Серия занятий по экологии

Особое значение имеют внеурочные и внешкольные формы экологического образования и воспитания. Самым интересным для детей являются экологические праздники, экскурсии, игры, движения, кружки и факультативы. Всё это является экологической школой - комплексной формой экологического образования и воспитания, позволяющей интегрировать все другие формы. СЦЕНАРИЙ МУЗЫКАЛЬНО - ЛИТЕРАТУРНОЙ КОМПОЗИЦИИ«МАЛЫМ РЕКАМ - ЧИСТОТУ!» Вид занятия: театрализованное выступление. Продолжительность: 30-35 минут. Оснащ...
Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Управление образования городского округа г. Выкса

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №9

Нижегородская область









Серия занятий по экологии



для обучающихся 12-16 лет



Автор: Кулагина Наталия Викторовна

МБОУ СОШ №9

учитель географии и биологии (высшая квалификационная категория),

руководитель кружка «Юный эколог»



















Выкса

2013-14 уч.год

Аннотация

Третье тысячелетие человечество встречает в условиях глобальной экологической опасности. Человек настолько нарушал равновесие в природе, настолько изменил свою окружающую среду, что все чаще ставятся вопросы о выживании самого человека. Решение проблем экологического благополучия сегодня зависит не только от возможностей современной науки и техники. Большое значение отводится различным социальным институтам: семье, школе, общественным организациям.

Особое значение имеют внеурочные и внешкольные формы экологического образования и воспитания. Самым интересным для детей являются экологические праздники, экскурсии, игры, движения, кружки и факультативы. Всё это является экологической школой - комплексной формой экологического образования и воспитания, позволяющей интегрировать все другие формы.

Цель: Научить обучающихся любить, беречь, улучшать окружающий мир, соблюдать главное правило, нахождения в природе: Не навреди!

Данная серия занятий направлена на:

  • воспитание экологически грамотного человека.

  • формирование ответственного отношения не только к людям, но и к природе.

  • формирование осознанной ответственности за судьбу природы каждым человеком - это ещё одна важная предпосылка для «заключения мира с природой».

  • развитие познавательного интереса учащихся, творческой активности.

  • научить учащихся пользоваться научной литературой.







Актуальность

Многие не хотят воспринимать экологическую информацию. Для многих она тяжела, часто порождает чувство тоски, желание «заткнуть уши» - не читать, не слушать, не знать о том, как катастрофична ситуация с загрязнением окружающей среды. Наше выступление способно привлечь зрительскую аудиторию любого возраста, ведь спектакли легко воспринимаются и запоминаются. Пропаганда экологических знаний со сцены легко доходит до сердец аудитории, будит сознание и душу, побуждают желание присоединиться к движению «зеленых».

СЦЕНАРИЙ МУЗЫКАЛЬНО - ЛИТЕРАТУРНОЙ КОМПОЗИЦИИ

«МАЛЫМ РЕКАМ - ЧИСТОТУ!»

Цель: Создать группу обучающихся из активных, инициативных юных актеров, желающих участвовать в экологическом просвещении населения.

Задачи:

1. Ознакомиться с театральным искусством;

2. Собрать и проанализировать актуальную информацию об экологических проблемах нашего района; обсудить на кружке основные экологические проблемы, пути их решения;

3. Подобрать стихотворный и литературный материал на экологическую тему; определиться с жанровым исполнением;

4. Подготовить реквизит, декорации и музыку;

5. Определиться с аудиторией.

6. Провести экологическую акцию, направленную на улучшение экологического благополучия водных источников Выксунского района.

Вид занятия: театрализованное выступление.

Продолжительность: 30-35 минут.

Оснащение: костюмы героев, магнитофон, сеть.

Участники: Ведущий, Русалочка, рыбки, Мазут с мазутными пятнами, Водяной, Речка.

Данный сценарий посвящен защите малых рек от антропогенного воздействия. Совместно с обучающимися были подобраны: музыкальное оформление, костюмы, сочинены некоторые сцены. Музыкально-литературная композиция была показана учащимся 2-х классов школы и воспитанникам детских садов «Земляничка» и «Золотой ключик». Была проведена экологическая акция

« Чистую воду -родникам Выксунского района!»

Звучит мелодия /И. Талькова «Чистые пруды» /

Речка: У каждого из нас на свете есть места,

Куда приходим мы на миг уединиться,

Где дышится легко, где мира чистота

Нас делает на миг счастливей и моложе.

Ведущий: Посмотрите, как резвятся в солнечных бликах маленькие рыбки, как радуются лягушки на болотных кочках, а вон разыгрались быстрые водомерки. Просыпаясь, каждое утро, я вижу красоту родной природы.

Как не любить

Мне эту землю,

Где мне дано свой век прожить,

И эту синь, и эту зелень,

И тропку тайную во ржи!

Когда к тебе я припадаю

В суровой нежности своей,

В твоем тепле я вспоминаю

Журчанье родников своих.



Русалочка (выходит) с рыбками: Музыка из оперы « Щелкунчик»

Русалочка: Здравствуйте, дорогая речка! Какая ты сегодня красивая, блестящая, нежная. Видите рыбки , наша маленькая речка, сегодня, наверное, именинница. Станцуйте!

Танец «Рыбок» на фоне музыки.

Музыка меняется.

Появляется водяной. /Тихо играет музыка из мультфильма «Летучий корабль» «Я - водяной»/ (Водяной говорит)

Ах, какая красота! Да, давненько я не поднимался на белый свет.

Сколько себя помню, всегда наша реченька была красавицей - сударушкой.

/песня: Сенчиной Л. «А по камушкам…»/

Речка: Здравствуй, Водяной! Раз уж вы поднялись, то не уходите,

побудьте с нами.

Вдруг появляется Мазут с масляными пятнами.

Танец - реп:

Сегодня настала наша пора,

Мазуту и пятнам в дорогу пора

Измажем, из ляпаем все, навсегда

Не будет красивою речка тогда.

/накидывают сеть на речку/

Мазутные пятня как радуга вдруг.

Пойдут по воде как спасательный круг

Не будет водиться рыба тогда

И царствовать мы будем всегда.

Черная речка, рыба вверх брюхом

Слышим своим острым мы ухом

Всё загрязним, всё разорим

Будет над миром, Мазут - господин!

Русалочка: Трудно стало жить в реке

Каме, Волге, Верее

Ах, судьба моя жестокая

Негде спрятаться от стока!

Каждый норовит завод

Сбросить мусор в бездну вод.

Негде взять воды напиться

Лучше сразу утопиться!

С ферм навоз течет рекой,

Нарушает мой покой.

В речке чистой я жила

И красавицей слыла.

А теперь краса угасла

Из-за дизельного масла.

Я сегодня изменилась,

Будто 200 лет не мылась,

В пятнах масла чешуя

Ох, не выживу здесь я.

Появляются юные экологи.

1-й: Речка, мы тебя спасём и в обиду не дадим!

2-й: Только знай, мы, злодея Мазута победим!

3-й: Мазут, мы, юные экологи, тебя не боимся!

4-й: Забирай своих дружков и убирайся восвояси.

Мазут: Не уйдём мы не куда! (Все) Будет грязная вода!!! Ха-ХА-Ха!!!!!

1-й эколог: А давай поиграем в загадки! Если вы не отгадаете 3 загадки, то уйдёте восвояси!

Мазут: Ну, давайте, попробуйте, мы отгадаем!!

Загадки.

2-й эколог: Глядятся в него молодые рябинки,
Цветные свои примеряя косынки.
Глядятся в него молодые берёзки,
Свои перед ним поправляя причёски.
И месяц и звёзды -
В нём всё отражается ...
Как это зеркало называется?

Ответ: Пруд, озеро

3-й эколог: Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли -
Жить нельзя нам без ...

Ответ: воды

4-й эколог: Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе.
Узкий кончик - в роднике,
А широкий - в море.

Ответ: Река

В голубенькой рубашке
Бежит по дну овражка.

Ответ: Ручеёк

Мазут и его дружки не могут разгадать загадки, а ребята младших классов и старшие дошкольники помогают речке.

Звучит музыка: «Июнь» Чайковский

/речка срывает сеть/

Речка: Спасибо ребята, что спасли меня. Я вас не забуду!

Экологи: 1-й: Кромсаем лед,

Меняем рек теченье,

Твердим о том, что дел невпроворот,

Мы ещё придем просить прощенье

У этих рек, барханов и болот.

У самого гигантского восхода,

У самого мельчайшего маяка…

Пока об этом думать не охота.

Сейчас нам не до этого пока.

Аэродромы, пирсы и перроны

Леса без птиц и реки без воды.

Все вместе: Все меньше - окружающей природы

Все больше - окружающей среды.

2-й: Нам жить в одной семье,

Нам жить в одном пруду

Идти в одном строю,

Лететь в одном полете.

Давайте сохраним

Ромашку на лугу,

Кувшинку на реке,

И клюкву на болоте

3-й: В степях, родных лесах,

Где все нам с детства мило,

Где душистым воздухом.

Есть в родниках, цветах целительная сила

И нам её так надо охранять.

Ведущий: На фоне музыки /из мультфильма «Катерок»- «Синяя вода»/

Спасибо, ребята, что помогли юным экологам спасти речку Верею от злого Мазута. А как выдумаете, нужно ли охранять родную природу от загрязнения?

Почему нужно беречь животных, растения, воду, воздух, почву от загрязнения?

Вам понравился наш спектакль? Тогда не забудьте, что природа- наш дом!!!! А в нашем доме должно быть…… чисто!!!!!

Заключение

Земля наш общий дом и не очень большого размера. Мы не можем допустить того, что чисто и богато живут только в одной небольшой «комнате». В других «комнатах» груды мусора, плодятся болезни, люди умирают от голода. Вполне понятно, что так продолжаться бесконечно не может. Важно знать, что мы имеем на своей территории и, как распорядиться этим богатством. Именно это и станет нашей основной темой для работы в кружке «Юный эколог».

А результатом нашей работы станут экологические акции, которые мы надеемся проводить после наших выступлений. Это может быть и акция

«Чистую воду -родникам Выксунского района!», «Обустройство пришкольной территории», «Поможем реке», «Зелёный уикэнд», «Посади свой лес» и т.д.

Список используемой литературы:

1. Цветкова И.И., Экология для начальной школы. Игры и проекты: популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: Академия развития, 1997.

2. Экологические спектакли.- Сер. Праздник в школе. - Минск: Красико- Принт, 2003.

3. Калейдоскоп внеклассных мероприятий.- М.: Народное образование, 2002.

4. Сценарии школьных праздников.6 класс. Вместе весело играть.- Сер. Школа радости.- Ростов на Дону: Феникс, 2003.

Экологическая игра-викторина «Счастливый случай».

«Раньше природа устрашала
человека, а теперь человек устрашает природу».
Ж..-И. Кусто.

Цель: привлечение внимания обучающихся в форме игры к наиболее острым экологическим проблемам.

Задачи:

- воспитать экологически ориентированных личностей;

  • развивать чувство ответственности за порученное дело и взаимопомощь в группе;

  • развивать логическое и пространственное мышление;

- показать практическое применение экологических знаний.

Актуальность

Занятие относится к нетрадиционным и всегда вызывает неподдельный интерес у разного возраста обучающихся. Как правило для старшеклассников больше проводятся семинары, диспуты, дискуссии. Это занятие должно раскрепостить, расширить кругозор и способствовать сплочению коллектива.

Подготовка к викторине: Подготовить наглядные пособия по экологическим ситуациям , карточки-задания, мультимедийную установку, музыкальное сопровождение, пригласить жюри, расставить парты.

Форма занятия: игра-викторина

Продолжительность: 40 минут.

План викторины:

  1. Представление команд

  2. Представление жюри.

  3. Конкурс « Визитная карточка»- «SOS-спасите наши души!»

  4. «Разминка»

  5. Поэтический

  6. Экологическая задача.

(I ведущий) На фоне музыки: «В мире животных».

Берегите Землю!

Берегите.

Жаворонки в голубом зените,

Бабочку на листьях повилики,

На тропинке солнечные блики,

На камнях, играющего краба,

Над пустыней тень от баобаба,

Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем

Ласточку, мелькающую в жите.

Берегите Землю!

Берегите!!!!

(стихи Михаила Дунина)

II ведущий: Мы, наконец, все больше приходим к пониманию простой мысли: все в мире взаимосвязано, и нельзя решать, какую - ни будь одну проблему, пренебрегая другой. Нужно делать это одновременно и собирать единомышленников, людей любящих природу и желающих ее сохранить, активно бороться за спасение окружающей среды. Мы должны все вместе охранять эту маленькую песчинку во Вселенной, которой является наша Земля.

Все тесно связанно вокруг

(Примеры мы не станем множить).

Цветка ты не заденешь вдруг,

Чтобы звезды не потревожить. (Дж. Томсон)

I ведущий: Мы рады приветствовать всех участников и гостей познавательной викторины «Счастливый случай».

II ведущий: Сегодня, в ней принимают участие две команды.

Символом нашей игры является «подкова». И чтобы удача улыбнулась обеим командам , я предлагаю главам семей разломить подкову на счастье. (Дать разломить подкову).

Чуть больше счастья досталось капитану семьи …?...

Они начнут I гейм под названием: «Визитная карточка» на тему: «SOS»-спасите наши души» (представление проблем экологии дома, человека, общества).

I ведущий: Дадим 1 мин. подготовки, а пока представлю наше уважаемое жюри: (Звучит музыка фон.)- представление жюри.

II ведущий: Команды выступают не более 3 минут, показывают «лицо» своей семьи.

Семья……

Семья……

I ведущий: Спасибо, командам за выступление, жюри обсуждает результаты, а мы объявляем II гейм .

II гейм «Разминка».

Командам задают вопросы, на которые они должны дать более полный правильный ответ. (Муз. Фон и вопросы высвечиваются на мультимедийной презентации)

Вопросы 1 команде:

  1. Что такое опустынивание?

  2. Какие ресурсы относятся к рекреационным?

  3. Какое влияние оказывает химизация в с/х на окружающую среду?

  4. Сколько зон выделяют по обеспеченности УФ-радиацией на территории России?

  5. К каким глобальным последствиям может привести сведения экваториальных лесов?/обосновать/

  6. Каковы отрицательные моменты работы СЭС?

Вопросы 2 команды:

  1. Что такое мелиорация?

  2. Назовите нетрадиционные источники энергии.

  3. Как влияет животноводство на окружающую среду?

  4. Назовите виды лечебных грязей.

  5. Назовите антропогенные и природные источники выбросов серы в атмосферу.

  6. Почему ПДК различных загрязнителей должны быть ниже тех концентраций, которые начинают вредить здоровью людей?

II ведущий: За каждый правильный ответ команды получают по 1 баллу. Слово жюри. Итоги I и II гейма и общий балл.

I ведущий: Главы семейств отдают готовые работы жюри. А я расскажу о следующем гейме:

В предложенный текст, вставьте недостающие слова, должно получиться стихотворение Р.Рождественского.

III Поэтический

Кромсаем…..(РЕКИ),

Меняем ……. течение (ИХ),

Твердим о том ,что ….. невпроворот(ДЕЛ).

Но мы еще придем просить ……(ПРОЩЕНЬЯ)

У этих …..(ГОР), барханов и …..(ЛЕСОВ).

У самого гигантского……(УЩЕЛЬЯ),

У самого мельчайшего…..(ПРУДА).

Пока об этом думать неохота,

Сейчас нам не до …..(ЭТОГО) пока.

Аэродромы, …..(ПОРТЫ) и …….(ПЕРРОНЫ)

Леса без.….. (ПОЧВ)

И ……(РЕКИ) без воды.

Все меньше - окружающей …… (ПРИРОДЫ)

Все больше - окружающей ….. (БЕДЫ).



IV гейм «Экологическая задача».

Экологическая задача.

Обоснуйте возможность(невозможность)употребления воды в данном водоёме для бытовых нужд, если анализ показал, что в 10м3 её содержится 1 мг фенола( ПДК фенола составляет 10 -3 мг/л) и в 1 м3 воды содержится 100 жизнеспособных холерных вибрионов; опишите условие при котором эту воду можно употреблять в бытовых нуждах.

Ответ: Воду в бытовых нуждах применять нельзя, т. к. в ней содержатся холерные вибрионы, кроме того она содержит фенол, но относительно фенола вода не опасна, что доказывается расчётом:

а) 1м3= 1000мл

б) в 1000л - 1мг фенола, а в 1 л - 10 -4 мг/л

в) ПДК по фенолу = 10 -3 мг/л, а в реальности 10 -4 мг/л, т. е. Содержание фенола в 10 раз меньше ПДК. Её можно будет хлорировать и озонировать, или подвергать кипячению в течение определённого времени.

V гейм «Видеогейм»

(Ведущий) Наши семьи внимательно просмотрели предложенный отрывок из фильма, а теперь вопросы:

  1. Что это за памятник природы?

  2. Где находится в нашей области этот удивительный объект?

  3. О какой легенде упоминается в этом сюжете?

(На обсуждение 1 минута, а затем команды дают полный ответ, за который вы можете получить 3 балла).

Ответ: оз. Светлояр ( озеро в Нижегородском Заволжье примерно в 100 км к северо-востоку от областного центра и в 1-1,5 км западнее селаВладимирское Воскресенского района, памятник природы федерального значения.Озеро имеет форму овала с размерами 500×350 м, отличается большой глубиной, достигающей 40 м.).

Ведущий: Все вы помните август 2010года, страшная жара спровоцировала лесные пожары. Я предлагаю не только голословно и на деле спасать нашу природу от беды и провести акцию, совместно с Нашим лесничеством по посадке саженцев сосны. А назовём мы акцию «Посади свой лес».

Подведение итогов. Награждение.

Слово членам жюри. Каждая команда получает диплом I или II степени в зависимости от результатов.

Ведущий:

Закончена викторина и путешествие в мир экологии. Мы поздравляем победителей. Игра закончена, но процесс познания продолжается, так как вам еще многое предстоит узнать, дорогие ребята. Удачи, успехов Вам на дороге знаний.

Список используемой литературы:

1. Андриянова Н.В. Экологическая тревога. //Педагогическое творчество.-2001.-№3.-С.7-10

2. Арон Г.С. Экологическая игра. // Последний звонок. -2003. - № 9. - С.13-16.

3. Безрукова И.Г. Экологический турнир. Сценарий для учащихся 5-7 классов. // Последний звонок. -2002. - № 12. - С.6-7.

4. Бородина С.В. Заходи в зеленый дом. Экологический вечер для учащихся 5-7-х классов. // Читаем. Учимся. Играем. - 2006. -№11.-С.81-84.

5. Бударина В.А. Жить согласно с природой... Экологическая викторина для старшеклассников. // Читаем. Учимся. Играем. - 2006. -№11.-С.76-80.

6. Виноградова С.Л. Экологическое ассорти. // ПедСовет. - 2001. - №6. - С.5-6.

7. Григорьева М.В. Знатоки природы. // Педагогическое творчество. - 2000. - № 3. - С.3.

8. Гришина В.П. Отвечает команда знатоков... Экологический брейн-ринг учащихся 9-11-х классов. // Читаем. Учимся. Играем. - 2006. - №8. - С.101-105.

9. Карпова Е. Берегите лес! Литературная композиция. // Воспитание школьников. - 2006. - №8. - С.75-80.

10. Карташева А.А. Экологическая сказка «Лес». // ПедСовет. - 2004. - № 11. - С. 14-16.

11. Кощеева С.Н. Наша Земля в наших руках. // Педагогическое творчество. - 1999. - № 3. - С.13-15.

12. Кравченко М.А. КВН «Экология и мы». // Последний звонок. - 2000. - № 6. - С.10-13.

13. Лазаренко Л.Г. КВН «В согласии с природой». // Педагогическое творчество. - 2002. - №3. - С.9-11.

14. Нефедова С.С. Волнуется Природа неспроста. // ПедСовет. - 2004. - № 11. - С.5.

15. Нуреева Р.Б. Игра «Счастливый случай». Тема «Экология». // Педагогическое творчество. - 2003. - № 3. - С.8-9.

16. Раковская М.П. «Сохранить природу - сохранить жизнь». Приключенческо-познавательная игра. // ПедСовет. - 1997. - № 12. - С.13-15.

17. Романова Г.С. Эколого-биологическая экспедиция. // ПедСовет. - 2000. - № 6. - С.8-9.

18. Толкачева Л.Ю. Свалка по имени Земля. // ПедСовет. - 2005. - №11. - С.3-5.

19. Яковлева Е.Н., Старовойтова Г.Ю. День Воды. Методическая разработка экологической игры. // ПедСовет. - 2004. - №1. - С.8-9.

Урок дискуссия:

Тема: «Влияние парка на духовное и физическое здоровье населения г.Выксы».

Цели: Показать на примерах влияние окружающей среды на здоровье человека, проследить зависимость своего духовного и физического здоровья от состояния окружающей природы».

Задачи:

-развитие навыков самостоятельной работы с различными источниками информации, умение выразить словами свои чувства, мысли, делать выводы.

-формирование уверенности в том, что человек и природа - неразделимы. Здоровье человека зависит от здоровья природы.

План дискуссии:

1)Орг.момент.

2)Непосредственно дискуссия.

3)Обобщающая беседа (подведение итогов, выставление оценок).

4) Призыв к участию в практической акции «Сделаем!»

Продолжительность: 40-50 минут

Ход дискуссии:

1) Постановка цели, задач.

2) Уточнение ролей выступающих.

Урок проводиться в форме ролевой игры, дискуссии, в котором участвуют: мэр города, представитель комитета по экологии, директор парка, работники парка, директор стадиона, врачи специалисты (педиатр и терапевт), предприниматель - собственник, санэпидемстанция, дети из экологического отряда, просто жители города, ведущий - тележурналист. Эта дискуссия рассматривает экологическую проблему не конкретного парка, ведь многие зелёные зоны требуют бережного к ним отношения.

Учащиеся должны продемонстрировать умение обобщать материал, давать собственную оценку, прогнозировать экологическую ситуацию. Обсуждение проблемы должно вселить уверенность, что общими усилиями, согласованными действиями удастся улучшить состояние экосистем парка и здоровье населения в целом по городу.

Ключевые слова и понятии: дисгармония, здоровье человека, антропогенный фактор, источник загрязнения, меры по оздоровлению.

  1. Дискуссия:

Ведущий: сегодня мы собрались для того, чтобы в свободной дискуссии обсудить проблемы настоящего и будущего нашего Выксунского парка. Позвольте мне начать выступление словами из стихотворения Михаила Дудина:

Берегите Землю.

Берегите

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повелики,

На тропинке солнечные блики.

Ласточку, мелькающую в жите.

Берегите Землю!

Берегите.

Все чаще слышишь от выксунцев, что гибнет наш замечательный старинный парк. Так от чего же это происходит? На этот и многие другие вопросы мы должны сегодня ответить.

Первый вопрос такой: известно, человеческий организм - сложная, идеально организованная, целостная, открытая для окружающей среды биосистема. Почему в настоящее время, можно говорить о резком воздействии на организм различных факторов, приводящих к дисгармонии?

Врач-терапевт: космос, погода планеты являются факторами, от которых зависит здоровье. Но нельзя забывать, что неблагоприятная экологическая ситуация может явиться непосредственной причиной нарушения здоровья человека. Как сказано ранее, человеческий организм - открытая биосистема, находящаяся в тесном взаимодействии с окружающей его средой, из которой по цепочке воздух - вода - почва - пища он получает все необходимое для своего существования. В условиях резко изменяющейся окружающей среды существование организма может стать невозможным. Существенную дисгармонию вносят:

  1. недостаток или избыток химических веществ;

  2. шум

  3. воздействие высокой или низкой температуры;

  4. различные виды излучений.

Но чаще воздействие бывает комплексным.

Врач - педиатр: наш город не исключение. Многочисленные исследования позволяют говорить об изменении показателей заболеваемости взрослого и детского организма, под влиянием окружающей среды. Как это проявляется?

  1. каждый 3-й житель города страдает каким-либо хроническим заболеванием;

  2. у детей изменились показатели роста и веса (снижение роста, увеличение веса);

  3. увеличение смертности.

Ведущий: давайте вернемся к теме нашей дискуссии: «Влияние парка на здоровье населения» . Следующий вопрос: «Французский ученый Р.Дажо справедливо заметил, что сохранение красивого ландшафта с его обитателями в эстетическом отношении оправдано также, как сохранение древних памятников». Каким образом вид Выксунского парка воздействует на наш организм?

Представитель комитета по экологии: да, действительно, особую тревогу вызывает состояние исторического 200-летнего парка, который составляет зеленое ядро города Выксы общей площадью 43 га. В феврале 1996 года нами создан документ под названием «Эколого-гигиеническая экспертиза и разработка комплексной программы исследований по изучению загрязнения окружающей среды и состояния здоровья населения г. Выксы». На документе виза директора Нижегородского НИИ Гигиены и профпатологии. Летом этого года проводились исследования под патронажем Госкомитета санэпиднадзора Российской Федерации. Старинный парк - памятник садово-паркового искусства, гордость жителей города находиться под воздействием 16 промышленных предприятий и автотранспорта. В воздух выбрасываются вредные химические вещества свыше 60 наименований. Лет 25 назад - это воздействие не ощущалось. Приходя в парк, всегда чувствовалось облегчение, успокоение, ощущалась бодрость и свежесть.

Мэр: в своей предвыборной компании я выдвинул ряд мер, связанных с экологией города. В частности, восстановление Выксунского парка, прудов, озеленение города. Крупнейшими источниками загрязнения в городе выступают: ОАО «ВМЗ», ОАО «Дробмаш», ООО «Теплоизол», и т.д. ( всего 16 предприятий). По выбросам в лесопарковой зоне П Д В превышают 5 П Д К (а по городу от 1 - 10 ПДК). В год выбрасывается 15,777 тыс.тонн в год вредных веществ. По-моему, если погибнет наш Выксунский парк, город потеряет свое лицо. Я горжусь, что являюсь мэром г.Выксы.

Директор парка: сейчас страна и город переживают тяжелое время, но все же администрация и комитет по экологии изыскивают средства по благоустройству и восстановлению парка. За период с 1995-96 г.г. мы произвели инвентаризацию каждого дерева, старые и больные деревья убрали. Запретили проведение массовых гуляний на территории парка, выгул собак. У меня лично с парком связаны самые лучшие воспоминания моего детства, юности.

Работник парка: часто сталкиваемся с тем, что сами люди неуважительно относятся к нашему парку: сорят, ломают ветки, молодежь, проводя вечера отдыха, и вовсе истребляют, гадят на аллеях, ломают скамейки. Какая молодежь - такое и будущее!

Ведущий : Выксунский парк - творение природы, творение человека? Ваше личное восприятие этого природного уголка.

Дети из экологического отряда : Парк известен с середины XIX века .Братья Баташёвы решили создать островок с экзотическими растениями . Им это удалось ! Грецкое дерево , рододендроны , розовые кусты , лиственницы , липовая аллея в дремучем муромском лесу. Строят оперный театр , создают озеро «Лебединку», где плавают белые и черные лебеди.

Сейчас к концу XX века это давно забыто. Всё сохранилось , но подвержено запустению , загрязнено , доведено до жуткого состояния. Мы , члены экологического отряда , каждое лето убираем, убираем чистим свой родной парк .Нам не безразлична судьба родного города !

Мы с ребятами ходим отдохнуть, полюбоваться разными уголками парка, катаемся зимой на лыжах, летом загараем , что может быть лучше , чем отдых на природе.

Директор стадиона: Здесь прозвучали разные выступления , и я тоже присоединяюсь к мнению , что нам нужно сохранить этот уголок природы . Я прежде всего забочусь о своих спортсменах . Чистый воздух, красота природы помогают им добиваться хороших результатов!

Ведущий : но ведь, когда проводятся соревнования , разные мероприятия вами, зрители сорят и ломают деревья в парке. Какие меры вы проводите , чтобы этого не допускать?

Директор стадиона: Двери через парк мы оставляем закрытыми , зрители вынуждены идти вдоль парка, чтобы попасть на стадион , ставим урны.

Ведущий : Следующий вопрос к предпринимателю. Скажите , зачем на территории парка вами содержится пивной ларёк, ведь это тоже приводит к загрязнению.

Предприниматель: Был заключён договор с мэрией о продаже уже бывшего на этом месте ларька. Нами созданы все условия, чтобы не было никакого загрязнения. В частности . Ларёк обнесён железной решеткой в пределах, которой и происходит распродажа пива, рядом стоят урны. Есть сертификат качества продукции.

Жители города : Мы возмущены тем, что на территории парка работают дискотека , пивной ларёк и теннисный корт. Им не место в парке! Их нужно закрыть!

Очень любим наш парк , гуляем и любуемся природой , «дышим» воздухом, слушаем пение птиц , а ребятишки не хотят уходить отсюда: детские сказочные домики, горки хорошо вписываются в пейзаж парка, Ведь каждый человек испытывает потребность в шелесте листьев, журчании ручья - они наполняют душу спокойствием.

Санэпидемстанция: Исследования американских учёных показали, что в городах с металлургическим предприятием содержание в воздухе различных примесей металлов превышает норму в 7 - 66 раз и больше. Таким образом такие города можно считать территориями экологического кризиса. Экономический ущерб от выбросов ежегодно составляет 35 млрд.рублей.

В городе увеличились случаи заболеваемости :

I место - органы дыхания;

II место - сердечно сосудистая система;

III место - болезни пищеварительной системы.

Срочно нужно думать о парке, деревья подвержены кислотным дождям, сильно запылены , чаще болеют. Озеро превращено в болото с гниющей водой.

Ведущий: Каковы же конкретные меры по оздоровлению нашего парка.

Представитель комитета по экологии: До 2015 года разработана следующая программа:

  1. Снизить выбросы вредных веществ от стационарных источников на 25% по сравнению с 2010 г.

  2. Создание экологической тропы , совместно со школьным экологическим отрядом.

  3. Восстановление озера «Лебединка» .

  4. Закрытие ларька, а возможно и дискотеки.

  5. Ежегодные лесовосстановительные работы в парке и лесопосадке .(на 20%)

  6. Постоянный контроль совместно санэпидемстанцией , за состоянием здоровья населения.

3.Вывод:

Выводы дискуссии: в ходе дискуссии мы разрешили основной вопрос «Влияние парка на духовное и физическое здоровье населения города Выксы». Выступающие смогли оценить экологическое состояние города, парка влияние окружающей среды на здоровье человека, обобщили знания полученные ими на предыдущих занятиях , почерпнули новые знания из газет, разных брошюр и книг.

Ведущий: На днях стартовала Всероссийская акция «Сделаем!», наш город присоединился к данной акции. Давайте и мы с вами внесём посильный вклад в дело сохранения нашего любимого парка культуры и отдыха. Я ставлю этот вопрос на голосование: «Кто за то, чтобы провести очистку парка от мусора и срубленных веток?». Спасибо! Единогласно!

Список использованной литературы:


1. Л.С. Литвинова. О.Е. Жиренко . Нравственно-экологическое воспитание школьников. Основные аспекты, сценарии мероприятий.5-11 классы .-М 5 за знания,2005 г.

2. И.Т.Суровегина,.В.М.Сенкевич .Экология и мир .Методическое пособие для учителя. М. «Новая школа». М1994г.

3. Научно-методический журнал «География и экология в школе 21 века» №5 2006 г.,№10 2006г.,№ 4 2009г.

4. Интернет ресурсы. nasha-novoya-shkola.ru.

Ожидаемые результаты:

- приобретение учащимися знаний о природе, истории, культуре родного края;

- овладение школьниками навыками изучения и описания природных объектов, разработка предложений по рациональному использованию и охране;

- использование эколого-краеведческого материала в образовательном процессе;

- создание экологических троп;

- пропаганда этно-экологических, краеведческих знаний;

- позитивное отношение с окружающими;

В процессе занятий обучающиеся расширяют эколого-краеведческие знания и овладевают эколого-туристическими навыками и умениями:

- привитие первичных эколого-туристских навыков и умений: по-веденческих, опознавательных, преобразовательных;

- углубление и расширение эколого-краеведческих знаний;

- привитие навыков исследовательской работы;

- формирование чувства бережного отношения к природе родного края;

- развитие познавательной, творческой и общественной активности школьников в процессе кружковой работы.

Заключение

Сегодня настало время выбрать конкретные механизмы внедрения экологического сознания целостной экологической школы, а это не простая задача. В главном документе страны президентской инициативе наша новая школа как раз и говорится о глобальной задаче воспитания - сохранить нашу планету для будущих поколений, а также сохранить здоровье нации. Т.:. серия занятий призвана:

1.Развивать линию поведения и действия, мотивируемых эколого-нравственными ценностями.

2.Изучать эколого-нравственный потенциал современных школьных программ.

3.Расширять все виды внеурочной деятельности и дополнительного образования.

4.Активизировать участие подростков в опытно- исследовательской деятельности.

Необходимо призвать новое поколение пересмотреть свои взгляды на охрану окружающей среды, начать свои действия прямо сегодня.

Хочу, чтоб Землю вы любили

Не доводили до беды. Не допускали загрязнений

Всей окружающей среды,

Чтобы слова мои летели и будоражили всех вновь,

Поймите люди, очень нужно

Дарить Земле свою любовь.

© 2010-2022