Конспект урока по теме Многообразие пресмыкающиxся (7 класс)

Раздел Биология
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока

Учителя биологии муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Устьянская средняя общеобразовательная школа» Локтевского района, Алтайского края Плотниковой Натальи Владимировны

Предмет биология Класс 7

Тема урока «Многообразие. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды».

Тип урока комбинированный

Характеристика класса: в 7 классе обучается 9 человек со средней мотивацией познавательных интересов. Успеваемость - 100%, качество знаний - 100%, обучаются на «5» -3, на «4» - 6 учащиеся активны на уроке.

Цель: создание условий для реализации и развития компетенций;

учебно-познавательных - обобщение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности Рептилий;

информационных - поиск необходимой информации, её извлечение и обработка;

разрешения проблем - целеполагание и планирование деятельности

Задачи:

Обучающие:

  • повторить и систематизировать знания о строении, жизнедеятельности пресмыкающихся, о взаимоотношениях их со средой обитания, расширить представление учащихся о многообразии пресмыкающихся, их роли в природе и жизни человека.

Развивающие:

  • продолжить формирование умений работать с дополнительными источниками информации;

  • учить создавать презентации, опорно- схематические конспекты;

  • учить выделять общие признаки животных, проводить анализ, делать выводы, сравнивать, развивая мышление обучающихся;

  • развивать творческие способности школьников.

Воспитательные:

  • воспитывать познавательный интерес к предмету;

  • воспитание информационной культуры, культуры общения учащихся;

  • воспитывать внимательность, аккуратность, дисциплинированность, усидчивость;

  • воспитывать любовь к природе, обосновывать необходимость охраны Пресмыкающихся.

Здоровьесберегающие: создать на уроке атмосферу доброты, увлечённости, способствующую сохранению психического здоровья.

Средства обучения: - учебник «Биология. Животные» для 7 класса (В.В. Латюшин, Дрофа 2011 г.

-компьютер, медиа-проектор;

-презентация «Многообразие пресмыкающихся»

-рисунки пресмыкающихся » Пресмыкающиеся»

-книги: Альфред Брем « Жизнь животных» М., «ЭКСМО» 2008; Красная книга Алтайского края. Животные. Издательство Алтайского университета. Барнаул 2002г., Биологический энциклопедический словарь. Главный редактор М.С. Гиляров «Советская энциклопедия» Москва 1986г.

-задания для проверки знаний.

Предварительная подготовка- класс разделим на 3 группы, каждой группе было дано опережающее задание:

1 гр.- подобрать дополнительный материал и создать мини- проект презентацию, выступления по отряду Чешуйчатые.

2 гр. - подобрать дополнительный материал и создать мини- проект презентацию, выступления по отряду Черепахи

3гр.- подобрать дополнительный материал и создать мини- проект презентацию, выступления по отряду Крокодилы.

Индивидуальное задание - нарисовать рисунок любого пресмыкающегося.

Принципы обучения: деятельности, развития, активности, самостоятельности, диалогичности, дифференциации, рефлексивности.

Методы изучения: частично - поисковый, исследовательский, репродуктивный, компетентностный с элементами лично ориентированного обучения.

Структура урока.

1. Организационный момент (2мин.).

2. Актуализация знаний учащихся: а). Проверка знаний (10 мин.).

б). Постановка проблемной ситуации (5 мин.).

3. Постановка цели и задач урока (3 мин.).

4. Изучение нового учебного материала (16 мин.).

5. Закрепление учебного материала (5 мин.).

6. Подведение итогов и оценка знаний (2мин.).

7. Задание на дом. (2 мин.)



  1. Организационный момент (2мин.)

Цель: создать условия для успешного повторения и изучения нового материала, положительного эмоционального настроя на работу.

Задачи: активизировать внимание учащихся с помощью применения мультимедийных средств.

МКонспект урока по теме Многообразие пресмыкающиxся (7 класс)етоды организации работы учащихся: метод развития мыслительных навыков.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Учащиеся успокаиваются, включаются в учебную деятельность.

- Здравствуйте!

Звонок сигнал даёт нам в срок,

Гостям, друг другу мило улыбнулись,

Ко мне тихонько повернулись и присели.

- Я рада видеть вас и гостей и надеюсь, что наш урок будет плодотворным и принесёт вам новые открытия.

(Учитель оценивает готовность учащихся к уроку)

Девиз нашего сегодня урока:

На уроке нам, друзья

Черепахами быть нельзя,

Как ящерицы будьте быстры

И пятёрки заработаете вы!



  1. Актуализация знаний учащихся.

Проверка знаний (10 мин.).

Цель: создать условия для успешного воспроизведения учебного материала по данной теме.

Задача: проверить знания учащихся об особенностях строения, образа жизни.

Методы, способствующие решению поставленных целей и задач: репродуктивный (воспроизведение имеющихся знаний).

Методы организации совместной деятельности учащихся: индивидуальный, коллективный поиск решения.

Методы мотивирования учебной активности учащихся в ходе опроса: тестирование.

Методы и критерии оценивания ответов учащихся в ходе опроса: промежуточный контроль, поощрение и благодарность ученикам.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

-особенности строения Пресмыкающихся,

-была дана общая характеристика Пресмыкающихся

Работа с тестовыми заданиями.

Ребята сдают бланки ответов.

Ребята, что мы изучали на прошлом уроке? Чтобы проверить, как вы усвоили материал, я воспользуюсь тестовыми заданиями.

Раздаю задания (тесты) и бланки для ответов.

Время вышло, работы сдать.

Приложение 2.


Постановка проблемной ситуации (3 мин.)

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Ребята отвечают:

-змеи

- черепахи

- крокодилы

-ящерицы

- хамелеон

- змея

Пресмыкающиеся.

Отвечают:


Многообразие Пресмыкающихся, их значение в природе, их охрана.

Учащиеся формулируют тему урока

Дети открывают тетради, записывают число, тему урока.

Называют….

-изучить многообразие пресмыкающихся

-их значение в природе и жизни человека; охрана.

Отвечают:

-демонстрация мини-проектов презентаций,

-выступления с сообщениями,

-Компьютер, медиа-проектор.

Речь пойдёт об удивительных, наиболее таинственных животных.

О них сложено много легенд и сказаний. Это их считают:

*способными к гипнотическому взгляду;

*долгожителями

*ужасно кровожадными

*быстрыми и юркими

*ужасно переменчивыми

*стали символом медицины.

- Кто эти таинственные животные? Почему их так называют?

Особенности строения, среду обитания пресмыкающихся мы уже с вами изучали, а что бы вы ещё хотели узнать об этих животных?


Назовите тему нашего урока?

Ребята, откройте, пожалуйста, тетради, запишите в них число, тему урока.


-Какова будет цель нашего урока?


Я предполагала, какова у вас будет цель и с вашего позволения, представляю её.

-Какими способами мы будем её достигать, что, по вашему мнению, мы будем использовать в нашей работе?



Приложение 1

Слайд 1





Приложение 1.

Слайд 2



Приложение 1.

Слайд 3






4. Изучение нового учебного материала (16 мин.)

Цель: познакомить учащихся с многообразием Пресмыкающихся, их значением в природе и жизни человека, редкими и охраняемыми видами.

Формы и методы изложения нового учебного материала: сообщения, мини- проекты презентации, использование мультимедийных средств, работа с учебником, постановка проблемы урока, её обсуждение.

Основные формы и методы организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся: объяснение материала мини- проектов презентации, частично - поисковый метод, самостоятельная работа, работа с текстом.

Критерии определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому педагогом учебному материалу: качественное выполнение заданий, вопросы по излагаемому материалу.

Методы мотивирования учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала: выступления учащихся с сообщениями, слово учителя, работа с учебником, иллюстративными материалами, подготовка проблемных вопросов, создание ситуации успеха.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Называют:

Отряд Крокодилы

Отряд Чешуйчатые

Отряд Черепахи

Отвечают.





Ящерица.

Отряд Чешуйчатые.

Защищают мини- проект презентацию. Выступают с сообщениями.

Задают вопросы.

-Можно ли ящерицу дёргать за хвост?

Нет. Отбросит хвост (самокалеченье-регенерация).

-Кого называют «пустынным крокодилом»?

Варана (окрашен под цвет пустыни, сходен с крокодилом).









-черепаха.

Отряд Черепахи.

Почему черепахи могут поворачивать голову? В связи, с чем они могут «вертеть головой»?

Отвечают: у них имеется шея, состоит из одного позвонка.



Крокодил.

Отряд Крокодилов.

Защита мини - проекта презентации.

Вопрос: «крокодильи слёзы» - что это такое?

Ответ: это вывод солей из организма.



Учащиеся работают в в тетрадях с учебником.

-Прежде чем дать слово группам, вспомним классификацию Пресмыкающихся.

-В чём причины такого многообразия Пресмыкающихся?

А теперь переходим к защите мини- проектов презентаций.

Девизом нашим будет древнее изречение « Когда я слушаю, я забываю;

Когда я вижу, я понимаю;

Когда я действую, я учусь».

Действуйте!

Загадка.

Потеряла хвост под кручей,

Ну да это не беда,

У меня на всякий случай

Есть в запасе хвост всегда.

-Кто это?

К какому отряду она относится?

-Ребята, защищайте свой проект.


-Вопросы к ребятам, есть?


Дополнительный материал. Ящерицы предпочитают терять хвост, а не голову. Будьте мудры как змеи, и бесхитростны, как голуби - говорится в Библии.

Спасибо. Молодцы!

-Устали? Давайте немного отдохнем

Физкультминутка (компетенция личностного самосовершенствования).

Установите соответствие признаков к отрядам Пресмыкающихся.

  1. Костный панцирь.

(черепаха-наклоны в стороны)

  1. Роговые щитки.

(взмах руками-крокодилы).

3.Мелкие чешуйки

(приседания-змеи).

4. Глаза и ноздри на возвышенности.

(взмахи руками-крокодилы).

5.Веки неподвижны

(приседания-змеи).

6.Бывают морские, сухопутные, пресноводные

(наклоны в стороны-чепахи).

Тихо сели.

Продолжим нашу работу.

Загадка.

Мне ходить тяжеловато,

Потому и не спешу.

Черепичную я хату

На себе всю жизнь ношу.

-Кто это?

-К какому отряду она относится?

Ребята, защищайте свой проект.

-Вопросы к ребятам, есть?


Спасибо. Молодцы!

Дополнительный материал.

У японцев черепаха считается эмблемой долговечности (долгожительства).

Название, какого животного зашифровано в анаграмме? ООИРКДКЛ

-К какому отряду относится?

Третьей группе предоставляется слово.

-Вопросы к ребятам, есть?

Спасибо. Молодцы!

Дополнительный материал.

Символом смерти крокодил считается у японцев.

Об основных отрядах Пресмыкающихся мы с вами узнали, а теперь выясним, какое значение они имеют в природе и жизни человека.

Данные внесём в таблицу.

Задание. В тексте учебника п.25 и п.26 найдите материал и запишите в тетрадь.

- Работу продолжите дома.

Приложение1 Слайд 4





Приложение1,

Слайд 5

Приложение 3

Мини-проект презентация.





Приложени 1.

Слайд 6

Крокодилы- взмахи руками.

Черепахи-наклоны туловища в стороны.

Змеи -преседания.







Приложение1

слайд 7

Приложение 3.

Мини-прект презентация.



Приложение1

Слайд 8

Приложение1

Слайд 9

Приложение 3.

Мини-прект презентация.







Таблица на доске.


5. Закрепление учебного материала (5мин.)

Учебная цель: умение распознавать, определять принадлежность животных к определённому отряду Пресмыкающихся.

Цели и задачи учителя: развивать у учащихся умение анализировать и оценивать результаты работы.

Формы и методы достижения поставленных целей: учебно-познавательные, сочетание различных видов деятельности (фронтальный опрос, работа в группе при подготовке мини-проекта презентации, индивидуальная работа).

Критерии, позволяющие определить степень усвоения учащимися нового учебного материала: качественное выполнение заданий, устные ответы на вопросы, оценка деятельности учащихся на уроке.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание



- настоящие наземные животные

- дышат атмосферным воздухом

- сердце трехкамерное с неполной перегородкой

- исключение крокодил

- четырехкамерное

- роговой покров тела

- ноги по бокам тела (змеи без ног)

- размножаются, откладывают яйца на суше

Зоошутка.

Ребята, у вас на столах лист с Зоошуткой. Художник нарисовал животное и всё перепутал. Вам необходимо определить, каким животным принадлежит каждый отдел тела (голова черепахи, туловище ящерицы, лапы крокодила, хвост гремучей змеи, окраска змеи).

Ребята, а что общего между животными класса Пресмыкающиеся?




Молодцы, ребята! С заданием справились. Можно и итоги подвести.

Приложение 1.

Слайд 10



6. Подведение итогов и оценка знаний (2 мин.)

Задача: развитие навыков контроля и самоконтроля в учебной деятельности.

Методы оценивания учебных достижений учащихся: формулирование критериев достижения целей, промежуточный контроль, поощрение и благодарность ученикам.

Способы оценивания собственных достижений учащимся: анализ достижений и самооценка результатов работы.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

-Мы узнали, каково многообразие Пресмыкающихся, их значение в природе и жизни человека, меры охраны.

-Что нового мы сегодня узнали на уроке? Чему научились?

-С какими трудностями столкнулись?

Сегодня на уроке я поставил бы оценку себе …

Сегодня на уроке я поставил бы оценку своему товарищу…

Рефлексия. Оцените своё личное отношение к пройденной теме по шкале, прикрепив жетон на рисунок любого удивительного животного. Молодцы!

Благодарю вас за работу на уроке. Отметку «отлично» сегодня я поставлю …., вы разработали хорошие презентации. Отметку «хорошо» - ……

«удовлетворительно» - …..



Приложение 1, слайд 11

7. Задание на дом (2 мин.)

Цель самостоятельной работы учащихся: в ходе выполнения домашнего задания ученики должны прочитать текст параграфа, ответить на вопросы в конце параграфа, прочитать рубрику «Знаете ли вы, что…».

Цель учителя: научить учащихся работать над мини-проектами и создавать презентации.

Критерии успешного выполнения домашнего задания: правильность выполнения домашнего задания, аккуратность, свободное владение материалом в процессе работы.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Запись домашнего задания. Прослушивание рекомендаций учителя по правильному и успешному выполнению домашнего задания.

Откройте дневники, запишите домашнее задание

Домашнее задание:

  1. Прочитать параграф 26.

  2. Ответить на вопросы к параграфу 26.

  3. Творческое задание: составить кроссворд «Пресмыкающиеся» (не менее 10 слов) с вопросами (приложение - ответы), красочное оформление.

Приложение 1, слайд 12

«Мы относимся к животным свысока, полагая, что судьба их достойна сожаления. Ведь по сравнению с нами, они весьма несовершенны. Но мы заблуждаемся, жестоко заблуждаемся. Ибо нельзя к животным подходить с человеческой меркой. Их мир старше нашего и совершеннее, а сами они - существа более законченные и совершенные, чем мы с вами. Они сохранили многие из чувств, которые человек растерял, и живут, прислушиваясь к голосам недоступным нашему слуху. Животные - не меньшие наши братья и не бедные родственники, они иные народы, которые вместе с нами угодившие в сеть жизни, в сеть времени, такие же, как и мы, пленники земного великолепия и земных страданий.» (Генри Бестон. Англия).

Это должно быть путеводителем в нашей жизни.

Урок окончен. Благодарю всех за сотрудничество. Приложение 1.

Слайд 13

© 2010-2022