Конспект урока по естествознанию в 9 классе Опора и движение

Раздел Биология
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по естествознанию в 9 классе Опора и движениеКонспект урока по естествознанию в 9 классе Опора и движениеКонспект урока по естествознанию в 9 классе Опора и движениеКонспект урока по естествознанию в 9 классе Опора и движениеКонспект урока по естествознанию в 9 классе Опора и движениеКонспект урока по естествознанию в 9 классе Опора и движениеКонспект урока по естествознанию в 9 классе Опора и движениеКонспект урока по естествознанию в 9 классе Опора и движениеКонспект урока по естествознанию в 9 классе Опора и движениеКонспект урока по естествознанию в 9 классе Опора и движениеКонспект урока по естествознанию в 9 классе Опора и движениеКонспект урока по естествознанию в 9 классе Опора и движениеКонспект урока по естествознанию в 9 классе Опора и движениеКонспект урока по естествознанию в 9 классе Опора и движениеКонспект урока по естествознанию в 9 классе Опора и движениеКонспект урока по естествознанию в 9 классе Опора и движениеКонспект урока по естествознанию в 9 классе Опора и движениеКонспект урока по естествознанию в 9 классе Опора и движениеКонспект урока по естествознанию в 9 классе Опора и движениеКонспект урока по естествознанию в 9 классе Опора и движениеКонспект урока по естествознанию в 9 классе Опора и движениеКонспект урока по естествознанию в 9 классе Опора и движениеКонспект урока по естествознанию в 9 классе Опора и движениеКонспект урока по естествознанию в 9 классе Опора и движениеКонспект урока по естествознанию в 9 классе Опора и движениеКонспект урока по естествознанию в 9 классе Опора и движениеКонспект урока по естествознанию в 9 классе Опора и движениеКонспект урока по естествознанию в 9 классе Опора и движениеКонспект урока по естествознанию в 9 классе Опора и движениеКонспект урока по естествознанию в 9 классе Опора и движениеКонспект урока по естествознанию в 9 классе Опора и движениеКонспект урока по естествознанию в 9 классе Опора и движениеКонспект урока по естествознанию в 9 классе Опора и движениеКонспект урока по естествознанию в 9 классе Опора и движениеКонспект урока по естествознанию в 9 классе Опора и движениеКонспект урока по естествознанию в 9 классе Опора и движениеКонспект урока по естествознанию в 9 классе Опора и движениеКонспект урока по естествознанию в 9 классе Опора и движениеКонспект урока по естествознанию в 9 классе Опора и движениеКонспект урока по естествознанию в 9 классе Опора и движениеКонспект урока по естествознанию в 9 классе Опора и движениеКонспект урока по естествознанию в 9 классе Опора и движениеКонспект урока по естествознанию в 9 классе Опора и движение


КMM «Атбасар қаласындағы ақыл-ойы және психикалық дамуы кем балаларға арналған №2 облыстық арнайы түзету мектеп-интернаты»

КГУ Областная специальная коррекционная школа-интернат №2 для детей с задержкой психического развития и интеллектуальными нарушениями г.Атбасар




























2014-2015 учебный год


Введение.

Педагогическая деятельность является по своей природе творческой. Творчество обуславливается потенциалом личности педагога, сформулированным на основе накопленного им социального опыта, новых идей, умений и навыков, позволяющих находить и применять оригинальные решения, новаторские формы и методы. Только эрудированный и имеющий социальную подготовку педагога специалист способен найти новые, интересные пути и способы решения проблемы путем творческого воображения и мысленного эксперимента для того, чтобы привить ученикам вкус и интерес к предмету, расширить их кругозор.

Темой моей методической работы является «Развитие творческого мышления у учащихся путем использования активных форм и методов обучения» с применением на уроках естествознания элементов модульной технологии обучения.

Модульная технология характеризуется системным изменением всего процесса обучения, затрагивающим содержание образования, методы преподавания и методы обучения. Данная технология ориентирована прежде всего на активную учебную деятельность детей, освоение приемов которой способствует быстрому и качественному усвоению содержания учебных предметов и развитию у учащихся всех «само-» - самопланирование, самоанализ, самоконтроль и т. д.

Кроме того, изменяются подходы к структурированию учебного материала - акцент делается на выделении ведущих идей, теорий, на основе которых можно описывать многообразные биологические объекты.

Модульное обучение как педагогическая технология в последнее время получило широкое распространение в практике преподавания биологии. Оно направлено на организацию личностно - мотивированной, познавательной деятельности, организацию учебного процесса на основе диалогического общения с ежеурочной оценкой результатов деятельности каждого ученика, изучение учебного материала на основе 4-7 кратного возвращения (по нарастающей) к общей теме, разделу, проведение тестирования по всей теме, проведения зачета по теме с преподавателем, возможность выбора каждым учеником билета по 3-х уровневой системе.

Основными мотивами внедрения в учебный процесс модульного обучения является:

- гарантированность достижения результатов обучения;

- паритетные отношения учителя и учеников;

- возможность работы учащихся в парах, в группах;

- возможность общения с товарищами;

- возможность выбора уровня обучения;

- ранее представление конечных результатов обучения;

- «мягкий контроль» в процессе освоения учебного материала.

Начинается модульное занятие с целеполагания (определение целей деятельности учащихся - чему они научатся за урок).

Следующий этап в модульном занятии - мотивация на усвоение содержания и учебную деятельность. Это различного рода интеллектуальные разминки, графические диктанты, небольшие тесты. Далее идет информационный блок: содержание в виде рассказа учителя, лекции, фильма, диафильма, сообщений учащихся, чтения учебника или комбинации этих компонентов. Затем - отработка материала: лабораторные работы, решение учебных задач, проблем, ответы на вопросы, выполнение заданий, игры, конференции и др. На этом этапе используется «мягкие» формы контроля - само- и взаимоконтроль.

Одна из особенностей модульного урока заключается в том, что каждый такой урок целесообразно начинать с процедуры мотивации - это может быть использование входного теста с самопроверкой, небольшого графического диктанта и т. п.

С целью активизации учебной деятельности я провожу разминки. Вопросы задаю на любую тему, чаще всего по количеству учащихся в классе, как правило, из предыдущих тем по предмету.

Для объяснения нового учебного материала я использую опорные схемы, таблицы, рисунки, то есть знаковые модели и свой рассказ строю с опорой на них, затем еще раз кратко поясняю схемы и прошу записать их в тетрадь. После этого даю время на осмысление записанных учащимися опорных схем и предлагаю озвучить их у доски (по желанию), используя новые слова, данные в качестве словаря.

Далее учащиеся работают с текстом учебника, отвечая на постановление мною вопросы, которые я записываю либо на доске, любо даю в письменном виде (вопросов 1-2).

Заканчиваю занятия экспертным контролем (контролем учителя), коррекцией знаний и умений с постоянной рефлексией относительно целей учебной деятельности. Экспертный контроль - это обычная проверочная работа, зачет, устный опрос или итоговый тест. Я предлагаю ответить на ряд вопросов по услышанному и записанному материалу. Вопросы записываю на листке контроля и раздаю учащимся. Заранее подготавливаю бланк с правильными ответами, который будет востребован учениками при взаимопроверке и взаимооценке результатов их учебного труда.

Как обязательный элемент проводится рефлексия (оценка себя, своей деятельности). В конце каждого урока ученики возвращаются к целям занятия и оценивают степень их достижения и свою работу на уроке.

Если урок проходит в форме индивидуально - групповой работы, то каждый из учеников получает три варианта заданий с разным уровнем сложности. Если же форма урока - игра (в любой ее разновидности), то задания могут быть записаны либо на доске, либо даны в посменном виде. При коллективных и групповых формах работы проводятся задания одного повышенного уровня сложности для всего класса.

Особое место среди средств активизации учебного процесса занимает игра, игровое обучение. Включаясь в игровые ситуации, ученики значительно меньше утомляются. Чаще испытывают положительные эмоции и удовлетворение от учебной деятельности, чем при традиционных формах организации учебного процесса.

В своей работе, я использую игры: «Собери систему органов», «Составь слово», «Угадай», «Лото».

В конце каждой четверти, я провожу тестирование, предназначенное для контроля, проверки и оценки знаний, умений и навыков, сформированных в процессе познавательной деятельности учащихся.

Тестирование, как способ проверки и контроля знаний, является количественным показателем результатов обучения. Он обеспечивает психологическую защиту личности, снимает внутренние барьеры, т. к. ведется опосредованное обобщение с учителем.

Тесты составляются мною на основе обязательного программного курса.

По итогам проведенного тестирования я составляю диаграммы качества знаний. Процент качества знаний составляет от 30 до 60% по предмету.

Практика подтвердила эффективность использования элементов данной технологии: снижается учебная нагрузка, дети могут работать без домашних заданий, экономится до 30% учебного времени. Успеваемость по биологии составляет 100%. Значительно возрос интерес учащихся к предмету.

















Естествознание, 9 класс

«Опора и движение»

Тема: Значение опорно-двигательной системы. Скелет человека. Соединение костей. Строение и состав костей.

Тип урока: комбинированный

Цели: а) образовательная - углубить знания учащихся об опорно-двигательной системе, познакомить с отделами скелета человека, соединением, строением и составом костей;

б) развивающая - развивать познавательный интерес к предмету;

в) воспитательная - воспитание дисциплинированности.

г) коррекционная - коррекция речи логического мышления.

Методы: словесный, наглядный, практический.

Оборудование: учебники, рабочие тетради, таблицы, рисунки.

Ход урока


I. Оргмомент. Психологический настрой.

II. Актуализация прежних знаний.

а) Разминка.

1. Биология 6. Организм

2. Живая природа 7. Система органов

3. Человек 8. Органы

4. Наука о строении человека 9. Клетка

5. Наука о жизненных функциях организма 10. Ткань

б) Установить соответствие.

1) Орган пищеварения а) обеспечивает движение тела человека и

его работу;

2) Клетка нервная б) обеспечивает всасывание питательных

веществ в кровь;

3) Ткань мышечная в) обеспечивает связь головного и спинного

мозга с любым участком тела.

в) Назовите системы органов:

п . щ . в . р . т . льн . .

Системы органов кр . в . н . сн ..

. рг . нов д . х . н . .

н .рвн . .

в . д . л . т . льн . .

. рг . н . в р . змн . ж . н . .

. п .рн . - дв . г . т . льн . .

г) Выберите правильный ответ (работа в парах).

1. Осуществляет поступление кислорода и выделение углекислого газа - система:

а) выделительная; б) органов дыхания; в) нервная.

2. Снабжает органы нашего тела питательными веществами и кислородом - система:

а) органов дыхания; б) пищеварительная; в) кровеносная.

3. Удаляет вредные вещества, растворенные в крови - система:

а) органов дыхания б) выделения в) пищеварения.

4. Через органы чувств - глаза, уши, нос, язык, кожу осуществляет связь с окружающей средой - система:

а) выделения б) размножения в) нервная

д) Укажите какие из перечисленных органов составляют опорно-двигательную систему (работа в группах).

· Желудок, сердце, почки, мышцы, сосуды, скелет, легкие.

е) Выберите правильный ответ (работа с классом).

1) Опорно-двигательная система позволяет человеку:

а) стоять;

б) двигаться;

в) выполнять сложную работу;

г) защищает внутренние органы от повреждений;

д) все ответы верны.

- Физминутка.

III. Новая тема.

а) Рассказ учителя с элементами беседы. Работа по опорным схемам.

1. Система органов


Опорно - двигательная


Скелет Мышцы

опора движение

кости (костная ткань - соединительная)

длинные короткие плоские

трубчатые губчатое вещество

(полые)

желтый костный красный костный мозг

мозг

2. Соединения костей

Неподвижное Полуподвижное Подвижное

Швы - кости позвонки суставы

черепа ребра с грудиной плечевой

локтевой

лучезапястный

бедренный

коленный

голеностопный

3. Состав костей

Вещества

Органические Неорганические

гибкость твердость

упругость

- Откройте учебники на стр. 23 - 24 и найдите ответы на вопросы.

Вопросы.


1. Как устроен сустав?

2. Как растет кость?

IV. Закрепление.

б) Работа в парах: ученики воспроизводят рассказ учителя по ос.

V. Домашнее задание.

Выучить ос, прочитать п. 5-6 стр. 21-26

VI. Итог урока.

- Оценка результатов деятельности учащихся.






Тема: Скелет головы.

Тип урока: комбинированный

Цели: а) образовательная - сформировать у учащихся знания о строении скелета головы, выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках;

б) развивающая - развивать внимание и мышление с использованием активных методов обучения;

в) воспитательная - воспитывать творческое отношение к учебе;

г) коррекционная - обогащение словарного запаса речи.

Методы: словесный, наглядный, практический.

Оборудование: учебники, рабочие тетради, таблицы, рисунки.

Ход урока


I. Оргмомент. Психологический настрой.

II. Актуализация прежних знаний.

а) Разминка.

1. Адам 6. Структурная единица тела человека

2. Человек 7. Группа клеток

3. Анатомия 8. Виды тканей

4. Физиология 9. Часть тела человека

5. наука о сохранении и укреплении 10. Опорно - двигательная система

здоровья человека

б) Строение скелета человека (работа по таблице).

Покажите: скелет головы - череп, скелет туловища, скелет верхних и нижних конечностей.

в) Назовите типы соединения костей.

неподвижное

· Соединения костей полуподвижное

Подвижное

г) Составьте слово и объясните его значение.

2 3 6 1 4 5

ус в с т а - сустав - подвижное соединение костей.

- Чем соединены кости в суставе?

- Чем покрыты головка и впадина костей, образующих сустав и для чего?

- Чем покрыт сустав сверху?

- Что находится в суставной сумке и для чего?

д) Выберите правильный ответ (работа в парах).

1) Кости образованы тканью:

· а) мышечной б) соединительной в) эпителиальной

2) Обеспечивает рост костей в толщину и ее срастание при переломе:

· а) надкостница б) хрящевая ткань

3) В длину кость растет за счет деления клеток:

· а) надкостницы б) хряща

4) Имеют полость заполненную костным мозгом - кости:

· а) длинные б) короткие в) плоские

е) Игра «Лото» (работа в группах).

Карточки с заданиями:

1. А. Скелет и мышцы.

1. Б. Опорная структура и органы движения человека.

2. А. Костная ткань - это?

2. Б. Разновидность соединительной ткани.

3. А. Кости могут быть?

3. Б. Длинными - трубчатые кости, короткими и плоскими.

4. А. Какие вещества придают костям твердость?

4. Б. Неорганические вещества

5. А. Какие вещества придают костям гибкость и упругость?

5. Б. Органические вещества

6. А. Что такое суставы?

6. Б. Подвижные соединения костей

- Физминутка.

III. Новая тема

а) Рассказ учителя с элементами беседы.

- Что находится под кожей головы?

- Как соединены друг с другом кости черепа?

- Что защищает череп?

- Откройте учебник на стр. 27 и найдите ответы на вопросы.

Вопросы.

1. Из каких отделов состоит череп?

2. Какие кости образуют скелет головы?

3. Каково значение нижней челюсти?

IV. Закрепление:

- Какие из названных костей относятся к лицевому отделу черепа (носовые, лобная, теменные, скуловые, затылочная, височные, челюстные)?

- Какая из перечисленных костей, является единственной подвижной костью черепа (носовая, лобная, теменная, височная, нижнечелюстная, затылочная, верхнечелюстная, скуловая) ?

- Найдите у себя на теле места расположения изучаемых костей.

V. Задание на дом:

Стр. 27 - 28

VI. Итог урока.

Тема: Скелет туловища.

Цели: а) углубить знания учащихся об опорно-двигательной системе, познакомить со строением скелета туловища;

б) развивать произвольное внимание у учащихся, умение слушать учителя, выделять главное;

в) обогащать словарный запас;

г) воспитывать устойчивый интерес к предмету.

Тип урока: комбинированный

Методы: словесный, наглядный, практический.

Оборудование: учебники, рабочие тетради, таблицы.

Ход урока.


I. Оргмомент.

- Психологический настрой.

- Объявление темы и цели урока.

II. Тренинг знаний.

а) Разминка.

1. Орган 6. Длинные кости

2. Система органов 7. Надкостница

3. Опорно-двигательная система 8. Состав кости

4. Что составляет скелет человека 9. Органические вещества

5. Как соединяются кости в скелете 10. Неорганические вещества

б) Выпишите четные числа начиная с наибольшего, а под ними соответствующие им буквы. Составьте слово и объясните его значение.

1 4 5 8 7 10 3 6 1 2

н е к е м ч о р а п - череп - скелет головы

в) Назовите отделы скелета головы.

мозговой

Отделы скелета головы

лицевой

г) Установите соответствие.

Отделы черепа Кости

1. Мозговой а) скуловые

2. Лицевой б) лобная

в) затылочная

г) носовые

д) височные

е) верхняя челюсть

ё) нижняя челюсть

ж) теменные

д) Выберите правильный ответ (работа в парах).

1) У человека в отличие от млекопитающих животных, лучше развит отдел:

· а) мозговой б) лицевой

2) В лицевом отделе черепа костей:

· а) 13 б) 14 в) 15

3) Отверстие наружного слухового прохода имеется в кости:

· а) теменной б) височной в) затылочной

4) Шов - это соединение костей:

· а) подвижные б) полу подвижные в) неподвижные.

- Физминутка.

III. Новая тема. Работа по опорной схеме

- Откройте тетради, запишите число, тему урока и перепишите схему.

Скелет туловища


Позвоночник или Грудная клетка

позвоночный столб 12 пар ребер,

33-34 позвонка:

тело, отростки.

Отделы:

шейный, грудной,

поясничный, крестцовый,

копчиковый.

- Внимательно обдумайте ответ и озвучьте схему у доски.

- Откройте учебники на стр. 29 и найдите ответы на вопросы.

Вопросы.


1. Как соединяются между собой позвонки?

2. С чем связано появление изгибов позвоночника?

3. Как ребра соединены с позвонками?

IV. Закрепление. Работа по карточкам (групповая работа).

- Составьте:

а) Скелет грудной клетки

б) Скелет позвоночника

V. Самостоятельная работа

- Работа с учебником стр. 31, задание 2.

VI. Итог урока.

Тема: Первая помощь при повреждениях скелета.

Цели: а) образовательная - усвоить понятия - растяжение, вывих, перелом; изучить основные виды помощи;

б) развивающая - развивать познавательные интересы, коммуникативные качества;

в) коррекционная - обогащать словарный запас;

г) воспитательная - воспитывать сознательное отношение к учебному труду.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: таблица, схемы, карточки с заданиями

Ход урока

I. Оргмомент

- Психологический настрой

- Объявление темы и цели урока

II. Тренинг знаний

а) Разминка.

1. Анатомия 6. Ядро и цитоплазма

2. Физиология 7. Белки, жиры, углеводы

3. Функция организма 8. Череп

4. Гигиена 9. Скелет

5. Клетка 10. Сустав

б) Ответы на вопросы (работа в группах).

1. Локтевой сустав образует кости:

а) кисти б) предплечья в) плечевая

2. Какими костями образован коленный сустав?

а) стопы б) бедренной в) берцовыми

в) Составьте слово и объясните его значение.

12 14 4 7 11 2 5 и а л т в к е

10 1 9 13 8 6 3 о с л щ у т е - скелет туловища

г) Работа по карточкам (работа в парах).

- Соберите систему органов. Составьте:

1) Скелет головы

2) Скелет верхней конечности

3) Скелет туловища

4) Скелет нижней конечности

- Физминутка.

III. Новая тема. а) Рассказ учителя с элементами беседы.

Работа по опорным схемам. Демонстрация наложения

- бинтовых повязок и шин


Повреждения скелета


Растяжение Вывихи Переломы

(повреждения связок) (смещение костей) (нарушение целостности кости)

Отек (опухоль), Сильная боль Сильная боль

иногда кровоизлияние,

сильная боль

Первая помощь


Холод (пузырь полный покой полная

со льдом); суставу (повязка неподвижность (шины),

тугая повязка или шина), если есть рана -

холод повязку

- Откройте учебник на стр. 35 - 36

- Прочитайте текст параграфа

IV. Закрепление

- А сейчас ответьте на ряд вопросов по листам взаимоконтроля.

Лист взаимоконтроля.

1. К повреждениям скелета относят - … …, …

2. В результате неловких движений или ушибов могут повреждаться связки. Такое повреждение сустава называют … .

3. Вывих - … … .

4. При ранениях, сильных ушибах, падениях происходят … костей, чаще конечностей.

5. При переломах необходима … … .

6. При вывихе полный покой суставу обеспечивает … или …

7. Пузырь со льдом или смоченное холодной водой полотенце нужно приложить при … .

- Сверьте свои ответы с ответами на лист взаимоконтроля.


Ответы на лист взаимоконтроля.


1. Растяжения, вывихи, переломы

2. Растяжением

3. Смещение костей

4. Переломы

5. Полная неподвижность

6. Повязка или шина

7. Растяжениях

V. Задание на дом

Выучить ос, прочитать параграф 10 и ответить на вопросы.

VI. Итог урока

Тема: Скелет конечностей

Цели: а) сформировать у учащихся знания о строении конечностей, их отделах, костях, образующих отделы и их присоединением к туловищу;

б) развивать умение анализировать, опираясь на имеющиеся знания, обобщать, делать выводы;

в) содействовать развитию логического мышления;

г) воспитывать устойчивый интерес к предмету.

Тип урока: комбинированный

Методы: Словесный, наглядный, практический.

Оборудование: учебники, рабочие тетради, опорные схемы, таблицы.

Ход урока

I. Оргмомент.

- Психологический настрой.

- Объявление темы и цели урока.

II. Актуализация прежних знаний.

а) Разминка.

1. Клетка 6. Опорно-двигательный аппарат

2. Ядро, цитоплазма, мембрана 7. Скелет

3. Ткань 8. Соединение костей

4. Орган 9. Кости

5. Система органов 10. Надкостница

б) Составьте слово и объясните его значение.

12 14 4 7 11 2 5 и а л т в к е

10 1 9 13 8 6 3 о с л щ у т е - скелет туловища

в) Назовите из чего состоит скелет туловища.

позвоночник

· Скелет туловища

грудная клетка

- Где расположен позвоночник?

- Чем он образован?

- Как образуется позвоночный канал?

- Что расположено в позвоночном канале?

г) Выберите правильный ответ (работа в парах).

1) В позвоночнике выделяют:

а) 4 отдела; б) 5 отделов; в) 6 отделов.

2) Обеспечивают гибкость позвоночнику прослойки ткани:

а) хрящевой; б) плотной.

3) Приподниматься во время вдоха и опускаться во время выдоха позволяет сочленение ребер с позвонками:

а) неподвижное; б) полу подвижное; в) подвижное.

4) Грудная клетка образована ребрами в количестве:

а) 10 пар б) 11 пар в) 12 пар

д) Продолжите цепочку (работа в группах).

· Позвоночник человека состоит из шейного отдела, …, …, … и … .

е) Работа с классом.

· Что является основой скелета человека?

1. Грудная клетка 3. Кости конечностей

2. Черепная коробка 4. Позвоночник

- Физминутка.

III. Новая тема.

а) Рассказ учителя с элементами беседы. Работа по опорной схеме.


Скелет конечностей.


верхних нижних

плечевой пояс свободная пояс свободная нижняя

верхняя нижней конечность

ключицы, конечность конечности

лопатки.бедро,

плечо, тазовые кости, голень,

предплечье, крестец.стопа.

кисть.

- Откройте учебники на стр. 32 - 34 и найдите ответы на вопросы.

Вопросы.

1. Как соединены кости верхней конечности и плечевого пояса?

2. Что поддерживают тазовые кости?

IV. Закрепление.

б) Работа в парах: ученики воспроизводят рассказ учителя по ос.

V. Самостоятельная работа. Заполните таблицу.

Кости поясов конечностей

Пояс верхней конечности

Пояс нижней конечности



Названия костей для заполнения таблицы: лучевая, бедренная, ключица, локтевая, берцовая, тазовые, грудная, позвонок, лопатка.

VII. Итог урока.

© 2010-2022