- Преподавателю
- Биология
- Конспект урока по теме Многообразие пресмыкающиxся (7 класс)
Конспект урока по теме Многообразие пресмыкающиxся (7 класс)
Раздел | Биология |
Класс | 7 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Плотникова Н.В. |
Дата | 13.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Конспект урока
Учителя биологии муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Устьянская средняя общеобразовательная школа» Локтевского района, Алтайского края Плотниковой Натальи Владимировны
Предмет биология Класс 7
Тема урока «Многообразие. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды».
Тип урока комбинированный
Характеристика класса: в 7 классе обучается 9 человек со средней мотивацией познавательных интересов. Успеваемость - 100%, качество знаний - 100%, обучаются на «5» -3, на «4» - 6 учащиеся активны на уроке.
Цель: создание условий для реализации и развития компетенций;
учебно-познавательных - обобщение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности Рептилий;
информационных - поиск необходимой информации, её извлечение и обработка;
разрешения проблем - целеполагание и планирование деятельности
Задачи:
Обучающие:
-
повторить и систематизировать знания о строении, жизнедеятельности пресмыкающихся, о взаимоотношениях их со средой обитания, расширить представление учащихся о многообразии пресмыкающихся, их роли в природе и жизни человека.
Развивающие:
-
продолжить формирование умений работать с дополнительными источниками информации;
-
учить создавать презентации, опорно- схематические конспекты;
-
учить выделять общие признаки животных, проводить анализ, делать выводы, сравнивать, развивая мышление обучающихся;
-
развивать творческие способности школьников.
Воспитательные:
-
воспитывать познавательный интерес к предмету;
-
воспитание информационной культуры, культуры общения учащихся;
-
воспитывать внимательность, аккуратность, дисциплинированность, усидчивость;
-
воспитывать любовь к природе, обосновывать необходимость охраны Пресмыкающихся.
Здоровьесберегающие: создать на уроке атмосферу доброты, увлечённости, способствующую сохранению психического здоровья.
Средства обучения: - учебник «Биология. Животные» для 7 класса (В.В. Латюшин, Дрофа 2011 г.
-компьютер, медиа-проектор;
-презентация «Многообразие пресмыкающихся»
-рисунки пресмыкающихся » Пресмыкающиеся»
-книги: Альфред Брем « Жизнь животных» М., «ЭКСМО» 2008; Красная книга Алтайского края. Животные. Издательство Алтайского университета. Барнаул 2002г., Биологический энциклопедический словарь. Главный редактор М.С. Гиляров «Советская энциклопедия» Москва 1986г.
-задания для проверки знаний.
Предварительная подготовка- класс разделим на 3 группы, каждой группе было дано опережающее задание:
1 гр.- подобрать дополнительный материал и создать мини- проект презентацию, выступления по отряду Чешуйчатые.
2 гр. - подобрать дополнительный материал и создать мини- проект презентацию, выступления по отряду Черепахи
3гр.- подобрать дополнительный материал и создать мини- проект презентацию, выступления по отряду Крокодилы.
Индивидуальное задание - нарисовать рисунок любого пресмыкающегося.
Принципы обучения: деятельности, развития, активности, самостоятельности, диалогичности, дифференциации, рефлексивности.
Методы изучения: частично - поисковый, исследовательский, репродуктивный, компетентностный с элементами лично ориентированного обучения.
Структура урока.
1. Организационный момент (2мин.).
2. Актуализация знаний учащихся: а). Проверка знаний (10 мин.).
б). Постановка проблемной ситуации (5 мин.).
3. Постановка цели и задач урока (3 мин.).
4. Изучение нового учебного материала (16 мин.).
5. Закрепление учебного материала (5 мин.).
6. Подведение итогов и оценка знаний (2мин.).
7. Задание на дом. (2 мин.)
-
Организационный момент (2мин.)
Цель: создать условия для успешного повторения и изучения нового материала, положительного эмоционального настроя на работу.
Задачи: активизировать внимание учащихся с помощью применения мультимедийных средств.
Методы организации работы учащихся: метод развития мыслительных навыков.
Деятельность учащихся
Деятельность учителя
Примечание
Учащиеся успокаиваются, включаются в учебную деятельность.
- Здравствуйте!
Звонок сигнал даёт нам в срок,
Гостям, друг другу мило улыбнулись,
Ко мне тихонько повернулись и присели.
- Я рада видеть вас и гостей и надеюсь, что наш урок будет плодотворным и принесёт вам новые открытия.
(Учитель оценивает готовность учащихся к уроку)
Девиз нашего сегодня урока:
На уроке нам, друзья
Черепахами быть нельзя,
Как ящерицы будьте быстры
И пятёрки заработаете вы!
-
Актуализация знаний учащихся.
Проверка знаний (10 мин.).
Цель: создать условия для успешного воспроизведения учебного материала по данной теме.
Задача: проверить знания учащихся об особенностях строения, образа жизни.
Методы, способствующие решению поставленных целей и задач: репродуктивный (воспроизведение имеющихся знаний).
Методы организации совместной деятельности учащихся: индивидуальный, коллективный поиск решения.
Методы мотивирования учебной активности учащихся в ходе опроса: тестирование.
Методы и критерии оценивания ответов учащихся в ходе опроса: промежуточный контроль, поощрение и благодарность ученикам.
Деятельность учащихся
Деятельность учителя
Примечание
-особенности строения Пресмыкающихся,
-была дана общая характеристика Пресмыкающихся
Работа с тестовыми заданиями.
Ребята сдают бланки ответов.
Ребята, что мы изучали на прошлом уроке? Чтобы проверить, как вы усвоили материал, я воспользуюсь тестовыми заданиями.
Раздаю задания (тесты) и бланки для ответов.
Время вышло, работы сдать.
Приложение 2.
Постановка проблемной ситуации (3 мин.)
Деятельность учащихся
Деятельность учителя
Примечание
Ребята отвечают:
-змеи
- черепахи
- крокодилы
-ящерицы
- хамелеон
- змея
Пресмыкающиеся.
Отвечают:
Многообразие Пресмыкающихся, их значение в природе, их охрана.
Учащиеся формулируют тему урока
Дети открывают тетради, записывают число, тему урока.
Называют….
-изучить многообразие пресмыкающихся
-их значение в природе и жизни человека; охрана.
Отвечают:
-демонстрация мини-проектов презентаций,
-выступления с сообщениями,
-Компьютер, медиа-проектор.
Речь пойдёт об удивительных, наиболее таинственных животных.
О них сложено много легенд и сказаний. Это их считают:
*способными к гипнотическому взгляду;
*долгожителями
*ужасно кровожадными
*быстрыми и юркими
*ужасно переменчивыми
*стали символом медицины.
- Кто эти таинственные животные? Почему их так называют?
Особенности строения, среду обитания пресмыкающихся мы уже с вами изучали, а что бы вы ещё хотели узнать об этих животных?
Назовите тему нашего урока?
Ребята, откройте, пожалуйста, тетради, запишите в них число, тему урока.
-Какова будет цель нашего урока?
Я предполагала, какова у вас будет цель и с вашего позволения, представляю её.
-Какими способами мы будем её достигать, что, по вашему мнению, мы будем использовать в нашей работе?
Приложение 1
Слайд 1
Приложение 1.
Слайд 2
Приложение 1.
Слайд 3
4. Изучение нового учебного материала (16 мин.)
Цель: познакомить учащихся с многообразием Пресмыкающихся, их значением в природе и жизни человека, редкими и охраняемыми видами.
Формы и методы изложения нового учебного материала: сообщения, мини- проекты презентации, использование мультимедийных средств, работа с учебником, постановка проблемы урока, её обсуждение.
Основные формы и методы организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся: объяснение материала мини- проектов презентации, частично - поисковый метод, самостоятельная работа, работа с текстом.
Критерии определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому педагогом учебному материалу: качественное выполнение заданий, вопросы по излагаемому материалу.
Методы мотивирования учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала: выступления учащихся с сообщениями, слово учителя, работа с учебником, иллюстративными материалами, подготовка проблемных вопросов, создание ситуации успеха.
Деятельность учащихся
Деятельность учителя
Примечание
Называют:
Отряд Крокодилы
Отряд Чешуйчатые
Отряд Черепахи
Отвечают.
Ящерица.
Отряд Чешуйчатые.
Защищают мини- проект презентацию. Выступают с сообщениями.
Задают вопросы.
-Можно ли ящерицу дёргать за хвост?
Нет. Отбросит хвост (самокалеченье-регенерация).
-Кого называют «пустынным крокодилом»?
Варана (окрашен под цвет пустыни, сходен с крокодилом).
-черепаха.
Отряд Черепахи.
Почему черепахи могут поворачивать голову? В связи, с чем они могут «вертеть головой»?
Отвечают: у них имеется шея, состоит из одного позвонка.
Крокодил.
Отряд Крокодилов.
Защита мини - проекта презентации.
Вопрос: «крокодильи слёзы» - что это такое?
Ответ: это вывод солей из организма.
Учащиеся работают в в тетрадях с учебником.
-Прежде чем дать слово группам, вспомним классификацию Пресмыкающихся.
-В чём причины такого многообразия Пресмыкающихся?
А теперь переходим к защите мини- проектов презентаций.
Девизом нашим будет древнее изречение « Когда я слушаю, я забываю;
Когда я вижу, я понимаю;
Когда я действую, я учусь».
Действуйте!
Загадка.
Потеряла хвост под кручей,
Ну да это не беда,
У меня на всякий случай
Есть в запасе хвост всегда.
-Кто это?
К какому отряду она относится?
-Ребята, защищайте свой проект.
-Вопросы к ребятам, есть?
Дополнительный материал. Ящерицы предпочитают терять хвост, а не голову. Будьте мудры как змеи, и бесхитростны, как голуби - говорится в Библии.
Спасибо. Молодцы!
-Устали? Давайте немного отдохнем
Физкультминутка (компетенция личностного самосовершенствования).
Установите соответствие признаков к отрядам Пресмыкающихся.
-
Костный панцирь.
(черепаха-наклоны в стороны)
-
Роговые щитки.
(взмах руками-крокодилы).
3.Мелкие чешуйки
(приседания-змеи).
4. Глаза и ноздри на возвышенности.
(взмахи руками-крокодилы).
5.Веки неподвижны
(приседания-змеи).
6.Бывают морские, сухопутные, пресноводные
(наклоны в стороны-чепахи).
Тихо сели.
Продолжим нашу работу.
Загадка.
Мне ходить тяжеловато,
Потому и не спешу.
Черепичную я хату
На себе всю жизнь ношу.
-Кто это?
-К какому отряду она относится?
Ребята, защищайте свой проект.
-Вопросы к ребятам, есть?
Спасибо. Молодцы!
Дополнительный материал.
У японцев черепаха считается эмблемой долговечности (долгожительства).
Название, какого животного зашифровано в анаграмме? ООИРКДКЛ
-К какому отряду относится?
Третьей группе предоставляется слово.
-Вопросы к ребятам, есть?
Спасибо. Молодцы!
Дополнительный материал.
Символом смерти крокодил считается у японцев.
Об основных отрядах Пресмыкающихся мы с вами узнали, а теперь выясним, какое значение они имеют в природе и жизни человека.
Данные внесём в таблицу.
Задание. В тексте учебника п.25 и п.26 найдите материал и запишите в тетрадь.
- Работу продолжите дома.
Приложение1 Слайд 4
Приложение1,
Слайд 5
Приложение 3
Мини-проект презентация.
Приложени 1.
Слайд 6
Крокодилы- взмахи руками.
Черепахи-наклоны туловища в стороны.
Змеи -преседания.
Приложение1
слайд 7
Приложение 3.
Мини-прект презентация.
Приложение1
Слайд 8
Приложение1
Слайд 9
Приложение 3.
Мини-прект презентация.
Таблица на доске.
5. Закрепление учебного материала (5мин.)
Учебная цель: умение распознавать, определять принадлежность животных к определённому отряду Пресмыкающихся.
Цели и задачи учителя: развивать у учащихся умение анализировать и оценивать результаты работы.
Формы и методы достижения поставленных целей: учебно-познавательные, сочетание различных видов деятельности (фронтальный опрос, работа в группе при подготовке мини-проекта презентации, индивидуальная работа).
Критерии, позволяющие определить степень усвоения учащимися нового учебного материала: качественное выполнение заданий, устные ответы на вопросы, оценка деятельности учащихся на уроке.
Деятельность учащихся
Деятельность учителя
Примечание
- настоящие наземные животные
- дышат атмосферным воздухом
- сердце трехкамерное с неполной перегородкой
- исключение крокодил
- четырехкамерное
- роговой покров тела
- ноги по бокам тела (змеи без ног)
- размножаются, откладывают яйца на суше
Зоошутка.
Ребята, у вас на столах лист с Зоошуткой. Художник нарисовал животное и всё перепутал. Вам необходимо определить, каким животным принадлежит каждый отдел тела (голова черепахи, туловище ящерицы, лапы крокодила, хвост гремучей змеи, окраска змеи).
Ребята, а что общего между животными класса Пресмыкающиеся?
Молодцы, ребята! С заданием справились. Можно и итоги подвести.
Приложение 1.
Слайд 10
6. Подведение итогов и оценка знаний (2 мин.)
Задача: развитие навыков контроля и самоконтроля в учебной деятельности.
Методы оценивания учебных достижений учащихся: формулирование критериев достижения целей, промежуточный контроль, поощрение и благодарность ученикам.
Способы оценивания собственных достижений учащимся: анализ достижений и самооценка результатов работы.
Деятельность учащихся
Деятельность учителя
Примечание
-Мы узнали, каково многообразие Пресмыкающихся, их значение в природе и жизни человека, меры охраны.
-Что нового мы сегодня узнали на уроке? Чему научились?
-С какими трудностями столкнулись?
Сегодня на уроке я поставил бы оценку себе …
Сегодня на уроке я поставил бы оценку своему товарищу…
Рефлексия. Оцените своё личное отношение к пройденной теме по шкале, прикрепив жетон на рисунок любого удивительного животного. Молодцы!
Благодарю вас за работу на уроке. Отметку «отлично» сегодня я поставлю …., вы разработали хорошие презентации. Отметку «хорошо» - ……
«удовлетворительно» - …..
Приложение 1, слайд 11
7. Задание на дом (2 мин.)
Цель самостоятельной работы учащихся: в ходе выполнения домашнего задания ученики должны прочитать текст параграфа, ответить на вопросы в конце параграфа, прочитать рубрику «Знаете ли вы, что…».
Цель учителя: научить учащихся работать над мини-проектами и создавать презентации.
Критерии успешного выполнения домашнего задания: правильность выполнения домашнего задания, аккуратность, свободное владение материалом в процессе работы.
Деятельность учащихся
Деятельность учителя
Примечание
Запись домашнего задания. Прослушивание рекомендаций учителя по правильному и успешному выполнению домашнего задания.
Откройте дневники, запишите домашнее задание
Домашнее задание:
-
Прочитать параграф 26.
-
Ответить на вопросы к параграфу 26.
-
Творческое задание: составить кроссворд «Пресмыкающиеся» (не менее 10 слов) с вопросами (приложение - ответы), красочное оформление.
Приложение 1, слайд 12
«Мы относимся к животным свысока, полагая, что судьба их достойна сожаления. Ведь по сравнению с нами, они весьма несовершенны. Но мы заблуждаемся, жестоко заблуждаемся. Ибо нельзя к животным подходить с человеческой меркой. Их мир старше нашего и совершеннее, а сами они - существа более законченные и совершенные, чем мы с вами. Они сохранили многие из чувств, которые человек растерял, и живут, прислушиваясь к голосам недоступным нашему слуху. Животные - не меньшие наши братья и не бедные родственники, они иные народы, которые вместе с нами угодившие в сеть жизни, в сеть времени, такие же, как и мы, пленники земного великолепия и земных страданий.» (Генри Бестон. Англия).
Это должно быть путеводителем в нашей жизни.
Урок окончен. Благодарю всех за сотрудничество. Приложение 1.
Слайд 13