Проект урока Лишайники - комплексные симбиотические организмы (7 класс)

Урок по программе "Биология. Линия жизни" ( авторы программы: В.В.Пасечник, С.В. Суматохин, Г.С. Калинова). Урок в форме ролевой игры по исследованию лишайников. Учащиеся объединяются в 4 группы ( морфологи, физиологи, систематики, экологи), которые изучают лишайники по их коллекциям, тексту учебников и дополнительной информации. Результаты исследований они записывают или зарисовывают в "Маршрутный лист".   Затем группы представляют результаты своих исследований. Соотносят полученные результаты ...
Раздел Биология
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проект урока биологии по теме: «Лишайники - комплексные симбиотические организмы»

УМК: 1. Программа: Биология. Предметная линия учебников «Линия жизни». Авторы: В.В. Пасечник, С.В. Суматохин, Г.С. Калинова, Г.Г.

Швецов, З.Г. Гапонюк. - М, Просвещение, 2011.

2.Учебник: В.В. Пасечник, С.В Суматохин, Г.С. Калинова. Биология. 7 класс.- М, Просвещение, 2011.

Предмет

Биология

Класс

7

Тема урока

«Лишайники - комплексные симбиотические организмы»



Цели урока

Предметная

Метапредметная

Личностная

Изучить особенности строения и жизнедеятельности лишайников; познакомиться с их многообразием;

оценить экологическую роль лишайников.

Формировать умения и навыки выделять главное, сравнивать, анализировать, формулировать выводы.

Формировать интеллектуальные и коммуникативные умения.



Задачи урока:

Обучающие

Развивающие

Воспитательные

Рассмотреть особенности строения лишайников как комплексных симбиотических организмов; выделить характерные признаки этих организмов; познакомиться с особенностями питания, размножения лишайников; определить роль лишайников в природе и в жизни человека.

Развивать умения учащихся работать с учебником, раздаточным материалом.

Учить выделять главное, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

Формировать ответственное отношение к природе, эмоционально-ценностное отношение к миру.



Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Выделение существенных признаков строения и жизнедеятельности лишайников. Объяснение роли лишайников в природе и жизни человека.

-Умение анализировать биологическую информацию;

-умение работать с понятийным аппаратом; -умение использовать речевые средства для представления результата;

-умение выполнять учебное задание по алгоритму действий;

-Формирование ответственного отношения к учению, формирование интеллектуальных и коммуникативных умений;

-Развитие экологического сознания; признание ценности жизни во всех ее проявлениях.

Решаемые учебные проблемы

Развитие у учащихся навыков самостоятельности и саморазвития.

Тип урока

Урок получения нового знания

Основное содержание учебного материа-ла

- Особенности строения и жизнедеятельности лишайников.

- Лишайники - комплексные симбиотические организмы.

- Разнообразие и распространение лишайников.

- Роль лишайников в природе.

- Лишайники - индикаторы степени загрязнения окружающей среды.

- Значение лишайников в жизни человека.

- Охрана лишайников.

Виды используемых на уроке средств ИКТ

Компьютер, ММП, компьютерная презентация по теме урока, коллекции лишайников.

Оборудование

Таблица «Лишайники», раздаточный материал: коллекции лишайников.

Структура урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент

Приветствует учащихся, настраивает на работу, проверяет их готовность к уроку

Приветствуют учителя.

Настраиваются на получение нового знания.

2.Актуализация.

Целеполагание.

Мотивация.

Демонстрирует слайд 2 презентации и предлагает учащимся загадку:

- И на ели иногда вырастает борода.

Спрашивает, догадались ли учащиеся, о каких организмах пойдет речь на уроке.

Учитель уточняет тему урока и демонстрирует слайд 1.

Предлагает учащимся вспомнить и назвать то, что им известно о лишайниках.

Просит учащихся сформулировать цели урока.

Актуализируют свой жизненный опыт.

Ребята формулируют тему урока и записывают ее в тетрадь.

Вспоминают информацию о лишайниках.

Выдвигают гипотезы по формулировке цели урока: узнать строение; выяснить, как размножаются; узнать значение лишайников.

3.Изучение нового материала.

-Наука, изучающая лишайники называется лихенологией, а ученые - лихенологами. Сегодня у нас есть возможность соприкоснуться с трудом ученого-лихенолога.

Учитель предлагает учащимся класса объединиться в 4 группы:

1.Морфологи.

2.Физиологи.

3.Систематики.

4.Экологи.

Каждая группа получает свой «Маршрутный лист», в котором будет оформлять отчет о своей работе.

На работу отводится 10 минут.

Каждая группа выполняет задания, предложенные в «Маршрутных листах» урока, и готовит отчет о проделанной работе, заранее определив, кто будет выступать. Ученики используют для работы текст учебника (с.28-31), коллекции лишайников.

4. Осмысление. Интеллектуально-преобразовательная деятельность.

Организует представление полученных результатов - отчет групп о своей работе.

Уточняет, дополняет выступающих, поправляет речь учащихся (при необходимости), следит за работой каждого и напоминает о необходимости заполнения буклета.

Ученики по группам отчитываются о своей работе, отвечают на вопросы, представляют коллекции лишайников. Их одноклассники слушают, заполняют буклеты и задают возникающие у них вопросы.

5. Рефлексия.

-Что вы узнали нового?

-Что показалось интересным?

-Испытывали ли трудности во время работы?

Соотносят полученные результаты с поставленной целью. Оценивают свои учебные достижения.

Хочу похвалить себя за……………

Испытываю трудности при…………………..

Могу справиться с трудностями, если………

6. Домашнее задание.

Задания на выбор:

1.Подготовить сообщения о лишайниках: «Лихеноиндикация»; «Использование лишайников в пищу».

2.Ответьте на вопрос: Какой способ питания автотрофный или гетеротрофный характерен для лишайников? Ответ обоснуйте.

3. Составьте кроссворд «Лишайники» (10-12 слов).

Записывают задания.



Приложение 1.

Маршрутные листы.

Группа №1. Морфологи.

Прочитайте текст учебника на с.28-29, рассмотрите коллекции лишайников и рисунок 16 на с.29. Ответьте на вопросы:

  1. Как выглядят лишайники?

  2. Каковы особенности их строения?

  3. Заполните пропуски приведенного ниже текста:

Целостная живая система - лишайник - это симбиоз двух организмов:_____________________и_____________________________.

Размеры лишайников:________________________________________________________________________________.

Окраска лишайников________________________________________________________________________________.

Тело лишайника состоит из_________________________________________________________________________________________________.

Рисунок «Строение слоевища лишайника».

Группа №2. Физиологи.

Прочитайте текст учебника на с.29. Ответьте на вопросы:

  1. Как питается лишайник?

  2. Как размножаются лишайники?

  3. В чем проявляется взаимосвязь гриба и водоросли в организме лишайника?

  4. Заполните пропуски приведенного ниже текста:

Грибные гифы обеспечивают водоросль и все слоевище_________________________________________________________________________.

Гриб получает от водоросли______________________________________________________________________.

Размножаются лишайники чаще всего______________________________, но могут размножаться и___________________________________.

Группа №3. Систематики.

Прочитайте текст учебника на с.29 и рассмотрите коллекции лишайников. Ответьте на вопросы:

  1. Почему лишайники выделяют в особую группу организмов?

  2. Какие бывают лишайники?

  3. Заполните таблицу:

Талломы (слоевища) лишайников бывают трех форм:

Накипные

Листоватые


Леканора съедобная («манна небесная»)

Группа №4. Экологи.

Прочитайте текст учебника на с.30. Ответьте на вопросы:

  1. Какова роль лишайников в природе?

  2. Как человек использует лишайники?

  3. Почему существует проблема сохранения лишайников?

  4. Заполните пропуски приведенного ниже текста:

Лишайники распространены________________________________________________________________________________________________.

Лишайники способны выдерживать_________________________________________________________________________________________.

Лишайники подготавливают ____________________для растений.

Лишайники являются кормом для_________________________________________.

Лишайники не выносят_____________________________, поэтому их используют для определения___________________________________.






Приложение 2.




Буклет «Записки лихенолога»



  1. Целостная живая система - лишайник - это симбиоз двух организмов: ________________________и____________________________.

  2. Рисунок «Строение слоевища лишайника»:





  1. Грибные гифы обеспечивают водоросль и все слоевище__________________________________________________________________.

  2. Гриб получает от водоросли______________________________________________________________________.

  3. Размножаются лишайники чаще всего________________________, но могут размножаться и___________________________________.

  4. Лишайники бывают: 1.____________________________, 2_______________________________ и 3.______________________________.

  5. Лишайники распространены_____________________________________________________________________________________.

  6. Лишайники подготавливают _______________________для растений.

  7. Лишайники являются кормом для_____________________________________________________.

  8. Лишайники не выносят__________________________________, поэтому их используют для определения________________________

__________________________________________________________________________________________________________________

  1. Отгадайте загадку:

Гриб и водоросль дружили.

Вместе ели, вместе пили.

Чтобы он и дальше рос,

Очень важен …………




9


© 2010-2022