План конспект урока. Онтогенез. 10 класс

План конспект урока в 10 классе по теме «Онтогенез-индивидуальное развитие организмов«Цель урока: Формирование представлений об этапах индивидуального развития организмов, основных этапах эмбриогенеза, производных зародышевых листков, типах постэмбрионального развития. Задачи урока: Образовательные: сформировать знания о закономерностях эмбрионального (зародышевого) развития и постэмбрионального организмов, его цитологических основах; углубить и систематизировать знания учащихся об онтогенезе организмов; Развивающие развивать умение обосновывать роль полового размножения в эволюции организмов, воспроизведении потомства; формировать умения работать с таблицами, узнавать органы и системы органов на рисунках; научить учащихся формулировать выводы; развивать мышление учащихся, речь. Воспитательные формировать мировоззренческие представления о начале жизни и развитии организмов. Здоровьесберегающие смена видов деятельности во время урока; соблюдение правильности осанки во время урока.
Раздел Биология
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: «ОНТОГЕНЕЗ - ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМА» (10 класс)

Цель урока:

Формирование представлений об этапах индивидуального развития организмов, основных этапах эмбриогенеза, производных зародышевых листков, типах постэмбрионального развития.

Задачи урока:
Образовательные:

сформировать знания о закономерностях эмбрионального (зародышевого) развития и постэмбрионального организмов, его цитологических основах;

углубить и систематизировать знания учащихся об онтогенезе организмов;

Развивающие

развивать умение обосновывать роль полового размножения в эволюции организмов, воспроизведении потомства;

формировать умения работать с таблицами, узнавать органы и системы органов на рисунках;

научить учащихся формулировать выводы;

развивать мышление учащихся, речь.

Воспитательные

формировать мировоззренческие представления о начале жизни и развитии организмов.

Здоровьесберегающие

смена видов деятельности во время урока;

соблюдение правильности осанки во время урока.

Оборудование:

1. Таблица: "Строение ланцетника"
2. Презентация «Онтогенез»

3. Карточки с тестовыми заданиями

План урока:

1. Повторение темы «Оплодотворение в природе», «Двойное оплодотворение у цветковых растений» (устный опрос, работа по карточкам).

2.Новая тема:

  1. Онтогенез и его этапы.

  2. Эмбриогенез хордовых на примере ланцетника.

  3. Образование тканей и органов из зародышевых листков.

  4. Постэмбриональное развитие.

3.Закрепление.

Ход урока:

1.Повторение.

1. Стадии и значение оплодотворения (устный опрос)

2. Строение цветка. Двойное оплодотворение у цветковых растений.

( индивидуальная работа по карточкам)

2. Новая тема:

(рассказать, нарисовать схему, все записать в тетради).

Онтогенез - это индивидуальное развитие организма от момента образования зиготы до смерти. Его делят на два этапа:

1. Эмбриональный - от зарождения до рождения. Рождение - это выход зародыша из утробы или яйцевых оболочек.

2. Постэмбриональный - от рождения до смерти. Смерть - это прекращение всех жизненных процессов.

Схема на интерактивной доске:

зигота рождение смерть

.---------------------------------------!-----------------------------------------------.

эмбриональный период постэмбриональный

О Н ТО Г Е Н Е З

2. Изучим эмбриональный период хордовых - эмбриогенез на примере ланцетника.

Рассказ по таблице:

Ланцетник - примитивное хордовое животное. По форме напоминает хирургический инструмент - ланцет. Обитает в теплых морских водах. Закапывается в песок, вытащив передний конец тела с ротовым отверстием наружу. Является живой переходной формой между позвоночными и беспозвоночными. Одно из немногих хордовых, у которых хорда- эластичный тяж на спинной стороне сохраняется всю жизнь.

Далее изучение материала с помощью презентации «Онтогенез»

ВСЕ ПОД запись:

1 этап эмбриогенеза - дробление (слайд 2)

С момента оплодотворения образуется зигота. Затем она начинает делиться путем митоза, но мелкие клетки не расходятся, как обычно. Этот процесс называется дробление- последовательный ряд митотических делений зиготы, в результате которых образуется бластула. Бластула- это однослойный зародыш (слайд 3). Он состоит из:

А) бластомеров - это мелкие клетки, образовавшиеся в результате дробления.

Б) бластоцель - первичная полость тела, заполненная жидкостью.

2 этап - гаструляция (слайд 4)

Гаструляция - это образование зародышевых листков. В результате интенсивного деления отдельных клеток происходит перемещение - впячивание одной стенки бластулы во внутрь бластоцеля. В результате образуется двухслойный зародыш, а затем и трехслойный- гаструла. Так образуются зародышевые листки: эктодерма- наружный слой, энтодерма - внутренний, мезодерма- средний. При образовании мезодермы образуется вторичная полость - целом.

3 этап - гистогенез - образование тканей и органогенез - образование органов (слайд 5)

нейруляция- образование комплекса осевых органов ( нервная трубка, хорда, кишечная трубка). Зародыш на стадии нейруляции называется нейрула.

Из эктодермы на спинной стороне образуется нервная пластинка, ее края приподнимаются и утолщаются, края смыкаются и образуется нервная трубка. Из эктодермы так же образуются кожа, волосы, ногти, когти, органы зрения, слуха, обоняния, эмаль зубов.(слайд 6)

Из мезодермы:

Все соединительные ткани, скелет, кровь, кровеносная и лимфатическая система, половая система, мускулатура.(слайд 7)

Из энтодермы:

Пищеварительная система (железы, печень, желудок, кишечник), органы дыхания, щитовидная железа.(слайд 8)

Сообщение учащегося

На развитие эмбриона могут оказывать влияние различные мутагены: алкоголь, никотин, наркотики, лекарства. Например, использование снотворного талидомида в Западной Европе в 50- годы привел к рождению нескольких тысяч уродов от матерей, которые принимали снотворное.

Недостаток витамина В может стать причиной ряда морфологических уродств и внутренних органов (сердца, печени). Избыток некоторых гормонов может стать причиной аномалией развития.

2. Постэмбриональный период.

Различают два основных типа постэмбрионального развития.(слайд 8)

Прямое, при котором рожденная особь имеет такое же строение, как и взрослый организм и отличается лишь меньшими размерами. (тараканы, человек, млекопитающие, птицы, клопы).

Различают а) неличиночный (яйцекладный) тип, при котором зародыш развивается внутри яйца (рыбы, птицы) и б) внутриутробный тип, при котором зародыш развивается внутри организма матери.

Непрямое, при котором личинка сильно отличается от взрослой особи оп строению, образу жизни, питанию, передвижению, не способны к размножению (земноводные, жуки, чешуекрылые, мухи, пчелы)

3. Закрепление знаний учащихся

1.Что такое онтогенез?

2. Какие этапы можно выделить в онтогенезе животных и растений?

3. Работа по карточкам

Дайте ответ:

  • Индивидуальное развитие организма (онтогенез)

  • Оплодотворенная яйцеклетка (зигота)

  • Ряд митотических делений следующих друг за другом (дробление)

  • Шарообразный однослойный зародыш с полостью внутри (бластула)

  • Двухслойный зародыш с полостью внутри (гаструла)

  • Наружный слой клеток двухслойного зародыша (эктодерма)

  • Внутренний слой клеток двухслойного зародыша (энтодерма)

  • Третий зародышевый листок (мезодерма)

4 .Оценивание учащихся

5. Домашнее задание: п.35-36 Ответить на вопросы к параграфу.






© 2010-2022