Конспект урока по теме Нервная система (8 класс)

Раздел Биология
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок № 1 Класс 8 Дата проведения: ________________

ТЕМА: Значение нервной системы, её строение и функции.

ЦЕЛИ: усвоить строение и классификацию нервной системы; строение нервной ткани, нейрона, серого и белого вещества, нервов, нервных узлов; сущность понятий «рефлекс», «рефлекторная дуга», их классификацию. Формировать умения: самостоятельно работать с текстом учебника, извлекать из него нужную информацию; логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме.

Оборудование: таблицы: схема строения нервной системы; «Нервные клетки и схема рефлекторной дуги».

ХОД УРОКА

Этапы урока

Содержание деятельности

Методы, формы, приемы работы

I Оргмомент

Приветствие, определение целей урока.

Психологический настрой

Беседа

II Проверка изученного материала

  1. Биологический диктант.

Учащиеся должны дать определение следующим понятиям: ткань; орган; железы внутренней секреции; гормоны.

1) Ткань - группа клеток, сходных по строению и происхождению, выполняющих определенную функцию и соединенных между собой межклеточным веществом.

2) Орган - часть тела, занимающая определенное место в организме, имеющая определенную форму и строение и выполняющая определенную функцию.

3) Железы внутренней секреции - железы, выделяющие свои секреты (гормоны) непосредственно в кровь.

4) Гормоны - это биологически активные вещества, которые вырабатываются железами внутренней секреции.

2. Учитель. Уже из курса 7 класса вам известно о рефлекторном принципе работы нервной системы.

- Вспомните, что такое рефлекс.

(Рефлекс - это ответная реакция организма на раздражение, осуществляемая при посредстве нервной системы.)

- Какие рефлексы вам известны? Приведите примеры.

(Рефлексы бывают безусловные и условные. Безусловные рефлексы передаются по наследству, поэтому их еще называют врожденными. Например, коснувшись горячего утюга, мы резко, не задумываясь, даже еще не почувствовав боли, отдергиваем руку. Сосательный, глотательный, хватательный - все это примеры безусловных рефлексов. Условные рефлексы - это рефлексы, приобретенные в результате жизненного опыта. Например, если человек неоднократно употреблял в пищу лимон, то через некоторое время у него выработается условный рефлекс - сильное слюноотделение - только при виде этого фрукта.)

Актуализация знаний

Биологический диктант

III Изучение нового материала.

  1. Новый материал изучается на основе поставленных вопросов:

- Каково значение нервной системы?

- Как можно подразделить нервную систему по топографическому признаку?

- Как подразделяется нервная система по функциональному признаку?

- Дайте характеристику соматической и вегетативной нервной системы.

Как результат изучения данной части нового материала учитель предлагает выполнить в тетради схему.

Схема 1 Схема 2

Конспект урока по теме Нервная система (8 класс)Конспект урока по теме Нервная система (8 класс)

- Какой тканью образована нервная система?

- Как устроена нервная ткань?

- Расскажите о строении нейрона.

- Чем представлено серое и белое вещество нервной системы?

Подводя итог данной части урока, учитель предлагает изобразить в тетради схему.

Схема 3

Конспект урока по теме Нервная система (8 класс)

Учитель продолжает беседу по прочитанному учащимися тексту.

- Как классифицируются нейроны согласно выполняемым ими функциям?

- Какие функции они выполняют?

В завершение учащиеся изображают в тетради схему.

Схема 4

Конспект урока по теме Нервная система (8 класс)

Учащиеся самостоятельно знакомятся с текстом учебника


Учащиеся делают запись в тетрадь.



Заполнение схемы, используя учебник

IV Закрепление знаний.

Беседа по вопросам к параграфу

- Что называется рефлекторной дугой?

(Рефлекторная дуга - это путь, по которому проходит нервный импульс от места своего возникновения до рабочего органа.)

Схема рефлекторной дуги:

Конспект урока по теме Нервная система (8 класс)

1 - рецепторы;

2 - чувствительный (афферентный, или сенсорный) нейрон;

3 - вставочный (промежуточный) нейрон;

4 - двигательный (эфферентный, или моторный) нейрон;

5 - окончания двигательного нейрона, расположенные в рабочем органе (мышце, или железе).

- Какими бывают рефлекторные дуги?

(Рефлекторные дуги бывают простыми и сложными. Простая рефлекторная дуга состоит из трех нейронов: чувствительного, вставочного и двигательного. Сложные рефлекторные дуги состоят из многих нейронов.)

Выполнение лабораторной работы: Изучение коленного рефлекса

Заполнение схемы




Выполнение лабораторной работы

V Заключительный

1. Подведение итогов урока. Рефлексия.

2. Д/з:

Записывают д/з, выставление оценок






  1. При некоторых заболеваниях у человека нарушается проведение возбуждения из спинного мозга в головной. В обратном направлении возбуждение проходит нормально. Ощущается ли при этом укол руки? Почему?

  2. Прикоснувшись к горячему предмету, люди обычно отдергивают руку. Однако при желании человек может заставить себя держать руку на этом предмете. Чем это можно объяснить?

  3. Кора полушарий головного мозга у большинства хордовых гладкая, а у млекопитающих, в том числе и у человека, имеет борозды и извилины. Какое это имеет значение?

  4. Известны случаи, когда человек, у которого полностью поражен спинной мозг, парализовано туловище и конечности, продолжает жить и заниматься умственным трудом. Объясните, почему у человека сохраняются сознание, мышление и другие психические процессы, а также работают внутренние органы, хотя у него выключен спинной мозг.

  5. Известны случаи вскармливания детенышей человека животными. Однако после возвращения в человеческое общество далеко не все из них научились говорить, вести себя, как люди. Почему?

  6. Общий план строения головного мозга, способность к образованию условных рефлексов, процессы возбуждения и торможения, взаимодействие между корой и другими элементами центральной нервной системы - все это является общим для высших животных и человека. Однако человек еще сумел пройти путь от собирания диких растений, охоты до использования атома и освоения космоса. Почему для человека это стало возможным?




© 2010-2022