Проект: Сохраним ООПТ «Березовая роща»

Цель моего проекта:  Определить  принципы  и главные  направления природоохранной деятельности по сохранению   и восстановлению ООПТ «Березовая роща»; Задачи проекта:  Подобрать методики для проведения исследований; Провести  инвентаризацию ООПТ и составить  паспорт ; Провести  мониторинг  состояния  лесонасаждений находящихся на территории ООПТ «Березовая роща»; Разработать  и  провести    природоохранные   мероприятия, акции по  экологическому воспитанию Подготовить  и  провести  акции по  эко...
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Анкета -заявка

участника Национального конкурса в области сохранения природного наследия российских регионов

"Природное наследие нации -2013"

Владимирская область, Вязниковский район

Управление образования администрации Вязниковского района

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Сергеевская средняя общеобразовательная школа»

Национальный конкурс "Природное наследие нации -2013"

Номинация

"Сохранение ключевых природных территорий, отражающих ландшафтное разнообразие региона и имеющих важное значение для идентификации и сохранения эталонов зональных, характерных, редких и находящихся под угрозой исчезновения геосистем на уровне местностей, урочищ и их региональных сочетаний(леса, охраняемые природные территории, реки, озера и другие природные объекты российских регионов)"

Проект:

Сохраним ООПТ «Березовая роща»

Автор: Фролова Александра Дмитриевна, учитель биологии

МБОУ «Сергеевская сош»

601431, Владимирская область, Вязниковский район, деревня Сергеево, улица Центральная, д.2а.

телефон -89190006877

электронный адрес [email protected]

дата рождения -13.10.1955г.

10.02.2014 г.

Тезисы

Владимирская область, Вязниковский район

Управление образования администрации Вязниковского района

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Сергеевская средняя общеобразовательная школа»

Национальный конкурс "Природное наследие нации -2013"


Проект:


Сохраним ООПТ «Березовая роща»

Автор: Фролова Александра Дмитриевна, учитель биологии

МБОУ «Сергеевская сош»

601431, Владимирская область, Вязниковский район, деревня Сергеево, улица Центральная, д.2а.

телефон -89190006877

электронный адрес [email protected]

дата рождения -13.10.1955г.


2013 год

Цель моего проекта:

Определить принципы и главные направления природоохранной деятельности по сохранению и восстановлению ООПТ «Березовая роща»;

Задачи проекта:

  • Подобрать методики для проведения исследований;

  • Провести инвентаризацию ООПТ и составить паспорт ;

  • Провести мониторинг состояния лесонасаждений находящихся на территории ООПТ «Березовая роща»;

  • Разработать и провести природоохранные мероприятия, акции по экологическому воспитанию

  • Подготовить и провести акции по экологическому просвещению населения, выступления перед населением и в средствах массовой информации.

Сроки реализации проекта: 2002-2013 год.

Участники проекта: учащиеся МБОУ «Сергеевская СОШ» и их родители, население поселка Центральный и деревни Сергеево.

Этапы реализации проекта:

1 этап - аналитический

Задача этапа: анализ состояния ООПТ «Березовая роща» и её изучение.

2 этап - организационный

Задачи этапа: организация теоретической и практической подготовки для выполнения проекта; подбор методик для проведения исследований, разработка планов работы по изучению и сохранению березовой рощи.

3 этап - практическая деятельность

Задачи этапа: проведение исследований и мероприятий по сохранению и восстановлению ООПТ «Березовая роща» .

4 этап - итоговый, диагностический

Задачи этапа: определение результата практической деятельности по изучению, сохранению и восстановлению рощи, разработка тактики последующих действий.


Оценка результативности проекта

1.Выбранные методики позволили учащимся провести детальное изучение ООПТ «Березовая роща».

2.Благодаря нашим исследованиям естественных объектов мы получили реальную и достоверную информацию о состоянии ООПТ «Березовая роща» .

3.Учащиеся , выполнявшие исследовательские работы , представляли их на районных и областных конкурсах исследовательских работ по экологии.

3.Жители поселка Центральный и деревни Сергеево стали бережнее относиться к особо охраняемой природной территории, расположенной на их территории.
4.Совместная учебно-познавательная, творческая и практическая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности была направлена на достижение общего результата -сохранение и восстановление ООПТ.

5. Посредством экологических рейдов мы удостоверились в пагубном антропогенном влиянии на ООПТ «Березовая роща» и окружающую среду.
6. В процессе реализации данного проекта совершенствовались формы сотрудничества между учениками, учениками и взрослыми на основе равноправного партнерства, опираясь на

способности, склонности, интересы, субъектный опыт каждого, возможность реализовать себя в теоретической и практической деятельности. Благодаря чему учащиеся, родители, учителя школы и жители приобрели навыки выполнения совместной практической социально значимой работы, которая была построена на базе экологического сознания.

7.На основании полученных результатов разработаны конкретные мероприятия по сохранению и восстановлению ООПТ.

7.Опыт организации исследовательской деятельности в школе представлялся на уровне районного методического объединения учителей биологии, на областных экологических конференциях, на сайте ВИПКРО.
























Владимирская область, Вязниковский район

Управление образования администрации Вязниковского района

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Сергеевская средняя общеобразовательная школа»

Национальный конкурс "Природное наследие нации -2013"

Номинация

"Сохранение ключевых природных территорий, отражающих ландшафтное разнообразие региона и имеющих важное значение для идентификации и сохранения эталонов зональных, характерных, редких и находящихся под угрозой исчезновения геосистем на уровне местностей, урочищ и их региональных сочетаний(леса, охраняемые природные территории, реки, озера и другие природные объекты российских регионов)"



Проект:


Сохраним ООПТ «Березовая роща»

Автор: Фролова Александра Дмитриевна, учитель биологии

МБОУ «Сергеевская сош»

601431, Владимирская область, Вязниковский район, деревня Сергеево, улица Центральная, д.2а.

телефон -89190006877

электронный адрес [email protected]

дата рождения -13.10.1955г.


2013 год


Оглавление

  1. География проекта____________________3

  2. Актуальность________________________3

3.Цель проекта _________________________4

5.Задачи_______________________________4

6.Сроки реализации______________________4

7.Участники проекта_____________________4

8.Этапы реализации_____________________4

9.Ожидаемые результаты_________________5

10.Формы реализации проекта_____________5

11.Деятельность по выполнению проекта____6-10

12.Оценка результативности проекта________11

15.Приложения_________________________12-20








-3-

1.География проекта

1.Характеристика образовательного учреждения.

МБОУ «Сергеевская средняя общеобразовательная школа» Вязниковского района, Владимирской области. Основана в 1909 году.

  • 1919 -1930 - народная трудовая школа 1 ступени

  • 1930-1939 - начальная школа 1 ступени

  • 1939-1963 - семилетняя школа

  • 1963 - 1990 - восьмилетняя школа

  • 1990 -1995 - восьмилетняя школа

  • 1995 и по настоящее время - средняя общеобразовательная школа.

В школе обучается 130 учащихся. Режим занятий - одна смена, шестидневная рабочая неделя (кроме 1 класса).

В настоящее время в школе 9 классов - комплектов, 10 и 11 классов нет.

2.Актуальность.

Одной из прогрессивных форм обучения в современных условиях является исследовательская деятельность учащихся. Она повышает мотивацию к активной творческой деятельности, формирует умения самостоятельно добывать новые знания. Важно, чтобы пройдя все этапы школьного обучения, выпускник приобрел новый подход к пониманию окружающего мира, создающий особый тип мышления - исследовательский и творческий.

Исследовательская деятельность - одна из самых эффективных форм работы по изучению экологии, экологическому воспитанию детей. В ходе исследований происходит непосредственное общение обучающихся с природой, приобретаются навыки, и накапливается опыт научных экспериментов, развивается наблюдательность, пробуждается интерес к изучению конкретных экологических вопросов.

Выполнение различных исследовательских проектов в природной обстановке позволяет ребятам активно приобщаться к изучению природных сред, экологических систем своего микрорайона, участвовать в научно-практических конференциях, обмениваться результатами исследований с ребятами из других школ, работающим по этим же проблемам.

В 1986 году решением областного совета народных депутатов березовая роща, расположенная в микрорайоне школы, была признана государственным памятником природы областного значения и получила статус особо охраняемой природной территории - ООПТ «Березовая роща» (Выписка из решения №143п/4 от 25.02.1986 г.).

-4-

3.Цель моего проекта:

Определить принципы и главные направления природоохранной деятельности по сохранению и восстановлению ООПТ «Березовая роща»;

4.Задачи проекта:

  • Подобрать методики для проведения исследований;

  • Провести инвентаризацию ООПТ и составить паспорт ;

  • Провести мониторинг состояния лесонасаждений находящихся на территории ООПТ «Березовая роща»;

  • Разработать и провести природоохранные мероприятия, акции по экологическому воспитанию

  • Подготовить и провести акции по экологическому просвещению населения, выступления перед населением и в средствах массовой информации.

5.Сроки реализации проекта: 2002-2013 год.

6.Участники проекта: учащиеся МБОУ «Сергеевская СОШ» и их родители, население поселка Центральный и деревни Сергеево.

7. Этапы реализации проекта:

1 этап - аналитический

Задача этапа: анализ состояния ООПТ «Березовая роща» и её изучение.

2 этап - организационный

Задачи этапа: организация теоретической и практической подготовки для выполнения проекта; подбор методик для проведения исследований, разработка планов работы по изучению и сохранению березовой рощи.

3 этап - практическая деятельность

Задачи этапа: проведение исследований и мероприятий по сохранению и восстановлению ООПТ «Березовая роща» .

4 этап - итоговый, диагностический

Задачи этапа: определение результата практической деятельности по изучению, сохранению и восстановлению рощи, разработка тактики последующих действий.


-5-

8. Ожидаемые результаты проекта:

  • применение выбранной методики для проведения исследований ООПТ

  • определение состояния ООПТ

  • повышение уровня знаний по экологии у детей;

  • совершенствование практических навыков по выполнению исследований в природе;

  • совершенствование уровня знаний, экологической компетентности родителей и населения по теме проекта;

  • выработка конкретных мероприятий по восстановлению ООПТ «Березовая роща»

  • практическая деятельность по сохранению березовой рощи.

8. Формы работы по реализации проекта:

  • Работа с методической и научной литературой, сайтами Интернета;


  • Исследования в ООПТ «Березовая роща»

  • наблюдения и экологические экскурсии в ООПТ «Березовая роща»;

  • мониторинг состояния березовой рощи

  • создание видеофильмов, презентаций, слайд шоу;

  • экологические акции по уборке мусора, посадке деревьев;

  • конкурсы и викторины; защита плакатов, проектов

  • продуктивная деятельность, выступления перед учащимися, населением































-6-

9.Деятельность по выполнению проекта.
Подготовительный этап -
мероприятия по определению проблемы

п/п

Наименование мероприятия

Категория населения

Ответственные

1.

Проведение заседания школьного

экологического

общества с повесткой дня:

1. «Об актуальности проблемы изучения и сохранения ООПТ «Березовая роща»

учащиеся школы

Члены кружка «Юный эколог»

2.

Анкетирование «Как сохранить березовую рощу»

Учащиеся школы, жители поселка Центральный и д.Сергеево

Члены кружка «Юный эколог»

3.

Экологическая конференция «Важнейшие экологические проблемы нашей местности»

учащиеся школы и родители

Члены кружка «Юный эколог»

4.

Изучение публикаций районной газеты «Маяк» по экологическим проблемам

учащиеся

Члены кружка «Юный эколог»

5.

Запрос главе муниципального образования по вопросу «Обеспечение чистоты, порядка и благоустройства на территории МО»

Администрация

Прихода Т.С.

Члены кружка «Юный эколог»

6.

Запрос в Вязниковский лесхоз по вопросу «Состояние ООПТ «Березовая роща» »

Администрация Вязниковского лесхоза

Члены кружка «Юный эколог»

7

Изучение документов по особо охраняемым природным территориям

Члены кружка «Юный эколог»










-7-

Теоретическая подготовка к выполнению проекта -изучение литературных источников, интернета.

Изучаемая проблема

Вид занятия

Ответственный

Особо охраняемые природные территории - цель их создания.

Беседа

Фролова А.Д.педагог дополнительного образования

СМИ об экологических проблемах

Беседа

Фролова А.Д.педагог дополнительного образования, члены кружка «Юный эколог»

Законодательство по вопросам охраны лесов, окружающей среды и ООПТ.

Уроки ОБЖ, обществознания, права.

Учителя - предметники

Практикум по изучению состояния и охране лесных ресурсов

  • характеристика подроста и молодняка и способы их учета

  • сохранение подроста и молодняка лесных культур

  • жизнеспособность подрастающего молодняка

  • мероприятия по восстановлению леса

  • лесозащитные мероприятия

  • правила пожарной безопасности в лесах

Практические занятия

кружка «Юный эколог» по программе «Лесоводство с основами экологии»

Фролова А.Д.педагог дополнительного образования

Запрос главе муниципального образования по вопросу «Обеспечение чистоты, порядка и благоустройства на территории МО»

Анализ запроса главе муниципального образования по данному вопросу.

Члены кружка «Юный эколог»

Запрос в Вязниковский лесхоз по вопросу «Состояние ООПТ «Березовая роща» »

Анализ запроса в Вязниковский лесхоз по данному вопросу

Члены кружка «Юный эколог»

Изучение методик для описания ООПТ «Березовая роща»

Изучение книги Т.А.Ашихминой _Школьный экологический мониторинг

Члены кружка «Юный эколог»

В результате проделанной работы мною были определены методики, подходящие для описания ОПТ и разработана программа выполнения исследования.

1.Методики для проведения исследований.

1.1. «Методика описания растительного сообщества» ( Т.Я. Ашихмина, Школьный экологический мониторинг 2000)

- Метод пробных площадок (Приложение №2)

-Описание фитоценоза маршрутным методом (Приложение №3)

-Составление паспорта особо охраняемой природной территории.

- Изучение чистоты воздуха методом лихеноиндикации.

2. Программа исследования :

1.Выбор темы предстоящей работы. Он неразрывно связан с проблемой исследования.

2. Актуальность исследования показывает кому и почему такое исследование нужно.

3. Проблема исследования .Она не прямо, но все-таки более или менее отвечает на вопрос: зачем необходимо это исследование?

4. Цель исследования формулируется исходя из проблемы. В любом варианте цель исследования отвечает на вопрос: как реализовать разрешение указанной в исследовании проблемы.

5. Задачи исследования должны быть сформулированы как пути реализации разрешения указанной в исследовании проблемы.

6.Определение объекта и предмета исследования.

7. Изучение специальной литературы по теме.

8.Выбор методов проведения исследования ( опросы, наблюдения, анализ, учет и другое)

9. Получение результатов в ходе использования обозначенных методов (цифры, факты, результаты наблюдений и проб).


-9-

10. Обобщение, сравнение, установление закономерностей и прочее (построение графиков, таблиц, диаграмм с использованием полученных данных, их анализ и разъяснение).

11.Всякое исследование требует выводов, примерно в том же количестве, что и ранее сформулированные задачи, то есть пути реализации исследования.

12. Подведение итогов и определение сферы применения полученных результатов (заключение и выбор направления дальнейших действий).

3 этап - практическая деятельность по реализации проекта

№п/п

Наименование мероприятия

Ответственные

Дата проведения

11.

Комплексное изучение памятника природы «Берёзовая роща», которое включало в себя следующие работы

- инвентаризация ООПТ и составление паспорта;

- флористическое исследование в разные сезоны года;

- анализ загрязнения воздуха в ООПТ с помощью лихеноиндикации;

- мониторинг состояния ООПТ «Березовая роща»;

Станченкова Ксения

Члены кружка «Юный эколог»

Мамаева Алена

Иващенко Валя




2003год


2003-2004год

2005 год


2006год

2.

Комплексное исследование ООПТ «Березовая роща», выявление участков антропогенного влияния.

Группа №1

Швецова Алена

Весна -осень 2012 г

3.

Очистка участков антропогенного влияния - акция «Чистая роща»

Члены экологического объединения

Сентябрь, май-ежегодно

4.

Исследования зон прилегающих к роще

Члены экологического объединения

Сентябрь 2012

5.

Подворный обход граждан, проживающих на улице, прилегающей к «ООПТ «Березовая роща»» и беседы по соблюдению санитарных норм и «Лесного законодательства»

Члены кружка «Юный эколог»

Сентябрь 2012

5.

Учёт и огораживание муравейников

Члены кружка «Юный эколог»

Лето 2012 г

6.

Создание экологической тропы в ООПТ «Березовая роща»

творческая группа

Весна-осень

2013г

7.

Сбор семян лиственных и хвойных пород

творческая группа

В течение года

8.

Уход за соснами в школьном питомнике

Экогруппа-3 класс

В течение года

9.

Уход за посадками возле школы и в п.Центральный

Члены кружка «Юный эколог»

Весна-осень

2013

10.

Посадка деревьев возле памятника в д.Сергеево

Учащиеся, родители.

Весна-осень

2013

11.

Проведение рейдов «Экологических патрулей» в березовую рощу для предупреждения пожаров

Члены кружка «Юный эколог»

Весна-осень

2013

12.

Посадка леса

Все учащиеся школы

Весна-осень

2013

13.

Провести рейды «Экологических патрулей» по контролю соблюдения санитарных норм в зоне «ООПТ Березовая роща» жителями прилегающей улицы.

Члены кружка «Юный эколог»

Весна-осень

2013

14.

Выпуск экологических бюллетеней, газеты.

Члены кружка «Юный эколог»

В течение года





















-11-

10.Оценка результативности проекта

1.Выбранные методики позволили учащимся провести детальное изучение ООПТ «Березовая роща».

2.Благодаря нашим исследованиям естественных объектов мы получили реальную и достоверную информацию о состоянии ООПТ «Березовая роща» .

3.Учащиеся , выполнявшие исследовательские работы , представляли их на районных и областных конкурсах исследовательских работ по экологии.

3.Жители поселка Центральный и деревни Сергеево стали бережнее относиться к особо охраняемой природной территории, расположенной на их территории.
4.Совместная учебно-познавательная, творческая и практическая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности была направлена на достижение общего результата -сохранение и восстановление ООПТ.

5. Посредством экологических рейдов мы удостоверились в пагубном антропогенном влиянии на ООПТ «Березовая роща» и окружающую среду.
6. В процессе реализации данного проекта совершенствовались формы сотрудничества между учениками, учениками и взрослыми на основе равноправного партнерства, опираясь на

способности, склонности, интересы, субъектный опыт каждого, возможность реализовать себя в теоретической и практической деятельности. Благодаря чему учащиеся, родители, учителя школы и жители приобрели навыки выполнения совместной практической социально значимой работы, которая была построена на базе экологического сознания.

7.На основании полученных результатов разработаны конкретные мероприятия по сохранению и восстановлению ООПТ.

7.Опыт организации исследовательской деятельности в школе представлялся на уровне районного методического объединения учителей биологии, на областных экологических конференциях, на сайте ВИПКРО.




-12-

11.ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение №1 "Фоторепортаж"

1.Заседание школьного экологического объединения по вопросам ООПТ «Березовая рощаПроект: Сохраним ООПТ «Березовая роща»

2.Проведение акции «Чистая роща» - участвовали все учащиеся школы (120 чел.)

Проект: Сохраним ООПТ «Березовая роща»

-13-

3.Ежегодные рейды по выявлению антропогенного воздействия.

3.1.Выявлены свалки мусора - улица Садовая, вдоль дороги к пруду. Проект: Сохраним ООПТ «Березовая роща»

3.2.Кострища на местах отдыха населения - найдено 5.

Проект: Сохраним ООПТ «Березовая роща»-





-14-

4.Лесовосстановительные работы

4.1.Уход за посадками сосны на пришкольном участке.

Проект: Сохраним ООПТ «Березовая роща»

4.2. Посадка деревьев возле памятника в деревне Сергеево.

Проект: Сохраним ООПТ «Березовая роща»

-15-

5.Объекты для экологической тропы

5.1- любка двулистная (охраняется во Владимирской области)

Проект: Сохраним ООПТ «Березовая роща»

5.2- пальчатокоренник пятнистый(охраняется во Владимирской области)

Проект: Сохраним ООПТ «Березовая роща»

-16-

5.3 - гвоздика Фишера

Проект: Сохраним ООПТ «Березовая роща»









-17-

6.Беседы с учащимися и населением по охране и восстановлению ООПТ «Березовая роща» Проект: Сохраним ООПТ «Березовая роща»

Проект: Сохраним ООПТ «Березовая роща»

-18-

7.Выпуск бюллетеней , экологических газет.

Проект: Сохраним ООПТ «Березовая роща»

8.Выполнение экологических исследований

Проект: Сохраним ООПТ «Березовая роща»

-19-


Приложение №2 «Методика описания растительного сообщества» ( Т.Я. Ашихмина, Школьный экологический мониторинг 2000)

Метод пробных площадок.

Обычно описывают не весь фитоценоз в целом, а лишь часть его - ограниченную «пробную площадь». Она имеет форму квадрата или прямоугольника и закладывается в пределах фитоценоза таким образом, чтобы охватить наиболее типичный его участок, избегая при этом «искажений» в растительном покрове (на границах растительных сообществ, у нор животных, в местах, нарушенных пожаром, деятельностью человека и пр.). Размер пробной площади должен быть достаточен для выявления всех черт фитоценоза и, в первую очередь, его флористического состава.

Стандартный бланк «Описание растительного сообщества»

1.Для описания фитоценоза закладываются участки размером 10*10 м.

2. В характеристику следует включить:

  • Географическое положение

  • Рельеф местности

  • Тип почвы

  • Условия увлажнения (осадки, грунтовые или поверхностные воды)

  • Наличие деревьев и кустарников (да или нет)

  • Закочкаренность (да или нет)

  • Ярусность травяного покрова

Ярус

Высота (см)

Преобладающие растения

1

2

3

Приложение №3

«Описание фитоценоза маршрутным методом»

При маршрутных исследованиях, обязательно составляют схему (или абрис) маршрута, выполняемую по компасу. На нее наносятся: линия маршрута, необходимые ориентиры /квартальные просеки, пересечения дорог, троп, просек, линий электропередач (ЛЭП); реки и ручьи, поваленные деревья и т. п./, а также характер угодий, через которые пролегал маршрут и направление юг-север. Границы выявленных биотопов обозначаются приблизительно, пунктирной линией.

По степени детальности различают несколько способов геоботанических исследований:

  • Маршрутные рекогносцировочные проводятся с целью выявления основных закономерностей распределения растительности конкретного региона. Полученные материалы служат основой для разработки путей практического использования растительности, а также для планирования более детальных исследований.



-20-

  • Детально-маршрутные - дают более полную характеристику растительности. При этом на изучаемой территории прокладывают сеть маршрутов, равномерно охватывающих её.

Приложение №3 -результативность

Наличие призовых мест в конкурсах

1.Районный конкурс исследовательских работ по экологии

​ «Что случилось с березами?» - Лазарева Лина 8 класс- победитель

2.Районный конкурс «Подрост»

- Роль дроздов в смене растительного сообщества «Березовая роща»- Мамаева Света 9 класс. - победитель

3.Областной конкурс исследовательских работ по экологии

«Что случилось с березами?» - Лазарева Лина 8 класс

участник заочного тура

4.Областной конкурс «Подрост»

- Роль дроздов в смене растительного сообщества «Березовая роща»- Мамаева Света 9 класс. - диплом 3 степени

5.Районный смотр -конкурс на лучшее учреждение по организации экологической и природоохранной работы - благодарность.





© 2010-2022