- Преподавателю
- Биология
- Проект урока Лишайники - комплексные симбиотические организмы (7 класс)
Проект урока Лишайники - комплексные симбиотические организмы (7 класс)
Раздел | Биология |
Класс | 7 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Лопатина Т.П. |
Дата | 25.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Проект урока биологии по теме: «Лишайники - комплексные симбиотические организмы»
УМК: 1. Программа: Биология. Предметная линия учебников «Линия жизни». Авторы: В.В. Пасечник, С.В. Суматохин, Г.С. Калинова, Г.Г.
Швецов, З.Г. Гапонюк. - М, Просвещение, 2011.
2.Учебник: В.В. Пасечник, С.В Суматохин, Г.С. Калинова. Биология. 7 класс.- М, Просвещение, 2011.
Предмет
Биология
Класс
7
Тема урока
«Лишайники - комплексные симбиотические организмы»
Цели урока
Предметная
Метапредметная
Личностная
Изучить особенности строения и жизнедеятельности лишайников; познакомиться с их многообразием;
оценить экологическую роль лишайников.
Формировать умения и навыки выделять главное, сравнивать, анализировать, формулировать выводы.
Формировать интеллектуальные и коммуникативные умения.
Задачи урока:
Обучающие
Развивающие
Воспитательные
Рассмотреть особенности строения лишайников как комплексных симбиотических организмов; выделить характерные признаки этих организмов; познакомиться с особенностями питания, размножения лишайников; определить роль лишайников в природе и в жизни человека.
Развивать умения учащихся работать с учебником, раздаточным материалом.
Учить выделять главное, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
Формировать ответственное отношение к природе, эмоционально-ценностное отношение к миру.
Планируемые образовательные результаты
Предметные
Метапредметные
Личностные
Выделение существенных признаков строения и жизнедеятельности лишайников. Объяснение роли лишайников в природе и жизни человека.
-Умение анализировать биологическую информацию;
-умение работать с понятийным аппаратом; -умение использовать речевые средства для представления результата;
-умение выполнять учебное задание по алгоритму действий;
-Формирование ответственного отношения к учению, формирование интеллектуальных и коммуникативных умений;
-Развитие экологического сознания; признание ценности жизни во всех ее проявлениях.
Решаемые учебные проблемы
Развитие у учащихся навыков самостоятельности и саморазвития.
Тип урока
Урок получения нового знания
Основное содержание учебного материа-ла
- Особенности строения и жизнедеятельности лишайников.
- Лишайники - комплексные симбиотические организмы.
- Разнообразие и распространение лишайников.
- Роль лишайников в природе.
- Лишайники - индикаторы степени загрязнения окружающей среды.
- Значение лишайников в жизни человека.
- Охрана лишайников.
Виды используемых на уроке средств ИКТ
Компьютер, ММП, компьютерная презентация по теме урока, коллекции лишайников.
Оборудование
Таблица «Лишайники», раздаточный материал: коллекции лишайников.
Структура урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1. Организационный момент
Приветствует учащихся, настраивает на работу, проверяет их готовность к уроку
Приветствуют учителя.
Настраиваются на получение нового знания.
2.Актуализация.
Целеполагание.
Мотивация.
Демонстрирует слайд 2 презентации и предлагает учащимся загадку:
- И на ели иногда вырастает борода.
Спрашивает, догадались ли учащиеся, о каких организмах пойдет речь на уроке.
Учитель уточняет тему урока и демонстрирует слайд 1.
Предлагает учащимся вспомнить и назвать то, что им известно о лишайниках.
Просит учащихся сформулировать цели урока.
Актуализируют свой жизненный опыт.
Ребята формулируют тему урока и записывают ее в тетрадь.
Вспоминают информацию о лишайниках.
Выдвигают гипотезы по формулировке цели урока: узнать строение; выяснить, как размножаются; узнать значение лишайников.
3.Изучение нового материала.
-Наука, изучающая лишайники называется лихенологией, а ученые - лихенологами. Сегодня у нас есть возможность соприкоснуться с трудом ученого-лихенолога.
Учитель предлагает учащимся класса объединиться в 4 группы:
1.Морфологи.
2.Физиологи.
3.Систематики.
4.Экологи.
Каждая группа получает свой «Маршрутный лист», в котором будет оформлять отчет о своей работе.
На работу отводится 10 минут.
Каждая группа выполняет задания, предложенные в «Маршрутных листах» урока, и готовит отчет о проделанной работе, заранее определив, кто будет выступать. Ученики используют для работы текст учебника (с.28-31), коллекции лишайников.
4. Осмысление. Интеллектуально-преобразовательная деятельность.
Организует представление полученных результатов - отчет групп о своей работе.
Уточняет, дополняет выступающих, поправляет речь учащихся (при необходимости), следит за работой каждого и напоминает о необходимости заполнения буклета.
Ученики по группам отчитываются о своей работе, отвечают на вопросы, представляют коллекции лишайников. Их одноклассники слушают, заполняют буклеты и задают возникающие у них вопросы.
5. Рефлексия.
-Что вы узнали нового?
-Что показалось интересным?
-Испытывали ли трудности во время работы?
Соотносят полученные результаты с поставленной целью. Оценивают свои учебные достижения.
Хочу похвалить себя за……………
Испытываю трудности при…………………..
Могу справиться с трудностями, если………
6. Домашнее задание.
Задания на выбор:
1.Подготовить сообщения о лишайниках: «Лихеноиндикация»; «Использование лишайников в пищу».
2.Ответьте на вопрос: Какой способ питания автотрофный или гетеротрофный характерен для лишайников? Ответ обоснуйте.
3. Составьте кроссворд «Лишайники» (10-12 слов).
Записывают задания.
Приложение 1.
Маршрутные листы.
Группа №1. Морфологи.
Прочитайте текст учебника на с.28-29, рассмотрите коллекции лишайников и рисунок 16 на с.29. Ответьте на вопросы:
-
Как выглядят лишайники?
-
Каковы особенности их строения?
-
Заполните пропуски приведенного ниже текста:
Целостная живая система - лишайник - это симбиоз двух организмов:_____________________и_____________________________.
Размеры лишайников:________________________________________________________________________________.
Окраска лишайников________________________________________________________________________________.
Тело лишайника состоит из_________________________________________________________________________________________________.
Рисунок «Строение слоевища лишайника».
Группа №2. Физиологи.
Прочитайте текст учебника на с.29. Ответьте на вопросы:
-
Как питается лишайник?
-
Как размножаются лишайники?
-
В чем проявляется взаимосвязь гриба и водоросли в организме лишайника?
-
Заполните пропуски приведенного ниже текста:
Грибные гифы обеспечивают водоросль и все слоевище_________________________________________________________________________.
Гриб получает от водоросли______________________________________________________________________.
Размножаются лишайники чаще всего______________________________, но могут размножаться и___________________________________.
Группа №3. Систематики.
Прочитайте текст учебника на с.29 и рассмотрите коллекции лишайников. Ответьте на вопросы:
-
Почему лишайники выделяют в особую группу организмов?
-
Какие бывают лишайники?
-
Заполните таблицу:
Талломы (слоевища) лишайников бывают трех форм:
Накипные
Листоватые
Леканора съедобная («манна небесная»)
Группа №4. Экологи.
Прочитайте текст учебника на с.30. Ответьте на вопросы:
-
Какова роль лишайников в природе?
-
Как человек использует лишайники?
-
Почему существует проблема сохранения лишайников?
-
Заполните пропуски приведенного ниже текста:
Лишайники распространены________________________________________________________________________________________________.
Лишайники способны выдерживать_________________________________________________________________________________________.
Лишайники подготавливают ____________________для растений.
Лишайники являются кормом для_________________________________________.
Лишайники не выносят_____________________________, поэтому их используют для определения___________________________________.
Приложение 2.
Буклет «Записки лихенолога»
-
Целостная живая система - лишайник - это симбиоз двух организмов: ________________________и____________________________.
-
Рисунок «Строение слоевища лишайника»:
-
Грибные гифы обеспечивают водоросль и все слоевище__________________________________________________________________.
-
Гриб получает от водоросли______________________________________________________________________.
-
Размножаются лишайники чаще всего________________________, но могут размножаться и___________________________________.
-
Лишайники бывают: 1.____________________________, 2_______________________________ и 3.______________________________.
-
Лишайники распространены_____________________________________________________________________________________.
-
Лишайники подготавливают _______________________для растений.
-
Лишайники являются кормом для_____________________________________________________.
-
Лишайники не выносят__________________________________, поэтому их используют для определения________________________
__________________________________________________________________________________________________________________
-
Отгадайте загадку:
Гриб и водоросль дружили.
Вместе ели, вместе пили.
Чтобы он и дальше рос,
Очень важен …………
9