Методические разработки по самостоятельной работе студентов

Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Методические разработки по самостоятельной работе студентов.МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОСТОВСКОЙ ОБАЛСТИ


ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«РОСТОВСКИЙ-НА-ДОНУ АВТОДОРОЖНЫЙ КОЛЛЕДЖ»








ОУДБ.08 БИОЛОГИЯ


Методические рекомендации

по самостоятельной работе студентов

21.02.08 Прикладная геодезия (базовая подготовка).
















Ростов-на-Дону 2015

СОГЛАСОВАНО цикловой комиссией математических и естественнонаучных дисциплин

протокол № 1 от «01» сентября 2015 г.

Председатель цикловой комиссии:

____________ / Е.В. Гайдай

ОУДБ.08 Биология: Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов. - Ростов-на-Дону, 2015. - с.13 на основе рабочей программы ОУДБ.08 Биология разработаны с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, (Приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413).

В содержание Методических рекомендаций включены рекомендации по выполнению заданий по самостоятельной работе студентов согласно темам учебных занятий с указанием информационных источников.

В качестве приложений приводятся правила и приёмы выполнения различных видов самостоятельной учебной работы, следование которым будет способствовать качественному освоению знаний и умений, общих компетенций, необходимых для успешной деятельности.

Составитель:

Лыхман В.А.

преподаватель ГБПОУ РО

«Ростовский-на-Дону автодорожный колледж»

Рецензент:

Тычинская Н.Л.

преподаватель ГБПОУ РО

«Ростовский-на-Дону автодорожный колледж»






© Методический отдел

ГБПОУ РО

«Ростовский-на-Дону автодорожный колледж»



ОГЛАВЛЕНИЕ












ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Предлагаемые задания по дисциплине «Биология» рассчитаны для самостоятельнойработы студентов.

Целью внеаудиторной самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине «Биология» является:

- углубление знаний и расширение представлений о науке;

- развитиеестественно-научного мышления;

- развитие активной познавательной деятельности;

- формирование навыков самостоятельной работы при методическом руководстве преподавателя, но без его прямого участия;

- развитие умения оформлять итоги работы над биологической информацией в виде плана, тезисов, реферата и т.п.;

- развитие интереса к биологии.

Самостоятельное выполнение учащимися заданий способствует развитию умения анализировать и обобщать изучаемые факты, формулировать выводы и подтверждать их примерами, сравнивать исторические явления.

Задания можно условно разделить на проверочно-тренировочные и творческо-поисковые. К первой группе относятся задания, требующие воспроизведения учебного материала; вторая группа заданий предполагает самостоятельное преобразование знаний. Самостоятельное преобразование знаний может заключаться: а) в отборе необходимого материала; б) в изменении структуры и логики изложения по сравнению с источниками информации; в) в использовании новой формы воспроизведения; г) в объединении содержания нескольких источников;

Самостоятельная работа является неотъемлемой частью образовательного процесса и представляет собой вид учебной деятельности, выступающий в качестве основы самообразования, стимулирующий активность, самостоятельность, познавательный интерес студентов.

Целью самостоятельной работы студентов является подготовка современного компетентного специалиста и формирование у студентов способностей и навыков к непрерывному самообразованию и профессиональному совершенствованию.

Достижение цели обеспечивается решением следующих задач:

- углубление, систематизация и закрепление освоенных умений и знаний;

- освоение общих компетенций;

- развитие познавательных способностей и активности, творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

- формирование самостоятельности мышления, способности к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;

- развитие исследовательских умений.

- закрепление знаний и умений, полученных на лекциях по отдельным темам программы учебной дисциплины;

  • развитие самостоятельности мышления и творческих способностей;

  • развитие потребности в самосовершенствовании личности и росте профессионального мастерства.

Внеаудиторная самостоятельная работа студента основана на рациональной самодеятельности и предполагает его сознательную активность и инициативу. Она выполняет важнейшую воспитательную функцию - формирует самостоятельность и ответственность, которые играют существенную роль в структуре личности современного специалиста.

Основными видами внеаудиторной самостоятельной работы студента по учебной дисциплине «Биология» являются:

  • изучение рекомендуемой литературы;

  • устные сообщения, реферирование;

  • подготовка к аудиторным практическим занятиям и контрольным работам.

  • самопроверка достигнутых результатов (тест)

Работа студента оценивается комплексной оценкой.Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы студентов являются:

  1. Уровень усвоения студентом учебного материала.

  2. Умение студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач.

  3. Творческий подход.

  4. Своевременность выполнения работы, в соответствии с графиком.

Затраты времени на самостоятельное выполнение студентами конкретного вида учебного задания определяется эмпирически на основании:

- наблюдений за выполнением студентами аудиторной самостоятельной работы;

- опроса студентов о затратах времени на то или иное задание;

- хронометража собственных затрат на решение той или иной задачи с внесением поправочного коэффициента с учетом уровня подготовки студентов.

Работа студента за выполнение заданий оценивается комплексной оценкой в процессе учебных занятий в балльной системе.

Общими критериями оценки результатов самостоятельной работы студентов являются:

- уровень усвоения студентом учебного материала (полнота, осознанность, системность);

- умение студента использовать теоретические знания при выполнении проблемно-познавательных заданий;

- умение работать с различными информационными источниками;

- самостоятельность и творческий подход;

- своевременность выполнения видов самостоятельной работы.


ГРАФИК САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ (ВНЕАУДИТОРНОЙ) РАБОТЫ СТУДЕНТОВ


п/п

Название раздела, темы

Сроки

выполнения

Форма контроля

1

2

3

4

1.

Введение

1 неделя

реферат

Раздел 1 «Учение о клетке»

2.

Тема 1.1 Химическая организация клетки

2 неделя

реферат

3.

Тема 1.2 Структура и функции клетки

3 неделя

Реферат

4.

Тема 1.3 Обмен веществ и превращение энергии в клетке

4 неделя

Реферат

5

Тема 1.4 Жизненный цикл клетки

5 неделя

Реферат

Раздел 2 «Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов»

6.

Тема 2.1Формы размножения организмов

4 неделя-


Реферат

7.

Тема 2.2 Индивидуальное развитие человека

5 неделя

Реферат

Раздел 3 «Основы генетики и селекции»

8.

Тема 3.1 Основные понятия генетики.

8 неделя


Реферат


Раздел 4 «Происхождение и развитие жизни на Земле»

9.

Тема 4.1 Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле

10 неделя-


Реферат

10.

Тема 4.2 История развития эволюционных идей

11 неделя

Реферат

11

Тема 4.3 Микроэволюция и макроэволюция.


Раздел 5 ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА

12.

Тема 5.1 Антропогенез

12 неделя

Реферат


Раздел 6 «ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ»

13.

Тема 6.1 Экология - наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой

19 неделя

Реферат

14.

Тема 6.2 Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики

20 неделя

Реферат


15.

Итоговое зачетное занятие.




СОДЕРЖАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ


п/п

Название раздела, темы

Задание

Литература

1

2

3

4

1.

Введение

Подготовка рефератов по данной теме

  • Билич Г.Л., Крыжановский В.А.//Биология. Полный курс.//Анатомия. Т.1 Учебник//2011//ИД «Оникс»

  • Билич Г.Л., Крыжановский В.А.//Биология. Полный курс.//Ботаника Т.2 Учебник2011//ИД «Оникс»

  • Билич Г.Л., Крыжановский В.А.//Биология. Полный курс. Зоология.//Т.3 Учебник 2011 ИД «Оникс»

Раздел 1 «Учение о клетке»

2.

Тема 1.1 Химическая организация клетки

Подготовка рефератов по данной теме

  • Билич Г.Л., Крыжановский В.А.//Биология. Полный курс.//Анатомия. Т.1 Учебник//2011//ИД «Оникс»

  • Билич Г.Л., Крыжановский В.А.//Биология. Полный курс.//Ботаника Т.2 Учебник2011//ИД «Оникс»

  • Билич Г.Л., Крыжановский В.А.//Биология. Полный курс. Зоология.//Т.3 Учебник 2011 ИД «Оникс»

3.

Тема 1.2 Структура и функции клетки

Подготовка рефератов по данной теме

  • Билич Г.Л., Крыжановский В.А.//Биология. Полный курс.//Анатомия. Т.1 Учебник//2011//ИД «Оникс»

  • Билич Г.Л., Крыжановский В.А.//Биология. Полный курс.//Ботаника Т.2 Учебник2011//ИД «Оникс»

  • Билич Г.Л., Крыжановский В.А.//Биология. Полный курс. Зоология.//Т.3 Учебник 2011 ИД «Оникс»

4.

Тема 1.3 Обмен веществ и превращение энергии в клетке

Подготовка рефератов по данной теме

  • Билич Г.Л., Крыжановский В.А.//Биология. Полный курс.//Анатомия. Т.1 Учебник//2011//ИД «Оникс»

  • Билич Г.Л., Крыжановский В.А.//Биология. Полный курс.//Ботаника Т.2 Учебник2011//ИД «Оникс»

  • Билич Г.Л., Крыжановский В.А.//Биология. Полный курс. Зоология.//Т.3 Учебник 2011 ИД «Оникс»

5

Тема 1.4 Жизненный цикл клетки

Подготовка рефератов по данной теме

  • Билич Г.Л., Крыжановский В.А.//Биология. Полный курс.//Анатомия. Т.1 Учебник//2011//ИД «Оникс»

  • Билич Г.Л., Крыжановский В.А.//Биология. Полный курс.//Ботаника Т.2 Учебник2011//ИД «Оникс»

  • Билич Г.Л., Крыжановский В.А.//Биология. Полный курс. Зоология.//Т.3 Учебник 2011 ИД «Оникс»

Раздел 2 «Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов»

6.

Тема 2.1Формы размножения организмов

Подготовка рефератов по данной теме

  • Билич Г.Л., Крыжановский В.А.//Биология. Полный курс.//Анатомия. Т.1 Учебник//2011//ИД «Оникс»

  • Билич Г.Л., Крыжановский В.А.//Биология. Полный курс.//Ботаника Т.2 Учебник2011//ИД «Оникс»

  • Билич Г.Л., Крыжановский В.А.//Биология. Полный курс. Зоология.//Т.3 Учебник 2011 ИД «Оникс»

7.

Тема 2.2 Индивидуальное развитие человека

Подготовка рефератов по данной теме

  • Билич Г.Л., Крыжановский В.А.//Биология. Полный курс.//Анатомия. Т.1 Учебник//2011//ИД «Оникс»

  • Билич Г.Л., Крыжановский В.А.//Биология. Полный курс.//Ботаника Т.2 Учебник2011//ИД «Оникс»

  • Билич Г.Л., Крыжановский В.А.//Биология. Полный курс. Зоология.//Т.3 Учебник 2011 ИД «Оникс»

Раздел 3 «Основы генетики и селекции»

8.

Тема 3.1 Основные понятия генетики.

Подготовка рефератов по данной теме

  • Билич Г.Л., Крыжановский В.А.//Биология. Полный курс.//Анатомия. Т.1 Учебник//2011//ИД «Оникс»

  • Билич Г.Л., Крыжановский В.А.//Биология. Полный курс.//Ботаника Т.2 Учебник2011//ИД «Оникс»

  • Билич Г.Л., Крыжановский В.А.//Биология. Полный курс. Зоология.//Т.3 Учебник 2011 ИД «Оникс»


Раздел 4 «Происхождение и развитие жизни на Земле»

9.

Тема 4.1 Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле

Подготовка рефератов по данной теме

  • Билич Г.Л., Крыжановский В.А.//Биология. Полный курс.//Анатомия. Т.1 Учебник//2011//ИД «Оникс»

  • Билич Г.Л., Крыжановский В.А.//Биология. Полный курс.//Ботаника Т.2 Учебник2011//ИД «Оникс»

  • Билич Г.Л., Крыжановский В.А.//Биология. Полный курс. Зоология.//Т.3 Учебник 2011 ИД «Оникс»

10.

Тема 4.2 История развития эволюционных идей

Подготовка рефератов по данной теме

  • Билич Г.Л., Крыжановский В.А.//Биология. Полный курс.//Анатомия. Т.1 Учебник//2011//ИД «Оникс»

  • Билич Г.Л., Крыжановский В.А.//Биология. Полный курс.//Ботаника Т.2 Учебник2011//ИД «Оникс»

  • Билич Г.Л., Крыжановский В.А.//Биология. Полный курс. Зоология.//Т.3 Учебник 2011 ИД «Оникс»

11

Тема 4.3 Микроэволюция и макроэволюция.

Подготовка рефератов по данной теме

  • Билич Г.Л., Крыжановский В.А.//Биология. Полный курс.//Анатомия. Т.1 Учебник//2011//ИД «Оникс»

  • Билич Г.Л., Крыжановский В.А.//Биология. Полный курс.//Ботаника Т.2 Учебник2011//ИД «Оникс»

  • Билич Г.Л., Крыжановский В.А.//Биология. Полный курс. Зоология.//Т.3 Учебник 2011 ИД «Оникс»

Раздел 5 ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА

12.

Тема 5.1 Антропогенез

Подготовка рефератов по данной теме

  • Билич Г.Л., Крыжановский В.А.//Биология. Полный курс.//Анатомия. Т.1 Учебник//2011//ИД «Оникс»

  • Билич Г.Л., Крыжановский В.А.//Биология. Полный курс.//Ботаника Т.2 Учебник2011//ИД «Оникс»

  • Билич Г.Л., Крыжановский В.А.//Биология. Полный курс. Зоология.//Т.3 Учебник 2011 ИД «Оникс»

Раздел 6 «ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ»

13.

Тема 6.1 Экология - наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой

Подготовка рефератов по данной теме

  • Билич Г.Л., Крыжановский В.А.//Биология. Полный курс.//Анатомия. Т.1 Учебник//2011//ИД «Оникс»

  • Билич Г.Л., Крыжановский В.А.//Биология. Полный курс.//Ботаника Т.2 Учебник2011//ИД «Оникс»

  • Билич Г.Л., Крыжановский В.А.//Биология. Полный курс. Зоология.//Т.3 Учебник 2011 ИД «Оникс»

Раздел 7 «Бионика»



14.

Тема 7.1 Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики

Подготовка рефератов по данной теме

  • Билич Г.Л., Крыжановский В.А.//Биология. Полный курс.//Анатомия. Т.1 Учебник//2011//ИД «Оникс»

  • Билич Г.Л., Крыжановский В.А.//Биология. Полный курс.//Ботаника Т.2 Учебник2011//ИД «Оникс»

  • Билич Г.Л., Крыжановский В.А.//Биология. Полный курс. Зоология.//Т.3 Учебник 2011 ИД «Оникс»


15.

Итоговое зачетное занятие.




САМОПРОВЕРКА (ТЕСТЫ)


Указания обучающимсяпо выполнению теста:

Тест состоит из 10 тестовых заданий:в 1,7,8 один правильный ответ, во2,3,4,5,6,9,10 несколько правильных ответов.

  1. Кто из перечисленных ученых создал учение о биосфере?

А) Владимир Николаевич Сукачев;

Б) Владимир Иванович Вернадский;

В) Карл Линней;

Г) Николай Алексеевич Северцов.


  1. Клетка, в которой нет оформленного ядра, принадлежит:

А) Бактерии;

Б) Растению;

В) Грибу;

Г) Животному.


  1. Раздел ботаники, изучающий 1 - мхи, 2 - водоросли,

А) Бриология;

Б) Лихенология;

В) Птеридология;

Г) Альгология


  1. Образование органических веществ из неорганических происходит в процессе:

А) Дыхания;

Б) Передвижения веществ;

В) Фотосинтеза;

Г) поглощения веществ из почвы.


  1. Основная функция митохондрий:

А) Синтез ДНК;

Б) Синтез АТФ;

В) Синтез углеродов.


  1. Наиболее распространенными элементами в клетках живых организмов являются:

А) Кислород, углерод, азот, водород;

Б) Азот, водород, кислород, сера;

В) Углерод, фосфор, водород, кислород.


  1. Какую роль играют бактерии в круговороте веществ в природе?

  2. По каким признакам царство грибов отличается от царства растений.


  1. Основным структурным и функциональным элементом организма человека является: Расположить в порядке возрастания данные образования.

А) Орган;

Б) Клетка;

В) Ткань.


  1. Кто из перечисленных ученых предложил термин «экология» и дал определение этой науке? Кто оформил эволюционную теорию? Кто внес вклад в развитие селекции? Кто первый ввел понятие вида?

А) Жан Батист Ламарк;

Б) Чарльз Дарвин;

В) Эрнст Геккель;

Г) Климент Аркадьевич Тимирязев.



Номер вопроса

Правильный ответ

1.

б

2.

А в

3.

1-б 3-в

4.

А в г

5.

Б в

6.

в

7.

  • Бактерии продуценты - производят органические вещества из неорганических.

  • Бактерии редуценты - разлагают органические остатки до минеральных солей и воды.

8.

  • Грибы не способны к фотосинтезу.

  • Клеточная стенка грибов содержит хитин.

9.

Б в а

10.

в б г а




ПРИЛОЖЕНИЕ А


Памятка: как работать с текстом

  1. Понимать, как построен текст

  2. Отобрать важное, основное

  3. Ведение записей: это зависит от особенностей мышления.

План - перечисление основных событий, вопросов

Процесс составления плана: чтение, деление на части, краткое наименование

каждой части.

Простой план - выделение и наименование главных частей.

В сложном плане главные части делятся на дополнительные части. Сложный план полнее раскрывает построение текста.

Тезисы - изложение основных идей, содержащихся в тексте, в виде последовательных пунктов.

Конспект - это тезисы в расширенном виде, дополненные цитатами, цифрами, таблицами, схемами.

Приступая к конспекту необходимо записать ФИО автора, название книги, год и место издания.

Правила конспектирования

  1. Название тем выделять ярким цветом.

  2. Подзаголовки подчёркивать ярким цветом.

  3. Оставлять свободные поля для записи даты конспектирования, заметок учителя и последующей проработки конспекта.

  4. Весь текст разделять на абзацы. В каждом абзаце должна заключаться отдельная мысль. Абзац начинается с «красной» строки. Между абзацами оставлять чистую строку.

  5. В каждом абзаце выделяется главное (ключевое) слово, отражающее данную мысль.

  6. В конце конспекта сделать обобщение (вывод), начиная словами «таким образом» или «итак».

  7. В тетради недопустимы посторонние записи, рисунки, наклейки и т.д., не относящиеся к изучаемому предмету.

Правила написания реферата

Реферат - это письменная работа, направленная на изложение сущности какого-либо вопроса. Подготовка к выполнению реферата предполагает самостоятельный анализ исторических источников и литературы по выбранной теме.

Требования к оформлению реферата:

  1. Титульный лист, на котором указываются название темы, имя автора и научного руководителя, название образовательного учреждения.

  2. Оглавление с указанием всех разделов и страниц, на которых они находятся.

  3. Собственно текст (основное содержание), разбитый на главы.

  4. Список литературы.

  5. Приложения (схемы, иллюстрации, таблицы, карты и т.д.), если они есть.

Требования к основному содержанию:

  1. В реферате обязательно должно быть Введение, в котором

  • чётко сформулирована проблема;

  • объяснена важность (актуальность) темы в изучении истории в целом;

  • дана краткая характеристика источников информации по теме и кратко изложены позиции исследователей по этой теме;

  1. Формулировка проблем, подбор и изложение фактов, последовательность их изложения должны соответствовать логике темы. Все главы должны быть логически связаны между собой.

  2. На все цитаты, статистические данные обязательно должны быть оформлены ссылки.

  3. В реферате обязательно должно быть Заключение, в котором, кроме общих итогов и выводов, присутствует и личное мнение автора реферата по данной проблеме.

  4. Реферат должен соответствовать нормам русского языка. Если цитируется какой-либо автор, то цитата нужно приводить дословно, с соблюдением авторской орфографии.

Памятка-алгоритм по формированию (развитию) умения доказывать

  1. Доказательство состоит из аргумента (довода), рассуждения, вывода.

Проанализируй задание, проясни, что требуется доказать.

  1. Определи вывод, который будешь доказывать.

  2. Определи источники, какими будешь пользоваться для аргументации своих выводов.

  3. Выведи существенные факты, подтверждающие твой вывод, и систематизируй их.

  4. Все ли аргументы исчерпаны?


ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Тест для самопроверки

Тест - это инструмент оценивания освоенных студентами знаний и умений, состоящий из системы тестовых заданий, стандартизованной процедуры проведения, обработки и анализа результатов.

Традиционный тест содержит список вопросов (тестовых заданий) и различные варианты ответов. Каждый вопрос оценивается в определенное количество баллов. Результат теста зависит от количества вопросов, на которые был дан правильный ответ.

Самостоятельно выполните тестовые задания. Сравните с эталоном.



© 2010-2022