Рабочая программа по экологии растений 6 класс

Настоящая рабочая учебная программа курса «Экология растений» для 6 класса II ступени обучения основной общеобразовательной школы составлена учителем и одобрена на заседании  естественно – математического М О  Рабочая программа направлена на развитие экологического образования школьников в процессе обучения биологии. Количество часов: всего 34 часов; в неделю 1 час..Данная программа является дополнением к программе курса 6 класса биологии .с целью расширения и углубления знаний по данному предме...
Раздел Биология
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ПЕРВОМАЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

«Рассмотрено» «Согласовано» « Утверждено» Руководитель МО Заместитель директора Директор МКОУ ________________ школы по УВР: ________________ ________________ _______________ А.В.Багадаев протокол № 1 С.В. Алганаева «____» ______2014 г. от «30_» 8 2014 г. «___» ______2014г.

Рабочая программа



Спец курс по биологии «Экология растений"

_Учитель: Новопашина И Н

Класс-6

Учебный год 2014-2015















с. Первомайское 2014 год

Пояснительная записка

Настоящая рабочая учебная программа курса «Экология растений» для 6 класса II ступени обучения основной общеобразовательной школы составлена учителем и одобрена на заседании естественно - математического М О Рабочая программа направлена на развитие экологического образования школьников в процессе обучения биологии. Количество часов: всего 34 часов; в неделю 1 час..Данная программа является дополнением к программе курса 6 класса биологии .с целью расширения и углубления знаний по данному предмету..

Цель: формирование представлений об экологии растений - как науке о взаимоотношениях между растительными организмами и окружающей их живой и неживой средой, о месте экологии растений в ботанической науке, об экологических принципах охраны природы и рационального природопользования.

Задачи:

Ø изучить особенности абиотических и биотических факторов среды и закономерности взаимосвязи растений с окружающей средой;

Ø изучить анатомо-морфологические особенности строения растений разных экологических групп;

Ø познакомить с жизненными формами растений и принципами их классификации.

Ø Познакомить с периодическими явлениями в жизни растений.

Учебно-тематический план

Название темы

Кол-во часов

Тема 1.

Экология растений: раздел науки и учебный предмет

Тема 2.

Свет в жизни растений

Тема 3.

Тепло в жизни растений

Тема 4.

Вода в жизни растений

Тема 5.

Воздух в жизни растений

Тема 6.

Почва в жизни растений

Тема 7.

Животные и растения

Тема 8.

Влияние растений друг на друга

Тема 9.

Грибы и бактерии в жизни растений

Тема 10.

Сезонные изменения растений

2 ч

Тема 11.

Изменение растений в течение жизни

Тема 12.

Разнообразие условий существования и их влияние на разные этапы жизни растений

Тема 13.

Жизненные формы растений

1 ч

Тема 14.

Растительные сообщества

Тема 15.

Охрана растительного мира

3 ч

Итого:

34 ч

Содержание программы

Тема 1. Экология растений: раздел науки и учебный предмет (2ч)

Экология как наука. Среда обитания и условия существования. Взаимосвязи живых организмов и среды. Особенности взаимодействия растений и животных с окружающей их средой. Экология растений и животных как учебный предмет.

Основные понятия. Среда обитания, условия существования, взаимосвязи, экология растений, растительные сообщества.

Тема 2. Свет в жизни растений (3ч)

Свет и фотосинтез. Влияние света на рост и цветение растений. Свет как экологический фактор. Экологические группы растений по отношению к свету. Приспособление растений к меняющимся условиям освещения.

Основные понятия: свет и фотосинтез, растения длинного дня, растения короткого дня, прямой солнечный свет, рассеянный свет, светолюбивые растения, теневыносливые и тенелюбивые растения.

Тема 3. Тепло в жизни растений (3ч)

Тепло как необходимое условие жизни растений. Значение тепла для прорастания семян, роста и развития растений. Температура как экологический фактор. Разнообразие температурных условий на Земле. Экологические группы растений по отношению к теплу. Приспособления растений к различным температурам. Выделение тепла растениями. Зависимость температуры растений от температуры окружающей среды.

Основные понятия: тепло - необходимое условие жизни, тепловые пояса, теплолюбивые растения.

Тема 4. Вода в жизни растений (3ч)

Вода как необходимое условие жизни растений. Значение воды для питания, охлаждения, расселения, для прорастания семян, роста и развития растений. Влажность как экологический фактор. Экологические группы растений по отношению к воде. Приспособление растений к различным условиям влажности.

Основные понятия: влажность, вода - необходимое условие жизни, влаголюбивые растения, засухоустойчивые растения, суккуленты, орошение, осушение.

Тема 5. Воздух в жизни растений (3ч)

Газовый состав и движение масс воздуха как экологические факторы в жизни растений. Значение для растений азота, кислорода и углекислого газа. Приспособление растений к извлечению азота, кислорода и углекислого газа из воздуха. Приспособление растений к опылению и распространению ветром.

Основные понятия: газовый состав воздуха, кислотные дожди, ветроустойчивые растения.

Тема 6. Почва в жизни растений (3ч)

Почва как необходимое условие жизни растений. Виды почв. Состав почвы. Экологические группы растений по отношению к разным свойствам почв. Плодородие почв. Действия человека, влияющие на качество почв.

Основные понятия: минеральные и органические вещества почвы, гумус, почвенное питание, плодородие почвы, солевыносливые (солеустойчивые) растения, органические и минеральные удобрения, эрозия почв.

Тема 7. Животные и растения (2ч)

Взаимное влияние животных и растений. Значение животных для опыления и распространения растений. Значение растений для животных. Растения-хищники.

Основные понятия: растительноядные животные, растения-хищники, животные-опылители и распространители семян растений. Тема 8. Влияние растений друг на друга (1ч)

Прямое и опосредованное влияние растений друг на друга. Различные формы взаимодействия между растениями. Конкуренция между растениями по отношению к различным экологическим факторам.

Основные понятия: растения-паразиты, конкуренция, прямое влияние.

Тема 9. Грибы и бактерии в жизни растений (2ч)

Роль грибов и бактерий в жизни растений. Круговорот веществ и непрерывность жизни. Бактериальные и грибные болезни растений.

Основные понятия: сапротрофы, паразиты, круговорот веществ, микориза, фитофтороз.

Тема 10. Сезонные изменения растений (2 ч)

Приспособленность растений к сезонам года. Листопад и его роль в жизни растений. Озимые и яровые однолетники. Глубокий и вынужденный покой. Фенологические фазы растений и влияние на них климата и погоды.

Основные понятия: лесная подстилка, озимые однолетники, глубокий и вынужденный покой, весеннее сокодвижение, яровые однолетники, фенология, фенологические фазы.

Тема 11. Изменение растений в течение жизни (1ч)

Периоды жизни и возрастные состояния растений. Значение различных экологических факторов для растений разных периодов жизни и возрастных состояний. Причины покоя семян. Условия обитания и длительность возрастных состояний растений.

Основные понятия: периоды течения жизни растений, период покоя, период молодости, период зрелости.

Тема 12. Разнообразие условий существования и их влияние на разные этапы жизни растений (2ч)

Разнообразие условий существования растений. Жизненное состояние растений как показатель условий их жизни. Уровни жизненного состояния растений.

Основные понятия: условия существования, жизненное состояние растений, широкая и узкая приспособленность

Тема 13. Жизненные формы растений (1 ч)

Разнообразие жизненных форм растений. Разнообразие деревьев разных климатических зон. Жизненные формы растений своей местности.

Основные понятия: широколиственные, мелколиственные, хвойные деревья; суккулентные стеблевые деревья; бутылочные и розеточные деревья; деревья-душители и деревья-рощи.

Тема 14. Растительные сообщества (3ч)

Растительные сообщества, их видовой состав. Естественные и искусственные растительные сообщества. Устойчивость растительных сообществ. Взаимное влияние растений друг на друга в сообществе. Количественные соотношения видов в растительном сообществе. Строение растительных сообществ: ярусность, слоистость, горизонтальная расчлененность. Суточные и сезонные изменения в растительных сообществах.

Основные понятия: растительные сообщества, устойчивость растительных сообществ, видовой состав, разнообразие растений, ярусность, смены растительных сообществ.

Тема 15. Охрана растительного мира (3 ч)

Обеднение видового разнообразия растений. Редкие и охраняемые растения. Охраняемые территории. Редкие и охраняемые растения своей местности.

Основные понятия: редкие растения, охраняемые растения, Красная книга, охраняемые территории.

Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса по курсу «Экология растений»

1. Называть основные экологические факторы в жизни растений.

2. Описывать различные условия существования, периоды жизни и возрастные состояния растений.

3. Приводить примеры различных растительных сообществ и их видового состава, различных жизненных форм растений.

4. Описывать и объяснять приспособление растений к различным экологическим факторам и влияние экологических факторов на жизнедеятельность растений.

5. Давать характеристику различным растительным сообществам, взаимосвязям внутри растительного сообщества, различным сезонным изменениям растений.

6. Определять антропогенное влияние на растительные сообщества, уровни жизненного состояния растений.

7. Объяснять значение различных экологических факторов для растений разных периодов жизни и возрастных состояний; для устойчивости растительных сообществ, видового разнообразия растений, разнообразия растительных сообществ.

8. Объяснять роль и значение растений, грибов и бактерий в круговороте веществ и непрерывности жизни.

9. Объяснять роль человека в охране растительного мира, в сохранении биоразнообразия растений.

10. Уметь прогнозировать изменения в развитии растительных сообществ и отдельных растений под воздействием усилившейся антропогенной нагрузки.

11. Применять знания об экологических факторах для повышения выживаемости комнатных и сельскохозяйственных растений.

Календарно-тематическое планирование

Раздел, тема урока

Дата

Примечание


Тема 1. Экология растений: раздел науки и учебный предмет (2ч)



1

Вводный инструктаж по т/б. Экология как наука и учебный предмет. Организм и среда обитания.



2

Живой организм, его среда обитания и условия существования.




Тема 2. Свет в жизни растений (3ч)



3

Свет и фотосинтез. Влияние света на рост и цветение растений.



4

Свет как экологический фактор. Экологические группы растений по отношению к свету.



5

Приспособление растений к меняющимся условиям освещения.




Тема 3. Тепло в жизни растений (3ч)



6

Тепло как необходимое условие жизни растений. Значение тепла для растений.



7

Изучение сельскохозяйственных растений, наиболее приспособленных к выращиванию в своей местности.



8

Температура как экологический фактор. Экологические группы растений по отношению к теплу.




Тема 4. Вода в жизни растений (3ч)



9

Вода как необходимое условие жизни растений.



10

. Изучение приспособленности растений своей местности к условиям влажности.



11

Влажность как экологический фактор.




Тема 5. Воздух в жизни растений (3ч)



12

Газовый состав и движение масс воздуха как экологические факторы в жизни растений.



13

Значение для растений азота, кислорода и углекислого газа. Приспособление растений к извлечению азота, кислорода и углекислого газа из воздуха.



14

Приспособление растений к опылению и распространению ветром.




Тема 6. Почва в жизни растений (3ч)



15

Почва как необходимое условие жизни растений. Виды почв. Состав почвы.



16

Экологические группы растений по отношению к разным свойствам почв.



17

Плодородие почв. Действия человека, влияющие на качество почв.




Тема 7. Животные и растения (2ч)



18

Взаимное влияние животных и растений. Значение животных для опыления и распространения растений.



19

Значение растений для животных. Растения-хищники.




Тема 8. Влияние растений друг на друга (1ч)



20

Прямое и опосредованное влияние растений друг на друга. Различные формы взаимодействия между растениями.




Тема 9. Грибы и бактерии в жизни растений (2ч)



21

Роль грибов и бактерий в жизни растений. Круговорот веществ и непрерывность жизни.



22

Бактериальные и грибные болезни растений.




Тема 10. Сезонные изменения растений (2 ч)



23

Приспособленность растений к сезонам года.



24

Фенологические фазы растений и влияние на них климата и погоды.




Тема 11. Изменение растений в течение жизни (1ч)



25

Периоды жизни и возрастные состояния растений.




Тема 12. Разнообразие условий существования и их влияние на разные этапы жизни растений (2ч)



26

Разнообразие условий существования растений. Жизненное состояние растений как показатель условий их жизни.



27

Воздействие человека на растительность.




Тема 13. Жизненные формы растений (1 ч)



28

Разнообразие жизненных форм растений.




Тема 14. Растительные сообщества (3ч)



29

Растительные сообщества, их видовой состав, количественные соотношения видов.



30

Строение растительных сообществ.



31

Суточные и сезонные изменения в растительных сообществах.




Тема 15. Охрана растительного мира (3 ч)



32

Обеднение видового разнообразия растений. Редкие и охраняемые растения



33

Охраняемые территории. Редкие и охраняемые растения своей местности.



34

Охраняемые территории России









Учебно-методические пособия:

1 )Книга для чтения по ботаники составитель С А Молис Москва «Просвещения» 1981

2 )Определитель растений П Второв Н Н Дроздов Москва «Просвещение»1980 год

3) Поурочные разработки составитель О А Пепеляева И В Сунцова Москва «ВАКО»2006

4)Методика преподавания в школе И Х Шарова С П Шаталова «АЙРИС-ПРЕСС»2006г

5) Я иду на урок ботаники Москва «Первое сентября»2001год составитель Н Г Иванова

Используемый учебник Экология растений: 6 класс: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ А. М. Былова, Н. И. Шорина; под ред. Н. М. Черновой. - 2-е изд., испр. - М. Вентана-Граф, 2009, - 192 с.: ил.



© 2010-2022