Конспект урока Биология-наука о жизни

Конспект вводного урока по биологии "Биология- наука о жизни"предназначен для учащихся 6 класса  . Задачи: 1.      Раскрыть сущность курса «Биология. Бактерии. Грибы. Растения.» 2.      Показать актуальность биологических знаний, выявить значение общей биологии и ее место в системе биоло­гических знаний. 3.      Познакомить учащихся с многообразием растительного мира. 4.      Показать значение растений в природе, жизни человека. 5.      Познакомить с учебником, развивать умения работать с ним, с...
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок № 1. Тема: БИОЛОГИЯ - НАУКА О ЖИЗНИ

Задачи:

  1. Раскрыть сущность курса «Биология. Бактерии. Грибы. Растения.»

  2. Показать актуальность биологических знаний, выявить значение общей биологии и ее место в системе биологических знаний.

  3. Познакомить учащихся с многообразием растительного мира.

  4. Показать значение растений в природе, жизни человека.

  5. Познакомить с учебником, развивать умения работать с ним, составлять схемы.

  6. Воспитывать любовь к природе и бережного отношения к растениям, природе.

Элементы содержания: биология, ботаника, микология, бактериология, экология, биотехнология, биофизика, биохимия, микробиология.

  1. Краткое знакомство с новым курсом «Биология», обоснование роли и места курса «Ботаника » в системе биологических наук. Изучение методического аппарата учебника, разъяснение требований, предъявляемых к подготовке домашних заданий, к ведению тетрадей.

  2. Знакомство учащихся с правилами поведения в кабинете биологии, с инструкциями по ТБ на рабочем месте, во время проведения лабораторных работ, на учебно-опытном участке, во время экскурсий.

  3. Изучение нового материала.

Мы приступаем с вами к изучению нового для вас курса «Биология» (от греческих слов «биос» -жизнь и «логос» - учение).

Биология - наука о жизни, о живых организмах, обитающих на нашей Земле. Живые организмы на нашей планете очень разнообразны. Это - и человек, и животные, и растения, и грибы, и бактерии. Ученые насчитывают более3,5 млн видов живых организмов.

Биология - наука о жизни, ее закономерностях и формах проявления, о существовании и распространении ее во времени и пространстве. Она исследует происхождение жизни и ее сущность, развитие, взаимосвязи и многообразие. Биология относится к естественным наукам.

Термин «биология» впервые был предложен немецким профессором Т. Рузом в 1797 г. Однако общепринятым он стал в 1802 г., после того как его стал употреблять в своих работах французский натуралист Ж.-Б. Ламарк.

Современная биология представляет собой комплексную науку, состоящую из ряда самостоятельных научных дисциплин со своими объектами исследования.

Например:

1. Ботаника - исследует строение, способ существования,
распространение растений и историю их происхождения. Включает в себя подразделы:

  • микология - наука о грибах;

  • бриология - наука о мхах;

  • геоботаника - изучает закономерности распространения растений по поверхности суши;

  • палеоботаника - изучает ископаемые останки древних растений

и др. науки.

2. Зоология - изучает строение, распространение и историю развития животных.

Подразделы:

  • ихтиология - наука о рыбах;

  • орнитология - наука о птицах,

• этология - наука о поведении животных.

3. Морфология - изучает особенности внешнего строения
живых организмов.

4. Физиология - изучает особенности жизнедеятельности
живых организмов.

  1. Анатомия - изучает внутреннее строение живых организмов.

  2. Цитология - наука о клетке.

  3. Гистология - наука о тканях.

  4. Генетика - наука, изучающая закономерности наследственности и изменчивости живых организмов.

9. Микробиология - изучает строение, способ существования и распространение микроорганизмов (бактерий, одноклеточных) и вирусов.

10. Экология - наука о взаимоотношениях организмов между собой и с факторами окружающей среды.

Возрастающий темп развития науки и накопления знаний привел к необходимости взаимодействия между различными естественными науками. Так, в результате интеграции наук возникли биофизика, биохимия, радиобиология, космическая биология, биотехнология.

1) биофизика - исследует биологические структуры и функции организмов физическими методами;

  1. биохимия - исследует основы жизненных процессов и явлений химическими методами на биологических объектах;

  2. биотехнология - изучает возможности использования имеющих хозяйственное значение микроорганизмов (бактерий, дрожжей) в качестве сырья, а также использование их в производстве.

Для чего необходимо изучать биологию? В тексте одной из лекций Томаса Гексли есть такие строки: «Для человека, не знакомого с естественной историей, пребывание среди природы подобно посещению художественной галереи, где 90 % всех удивительных произведений искусства повернуты лицом к стене. Познакомьте его с основами естественной истории - и вы снабдите его путеводителем к этим шедеврам, достойным быть обращенными к жаждущему знания и красоты человеческому взгляду».

Нас окружает разнообразный мир растений. С древности накапливались и обобщались знания о растениях, что послужило основой для создания науки ботаники. Название «ботаника» происходит от греческого «ботане», что означает растение, трава. Основоположником науки ботаники считают древнегреческого ученого-натуралиста Теофраста. Он был учеником и последователем великого Аристотеля.Конспект урока Биология-наука о жизниТеофраст Конспект урока Биология-наука о жизни Аристотель

Теофраст (371-286 г. до Р. Хр.) - знаменитый греческий ученый, называемый отцом ботаники, родом с острова Лесбоса из города Эреза, откуда и прозвание - Theophrastos Eresios. Слушал сначала Левкиппа в родном городе, потом Платона, а после его смерти перешел к Аристотелю, с которым не расставался уж более, пока великий философ не покинул навсегда Афины. Жизнь Т. протекла сравнительно спокойно и счастливо. Это был умный, богато одаренный человек, в то же время добрый, гуманный, с отзывчивой душой. Он был превосходным оратором и, по преданию, за свое красноречие получил от Аристотеля прозвание «Theophrastos», что значить «божественный оратор»; оно заменило его первоначальное имя - Tyrtamos. Так ли это было на самом деле или нет, во всяком случае Т. был самым выдающимся и самым любимым учеником Аристотеля, получил от него в наследство всю его библиотеку, все рукописи, а после смерти учителя стал во главе школы перипатетиков. Число его учеников, по показаниям древних, достигало 2000 чел. и слава о нем далеко распространилась за пределы Греции. Ему приписывают 227 сочинений; большая их часть потеряна, и ни одно не сохранилось вполне, не пострадав от времени и переписчиков.

До нас дошли два больших ботанических сочинения Т.; одно под названием «История», или лучше, по смыслу - «Естественная история растений», другое «О причинах растений» - трактат о жизненных явлениях у растений. Естественная история растении состоит из 9 книг и по содержанию соответствует нашей морфологии, анатомии и систематике растений.

Меры по охране растений.

  1. Создание законов об охране растительного мира.

  2. Создание охраняемых территорий (заповедников, национальных парков, заказников)

  3. Изучение редких и исчезающих видов растений и занесение их в Красную книгу

  4. Соблюдение правил поведения в природе,

  5. Создание центров по разведению исчезающих видов.

Значение биологии.

Биология тесно связана со многими сторонами практической деятельности человека - сельским хозяйством, медициной, отраслями промышленности. Успешное развитие сельского хозяйства зависит во многом от биологов-селекционеров, занимающихся улучшением существующих и созданием новых сортов культурных растений и пород животных. Благодаря достижениям биологии успешно развивается микробиологическая промышленность. Ее предприятия выпускают лекарства, витамины, кормовые добавки для животных, средства защиты растений от вредителей и болезней. Знание законов биологии помогает лечить и предупреждать болезни человека.

Закрепление изученного.

  1. Что изучает биология?

  2. Какое значение имеет знание законов биологии?

  3. Какое значение имеют растения в природе и жизни человека?

  4. Что изучает ботаника?

Домашнее задание: введение, стр. 9-12, подготовить загадки и презентации об интересных растениях.



© 2010-2022