- Преподавателю
- Биология
- Рабочая программа по биологии 6класс
Рабочая программа по биологии 6класс
Раздел | Биология |
Класс | 6 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Мамонтова Л.А. |
Дата | 03.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Адаптированная рабочая программа для 6 класса (Биология)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Календарно-тематическое планирование составлено на основании учебного плана, программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Авторы: Естествознание. 6-9 классы (Т. М. Лифанова, С. А. Кустова) М.: «Просвещение», 2006. Допущена МО РФ и учебника Биология. Неживая природа. 6 класс : учеб. Для спец. (коррекц.) образоват. Учреждений VIII вида. /А.И, Никишов. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2011.- 200 с.: ил.
Количество часов 68 (2 часа в неделю), что соответствует учебному плану.
Новое содержание образования предполагает вариативность, определяемую альтернативными учебными программами и учебниками, что позволит учитывать типологические и индивидуальные возможности школьников со сниженным интеллектом и эффективнее решать на практике задачу их адаптации в современном обществе. Эти требования повлекли за собой и перестройку школьного курса естествознания.
Данная программа существенно отличается от традиционной, в течение многих лет апробированной. В предлагаемом варианте программы больше внимания уделено правилам отношения к природе, вопросам рационального природопользования, более широко показано практическое применение естествоведческих знаний.
Изучение природоведческого материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового и полового воспитания школьников.
В 6 классе («Неживая природа») учащиеся узнают, чем живая природа отличается от неживой, из чего состоят живые и неживые тела, получают новые знания об элементарных физических и химических свойствах и использовании воды, воздуха, полезных ископаемых и почвы, о некоторых явлениях неживой природы.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
• отличительные признаки твердых тел, жидкостей и газов;
• отличительные признаки основных полезных ископаемых, песчаной и глинистой почвы;
• некоторые свойства твердых, жидких и газообразных тел на примере воды, воздуха, металлов: расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, способность хорошо или плохо проводить тепло.
Учащиеся должны уметь:
• обращаться с простым лабораторным оборудованием;
• определять температуру воздуха, воды;
• проводить несложную обработку почвы на пришкольном участке.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Название темы
Количество часов
1
Введение
2
2
Вода
17
3
Воздух
15
4
Полезные ископаемые
21
5
Почва
15
итого
70
№ урока
Содержание
Кол-во
часов
Дата
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Демонстрационные опыты
Практическая работа
Коррекционная работа
План
Факт
1
Живая и неживая природа
1
Учащиеся должны знать: отличительные признаки живых и неживых тел.
Уметь отличать: живые и неживые предметы.
Демонстрация живых и неживых объектов природы
Формирование умений сравнивать, дифференцировать понятия
2
Твердые тела, жидкости и газы
1
Учащиеся должны знать:
-
отличительные признаки твердых тел, жидкостей и газов.
Уметь: отличать твердые тела от жидкостей и газов
Демонстрация твердых тел (камни, песок, глина, полезные ископаемые), жидкостей (бензин, нефть, керосин, вода), газов (пар). Превращение воды в газообразное вещество и в жидкое (Кипение воды и конденсация)
Учить связному высказыванию
3
Вода в природе
1
Знать: местонахождение воды в природе
Обнаружение воды в почве, листьях растений, семенах.
Формирование умения работы с текстом учебника.
Развитие наблюдательности и зрительного восприятия.
4
Вода - жидкость
1
Знать: Свойства воды: непостоянства формы, текучесть. Водяной пар.
Уметь: обращаться с простейшим лабораторным оборудованием.
Опыт № 1 «Определение текучести воды»
Формирование наблюдательности при проведении опытов, умение делать выводы по проделанной работе.
5
Температура воды.
1
Знать: виды термометров.
Уметь: обращаться с простейшим лабораторным оборудованием
Опыт № 2 «Измерение температуры питьевой холодной воды, горячей и теплой воды, используемой для мытья посуды и других целей»
Развитие памяти, внимания, умение давать ответы на вопросы после проведения опытов.
Формирование практических навыков измерения температуры воды
6
Изменение уровня воды
1
Знать: свойства воды при нагревании и охлаждении.
Расширение воды при нагревании и сжатие при охлаждении. (с.25)
Развитие речи при ответах на вопросы.
Развитие зрительного восприятия.
7
Изменение состояния воды при замерзании
1
Знать свойства воды при замерзании: Расширение воды при нагревании, сжатие при охлаждении
Расширение воды при замерзании.
Формирование наблюдательности, внимания, развитие мыслительных процессов (синтез, анализ).
8
Лед - твердое тело
1
Знать: отличительные признаки льда от воды.
Уметь: обращаться с простейшим лабораторным оборудованием
Опыт № 3 «Лед - легче воды»
Формирование наблюдательности, умения делать выводы при проведении опытов
9
Превращение воды в пар
1
Знать: Три состояния воды, пар, паровой двигатель
Превращение воды в пар.
Формирование умений сравнивать и делать выводы
10
Кипение воды
1
Знать: использование пара человеком.
Работа пара.
Формирование наблюдательности, развитие памяти, внимания при проведении опытов
11
Три состояния воды в природе
1
Знать:отличительные признаки твердых тел, жидкостей и газов; круговорот воды
Формирование мыслительных процессов(синтез, анализ), умнение работать с текстом учебника.
12
Вода - растворитель
1
Знать: Растворимые в воде вещества, фильтр.
Уметь обращаться с простейшим лабораторным оборудованием
Опыт № 4 «Растворение соли, сахара в воде»
Формирование наблюдательности, развитие памяти, внимания при проведении опытов
13-14
Водные растворы и их использование
Природные растворы
2
Знать определение раствор, растворитель, водный раствор.
Приготовление водного раствора удобрений
Развитие мыслительных процессов (анализа и синтеза)
15
Нерастворимые в воде вещества
1
Знать нерастворимые в воде вещества,
Уметь: обращаться с простейшим лабораторным оборудованием
Опыт № 5 «Нерастворимость мела в воде»
Развитие наблюдательности, умения делать выводы
16
Чистая и мутная вода
1
Знать: Вода прозрачная, мутная, минеральная, чистая
Уметь: обращаться с простейшим лабораторным оборудованием
Опыт № 6 «Отстаивание мутной воды после взбалтывания»
Развитие наблюдательности, умения делать выводы
17
Питьевая вода.
1
Знать: отличительные признаки питьевой, колодезной, воды из рек и озер и способы их очистки.
Формирование связного высказывания с опорой на вопросы
18
Использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве.
1
Знать: Использование воды, пресная вода, охрана воды, очистные сооружения
Развитие слухового восприятия, умения работать с текстом учебника.
19
Что мы узнали о воде
1
Проверка знаний и умений по теме «Вода»
Развитие умения отвечать на вопросы, формирование долговременной памяти
20
Воздух в природе
1
Знать: отличительные признаки твердых тел, жидкостей и газов;
Уметь: обращаться с простейшим лабораторным оборудованием
Опыт № 7 «Обнаружение воздуха в пористых телах»
Формирование умения работы с лабораторным оборудованием, развитие мыслительных процессов(синтез, анализ)
21
Воздух занимает место
1
Знать: Свойства воздуха,
Уметь: обращаться с простейшим лабораторным оборудованием
Опыт № 8 «Объём воздуха в какой-либо ёмкости»
Формирование умений сравнивать, делать выводы
22
Воздух сжимаем и упруг
1
Знать: Сжимаемость воздуха, упругость
Уметь: обращаться с простейшим лабораторным оборудованием
Опыт № 9 «Упругость воздуха»
Формирование умения доказывать, делать выводы после проведения опытов
23
Воздух - плохой проводник тепла
1
Знать: Теплопроводность воздуха
Уметь: обращаться с простейшим лабораторным оборудованием
Опыт № 10 «Воздух - плохой проводник тепла»
Развитие умения связно высказываться при ответах на вопросы
24
Расширение воздуха при нагревании, сжатие при охлаждении
1
Знать: Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении
«Расширение воздуха при нагревании, сжатие при охлаждении
Развитие умения доказывать свою точку зрения
25
Теплый воздух легче холодного
1
Знать: движение воздуха
Движение воздуха, наблюдение за пламенем свечи.
Развитие умения работать с учебником, находить в тексте ответы на вопросы учителя.
Развитие наблюдательности
26
Движение воздуха в природе
1
Знать: ветер, ураган, шторм
Развитие наблюдательности, умения делать выводы, умения работать с текстом учебника
27
Состав воздуха
1
Знать: Смесь газов
Развитие умения составлять связное высказывание по рисунку
28
Кислород и его значение в жизни растений, животных и человека.
1
Знать: свойства кислорода, его значение
«Получение кислорода»
Развитие умения сопоставлять свойства кислорода и описанный в тексте опыт
29
Углекислый газ
1
Знать: свойства углекислого газа
«Получение углекислого газа»
Развитие наблюдательности при проведении опытов
30
Применение углекислого газа
1
Знать: свойства и применение углекислого газа
Развитие наблюдательности, умения делать выводы, развитие мыслительных процессов (синтез, анализ, сравнение)
31
Значение воздуха
1
Знать: значение кислорода, воздуха, озеленение
Развитие речи при ответах на вопросы учителя
32
Чистый и загрязненный воздух
1
Знать: чистый. загрязненный воздух, способы очистки.
Уметь: применять в классе способы очитки воздуха.
Развитие познавательных процессов, умение работать с текстом учебника.
33
Охрана воздуха
1
Знать: способы охраны воздуха
Формирование навыков самостоятельной работы с текстом, развитие связной
34
Что мы узнали о воздухе
1
Повторительно-обобщающий урок по теме воздух
Развитие познавательных процессов при повторении пройденного материала
35
Что такое полезные ископаемые
1
Знать: местонахождение в природе полезных ископаемых характерные признаки полезных ископаемых;
Уметь: находить месторождения полезных ископаемых на карте
Карта полезных ископаемых
Развитие слухового, зрительного анализатора, умение работать с картой.
36
Полезные ископаемые, используемые в строительстве
1
Знать: Полезные ископаемые, используемые в строительстве
Уметь: находить в коллекции
Коллекция полезных ископаемых используемых в строительстве
Формирование наблюдательности, мыслительных процессов (синтез, анализ)
37
Гранит.
1
Знать: свойства и применение гранита
Коллекция полезных ископаемых.
Развитие связной речи
38
Известняки.
1
Знать: особенности строения, свойства и применение известняков.
Уметь находить их в коллекции полезных ископаемых.
Коллекция: Обыкновенный известняк, мел, мрамор.
Развитие познавательного интереса, мыслительных процессов (синтез, анализ)
39
Песок и глина.
1
Знать: свойства и применение песка и глины
Коллекция полезных ископаемых (песок, глина) и изделий из него.
Свойства песка и глины
Развитие наблюдательности, связной речи.
40
Горючие полезные ископаемые.
1
Знать: свойства и применение горючих полезных ископаемых.
Определение некоторых свойств горючих полезных ископаемых:
влагкоемкость торфа и хрупкость каменного угля.
Развитие познавательных процессов
41
Торф.
1
Знать: свойства и применение торфа
Уметь: находить его в коллекции полезных ископаемых.
Коллекция полезных ископаемых (торф).
Опыт № 11 «Влагоемкость торфа»
Развивать умения составлять рассказ по плану
42
Каменный уголь.
1
Знать свойства и применение каменного угля.
Уметь: находить его в коллекции полезных ископаемых.
Демонстрация Антрацит, обыкновенный каменный уголь, бурый уголь.
Опыт № 12 «Хрупкость каменного угля»
Наблюдение за сгоранием каменного угля.
Развивать умения составлять рассказ по плану
43
Нефть.
1
Знать свойства и применение нефти.
Уметь: находить её в коллекции полезных ископаемых.
Демонстрация: Нефть, бензин, керосин.
Развитие умения составлять рассказ по плану, наблюдательности.
44
Природный газ.
1
Знать свойства и применение природного газа
Развивать умения составлять рассказ по плану
45
Полезные ископаемые, из которых получают минеральные удобрения.
1
Знать: полезные ископаемые, из которых получают минеральные удобрения.
Уметь: находить их в коллекции полезных ископаемых.
Коллекция минеральных удобрений.
Формирование наблюдательности, мыслительных процессов (синтез, анализ, сравнение)
46
Калийная соль.
1
Знать: Внешний вид, свойства, добычу, использование калийной соли.
Уметь: находить их в коллекции полезных ископаемых.
Коллекция Калийная руда, калийная соль
Опыт № 13 «Определение растворимости калийной соли»
Развивать умения составлять рассказ по плану.
Формирование мыслительных процессов (синтез, анализ, сравнение)
47
Фосфориты и получаемые из них фосфорные удобрения.
1
Знать: Внешний вид, свойства, добыча, использование фосфоритов.
Демонстрация коллекции: Фосфориты, фосфоритовая мука, суперфосфат.
Формирование наблюдательности, мыслительных процессов (синтез, анализ, сравнение)
48
Полезные ископаемые, применяемые для получения металлов.
1
Знать: внешний вид, свойства, получение металлов.
Уметь: находить их в коллекции полезных ископаемых
Коллекция: Руды, драгоценный металл, сплав
Развитие умений отвечать Формирование наблюдательности, мыслительных процессов (синтез, анализ, сравнение)полными ответами
49
Железные руды.
1
Знать: внешний вид, свойства, получение черных металлов.
Уметь: находить их в коллекции полезных ископаемых
Коллекция Железные руды, магнитный, красный, бурый железняки, рудники.
Развивать умения составлять рассказ по плану
Формирование наблюдательности, мыслительных процессов (синтез, анализ, сравнение)
50
Черные металлы. Чугун
1
Знать: черные металлы, внешний вид и свойства чугуна.
Уметь: находить его в коллекции полезных ископаемых
Коллекция.
Чугун.
Развитие внимания, памяти при изучении нового материала
51
Сталь
1
Знать: свойства и применение стали, изделия из стали.
Коллекция. Сталь.
Формирование наблюдательности, мыслительных процессов (синтез, анализ, сравнение)полными ответами
52
Медная и алюминиевая руды.
1
Знать: свойства, применение, получение меди и алюминия.
Уметь находить их в коллекции полезных ископаемых
Коллекция. Алюминий.
Учить умению сравнивать, анализировать.
53
Алюминий.
1
Знать: свойства, применение, получение алюминия.
Уметь находить его в коллекции полезных ископаемых
Коллекция Алюминий
Развивать память, внимание при изучении нового материала
54
Медь и олово
1
Знать: свойства, применение, получение меди и олова.
Уметь находить их в коллекции полезных ископаемых
Коллекция. Медь. Олдово.
Формирование наблюдательности, мыслительных процессов (синтез, анализ, сравнение)полными ответами
55
Что мы узнали о полезных ископаемых
1
Знать свойства, применение, получение полезных ископаемых
Уметь находить их в коллекции полезных ископаемых
Коллекции полезных ископаемых
Распознавание полезных ископаемых.
Практическая работа.
Формирование наблюдательности, долговременной памяти мыслительных процессов (синтез, анализ, сравнение)полными ответами
56
Что называют почвой
1
Знать: Почва, плодородие
Учить работать с иллюстрациями в учебнике, составлять рассказ
57
Состав почвы.
Экскурсия к почвенным обнажениям
1
Знать: состав почвы
Уметь его определять
Развитие наблюдательности
Составление отчета по экскурсии.
58
Перегной - органическая часть почвы
1
Знать: Перегной, органические вещества, неорганические вещества
.
Опыт № 14
«Выделение воздуха и воды»
Развитие умений наблюдать и делать выводы при проведении опытов
59
Песок и глина, минеральная часть почвы
1
Знать неорганическую часть почвы, почвы глинистые, песчаные, черноземные
Обнаружение в почве песка и глины
Просачивание воды в черноземной почве
Опыт № 15 «Глина тяжелее песка»
Формирование умений доказывать и приводить примеры.
Развитие умений наблюдать и делать выводы при проведении опытов
60
Минеральные соли в почве
1
Знать: состав почвы
Обнаружение минеральных солей
Развивать умение анализировать, сравнивать
61
Различие почв по их составу
1
Знать: состав почвы
Уметь определять вид почвы
Развитие наблюдательности
62
Как проходит вода в разные почвы
1
Знать: состав почвы.
Определение способности песчаных и глинистых почв впитывать воду и пропускать ее.
Формирование умений правильно отвечать на вопросы учителя
63
Испарение воды из почвы
1
Знать: свойства воды, состав почвы
Формирование умений делать выводы
64
Весенняя (предпосевная обработка почвы)
Практическая работа Вскапывание лопатой, боронование граблями
1
Знать: способы обработки почвы.
Уметь: вскапывать почву
Пр. р. Вскапывание лопатой, боронование граблями.
Учить применять теоретические знания в практической деятельности
65
Осенняя (основная) обработка почвы
1
Знать: способы обработки почвы.
Уметь: вскапывать почву
Пр. р. Вскапывание лопатой, боронование граблями
Учить применять теоретические знания в практической деятельности
66
Практическая работа Вскапывание приствольных кругов деревьев и кустарников
1
Знать: способы обработки почвы.
Уметь: вскапывать почву
Пр. р. Вскапывание лопатой, боронование граблями
Учить применять теоретические знания в практической деятельности
67-68
Охрана почв
1
Знать: способы охраны почвы
Развитие познавательных процессов
69-70
Что мы узнали о почве
1
Знать свойства почвы и уметь проводить несложную обработку почвы на пришкольном участке.
Развитие познавательных процессов при повторении и закреплении пройденного материала