Рабочая программа по биологии для 8 класса

Рабочая программа учебного предмета «биология» составлена для билингвальных гимназий в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и авторской программы Л.Н. Сухоруковой, В.С. Кучменко «Биология» по линии УМК «Сферы».  В программе учтены идеи и положения концепции  духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, программы развития и формирования универсальных учебных действий (УУД), овладение ключевыми компетенциями, с...
Раздел Биология
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетное общеобразовательное

учреждение Республики Крым

«Крымская гимназия-интернат для одаренных детей»



СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

на заседании ШМО заместитель директора директор_____

естественно-математического по УВР___________ М.Ш. Кангиев

цикла Кабаровская А. В.

Протокол №________

от «____»________2015 г.

________Кубовская Е.Н.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по биологии

для «8» класса

на 2014/2015 учебный год


учитель

Кубовская Екатерина Николаевна



















Пояснительная записка к рабочей учебной программе

Рабочая программа учебного предмета «биология» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы по биологии, авторской программы Л.Н. Сухоруковой, В.С. Кучменко «Биология» по линии УМК «Сферы». В программе учтены идеи и положения концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, программы развития и формирования универсальных учебных действий (УУД), которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся, коммуникативных качеств личности, соблюдается преемственность с программами начального общего образования.

По программе в 8 классе предусмотрено 68 часов биологии (2 часа в неделю). Так как «Крымская гимназия-интернат для ОД» является билингвальной школой, биология в ней изучается на двух языках: на русском (35 часов; 1 час в неделю) и на английском (35 часов; 1 час в неделю).

По Украинской системе образования предмет «биология» начинает преподаваться в 7 классе, тогда как по ФГОС биологию начинают изучать с 6 класса и поэтому программа сдвигается на год. В связи с этим 8 класс оказывается в ситуации, когда должна изучаться зоология, а будет анатомия. Учитывая этот фактор, мною была разработана программа для изучения биологии в 8 классе следующим образом: I семестр - курс зоологии, II семестр - курс анатомии.

Данный учебный предмет имеет своей целью обеспечить базовый уровень подготовки учащихся основной школы, освоение знаний учащимися о живой природе и присущих ей закономерностях.

Изучение предмета «биология» способствует решению следующих задач:

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами;

• воспитание у учащихся позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

• использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни.

Данная программа содержит все темы, включенные в федеральный компонент содержания образования. Наряду с федеральным компонентом программы реализуется региональный компонент, который представлен следующими темами:

Учебный предмет изучается в 6 классе, рассчитан на 35 часов.

Содержание программы носит учебно-познавательный характер. При проведении уроков используются разнообразные формы организации учебной деятельности (беседы, интегрированные уроки, практикумы, работа в группах, игровые моменты, деловые игры).

Тематический и итоговый контроль проводится в форме тестирования.

Требования к уровню подготовки

В результате изучения предмета учащиеся должны приобрести определённые знания и умения в области биологии, химии, физики, приобрести устойчивые навыки работы с лупой и учебным микроскопом, готовить микропрепараты. Учебное планирование переработано учителем для получения знаний и практических навыков по предмету биология в новых условиях.

Учащиеся должны знать:

- систематическое положение человека и его происхождение;

- особенности строения и функции основных тканей, органов, систем органов

их нервную и гуморальную регуляцию;

- о значении внутренней среды организма, иммунитете, теплорегуляции, об

мене веществ, особенности индивидуального развития организма человека;

- об отрицательном воздействии на организм вредных привычек;

- приёмы оказания доврачебной помощи при несчастных случаях;

- правила гигиены, сохраняющие здоровье человека;

- факторы, разрушающие здоровье человека;

- этические нормы межличностных отношений.

Учащиеся должны уметь:

- распознавать органы и их топографию, системы органов;

- объяснять вязь между их строением и функциями;

- понимать влияние физического труда и спорта на организм;

- выявлять причины нарушения осанки и развития плоскостопия;

- объяснять отрицательное воздействие вредных привычек на организм чело

века;

- оказывать первую медицинскую помощь при несчастных случаях;

- соблюдать правила личной и общественной гигиены;

- пользоваться микроскопом, проводить самонаблюдения, ставить простейшие

опыты;

- работать с учебником: с текстом, рисунками, аппаратом ориентировки, аппаратом организации усвоения материала;

Метапредметные результаты и универсальные учебные действия:

- овладения составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы; давать определение понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи.

- умения работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в разных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую.

- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих.

- умения адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Учебно-тематический план

Тема

Количество часов

Практические и лабораторные работы

1

Беспозвоночные животные

8

Лабораторная работа №1 «Изучение строения пресноводной гидры»

Лабораторная работа №2 «Сравнение и определение раковин моллюсков»

2

Хордовые животные

8

Лабораторная работа №3 «Изучение внешнего строения птиц и строение пера»

3

Место человека в системе органического мира. Строение организма человека

3

Лабораторная работа №4 «Клетки и ткани под микроскопом»

4

Опорно-двигательная система

5

Лабораторная работа №5 «Строение костной ткани»

5

Внутренняя среда организма

11

Лабораторная работа №6 «Сравнение крови человека с кровью лягушки»

6


Итого: 35 часов.


Календарно-тематическое планирование

№ урока/ раздела

Дата

Название раздела / темы / урока

Количество часов

по теме

Домашнее задание

Планируемая

Фактическая



8 класс

I ПОЛУГОДИЕ

Раздел I.


Общие сведения о мире животных

16


Тема 1.

Беспозвоночные животные

7







Царство Животные. Подцарства Одноклеточные и Многоклеточные животные








Тип Кишечнополостные. Лабораторная работа №1 «Особенности строения пресноводной гидры»








Тип Плоские, круглые и кольчатые черви. Значение плоских, круглых и кольчатых червей в природе и жизни человека








Тип Моллюски. Лабораторная работа №2 «Сравнение и определение раковин моллюсков»








Тип Членистоногие. Класс Ракообразные и Паукообразные.








Тип Членистоногие. Класс Насекомые








Контрольная работа №1



Тема 2.

Хордовые животные

9




Тип Хордовые. Класс Хрящевые рыбы





Тип Хордовые. Класс Костные рыбы





Класс Земноводные. Класс Пресмыкающиеся





Класс Птицы. Внутреннее строение птиц





Класс Птицы. Лабораторная работа №3 «Изучение внешнего строения птиц и строение пера»





Общая характеристика Класса Млекопитающие





Разнообразие млекопитающих





Контрольная работа №2





Анализ контрольной работы. Повторение изученного материала



II ПОЛУГОДИЕ

Раздел II


ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ

19


Тема 1

Место человека в системе органического мира. Строение организма человека

2




Место человека в живой природе. Факторы окружающей среды и здоровье человека





Клетка - структурная единица организма.

Ткани организма человека. Лабораторная работа №4 «Клетки и ткани под микроскопом»



Тема 2.

Опорно-двигательная система

2




ОДС. Состав и строение костей. Общее строение скелета. Соединение костей. Лабораторная работа №5 «Строение костной ткани»





Мышечная система. Строение и функции мышц. Нарушение осанки и плоскостопие. Первая помощь при травмах скелета. Практическая работа «Правильность осанки».



Тема 3.

Внутренняя среда организма

14




Общая характеристика сердечно-сосудистой системы. Сердце, его строение и работа. Круги кровообращения




Кровь, состав и функции крови. Плазма.

Группы крови. Лабораторная работа №6 «Сравнение крови человека с кровью лягушки»




Лимфатическая система. Иммунитет.

Первая помощь при обмороках и кровотечениях. Промежуточный контроль знаний




Контрольная работа №3




Строение и функции дыхательной системы. Газообмен в лёгких и тканях.




Гигиена органов дыхания. Заболевания дыхательной системы. Первая помощь при остановке дыхания




Строение и функции пищеварительной системы




Особенности пищеварения в ротовой полости, желудке и кишечнике




Обмен веществ. Значение витамин для организма




Пищевые отравления и их предупреждения




Строение и функции мочевыделительной системы. Строение и функции кожи




Репродуктивная система человека




Внутриутробное развитие и рождение ребенка




Контрольная работа №4




Анализ контрольной работы. Повторение изученного материала

Итого: 35 часов.

Контроль уровня обученности

Контроль знаний учащихся является составной частью процесса обучения. По определению контроль это соотношение достигнутых результатов с запланированными целями обучения.

Основными методами контроля знаний, умений и навыков учащихся являются: устный опрос, письменная и практическая проверки, стандартизированный, тестовый контроль и др.

Устный опрос - наиболее распространенный метод контроля знаний учащихся. При устном опросе устанавливается непосредственный контакт между учителем и учеником.

В процессе обучения учащихся используют следующие виды контрольных работ: теоретические, позволяющие проверить усвоение учащимися основных теоретических понятий, закономерностей, умение выделять характерные признаки, особенности процессов и явлений; практические, с помощью которых проверяют умение применять полученные знания для решения конкретных задач; комплексные, содержащие задания как теоретического, так и практического характера.

Литература и средства обучения

Биология. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений с прил. на электронном носителе / Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, Т.А. Цехмистренко, РАН, РАО. - М.: Просвещение, 2014 г

Дополнительная литература:

  1. Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Многообразие живых организмов».В.Б. Захаров, Н.И. Сонин, 8 класс. Москва, «Дрофа», 2001 год.

  2. Бабенко В.Г. Биология. Материалы к урокам - экскурсиям. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2002

  3. Сокровища Пермского края. По страницам Красной книги Пермской области. Пермь, «книжный мир», 2005

  4. Дежкин В.В. В мире заповедной природы / В.В. Дежкин. - М.: Сов. Россия, 1989

  5. Ушакова О.Д. Этимологический словарь школьника / О.Д. Ушакова. - СПб.: Литера, 2006

  6. Дрилсма Б. Что внутри человека? / Б. Дрилсма, С. Гудман; пер. с англ. - М.: Слово, 1994

© 2010-2022