Конкурсная программа «Наша забота - край лесной сохранить!

Экологическая конкурсная программа                                                                                               «Наша забота - край лесной сохранить!»                                                                                                                                           (для учащихся 7-8 классов) Цель игры: привлечь внимание учащихся к необходимости  сохранения лесов.                                                                                               ...
Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Экологическая конкурсная программа «Наша забота - край лесной сохранить!» (для учащихся 7-8 классов)

Цель игры: привлечь внимание учащихся к необходимости сохранения лесов. Задачи: 1. Формирование основ экологических знаний и экологической культуры. 2. Воспитание личной ответственности за состояние лесов родного края. 3. Определение путей решения экологических проблем, связанных с озеленением города. Оформление: - плакат с названием мероприятия; - стихотворные фрагменты, высказывания, размещенные на стенах, например: а) «Озеленять жилища, сажать бульвары, парки, леса - это творчество. Это устроение человеческой жизни, это воспитание человека». (Ф.Гладков.) б) «Если каждый человек на куске своей земли сделал бы все, что он может, как прекрасна была бы земля наша». (А.Чехов.) в) «Каждый обязан в жизни вырастить дерево, выстроить дом, воспитать человека». (Восточная мудрость) г) «Думай глобально, действуй локально». д) «Сохранить живой лес - сохранить жизнь». (Норберт Виннер) "- мультимедийные презентации; - фотографии картин русских художников о лесе; - экологические листовки учащихся «Сохраним леса».

Организация игры:

Экологическая конкурсная программа представляет собой творческое соревнование между двумя командами. Команды готовятся по тематике, заявленной в названии мероприятия. В качестве домашнего задания, каждая команда представляет тематическую экологическую листовку, сценку, и мультимедийную презентацию (продолжительностью не более 5 - 7 минут). Оценивать выступление команд могут учащиеся старших классов.

Ход мероприятия:

(Звучит торжественная классическая композиция, например Вивальди "Времена года", "Весна". Входят ведущие: юноша и девушка.)

Ведущая. Здравствуйте, дорогие друзья. Мы рады приветствовать всех собравшихся в этом зале. Сегодня мы проводим конкурсную программу, а это - интересные вопросы, ситуации, это ваши знания и эрудиция. Наш конкурс необычный - он экологический и посвящен одной из важных проблем - сохранению лесов. (Музыкальный фрагмент. Минусовка песни «Беловежская пуща» группы «Песняры») Ведущая. Что мы сажаем, сажая Леса?
Мачты и реи -
Держать паруса,
Рубку и палубу,
Ребра и киль -
Странствовать
По морю
В бурю и штиль.

Ведущий.

Что мы сажаем, сажая леса?
Легкие крылья -
Лететь в небеса.
Стол, за которым
Ты будешь писать.
Ручку, линейку, пенал и тетрадь.

Что мы сажаем, сажая леса?
Чащу, где бродят барсук и лиса.

Чащу, где белка
Скрывает бельчат,
Чащу, где пестрые дятлы стучат.

Что мы сажаем, сажая леса?
Лист, на который ложится роса,
Свежесть лесную, и влагу, и тень, -
Вот, что сажаем
В сегодняшний день. Ведущая.

С огромной скоростью с лица земли исчезают леса: ежегодно зелёное одеяние сокращается на 1- 2%.Каждый год на планете сгорает до 520 квадратных километров леса. Эти цифры сначала ошеломляют, но потом возникает желание что - то изменить в этой ситуации. Например, посадить новые деревья, создать своими руками аллею, лес…

Ведущий. Сегодня задача жюри состоит не только в том, чтобы выявить уровень ваших знаний, но и постараться всем вместе найти пути выхода из неблагоприятной обстановки, сложившейся с лесами в нашем родном городе, в России. (Далее - представление жюри, команд, состоящее из названия и девиза)

Ведущая.

Спасибо, лес, тебе за всё:
За тишину уединенья,
За россыпь птичьих голосов
И теплоту прикосновенья,
За воздух, что пахуч, как мёд,
За аромат полян цветущих,
За всё живое, что живёт,
За всех свистящих и поющих,
За бескорыстье бытия,
За щедрость до самозабвенья.
Прошу прощенья у тебя
За все людские прегрешенья.
Прости, что погулял топор
В твоём еловом полумраке,
Что непотушенный костёр
Промчался бешеной собакой,
Что не смогла предотвратить
Я подлый выстрел на рассвете.
За всё прошу МЕНЯ простить,
Не виновата, а - в ответе.

Ведущий. Первый конкурс для команд «Разминка». Каждой команде предлагается завершить пословицу или поговорку, связанную с жизнью леса и его обитателей.

1 команда

Много леса - // не губи, мало леса - // береги, нет леса - // посади.

Покорми птиц зимой, // они отплатят тебе добром летом.

Не нужна соловью // золотая клетка, а нужна ему // зеленая ветка.

2 команда

Срубили кусты - // прощай птицы.

Искру туши // до пожара, отведи беду // до удара.

Рощи да леса - // родного края краса.

Ведущая. Как видите, наши предки много знали о жизни леса, ценили его несметные богатства. А сейчас мы выясним, что о лесе известно командам.(На обсуждение каждого вопроса дается 1 минута, далее отвечает представитель команды. Если ответа нет, то может отвечать команда противников) 1 команда 1.Почему лес называют «зелёным золотом»? В чем заключается экономическое и экологическое значение леса? ( Лес - одно из главных богатств в России. Это - топливо, строительные материалы, сырьё. Лес - это лёгкие планеты. Лес сохраняет почву, смягчает климат, является источником здоровья для человека)

2. В каком лесу темней? Почему?

(Сумрачно в еловом лесу, т.к. кроны елей соединяются и пропускают мало света. Светлее в сосновом лесу, так как ветки сосны находятся высоко и солнечные лучи проходят спокойно. Светло и в лиственном лесу.)

3. Могут ли быть у дерева лишние ветки? (Такие ветки есть. Они находятся внизу и тратят на дыхание больше веществ, чем производят, их можно в лесу обрезать. А в городе этого делать нельзя - они собиратели пыли.)

4. Правда ли, что если вырубить старые дуплистые деревья, то лес погибнет? (В дуплах старых деревьев живут птицы, летучие мыши. Они истребляют вредных насекомых леса. Не станет гнезд - исчезнут птицы. Молодой лес погибнет от вредных насекомых.)

5. Какие типы лесов встречаются в нашей области?

2 команда

1. Какие древесные породы образуют леса в местности, в которой ты живёшь?

2. Для укрепления песков, склонов используют сосну. Почему для этого нельзя использовать ель? (У сосны корни располагаются вертикально, у ели горизонтально, ель любит влажную плодородную почву, и на песках расти не может. У сосны корневая система глубинная, а у ели поверхностная.)

3. Какие виды лесных пожаров Вам известны? Назовите причины лесных пожаров? Назовите погодные условия, влияющие на распространение пожара? (Верховые, низовые, подземные и подстилочные. Лесные пожары могут быть беглыми (при высокой скорости ветра) и устойчивыми. Травяные пожары (сельскохозяйственные палы).

4. В каких странах света, в каком климате произрастают леса из самых долговечных деревьев? (Во всех странах света, в теплом и влажном климате. В Америке (Мексика) - кипарисы, возрастом до 6 тыс. лет; секвойя (Калифорния) - 5 тыс. лет, высота 140 м, толщина 85 м. В Африке - баобаб.)

5. В чем заключается польза птиц для леса? (Совы уничтожают вредных грызунов и насекомых. Одна сова съедает 12-14 мышей в день. Кукушки в большом количестве истребляют мохнатых гусениц шелкопрядов - наиболее опасных вредителей леса и других насекомых. Дятлы уничтожают личинок вредных насекомых. Жаворонки, ласточки, мухоловки, трясогузки, синицы, соловьи и др. приносят своим птенцам пищу от 300 до 600 раз в день, скармливая им при этом огромное количество вредных насекомых и их личинок.)

Ведущая. В следующем конкурсе команды должны назвать как можно больше вариантов ответов на те вопросы, которые им будут предложены. (К магнитным доскам приглашаются по 2 представителя от команды, которые выбирают из множества предложенных ответов те, которые касаются их вопроса, закрепляют надписи магнитами на доске. Например: 1 команда Назовите причины возникновения лесных пожаров?

- пожары возникают по вине людей (окурки, спички, костры),

- детские шалости со спичками в лесопарковой зоне,

- сжигание мусора, сухой травы вблизи лесов,

- попадание молнии в дерево;

- возгорание обтирочного материала, пропитанного маслом или бензином;

- воспламенение сухой травы «линзами» из разбитого бутылочного стекла.

2 команда Что нельзя делать в лесу, для того, чтобы избежать пожара?

- разводить костры в хвойных молодняках или на участках повреждённого и усохшего леса, на торфяниках, под кронами деревьев, в местах с усохшей травой, зелеными мхами;

- использовать костры в лесу без принятия мер предосторожности;

- оставлять костёр без присмотра; - оставлять промасленный или пропитанный бензином, керосином или горючими веществами обтирочный материал в непредусмотренных для этого местах;

- курить или пользоваться открытым огнём вблизи машин и сухих деревьев;

- курить при пеших переходах, передвижении по лесным дорогам;

Ведущий. Команды отлично справились с заданием. Далее, мы открываем театральную страничку нашего мероприятия - конкурс «Экологический театр». (Команды показывают заранее подготовленные сценки. Например, 1 команда - сценка «Таким туристам - не место в лесу!» (Включается музыка, под которую "вваливаются" туристы)

1 турист:

Сегодня мы пришли гулять,
Благо лес - рукой подать!
Закупили всё подряд:
Пищу, спички, лимонад.

2 турист:

Свежий воздух возбудит,
Наш здоровый аппетит!
А пакеты, банки, склянки…
Лес большой, он всё вместит!
Лес, он что, ничей?

Туристы: (хором) Ничей!

3 турист: Расположимся скорей!
Тут уж нам не помешают:
Жги и лей, руби и бей!

4 турист: Урны нет! Неси в кусты!
Мы с природою на "ты"!

1турист: Мусор птицам разбросаем!
В речку скинем все бутылки -
В море пусть плывут посылки!

2 турист: Мы цари! Молчи природа!
Всё здесь наше - лес и воды!

(Опять звучит музыка, туристы разбрасывают банки, бутылки и уходят. Появляется олицетворение матушки - природы)

Матушка природа:

Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда её жалей!
В увеселительных походах,
Не растопчи её полей!
В вокзальной сутолоке века
Ты оценить её спеши:
Она - твой давний, добрый лекарь,
Она - союзница души.
Не жги её напропалую,
И не исчерпывай до дна.
И помни истину простую,
Нас много, а она - одна.

(На сцене появляются дети - волонтеры и убирают мусор)
Чтец 1 Мы общей жизни зерна,
Одной судьбы родня.
Нам пировать позорно,
В счет будущего дня.
Чтец 2 Поймите это, люди,
Как собственный приказ,
Не то Земли не будет,
У каждого из нас.)

2 команда - сценка «Сказочный СПЕЦНАЗ» (Включается музыка, под которую появляются хулиганы)

1 хулиган: Смотри, какая поляна хорошая. Давай отдохнём, что-то я проголодался!

2 хулиган: Давай. Пикник устроим. Деревьев здесь много, веток наломаем. Большой костёр разведём.

(Звучит песня «Во поле берёзка стояла» на чув. Языке первые слова поёт берёзка, на русском - хулиганы)

Берёзка: Во поле берёзка стояла

Во поле кудрявая стояла

Лю-ли-лю-ли-стояла

Лю-ли-лю-ли-стояла

Хулиганы: Я пойду, пойду погуляю,

Белую берёзку заломаю

Лю-ли заломаю,

Лю-ли заломаю.

(Ломают ветки берёзки и разжигают костёр. Едят чипсы и пьют фанту, пакеты и бутылки кидают вокруг)

1 хулиган: Классный пикник получился!

2 хулиган: Как мне нравится на природе отдыхать. Кругом птички поют, деревья радостно шелестят, зайцы скачут. (Зевает). А давай-ка мы поставим капкан, может кто и попадётся!(Идёт ставить капкан около того дерева, где лиса спряталась)

1 хулиган: Славно мы повеселились, может часок-другой поспим.

(Хулиганы садятся спиной друг к ругу. Ружья кладут на колени и засыпают. На край сцены украдкой выходят лиса и заяц).

Заяц: Ой, как страшно, они нас убьют и съедят. Что же нам теперь делать?

Лиса: (С осторожностью обходит капкан) Не боись, лопоухий, со мной не пропадёшь. Я, между прочим, агентесса лесной безопасности (Лиса достаёт рацию. Заяц поражённо, перестав дрожать, смотрит на неё. Лиса говорит в рацию): Метла, метла, Я - рыжая, нужна помощь, как меня слышите. (Раздается звук рации)

Заяц: Ну, что?

Лиса: Всё в порядке, сейчас будут! (Слышен звук музыки с сиреной. На сцене появляются две Бабки-Ёжки в форме спецназа. На голове - банданы. Хулиганы просыпаются)

Бабки - Ёжки (хором): Руки за голову. Вы - арестованы!

1-ый хулиган: Что???

2-ой хулиган: За что??? (Под музыку завязывается бой бабок Ёжек «Спецназа» и хулиганов). Бабы-ёжки Связывают верёвкой хулиганов. Ружья передают лисе с зайцем.)

1-ая Баба-ЯГА: Ну, всё, операция успешно завершена, можем клиентов паковать и грузить.

2-ая Баба-ЯГА: А пока вы их держите на мушке, чтобы они не сбежали. (Лиса и заяц встают с двух сторон от хулиганов, передёргивают затво.

Лиса и Заяц: (громко) Шик-шик-каяпр! хулиганы испуганно смотрят сначала на лису и зайца, а затем на Бабок-Ёжек и спрашивают:)

Хулиганы (Вместе, глядя на Бабок - Ёжек): Вы, кто?

1-ая Баба-ЯГА: Мы - бабы - ёжки,

2-ая Баба-ЯГА: Лесные спасатели.

(По очереди поют песню Бабок - Ёжек «Лесных спасателей», на мотив «Частушки Бабок - Ёжек» пританцовывая):

1-ая: Растяни меха гармошка,

Э-эх, играй наяривай

Спой-ка песню бабка - Ёжка,

Спой, не разговаривай

2-ая: Отдохнуть турист решил

Куст ракиты подпалил

Лес в огне, турист - в дыму

Кто поможет здесь ему?

ВМЕСТЕ: Мы спасатели лесные,

Бабки - Ёжки удалые

Пожар можем потушить,

Чтобы лес мог долго жить

1-ая: Зима лютая придёт

С собой голод принесёт.

Зайцы, белки да ежи

Кто поможет им прожить?

ВМЕСТЕ: Мы спасатели лесные,

Бабки - Ёжки удалые

Всех накормим мы зверей

К нам спешите поскорей.

1 хулиган: А за что вы нас так?

2 хулиган: Что мы плохого сделали?

1-ая Баба - Ёжка: Э- э, милок! В лес заповедный пришли,

2-ая Баба-Ёжка: Шумите, лесных зверей пугаете,

1-ая Баба-Ёжка: Костры в неположенном месте разжигаете,

2-ая Баба-Ёжка: Деревья ломаете

Вместе: А природу беречь и любить надо. Ведь лес - это наша жизнь!!!

Хулиганы: Мы больше не будем. Простите нас! Мы тоже научимся беречь природу и заботиться о животных, птицах и рыбах!

Бабы - ёжки развязывают хулиганов, дарят им мётлы и говорят:

Бабы-Ёжки: Вот это ваше оружие. Пусть леса будут чистыми и зелёными.

Ведущий. Участники команд должны были приготовить для конкурса экологические листовки. Предоставляем им слово для защиты.

(Команды рассказывают об основной идее своей листовки. После окончания мероприятия эти листовки можно размножить и разместить на информационных стендах жилых домов, ближайших к школе, для ознакомления с ними жителей)

Ведущая. Наша программа приближается к завершению. Последнее задание для команд - это защита презентаций, и мы предоставляем им слово.

(Команды представляют свои презентации на тему «Наша забота - лес родной сохранить!»)

Ведущий. Чтоб радость завтрашнего дня

Сумел ты ощутить.

Должна быть чистою Земля

И небо чистым быть.

А Землю эту, не щадя.

Терзал за веком век,

И брал все только для себя

«Разумный» человек.

Сейчас же кинулись спасать

«Природную среду»,

Но почему ж так поздно мы

Почуяли беду?

Надолго ль хватит нам воды,

Коль растворен в ней яд?

Надолго ль хватит тех лесов.

Где топоры стучат?

Спасти поля, леса, луга

И чистую гладь рек - всю Землю

Можешь только ты,

Разумный человек!

(Звучит песня Светланы Ранда «Чудесный лес».)

Ведущая. Наш конкурс завершён. Сегодня мы, неравнодушные к судьбе леса, затронули лишь небольшую часть его проблем. Я считаю, что каждый житель нашего города может внести свой вклад в улучшение экологической обстановки в лесах Волгограда, Волгоградской области, будь он школьником или мэром. Главное, осознать проблему и найти пути для её решения.

Рефлексия.

Ведущий: Напишите на листочках, какую вы можете оказать помощь в охране леса. (Листочки приклеивают к силуэту дерева, несколько примеров зачитывают вслух)

(Затем, жюри подводит итоги и награждает победителей.)

Список литературы.

  1. Краеведение: биологическое и ландшафтное разнообразие природы Волгоградской области. Метод. пособие. - М.: Глобус, 2008.

  2. Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Экология России. Учебник из Федерального комплекта для 9-11 классов общеобразовательной школы. М.: АО МДС, 1996.

  3. Охрана природы: (факультативный курс). Пособие для учащихся / А.В. Михеев; Под ред. К.В. Пашканга. - М.: Просвещение,1998.

  4. С любовью к природе.- Саратов: Приволж.кн.изд-во

(Пенз.отд-ние),1984.

  1. Экологическая подготовка учащихся во внеурочное время. Метод. пособие. - Волгоград, 1990.

  2. Я познаю мир: Дет.энцикл.: Экология/Авт.- сост. А.Е.Чижевский - М.: ООО "Издательство АСТ".1997.



© 2010-2022