Программа учебного предмета Природоведение (5 класс)

Пояснительная записка   Рабочая программа по предмету «Природоведение» для 5 класса (базовый уровень) составлена в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», с учетом требований инструктивно-методического письма БелИРО «О преподавании природоведения в общеобразовательных организациях Белгородской области в 2014-2015 учебном году». Рабочая программа по предмету «Природоведение» для 5 класса разработана на на основе Федерального компонента ... освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы, о связи мира живой и неживой природы, об изменениях природной среды под воздействием человека; овладение начальными естественнонаучными умениями проводить наблюдения, опыты, измерения, описывать их результаты, формировать выводы; развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач; воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе, стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказание простейших видов медицинской помощи.
Раздел Биология
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Природоведение» для 5 класса (базовый уровень) составлена в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», с учетом требований инструктивно-методического письма БелИРО «О преподавании природоведения в общеобразовательных организациях Белгородской области в 2014-2015 учебном году».

Рабочая программа по предмету «Природоведение» для 5 класса разработана на на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования и авторской программы В.В. Пасечника «Биология». 5-11 классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника - М, : Дрофа, 2010.

Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующей целей:

  • освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы, о связи мира живой и неживой природы, об изменениях природной среды под воздействием человека;

  • овладение начальными естественнонаучными умениями проводить наблюдения, опыты, измерения, описывать их результаты, формировать выводы;

  • развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;

  • воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе, стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;

  • применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказание простейших видов медицинской помощи.

Реализация рабочей программы по предмету «Природоведение» предполагается в рамках линии учебника

Природоведение. Природа. Неживая и живая. 5класс: учебник для общеобразовательных учреждений / В.М. Пакулова, Н.В. Иванова. - М.: Дрофа, 2007. - 222с.,. Данный учебник соответствуют федеральному перечню учебников на 2014-2015 учебный год, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
Рабочая программа по предмету «Природоведение» для 5 класса предназначена для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, которым рекомендовано обучение по индивидуальному учебному плану на дому с использованием дистанционных образовательных технологий.

Изменения в авторскую программу под ред. Пасечника В.В. внесены посредством перераспределения резерва учебного материала по крупным разделам курса.

Тема

В авторской программе

В рабочей программе

1

Введение

2

2

2

Вселенная

5

5

3

Строение и свойства вещества

11

11

4

Воздух

6

6

5

Вода

3

3

6

Горные породы

3

4

7

Почва

4

4

8

Организмы

6

8

9

Растения

7

8

10

Грибы

2

2

11

Животные

5

5

12

Ваши любимые растения и животные

3

3

13

Природа едина

2

2

14

Человек, его здоровье и безопасность жизни

3

5

15

Резерв

8

-

16

Итого

68

68


Перечень лабораторных работ.


№ п/п

Тема

Лабораторные работы

1

Введение

2

Вселенная

1 Работа с картой, звездной картой, атласами, глобусом: определение на них экватора, полюсов, Северного и Южного полушарий, созвездий Северного полушария.

2. Ориентирование на местности с помощью компаса

3

Строение и свойства вещества

3. Определение физических свойств твёрдых, жидких и газообразных тел

4

Воздух

4 «Определение местонахождения гор со снежными вершинами (работа с картой)»

5 «Описание погоды за месяц и сезон».

5

Вода

6

Горные породы

6. Описание минералов и горных пород (по 3-4 признакам) и определение их свойств.

7. Ознакомление с местными полезными ископаемыми и их физическими свойствами.

7

Почва

8

Организмы

9

Растения

8. Распознавание органов цветкового растения на живых и гербарных образцах

9. Определение названий растений с помощью атласа - определителя.

10.Постановка опытов по выявлению влияния температуры, воздуха и влажности на прорастание семян культурных растений.

10

Грибы

11 Узнавание наиболее распространенных в данной местности съедобных и ядовитых грибов

11

Животные

12. Узнавание различных видов животных своей местности (в том числе редких, охраняемых и ядовитых) с использованием коллекций, чучел, рисунков, муляжей.

12

Ваши любимые растения и животные

13 Составление рекомендаций по уходу за комнатными растениями и домашними животными

13

Природа едина

14

Человек, его здоровье и безопасность жизни

14. Измерение роста, температуры, массы тела; сравнение показателей своего развития с возрастными нормами.

15. Овладение простейшими способами оказания первой помощи при травмах.

Характеристика учебного предмета «Природоведение»

Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы, о связи мира живой и неживой природы, об изменениях природной среды под воздействием человека;

  • овладение начальными естественнонаучными умениями проводить наблюдения, опыты, измерения, описывать их результаты, формировать выводы;

  • развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;

  • воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе, стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;

  • применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказание простейших видов медицинской помощи.


В курсе природоведения 5 класса учащиеся получают достаточную естественнонаучную подготовку для изучения биологии как самостоятельного предмета в 6-9 классах. Они узнают, чем живая природа отличается от неживой, из чего состоят живые и неживые тела, получают новые знания о строении веществ, их физических и химических свойствах, об электрических, химических, физических, биологических явлениях.

Учащиеся впервые узнают о клетке, тканях и органах животных организмов, углубляются их знания об условиях жизни и разнообразия организмов. Особое внимание уделяется растениям и животным, играющим большую роль в жизни человека, его хозяйственной деятельности.

Роме системы знаний о природе, программа предусматривает формирование как общеучебных, так и специальных умений и навыков, напрвленных на работу с различными литературными источниками, наблюдения за природными объектами, постановку с ними опытов, измерений, на конструирование моделей, разработку экологических проектов.

Межпредметные связи: биология, русский язык, математика, физика.

Основная форма организации учебного процесса - on-line урок с использованием дистанционных образовательных технологий.


Место учебного предмета «Природоведение» в учебном плане.

Предмет «Природоведение» входит в федеральный компонент базисного учебного плана - ФБУП 2004 г. (Приказ Минобрнауки РФ от 9.03.2004 г. №1312), обеспечивающего реализацию основной образовательной программы среднего общего образования в соответствии с требованиями ФКГОС.

На изучение предмета «Природоведение» в основной школе отводится в 5 классе по 2 часа в неделю, всего 68 часов.

Рабочая программа учебного предмета «Природоведение» рассчитана в 5 классе на 2 часав неделю, всего 68 час. Изменения в авторскую программу В.В. Пасечника «Биология» вносились за счёт резервного времени.

Изменения в рабочую программу по предмету «Природоведение» могут быть внесены в соответствии с индивидуальным учебным планом ребенка-инвалида, обучающегося на дому с использованием дистанционных образовательных технологий. Содержательно программа реализуется в полном объеме.

Срок реализации рабочей программы по предмету «Природоведение»: 1 год.


Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся 5 класса

Знать/понимать

  • о многообразии тел, веществ и явлений природы и их простейших классификациях; об отдельных методах изучения природы;

  • основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения;

уметь

  • узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности; определять названия растений и животных, используя атлас-определитель;

  • приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, различных способов размножения растений; приспособлений животных и растений к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;

  • указывать на модели положения Солнца и Земли в Солнечной системе;

  • находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;

  • описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты;

  • сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам;

  • использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;

  • находить значение указанных терминов в справочной литературе;

  • кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль;

  • использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях/(на 2 - 3 минуты);

  • пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;

  • следовать правилам безопасности при проведении практических работ;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды или местных признаков;

•измерения роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами;

  • определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;

  • составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными;

  • оказания первой помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травмах.

Содержание учебного предмета «Природоведение»

Введение (2 часа)

Природа. Неживая и живая природа. Человек и природа. Зачем и как изучают природу.

1. Вселенная (5 часов)

Вселенная. История развития представлений о Вселенной. Звезды на небе, размеры звезд. Созвездия. Полярная звезда и созвездия Большая и Малая Медведица. Расстояние до звезд, их яркость и движение.

Солнце - раскаленное небесное тело, источник света и тепла. Солнечная энергия. Значение солнечной энергии для жизни на Земле.

Планета Земля. Строение Земли. Сферы Земли (литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера). Суточное и годовое движение Земли. Луна - спутник Земли.

Солнечная система. Планеты, метеоры и метеориты. Спутники планет, их движение. Освоение космоса.

Наблюдения за звездным небом, за изменением высоты полуденного солнца в 20-х числах каждого месяца.

■ Лабораторные работы

Работа с картой, звездной картой, атласами, глобусом: определение на них экватора, полюсов, Северного и Южного полушарий, созвездий Северного полушария.

Ориентирование на местности с помощью компаса, Полярной звезды и местных признаков.

2. Строение и свойства вещества (11 часов)

Тела и вещества. Строение твердых, жидких и газообразных тел. Свойства жидких и газообразных тел.

Молекулы. Взаимодействие молекул в твердых, жидких, газообразных телах. Диффузия.

Вещества чистые и смеси, простые и сложные.

Явления природы. Физические (электрические, механические, тепловые, световые), химические явления, химические реакции. Использование человеком физических и химических явлений природы в повседневной жизни.

Демонстрация опытов по электризации тел путем трения.

■ Лабораторная работа

Определение физических свойств твердых, жидких и газообразных тел.

3. Воздух (6 часов)

Состав воздуха. Физические свойства воздуха (упругость, давление). Значение воздуха для живых организмов. Изменение состава воздуха.

Плотность и разреженность воздуха. Атмосферное давление. Барометр.

Нагревание воздуха от поверхности Земли. Изменение температуры воздуха с высотой. Образование облаков. Осадки и их виды. Снеговая линия в горах, снеговые вершины, ледники. Ветер. Работа ветра в природе.

Погода. Типичные признаки погоды. Предсказание погоды. Влияние погоды на организм человека.

Значение воздуха в природе. Охрана воздуха.

Демонстрация модели флюгера (определение направления ветра с помощью модели флюгера).

Наблюдения систематические фенологические и ежедневные за погодой; за состоянием своего здоровья при различных погодных условиях.

■ Лабораторные работы

Определение местонахождения гор со снежными вершинами (работа с картой).

Описание погоды за месяц и сезон.

4. Вода (3 часа)

Три состояния воды. Изменение объема воды при нагревании.

Вода - растворитель. Растворимые и нерастворимые вещества. Растворы в природе.

Работа воды в природе. Образование пещер, оврагов, ущелий. Значение воды в природе. Использование воды человеком. Охрана воды.

■ Экскурсия Результаты работы текущих вод и ветра.

5. Горные породы (3 часа)

Горные породы. Разнообразие горных пород. Обломочные горные породы (гравий, галька, песок, глина, щебень). Использование человеком обломочных пород.

Полезные ископаемые. Рудные и нерудные полезные ископаемые. Металлы. Использование металлов человеком, их экономия. Охрана недр.

Демонстрация коллекций горных пород и минералов, полезных ископаемых.

■ Лабораторные работы

Описание минералов и горных пород (по 3-4 признакам) и определение их свойств. Ознакомление с местными полезными ископаемыми и их физическими свойствами.

6. Почва (4 часа)

Почва, ее образование. Разнообразие почв. Структура почвы.

Состав почвы и ее свойства: влагопроницаемость, воздухопроницаемость.

Плодородие почвы. Обработка почвы. Почва и растения.

Эрозия почв, ее виды. Охрана почв.

Демонстрация почв своей местности, почв с разной структурой; опытов по Определению свойств почвы.

7. Организмы (6 часов)

Организм. Свойства живых организмов (биологические явления). Условия жизни организмов: среда обитания, факторы среды обитания. Приспособленность растений и животных к жизни в разных условиях среды обитания.

Экология - наука о взаимоотношении организмов с условиями среды обитания.

Клеточное строение организмов. Клетка. Знакомство с увеличительными приборами.

Разнообразие организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы, Царства организмов. Причины сокращения организмов.,

Демонстрация микропрепарата растительной клетки, муляжей, коллекций, гербарного материала.

Наблюдения за растениями, животными, факторами неживой природы по сезонам года. Описание наблюдаемых растений и животных по плану.

■ Экскурсия Разнообразие организмов. Относительная приспособленность организмов к условиям внешней среды.

8. Растения (7 часов)

Характерные признаки растений. Растения цветковые и нецветковые. Цветковые растения, их органы. Дикорастущие и культурные растения.

Дикорастущие растения, условия их жизни. Многообразие дикорастущих растений. Значение дикорастущих растений в природе и жизни человека. Лекарственные растения. Ядовитые растения. Правила обращения с ядовитыми растениями. Охрана растений, растения Красной книги.

Культурные растения, условия их жизни. Многообразие культурных растений: полевые, овощные, цветочно-декоративные, плодово-ягодные, комнатные и др. Значение культурных растений в жизни человека.

Демонстрация живых растений, гербарных образцов, таблиц.

Наблюдения различных способов размножения растений в природе, на учебно-опытном участке, в уголке живой природы.

■ Лабораторные работы

Распознавание органов цветкового растения на живых и гербарных образцах.

Определение названий растений с помощью атласа-определителя .

Постановка опытов по выявлению влияния температуры, воздуха и влажности на прорастание семян культурных растений.

■ Экскурсия Распознавание различных видов растений своей местности (в том числе редких, охраняемых и ядовитых).

9. Грибы (2 часа)

Грибы. Разнообразие грибов. Значение грибов в природе.

Шляпочные грибы. Грибы съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.

Демонстрация свежих, консервированных шляпочных грибов и их муляжей.

■ Лабораторная работа

Узнавание наиболее распространенных в данной местности съедобных и ядовитых грибов.

10. Животные (5 часов)

Характерные признаки животных, сходство с растениями и отличия от них. Животные дикие и домашние.

Дикие животные и условия их жизни. Приспособленность диких животных к жизни в водной, воздушной, наземной и почвенной средах обитания.

Многообразие диких животных, их значение в природе и жизни человека. Ядовитые животные. Правила поведения при встрече с ядовитыми животными. Животные Красной книги. Охрана Диких животных.

Домашние животные, условия их жизни. Многообразие домашних животных, уход за ними, создание благоприятных условий жизни.

Демонстрация живых животных, коллекций, чучел, муляжей, влажных препаратов животных.

Наблюдения за жизнью животных в водной, почвенной, воздушно-наземной средах обитания.

■ Лабораторная работа

Узнавание различных видов животных своей местности (в том числе редких, охраняемых и ядовитых) с использованием коллекций, чучел, рисунков, муляжей.

11. Ваши любимые растения и животные (3 часа)

Растения и животные - ваши любимцы. Создание благоприятных условий для жизни, уход за ними.

Демонстрация комнатных растений, домашних животных.

Наблюдения за развитием комнатных растений и жизнью животных в домашних условиях.

■ Лабораторная работа

Составление рекомендаций по уходу за комнатными растениями и домашними животными.

12. Природа едина (2 часа)

Связи неживого и живого. Цепи питания. Пищевые сети.

Природа - наш друг. Охрана природы. Правила поведения в природе.

13. Человек, его здоровье и безопасность жизни (3 часа)

Общий обзор строения человека. Образ жизни человека и его здоровье. Вредные привычки и их профилактика (курение, употребление алкоголя, наркотиков и др.).

Правила поведения человека в опасных природных ситуациях (во время грозы, ливней, под градом и др.).

Травмы человека. Оказание первой доврачебной помощи при травмах.

Наблюдения за работой сердца и дыхательной системы человека до и после дозированной физической нагрузки.

■ Лабораторные работы

Овладение простейшими способами оказания первой помощи при травмах.

Измерение роста, температуры, массы тела; сравнение показателей своего развития с возрастными нормами.

Резерв времени - 8 часов.

Летние задания

Наблюдения за растениями и животными в природе, уголке живой природы, на учебно-опытном участке. Проведение опытнической работы. Ведение дневников опытов и наблюдений.

Тематическое планирование по предмету «Природоведение»


№ урока

Наименование разделов и

тем урока


Лабораторные работы

Количество часов

Введение - 2 часа

1

Природа. Неживая и живая природа. Человек и природа.

1

2

Зачем и как изучают природу.

1

Вселенная - 6 часов

3

Вселенная.

1 Работа с картой, звездной картой, атласами, глобусом: определение на них экватора, полюсов, Северного и Южного полушарий, созвездий Северного полушария.

1

4

Звезды на небе, размеры звезд. Созвездия. Полярная звезда и созвездия Большой и Малой Медведицы. Расстояние до звезд, их яркость и движение

1

5

Солнце - раскаленное небесное тело, источник света и тепла. Солнечная энергия. Значение солнечной энергии для жизни на Земле.

1

6

Планета Земля. Строение Земли. Сферы Земли (литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера). Суточное и годовое движение Земли. Луна - спутник Земли.

1

7

Солнечная система. Планеты, метеоры и метеориты. Спутники планет, их движение. Освоение космоса. Наблюдение за звездным небом, за изменением высоты полуденного солнца в 20 числах каждого месяца.

2. Ориентирование на местности с помощью компаса

1

Строение и свойства вещества - 11 часов

8

Тела и вещества

1

9

Строение твердых, жидких и газообразных тел.

3. Определение физических свойств твёрдых, жидких и газообразных тел

1

10

Свойства жидких и газообразных тел.

1

11

Молекулы.

1

12

Взаимодействие молекул в твердых, жидких, газообразных телах.

1

13

Диффузия.

1

14

Вещества чистые и смеси, простые и сложные.

1

15

Явления природы.

1

16

Физические (электрические, механические, тепловые, световые).

1

17

Химические явления, химические реакции.

1

18

Использование человеком физических и химических явлений природы в повседневной жизни.

1

Воздух - 6 часов

19

Состав воздуха. Физические свойства воздуха (упругость, давление).

1

20

Значение воздуха для живых организмов. Изменение состава воздуха.

1

21

Плотность и разряженность воздуха. Атмосферное давление. Барометр.

1

22

Нагревание воздуха от поверхности Земли. Изменение температуры воздуха с высотой. Образование облаков.

4 «Определение местонахождения гор со снежными вершинами (работа с картой)»

1

23

Осадки и их виды. Снеговая линия в горах, снеговые вершины, ледники. Ветер. Работа ветра в природе.

1

24

Погода. Типичные признаки погоды. Предсказание погоды. Влияние погоды на организм человека. Значение воздуха в природе. Охрана воздуха.

5 «Описание погоды за месяц и сезон».

1

Вода - 3 часа

25

Три состояния воды. Изменение объема воды при нагревании. Вода - растворитель. Растворимые и нерастворимые вещества. Растворы в природе.

1

26

Работа воды в природе. Образование пещер, оврагов, ущелий. Значение воды в природе.

1

27

Использование воды человеком. Охрана воды.

1

Горные породы - 4 часов

28

Горные породы. Разнообразие горных пород. Обломочные горные породы (гравий, галька, песок, глина, щебень).

6. Описание минералов и горных пород (по 3-4 признакам) и определение их свойств.

1

29

Использование человеком обломочных пород.

1

30

Полезные ископаемые. Рудные и нерудные полезные ископаемые. Металлы.

7. Ознакомление с местными полезными ископаемыми и их физическими свойствами.

1

31

Использование металлов человеком, их экономия. Охрана недр.

1

Почва - 4 часа

32

Почва, ее образование. Разнообразие почв. Структура почвы.

1

33

Состав почвы и ее свойства: влагопроницаемость, воздухопроницаемость.

1

34

Плодородие почвы. Обработка почвы. Почва и растения.

1

35

Эрозия почв, ее виды. Охрана почв.

1

Организм - 8 часов

36

Организм. Свойства живых организмов (биологические явления).

1

37

Условия жизни организмов: среда обитания, факторы среды обитания.

1

38

Приспособленность растений и животных к жизнив разных условиях среды обитания.

1

39

Экология - наука о взаимоотношении организмов с условиями среды обитания.

1

40

Клеточное строение организмов. Клетка. Программа учебного предмета Природоведение (5 класс)

1

41

Знакомство с увеличительными приборами.(микропрепарата растительной клетки, муляжей, коллекций, гербарного материала.

1

42

Разнообразие организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы.

1

43

Царства организмов. Причины сокращения организмов.

1

Растения - 8 часов

44

Характерные признаки растений. Растения цветковые и нецветковые.

1

45

Цветковые растения, их органы. Дикорастущие и культурные растения.

8. Распознавание органов цветкового растения на живых и гербарных образцах

1

46

Дикорастущие растения, условия их жизни. Многообразие дикорастущих растений. Значение дикорастущих растений в природе и жизни человека.

1

47

Лекарственные растения. Ядовитые растения. Правила обращения с ядовитыми растениями.

9. Определение названий растений с помощью атласа - определителя.

1

48

Охрана растений, растения Красной книги.

1

49

Культурные растения, условия их жизни.

1

50

Многообразие культурных растений: полевые, овощные, цветочно-декоративные, плодово-ягодные, комнатные и др.

10.Постановка опытов по выявлению влияния температуры, воздуха и влажности на прорастание семян культурных растений.

1

51

Значение культурных растений в жизни человека.

1

Грибы - 2 часа

52

Грибы. Разнообразие грибов. Значение грибов в природе. Шляпочные грибы.

1

53

Грибы съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.

11 Узнавание наиболее распространенных в данной местности съедобных и ядовитых грибов.

1

Животные - 5 часов

54

Характерные признаки животных, сходство с растениями и отличия от них. Животные дикие и домашние.

1

55

Дикие животные и условия их жизни. Приспособленность диких животных к жизни в водной, воздушной, наземной и почвенной средах обитания.

1

56

Многообразие диких животных, их значение в природе и жизни человека. Ядовитые животные. Правила поведения при встрече с ядовитыми животными.

1

57

Животные Красной книги. Охрана диких животных.

1

58

Домашние животные, условия их жизни. Многообразие домашних животных, уход за ними, создание благоприятных условий жизни.

12. Узнавание различных видов животных своей местности (в том числе редких, охраняемых и ядовитых) с использованием коллекций, чучел, рисунков, муляжей.

1

Ваши любимые растения и животны - 3 часа

59

Растения и животные - ваши любимцы.

1

60

Создание благоприятных условий для жизни, уход за ними.

1

61

Создание благоприятных условий для жизни, уход за ними.

13 Составление рекомендаций по уходу за комнатными растениями и домашними животными

1

Природа едина - 2 часа

62

Связи живого и неживого. Цепи питания. Пищевые сети.

1

63

Природа - наш друг. Охрана природы. Правила поведения в природе.

1

Человек. Его здоровье и безопасность жизни - 5 часов

64

Общий обзор строения человека.

14. Измерение роста, температуры, массы тела; сравнение показателей своего развития с возрастными нормами.

1

65

Образ жизни человека и его здоровье.

1

66

Вредные привычки и их профилактика (курение, употребление алкоголя, наркотиков и др.).

1

67

Правила поведения человека в опасных природных ситуациях (во время грозы, ливней, под градом и др.).

1

68

Травмы человека. Оказание первой доврачебной помощи при травмах.

15. Овладение простейшими способами оказания первой помощи при травмах.

1

Система оценки образовательных достижений по предмету «Природоведение»

Авторская программа по природоведению для 5 класса не предусматривает проведение контрольных работ. Основные формы текущего контроля: устный опрос, тестовые формы контроля по темам, контроль выполнения лабораторных работ.

  1. biouroki.ru/crossword/prirodovedenie-5-klass-pakulova/ «Природоведение. 5 класс», В.М. Пакулова

Общедидактические

Оценка «5» ставится в случае:
1.Знания, понимания, глубины усвоения обучающимися всего объёма программного материала.
2.Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации.
3. Отсутствия ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранения отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдения культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка «4» ставится в случае:
1. Знания всего изученного программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
3. Допущения незначительных (негрубых) ошибок, недочётов при воспроизведении изученного материала; соблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Оценка «3» ставится в случае:
1. Знания и усвоения материала на уровне минимальных требований программы, затруднения при самостоятельном воспроизведении, возникновения необходимости незначительной помощи преподавателя.
2. Умения работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
3. Наличия грубой ошибки, нескольких грубых ошибок при воспроизведении изученного материала; незначительного несоблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Оценка «2» ставится в случае:
1. Знания и усвоения материала на уровне ниже минимальных требований программы; наличия отдельных представлений об изученном материале.
2. Отсутствия умения работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
3. Наличия нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительного несоблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Оценка «1» ставится в случае:
1. Нет ответа.

Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за устный ответ.

Оценка "5" ставится, если ученик:
1.Показывает глубокое и полное знание и понимание всего программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.
2.Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы; устанавливать межпредметные связи (на основе ранее приобретённых знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации; последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал. Умеет составлять ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий. Может при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать, материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя; самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использовать для доказательства выводов из наблюдений и опытов.
3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами, графиками, картами, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.
Оценка "4" ставится, если ученик:
1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах, обобщениях из наблюдений. Материал излагает в определённой логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочётов, которые может исправить самостоятельно при требовании или небольшой помощи преподавателя; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
2.Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы. Устанавливать внутрипредметные связи. Может применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи; использовать при ответе научные термины.
3. Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточником (правильно ориентируется, но работает медленно).
Оценка "3" ставится, если ученик:
1. Усваивает основное содержание учебного материала, но имеет пробелы, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала.
2. Излагает материал несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно; показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; слабо аргументирует выводы и обобщения, допускает ошибки при их формулировке; не использует в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, опытов или допускает ошибки при их изложении; даёт нечёткие определения понятий.
3. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, практических заданий; при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов; отвечает неполно на вопросы учителя или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте, допуская одну-две грубые ошибки.
Оценка "2" ставится, если ученик:
1. Не усваивает и не раскрывает основное содержание материала; не знает или не понимает значительную часть программного материала в пределах поставленных вопросов; не делает выводов и обобщений.
2. Имеет слабо сформированные и неполные знания, не умеет применять их при решении конкретных вопросов, задач, заданий по образцу.
3. При ответе на один вопрос допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
Оценка «1» ставится в случае:
1. Нет ответа.
Примечание. При окончанию устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка, возможно привлечение других учащихся для анализа ответа.

Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за практические и лабораторные работы.

Оценка «5» ставится, если:
1. Правильной самостоятельно определяет цель данных работ; выполняет работу в полном объёме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов, измерений.
2. Самостоятельно, рационально выбирает и готовит для выполнения работ необходимое оборудование; проводит данные работы в условиях, обеспечивающих получение наиболее точных результатов.
3. Грамотно, логично описывает ход практических (лабораторных) работ, правильно формулирует выводы; точно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления.
4. Проявляет организационно-трудовые умения: поддерживает чистоту рабочего места, порядок на столе, экономно расходует материалы; соблюдает правила техники безопасности при выполнении работ.
Оценка «4» ставится, если ученик:
1. Выполняет практическую (лабораторную) работу полностью в соответствии с требованиями при оценивании результатов на "5", но допускает в вычислениях, измерениях два - три недочёта или одну негрубую ошибку и один недочёт.
2. При оформлении работ допускает неточности в описании хода действий; делает неполные выводы при обобщении.
Оценка «3» ставится, если ученик:
1.1 Правильно выполняет работу не менее, чем на 50%, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить верные результаты и сделать выводы по основным, принципиальным важным задачам работы.
2. Подбирает оборудование, материал, начинает работу с помощью учителя; или в ходе проведения измерений, вычислений, наблюдений допускает ошибки, неточно формулирует выводы, обобщения.
3. Проводит работу в нерациональных условиях, что приводит к получению результатов с большими погрешностями; или в отчёте допускает в общей сложности не более двух ошибок (в записях чисел, результатов измерений, вычислений, составлении графиков, таблиц, схем и т.д.), не имеющих для данной работы принципиального значения, но повлиявших на результат выполнения.
4. Допускает грубую ошибку в ходе выполнения работы: в объяснении, в оформлении, в соблюдении правил техники безопасности, которую ученик исправляет по требованию учителя.
Оценка "2" ставится, если ученик:
1. Не определяет самостоятельно цель работы, не может без помощи учителя подготовить соответствующее оборудование; выполняет работу не полностью, и объём выполненной части не позволяет сделать правильные выводы.
2. Допускает две и более грубые ошибки в ходе работ, которые не может исправить по требованию педагога; или производит измерения, вычисления, наблюдения неверно.
Оценка «1» ставится в случае:
1.Нет ответа.

Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за наблюдением объектов.

Оценка «5» ставится, если ученик:
1. Правильно проводит наблюдение по заданию учителя.
2. Выделяет существенные признаки у наблюдаемого объекта, процесса.
3. Грамотно, логично оформляет результаты своих наблюдений, делает обобщения, выводы.
Оценка "4" ставится, если ученик:
1. Правильно проводит наблюдение по заданию учителя.
2. Допускает неточности в ходе наблюдений: при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта, процесса называет второстепенные.
3. Небрежно или неточно оформляет результаты наблюдений.
Оценка "3" ставится, если ученик:
1. Допускает одну-две грубые ошибки или неточности в проведении наблюдений по заданию учителя.
2. При выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта, процесса называет лишь некоторые из них.
3. Допускает одну-две грубые ошибки в оформлении результатов, наблюдений и выводов.
Оценка «2» ставится, если ученик:
1.Допускает три-четыре грубые ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя.
2. Неправильно выделяет признаки наблюдаемого объекта, процесса.
3. Допускает три-четыре грубые ошибки в оформлении результатов наблюдений и выводов.
Оценка «1» ставится в случае:
1. Нет ответа.
Примечание.Оценки с анализом умений и навыков проводить наблюдения доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, после сдачи отчёта.

Общая классификация ошибок.

При оценке знаний, умений, навыков следует учитывать все ошибки (грубые и не грубые), недочёты в соответствии с возрастом учащихся.
Грубыми считаются ошибки:
- незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений , теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения, наименований этих единиц;
- неумение выделить в ответе главное; обобщить результаты изучения;
- неумение применить знания для решения задач, объяснения явления;
- неумение читать и строить графики, принципиальные схемы;
- неумение подготовить установку или лабораторное оборудование, провести опыт, ,, наблюдение, сделать необходимые расчёты или использовать полученные данные для выводов;
- неумение пользоваться первоисточниками, учебником, справочником;
- нарушение техники безопасности, небрежное отношение к оборудованию, приборам, материалам.

К не грубым относятся ошибки:
- неточность формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой 1 - 3 из этих признаков второстепенными;
- ошибки при снятии показаний с измерительных приборов, не связанные с определением цены деления шкалы;
- ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта, наблюдения, условий работы прибора, оборудования;
- ошибки в условных обозначениях на схемах, неточность графика;
- нерациональный метод решения задачи, выполнения части практической работы, недостаточно продуманный план устного ответа (нарушение логики изложения, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);
- нерациональные методы работы со справочной литературой;
- неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.
Недочётам и являются:
- нерациональные приёмы вычислений и преобразований, выполнения опытов, наблюдений, практических заданий;
- небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков, таблиц;
- орфографические и пунктационные ошибки.


Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса по предмету «Природоведение»


  1. Природоведение. Природа. Неживая и живая. 5класс: учебник для общеобразовательных учреждений / В.М. Пакулова, Н.В. Иванова. - М.: Дрофа, 2007. - 222с.

  2. Программа основного общего образования по природоведению. 5класс. В.В.Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова. - М.: Дрофа, 2009. - 92с.

  3. Живая природа. - М.: ЗАО «РОСМЭНПРОГРЕСС», 2008.- 96с. - (Детская энциклопедия Росмэн)

  4. Природоведение. Природа. Неживая и живая. 5класс. Тематическое и поурочное планирование к учебнику В.М. Пакуловой, Н.В. Ивановой «Природоведение. Природа. Неживая и живая. 5класс»: пособие для учителя / В.М. Пакулова, Н.В. Иванова. - М.: Дрофа, 2007. - 111с.

  5. Природа. Неживая и живая. 5класс: поурочное планирование к учебнику В.М.Пакуловой, Н.В.Ивановой / авт.-сост. Г.В. Чередникова. - Волгоград: Учитель, 2007. - 123с.

  6. Растения и животные: Руководство для натуралиста: пер. с нем./К. Нидон, И. Петерман, П. Шеффель, Б. Шайба. - М.:Мир, 1991. - 263с.

Электронные образовательные ресурсы

  1. school-collection.edu.ru Единая коллекция ЦОР

  2. luts.ucoz.ru/"luts.ucoz.ru Занимательная биология

  3. bio.1september.ru - газета «Биология» - приложение к «1 сентября»

  4. bio.nature.ru - научные новости биологии

  5. edios.ru - Эйдос - центр дистанционного образования

  6. km.ru/education -Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»

Перечень учебно-лабораторного и учебно-практического оборудования





Программное обеспечение и аппаратные средства

  1. Базовое рабочее место педагогического работника образовательного учреждения полного общего образования для дистанционного образования детей-инвалидов на базе ОГАОУ "БИЮЛИ";

  2. Базовое рабочее место учащегося.

© 2010-2022