Ботаника Т.2 Учебник2011//ИД «Оникс»
-
Билич Г.Л., Крыжановский В.А.//Биология. Полный курс. Зоология.//Т.3 Учебник 2011 ИД «Оникс»
3.
Тема 1.2 Структура и функции клетки
Подготовка рефератов по данной теме
-
Билич Г.Л., Крыжановский В.А.//Биология. Полный курс.//Анатомия. Т.1 Учебник//2011//ИД «Оникс»
-
Билич Г.Л., Крыжановский В.А.//Биология. Полный курс.//Ботаника Т.2 Учебник2011//ИД «Оникс»
-
Билич Г.Л., Крыжановский В.А.//Биология. Полный курс. Зоология.//Т.3 Учебник 2011 ИД «Оникс»
4.
Тема 1.3 Обмен веществ и превращение энергии в клетке
Подготовка рефератов по данной теме
-
Билич Г.Л., Крыжановский В.А.//Биология. Полный курс.//Анатомия. Т.1 Учебник//2011//ИД «Оникс»
-
Билич Г.Л., Крыжановский В.А.//Биология. Полный курс.//Ботаника Т.2 Учебник2011//ИД «Оникс»
-
Билич Г.Л., Крыжановский В.А.//Биология. Полный курс. Зоология.//Т.3 Учебник 2011 ИД «Оникс»
5
Тема 1.4 Жизненный цикл клетки
Подготовка рефератов по данной теме
-
Билич Г.Л., Крыжановский В.А.//Биология. Полный курс.//Анатомия. Т.1 Учебник//2011//ИД «Оникс»
-
Билич Г.Л., Крыжановский В.А.//Биология. Полный курс.//Ботаника Т.2 Учебник2011//ИД «Оникс»
-
Билич Г.Л., Крыжановский В.А.//Биология. Полный курс. Зоология.//Т.3 Учебник 2011 ИД «Оникс»
Раздел 2 «Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов»
6.
Тема 2.1Формы размножения организмов
Подготовка рефератов по данной теме
-
Билич Г.Л., Крыжановский В.А.//Биология. Полный курс.//Анатомия. Т.1 Учебник//2011//ИД «Оникс»
-
Билич Г.Л., Крыжановский В.А.//Биология. Полный курс.//Ботаника Т.2 Учебник2011//ИД «Оникс»
-
Билич Г.Л., Крыжановский В.А.//Биология. Полный курс. Зоология.//Т.3 Учебник 2011 ИД «Оникс»
7.
Тема 2.2 Индивидуальное развитие человека
Подготовка рефератов по данной теме
-
Билич Г.Л., Крыжановский В.А.//Биология. Полный курс.//Анатомия. Т.1 Учебник//2011//ИД «Оникс»
-
Билич Г.Л., Крыжановский В.А.//Биология. Полный курс.//Ботаника Т.2 Учебник2011//ИД «Оникс»
-
Билич Г.Л., Крыжановский В.А.//Биология. Полный курс. Зоология.//Т.3 Учебник 2011 ИД «Оникс»
Раздел 3 «Основы генетики и селекции»
8.
Тема 3.1 Основные понятия генетики.
Подготовка рефератов по данной теме
-
Билич Г.Л., Крыжановский В.А.//Биология. Полный курс.//Анатомия. Т.1 Учебник//2011//ИД «Оникс»
-
Билич Г.Л., Крыжановский В.А.//Биология. Полный курс.//Ботаника Т.2 Учебник2011//ИД «Оникс»
-
Билич Г.Л., Крыжановский В.А.//Биология. Полный курс. Зоология.//Т.3 Учебник 2011 ИД «Оникс»
Раздел 4 «Происхождение и развитие жизни на Земле»
9.
Тема 4.1 Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле
Подготовка рефератов по данной теме
-
Билич Г.Л., Крыжановский В.А.//Биология. Полный курс.//Анатомия. Т.1 Учебник//2011//ИД «Оникс»
-
Билич Г.Л., Крыжановский В.А.//Биология. Полный курс.//Ботаника Т.2 Учебник2011//ИД «Оникс»
-
Билич Г.Л., Крыжановский В.А.//Биология. Полный курс. Зоология.//Т.3 Учебник 2011 ИД «Оникс»
10.
Тема 4.2 История развития эволюционных идей
Подготовка рефератов по данной теме
-
Билич Г.Л., Крыжановский В.А.//Биология. Полный курс.//Анатомия. Т.1 Учебник//2011//ИД «Оникс»
-
Билич Г.Л., Крыжановский В.А.//Биология. Полный курс.//Ботаника Т.2 Учебник2011//ИД «Оникс»
-
Билич Г.Л., Крыжановский В.А.//Биология. Полный курс. Зоология.//Т.3 Учебник 2011 ИД «Оникс»
11
Тема 4.3 Микроэволюция и макроэволюция.
Подготовка рефератов по данной теме
-
Билич Г.Л., Крыжановский В.А.//Биология. Полный курс.//Анатомия. Т.1 Учебник//2011//ИД «Оникс»
-
Билич Г.Л., Крыжановский В.А.//Биология. Полный курс.//Ботаника Т.2 Учебник2011//ИД «Оникс»
-
Билич Г.Л., Крыжановский В.А.//Биология. Полный курс. Зоология.//Т.3 Учебник 2011 ИД «Оникс»
Раздел 5 ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА
12.
Тема 5.1 Антропогенез
Подготовка рефератов по данной теме
-
Билич Г.Л., Крыжановский В.А.//Биология. Полный курс.//Анатомия. Т.1 Учебник//2011//ИД «Оникс»
-
Билич Г.Л., Крыжановский В.А.//Биология. Полный курс.//Ботаника Т.2 Учебник2011//ИД «Оникс»
-
Билич Г.Л., Крыжановский В.А.//Биология. Полный курс. Зоология.//Т.3 Учебник 2011 ИД «Оникс»
Раздел 6 «ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ»
13.
Тема 6.1 Экология - наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой
Подготовка рефератов по данной теме
-
Билич Г.Л., Крыжановский В.А.//Биология. Полный курс.//Анатомия. Т.1 Учебник//2011//ИД «Оникс»
-
Билич Г.Л., Крыжановский В.А.//Биология. Полный курс.//Ботаника Т.2 Учебник2011//ИД «Оникс»
-
Билич Г.Л., Крыжановский В.А.//Биология. Полный курс. Зоология.//Т.3 Учебник 2011 ИД «Оникс»
Раздел 7 «Бионика»
14.
Тема 7.1 Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики
Подготовка рефератов по данной теме
-
Билич Г.Л., Крыжановский В.А.//Биология. Полный курс.//Анатомия. Т.1 Учебник//2011//ИД «Оникс»
-
Билич Г.Л., Крыжановский В.А.//Биология. Полный курс.//Ботаника Т.2 Учебник2011//ИД «Оникс»
-
Билич Г.Л., Крыжановский В.А.//Биология. Полный курс. Зоология.//Т.3 Учебник 2011 ИД «Оникс»
15.
Итоговое зачетное занятие.
САМОПРОВЕРКА (ТЕСТЫ)
Указания обучающимсяпо выполнению теста:
Тест состоит из 10 тестовых заданий:в 1,7,8 один правильный ответ, во2,3,4,5,6,9,10 несколько правильных ответов.
-
Кто из перечисленных ученых создал учение о биосфере?
А) Владимир Николаевич Сукачев;
Б) Владимир Иванович Вернадский;
В) Карл Линней;
Г) Николай Алексеевич Северцов.
-
Клетка, в которой нет оформленного ядра, принадлежит:
А) Бактерии;
Б) Растению;
В) Грибу;
Г) Животному.
-
Раздел ботаники, изучающий 1 - мхи, 2 - водоросли,
А) Бриология;
Б) Лихенология;
В) Птеридология;
Г) Альгология
-
Образование органических веществ из неорганических происходит в процессе:
А) Дыхания;
Б) Передвижения веществ;
В) Фотосинтеза;
Г) поглощения веществ из почвы.
-
Основная функция митохондрий:
А) Синтез ДНК;
Б) Синтез АТФ;
В) Синтез углеродов.
-
Наиболее распространенными элементами в клетках живых организмов являются:
А) Кислород, углерод, азот, водород;
Б) Азот, водород, кислород, сера;
В) Углерод, фосфор, водород, кислород.
-
Какую роль играют бактерии в круговороте веществ в природе?
-
По каким признакам царство грибов отличается от царства растений.
-
Основным структурным и функциональным элементом организма человека является: Расположить в порядке возрастания данные образования.
А) Орган;
Б) Клетка;
В) Ткань.
-
Кто из перечисленных ученых предложил термин «экология» и дал определение этой науке? Кто оформил эволюционную теорию? Кто внес вклад в развитие селекции? Кто первый ввел понятие вида?
А) Жан Батист Ламарк;
Б) Чарльз Дарвин;
В) Эрнст Геккель;
Г) Климент Аркадьевич Тимирязев.
-
Номер вопроса
Правильный ответ
1.
б
2.
А в
3.
1-б 3-в
4.
А в г
5.
Б в
6.
в
7.
-
Бактерии продуценты - производят органические вещества из неорганических.
-
Бактерии редуценты - разлагают органические остатки до минеральных солей и воды.
8.
-
Грибы не способны к фотосинтезу.
-
Клеточная стенка грибов содержит хитин.
9.
Б в а
10.
в б г а
-
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Памятка: как работать с текстом
-
Понимать, как построен текст
-
Отобрать важное, основное
-
Ведение записей: это зависит от особенностей мышления.
План - перечисление основных событий, вопросов
Процесс составления плана: чтение, деление на части, краткое наименование
каждой части.
Простой план - выделение и наименование главных частей.
В сложном плане главные части делятся на дополнительные части. Сложный план полнее раскрывает построение текста.
Тезисы - изложение основных идей, содержащихся в тексте, в виде последовательных пунктов.
Конспект - это тезисы в расширенном виде, дополненные цитатами, цифрами, таблицами, схемами.
Приступая к конспекту необходимо записать ФИО автора, название книги, год и место издания.
Правила конспектирования
-
Название тем выделять ярким цветом.
-
Подзаголовки подчёркивать ярким цветом.
-
Оставлять свободные поля для записи даты конспектирования, заметок учителя и последующей проработки конспекта.
-
Весь текст разделять на абзацы. В каждом абзаце должна заключаться отдельная мысль. Абзац начинается с «красной» строки. Между абзацами оставлять чистую строку.
-
В каждом абзаце выделяется главное (ключевое) слово, отражающее данную мысль.
-
В конце конспекта сделать обобщение (вывод), начиная словами «таким образом» или «итак».
-
В тетради недопустимы посторонние записи, рисунки, наклейки и т.д., не относящиеся к изучаемому предмету.
Правила написания реферата
Реферат - это письменная работа, направленная на изложение сущности какого-либо вопроса. Подготовка к выполнению реферата предполагает самостоятельный анализ исторических источников и литературы по выбранной теме.
Требования к оформлению реферата:
-
Титульный лист, на котором указываются название темы, имя автора и научного руководителя, название образовательного учреждения.
-
Оглавление с указанием всех разделов и страниц, на которых они находятся.
-
Собственно текст (основное содержание), разбитый на главы.
-
Список литературы.
-
Приложения (схемы, иллюстрации, таблицы, карты и т.д.), если они есть.
Требования к основному содержанию:
-
В реферате обязательно должно быть Введение, в котором
-
чётко сформулирована проблема;
-
объяснена важность (актуальность) темы в изучении истории в целом;
-
дана краткая характеристика источников информации по теме и кратко изложены позиции исследователей по этой теме;
-
Формулировка проблем, подбор и изложение фактов, последовательность их изложения должны соответствовать логике темы. Все главы должны быть логически связаны между собой.
-
На все цитаты, статистические данные обязательно должны быть оформлены ссылки.
-
В реферате обязательно должно быть Заключение, в котором, кроме общих итогов и выводов, присутствует и личное мнение автора реферата по данной проблеме.
-
Реферат должен соответствовать нормам русского языка. Если цитируется какой-либо автор, то цитата нужно приводить дословно, с соблюдением авторской орфографии.
Памятка-алгоритм по формированию (развитию) умения доказывать
-
Доказательство состоит из аргумента (довода), рассуждения, вывода.
Проанализируй задание, проясни, что требуется доказать.
-
Определи вывод, который будешь доказывать.
-
Определи источники, какими будешь пользоваться для аргументации своих выводов.
-
Выведи существенные факты, подтверждающие твой вывод, и систематизируй их.
-
Все ли аргументы исчерпаны?
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Тест для самопроверки
Тест - это инструмент оценивания освоенных студентами знаний и умений, состоящий из системы тестовых заданий, стандартизованной процедуры проведения, обработки и анализа результатов.
Традиционный тест содержит список вопросов (тестовых заданий) и различные варианты ответов. Каждый вопрос оценивается в определенное количество баллов. Результат теста зависит от количества вопросов, на которые был дан правильный ответ.
Самостоятельно выполните тестовые задания. Сравните с эталоном.